Григорий нисский работы. Григорий нисский - избранные творения

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ - Епи-скоп Нис-ский (371 или 372-376; с 378), Отец и учи-тель Церк-ви, круп-ней-ший бо-го-слов древ-ней Церк-ви.

Один из кап-па-до-кий-ских от-цов, раз-ра-бо-тав-ших в кон-тек-сте ари-ан-ских спо-ров IV века ос-но-вы бо-го-сло-вия Святой Трои-цы, хри-сти-ан-ский свя-той.

Из бла-го-чес-ти-вой се-мьи, брат святителя Ва-си-лия Ве-ли-ко-го и, воз-мож-но, епи-ско-па Се-ва-стии Ар-мян-ской (ны-не город Са-вас) святого Пет-ра Се-ва-стий-ско-го (умер по-сле 391). По-лу-чил об-ра-зо-ва-ние под руководством Ва-си-лия Ве-ли-ко-го и се-ст-ры - преподобной Мак-ри-ны, обу-чал-ся ри-то-ри-ке и фи-ло-со-фии; в фи-лософских взгля-дах ис-пы-тал влия-ние пла-то-низ-ма , в бо-го-сло-вии - алек-сан-д-рий-ской тра-ди-ции (Ори-ге-на, Фи-ло-на Алек-сан-д-рий-ско-го). К пе-рио-ду до 371 года от-но-сит-ся из-вес-тие о его же-нить-бе на не-ко-ей Фео-се-вии. Около 371 или 372 годов, при под-держ-ке Ва-си-лия Ве-ли-ко-го, был из-бран на епи-скоп-скую ка-фед-ру кап-па-до-кий-ско-го города Нис-са. Вме-сте с Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким при-ни-мал уча-стие в ук-ре-п-ле-нии в провинции Кап-па-до-кия по-зи-ций ни-кей-ско-го пра-во-сла-вия, в борь-бе с ариа-на-ми. В 376 году, об-ви-нён-ный в не-ка-но-ническом по-став-ле-нии, Григорий Нисский был вы-ну-ж-ден по-ки-нуть ка-фед-ру. В 378 году, по-сле ги-бе-ли императора Ва-лен-та, бла-го-во-лив-ше-го ариа-нам, вер-нул-ся на Нис-скую ка-фед-ру. При-ни-мал уча-стие в Ан-ти-охий-ском со-бо-ре 379 года, а так-же в Кон-стан-ти-но-поль-ском со-бо-ре 381 года (2-м Все-лен-ском; смотреть Все-лен-ские со-бо-ры). Сле-дуя оп-ре-де-ле-нию Ан-ти-охий-ско-го со-бо-ра, пред-при-нял по-езд-ку по хри-сти-ан-ским церк-вам Па-ле-сти-ны и Ара-вии с це-лью уточ-не-ния их от-но-ше-ния к ари-ан-ст-ву; на 2-м Все-лен-ском со-бо-ре вы-сту-пил с дог-ма-тической ре-чью «О Бо-же-ст-ве, про-тив Еваг-рия». Эдик-том императора Фео-до-сия I был вме-сте с митрополитом Эл-ла-ди-ем Ке-са-рий-ским и епископом От-ри-ем Ме-ли-тин-ским объ-яв-лен хра-ни-те-лем пра-во-сла-вия в Пон-те. В 394 году уча-ст-во-вал в со-бо-ре по де-лам Ара-вий-ской церк-ви, со-зван-ном в Кон-стан-ти-но-по-ле. Даль-ней-шие све-де-ния о его жиз-ни от-сут-ст-ву-ют. День па-мя-ти в Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 10(23) января; в Рим-ской ка-то-лич еской церк-ви - 9 мар-та.

Григорий Нисский - ав-тор мно-го-численных со-чи-не-ний, ко-то-рые мож-но под-раз-де-лить на эк-зе-ге-тические, дог-ма-ти-ко-по-ле-мические, нрав-ст-вен-но-ас-ке-тические и агио-гра-фические, про-по-ве-ди, пись-ма. К эк-зе-ге-тическим со-чи-не-ни-ям от-но-сят-ся: «Об уст-рое-нии че-ло-ве-ка», «О Шес-то-дне-ве, сло-во за-щи-ти-тель-ное к бра-ту Пет-ру», «О жиз-ни Мои-сея За-ко-но-да-те-ля, или О со-вер-шен-ст-ве в доб-ро-де-те-ли», «О над-пи-са-ни-ях псал-мов», «Бе-се-ды на Екк-ле-сиа-ста», «Тол-ко-ва-ние Пес-ни Пес-ней», «Бе-се-ды о Бла-жен-ст-вах», «Бе-се-ды о мо-лит-ве Гос-под-ней» и другие. Дог-ма-ти-ко-по-ле-мические со-чи-не-ния вклю-ча-ют: «Про-тив Ев-но-мия» 4 трак-та-та, «Боль-шое ог-ла-си-тель-ное сло-во», «О Свя-том Ду-хе, про-тив ма-ке-до-ниан-пнев-ма-то-ма-хов», «К Ав-ла-вию, о том, что не три Бо-га», «К Ев-ста-фию, о Свя-той Трои-це», «К Сим-пли-цию, о ве-ре в От-ца, Сы-на и Свя-то-го Ду-ха», «О раз-ли-чии ме-ж-ду сущ-но-стью и ипо-ста-сью», «Про-тив Апол-ли-на-рия Лао-ди-кий-ско-го», «Диа-лог о ду-ше и вос-кре-се-нии», «К пре-фек-ту Ие-рию, о мла-ден-цах, преж-де-вре-мен-но по-хи-щен-ных смер-тью» и друние. Нрав-ст-вен-но-ас-ке-тические и агио-гра-фические со-чи-не-ния: «О дев-ст-ве» (371 год; са-мое ран-нее со-чи-не-ние), «К Ар-мо-нию, о том, что зна-чит имя "хри-стиа-нин"», «По-сла-ние о жиз-ни пре-по-доб-ной Мак-ри-ны», «О це-ли жиз-ни по Бо-гу и об ис-тин-ном под-виж-ни-че-ст-ве», «Сло-во о жиз-ни святого Гри-го-рия Чу-до-твор-ца», «По-хваль-ное сло-во святого Еф-ре-му Си-ри-ну» и другие.

Тру-ды Григория Нисского ока-за-ли зна-чительное влия-ние на хри-сти-ан-ское бо-го-сло-вие, осо-бен-но пе-рио-да древ-ней Церк-ви, по-сколь-ку в них за-тро-ну-ты его важ-ней-шие ас-пек-ты - триа-до-ло-гия и хри-сто-ло-гия, ан-тро-по-ло-гия, эс-ха-то-ло-гия.

Со-глас-но Григорию Нисскому, че-ло-век есть ве-нец тво-ре-ния. Од-на-ко, в от-ли-чие от греческих фи-ло-со-фов (греческая фи-ло-со-фия, не-со-мнен-но, бы-ла од-ним из ис-точ-ни-ков уче-ния Григория Нисского; он ши-ро-ко ис-поль-зо-вал тра-ди-ции различных ан-тич-ных школ и на-прав-ле-ний, пре-ж-де все-го пла-то-низ-ма), свя-ти-тель счи-тал са-мым важ-ным в че-ло-ве-ке то, что он со-здан по об-ра-зу и по-до-бию Бо-жию. Из-на-чаль-но че-ло-век был соз-дан для жиз-ни в Бо-ге, был на-пол-нен Бо-же-ст-вен-ны-ми бла-га-ми. Всё это бы-ло уте-ря-но в гре-хо-па-де-нии, по-это-му ны-неш-нее его со-стоя-ние яв-ля-ет-ся не толь-ко твар-ным, но и пад-шим, и че-рез гре-хо-па-де-ние че-ло-ве-ка от Бо-га ока-зал-ся от-ре-зан весь мир. Од-на-ко об-раз Бо-жий не был ут-ра-чен в гре-хо-па-де-нии, но толь-ко за-тем-нил-ся стра-стя-ми, плот-ской не-чис-то-той и, сле-до-ва-тель-но, мо-жет быть очи-щен. Че-ло-век не пол-но-стью по-те-рял связь со сво-им Твор-цом, так как, со-глас-но Григорию Нисскому, он со-хра-нил сво-бо-ду во-ли - не-отъ-ем-ле-мую чер-ту об-раза Бо-жия. Очи-ще-ние об-раза Бо-жия от сквер-ны гре-ха, упо-доб-ле-ние Бо-гу как Пер-во-об-ра-зу - не-об-хо-ди-мое ус-ло-вие бого-по-зна-ния («О дев-ст-ве», 11, 5). Со-глас-но Григорию Нисскому, су-ще-ст-ву-ют два ви-да бо-го-по-зна-ния: ес-те-ст-вен-ное, че-рез ви-ди-мый мир и че-рез по-зна-ние в се-бе ха-рак-тер-ных черт об-раза Бо-жия и сверхъ-ес-те-ствен-ное, мис-ти-че-ское. Григорий Нисский под-роб-но опи-сы-ва-ет сту-пе-ни мис-ти-че-ско-го бо-го-по-зна-ния, од-на-ко, как он сам при-зна-ёт, «не-объ-ят-ное по при-ро-де не мо-жет быть по-стиг-ну-то» («О жиз-ни Мои-сея…», 2).

В триа-до-ло-гии Григория Нисского од-ним из клю-че-вых ас-пек-тов яв-ля-ет-ся обос-но-ва-ние то-го, что ни-кей-ское омио-уси-ан-ст-во («еди-но-су-щие») не есть мо-да-лизм. В сочинении «Про-тив апол-ли-на-ри-стов», во мно-гом пред-вос-хи-щая хал-ки-дон-скую хри-сто-ло-гию, Григорий Нисский от-стаи-ва-ет пол-но-ту че-ло-ве-че-ст-ва и пол-но-ту бо-же-ст-вен-но-сти Ии-су-са Хри-ста.

Го-во-ря о Хри-сте как о Пер-во-свя-щен-ни-ке (смотреть: Евр. 4:14), со-вер-шаю-щем жерт-во-при-но-ше-ние, жерт-ва в ко-то-ром - Он Сам, Григорий Нисский под-чёр-ки-ва-ет, что, при-няв на Се-бя на-шу вра-ж-ду с Бо-гом, воз-ник-шую из-за гре-ха, Хри-стос Со-бой вновь со-еди-нил с Бо-гом че-ло-ве-че-ст-во («Про-тив Ев-но-мия», 3, 10). С точ-ки зре-ния Григория Нисского, лю-ди в ли-це пер-во-го че-ло-ве-ка доб-ро-воль-но про-да-ли се-бя в раб-ст-во дья-во-лу, став его ра-ба-ми и плен-ни-ка-ми, так что дья-вол, имею-щий дер-жа-ву смер-ти, уже за-кон-но вла-дел ими. Са-ми се-бя они вы-ку-пить не мог-ли и по-это-му ну-ж-да-лись в Ис-ку-пи-те-ле и Ос-во-бо-ди-те-ле, по-сколь-ку же лю-ди доб-ро-воль-но про-да-ли се-бя, то Ос-во-бо-ж-даю-щий их по бла-го-сти вос-поль-зо-вал-ся «спра-вед-ли-вым спо-со-бом» воз-вра-ще-ния их из пле-на. В ка-че-ст-ве вы-ку-па Бог пред-ло-жил Са-мо-го Се-бя, для че-го Ему по-тре-бо-ва-лось «при-крыть-ся пло-тью», то есть во-пло-тить-ся («Боль-шое ог-ла-си-тель-ное сло-во», 23): «Бо-же-ст-во со-кры-лось под за-ве-сой на-шей при-ро-ды, и вра-гом, как жад-ны-ми ры-ба-ми, с при-ман-кою пло-ти ув-ле-че-на бы-ла уда Бо-же-ст-ва» («Боль-шое ог-ла-си-тель-ное сло-во», 24). Таким образом, со-глас-но Григорию Нисскому, дья-вол, со-блаз-нив че-ло-ве-ка в раю, вос-поль-зо-вал-ся об-ма-ном, по-это-му и Бог со-вер-шил в от-но-ше-нии не-го «воз-дая-ние по дос-то-ин-ст-ву», но Бог пре-сле-до-вал бла-гую цель - спа-сти че-ло-ве-ка и дать урок са-мо-му дья-во-лу, что сви-де-тель-ст-ву-ет о бла-го-сти Бо-га и о том, что не-дос-туп-ное Бо-же-ст-во ста-ло дос-туп-но че-рез вос-при-ня-тое че-ло-ве-че-ст-во.

В «Боль-шом ог-ла-си-тель-ном сло-ве» за-тра-ги-ва-ет-ся так-же и эс-ха-то-ло-гическая про-бле-ма-ти-ка, реа-ли-зуе-мая Григорием Нисским пре-имущественно в этическом пла-не. Ко-нец вре-мён для Григория Нисского оз-на-ча-ет в том числе аб-со-лют-ное уст-ра-не-ние зла, ибо зло есть толь-ко ли-ше-ние до-б-ра («Боль-шое ог-ла-си-тель-ное сло-во», 6), оно бес-силь-но про-ти-во-сто-ять до-б-ру («Об уст-рое-нии че-ло-ве-ка», 21). В эс-ха-то-ло-гии Григория Нисского эта идея - ре-зуль-тат ори-ге-нов-ско-го влия-ния; так-же к Ори-ге-ну вос-хо-дит раз-де-ляв-шее-ся Григорием Нисским уче-ние о ко-неч-ном вос-ста-нов-ле-нии все-го в Бо-же-ст-вен-ной люб-ви (апо-ка-та-ста-сис), со-глас-но ко-то-ро-му по-сле оп-ре-де-лён-но-го пе-рио-да окон-чат-ся му-ки осу-ж-дён-ных не-чес-ти-вых лю-дей и де-мо-нов и про-изой-дёт все-об-щее вос-ста-нов-ле-ние в преж-нем со-стоя-нии (осу-ж-де-но 5-м Все-лен-ским со-бо-ром).

Сочинения:

Migne PG. T. 44-46; Opera. Leiden u. a., 1952-1996. Bd 1-10;

О жиз-ни Мои-сея За-ко-но-да-те-ля / Пер. А. С. Дес-ниц-ко-го. М., 1999;

Об уст-рое-нии че-ло-ве-ка / Пер. В. М. Лу-рье, ред. А. Л. Вер-лин-ский. СПб., 2000.

Он был младшим братом св. Василия Великого, который и привлек его к церковной деятельности. Но вначале Григорий готовился к юридической карьере. Он получил образование и Кесарии Каппадокийской, где изучал риторику и где обнаружилась его необычайная склонность

К философии. Известно также, что он был женат.

Егo брат Василий был епископом Кесарии и архиепископом Каппадокии и, неустанно хлопоча о чистоте никейской веры, был вынужден бороться с соседним архиепископом тианским Анфимом, поддерживавшим ариан. Стремясь укрепить свое положение, он назначил своих братьев и друга Григория (будущего св. Григория Богослова) епископами в разных городах Каппадокии. Таким образом, хотя Василий и считал своего младшего брата неспособным и неопытным в церковных делах, Григорий стал епископом города Ниссы. Отсюда, кстати сказать, следует, что в те времена еще допускались женатые епископы. Это положение вещей просуществовало до Трулльского собора в 692 году.

Григорий был рукоположен во епископа в 371 году и немедленно обнаружил склонность к занятиям богословием. Через пять лет, в 376 году, по указу императора Валента, Григорий был смещен и отправлен в изгнание за свои православные взгляды: он принадлежал к умеренной никейской партии, что означало, что он принимал не только решения Никейского со6ора, но и учение о трех ипостасях, развитоe его братом Василием.

В 379 году Григорий возвращается из ссылки. В том же году умирают два самых близких ему человека - брат Василий и сестра св. Макрина, с которою он был особенно близок и находился в постоянной переписке. До нас дошла его удивително-тpoгательная надгробная речь в честь Макрины.

Несмотря на то, что покойный Василий относился к талантам своего бpaтa несколько свысока, Григорий оказался очень преданным братом. Он продолжателем деятельности Василия и окончил ряд его литературных работ, в частности, полемику «Против Евномия» и «Шестоднев».

В 379 году, незадолго до торжества православия над арианством, Григорий Нисский принял участие в очередном соборе, собравшемся в Антиохии, крупном культурном центре, соперничавшем с Александрией. Вокруг антиохийского центра группировался восточный епископат. где во второй половине IV века отцы-каппадокийцы постепенно приобрели решающее богословское влияние и привели этот епископат к принятию никейского православия.

Антиохийский собор послал Григория в поездку по церквям Аравин и Палестины - разузнать, что говорят в народе об арианской ереси. Интересно, что из этой поездки Григорий вернулся с весьма отрицательным впечатлением об Иерусалиме. Святые места, в то время ставшие популярным центром паломничества, не вызвали у нею никакого энтузиазма. В одном из своих писем Григорий пишет, что Божие присутствие есть повсюду и полагать, что в Святой Земле оно явственнее, нежели во всяком другом месте, - большое заблуждение.

В 381 году Феодосий I Великий созвал Второй Вселенский собор в Константинополе, на котором восторжествовало никейское православие. На этом соборе Григорий играл важную роль - это была вершина его деятельности и в богословском, и в церковном отношении. Во время собора Григорий Назианзен (Богослов), назначенный на короткий срок архиепископом константинопольским, удалился от дел, и Г ригорий Нисский стал одной из ведущих личностей в церковных делax Востока. Судьба благоприятствовала ему - он оказался в подходятем месте в нужное время и завоевал расположение всех. Постепенно он приобрел репутацию крупного авторитета и стал чем-то вроде придворного богослова. В 385 году он произнес надгробную речь на похоронах императрицы Флакиллы.

В конце 80-x - начале 90-х годов его активность понизилась. Умер он предположительно и 394 году, окруженный уважением современников. Впоследствии, после осуждения Оригена (553 г.), оказавшего сильное влияние на образ мыслей Григория, его богословский авторитет несколько пострадал, но Седьмой Вселенский собор снова восстановил его. Все же именно вследствие его оригенизма Григорий Нисский не окружен в церковной традиции такой же славой и вниманием, как друг св. Григорий Назианзен (Богослов) и брат св. Василий Beликий. Как бы то ни было. влияние Григория Нисского на православную богословскую мысль было огромным.

Он был чрезвычайно плодовитым писателем, и мы ограничимся упоминанием лишь самых важных его произведений. Их можно разделить на три группы.

К первой относятся его догматические сочинения:

12 книг «Против Евномия». Евномий был представителем крайнего арианства, утверждавший, что Сын не подобен (аномиос) Отцу, ибо сущность Бога состоит в Его «неспособности быть рожденным». Разбирая эту аномейскую ересь, св. Григорий излагает свое учение о Троице и о богопознании.

На эту же тему написано «Послание к Авлавию о том, что не три Бога».

В книгах «Против Апполинария» Григорий анализирует еретическое учение об отсутствии у Христа человеческого ума (или души).

В «Большом Катехизисе» изложены основные догматы учения св. Григория в положительной форме (хотя и не без скрытой полемики): о вере, о св. Троице, о Воплощении, об Искуплении, таинствах крещения и евхаристии, о последних судьбах мира.

Вторая группа сочинений св. Григория содержит писания мистические или аскетические:

- «О девстве». Вслед за многими христианскими писателями того времени св. Григорий защищает девство как высший путь. Возможно, что почти исключительное восхваление девства в древнем христианстве объясняется реакцией на половую распущенность, характерную для поздней античности. Интересно, что св. Григорий написал этот трактат непосредственно после своей собственной женитьбы.

- «De Instil uto Christiano» - трактат, посвященный аскетическому богословию. Следует, однако, заметить, что в мистических сочинениях Григория Нисского основная тема всегда переплетается с догматическим богословием и, наоборот, его догматические писания, как правило, содержат рассуждения на аскетические и нравственные темы.

К третьей группе можно отнести экзегетические сочинения, в ко-торых мы также обнаруживаем мистические и аскетические темы. Характерно, что св. Григорий занимался, в основном, толкованием ветхозаветных текстов. В его цели, несомненно, входило, пользуясь аллегорией, объяснить Ветхий Завет в понятиях, близких греческому читателю.

- «Шестоднев».

- «О сотворении человека».

Эти апологетические по сути своей произведения представляют полемику с платоновыми представлениями о сотворении мира, дополняя и продолжая мысль св. Василия. Платоновскому учению о вечности материи Григорий противопоставляет библейское понятие о сотворении мира во времени "из ничего". Гриюрий видит в библейских текстах вечные, Богом открытые истины, но детали библейского описания творения он толкует аллегорически, не считая их точными "научными" сведениями. Особенно важно учение св. Григория о духовной природе человека,

- "О жизни Моисея". В этой книге жизнь великого иудейского законодателя истолкована в терминах мистического откровения, как аллегория духовною восхождения к Богу, посвящения в божественные таниства.

В аллегорических комментариях на «Песнь Песней». «Экклезиаст», «Заповеди блаженства» и «Надписания псалмов» ощущается сильное влияние александрийской школы Оригена.

Литературное наследство св. Григория Нисского включает также другие, довольно многочисленные, но более мелкие произведения на 6oгоословские или аскетические темы, а также проповеди и письма.

Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий . Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам.

В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова .

В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом , святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина , писала ему: "Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь". Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (Γρηγόριος ὁ Νύσσης) (между 335 и 340, район Неокесарии – после 394) – христианский богослов, младший брат Василия Великого . Вырос в христианской семье и к 20 годам стал чтецом, но затем неожиданно оставил свой пост, увлекшись языческой философией и риторикой. Ок. 371 ставший епископом Кесарии Василий Великий рукополагает Григория епископом Ниссы. В 376–378 из-за конфликта с проарианскими гражданскими властями был вынужден временно оставить епископскую кафедру, на которую он вернулся в 379 после смерти императора Валента. После кончины Василия Великого в 379 продолжал организаторскую деятельность своего брата и традиции его богословия. Активно полемизовал против ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии, в 381 присутствовал на Константинопольском (2-м Вселенском) соборе, участвовал в соборах 382, 383, 394. К раннему периоду его творчества принадлежит трактат «О девстве», к зрелому – главные сочинения Григория Нисского: «Против Евномия», «Против Аполлинария», «Большой катехизис», «О Святом Духе», «О вере», «К эллинам на основании общих понятий», «Диалог о душе и воскресении», «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью», «О роке», «Об устроении человека», гомилии «О надписании псалмов», «Точное истолкование Екклесиаста» и на «Песнь песней», «Жизнь Моисея», «О житии Макрины», «Жизнь Григория Чудотворца», малые аскетические сочинения, письма (сохранилось 30), проповеди, надгробные слова и др. произведения.

В богословии Григория Нисского заметно сказывается его глубокое знакомство с классической греческой философией, в первую очередь с Платоном и Плотином, с натурфилософией и физикой (гл.о. Аристотеля), медицинскими и физиологическими теориями Галена; также для него характерно увлечение богословием и аллегорическим методом толкования библейских книг Оригена и критическое отношение к своим источникам.

Развивая в полемике с арианами тринитарное богословие Афанасия Александрийского и Василия Великого, Григорий Нисский устанавливает последовательное различие между сущностью и ипостасью . При этом важное место занимает раскрытие (в полемике с Евномием) понятия единосущия , характеризующего полноту, постоянство и совершенство божественного бытия.

Вслед за «Шестодневом» Василия Великого Григорий развивает идею иерархичности сотворенного мира и, переходя к антропологии, говорит, что мир создан ради человека, назначение которого – связывать чувственное и материальное с духовным. Как образ и подобие Бога человек наделен разумом, словом, бессмертной и нематериальной душой (теорию предсуществования душ Оригена Григорий отвергает), свободой воли и совершенным телом. Тело человека не только способствует его разумной жизни (чему служат, напр., прямохождение, руки, органы речи), но и является условием воскресения во плоти, после которого оно преображается. Эсхатологический процесс понимается Григорием как постепенное изживание зла: он говорит о «всеобщем восстановлении» (апокатастасисе). После воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло и порок, благими станут грешники и сам сатана. В этике Григорий отстаивает учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению; навязанное не может быть добродетелью.

Наибольшее внимание в сочинениях Григория Нисского уделено проблеме богопознания. Сотворенный по образу и подобию Божьему, человек способен созерцать подобное. Созерцание (θεορία) божественной красоты (для описания ее Григорий часто прибегает к неоплатонической метафорике света) является пределом человеческих устремлений. Но как существо тварное и связанное материальным существованием, человек нередко вытесняет стремление к богопознанию стремлением к благам этого мира. Кроме того, разум человека ограничен, познает гл.о. «существование» вещей (τὸ εἶναι), притом только тех из них, которые в иерархии творения стоят ниже человека, «сущность» же их (οὐσία) недоступна познанию человека, ее ведает только Бог. «Сущность» Бога для человека неизреченна, неописуема, непознаваема и неопределима. Бог познается не по его сущности, но по его действиям (ἐνεργεία) в творении, обозначаемым как «божественные имена»: Вечно Сущее, Благо, Премудрость, Истина и т.п.; они имеют не логический, а символический характер, потому что описывают умную природу, превышающую человеческий разум. «Сущность» Бога нельзя помыслить и выразить словами. Способность человека к богопознанию осуществляется прежде всего в области чистой интуиции и мистического экстаза, непосредственное богопознание может быть даровано в акте любви к Богу, являющейся ответом человека на даруемую Богом благодать и кульминацией добродетельной христианской жизни. Григорий Нисский уподобляет душу зеркалу, в котором, если оно чисто, отражается образ Божий, или глазу, который, если он не замутнен, способен узреть божественную красоту. И подобно тому как глаз способен увидеть самого себя только в зеркале, так и человек способен познать свою душу только отраженной в Боге. От вещей внешнего мира человек обращается к своей душе, где ему открывается, что Бог превыше всякого познания, представления и определения. Восхождение от телесного к бестелесному Григорий Нисский в аллегорической форме описывает в гомилиях на «Екклесиаст» и в «Жизни Моисея», а таинство любви души к Богу – в гомилиях на «Песнь песней».

Оригинальными являются представления Григория Нисского о времени. Время не мера движения тел в пространстве (как учили Аристотель и стоики), не образ вечности в мире множественности (как полагал Плотин), не промежуток между событиями (по Мефодию Олимпийскому), но особое измерение сотворенных вещей, отличающее их от несотворенного Бога.

Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились в Средние века на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Гносеология, антропология, эсхатология и мистика Григория Нисского оказали заметное влияние на исихастские споры в Византии в 14 в.

Сочинения:

1. Gregorii Nysseni Opera, 10 vol., 13 partes, ed. W.Jaeger et alii. В., 1921;

2. Leiden, 1952–90;

3. Vie de Moise. P., 1987 (Sch. 1);

4. Homilien zum Hohenlied (griechisch/deutsch). Freiburg, 1994 (Fontes Christiani, Bd. 16. 1–3);

5. в рус. пер.: Творения в 8 т. М., 1861–72;

6. Об устроении человека. СПб., 1995.

Литература:

1. Несмелов В.И. Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887;

2. Оксиюк Μ. Φ. Эсхатология Григория Нисского. К., 1914;

3. Janini Cuesta J. La anthropologia y la medicina pastoral de san Gregorio de Nisa. Madrid, 1946;

4. Merki Η. Ομοιωσις θεω. Von der platonischen Angleichung an Gott zur Gottähnlichkeit bei Gregor von Nyssa. Freibourg, 1952;

5. Daniélou J. Platonism et théologie mystique. P., 1954;

6. Volker W. Gregor von Nyssa als Mystiker. Wiesbaden, 1955;

7. Jaeger W. Gregor von Nyssaʼs Lehre vom Heiligen Geist. Leiden, 1966;

8. Mühlenberg E. Die Undendlichkeit Gottes bei Gregors Kritik am Gottesbegriff der klassischen Metaphysik. Gött., 1966;

9. Boer S. De anthropologie van Gregorius van Nyssa. Assen, 1968;

10. Zemp P. Die Grundlagen heilsgeschichtlichen Denkens bei Gregor von Nyssa. Münch., 1970;

11. Cherniss H.F. The Platonism of Gregory of Nyssa. N. Y., 1971;

12. Stritzky M.-B. von. Zum Problem der Erkenntnis bei Gregor von Nyssa. Münster, 1973;

13. Canévet M. Grégoire de Nysse et lʼherméneutique biblique. P., 1983;

14. Balthasar H.U. von. Présence et pensée: essai sur la philosophie religieuse de Grégoire de Nysse. P., 1988;

15. Altenburger M. , Mann F. Bibliographie zu Gregor von Nyssa. Leiden, 1988.

(331/5–~394)

На пути к Богу

Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце.

Несмотря на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины.

По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью.

Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий.

Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала жертвой злоумышленников, посягавших на её юность и красоту. Святую Емелию Бог благословил сделаться матерью десятерых детей: шести дочерей и четырех сыновей.

Стремление Емилии к девству реализовалось в её дочери, Макрине младшей. Один из её сыновей, Василий, был прославлен Церковью под именем Великий. Другой, Пётр, прославлен как Севастийский святитель.

Григорий Нисский, появившись на свет после Василия (будущего ) и Навкратия (погибшего при невыясненных обстоятельствах), стал третьим сыном в семье.

По приближенным подсчётам он родился в период между 331-м и 335-м годами. Местом его рождения могла быть либо Кесария, либо Севастия. Имя Григорий он получил в честь святого .

Отец Григория, Василий старший умер рано и вся тяжесть заботы о детях легла на вдову. Помимо матери, Емилии, большое влияние на воспитание будущего Нисского святителя оказали: старшая сестра, Макрина, и старший брат, Василий (Великий).

В отличие от Василия, получавшего образование в лучших учебных заведениях, в том числе в Афинах, Григорий учился в местных школах. Тем не менее, за счёт усердия и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности.

Божье призвание

Несмотря на общую духовную атмосферу в семье, иногда в молодости Григорий позволял себе относиться к церковной жизни с прохладцей.

Однажды, когда их семьей было организовано торжество по случаю перенесения мощей сорока мучеников в нарочито воздвигнутую для этой цели часовню (в Аннисах, на семейной земле), Григорий, вместо участия в ночном богослужении легкомысленно удалился в беседку и крепко заснул. Во сне ему явилось множество воинов. Их вид был весьма угрожающим. Григорий силился попасть на покинутое им богослужение, а они его не допускали и готовы были вот-вот его наказать. Ситуация изменилось лишь с вмешательством одного из явившихся воинов, который и заступился за Григория.

Григорий в ужасе пробудился. Суд совести не заставил себя долго ждать. Оплакав своё поведение, Григорий тут же направился к урне с мощами, взмолился и стал просить у Бога и святых воинов прощение.

После такого проникновенного вразумления он оставил свои увлечения и принял посвящение во чтеца. Полагают, что данное событие произошло в 357 году.

Время от времени Гриогорий навещал своего брата, Василия, подвизавшегося в Аннисах. Там он предавался аскетическому деланию, посту и молитве, изучал слово Божье, произведения отцов.

Духовные поиски

Какое-то время спустя Григорий оставил служение при храме и устроился преподавателем риторики. По всей видимости это случилось не ранее 363 года, поскольку во время правления Юлиана доступ к оной профессии для христиан был крайне затруднительным.

Поступок Григория вызвал у его друзей чувство непонимания. Григорий Назианзин, пытаясь образумить своего друга, отправил ему письмо, в котором изложил свою печаль.

Скорее всего, именно в этот период или несколько раньше святитель Григорий вступил в брак с Феосевией. О подробностях их супружеского союза и о самой Феосевии нам неизвестно почти ничего. В утешительном послании к Григорию Нисскому по случаю её смерти, датируемом 385 годом, отозвался о Феосевии как об исполнительнице Божественной воли, верной дочери Церкви, украшении Христовом. Кроме того, он отметил свою близость к ней через духовное родство.

Существует мнение, что на каком-то этапе супружеской жизни Феосевия, по договоренности с Григорием, вступила в монашество. Согласно другой точке зрения, она никогда не была супругой Григория, но жила при нём как сестра. В какое-то время Григорий, движимый стремлением к аскетическим подвигам, вступил в организованную братом, Василием, монашескую общину.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.