Икона успение божией матери. Успение пресвятой богородицы

Равно как многие святые люди Дева Мария знала заранее о собственной кончине. За три дня до этого ей явился архангел Гавриил, тот самый, который когда-то принес благую весть, и сказал Богородице о предстоящем успении и вознесении в Царство Небесное.

Икона Успение Пресвятой Богородицы рассказывает именно об этом событии и описывает не его всесторонне, предлагая зрителям возможность увидеть не только мир явный, но и скрытые детали.

Итак, по центру икона Успение всегда имеет Пречистую Деву, которая располагается на одре. Лицо с закрытыми глазами, выражение спокойное и безмятежное. Также чаще всего само тело изображается немного эфемерным, как бы слегка прозрачным и данный художественный прием намекает на Воскресение Богородицы, которое случилось на третий день после успения.

У изголовья располагаются апостолы, которых Богородица захотела видеть и которые волею Святого духа оказались там. Всегда присутствует Иоанн Богослов ведь именно ему Христос с креста сказал: «Се мать твоя», указав на Пречистую Деву. Также и своей матери он сказал: «Се сын твой».

Эти фразы имеют и практический и символический смысл. На практическом уровне Спаситель заповедовал им заботиться друг о друге и действительно Богородица в дальнейшем отправилась в Эфес, где проживала в доме родителей Иоанна Богослова. На уровне символическом таким образом Христос принял в собственную семью не только Иоанна, но и каждого человека в его лице, то есть даровал каждому возможность на спасение и обретение святости.

Помимо этого у одра изображаются Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец, которые являются святителями. Они оставили письменные свидетельства об этом событии, поэтому практически каждая икона Успение Богородицы изображает этих людей со свитками.

Сверху и по центру располагается Христос, как правило, в синей сфере, которая символизирует Небесной Царство. В сфере располагаются херувимы, а сверху – огненный серафим. В руке Христос держит небольшого младенца с нимбом и этот символ указывает на душу Богоматери.

Спаситель появился для того, чтобы перенести душу Девы Марии в Царство Небесное.

Символическое изображение этого акта в свою очередь интересным образом перекликается с композицией иконы Божьей матери с младенцем.


Многих из тех, кто смотрит на икону, Успения Пресвятой Богородицы интересует значение двух фигур, которые часто изображаются под одром Пречистой Девы. Там изображается ангел с мечом и человек возносящий руки в позе наподобие молитвенной. На самом деле этот символ более чем интересен, он сочетает в себе описание событий мира земного и небесного.

Один из иудейских священников, который участвовал в обряде погребения, хотел перевернуть одр Богородицы, но явился ангел с мечом, который отсек тому руки. После этого священник впал в ужас и устыдился себя и ангел исцелил его. Тогда священник присоединился к похоронной процессии и уверовал.

Тем не менее, этот сюжет не всегда фиксируется, к примеру икона Успение Богородицы Феофана Грека написана в так называемом сжатом варианте. Композиция включает в себя только основные фигуры, главный акцент сделан на Христе и Богоматери.

Таково краткое описание иконы Успения Пресвятой Богородицы и трактовка основных символов и фигур на изображении. Теперь следует понять, как использовать данную икону для молитвы и созерцания.

О чем молятся перед иконой Успения Пресвятой Богородицы

Согласно православной традиции, Пречистая Дева сумела достигнуть на земле высшего предела святости. В апокрифических свидетельствах осталось немало упоминаний о чудесах связанных с ней, но, главное, об огромной вере, которой она обладала. Теперь Царица Небесная молится о каждом на Небесах и помогает людям на земле, ходатайствуя за каждого от грешника до подвижника.

Именно поэтому следует молиться перед иконой Успение Пресвятой Богородицы по разным поводам, верующий сразу поймет в чем помогает такая молитва, а остальные смогут в свою очередь укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы»

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.

Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения (Kolmhoij) Богоматери, известный на Западе как Вознесение Марии, имеет два различных аспекта, которые, однако, верою Церкви неразрывно связаны между собой. Это, с одной стороны, смерть и погребение, с другой, воскресение и вознесение Божией Матери. Православный Восток сумел оградить таинственность этого события, которое, в противоположность Воскресению Христову, не было проповедано апостолами. В самом деле, здесь тайна, которую невозможно высказать слуху «внешних», но которая открыта внутреннему сознанию Церкви. Ибо для утвержденных в вере в Воскресение и Вознесение Господне ясно, что если Сын Божий принял человеческую природу в лоне Приснодевы, то и Она, послужившая вочеловечению, должна быть воспринята в славу Своего воскресшего и восшедшего в небесные обители Сына. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот Святыни Твоея (Пс. 131:8). «Гроб и умерщвление» не могли удержать «Живота Матерь» (кондак праздника, глас 2-й), потому что Сын Ее «престави» ??????????) Ее к вечности будущего века.

Прославление Матери непосредственно проистекает из добровольного уничижения Сына. Сын Божий воплощается в Приснодеве Марии и становится Сыном человеческим, могущим умереть; Мария же, став Божией Матерью, получает «славу боголепную» (????????? ????) (Вечерня, стихира 2-я, глас 1-й) и первой из человечества становится причастной полному обожению твари. «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Так значение вочеловечения Бога утверждается в конце земной жизни Марии. «Оправдана премудрость в чадах ее» (Мф. 11:19). Слава жизни будущего века, конечная цель человека, уже осуществилась не только в божественной и вочеловечившейся Ипостаси, но и в человеческой обоженной личности. Этот переход от смерти к жизни, от времени к вечности, от земного состояния в небесное блаженство прелагает Богоматерь за грань общего Воскресения и Страшного Суда, за грань Второго Пришествия (papucla), которым завершится история мира. Праздник 15 августа есть новая таинственная Пасха, в которой Церковь празднует, предваряя конец времен, сокровенный плод эсхатологического свершения. Этим объясняется сдержанность литургических текстов, которые в службе Успения лишь отчасти указывают на несказанную славу вознесения Богоматери.

Праздник Успения, вероятно, иерусалимского происхождения. Однако Этерия в конце IV века его еще не знала. Можно, однако, предположить, что он не замедлил появиться вскоре, так как в VI в. он уже общеизвестен: на Западе св. Григорий Турский – первый свидетель Вознесения Богоматери, которое здесь вначале праздновалось в январе. Дата 15 августа устанавливается при императоре Маврикии (582–602).

Наиболее древнее известное изображение Вознесения Богоматери находится на саркофаге в церкви Санта-Энграсиа в Сарагоссе (начало IV в.), одна из сцен которого, очень вероятно, передает это событие; затем мы видим его на рельефе VI в. в грузинской базилике Болнис-Капанакчи. Этот рельеф противопоставлен другому, изображающему Вознесение Христово. Апокрифическое повествование, связываемое с именем св. Мелитона (II в.), на самом деле не старше начала V в. Это сказание полно легендарных подробностей о смерти, воскресении и вознесении Богоматери – недостоверными сведениями, которые Церковь постаралась исключить. Так, например, свт. Модест Иерусалимский († 634) в своем «Похвальном слове на Успение» очень сдержан в подробностях: он говорит о присутствии апостолов, которые «были приведены издалека через небесное откровение», о явлении Господа, пришедшего принять душу Своей Матери и, наконец, о возвращении Богоматери к жизни, «дабы телесно принять участие в вечном нетлении Того, Который вывел Ее из гроба одному Ему известным способом». Другие слова, сказанные свт. Иоанном Фессалоникийским († ок. 630), а также свв. Андреем Критским, Германом Константинопольским и Иоанном Дамаскиным, приводят больше подробностей, которые используются и богослужением, и иконографией Успения Богоматери.

Успение Богоматери. Икона. Россия. XV в. ГТГ

Успение Богоматери. Деталь шитой пелены. Москва. 1640–1642 гг. Музеи Московского Кремля

Классический в православной иконографии тип Успения обычно представляет Богоматерь на смертном ложе. Вокруг Нее апостолы, и посередине Христос во славе, принимающий на руки душу Своей Матери. Однако иногда иконописцы хотели подчеркнуть и телесное Ее вознесение: в таких случаях в верхней части иконы, над сценой Успения, Богоматерь сидит на престоле, окруженная мандорлой, несомой ангелами в небесные сферы.

На нашей иконе (Россия, XVI в.) Христос стоит во славе, окруженный мандорлой, и смотрит на тело Матери, лежащее на смертном ложе. В левой руке Господь держит детскую фигурку в белом, увенчанную нимбом: это «всесветлая душа», только что принятая Им. Двенадцать апостолов, «обстояще одр, с трепетом» (Утреня, стихира по 50-м псалме, глас 6-й), присутствуют при смерти Богоматери. На первом плане узнаются Петр и Павел по обеим сторонам ложа. На некоторых иконах изображается вверху чудесное прибытие апостолов, «от четырех конец земли на облацех восхищени». Множество присутствующих ангелов иногда составляет внешний круг мандорлы Христа. На нашей иконе небесные силы, сопровождающие Христа, представлены одним шестикрылым серафимом. За апостолами стоят четыре епископа с нимбами. Это св. Иаков, «брат Божий» (ср.: Гал. 1:19), первый епископ Иерусалимский, и три ученика апостолов: Тимофей, Иерофей и Дионисий Ареопагит, сопровождающий св. апостола Павла. На заднем плане две женские фигуры изображают верующих Иерусалима, составляющих вместе с апостолами и епископами внутренний круг Церкви, в котором совершается тайна Успения Богоматери.

На большинстве икон Успения изображается также эпизод с Афонией: этому еврейскому фанатику ангел отсекает мечом руки потому, что он дерзнул коснуться одра Пресвятой Богородицы (см.: Тропарь 3-й песни первого канона). Эта подробность апокрифического характера, встречающаяся и в богослужении, и в иконографии праздника, должна напоминать о том, что завершение земной жизни Богоматери есть сокровеннейшая тайна Церкви, не терпящая профанации. Невидимая для внешних, слава Успения Пречистой Девы может быть созерцаема только во внутреннем свете Предания.

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

273. Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы, большой православный праздник. В этот день было принято ловить или покупать у птицеловов птиц и тут же выпускать их на волю: «Благовещенье – птиц на волю отпущенье». К Благовещению

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 31 автора Степанова Наталья Ивановна

Сон Пресвятой Богородицы Читают в тяжелый момент жизни. На горе Горенской, на земле Пряженской, Там Божья Мать почивала, Страшен сон увидала, во сне слезы роняла. Очи открыла, Христа увидала, Про сон Свой правдивый Христу рассказала: – Моего Сыночка евреи на Кресте

автора Степанова Наталья Ивановна

Сон Пресвятой Богородицы Как я уже говорила, всего «Снов Пресвятой Богородицы» семьдесят семь. Все они очень сильные и помогают от бед, несчастий и недугов даже в посты. Продолжаю передавать вам эти бесценные творения. Пользуйтесь ими с великим уважением и любовью, и за

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 30 автора Степанова Наталья Ивановна

Еще один «Сон Пресвятой Богородицы» В беде читают сон до сорока раз. Спала еси и опочивала Мати Пресвятая Богородице Во святом граде Вифлееме Иерусалимски. И видела еси сон страшен и дивен вельми зело. И прииде к Ней Господь Иисус Христос наш, Сын Божий, и рече к Ней: – Мати

Из книги Ритуалы денежной магии автора Золотухина Зоя

«Сон Пресвятой Богородицы» От краж и потерь обереги есть, а от глупых трат – нет.Уберечься от зависти и сглаза (деньги очень на них реагируют) помогут молитвы и заговоры. Советую каждому переписать следующую молитву (носите ее с собой в кошельке, перечитывая при

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 29 автора Степанова Наталья Ивановна

Сон Пресвятой Богородицы Матушка, Мать Мария, Где Ты жила-поживала, Где Ты темную ночь коротала? – Жила-поживала в Иерусалиме, У Христа на Престоле ночевала. Снился мне сон Чуден и страшен: Будто бы Иисуса Христа На Кресте растерзали, Святую Иисусову кровь

автора Степанова Наталья Ивановна

Сон Пресвятой Богородицы Все знахари и мастера должны знать семьдесят семь снов Пресвятой Богородицы. На моем веку мне известно очень много случаев, когда уже ни врачи и ни люди ничем не могли помочь умирающему человеку, а я их отчитала от смерти Снами Богородицы. Это

Из книги Золотое пособие народного знахаря. Книга 2 автора Степанова Наталья Ивановна

Еще один Сон Пресвятой Богородицы Мати Моя возлюбленная, Где Ты была-побывала? – В городе Вифлееме, во святой ограде, В Божьей церкви, у истинного Христа за Престолом. Видела Я сон про Тебя, Иисуса Христа, Сына милого: Как будто бы Тебя жиды взяли, К высокому Кресту

автора Степанова Наталья Ивановна

Еще один Сон Пресвятой Богородицы В поднебесной, при луне, во святой стороне Божья Матушка спала-почивала И сон чуден и верен видала, Будто к Ней Ее Сыночек зашел, К лебяжьей постели ее подошел И спрашивает: – Матушка Моя, Ты спишь? Думы думаешь или сон зришь? – Не сплю Я,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 33 автора Степанова Наталья Ивановна

Еще один Сон Пресвятой Богородицы «Мати Моя возлюбленная, где Ты была-побывала, где Ты спала-ночевала?» – «В городе Вифлееме, во святом городе, в Божьей церкви, у истинного Христа за Престолом. Видела Я сон про Христа, про Своего Сына милого, будто бы Его за деньги предали,

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 32 автора Степанова Наталья Ивановна

автора Степанова Наталья Ивановна

Сон Пресвятой Богородицы Крест – хранитель всей Вселенной. Крест – церковная красота. Крест – церквям держава. Крест – верным утверждение. Крест – ангелам слава. Крест Христов от трех сложений, Сон рабе Твоей (имя) От Троицы единородного Господа Нашего Иисуса

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 34 автора Степанова Наталья Ивановна

Еще один Сон Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Шла Дева Мария из города Иерусалима, Шла Она, приустала, на горе призаснула. Видела сон дивный и страшный: Был Иисус Христос на распятье. За мелкие деньги Его продали, К кипарисному Кресту Его

Из книги Смысл икон автора

Рождество Пресвятой Богородицы «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш…»В день Рождества Богоматери (8 сентября) Церковь празднует святейшее человеческое рождение, «пречистый плод» которого

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Покров Пресвятой Богородицы Праздник Покрова (1 октября) был установлен в память явления Богоматери в Константинополе в Х в. На Востоке этот праздник почти неизвестен. Русская же Церковь всегда с особой торжественностью праздновала Покров Божией Матери. В России ему

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Событие Успения

Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:

Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть – например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь.

13 век, мозаика, Санта Мария Маджоре, Рим

Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи. На материнские молитвы Господь ответил чудом – во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери.

Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка – наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна, а также – Её супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие.

Но случилось чудо – христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Открыть воскресение Пресвятой Богородицы было даровано апостолу Фоме. По промыслу Божиему он не был в числе апостолов, принесённых на облаках, а прибыл в Гефсиманию только на третий день после погребения Её тела. Апостол Фома скорбел о том, что не попрощался с Пречистой Девой. Тогда святые апостолы решили отвалить камень от пещеры, чтобы Фома облобызал тело Богоматери и утешился тем. Но войдя в пещеру увидели они только благоухающие погребальные пелены, лежащие во гробе.

За вечерней трапезой явилась апостолам Пресвятая Богородица в воздушном пространстве, окружённая небесными силами. Она молвила им: “Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни”. Таким образом уверились святые апостолы и передали всей церкви свою несомненную веру, что Матерь Божия Сыном Своим и Богом воскрешена на третий день по успению и взята с телом на небо.

Итак, по центру икона Успение всегда имеет Пречистую Деву, которая располагается на одре. Лицо с закрытыми глазами, выражение спокойное и безмятежное. Также чаще всего само тело изображается немного эфемерным, как бы слегка прозрачным и данный художественный прием намекает на Воскресение Богородицы, которое случилось на третий день после успения.

Итак, композиция включает в себя следующие элементы:

  • В центре: ложе, укрытое тканью, на котором расположено тело Божией Матери.
  • Перед ложем: скорбящие апостолы.
  • За ложем: Иисус Христос склонившейся над телом Своей Матери, и держащий в руках Её душу (изображена в виде новорождённого, завернутого в ткани).
  • Над Господом и душой Богоматери летают ангелы.

Все эти элементы обязательно включает в себя каждая икона «Успение Пресвятой Богородицы».

У изголовья располагаются апостолы, которых Богородица захотела видеть и которые волею Святого духа оказались там. Всегда присутствует Иоанн Богослов ведь именно ему Христос с креста сказал: «Се мать твоя», указав на Пречистую Деву. Также и своей матери он сказал: «Се сын твой».

Эти фразы имеют и практический и символический смысл. На практическом уровне Спаситель заповедовал им заботиться друг о друге и действительно Богородица в дальнейшем отправилась в Эфес, где проживала в доме родителей Иоанна Богослова.

На уровне символическом таким образом Христос принял в собственную семью не только Иоанна, но и каждого человека в его лице, то есть даровал каждому возможность на спасение и обретение святости.

Помимо этого у одра изображаются Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец, которые являются святителями. Они оставили письменные свидетельства об этом событии, поэтому практически каждая икона Успение Богородицы изображает этих людей со свитками.

Сверху и по центру располагается Христос, как правило, в синей сфере, которая символизирует Небесной Царство. В сфере располагаются херувимы, а сверху – огненный серафим. В руке Христос держит небольшого младенца с нимбом и этот символ указывает на душу Богоматери.

Спаситель появился для того, чтобы перенести душу Девы Марии в Царство Небесное.

Символическое изображение этого акта в свою очередь интересным образом перекликается с композицией иконы Божьей матери с младенцем.

Многих из тех, кто смотрит на икону, Успения Пресвятой Богородицы интересует значение двух фигур, которые часто изображаются под одром Пречистой Девы. Там изображается ангел с мечом и человек возносящий руки в позе наподобие молитвенной. На самом деле этот символ более чем интересен, он сочетает в себе описание событий мира земного и небесного.

Один из иудейских священников, который участвовал в обряде погребения, хотел перевернуть одр Богородицы, но явился ангел с мечом, который отсек тому руки. После этого священник впал в ужас и устыдился себя и ангел исцелил его. Тогда священник присоединился к похоронной процессии и уверовал.

Тем не менее, этот сюжет не всегда фиксируется, к примеру икона Успение Богородицы Феофана Грека написана в так называемом сжатом варианте. Композиция включает в себя только основные фигуры, главный акцент сделан на Христе и Богоматери.

Также отметим, что существует несколько разных иконографических типов изображения Успения Девы Марии. Некоторые из них значительно обогащены другими элементами, другие – более скромны. Вид изображения Успения Пречистой Девы на иконе зависит от личных предпочтений иконописца, от эпохи, в которой он жил и многих других факторов. Однако несомненно каждая из икон Успения Богородицы заслуживает внимания.

Кто изображен на иконе Успение Пресвятой Богородицы

Образ уникален тем, что на нем уместились практически все моменты, указанные в рассказе об Успении. Иконография «Успения Пресвятой Богородицы» включает следующие детали:

  1. В центре представлен одр, на котором находится тело Божьей Матери. В большинстве образах он накрыт материей багряного цвета, который указывает на царское достоинство Царицы Небесной. О величестве Богородицы свидетельствуют и сандалии пурпурного цвета.
  2. Икона «Успения» изображает апостолов, которые расположились вокруг одра. Количество предстоящих фигур зависит от размера образа, но при этом обязательными участниками является Петр (у него кадильница, которой он окуривает ложе) и Иоанн (оплакивает Богородицу). Еще вместе с апостолами могут изображаться люди, которые имеют связь с Божьей Матерью.
  3. Перед ложем чаще изображена свеча. На некоторых иконах на краю постели можно увидеть отрубленные запястья, а рядом с одром и самого человека с искалеченными руками. Это Афоний, предпринявший попытку опрокинуть одр, но его остановил ангел с мечом.
  4. За ложем стоит Спаситель, который окружен огромным нимбом, символизирующим божественную славу. В руках он держит упеленанного младенца, который олицетворяет душу Божьей Матери.
  5. На некоторых иконах «Успения Пресвятой Богородицы» можно увидеть еще одну деталь – свободное поле в верхней части образа, которое покрыто облаками, и на них фигуры людей и ангелов. Иконописцы так представили апостолов, которые не смогли прибыть в Иерусалим для прощения.

Моление пред образом Успения должно совершаться с пониманием и искренней верой в исполнение просимого. Просьба должна исходить из самой глубины сердца, подобно тому, как дитя призывает помощь своей матери. В этом случае Матерь Божия не замедлит оказать помощь Своему заплутавшему чаду, попавшему в беду.

Духовный смысл праздника Успения Божией Матери

В православии не говорят о смерти Божией Матери, Ее кончина считается переселением к Своему Сыну, нашему Господу и в Церкви это именуют «Успение». Святая Мария всего лишь уснула, чтобы через три дня Она проснулась и переселилась в небесное жилище.

После своей тяжелой, полной трудов жизни, Матерь Божия «преставилась к Животу» к Источнику всей Жизни. Она молится за нас, живущих на земле, чтобы мы смогли спасти наши души, чтобы Своим Успением вселить в нас уверенность в справедливое и вечное Царствие Небесное, куда должна стремиться душа каждого христианина

О чём молиться перед образом

Во многих православных храмах и на домашних иконостасах расположена икона Успения Пресвятой Богородицы. О чем молятся верующие, стоя перед этой святыней? Ограничений для прошений нет (кроме, разумеется,греховных просьб).

Однако известно, что традиционно православные верующие просят перед этой святыней помощи в таких ситуациях:

  • Исцеление болезней (душевных и телесных).
  • Укрепление веры.
  • Дарование добродетелей и избавление от грехов, пагубных пристрастий и так далее.
  • Оправдание в случае оклеветания, обличение неправды.
  • Напутствие умирающих.

Если вы не нашли в этом списке своего прошения, не переживайте. В любом случае вы можете попросить молитвенного заступничества Богородицы. Сделать это можно как в православном храме, так и находясь у себя дома.

Напоминаем вам: молиться необходимо не только находясь в трудной жизненной ситуации или имея проблемы.

Не забывайте благодарить Пречистую Деву за её небесное заступничество и в радостные жизненные моменты. Обязательно стоит прочесть благодарственную молитву, если ваше прошение, высказанное в молитвенном чтении, было выполнено.

Также можно последовать благочестивой традиции и заказать молебен перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы». В чем помогает молитва перед образом? Подведем итог: любая благочестивая просьба, если на то угодно Господу, будет выполнена. Впрочем, многое ещё зависит и от искренности, и от веры молящегося. Молитесь с душой и усердно, тогда Пречистая Дева обязательно вас услышит.

Молитва перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы»

«Пресвятая Богородица, спаси и сохрани раба Божьего (имя). Огради от искушений на пути жизненном, убереги, Мати, от корысти да укрепи веру мою в Иисуса Христа, великодушного и всепрощающего. Укрой меня своим покровом от ненавистников и недоброжелателей, да прости им их злобу. Дай силы бороться с искушениями да не допусти происков дьявольских, меня от веры православной отворачивающих. Яви милость свою на меня и семью мою, убереги да защити нас. Аминь».

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.

Дни празднования

Празднование совершается 28 (15) августа. В православной церкви этот праздник считается одним из главных двунадесятых, а предшествует ему двухнедельный строгий Успенский пост. Во время поста каждый православный отмаливает свои грехи и укрепляется в вере, освобождая душу и мысли от негатива. В этот день каждый может посетить церковь или помолиться дома у иконостаса, славя переход Богоматери от жизни земной к Царствию Небесному.

Каждая икона Богоматери помогает в укреплении веры, и дает силы справиться со всеми жизненными трудностями. Священнослужители призывают верующих обращаться с ежедневными молитвами к Высшим Силам, чтобы не только укрепиться в вере, но и побороть страх смерти, помня о вознесении Богородицы.

Успенский пост

Успение Богородицы - это не праздник смерти, но радости. И в этот пост мы сами должны отряхнуть с себя все то, что нам мешает жить и ведет нас к духовной смерти, мы должны возвратиться домой, к Богу, для того наши души ожили и почувствовали любовь Господа к нам.

Святой Симеон Солунский пишет, что

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас…»

Успенский пост такой же строгий, как и Великий. По понедельникам, средам и пятницам - сухоядение. Во вторник и четверг - можно питаться горячей пищей без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (6 / 19 августа) разрешается рыба.

Успение- это праздничный непостный день, но если этот праздник приходится на среду или пятницу, то разговение следует перенести на следующий день, рыбу в этом случае есть все равно можно.

Постные блюда-рецепты

Каталог рецептов постных блюд, которые помогут разнообразить ваше меню во время прохождения поста:

Рецепты первых блюд:

Рецепты вторых блюд:

  1. Блюда, приготовленные без растительного масла
  2. Блюда, приготовленные с растительным маслом

Салаты и закуски:

  1. Приготовленные без растительного масла
  2. Приготовленные с растительным маслом

Рыбные блюда:

  1. Рецепты рыбных салатов и закусок
  2. Рецепты первых блюд
  3. Рецепты вторых блюд
  4. Пироги с рыбой

В конце раздела «Рыбные блюда» приведен рецепт, пошаговая инструкция и пояснения для приготовления дрожжевого теста.
100%-й результат даже для тех, кто боится с ним работать. Все просто.

Десерты и напитки:

  1. Рецепты десертов
  2. Рецепты напитков

Где находится образ Богородицы

Образ можно найти практически в каждом православном храме. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» находится в одноименных храмах в городах: Владимир, Ростов, Ярославль, Смоленск, Рязань, Муром, Астрахань, Москва. Значимость и чудодейственные свойства иконы невозможно недооценить, поэтому каждый год 28 августа верующие воздают молитвы Богородице с различными просьбами.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом – этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников – Крещение . Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста. Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником . Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях .

Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

В иконописи композиция встречается с XI века (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов . Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.

Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно «Слову Иоанна Богослова», апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов.

Древнейшим примером «облачного Успения» на Руси является икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее) (ил. 2). В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы – стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути .

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV века (ил. 3) у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в чашу – это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии . Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея . Ближайшей иконографической аналогией рассматриваемой иконе является фреска собора Спасо-Преображенского монастыря в Пскове (середина XII в.) (ил. 4). В обоих памятниках повторяются общая композиция, позы апостолов, сцену фланкируют высокие палаты, внутри которых изображены плачущие иерусалимские жены. Однако на иконе у апостолов отсутствуют нимбы, а «славу» – мандорлу Христа – держат ангелы, окружающие ее.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

В русских иконах Успения второй половины XV столетия – из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени Андрея Рублева) – представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери – рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во «славе» возносят ангелы. Эта деталь находит толкование в «Слове на Успение» святого Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию» . Исследуя икону из Успенского собора (ил. 5), Е. Я. Осташенко отмечает не имеющий аналогий в других памятниках рисунок и цвет «славы» возносящейся Богоматери . Вместо традиционных голубых оттенков здесь внешние очертания «славы» состоят из двух оттенков красного, а внутренние части включают в себя сияние с короткими лучами. По всей видимости, красный цвет «славы» и лучи внутри нее связаны с рядом поэтических образов Богородицы, например с образом «Жены, облеченной в солнце» (Откр. 12: 1) и образом Церкви, которая оделась «Солнцем Правды – Христом». Особенностью названной выше иконой Успения 1497 года из Кирилло-Белозерского монастыря является изображение эпизода с вручением Богоматерью своего пояса апостолу Фоме. Согласно одному из сказаний об Успении, Фома прилетел с опозданием, когда Богоматерь уже возносилась на небо, и получил пояс из Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым свидетельствуя о Ее вознесении на небо.

Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском музее хранится новгородская икона XV века (ил. 6), на которой отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана. Это связано либо с посвящением престолов той церкви, откуда происходит икона, либо с желанием заказчика иконы видеть на образе Успения святых покровителей своей семьи.

Интересной иконографической особенностью выделяется икона Успения середины XVI века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Если во всех рассмотренных выше памятниках Христос чаще всего изображался фронтально, держа душу Богоматери двумя руками, то здесь Он представлен в развороте, благословляющим десницей Богоматерь, лежащую на одре . Эта деталь, по всей видимости, появляется в «облачном» варианте Успения в первой половине XVI века и широко распространяется в XVI–XVII столетиях. Благословляющим Богоматерь Спаситель представлен и на иконе XVI века из собрания Русского музея (ил. 7). На ней также представлено вознесение Богоматери, сидящей на престоле, к раскрытым вратам рая, за которыми видны ангельские чины, Небесный город (в виде крестообразной по форме башни) и несколько райских деревьев .

С райской символикой в XVI веке связано и размещение сцены Успения в росписях храмов. Так, в декорации Архангельского собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске этот сюжет помещен над конхой алтаря , что позволяет трактовать эту композицию, исходя из представлений о символике алтарного пространства как места горнего, райского.

В XVII столетии появляются монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успение конца XVII века из музея имени Андрея Рублева (ил. 8). В последнем клейме Богоматерь, как в традиционной иконографии Успения, изображена лежащей на престоле, за ним и перед ним – по две горящие свечи. У ложа Богоматери стоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди них можно отметить пророков Давида и Даниила. Присутствие при Успении Богоматери ветхозаветных праведников, а также благоразумного разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую указывает на то, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а на небе, а точнее – в раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю» . Традиционно на белом фоне изображают такие сцены, как «Сотворение Адама и Евы», «Авраамово лоно», «Встреча в раю благоразумного разбойника с пророками Илией и Енохом» (в иконах «Сошествие во ад»), «Спас Недреманное Око».

Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

Известно огромное количество икон, на которых представлена Божья Матерь, и у каждого образа есть своя история и значение. Особо почитается икона «Успение Пресвятой Богородицы», в которой заключен важный смысл, что смерть это не тупик и не конец жизни для человека.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – описание

На образе представлен переход (успение) Божьей Матери из мира живых на небеса. Этот эпизод четко описан в Библии, где рассказано, что она долгое время обращалась к Господу с молитвами, прося забрать ее на небо. Однажды к ней пришел и сообщил, что вскоре она обретет покой. В час ее успения появился божественный свет, окружающий смертный одр. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», значение которой для верующих огромно, присутствует практически во всех храмах.

Кто изображен на иконе Успение Пресвятой Богородицы?

Образ уникален тем, что на нем уместились практически все моменты, указанные в рассказе об Успении. Иконография «Успения Пресвятой Богородицы» включает следующие детали:

  1. В центре представлен одр, на котором находится тело Божьей Матери. В большинстве образах он накрыт материей багряного цвета, который указывает на царское достоинство Царицы Небесной. О величестве Богородицы свидетельствуют и сандалии пурпурного цвета.
  2. Икона «Успения» изображает апостолов, которые расположились вокруг одра. Количество предстоящих фигур зависит от размера образа, но при этом обязательными участниками является Петр (у него кадильница, которой он окуривает ложе) и Иоанн (оплакивает Богородицу). Еще вместе с апостолами могут изображаться люди, которые имеют связь с Божьей Матерью.
  3. Перед ложем чаще изображена свеча. На некоторых иконах на краю постели можно увидеть отрубленные запястья, а рядом с одром и самого человека с искалеченными руками. Это Афоний, предпринявший попытку опрокинуть одр, но его остановил ангел с мечом.
  4. За ложем стоит Спаситель, который окружен огромным нимбом, символизирующим божественную славу. В руках он держит упеленанного младенца, который олицетворяет душу Божьей Матери.
  5. На некоторых иконах «Успения Пресвятой Богородицы» можно увидеть еще одну деталь – свободное поле в верхней части образа, которое покрыто облаками, и на них фигуры людей и ангелов. Иконописцы так представили апостолов, которые не смогли прибыть в Иерусалим для прощения.

Древние иконы «Успения»

Изображение смерти Богородицы было очень древним, ее композиция была разработана примерно в IX веке. В это время церковь переживала важные времена, поскольку происходила фиксация самых значимых богословских положений. В этот же период был сформирован и введен праздник Успения с его традициями и правилами. Изначально икона «Успение Богородицы» была лаконичной и малофигурной, но со временем образ был раскрыт более четко.

В чем помогает икона Успение Пресвятой Богородицы?

Молиться перед образом Божьей Матери можно каждый день, чтобы получить уверенность в своих силах. Кроме этого, молитвенные тексты искореняют страх перед физической смертью. Икона «Успение Божией Матери» собирает перед собой миллионы верующих людей, которые просят о прощении своих грехов, чтобы попасть в Царство Господа. Регулярные молитвенные прошения помогают не только исцелить душу, но и тело, избавляя от разных заболеваний. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» может использоваться .

Икона Успение Пресвятой Богородицы – значение для дома

Считается, что православные образы являются самой мощной защитой, которая помогает уберечь дом и всех жильцов от разных проблем. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» окружит все положительной энергетикой и будет отталкивать негатив в любом его проявлении. Праздник Успение приходится на 28 (15) августа и в этот день рекомендуется обязательно помолиться перед образом в церкви или дома, отмаливая свои грехи и прося об укреплении веры. Есть основная молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы».


Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.