Главный японский бог. Японская мифология

Бог смерти или шинигами (яп. 死神 шинигами?, букв. «бог смерти») - персонифицированная смерть; смерть как отдельный персонаж или группа персонажей в фантастических произведениях японского искусства, например, в манге, аниме или ракуго.

В традиционной культуре

Шинигами - это относительно новое понятие в японском фольклоре. До сих пор не ясно, в какой момент слово “шинигами” в японской культуре стало служить как имя собственное для персонифицированной смерти - возможно, этот образ был заимствован из Китая, где мифология предполагала наличие нескольких типов божеств смерти и проводников душ, или же из Европы, где образ Смерти также персонифицирован, в период Сэнгоку.

Шинигами были быстро замечены художниками, писателями и поэтами той эпохи, и вскоре шинигами появился в рассказе к альбому гравюр Сюнсэна Такэхары «Сто иллюстрированных историй» 1841 года. Вероятно, это было первым появлением шинигами в японской литературе.

Шинигами дважды появляется в пьесе «Самоубийство влюблённых на острове Небесных Сетей» по произведению Тикамацу Мондзаэмона (1721 год). Значительное распространение образ получил в эпоху Мэйдзи (1868-1912 гг.) и вскоре повсеместно был принят японцами.

Концепция шинигами также может быть использована в более широком смысле по отношению к любому божеству смерти, потому как шинигами - довольно новый термин, который практически не связан с синтоизмом и редко используется в традиционных повествованиях.

В древних произведениях в качестве ками смерти выступают:

Эмма (яп. 閻魔?), также известный как Яма - бог-властитель ада «дзигоку», судья мёртвых.

Идзанами (яп. イザナミ?) - синтоистская богиня, супруга Идзанаги. Являлась богиней созидания, но позже стала нести смерть в мир людей.

В современной культуре

Примеры в аниме:

Блич / Bleach
Шинигами – воины и психопомпы, сражающиеся со злыми духами и помогающие душам умерших отправиться в иной мир (Сообщество Душ). Ранги шинигами включают фукутайтё (яп. 副隊長 фукутайтё:) – аналог лейтенанта, тайтё (яп. 隊長 тайтё:) – капитана и сотайтё (яп. 総隊長 со:тайтё:) – генерала. В рамках каждого отряда выделяют 20 самых сильных шинигами: первый называется тайтё, второй – фукутайтё, а с третьего по 20-е места называются просто по номеру места (то есть номер + сэки (яп. 席 сэки), например, третье место – это сандзэки (яп. 三席 сандзэки)). Чин сотайтё имеет только Сигэкуни Ямамото-Гэнрюсай, тайтё первого отряда и основатель академии шинигами.

Наруто / Naruto
Шинигами – огромное чудовище в белой мантии со свитком в зубах и вакидзаси в руках. Вызывается шинигами запретной техникой сики фудзин (яп. 屍鬼封尽 сики фу:дзин), которая была использована за весь сериал дважды: четвёртым хокагэ для запечатывания Кюби но Ёко (яп. 九尾の妖狐 Кю:би но Ё:ко) внутри Наруто и третьим хокагэ в битве против Орочимару. При использовании сики фудзин, шинигами забирает душу ниндзя, который использует эту технику.

Тетрадь смерти / Death Note
Боги смерти – боги, живущие в своём, отдельном от человеческого, мире, откуда могут наблюдать за миром людей. Их предназначение – лишать людей жизни. Орудием убийства выступают тетради смерти, их использование требует соблюдения строгих правил, полностью правила не знают даже сами боги смерти. Основное правило гласит: если записать имя человека, чьё лицо знаешь, он умрёт. Тетрадью может пользоваться не только бог смерти, но и человек.
У богов смерти особые глаза, которыми видно настоящее имя и срок жизни любого человека. Владелец Тетради может заключить с богом смерти сделку и за половину своей оставшейся жизни получить глаза бога смерти. Когда бог смерти записывает имя человека в Тетрадь, он получает срок жизни, оставшийся этому человеку. Поэтому, если Бог смерти не сидит без дела, он никогда не умрёт.
Бога смерти нельзя убить обычными способами (выстрелом или ударом ножа) или записью имени в Тетради смерти. Но им категорически запрещено продлевать жизнь человека. Если бог смерти полюбит человека и запишет имя его убийцы в Тетрадь, то этот бог умрёт. Спасенный же им человек получит к своей остаток жизни спасшего его бога смерти.
Согласно сюжету, богам смерти очень скучно в их мире, поэтому один из них – бог смерти по имени Рюк – решает “обронить” Тетрадь в мире людей (Рюк выманил другую Тетрадь у короля смерти) и посмотреть, что получится. Старшеклассник Ягами Лайт (яп. 夜神月 Ягами Райто?), подобравший Тетрадь, начинает использовать её, чтобы очистить мир от преступности.

Потомки тьмы / Yami no Matsuei
По синтоистской мифологии Мэйфу (яп. 冥府) – страна мёртвых, место, где вечно цветёт сакура, и умершие души обретают покой. Там людей судят за прижизненные поступки и определяют, какой будет вечная жизнь умершего. Обеспечением доставки душ занимаются шинигами.
По версии “Yami no Matsuei”, шинигами Японии красивы, носят пиджаки и галстуки, пьют кофе и в целом непохожи на грозных ангелов смерти. Даже здание их департамента, Эмма-тё, напоминает полицейский участок и больницу. Если где-либо на подотчётной территории происходят странные события или убийства, вместо полиции на место преступления отправляется шинигами с напарником.

Пожиратель душ / Soul Eater
Шинигами в данных сериале и манге представляет собой силу, противостоящую разрушению мира. Шинигами тут предстаёт в единственном числе, хотя у него есть сын, который также считается шинигами. С целью облегчения своей работы, шинигами создаёт академию, в которой обучаются кандидаты на роль Косы смерти – лучшего оружия в борьбе с древним врагом Кисином. Сам Шинигами – пассивная сила, скрывающаяся под маской почти безобидного шалопая. Шинигами напоминает большую угловатую кляксу с одной стороны, или же человека во фраке и цилиндре – с другой. Лицом шинигами служит живая маска, напоминающей маску ангела из сериала “Евангелион”.

Отчет о буйстве духов / YuYu Hakusho
В истории “YuYu Hakusho” одна из героинь, Ботан, представляясь, указывает, что на Западе её бы называли шинигами. Ботан – бойкая, жизнерадостная девушка, иногда ведущая себя, как анекдотическая блондинка. В начале истории работает провожатым в загробный мир духов усопших. В её обязанности входит прояснение ситуации умершему, первичная оценка его перспектив с просмотром книги оценок жизни и сопровождение умершего в мир духов на финальный суд, а её непосредственный начальник – правитель Рэйкай (яп. 霊界屋, мир духов).
Голубые длинные волосы Ботан собраны в хвост, форменной одеждой служит светло-розовое кимоно, запахнутое наоборот (правая часть поверх левой). Ботан может приходить в мир людей в виде человека или невидимым для людей духом. Среди сверхъестественных способностей у Ботан есть умеренные целительные силы и возможности создавать защитные барьеры. По мановению мысли она способна материализовать весло, которым регулярно пользуется для полётов, чаще всего усаживаясь на него как в дамское седло.
Фрагменты образа черпаются из китайской и японской мифологий. Голубой (обычно как цвет кожи, а также глаз) был ассоциирован с миром усопших. “Тот” же мир, как предполагалось, был противоположностью или оборотной стороной мира обычного, с чем связана манера ношения кимоно. Наконец, девушки, в противоположность сильным лодочникам вроде Харона, переправляли заблудшие души через реку Сандзу.

Тёмный дворецкий / Kuroshitsuji
В манге и аниме “Kuroshitsuji” шинигами представлены жнецами, которые забирают души уже умерших или убивают сами. Имеют доступ к воспоминаниям человека, записанным на плёнке. Человек может просмотреть свои воспоминания в момент смерти. Все воспоминания хранятся в библиотеке жнецов в специальных книгах. Жнецы разделяются на ранги. Высшие иерархи жнецов имеют право остановить жизнь человека, вложив в книгу воспоминаний закладку и написать в ней те события, которые должны произойти. Как орудие жнецы используют “Косу смерти”. Только высшие жнецы имеют человеческий облик. У всех жнецов жёлто-зелёные глаза, и они, как правило, близоруки. Носят строгие чёрные костюмы, перчатки и очки.

Момо, маленькая богиня смерти / Ballad of a Shinigami
Момо (яп. モモ Момо) – девочка-шинигами. Помимо своей работы по сбору душ умерших людей, помогает живым. Иногда она делает это по просьбе умерших, иногда по собственной инициативе.

Японская мифология - это соединение народных легенд и преданий, которые, в большинстве своем, основаны на буддистких и синтоистских учениях.

В синто фигурируют множество ками – духов и богов, которыми славится мифология страны восходящего солнца.

Мифы и легенды Японии

Боги японской мифологии

Первыми богами были Идзанаги – бог жизни и творения, и богиня Идзанами. Они жили высоко в небесах на парящем мосту, и, решив узнать, есть ли земли под ним, опустили вниз нагинату (японскую алебарду) Аманонухоко. Земли там не оказалось, а нагината погрузилась в океан, и когда ее вытащили, капли, которые стекали по лезвию, падая на воду затвердевали и образовывали сушу – остров Оногоро.

Боги решили спуститься и жить на острове. Вскоре они поженились и от них были рождены остальные острова Японского архипелага, а также большое количество других богов. В конце рождается бог огня Кагуцути, который калечит Идзанами. Больная Идзанами отправляется прочь от мира в подземное царство Ёми.

Легенда о Ёми

Идзанаги отправился вслед за Идзанами в надежде спасти ее. В Ёми стояла непроглядная тьма, но бог жизни все же нашел свою возлюбленную. Но когда Идзанаги зажег факел, то увидел, что царство мертвых сделало из его некогда прекрасной жены уродливого монстра. Испугавшись, Идзанаги говорит жене, что их брак расторгнут и бежит прочь. Идзанами приходит в ярость от такого поступка мужа и превращается в смерть, которая по сей день забирает жизни людей.

Мифы древней Японии

Вернувшись из Ёми, Идзанаги решил смыть с себя скверну подземной обители и начал снимать одежду и украшения. Драгоценности и капли от омовений падали на землю и из них появлялись новые боги:

Аматэрасу - богиня солнца, неба и земледелия. Является самой известной богиней японских мифов, согласно им, от нее произошли императоры.

Цукуёми – бог луны и ночи.

Сусаноо – повелитель океана, снега, льда и бурь.

У Сусаноо был скверный характер, он завидовал своей сестре Аматэрасу, постоянно оскорблял и пытался подставить ее. Идзанаги надоели выходки Сусаноо и он отправил сына в Ёми. Перед ссылкой Сусаноо посетил небесное царство Такаманохара, чтобы попрощаться с Аматэрасу.

− Зачем ты сюда явился? − спросила Аматэрасу.

− Чтобы попрощаться с тобой, сестра − ответил ей Сусаноо.

Аматэрасу не поверила брату и устроила испытание для проверки искренности Сусаноо. Бог океана должен был создать богов, более совершенных, чем боги Аматэрасу. Сусаноо произвел на свет пятерых прекрасных богов из ожерелья сестры. Обрадовавшись, он напился, разрушил каналы для орошения, нагадил в трапезной и принялся кидать во все стороны свои испражнения. В конце концов он содрал с коня шкуру и бросил труп в комнату сестры. Аматэрасу сильно испугалась и в ужасе убежала от Сусаноо в подземелье, в результате чего солнце пропало и наступила тьма.

Для того, чтобы вернуть солнце в мир, боги решили хитростью выманить Аматэрасу и пригласили богиню развлечений и утренней зари Амэ-но-удзумэ-но. Смешным танцем она развеселила богов, на смех которых выглянула Аматэрасу. Она спросила, почему они смеются, и боги ответили, что встретили более благородную и красивую богиню, чем Аматэрасу. Для подтверждения своих слов они показали Аматэрасу ее отражение в зеркале. Прийдя в недоумение, Аматэрасу вышла из подземелья, и мир снова озарился солнечным светом. Сусаноо же боги изгнали из божественной обители.

Аматэрасу с удивлением выходит из пещеры

Спустившись с небес, бог моря встретил пожилую пару. В рыданиях они поведали ему, что дракон с восьмью головами Ямата-но-Ороти забрал и съел их дочерей, и скоро придет за единственной оставшейся – прекрасной Кушинада-химэ.

Сусаноо сказал, что убьет дракона, если девушка станет его женой. Придя к чудовищу, он напоил его сакэ и по очереди отрубил все восемь голов, а из хвоста создал божественный меч Кусанаги и принес его в знак извинения Аматэрасу.

Сусаноо взял в жены девушку, которую спас от монстра, и продолжил быть властителем океана и штормов, время от времени позволяя себе бесшабашные дурачества, от которых земля ходила ходуном.

Сусаноо напаивает дракона сакэ

Японская мифология видео

В видео повествуется о двух самых известных богах фольклора страны восходящего солнца.

Жанр статьи - Мифы Японии

Образ синигами присутствует во многих анимационных фильмах, манга и другом японском медиа-контенте. Но везде синигами изображаются настолько по-разному, что у многих это вызывает недоумение. Как же так выходит? Давайте немного разберёмся в том, какую роль они играют в японской культуре, в том числе и в современной.

Думаю, что ни для кого не секрет, что слово синигами пишется двумя иероглифами, означающими 死 си «смерть» и 神 ками «божество». Синигами в Японии считаются теми существами, которые приносят смерть человеку. Не в том смысле, что они безжалостно убивают каждого встречного, а просто приходят в момент, когда час человека пробил. Удивительно, но синигами являются относительно новым концептом в японской мифологии. О них ничего не упоминалось в японских письменных источниках вплоть до эпохи Эдо.

Буддизм и синтоизм

В японском буддизме роль бога смерти исполнял один из аспектов буддийского демона Мара – Мритью-мара. Правда, в отличие от общепринятого концепта синигами, Мритью-мара вселялся в людей и вызывал у них спонтанное желание умереть, совершив самоубийство. В одном из древних текстов буддийской школы Йогачары также присутствовал демон, который определял время смерти человека. Также достаточно известным персонажем является Царь Ада – Эмма (он же Яма), прочно ассоциировавшийся со смертью и которого считали своего рода божеством смерти.

В синтоизме же в качестве бога смерти часто рассматривалась богиня-прародительница Идзанами. Однако, и Идзанами, и Эмма сильно отличаются от более позднего концепта синигами, которые куда больше похожи на всем известный образ европейской Смерти с косой. То же самое касается и буддизма, которому в принципе свойственно атеистичное видение мира (здесь стоит сказать, что наличие какой-либо доли мистицизма в буддизме меняется от школе к школе). Таким образом, мы видим, что современный образ синигами как проводников из жизни в загробный мир сложился уже позже и слабо связан с теми божествами и духам, которые ассоциировались со смертью в буддизме и синто.

Появление синигами в японской культуре

Как уже говорилось выше, впервые синигами стали упоминаться в литературных произведениях эпохи Эдо, особенно в тех, где фигурировала тематика двойных самоубийств влюблённых пар. Но таких упоминаний крайне мало. Поэтому нельзя говорить о том, что в эпоху Эдо существовало какое-то сформировавшееся представление о синигами. Скорее это было некое словестное олицетворение надвигающейся смерти.

Впервые же полноценно синигами фигурирует в пьесе XIX века, которая так и называется «Синигами». Однако, тут нас ждёт сюрприз. Эта пьеса являлась адаптацией сказки братьев Гримм «Смерть в кумовьях». И все последующие появления синигами в литературе напрямую основываются на образе из этой пьесы. Вот так и оказывается, что синигами – это очень качественная японская адаптация европейской Смерти.

Современные синигами

Со временем синигами превратились из одной сущности в целую расу антропоморфных проводников человека в загробную жизнь. В нашу эпоху постмодернизма они являются довольно популярным элементом японской массовой культуры. Благодаря ярко выраженной синкретичной японской религии и спиритизма, в различных видах синигами по-разному сплетаются черты буддийских, синтоистких и даже даосских божеств, связанных со смертью. Например, идея общества синигами и божественных сущностей, в котором имеется сильное социальное расслоение, и процветает бюрократия, характерна китайскому буддизму, отображающему бюрократическую систему династии Хань в реальном мире. Таких синигами мы можем увидеть в таких анимэ и манга, как Bleach, Descendants of Darkness, YuYu Hakusho .

Так как присутствие синигами рядом с каждым умирающим человеком в мире – а это, мягко говоря, не мало – потребовало бы от авторов как-то объяснять, как всем синигами удаётся контролировать этот процесс, то они поступают проще и поясняют, что синигами присутствуют только при особых случаях смерти, оставляя все остальные на волю мироздания. Но вмешиваться в ход работы синигами не посоветуешь даже злейшему врагу. Это грозит летальным исходом.

Иногда синигами изображаются гоблиноподобными и скелетоподобными фигурами, которые вызывают несчастные случаи и внезапные смерти, однако, в современной массовой культуре предпочитают изображать синигами куда более похожими на западных вампиров. Как правило, это бессмертные привлекательные молодые девушки и юноши, обладающие разным набором суперспособностей. Они занимаются тем, что приносят смерть, чтобы поддерживать своё существование, или же для того, чтобы мирно провожать души усопших в загробную жизнь, а также убивают различных демонов и призраков, нарушающих баланс жизни и смерти. Вариантов огромное количество.

Иногда синигами выступают как противовес ангелов. Также не стоит путать «синигами» с «сикигами». О них мы вам ещё расскажем.

Примеры в анимэ и манга

Bleach. Пожалуй, один из самых известных примеров общества синигами. Боги смерти из Bleach больше времени проводят за вырезанием толп всевозможных демонических сущностей и борьбой со злодеями, чем за работой проводников душ. Провожать души умерших в загробный мир – это работа самых низкоранговых синигами, а более сильные синигами занимаются защитой мира от различных сверхъестественных угроз и администрируют работу рядовых синигами.

Death Note. Второй по известности образ синигами в массовой культуре. Синигами из Death Note представлены очень разнообразным внешним видом. Например, Рюук напоминает монстроподобного клоуна, а Рем и Сидо больше похожи на мумий. У них у всех есть крылья, позволяющие им летать, они неуязвимы для любого человеческого оружия, а также могут проходить сквозь предметы. Они невидимы для нормальных людей, только если те не дотронутся до Тетради Смерти, принадлежащей синигами. Они поддерживают своё существование, записывая имена людей в Тетради Смерти, после чего человек умирает, а его оставшиеся годы жизни переходят к синигами. Несмотря на свою силу, они представляют собой очень ленивое сообщество и проводят своё время играя в карты. Рюук уронил свою Тетрадь смерти в мир людей только потому, что ему было смертельно скучно.

Soul Eater. В этой истории Синигами является богоподобным существом в физическом теле, который обитает в Городе Смерти, а целью своей жизни поставил защиту человечества от гнёта ведьм, злых сверхъестественных сущностей и развращённых людей. Для этой цели он основывает Академию Синигами для людей, которые отправляются затем устранять потенциальные угрозы человечеству. У Синигами-сама, как его все называют, есть сын по имени Кид или же Смерть Младший, которого также называют Синигами.

InuYasha. Здесь клинок одного из персонажей под названием Тэнсэйга может убивать гоблиноподобных синигами, которые появляются возле недавно умерших людей.

Murder Princess. В манге Murder Princess появляется персонаж-синигами гоблиноподобной наружности. Но даже несмотря на то, что он является богом смерти, он работает на главную героиню. В самом начале повествования, когда она видит своё собственное тело, она думает, что умерла и просит синигами отвести её в загробный мир.

Помимо этого синигами также появляются в:

Risky Safety

Ballad Of A Shinigami

Descendants of Darkness

Full Moon o Sagashite

Kyouran Kazoku Nikki

YuYu Hakusho

Black Butler

Dakara Boku wa, H ga Dekinai.

Virgin Ripper

Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu

14 0

Адзисикитака-хиконэ-но ками (Юноша-Высокий Бог Плугов) - сын бога Оо-кунинуси и богини Такири-бимэ.

Аматэрасу оо-ми-ками (Богиня Солнца). Она была также известна как «Великая Священная Богиня Сияющая на Небе» - старшая дочь бога Идзанаги, Богиня Солнца, по японской мифологии - родоначальница династии японских императоров.

Амэ-но-хохи-но ками (Бог Небесного Рисового Колоса) - бог, рожденный Сусаноо.

Амида (санскр. Амитабха) - владыка Западного рая, отверзающий верующим врата спасения. Наиболее чтимое божество в некоторых буддийских сектах.

Амэ-но-вакахико (Небесный Молодой Юноша) - сын бога Амацукунитама-но ками, Небесного Бога-Духа Страны.

Асинадзути (Старец Гладящий Ноги) - бог, отец Кусинадахимэ, жены Сусаноо.

Бимбогами - бог бедности.

Бисямон-тэн - один из семи богов счастья. Охранитель северного направления в буддийской модели мира, изображается в обличье воина, облаченного в доспехи самурая.

Будда - индийский принц Сиддхартха из рода Шакьев (Сакьев), как считают буддисты, достигший просветления (т. е. ставший Буддой - просветленным) после настойчивых поисков путей освобождения от страданий, которые он переживал, находясь в реальном земном мире.

Бэндзай-тэн - одна из семи богов счастья. Богиня музыки красноречия, богатства мудрости и воды. Изображается с бива в руках, а иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе, что связано с древним культом Белой Змеи - владычицы речных вод.

Восемь Уродливых Женщин Страны Ёми - восемь чудовищ в женском обличье.

Дайкоку-тэн - почитается как один из семи богов счастья - самых популярных синтоистских божеств. Бог богатства и удачи. Обычно его изображают в виде очень толстого человека с большим животом. Одной рукой он поддерживает переброшенный через плечо мешок с рисом, а другой держит волшебную колотушку, позволяющую не только разбивать зерна риса, но и творить чудеса.

Дарума - буддийское божество. Изображается в виде игрушки, сделанной из дерева или папье-маше. По форме напоминает арбуз (состоит из тела, не расчлененного на части). Чаще всего окрашена в красный цвет, а вместо глаз оставлены белые пятна. Загадав желание, зарисовывают один глаз, если оно исполняется, зарисовывают второй.

Дзидзо - бог, охранитель людей; защитник детей и путников. Оказывает также милосердие душам грешников в аду. Каменные статуи его часто ставятся у дороги.

Дзимму-тэнно (древнеяпонск., «правитель Дзимму») - мифологический правитель Японии, восшествие которого на престол официально считается началом создания Японского государства (660 год до н. э.).

Дзюродзин - один из семи богов счастья. Бог долголетия. Изображается в виде старца с седой бородой.

Иванага-химэ (Дева Долговечности Скал) - старшая сестра бога Ниниги, Юноши-Бога Изобилия Рисовых Колосьев.

Идзанаги и Идзанами (Бог Влекущий к Себе и Богиня Влекущая к Себе) - первые люди и первые синтоистские боги. Брат и сестра, муж и жена. Породили все живое и существующее. Аматэрасу, Сусаноо и Цукиюми - дети, порожденные из головы бога Идзанаги после ухода богини Идзанами в Страну Мрака.

Инари - синтоистское божество, первоначально покровительствующее земледелию, позднее - божество, приносящее удачу в ремеслах и торговле. С богом Инари связан культ лисы, которая считалась его посланником или даже воплощением.

Индра - буддийское божество - повелитель неба Тори, второго небесного мира в «сфере желаний».

Кагуцути-но ками (Бог-Дух Огня) - божество огня, рожденное Идзанами и послужившее причиной ее смерти.

Камуямато Иварэбико-но микото (Юноша-Бог Иварэ из Божественного Ямато) - это божество также известно как «император Дзимму» - легендарный первый император Японии.

Каннон - богиня милосердия или сострадания. В Японии она имеет и другие названия и изображается в зависимости от названия. Например: Тысячерукая Каннон, Милосердная Каннон, Одиннадцатиликая Каннон и т. д. Божество буддийского пантеона.

Кисибодзин - одно из женских буддийских божеств, имевшее множество детей.

Кодзин - божество кухни. Этому божеству подносятся потрепанные куклы.

Компира - синтоистский храм в префектуре Кагава (о-в Сикоку). Храм был основан в XI веке и первоначально принадлежал буддийско-синтоистскому божеству Компира, щедрому покровителю рыбаков и моряков.

Ко-но-хана-но-сакуя-бимэ (Дева Цветения Цветов на Деревьях) - жена бога Ниниги, Юноши-Бога Изобилия Рисовых Колосьев.

Куни-но-токотати-но ками (Бог Навечно Утвердившийся на Земле) - одно из первых божеств, явившихся на Такама-но хара (Равнину Высокого Неба).

Кусинада-химэ (Дева-Гребень из Инада) - богиня, жена Сусаноо.

Мондзю - ученик Шакьямуни (Будды), известный своей мудростью. Изображается по левую руку Шакьямуни верхом на льве.

Муракумо-но-Цуруги (Небесный Меч из Кучащихся Облаков) - меч, один из важнейших священных предметов, фигурирующий в японских легендах и мифах. Это - одна из трех священных императорских регалий, которую вместе с магатама и зеркалом богиня Аматэрасу передает своему потомку, богу Ниниги, при его схождении на землю.

Ниниги (Юноша-Бог Изобилия Рисовых Колосьев) - божество, внук богини Аматэрасу.

Оногородзима (Сам Собой Застывший Остров) - мифический остров, созданный богами Идзанаги и Идзанами раньше других островов.

Оо-яма-цуми-но ками (Бог-Дух Больших Гор) - божество, рожденное Идзанаги и Идзанами.

Пиндола - согласно буддийской легенде, один из ближайших учеников Будды.

Райдэн - бог грома и молнии. Обычно изображается окруженным барабанами (тайко) и бьющим в них. Таким образом он создает гром.

Райтаро - сын бога грома.

Рюдзин - Дракон - бог морей, бог водной стихии, символизирует также верховную власть.

Сио-цути-но ками (Бог-Дух Морских Вод, или Бог-Дух Морских Путей).

Ситатэру-химэ (Дев-Снизу Светящаяся Богиня) - богиня, дочь Оо-кунинуси, Бога-Правителя Великой Страны, и Такири-бимэ, Девы-Богини Тумана.

Страна Ёми-но куни (Страна Желтого Источника) - подземное царство, Страна мертвых.

Сумиёси - синтоистский бог, повелитель морских волн, покровитель мореплавателей. Знаменитый синтоистский храм, посвященный его культу, находится на побережье Сумиёси, в г. Осака.

Сусаноо-но микото (Порывистый Бог-Муж) - божество, рожденное Идзанаги из капель воды, омывших его нос во время очищения по возвращении из Ёми-но куни (Страны мертвых).

Сэнгэн - богиня горы Фудзи. Она также известна как Ко-нохана-но-сакуя-бимэ (Дева Цветения Цветов на Деревьях) - жена бога Ниниги, Юноши-Бога Изобилия Рисовых Колосьев.

Тай (Красная Дева) - в переводе с японского слово «тай» означает вид морского окуня.

В Японии существует множество божеств – ками.
Вместе с принятием буддизма, японцы заимствовали огромный пантеон богов из китайских и корейских религиозных представлений, исказив их имена на японский манер, либо назвав их другими именами. Не следует забывать, что буддийское учение, в свою очередь пришло в Китай и Корею из Индии, где оно складывалось под сильным влиянием индуизма – религии, в достаточной мере запутанной и малопонятной для непосвященных. На Японских островах в буддизм была внесена еще большая путаница, путем соединения его с традиционной японской религией синто. Божества, пришедшие из Индии в Японию через посредство Китая, часто изменялись до неузнаваемости – они не только меняли свой облик, но также и свои функции, и часто одно божество разделялось на несколько божеств или ипостасей, мало похожих друг на друга. Кроме того, японцы часто объединяли буддийское и синтоистское божество в одно целое, если функции были схожими. Поэтому неудивительно, что одно и то же изображение божества в Японии может быть названо разными именами – при этом может использоваться как его первоначальное санскритское имя, так и китайское и японское, или даже, несколько японских. И наоборот, изображения разных по внешнему облику божеств могут представлять одного бога в его различных воплощениях.

Будда Шакьямуни

Японская татуировка с изображением Будды Шакьямуни

Будда Шакьямуни (что дословно переводится с санскрита как «Пробуждённый мудрец из рода Шакья») - ключевая фигура в буддизме. Считается, что эту религию основал реальный человек, имевший до «просветления» имя Сиддхартха Гаутама, который жил в 563 - 483 гг. до н. э., ставший духовным учителем для своих последователей. Тем не менее, согласно буддийским представлениям, Будда Шакьямуни является только одним из бесчисленного множества будд, так как любой, достигнув высочайшего уровня духовного самосовершенствования и войдя в состояние «бодхи» (просветления, пробуждения), может стать буддой. Будда – это не бог как таковой, а учитель, способный вывести разумные существа из цикла новых рождений и достигнуть нирваны. Заимствуя буддизм из Китая и Кореи, куда он пришел из Индии, японцы придали ему отличительные черты. Для японцев Будда стал всемогущим божеством, обладающим неограниченными силами и возможностями. Он стал покровителем во всех областях человеческой жизни, однако не заменил собой других божеств, и почитается наравне с другими ками, некоторые из которых также возведены в будды. Кроме Будды Шакьямуни, японцы также почитают Будду Майтрейя (по японски – Мироку) – Будду Будущего, приход которого ознаменует конец света.
Татуировки с изображением Будды относятся к разряду религиозных. Владельцы подобных татуировок считают себя неуязвимыми для злых духов. Японцы верят, что Будда живет в каждом человеке, и нанесение такой татуировки является лучшим способом придерживаться моральных принципов Будды Гаутамы, и показать свою верность его учению.

Тара

Татуировка с изображением японского божества Тара

Тара (на санскрите «Спасительница») - будда в женском облике или женщина-бодхисаттва. Это женское существо, которое достигло личного совершенства и освобождения, но из сострадания к людям отказавшееся от ухода в нирвану. Различают несколько подобных существ, каждое из которых имеет свой цвет кожи и атрибуты. Белая Тара, по – видимому, изображенная на татуировке, имеет семь глаз – обычных, во лбу, на кистях рук и ступнях ног. Этими глазами она может видеть страдания по всему миру. Она исцеляет и приносит удачу. От Тары исходит белый свет, а в левой руке она держит цветок лотоса, символизирующий «Три Драгоценности Буддизма». Носитель татуировки с Тарой надеется получить от нее здоровье и избавление от страданий. Удивительно, но на этой татуировке Тара изображена в мужском облике, то есть её облик слит с традиционным изображением Будды.

Будда Фудо Мё-о


Татуировка и японские гравюры с изображением Фудо Мё-о

Фудо Мё-о (不動明王) (в Индии он известен под именем Акала), «Некто Неподвижный», что можно перевести как «Бесстрастный, Равнодушный к человеческим Страстям» – одно из воплощений Будды, неистовый страж буддизма. Несмотря на его ужасающий облик – это божество доброжелательно к людям, и является воплощением Бога Мудрости, Великим Просветителем, к которому взывают для духовной защиты. Безобразное обличие должно отпугивать демонов.
Традиционно Фудо изображают окруженным пламенем мудрости, в котором сокрыты вороны – глаза богов, следящие за поведением людей, что указывает на его другую функцию, как бога огня. В одной руке он держит меч со знаком «ваджра» (по японски «санько»), которым который отсекает людские соблазны и заблуждения, а в другой четки, или верёвку которыми ловит людей, пытающихся сойти с праведного пути. Фудо символизирует стойкость и помогает в достижении поставленной цели. Также Фудо Мё-о является покровителем торговых операций, и в уголовной среде татуировка с его изображением популярна у контрабандистов и наркоторговцев.

Дайдзидзайтэн

Японская татуировка с изображением божества Дайдзидзайтэн

Дайдзидзайтэн. Подобно Фудо Мё-о, он является защитником учения Будды. Ведет свое происхождение от одной из форм индуистского божества Шивы – Махакала (в переводе с санскрита «Великий Черный»). Это воплощение гнева Будды. Изображается в виде многорукого злобного чудовища с глазом во лбу. По одной из легенд – это был демон, вставший на сторону Будды. Тем не менее, он способен быстро менять гнев на милость, и позволяет преодолеть человеку внутренние и внешние препятствия. Другой, боле миролюбивой формой этого же божества является один из богов удачи – «Дайкокутэн» («Великий Черный», что является буквальным переводом имени Махакала). Дайкокутэн почитается как покровитель бизнеса, бог – охранитель дома и защитник урожая. По – видимому, и его грозная форма имеет отношение к торговым делам и охраняет владельца татуировки от злых сил, так же, как это делает Фудо Мё – о.

Светлые цари

Японская татуировка с изображением японского божества Конгояса Мё-о

«Светлые Цари»
(или «Цари Света», по – японски «мё-о») – это посланцы Будды (те, которые вращают Колесо Дхармы по указу), и занимаются просветительской деятельностью. Главным из них является Фудо-мё–о. Если у бодхисатв лица показаны спокойными и умиротворёнными, то «светлые цари» отличаются свирепым выражением на их безобразных ликах. Они пытаются запугать плохих людей, которые глухи к буддийскому учению, чтобы дать им возможность исправиться. Вокруг голов этих существ показаны нимбы, символ света. Другими «светлыми царями» являются Айдзэн – мё-о (в индуизме Рага), Госандзэ мё-о (в индуизме Трайлокьявиджайя), Даи – итоку – мё–о, Гундари-мё-о (также называемый Дайсё-мё-о, Кирикири-мё-о, Канро Гундари, Нампо Гундари-яся) и Конгояса – мё-о.
На татуировке изображен Конгояса – мё-о.

Семь божеств удачи

Японская татуировка с изображением Семи богов удачи

Ситифуку–дзин – так в синтоизме называют семь божеств, которые приносят людям счастье и удачу. Семерка божеств, вошедших в синто как из традиционных японских верований, так и из китайской и индуистской мифологии, начала приобретать популярность в Японии с 15 века. По легенде, именно тогда в Страну Восходящего солнца прибыл волшебный корабль Такарабунэ (“перевозящий в лучший мир, по ту сторону моря”), который привез богов счастья.
На татуировках эти божества могут изображаться как все вместе (плывущими на корабле или в различных сценках), либо по отдельности. В последнем случае это может символизировать особое почитание того или иного божества, являющегося покровителем определенной профессии.

Хотэй. Смеющийся Будда.

Японская татуировка с изображением Хотэя

Хотэй. Это имя переводится как «холщовый мешок», которого также называют Будай или Смеющийся Будда, один из семи божеств удачи, культ которых был особенно широко распространен среди представителей купеческого сословия в 17 веке – века наивысшего расцвета моды на татуировки. Эти божества до сих пор очень популярны среди японцев.
Считается, что праобразом этого божества послужил китайский монах Цицы – герой множества легенд и историй, который полюбился людям за его веселый характер и доброту. Свое прозвище монах получил за мешок для подаяний («хотэй») – единственное, кроме посоха, его имущество, в котором, как он утверждал, находится весь мир, а также за огромный живот, похожий на другой мешок. Там, где он появлялся, к людям приходила удача и благосостояние. Его изображают в виде смеющегося толстяка, часто в окружении детей. На этой татуировке он изображен с крысой – другим символом богатства.

Эбису

Японская татуировка с изображением бога Эбису

Эбису является одним из семи богов удачи. Он считается богом рыболовства и труда, а также считается покровителем маленьких детей, одаряя их крепким здоровьем.
Согласно древней японской легенде, он родился без рук и без ног, и будучи маленьким ребенком, был унесен в море на тростниковой лодке, которую выбросило на берег Хоккайдо. Его подобрал айн Эбису Сабуро, который приютил несчастного ребенка. Преодолев множество трудностей, он сумел отрастить себе конечности и превратился в бога Эбису. Этого бога, покровителя рыбаков, рабочих и торговцев морепродуктами, часто изображают плывущим на огромном карпе, с удочкой и рыбой под подмышкой.

Бэндзайтэн

Эскиз татуировки с изображением божества Бэндзайтэн

Бэндзайтэн или Бэнтэн (弁才天,弁财天) - японское имя для индийской богини Сарасвати, что с санскрита переводится как «текущая вода», стала в Японии единственным женским божеством среди Семи Богов Удачи. В Японии Бэндзайтэн стала богиней всего, что связано с течением, потоком. В её ведении находятся вода, слова (т.е. знания), красноречие, и музыка и искусство. Культ Бэндзайтэн проник в Японию в 6-8 веках из Китая. Эта богиня упоминается в «Сутре Золотого Света», благодаря чему она стала покровительницей государственной власти, и в «Сутре Лотоса» – как один из оплотов буддизма. Бэндзайтэн часто изображается с «Бивой», традиционной японской лютней, указывающей на её покровительство музыке и пению. Кроме того, у японцев она не только повелительница вод, но и владычица драконов и змей, поэтому её изображают с драконами. По одной из легенд, она сама была дочерью царя драконов Мунецути.
Являясь одним из семи богов удачи, Бэндзайтэн может приносить удачу в финансовых делах, а также достигнуть успеха в любви, так как её также считают богиней любовного чувства. Татуировки с изображением богини делают моряки, поэты, артисты, музыканты и другие творческие люди – первые надеются на её помощь во время штормов, другие – в надежде на поддержку их таланту.

Дайкоку – бог богатства

Японская татуировка с изображением бога Дайкоку

Дайкоку – бог богатства, покровитель земледелия, обеспечивающий богатый урожай. Прообразом этого добродушного божества послужила ужасная демоническая форма индуистского бога Шивы, называемая Махакала (Великий Чёрный). Попав в Японию через китайский буддизм, этот бог – страж полностью преобразился. В качестве атрибутов Дайкоку имеет волшебный молоток, мешок риса и крысу (символ богатства).

Утидэ нокодзути – волшебный молоток

Татуировка с изображением волшебного молотка – утидэ нокодзути

Атрибут Дайкоку – утидэ нокодзути – волшебный молоток, исполняющий желания, часто встречается в ирэдзуми как отдельный элемент.
Сложно сказать, почему этот предмет стал символизировать удачу и достаток. В некоторых японских сказках положительный герой отбирает его у демона. Возможно, первоначально молот был оружием бога – охранителя, которым он поражал демонов. Возможно, подобной деревянной колотушкой, которой ударяли в гонг или стену храма, жрецы пытались привлечь внимание божеств. А может быть это просто переосмысленный чекан для изготовления денег. Каким бы ни являлось объяснение происхождения молота, считается, что Дайкоку выковывает им счастье для своих приверженцев.

Бисямон. Бог – воин.

Японская татуировка с изображением бога Бисямон

Бисямон (или Тамонтэн) является богом богатства и процветания, а также божеством – охранителем от врагов. Особенно он покровительствует воинам, стражникам, врачам и юристам. Изображается этот бог в виде воина в старинных китайских доспехах, что говорит о его китайском происхождении. Однако прообразом бога – воина послужил индуистский бог Вайшравана.

Дзюродзин – бог долголетия

Японская татуировка с изображением бога Дзюродзин

Дзюродзин – бог долголетия, прообразом которого послужил монах – отшельник, сумевший найти эликсир бессмертия. Его изображают в виде старика с посохом – сяку, свитком мудрости и журавлем – другим символом долголетия. Другими символами этого божества являются олень и черепаха.

Фукурокудзю

Японская татуировка с изображением бога Фукурокудзю

Фукурокудзю – другое божество долголетия, однако, также и божество мудрых поступков. Его можно легко узнать по очень вытянутой голове. Происходит из китайской мифологии, где он являлся повелителем южной Полярной звезды.

Богиня милосердия Каннон

Японская татуировка с изображением богини милосердия Каннон

Каннон – босацу (или Кандзэон) - богиня милосердия. Её прообразом стал бодхисаттва сострадания Авалокитешвара («Внимающий звукам мира») – воплощавший в Индии бесконечное сострадание всех будд, который дал клятву спасать живые существа и получил возможность проявляться в «33 обличиях». Он преобразился в Китае в прекрасную богиню милосердия Куань Инь или Гуань Инь (чье имя переводится как «та, что слышит молитвы»), которая под именем богини Каннон стала популярным в Японии божеством. Часто изображается с множеством рук, так как она способна спасать множество живых существ.

Дзибо-Каннон

Японская татуировка с изображением богини Дзибо-Каннон

Дзибо-Каннон. В Японии существует множество божеств, которым приписывают защиту детей от болезней и несчастий. Одни из них происходят из индуизма и включены в буддийский пантеон божеств, другие имеют происхождение из японской религии синто. Благодаря слиянию двух религий – буддизма и синто, одно и то же божество может иметь разные имена. Например, синтоистская богиня Коясу-сама, которая покровительствует беременным женщинам, и обеспечивает здоровый рост и развитие детей, может называться также Коясу Каннон или Дзибо Каннон, объединяясь с буддийским божеством в одно целое. Японцы – христиане видят в этом образе Деву Марию. В любом случае, эту татуировку делают в знак заботы о своих детях, пытаясь добиться расположения этого многоликого божества.

Богиня горы Фудзи Сэнгэн-сама

Японская татуировка с изображением богини Сэнгэн-сама

Сэнгэн-сама. Богиня горы Фудзи, чей храм стоит на вершине горы, где ее поклонники встречают восход солнца. Поэтому эту богиню еще называют Асама («рассвет удачи»). Богиню изображают в виде красивой женщины, и она также имеет имя Конохана-сакуя-химэ («Дева цветения цветов на деревьях») и её символом является цветущая сакура. Богиня живет в сверкающем облаке над кратером Фудзи, и восходящего в гору человека с нечистыми помыслами, её слуги сбрасывают вниз. Согласно мифу, Сэнгэн-сама сумела доказать свою невиновность при обвинении её в супружеской неверности, поэтому она является символом чистоты и верности супружескому долгу. Трудно сказать, изображает ли эта татуировка именно эту богиню, но судя по силуэту горы позади нее, можно предположить, что это может быть она.

Фудзин и Радзин

Японская татуировка с изображением бога ветра Фудзином и бога грома Радзином

Фудзин и Радзин – японские бог ветра и его друг, бог грома. Это старейшие божества синтоистской религии, существовавшие еще до сотворения мира. По мифам, Фудзин сумел развеять утренний туман, стоявший между небом и землей, что позволило солнечным лучам осветить и согреть землю. Первоначально Фудзин и Радзин были злыми демонами, которые сражались против Будды, но будучи захвачены в плен, раскаялись и были прощены. С этого времени, уже в качестве божеств, они являются защитниками Будды и служат добру. Этих божеств изображают в виде двух ужасных демонов – Фудзин имеет зеленую или черную кожу и показан с огромным мешком, из которого выпускает ветер, Радзин имеет красную кожу и испускает молнии. Фудзин и Райдзин – боги – демоны – очень популярные персонажи в татуировках, но иногда их сложно отличить друг от друга, так как они очень похожи. Тем не менее, Фудзина чаще изображают с одним рогом во лбу, а Райдзина с двумя. Оба бога часто показаны сражающимися с драконами или с героями.

Нио

Японская татуировка с изображением Нио

Нио (известные также как Конгорикиси или Сюконгодзин) – это собирательное имя двух буддийских божеств-охранителей, прообразами которых стали буддийские божества – будда Ваджрадхара и бодхисаттва Ваджрапани. Статуи этих грозных божеств устанавливаются у входа в храм, где они должны отпугивать демонов и наводить страх на людей с нечистыми намерениями. Один из них держит меч, другой – палицу. Их принято изображать в виде полуобнаженных краснокожих великанов с могучими мускулами. В татуировках используются не часто, но тем не менее, они несут охранительную функцию.

Сон Гоку – царь обезьян

Японская татуировка с изображением царя обезьян Сон Гоку

Сон Гоку – царь обезьян. Прообразом этого персонажа японского фольклора стал индуистский бог Хануман, герой индийского эпоса и воплощение бога Шивы, который имел облик обезьяны. В Индии его почитают как наставника в науках и покровителя простых людей – землепашцев. Из Индии культ бога – обезьяны распространился по всей Юго – Восточной Азии. В Китае он известен под именем Сунь Укун. За свои подвиги царь обезьян был удостоен обожествления и стал Всепобеждающим Буддой. Из Китая, вместе с буддизмом, культ этого божества проник в Японию. Существует японское буддийское божество Санно Гонгэн с головой обезьяны. Но более популярным персонажем японских сказок и легенд стал Сон Гоку – веселый, ловкий и храбрый царь обезьян, защитник простых людей, могущий и развеселить и наказать обидчиков, а также прогнать злых демонов. Этот герой стал персонажем популярных манга и анимэ.

Эмма Дай–о правитель Дзигоку

Японская татуировка с изображением Эмма Дай–о, правителя Дзигоку.

Бог Эмма, которого часто называют Эмма Дай – о («Великий царь Эмма») является правителем подземного ада (Дзигоку), который вершит суд над мертвыми. В японскую мифологию он попал через посредство Китая, где являлся адаптацией Владыки мёртвых индуизма – бога Ямы. Изображается в виде свирепого краснокожего бородатого великана в старинной одежде. Он повелевает огромной армией демонов, которые охраняют преисподнюю и подвергают осужденных богом грешников страшным мукам. Татуировки с изображением этого грозного божества можно встретить не часто, чаще его власть символизируют ужасающие демоны, которые пытают души мертвых преступников. Изредка на татуировках можно видеть и изображения самого Дзигоку.

Бодхисаттва Мондзю “Прекрасный Заступник”

Бодхисаттва Мондзю

Бодхисаттва Мондзю «Прекрасный Заступник» (санскр. Манджушри) является воплощением мудрости будд – он отец и мать всех будд прошлого, настоящего и будущего, так как все они рождаются из лона Дхармы. Его изображают сидящим на льве, так как буддийскую проповедь уподобляют рыку льва, с мечом мудрости, которым он отсекает невежество, а также со свитком, содержащим буддийские истины. Мондзю покровитель ученых, каллиграфов, а также женщин.

Хагоромо-тэннё

Японская татуировка с изображением богини Хагоромо-тэннё

Хагоромо-тэннё или Небесная Дева.
В Японии популярна древняя легенда о Небесной Деве (по – японски «Тэннё»), которая, спустилась на землю с небес. Решив искупаться, она скинула свою одежду из перьев – «хагоморо», которую украл и спрятал рыбак, восхищенный её красотой. Не имея возможности, без своего волшебного оперения вернуться на небо, богиня осталась на земле, вышла замуж за рыбака и родила ему детей. Тем не менее, узнав правду и вернув свою одежду, она вернулась на небо. На образ этого божества, возможно, повлиял образ индуистской богини Лакшми или же облик прекрасных Небесных Танцовщиц – апсар.
У якудза эта татуировка может означать преступников, занимающихся похищениями людей, точно так же, как рыбак похитил богиню.


Эскизы татуировки Хагоромо-тэннё – Небесная Дева
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.