Где сожгли джордано бруно. Дело Джордано Бруно: сожженный в пламени веры

Все уже наверное в курсе этого заблуждения, но все же давай по порядку. Первым человеком, внесшим серьезный вклад в школьный учебник астрономии, был Николай Коперник. Он жил в XVI веке, часто глядел в небо и однажды понял, что Земля вертится вокруг Солнца. Умер он своей смертью в 70 лет, потому что не кричал на площадях: «Земля вертится, пацаны!» – а тихо выводил в блокнотике никому не понятные формулы.

А вот поэта и мистика Джордано Бруно, который был следующим, как раз сожгли. Из трудов Коперника он понял лишь, что Земля – мелкая планетка, каких во Вселенной множество, и эта идея хорошо легла на придуманное им религиозное учение. В 1584 году Бруно начал гастролировать по городам с проповедями, и его сожгли за еретизм через 16 лет.

Галилей был третьим.

Молодой флорентиец Галилео Галилей, учившийся в Пизанском университете, обратил на себя внимание профессоров не только умными рассуждениями, но и оригинальными изобретениями. Увы, одаренного студента отчислили с третьего курса - у отца не было денег на его учебу. Но у юноши нашелся покровитель, богач маркиз Гвидобальдо дель Мойте, увлекавшийся науками. Он поддержал 22-летнего Галилея. Благодаря маркизу в мир вошел человек, который проявил свой гений в математике, физике, астрономии. Еще при жизни его сравнивали с Архимедом. Он первым заявил, что Вселенная бесконечна.

Бесспорно, такой одаренный молодой человек и без маркиза пробился бы в жизни. Галилео обладал настойчивым характером, умел отстаивать свое мнение и не боялся опровергать общепризнанные авторитеты. В своем даровании он был универсален - самозабвенно любил музыку, унаследовав способности от отца, известного флорентийского композитора, проявил себя литератором, поэтом, овладел медицинскими навыками. Но, познакомившись с физикой, математикой и астрономией, понял, что его путь - наука.

Его первый трактат «О движении» всколыхнул ученый мир того времени. В нем Галилей доказал, что свободное падение разных тел происходит с одинаковым ускорением. И это ускорение не зависит от веса падающего тела. Его вывод противоречил представлениям аристотелевской, схоластической физики, но Галилей доказал это экспериментальным путем. Рассказывают, что он забирался на Пизанскую башню и с верхнего этажа сбрасывал чугунные шары разного веса…

Галилео Галилей родился в Пизе, но детство и юность его прошли во Флоренции. Вначале он учился в монастыре Валломброза, хотел стать священником, изучал труды церкви. Но отец, обнаруживший в нем большие способности, был против и отправил его в университет Пизы для изучения медицины. Именнов университете Галилей, отличавшийся необыкновенной любознательностью, стал посещать лекции по геометрии. Среди преподавателей он быстро завоевал репутацию спорщика, который высказывал собственное мнение по различным научным вопросам.

В 1592 году Галилею предложили кафедру математики в Падунском университете, руководителем которой он оставался 18 лет. Это был наиболее продуктивный период его преподавательской и научной деятельности. Тогда он открыл закон инерции, согласно которому тело находится в состоянии покоя, если на него не действуют никакие силы. И оно может двигаться прямолинейно и равномерно сколько угодно времени под действием внешней силы, если на него не воздействуют другие силы. Узнав, что в Голландии появилась увеличительная труба, с помощью которой можно наблюдать звезды на небе, он изготовил телескоп с 32-кратным увеличением. Он одним из первых обнаружил на Луне кратеры, горные хребты, разглядел на Солнце пятна. Свои наблюдения он изложил в книге «Звездный вестник », которая вышла в 1610 году.

Наблюдая за небесными светилами, Галилей, как и Коперник, пришел к гелиоцентрической системе, убедился в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Но этот научно доказанный взгляд противоречил догматам церкви. Галилео был католиком, верующим, он не собирался отказываться от идеи Бога, но не мог и не сказать об очевидном, и законы физики подтверждали его наблюдения.

Галилей перед Святым Судилищем. Художник Ж. -Н. Робер-Флёри. 1847 г.

Эта его позиция возмутила церковников. На Галилея поступил донос, где его обвинили в ереси. В 1615 году он отправился в Рим для оправданий перед инквизицией. Сочинения Коперника тогда были уже занесены в список запрещенных. Галилею пришлось очень осторожно говорить о своих научных открытиях. Его предупредили и отпустили. А в 1633 году состоялся знаменитый процесс, на котором ему пришлось публично покаяться и отказаться от своих «заблуждений». По легенде, Галилей уже после приговора произнес ставшую знаменитой фразу: «А все-таки она вертится».

Оказавшись узником инквизиции, он 8 лет уединенно жил в Риме, затем под Флоренцией. Ему запретили публиковать свои работы, производить эксперименты. Но несмотря на все ограничения, запреты и начавшуюся слепоту, Галилей продолжал работать. Он полностью ослеп в 1637 году и через 5 лет умер в заточении. Его прах через сто лет был перенесен во Флоренцию и захоронен рядом с Микеланджело.

В 1992 году Папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

Судя по свидетельствам друзей и письмам самого Галилея, его взгляды после показного покаяния не изменились, он по-прежнему был убеждён во вращении Земли. Однако не существует доказательств того, что Галилей говорил данную фразу. Биография Галилея, написанная в 1655–1656 гг. его учеником и последователем Винченцо Вивиани, не содержит никаких упоминаний этой фразы.

Впервые в печати эти слова были приписаны Галилею в 1757 году (то есть через 124 года после его отречения) итальянским журналистом Джузеппе Баретти в его книге The Italian Library . Миф стал широко известен в 1761 году, после перевода книги Баретти на французский. В частности, в книге Querelles Litteraires («Литературные распри»), вышедшей в Париже в 1761 г., Огюапен Симон Трэл написал: «уверяют, что Галилей, отпущенный уже на свободу, мучимый угрызениями совести, однажды всё-таки сказал, топнув ногой: „А всё-таки она вертится!“, - имея в виду Землю»

Или еще вариант: она благодаря знаменитому художнику Мурильо, которому после смерти Галилея был заказан его портрет. Заказ был выполнен одним из учеников Мурильо в 1646 году. И только через 250 лет искусствоведы установили, что широкая рама искусно скрывает «еретическую» часть картины, на которой видны астрономические эскизы, показывающие вращение Земли вокруг Солнца, и знаменитые слова: «Eppus si muove!». Здесь-то вероятно и скрываются корни возникновения легенды.

Позже немецкий поэт и драматург Карл Гуцков (1811 - 1878) вложил эти слова в уста Уриеля Акосты, героя его трагедии «Уриель Акоста» (действ. 4, явл. 11). Эта пьеса часто ставилась в России в конце XIX - начале XX в., что способствовало распространению этого выражения в русском обществе.

Прототип героя этой трагедии - Уриель Акоста (ок. 1585-1640), голландский мыслитель-вольнодумец еврейского происхождения. За выступления против догм иудаизма, против веры в, загробную жизнь подвергался преследованиям со стороны ортодоксов. Покончил жизнь самоубийством.

Фраза - символ уверенности человека в своей правоте, как бы и кто бы ни стремился эту уверенность поколебать.

Вот еще несколько интересных вопросов и ответов: вот например , а уверены ли вы . Вот может вы не знаете или Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

«Термин "лженаука" уходит далеко в Средние Века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил "А Земля всё-таки вертится"…». Автор этой фантастической цитаты, где перепутаны три разных человека — политик Борис Грызлов.

На самом деле за гелиоцентризм (представление, что центром нашей планетной системы является Солнце) преследовали Галилео Галилея. Великого астронома заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится!» он не говорил — это поздняя легенда. Живший ранее Николай Коперник — основатель гелиоцентризма и католический священнослужитель — тоже умер своей смертью (его доктрину официально осудили лишь 73 года спустя). А вот сожгли Джордано Бруно — 17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси.

Вокруг этого имени существует множество мифов. Самый распространенный из них звучит примерно так: «Жестокая Католическая Церковь сожгла передового мыслителя, учёного, последователя идей Коперника о том, что Вселенная бесконечна, а Земля вращается вокруг Солнца».

Ещё в 1892 году на русском языке появился биографический очерк Юлия Антоновского «Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность». Это настоящее «житие святого» Эпохи Возрождения. Оказывается, первое чудо произошло с Бруно в младенчестве — змея вползла в его колыбельку, но мальчик криком напугал отца, и тот убил тварь. Дальше — больше. Герой с детства отличается выдающимися способностями во многих областях, бесстрашно спорит с противниками и побеждает их с помощью научных аргументов. Очень молодым человеком он получает всеевропейскую известность и в расцвете сил бесстрашно гибнет в пламени костра.

Красивая легенда о мученике науки, погибшем от рук средневековых варваров, от Церкви, которая «всегда была против знаний». Настолько красивая, что для многих реальный человек перестал существовать, а на его месте появился мифический персонаж — Николай Брунович Галилей. Он живёт отдельной жизнью, шагает из одного произведения в другое и убедительно побеждает воображаемых противников.

Вот только к реальному лицу это не имеет отношения. Джордано Бруно был раздражительным, импульсивным и взрывным человеком, доминиканским монахом, а учёным скорее по названию, чем по сути. Его «одной, но подлинной страстью» оказалась не наука, а магия и желание создать единую мировую религию на основе древнеегипетской мифологии и средневековых гностических идей.

Вот, например, один из заговоров богине Венере, который можно найти в трудах Бруно: «Венера благая, прекрасная, красивейшая, любезная, благоволящая, милостивая, сладкая, приятная, блистающая, звёздная, Дионея, благоухающая, веселая, Афрогения, плодородная, милостивая, щедрая, благодетельная, мирная, изящная, остроумная, огненная, величайшая примирительница, любовей владычица» (Ф. Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000).

Вряд ли эти слова уместны в творениях доминиканского монаха или учёного-астронома. Зато они очень напоминают заговоры, которыми пользуются до сих пор некоторые «белые» и «чёрные» маги.

Бруно никогда не считал себя учеником или последователем Коперника и астрономией занимался лишь в той мере, в которой она помогала ему найти «сильное колдунство» (воспользуемся выражением из «гоблинского перевода» «Властелина колец»). Вот как один из слушателей выступления Бруно в Оксфорде (правда, довольно пристрастный) описывает то, о чём рассказывал оратор: «Он решил среди очень многих других вопросов изложить мнение Коперника, что земля ходит по кругу, а небеса покоятся; хотя на самом деле это его собственная голова шла кругом и его мозги не могли успокоиться» (цитата из указанного сочинения Ф. Йейтс).

Бруно заочно похлопывал старшего товарища по плечу и говорил: да, Копернику «мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты». Однако «он недалеко от них ушел, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов». Иными словами, Коперник оперировал точными науками и не искал тайных магических знаний, поэтому был, с точки зрения Бруно, недостаточно «продвинут».

Многие читатели пламенного Джордано не могли понять, почему среди его сочинений по искусству запоминания или устройству мира встречаются какие-то безумные схемы и упоминания античных и древнеегипетских богов. На самом деле именно эти вещи для Бруно были самыми важными, а механизмы тренировки памяти, описания бесконечности Вселенной — лишь прикрытием. Бруно, ни много ни мало, называл себя новым апостолом.

Подобные воззрения и привели философа на костер. К сожалению, полный текст приговора Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что коперникианские идеи, которые по-своему выражал подсудимый, также вошли в число обвинений, но не делали погоды в инквизиторском расследовании.

Это расследование продолжалось восемь лет. Инквизиторы пытались подробным образом разобраться в воззрениях мыслителя, тщательно изучить его труды. Все восемь лет его склоняли к покаянию. Однако философ отказался признать выдвинутые обвинения. В результате инквизиционный трибунал признал его «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана, отлучён от церкви и казнён (В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция. М.: АН СССР, 1955).

Разумеется, заключать человека в тюрьму, а потом сжигать на костре только за то, что он высказывал определённые взгляды (пусть и ложные), для людей XXI века недопустимо. Да и в XVII веке подобные меры не добавили популярности Католической Церкви. Однако рассматривать эту трагедию как борьбу науки и религии нельзя. По сравнению с Джордано Бруно средневековые схоласты скорее напоминают современных историков, защищающих традиционную хронологию от фантазий академика Фоменко, чем тупых и ограниченных людей, которые боролись с передовой научной мыслью.

Джордано Бруно. Гравюра 1830 года по оригиналу начала XVIII века Wellcome Library, London

«…Ученый был приговорен к сожженью.
Когда взошел Джордано на костер,
Верховный нунций перед ним потупил взор…
— Я вижу, как боитесь вы меня,
Науку опровергнуть не умея.
Но истина всегда сильней огня!
Не отрекаюсь и не сожалею».

Италия эпохи Возрождения не знала, пожалуй, фигуры более масштабной и одновременно сложной и противоречивой, чем Джордано Бруно, известного также как Бруно Ноланец (по месту рождения — Нола, город в Италии). Доминиканский монах, знаменитый скиталец, один из самых скандальных людей своего времени, яростный сторонник гелиоцентрической системы, создатель секты под названием «новая философия» — все это одно лицо. Трагическая смерть Ноланца, сожженного в Риме в 1600 году, стала одной из самых мрачных страниц в истории инквизиции. Казнь Бруно неоднократно интерпретировали как попытку католической церкви остановить распространение гелиоцентрической системы Коперника, за которую ратовал Ноланец. Со временем это стало совершенно общим местом (см. стихотворный эпиграф). Вот характерный пассаж из школьных заданий к уроку обществознания 11-го класса: «В то время учили, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и все планеты вращаются вокруг нее. Церковники преследовали всех, кто был с этим не согласен, а особенно упорных уничтожали… Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба… Слава о нем пошла по многим университетам Европы. Но церковники не хотели мириться с дерзким ученым. Они нашли предателя, который прикинулся другом Бруно и заманил его в ловушку инквизиции».

Однако документы инквизиционного процесса над Джордано Бруно полностью опровергают эту точку зрения: Ноланец погиб не из-за науки, а потому, что отрицал основополагающие догматы христианства.

В 1591 году, по приглашению венецианского аристократа Джованни Мочениго, Бруно тайно вернулся в Италию. Причина, по которой он решился на это, в течение долгого времени оставалась загадкой: некогда он покинул Италию из-за преследования, появление в Венеции или других городах могло грозить Бруно серьезными последствиями. Вскоре отношения Бруно с Мочениго, которому он преподавал искусство памяти, испортились. Судя по всему, причиной было то, что Бруно решил не ограничиваться преподаванием одного предмета, а изложил Мочениго собственную «новую философию». Видимо, это же побудило его пересечь границу Италии: Бруно планировал представить в Риме и других городах Италии новое, стройное и целостное религиозное учение.

К началу 1590-х годов он все яснее видел себя религиозным проповедником и апостолом реформированной религии и науки. В основе этого учения лежали крайний неоплатонизм Неоплатонизм — течение в античной философии, развивав-шееся с III в. вплоть до начала VI в. н. э. Оставаясь последователями Платона, представители этого учения развивали собственные философские концепции. К числу наиболее выдающихся неоплато-ников можно причислить Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Дамаския. Поздний неоплатонизм, в особенности Ямвлиха и Прокла, был пропитан магическими элементами. Наследие неоплатонизма оказало большое влияние на христианское богословие и европейскую культуру эпохи Возрождения. , пифагорейство Пифагорейство — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Греции и названное по имени своего родоначальника Пифагора. В основе его лежало представление о гармоническом устройстве мироздания, подчиненного числовым законам. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. В результате последующих интерпретаций оно приобрело ярко выраженный эзотерический характер. Пифагорейская магия числа и символа оказала большое влияние на каббалистическую традицию. , античный материализм в духе Лукреция Тит Лукреций Кар (ок. 99 — ок. 55 до н.э.) — автор знаменитой поэмы «О природе вещей», последователь Эпикура. Приверженец философии атомизма, согласно которой чувственно воспринимаемые пред-меты состоят из материальных, телесных частиц — атомов. Отвергал смерть и потусто-роннюю жизнь, считал, что материя, лежащая в основе мироздания, вечна и бесконечна. и герметическая философия Герметическая философия — мистическое учение, возникшее в эпоху эллинизма и поздней Античности. По преданию, Гермес Трисмегист («трижды величайший») даровал тексты, содержавшие мистическое откровение, своим последователям и ученикам. Учение носило ярко выраженный эзотерический характер, соединяя в себе элементы магии, астрологии и алхимии. . При этом нельзя забывать одной вещи: Бруно никогда не был атеистом; несмотря на радикальность высказанных им суждений, он оставался глубоко верующим человеком. Коперниканизм же для Бруно был отнюдь не целью, но удобным и важным математическим инструментом, который позволял обосновать и дополнить его религиозно-философские концепции. Это заставляет лишний раз усомниться в тезисе о Бруно как «мученике науки».

Амбиции Бруно, вероятно, способствовали его разрыву с Мочениго: на протяжении двух месяцев Бруно на дому обучал венецианского аристократа мнемотехнике, однако после того, как он заявил о своем желании покинуть Венецию, Мочениго, недовольный преподаванием, решил «настучать» на своего педагога. В доносе, который он отправил венецианским инквизиторам, Мочениго подчеркивал, что Бруно отрицает основополагающие догматы христианского вероучения: о божественности Христа, Троице, непорочном зачатии и другие. Всего Мочениго написал три доноса, один за другим: 23, 25 и 29 мая 1592 года.

«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.
Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что Дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому… что он удивляется, как Бог терпит столько ересей католиков».

Объем еретических тезисов был столь велик, что венецианские инквизиторы отправили Бруно в Рим. Здесь в течение семи лет ведущие римские богословы продолжали допрашивать Ноланца и, судя по документам, стремились доказать ему, что его тезисы полны противоречий и нестыковок. Однако Бруно твердо стоял на своем — порой он, казалось, был готов пойти на уступки, но все же в последний момент менял свое решение. Вполне возможно, причиной тому было ощущение собственной высокой миссии. Одним из краеугольных камней обвинения стало чистосердечное признание Бруно в том, что он не верит в догмат Святой Троицы.

«Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, единую в существе?..
Ответил: „Говоря по-христиански, согласно богословию и всему тому, во что должен веровать каждый истинный христианин и католик, я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа… ибо, согласно св. Августину, этот термин не древний, а новый, возникший в его время. Такого взгляда я держался с восемнадцатилетнего возраста по настоящее время“».

Из материалов следствия венецианской инквизиции

Спустя семь лет безуспешных попыток переубедить Бруно инквизиционный трибунал объявил его еретиком и передал в руки светских властей. Бруно, как известно, решительно отказался каяться в ересях, об этом, в частности, свидетельствует отчет конгрегации инквизиторов от 20 января 1600 года: «По поручению светлейших брат Ипполит Мариа совместно с генеральным прокуратором ордена братьев проповедников беседовал с оным братом Джордано, увещевая признаться в еретических положениях, заключающихся в его сочинениях и предъявленных ему во время процесса, и отречься от них. Он не дал на это согласия, утверждая, что никогда не высказывал еретических положений и что они злостно извлечены слугами святой службы».

В дошедшем до нас смертном приговоре Бруно не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука. Единственное конкретное обвинение звучит так: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.», то есть Бруно вменялось в вину отрицание церковных догматов. Ниже упоминаются «донесения… о том, что тебя признавали атеистом, когда ты находился в Англии».

В приговоре упоминаются некие восемь еретических положений, в которых упорствовал Бруно, однако они не конкретизируются, что дало некоторым историкам, в том числе советской школы, основание предполагать, что часть документа, где подробно описываются обвинения инквизиции, была утрачена. Сохранилось, однако, письмо иезуита Каспара Шоппе, который, по-видимому, присутствовал при оглашении полного приговора и позже кратко пересказывал в письме его положения:

«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира, и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос — не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедо-вавшиеся».

Нетрудно видеть, что и в этом пересказе (достоверность которого — вопрос отдельного научного обсуждения) не упоминается гелиоцентрическая система, хотя и упоминается идея о бесчисленности миров, а список ересей, которые приписывались Бруно, связаны именно с вопросами веры.

В середине февраля на Кампо-деи-Фьори в Риме «наказание без пролития крови» было приведено в исполнение. В 1889 году на этом месте был установлен памятник, надпись на постаменте которого гласит: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер».

Источники

  • Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция.
  • Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция.
  • Giordano Bruno. Documents. Le procès. Ed. L. Firpo et A.-Ph. Segonds.

    Paris, Les belles lettres, 2000.

  • L. Firpo. Il processo di Giordano Bruno.

    Roma, Salerno, 1993.

  • Favole, metafore, storie. Seminario su Giordano Bruno, a cura di M. Ciliberto.

    Pisa: Edizioni della Normale, 2007.

  • Enciclopedia bruniana e campanelliana, dir. da E. Canone e G. Ernst.

    Pisa: Istituti editoriali e poligrafici internazionali, 2006.

  • Giordano Bruno. Parole, concetti, immagini, 3 vols, direzione scientifica di M. Ciliberto.

    Pisa: Edizioni della Normale, 2014.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548–1600 гг.) – итальянский философ, родившийся недалеко от Неаполя (в поселке близ города Нола).

Джордано Бруно был приговорен инквизицией к сож жению на костре за «еретическое» утверждение о том, что Земля вертится. Однако мало кто знает, что еретиком он был объявлен не только за это. В эпоху Возрождения в христианском обществе повысился интерес к идее переселения души. Последователем этого учения был и Д. Бруно. Однако Церковь отвергала доктрину реинкарнации и жестоко наказывала инакомыслящих. Джордано Бруно предстал перед судом и в ответ на предъявленное обвинение смело заявил, что душа может переселяться из одного тела в другое. Церковные власти не могли оставить безнаказанным такое утверждение, противоречащее Святому Писанию, и его приговорили к смертной казни. В Средние века тема реинкарнации находилась под строгим запретом, но о ней часто говорили на тайных собраниях каббалистов, розенкрейцеров, франкмасонов и последователей прочих религиозных учений.

Мы не знаем, о чем думал Джордано Бруно в тот момент, когда огонь прикоснулся к нему. Возможно, он представил вечные муки в аду или, наоборот, следующую, более лучшую жизнь на земле.

Во времена Д. Бруно сожжение на костре стало уже редким видом казни. На протяжении XVI в. в Риме были преданы огню всего 255 еретиков. Какое же опасное для Церкви высказывание допустил Джордано Бруно?

В его утверждении присутствовала еретическая мысль о том, что душа человека бессмертна. Она может переселиться в новое тело и продолжить жизнь на Земле, а может жить в других мирах. Д. Бруно был сторонником идеи, что человек становится единым с Богом за то время, пока его душа странствует по свету. По его мнению, единение с Богом может произойти в любой момент, и для этого не обязательно дожидаться конца света. Христианство же утверждает, что душа живет в теле единожды, и только на Страшном суде решится ее участь – попадет она в Царствие Божие или в ад.

Идея реинкарнации подрывала устои Церкви в те времена. Д. Бруно высказывал мысль о том, что спасение человека зависит от его непосредственной связи с Богом. Взаимоотношениям человека с Церковью он не придавал значения. Именно поэтому он и подвергся преследованиям инквизиции.

Неприязнь у Церкви Д. Бруно вызывал с тех пор, как в возрасте 24 лет получил сан доминиканского священника в Неаполе. Ему были тесны рамки монастырской жизни. Он любил читать, размышлять, обладал вспыльчивым нравом и часто вызывал гнев со стороны властей. Его церковные наставники полагали, что он высказывает слишком много собственных идей. К тому же Д. Бруно отличился тем, что выступал в защиту еретика Ария (IV в.), хранил запрещенные труды философа-гуманиста Эразма Роттердамского. В 1578 г. церковные власти объявили Д. Бруно еретиком и он был вынужден бежать из Италии.

Немецкий философ XIX в. А. Шопенгауэр сказал о Европе: «Это часть мира, где слепо и упорно верят в то, что человек был создан из ничего и что это рождение есть его первое появление на свет».

Последующие годы Д. Бруно странствовал по Англии, Франции, Германии и Швейцарии. За свои высказывания и печатные работы он везде подвергался гонениям. Философ критиковал многих английских и французских ученых того времени за приверженность учению Аристотеля. В Женеве Д. Бруно был осужден за то, что обратил внимание на наличие «ошибок» в лекции богослова-кальвиниста. Его преследовали и католическая, и протестантская церкви.

Д. Бруно был выдающимся человеком. Он занимался мнемоникой, философией, оставил много литературных трудов. Несмотря на неприятие властей, у его идей были приверженцы. То, что он говорил об устройстве Вселенной, впоследствии было подтверждено научными открытиями XX века. Однако Д. Бруно нельзя считать ученым в полном смысле этого слова. Он разделял мнение Николая Коперника об устройстве солнечной системы, однако не соглашался со многими его научными теориями.

Д. Бруно увлекался мистицизмом и философией. Он считал, как и Н. Коперник, что Земля не является центром Вселенной. Но, по его мнению, Солнце тоже не является ее центром. Он высказывал утверждение о существовании во Вселенной бесконечного числа миров.

В XVI в. люди верили, что звезды неподвижно закреплены на небосклоне. Д. Бруно тогда говорил о существовании единого пространства, которое бесконечно. Он называл его Пустотой и полагал, что в нем располагается бесчисленное количество небесных тел. По его утверждению, это пространство не имеет границ и существуют миры, подобные тому, в котором мы живем. Д. Бруно от идеи бесконечности миров переходил к идее безграничности человеческих возможностей. Ведь если есть бесконечные миры, то значит, должны быть и бесконечные возможности для их изучения. В своих трудах Д. Бруно писал, что человек имеет возможность познания жизни в любых ее проявлениях. Он не может быть целостным вне зависимости от того, имеет ли он телесную оболочку или свободен от нее. Как и пространство вокруг нас, способности и возможности человека безграничны.

После казни Д. Бруно Церковь оправдывалась тем, что он поплатился за свои заблуждения относительно богословия и магии. Однако по протоколам следствия было выяснено, что причиной его сожжения была уверенность в существовании бесконечных миров и реинкарнации.

Одним из еретических трудов Д. Бруно было «Изгнание Торжествующего Зверя». Церковь отнесла это на счет папы римского, в то время как сам Бруно под Зверем подразумевал порочную часть натуры человека – невежество, суеверность. Он признавал религию, основанную на разуме, как средство борьбы с человеческими пороками, т. е. Зверем в себе. Именно в «Изгнании Торжествующего Зверя» более всего Бруно затрагивает вопросы реинкарнации.

Защищаясь, Д. Бруно пытался обосновать свои идеи как философ, а не монах. Он говорил, что вероятность реинкарнации подтверждает и мнение древнегреческого философа Пифагора, жившего в V в. до н. эры. Д. Бруно не соглашался с католиками, которые полагали, что души после смерти людей попадают в рай, чистилище и ад. Ведь никто никогда не находил душу без тела. Кроме того, нельзя отождествлять душу с телом. Поэтому душа может переселяться из одного тела в другое.

Философ настаивал на мнении, что начало души находится в Боге, что душа бессмертна. Он был уверен, что смерть для людей – это разделение и воссоединение души и тела.

В течение семи лет Д. Бруно содержался в темнице. Его лишили возможности читать и писать, он голодал, его подвергали пыткам. Затем ему предъявили список его «еретических заявлений» из написанных им книг и потребовали отречься от них. Бруно не изменил своей позиции. Возможно, это было связано и с тем, что у него не оставалось надежды на помилование даже после признания своих убеждений ошибочными и отречения от них.

8 февраля 1600 года в церкви Святой Марии инквизиция вынесла Д. Бруно приговор, еще раз обвинив его в еретичестве и нежелании раскаяться. Его еще раз отлучили от «святой и непорочной Церкви», а его труды попали в списки запрещенных книг. Формальное обращение кардиналов к светскому суду о снисходительности к Д. Бруно не было учтено. До казни оставалось еще 11 дней, однако Бруно проявил несгибаемую волю, не раскаялся, и за приверженность своим идеям был сожжен на костре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Джордано Бруно стал самой известной жертвой религиозного мракобесия. До сих пор не известно, что именно послужило основным поводом для казни - прогрессивные естественнонаучные взгляды или еретические высказывания.

Джордано Бруно родился в 1548 году в провинции Нола рядом с Неаполем. При рождении Бруно получил имя Филиппо. По названию родного местечка его прозвали Бруно Ноланцем.

В 11 лет мальчика отправили в Неаполь для изучения литературы, диалектики и логики. В 15 лет Филиппо продолжил обучение в монастыре Святого Доминика. В 1565 году Бруно постригся в монахи. Тогда же ему и дали церковное имя Джордано.

Научная и преподавательская деятельность

В 24 года Бруно стал католическим священником. Уже тогда юношу обвиняли в чтении литературы из Индекса запрещенных книг (издан в 1559 году). Навлекало подозрение и то, что Джордано выносил из кельи иконы и оставлял только распятие.

Чтобы избежать расследования, молодой ученый в 1576 году уехал в Рим, затем - на север Италии, а после - в Швейцарию.

Здесь, в Женеве, он поступает в университет. Однако его вновь начали подозревать в ереси. Джордано пришлось переехать во Францию, в городок Тулузу. Ему присваивают ученый титул, и 2 года он читает лекции по философии.

В 1581 году Бруно получает место в Сорбонском университете во Франции. Он снискивает расположение короля Генриха III Французского.

В 1583 году Бруно переезжает в Англию. Вначале он обосновался в Лондоне, затем - в Оксфорде. Но споры с местными профессорами вынудили его вновь перебраться в столицу.

Здесь он пытается убедить приближенных к Елизаветинскому двору в правдивости идей Коперника. Однако поддержки не находит. Только английский физик, придворный врач Якова I и Елизаветы I - Уильям Гилберт, разделяет его точку зрения.

Спустя 2 года Бруно возвращается во Францию. А в 1586 - переезжает в Германию. Здесь он безуспешно ищет работу. Только в Марбурге, немецком университетском городе, ему удается получить место. Но вскоре ученого отстраняют от преподавательской деятельности.

Джордано перебирается в город Виттенберг. С 1586 по 1588 года он читает лекции. После уезжает в Прагу, где занимается изучением понятия «магии».

Спустя год Бруно переезжает в Гельмштедт, а после - во Франкфурт. За публикацию своих трудов он получает значительный гонорар. Однако в 1591 году был вынужден спешно покинуть город.

Заключение и казнь

Тогда же Джордано пригласил в Венецию молодой аристократ Джованни Мочениго, чтобы обучиться т.н. «искусству памяти» - мнемонике.

Но уже 23 мая 1592 года Мочениго направляет инквизитору первый донос на Бруно. В нем говорилось, что Джордано распространяет еретические взгляды, отрицает догматы христианской веры, выдвигает дикие гипотезы об устройстве мира и резко высказывается о монахах.

25 и 26 мая последовали еще 2 доноса от Джованни. Итальянского философа арестовывают. 17 сентября римская инквизиция требует Венецию выдать им Бруно для суда. 27 февраля 1593 года ученого перевозят в Рим.

В тюрьмах Рима Бруно провел 6 лет. В течение этого периода он отказывался признать свои взгляды и убеждения ошибочными.

9 февраля следующего года инквизиционный трибунал вынес обвинение Бруно в ереси по 8 положениям. Его отлучили от церкви и лишили сана священника. Нопалеанцу вменялось только отрицание догматов церкви, однако нет упоминаний о том, что причиной казни стали научные взгляды.

Джордано приговорили к наказанию «без пролития крови». Так обозначалось сожжение на костре. Казнь состоялась 17 февраля на площади Цветов в Риме.

Мировоззрение и труды

Мировоззрение Джордано Бруно удивительно сочетало в себе магические и прогрессивные научные взгляды. Он был поклонником идей Николая Кузанского и Коперника, труды которых утверждали, что Земля вращается вокруг Солнца. Ученый резко критиковал господствовавшую в 16 веке гелиоцентрическую систему устройства мира.

Бруно считал, что Солнце - просто звезда, а Вселенная безгранична. Он утверждал, что в нашей Галактике есть другие, тогда неизвестные, небесные тела. Также философ доказывал, что существует бесконечное множество миров и планет, на которых возможна жизнь.

В то же время Джордано проводил исследования на тему магии. Он выделял 9 различных форм магии. Также Бруно считал, что душа - метафизическая единица, которая может переходить из одного тела в другое.

За свою жизнь Джордано Бруно написал несколько литературных и естественнонаучных трудов. Самые значимые из них: «О естественной магии» (1588), «О бесконечности вселенной и мирах» (1584), «Искусство памяти» (1582), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых» (1591).

До 1948 года произведения Бруно находились в Индексе запрещенных книг. Спустя 300 лет после его смерти, 9 июня 1889 года, на месте казни - площади Цветов - был открыт памятник итальянскому философу - ученому, опередившего свое время на несколько столетий.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.