Ирод выпытывает у волхвов время появления Звезды.

ВИФЛЕЕМ, 24 дек - РИА Новости . Над мощеным белым камнем центром Вифлеема стоит запах свежей стружки и разносится визг столярных станков, вплетаясь в перезвон церковных колоколов и песнь муэдзинов. В небольших семейных мастерских режут поделки из оливкового дерева в расчете на паломников и туристов, которые в рождественскую пору тысячами стекаются на родину Иисуса Христа.

В расположенных тут же лавках христианские распятия, разнокалиберные вертепы с фигурками святого семейства соседствуют с мусульманскими четками и клетчатыми головными платками, еврейскими подсвечниками-менорами и вполне космополитичными статуэтками верблюдов. Вифлеемцы очень ждут гостей, от щедрости которых зависит благосостояние города, и довольны тем, что в нынешнем году их надежды оправдываются.

"Это хороший год, один из лучших за последнее время. Каждый день к нам в Вифлеем приезжают по 5-10 тысяч человек. В октябре и ноябре вообще доходило до того, что было трудно пробиться в Церковь Рождества", - рассказывает управляющий одним из таких предприятий Исса Джакаман - представитель старинной фамилии, красующейся на вывесках по всему городу.

С ним согласна и официальная палестинская статистика, по подсчетам которой Западный берег реки Иордан с начала года посетили 2,8 миллиона туристов против 2,5 миллионов за весь 2017-й. Если раньше палестинцы сетовали на то, что туризм носит "однодневный" характер и гости предпочитают ночевать в Израиле, то сейчас гостиницы Вифлеема заполняются больше, чем на 70%, и это еще не предел.

В магазине Джакамана среди традиционных библейских сюжетов, выполненных мастерами-резчиками, стоит деревянная композиция с новейшим политическим подтекстом: трое волхвов, пришедших с дарами к младенцу Иисусу, упираются в стену, которую воздвигли израильтяне вокруг Вифлеема.

Восьмиметровая бетонная лента, ощерившаяся сторожевыми башнями и стальными воротами, успела стать своеобразной городской достопримечательностью, которая соперничает в узнаваемости с самим Храмом Рождества. Ее палестинскую сторону облюбовали мастера граффити, включая таинственного британца Бэнкси, чьи репродукции тут тиражируют в виде открыток и магнитов на холодильник.

Грандиозную систему разделительных сооружений, которая с 2002 года строится на границах Западного берега реки Иордан, в Израиле считают одним из самых действенных средств борьбы с терроризмом. Палестинцы называют ее "стеной апартеида" и инструментом оккупации.

Перманентная ближневосточная нестабильность не испугала жизнерадостную пилигримку из Новой Зеландии, охотно пообщавшуюся с российскими журналистами на Ясельной площади - в самом сердце Вифлеема и центре рождественских торжеств.

"Фантастика, просто потрясающе. Эта энергетика, эти люди вокруг. Такое только раз в жизни бывает", - восторгается девушка по имени Шиха, приехавшая в компании полусотни соотечественников.

На площади у Храма Рождества высится многометровая ель, увенчанная пятиконечной звездой. Под лучами солнца, которое периодически выглядывает из-за туч, маршируют шеренги скаутов с волынками и барабанами. В толпе зрителей раздают воздушные шары, торгуют красными колпаками, разносят кофе. Политические активисты предлагают всем желающим сфотографироваться для социальных сетей в рамках с хэштегом "Свободная Палестина".

"Я ощущаю себя в полной безопасности. Все отлично", - говорит Шиха, смеясь над определением "гостья с противоположной стороны глобуса" и прощаясь новозеландским "Киа ора".

Подготовка к Рождеству Христову начинается на Святой Земле задолго до наступления самого праздника. В городах, где живет много христиан (в Вифлееме, Назарете, Хайфе и Яффе, а также в христианском квартале старого Иерусалима), уже с конца ноября на улицах, в магазинах, торговых центрах и кафе устанавливаются елки. В остальных городах и селениях Израиля вы не встретите никаких признаков приближающегося Нового года и Рождества Христова: елка здесь вне закона как явное свидетельство и напоминание о пришествии в мир Спасителя.

С новым… Сильвестром

В еврейских ортодоксальных СМИ постоянно звучат призывы к местному населению ни в коем случае не праздновать этот день как языческий, не устанавливать елки и прочие украшения. В последние десятилетия советские репатрианты завезли в Израиль светские обычаи празднования Нового года. Но широко ни этот праздник, ни тем более Рождество не отмечаются. Первый январский день в Израиле называется «Сильвестр». Разумеется, не в честь актера Сталлоне, а в память святого, которую совершает в этот день Католическая церковь (Православная – днем позднее). Православные же арабы и греки Новолетие празднуют по церковному календарю, то есть 1 сентября.

Главная подготовка к Рождеству начинается с праздника Николы зимнего – 19 декабря. В тот день дети из православных семей непременно получают в храмах подарки – как бы из рук самого святителя Николая, которого тут очень почитают. А в течение последующей недели Вифлеем и окрестности объезжают «волхвы» – наряженные в старинные одежды всадники на верблюдах.

Икона, известная как «Богородица улыбающаяся», из пещерного Храма Рождества Христова в Вифлееме.
Это единственный образ Божией Матери с улыбкой на лице

Православные христиане – арабы, русские, украинцы – как правило, соблюдают Рождественский пост, причем миряне постятся не менее строго, чем монашествующие. Если в это время зайти в какой-либо дом арабской православной семьи и случайно заметить скоромную пищу на столе, то хозяева будут в смущении страшно извиняться и оправдываться, что они, конечно же, постятся, но просят прощения: у них, мол, либо кто-то сильно болящий, либо беременная, либо кормящая мать.

В целом христиан на Святой Земле осталось не так много: в прошлом веке арабы активно эмигрировали. Поэтому оставшиеся стараются держаться вместе. И, поскольку католиков все же больше, православные охотно принимают участие в праздновании католического Рождества – 25 декабря.

При этом характерно уважение, которое выказывают католики к православным: у вас пост, поэтому примите от нас постное угощение.

Незадолго до Рождества Христова в Вифлеем на свой фестиваль собираются православные скауты. Их отряды есть при каждом приходе и каждой православной школе, и различают они друг друга по цвету формы (юбки, брюки, рубашки, галстуки и головные уборы – как правило, береты). В некоторых отрядах в память о временах британского правления 1917–1948 годов юноши надевают килты – подобие юбок шотландских воинов.

Конечно же, на общественных мероприятиях православные скауты «вооружены» музыкальными инструментами. На скаутский смотр-парад в Вифлеем могут собираться до двух тысяч молодых людей, их родители и друзья-прихожане. В это время в городе перекрывают движение автотранспорта.

В дни Святок проходят многочисленные праздничные мероприятия. Обязательно посещают стариков, детские дома и приюты в эти дни. В православных храмах собираются приходские благотворительные комиссии и распределяют пожертвования – для малоимущих, на основные нужды или, например, кому-то постановляют оплатить обучение в школе.

Генеральная уборка в Вифлееме

На Рождество православные христиане на Святой Земле обычно оставляют свои приходы и съезжаются в вифлеемский храм Рождества Христова на продолжительные службы сочельника и ночную Литургию.

В приходских храмах праздничная служба не отменяется, но совершается тихо и скоро, как правило, безлюдно, чтобы не оставить храм в этот день без богослужения.

В монастырях служат по уставу без особых изменений. На праздник братия обычно остается в обители, а настоятель или его представитель выезжает на Патриаршее богослужение.

Также традиционно незадолго до праздника члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме совершают соборное богослужение в пещере Рождества Христова, куда собираются наши паломники, монахини и трудники Горненского монастыря.

Заслуживает внимания еще одна местная традиция – генеральная уборка храма Рождества Христова в Вифлееме, куда по возможности собираются все клирики и монашествующие Иерусалимского Патриархата 28 декабря каждого года. После уборки священники совместно трапезничают и общаются в предвкушении предстоящего праздника.

По свидетельству местных жителей, сама по себе уборка остается как бы на втором плане, ведь главное – братское общение.

Иногда, правда, радостное греческое духовенство может устроить незлобную драку с армянскими священниками, которые также владеют частью этого храма. Но не со зла, а больше из «священного озорства» ради утверждения Православия.

Восток – дело тонкое, и люди здесь совсем другие. Но Христос – един для всех, и Рождество Его все равно помирит всех!

Отмечу еще одну особенность Святой Земли. Как подчеркивают местные православные, есть определенная милость Божия в том, что разные конфессии отмечают Рождество Христово в разные дни: католики – 25 декабря по новому стилю, православные – почти через 2 недели, 7 января (25 декабря, но по старому стилю), а армяне по древней традиции – 19 января, в один день с праздником Богоявления.

Несмотря на догматические расхождения, в отношении взаимных поздравлений и приветствий с торжеством Рождества Христова никаких затруднений не возникает.

Рождество для местных жителей – очень живой и семейный праздник.

Все ходят друг к другу в гости, собираются целыми семьями в доме матери семейства (а семьи бывают очень большие – до сотни человек). В течение двух-трех праздничных дней считается необходимым посетить всех родственников.

Колядки и василопита с запеченными монетками

Дети, особенно учащиеся школы Греческой Патриархии на Сионе, в святочные дни обходят кельи насельников и дома прихожан с пением колядок, собирая угощение. Колядки здесь в основном западного толка – переводные с английского и немецкого языков рождественские carols.

В русских храмах поют наши привычные колядки, чаще по-украински. Ведь большую часть прихожан храмов Русской Духовной Миссии составляют переехавшие на постоянное жительство в Израиль украинцы.

У арабов же и греков существуют колядки разные: рождественские отличаются от богоявленских. С последними духовенство местных православных храмов по традиции обходит дома прихожан после праздника Богоявления для окропления домов святой водой.
Обычно священство определяет очередность и время, когда и кто идет по домам, уделяя этому занятию первую половину дня.

В течение Святок по обычаю Православного Востока главный праздник – память святителя Василия Великого, которая отмечается очень торжественно. В этот день в храмах совершается освящение василопиты. Это новогодний греческий пирог, который по традиции запекается с монеткой на счастье.

Как Рождество празднуют в Иерусалимском Патриархате

Накануне праздника в Храме Гроба Господня в Иерусалиме совершаются царские часы. После богослужения от Храма движется большой крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом, вместе с которым идут духовенство и многочисленные верующие, в том числе скауты. Процессия останавливается у Яффских ворот. Здесь Патриарх и духовенство садятся в автомобили и проезжают 10 километров до Вифлеема. По всей дороге останавливается движение, на каждом перекрестке в почетном карауле стоят израильские полицейские (среди них немало православных христиан – как арабов, так и русско­язычных). Кортеж останавливается около монастыря Пророка Илии за пару километров от Вифлеема. Здесь Патриарха встречают старейшины арабских православных приходов и общин. В монастырском соборе совершается непродолжительный молебен. После трапезы Патриарх направляется дальше в Вифлеем. От монастыря его сопровождает конный квартет всадников израильской полиции. Около гробницы праматери Рахили на границе, где Израиль и территорию Палестинской автономии разделяет шестиметровая бетонная стена, Патриарха встречают палестинские джигиты, тоже на лошадях. Духовенство в это время объезжает город по окружной дороге, чтобы заранее прибыть в храм ко встрече Предстоятеля.

На площади перед храмом Рождества Христова Патриарха приветствуют вифлеемский губернатор, духовенство и верующие. Начинается парад скаутов, который может продолжаться пару часов. После него Патриарх с сопровождающими входит в храм с пением рождественского тропаря. Начинается вечерня и Литургия Святителя Василия Великого. Служит ее только один священник, все остальные вместе с Патриархом молятся в храме. Прихожане (обычно их немного) причащаются Святых Таин. Как правило, после начала богослужения большинство простых верующих расходится до ночной службы.

Литургия заканчивается примерно к четырем часам дня. После нее в Тронном зале всем предлагается постное угощение – обычно традиционный для сочельника фасолевый суп с рисом без масла.

Около 22.30 в храм снова прибывает Патриарх. Вместе с Предстоятелем Иерусалимской Церкви в крестном ходе по давней традиции участвует местный англиканский епископ. Утреня совершается в верхнем храме над пещерой Рождества, а ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите» Патриарх с духовенством спускаются петь в вертеп к Вифлеемской звезде – месту, где Матерь Божия родила Спасителя мира. Во время пения в вертепе рядом с Патриархом ставят красивое кресло для руководителя Палестинской автономии, который «заочно присутствует» на богослужении.

После утрени сразу совершается Литургия, причем Патриарх служит в верхнем храме. В пещере Рождества в это же время на престоле над местом Рождения Спасителя Литургию совершает один из епископов Иерусалимского Патриархата. Он заканчивает службу раньше Патриаршей и присоединяется к духовенству в верхнем храме.

Затем в Патриаршем зале всем священнослужителям и почетным гостям предлагается довольно скромное угощение: немного вина, кофе и сладости. И все разъезжаются по домам поздравлять свои семьи и славить родившегося Богомладенца Христа.

Рецепт

Чечевичный (фасолевый) арабский суп для Рождественского сочельника

На стакан коричневой чечевицы или мелкой фасоли – 2 литра воды, лук, морковь, соль, перец, зира, зелень петрушки по вкусу.

Бобы сварить до мягкости. Лук и морковь мелко натереть на терке, при желании обжарить в масле. Овощи добавить к бобам и варить до полного размягчения чечевицы или фасоли. (В Израиле, бывает, бобовые супы нарочно томят на маленьком огне до 18 часов. Следовать ли этой традиции, зависит от ваших возможностей и наличия свободного времени.) Добавить соль, перец, зиру, зелень петрушки. Готовый суп при помощи блендера довести до консистенции пюре. Подавать в Рождественский сочельник с хлебными сухариками.

Протоиерей Игорь Пчелинцев , ключарь подворья Праведной Тавифы в Яффе

В Вифлееме. Воздвигнут он на месте рождения самого Спасителя. Ежегодно в этот древний город стекается множество паломников. Помимо пещеры, в которой по прибытии в Вифлеем остановились Мария и Иосиф, здесь можно осмотреть Поле Пастушков, Молочные грот и некоторые другие достопримечательности.

Евангельские события

Согласно Ветхому Завету, родился Христос в 5508 году от сотворения мира. Когда Мария носила Спасителя в своем чреве, они вместе с мужем Иосифом отправились из Назарета, в котором проживали, в город Вифлеем, расположенный неподалеку от Иерусалима. Сделали они это потому, что тогдашний римский император приказал провести перепись населения. Поэтому каждый гражданин страны должен был прибыть в тот город, где был рожден. Муж Марии же был из Вифлеема.

Прибыв в город, Богородица и Иосиф не нашли места в гостинице. Поэтому они были вынуждены остановиться в пещере на окраине, там, где пастухи укрывали от непогоды овец. Здесь и появился на свет Иисус Христос. Именно сюда пришли поклониться будущему спасителю сначала пастухи, а затем волхвы.

Римское святилище

Разумеется, католические и православные храмы начали строить в Иерусалиме и Вифлееме гораздо позже распятья и вознесения Христа. Во втором веке римляне возвели над местом его рождения храм, посвященный Адонису. Этот бог, наряду с Персефоной, считался олицетворением смены времен года. Конечно, языческий храм на месте рождения основателя новой религии, с точки зрения верующих христиан - это не очень хорошо. Однако именно благодаря этому сооружению, вифлеемская пещера была сохранена для потомков.

Строительство храма

Через пару веков над пещерой, в которой был рожден Спаситель, поставили небольшую христианскую базилику. Возвела ее в 339 году Елена, мать императора Византии Константина Великого, после того, как посетила эти места со святым паломничеством. Прямо над пещерой была сооружена небольшая постройка с конической крышей. Сверху в ней устроили проем. Через него паломники могли осматривать место рождения Христа.

История храма

Очень сильно первый храм пострадал во времена самаритянского восстания. Восстановлен он был примерно в 550 веке императором Юлианом. В ходе реконструкции он был значительно расширен. Помимо этого, в нем был устроен так называемый Святой вертеп - спуск в саму пещеру.

В 1717 году то место, где родился Иисус, было отмечено 14-лучевой звездой, ставшей символом Вифлеемской. Сверху нанесли надпись: «Здесь Дева Мария родила Христа». Над ней в наши дни каждый день совершается божественная литургия. Специально для этого здесь собран мраморный престол. Рядом с ним расположен спуск в ясли, в которые Мария положила Спасителя после рождения.

Храм Рождества Христова (Вифлеем), фото которого вы можете видеть на странице - древнейшее строение с очень интересной историей. Согласно этой легенде, во время вторжения персов (в 12 веке) в стране уцелела только эта небольшая церковь. Завоеватели не стали уничтожать ее из-за того, что на ее стенах были нарисованы волхвы. Они приняли их за жрецов зороастрийского бога солнца. Это случайное спасение храма считается одним из чудес христианства. На настоящий момент базилика над пещерой Спасителя является старейшей в Палестине церковью.

Историческая ценность

Храм Рождества Христова в Вифлееме представляет большой интерес не только для верующих, но и для историков. К примеру, здесь до сих пор сохранились фрагменты напольной византийской мозаики, а потолок поддерживают колонны времен Юстиниана. Последние изготовлены из песчаника и отполированы настолько искусно, что кажутся мраморными. Настенные мозаики и росписи на колоннах сделаны в 1143-1180 гг. Очень хорошо сохранились фрагменты 11

Установленный перед алтарем Амвон датируется временем крестоносцев (12-13 вв.). Имеет историческую ценность и иконостас этого древнего храма. Изготовили его в Греции в 18 веке. Паникадила были подарены храму русскими императорами Николаем Вторым и Александром Третьим. Колокола в церкви также российские.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка. На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни. На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

Подземелье младенцев

Посещают паломники не только храм в Вифлееме, но и еще одну очень интересную христианскую святыню. Рядом с южным входом в базилику находится лестница, ведущая в пещеру, в которой захоронены кости младенцев. По легенде, убить их приказал царь Ирод, прогневавшийся на мудрецов, которые сообщили ему о рождении Христа, но не сказали, где именно это произошло. Когда-то эти дети были захоронены в Вифлееме. Для того чтобы узнать, где находится их могила, Елена послала вифлеемскому раввину вышитое одеяние. Благодарный священник показал ей место захоронения. Узнав о том, где могила детей, Елена поставила над ней гробницу.

Молочный грот

Рядом с храмом находится также так называемый Молочный грот. Принадлежит он католической церкви. По преданию, именно на этом месте Богородица кормила грудью Христа. Одна капля молока упала на землю, и скала в ту же минуту приобрела белый цвет. Это второе, широко известное чудо храма в Вифлееме. В Молочном гроте, помимо всего прочего, можно посмотреть на икону Божьей Матери, кормящей Иисуса.

Врата смирения

На данный момент Храм Рождества Христова в Вифлееме относится к греко-православной конфессии. Как и все патриархата, убран он очень красиво. Главный вход в него назван Вратами смирения. Во времена Средневековья два входа в храм были замурованы, а главный сильно уменьшен по высоте. Сделано это было для того, чтобы внутрь не могли попасть вражеские всадники. С тех пор при входе в храм верующие вынуждены наклоняться. Отсюда и название главных врат.

Чудо спасения от арабов

Храм Рождества Христова в Вифлееме - исторический памятник, о котором существует еще одна очень На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме много веков назад. Однажды, во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи находящимся в нем людям было неоткуда. И тогда они начали молиться. И просьбы их были услышаны. Из одной из колонн вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.

Православные храмы имеются во многих странах мира. И повсюду они поражают своим великолепным убранством и явленными людям чудесами. Вифлеемский храм в этом плане исключением не является. Эта древняя базилика, безусловно, представляет большой интерес как для верующих, так и для историков.

БОГ ВОПЛОТИЛСЯ, ЧТОБЫ «ПРЕЖДЕ ПАДШИЙ ВОССТАВИТЬ ОБРАЗ...»

ОТ ИЕРУСАЛИМА до Вифлеема - рукой подать: восемь километров на юг, по отличному шоссе. Автобус пролетает их за десять минут... В давние времена, когда не было гудроновых автобанов и паломники по Святым местам передвигались в основном пешком, им постепенно открывался замечательный библейский вид на Вифлеем, лежащий среди живописных холмов...

По-еврейски Вифлеем - Бейт Лехем: «город хлеба». Древнее название этого места Ефрафа - «плодородие». Здесь когда-то собирала на полях колосья благочестивая Руфь, родившая сына, которого нарекли Овид. Это был дед великого царя-псалмопевца Давида ( X в. до Р. X ), из рода которого, по пророчествам, надлежало явиться Мессии, Сыну Божию...

Сам Господь говорит о Себе: «Я хлеб, сшедший с Небес».

Вид на храм Рождества Христова и окрестности Вифлеема.

«ГОТОВИСЯ, ВИФЛЕЕМЕ, ОТВЕРЗЕ ВСЕМ, ЕДЕМЕ, КРАСУЙСЯ ЕВФРАФО, ЯКО ДРЕВО ЖИВОТА В ВЕРТЕПЕ ПРОЦВЕТЕ ОТ ДЕВЫ: РАЙ БО ОНОЯ ЧРЕВО ЯВИСЯ МЫСЛЕННЫЙ,В НЕМ ЖЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ САД,ОТ НЕГОЖЕ ЯДШЕ, ЖИВИ БУДЕМ, НЕ ЯКОЖЕ АДАМ УМРЕМ. ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ ПРЕЖДЕ ПАДШИЙ ВОЗСТАВИТИ ОБРАЗ» (Тропарь Предпразднства).

«...В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов , называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ». В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. (Лука, 2:1-19.)

КОГДА автор этих строк в середине девяностых побывал с группой па-ломников на Святой Земле, то разместили нас именно в городе Рождества Хрис-това, в одноименной гостинице «Бетлехем», недавно построенной и содержащей-ся православными арабами. Она была стилизо-вана под Рождественский вертеп, и ум не вмещал тогда, что мы и вправду на Земле Христа, что здесь где-то совсем рядом, в пещере явился в земной истории, воплотился, родился Бог!..

Поездка была благотворительной, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, в группе насчитывалось более ста человек (в основном священнослужители и монашествующие), со всей матушки России, всех епархий РПЦ... В холле, где сидят администраторы, - образ Пресвя-той Богородицы, на одной из стен - портрет Ясира Арафата, бывшего тогда руководителем Палестинской национальной администрации, председателем исполкома Организации освобождения Палестины.

Гостиница совсем новая, мы, как оказалось, были первыми русскими паломниками, заселенными в нее... Кстати, в 2012 году в Вифлееме появилась улица Путина , после его визита сюда, и началось строительство Русского культурного центра. (Ещё одна улица носит имя нашего Президента и в древнем Иерихоне).

Все дни нашего пребывания на Святой Земле были похожи в одном: поздний ужин и отбой, ранний подъем. В первый день - особенно ранний: уже без четверти четыре - звонок по телефону. В шесть утра автобус трогается в Иерусалим, мы отправляемся на литургию в храм Ус-пения Пресвятой Богородицы. (Поездка была приурочена к этому празднику).

Вот как писал о Вифлееме первый наш паломник, Русской земли игумен ДАНИИЛ в своем «Хождении», состоявшемся в XII веке : « Вифлеем же святой на юге от святого Иерусалима, в шести верстах. По полю - две версты до спешения Авраама, где Авраам оставил слугу своего с ослом, и взял сына своего Исаака для жертвы, и дал ему понести дрова и огонь. И тот сказал ему: «Отец, вот дрова и огонь, а где же овца?». И сказал ему Авраам: «Бог покажет нам овцу, чадо». И Исаак шел, радуясь, путем тем по направлению к Иерусалиму. Ведь на то самое место приведен был Исаак, где Христос был распят.    И оттуда верста одна расстояния до места, где святая Богородица видела два рода людей: одних смеющихся, а других плачущих. И тут была церковь создана, монастырь был Святой Богородицы. Ныне же разорено все от поганых.    А оттуда до гроба Рахили, матери Иосифа, две версты...».

«Гроб Рахили» - на выезде из Вифлеема, прямо рядом с шоссе, у входа во двор, у ворот сто-ят два израильских солдата. Сейчас здесь синагога, над местом, где захоронена Рахиль, супруга Иакова, мать праведного Иосифа. «...И погребена на дороге в Ефрафу, то-есть Виф-леем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» (Быт. 35, 19-21).

Это место с глубокой древности почитали и почитают не только ев-реи, но и арабы: у гробницы молились при бездождии, беременные женщины брали камешки отсюда, носили при себе (Рахиль, как мы знаем, долгое время была бесплодна). Рядом, с XVIII века, здесь начались захоронения бедуинов, ныне вокруг обширное мусульманское кладбище.

А вот какой представилась «Гробница Рахили» (так озаглавлено стихотворение) в начале XX века чуткому слуху будущего автора «Окаянных дней» Ивана Бунина :

«И умерла, и схоронил Иаков Ее в пути...».

И на гробнице нет Ни имени, ни надписей, ни знаков.

Ночной порой в ней светит слабый свет,

И купол гроба, выбеленный мелом,

Таинственною бледностью одет,

Я приближаюсь в сумраке несмело

И с трепетом целую мел и пыль

На этом камне выпуклом и белом...

Сладчайшее из слов земных! Рахиль!

1907 г.

Вскоре возникает на пути израильский пост, на границе с палестинской территорией, прове-ряющий выборочно машины и людей, следующих по шоссе в ту и в другую сторону. Отныне мы каждый день будем наблюдать сцены проверок... Здесь на каждом шагу библейская древность сочетается с современно-стью, днем сегодняшним, и очень зримо и ярко видишь, как мало изменился мир человеческий за тысячелетия: те же столкновения, притязания и разделения.

С самых давних времен, от дня Вознесения, христиане приходили покло-ниться местам, связанным с жизнью Спасителя... Гонители же христианства всячески пытались уничтожить все свидетельства о земной жизни Христа. Так, на Гробе Гос-поднем император Адриан (годы правления117-138) поставил языческий храм Венеры. Но результат полу-чился обратный: таким об-разом римский правитель обозначил и сохранил до времени в неповрежденности саму великую святыню.

Похожим об-разом в 135г. Адриан пос-вятил Пещеру Рождества и окружаю-щий лесок богу Адонису, пытаясь насадить и здесь языческий культ. (Нелишне будет сказать, что император Адриан был гомосексуалистом, всегда с ним в походах пребывал милый юноша по имени Антиной, которого после гибели император велел обожествить. Культ Антиноя был широко распространен по всей империи, придворными астрономами было названо его именем созвездие, оно упоминалось до XIX века, ныне отменено. До настоящего времени сохранилось пять тысяч (!) изображений Антиноя, много более, чем великих, знаменитых, куда больше значимых для истории римлян! Император Адриан, по христианскому преданию, был инициатором казни святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии ).

В начале IV века, после Миланского эдикта (313 г.), когда прекратились гонения против христиан, император св. Константин Великий отдал распоряже-ние, после вырубки окру-жающего леска, построить над святым Вертепом грандиозный храм, воздвижение которого ве-лось под наблюдением его матери св. царицы Елены .

Эта базилика (в переводе «царский» дом) - огромный храм, разделенный колон-нами на нефы, был достро-ен впоследствии, после реконструкций, ремонтов и пожара, в VI веке императором св. Юстинианом , и единст-венный в Палестине не пре-терпел значительных разрушений за все 14 столетий.

В 614 году, во время на-шествия персов, когда бы-ли разорены многие христи-анские святыни, храм чудом был убережен от разруше-ния: захватчики останови-лись перед мозаичным изо-бражением волхвов в пер-сидских одеяниях на фрон-тоне. Им объяснили, что са-мые мудрые их соотечественники приходили поклониться Богомладенцу, Которому посвящен этот храм...

Персидские волхвы были люди ученые, облада-вшие большими знаниями, преемники тех мудрецов, над которыми начальство-вал пророк Даниил в стране Вави-лонской, где пребывали во время семидесятилетнего пленения иудеи (VI в. до Р.Х.).Именно от них предки этих волхвов знали, что верующие во единого Бога евреи ждут Ве-ликого Царя, Избавителя, Который станет Владыкой мира.

Пророк Даниил поразительно точ-но предсказал время при-шествия Его: через «семь-десят седмин», т. е. 490 лет.

Бог призвал персидских му-дрецов к поклонению Родив-шемуся Спасителю мира че-рез явление необыкновен-ной звезды, о которой, как знали они, про-рочествовал, помимо своей воли, еще языческий прорицатель Валаам , современник Моисея (1500 до Р.Х.).

На всем Востоке в это время было широко распростране-но убеждение, что в Иудее должен явиться Царь, Вла-дыка мира.

И не только на Востоке. В религиях, священных текстах многих дохристианских народов, в творениях древних философов, мыслителей и государственных деятелей золотой нитью проходила мысль о грядущем приходе в мир вочеловечившегося Бога...

Все народы земли предуготавливались к приятию Благовестия Христова, и первая всеобщая перепись населения, промыслительно объявленная две тысячи лет назад Октавианом Августом , основателем Римской империи, именно этому и содействовала.

Потому, придя в Иерусалим, волхвы так уве-ренно спросили, без тени сомнения: где родив-шийся Царь Иудейский?..

Ирод выпытывает у волхвов время появления Звезды.

Этот вопрос необычайно встревожил Ирода, не име-вшего законных прав на иудейский престол (т. к. был идумеянином). Кровожад-ный и властолюбивый царь (у которого, как сказал сам император Август, быть свиньей лучше, чем сыном!), решивший уничто-жить своего, как он думал, будущего соперника, созвал перво-священников и книжников и спросил о месте ро-ждения Мессии.

Получив ответ, что в Вифлееме, по пророчеству Михея (5, 2), он решил выведать у волхвов о времени явления звезды, а затем отправил их в Виф-леем, чтобы они рассказа-ли потом, вернувшись, о Новорожденном, с целью погубить Его.

Звезда, которая вела их до Вифле-ема, указывая путь, остано-- вилась над местом, где на-ходился Младенец.

Волхвы - предание называет их име-на: Мельхиор, Гаспар и

Вальтазар - принесли Новорож-денному дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как долженствую-щему вкусить смерть Чело-веку. С великим благоговением и любовью поклонившись Младенцу и Юной Матери Его, с сердцами, преисполненными «великой радостью», они, получив откровение во сне не возвращаться к Ироду, иным путем ото-шли в свою страну...

ПРАЗДНИК в Вифлееме начинается в сочельник - сценой встречи волх-вов. О том, как он проходит в наши дни, рассказывает опытный гид по Святой Земле диакон Роман Гультяев. В конце 1980-х семья его переехала из Питера, где он родился, в Израиль. Здесь он продолжил учебу, отслужил в армии (спецназ), принял сан диакона в Русской Зарубежной Церкви, в Нью-Йорке. Отец Роман считает, что именно миссионерская, просветительская деятельность отвечает призванию диакона (по материалам сайта Taday. ru ).

В Вифлееме Рождество, - говорит о. Роман Гультяев, - отмечают 2 раза - 25 декабря и 7 января. «25-го декабря празднуют христиане западной, латинской традиции, и это большой праздник, потому что большинство христианского населения Вифлеема - католики. Утром они служат мессу в базилике рождества Христова - главном храме Вифлеема, а потом выходят на улицу, где организуется шествие скаутов.

Крестный ход в Вифлееме

Вторая «волна» рождественских торжеств - 6 и 7 января, когда празднуют православные христиане и все, кто живет по юлианскому календарю. Торжества начинаются утром 6 января. Из иерусалимской Патриархии в Вифлеем отправляется крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом.

В древности ходили пешком (от Иерусалима до Вифлеема всего 2 часа ходьбы), а теперь едет вереница машин. Машины священнослужителей никак не украшают, зато остальные вывешивают на них праздничные огоньки.

В сочельник Патриарх служит в Вифлееме, и начинается праздник. На улицы выходит арабская православная молодежь, одетая в скаутскую форму. У каждой школы есть своя команда скаутов, так что 6-го числа сотни вифлеемских детей шествуют по городу с волынками и барабанами, жонглируют специальными палочками и веселятся. Волынки завезли на Святую Землю англичане, так что, можно сказать, это напоминание о временах британского мандата - 1917-1948 г.г.

Потом шествие заканчивается, и город начинает готовиться к ночному празднованию. Около часа ночи все собираются в той же базилике Рождества и ждут прихода Патриарха, который служит утреню, переходящую в литургию. Служат две параллельные службы: в самом храме и внизу, в крипте под алтарем, где располагается пещера Рождества...в которую набивается около 50 человек - счастливчиков, которые успели проникнуть туда раньше всех. Конечно, не обходится без столкновений, поэтому все мероприятие тщательно охраняют палестинские полицейские. Службу в крипте возглавляет один из архиереев.

Рождественское богослужение в базилике - большое торжество. Приезжает телевидение, представители палестинской администрации. Самых почетных гостей усаживают на специальном подиуме перед алтарем, остальной народ стоит в храме. Приходят не только православные, но и католики: в Вифлееме много смешанных семей, и, например, мама может быть католичкой, а папа - православным. Так что они отмечают Рождество дважды.

Паломники, в том числе из России, стараются приехать заранее - 2-го или 3-го числа, потому что в Рождество все гостиницы в Вифлееме уже переполнены и свободных мест нет. Невольно вспомнится Рождественская ночь, когда Иосиф и Мария не нашли себе пристанище ни в одном из вифлеемских постоялых дворов и домов! Многие вынуждены останавливаться в Иерусалиме, но ведь оттуда до Вифлеема буквально рукой подать...

Рождество - самая прибыльная ночь в Вифлееме: город блестит огнями, все магазины открыты. Улицы и сама базилика Рождества украшены красными пятиконечными звездами...».

О.Роман Гультяев говорит с юмором, что это приводит в ужас некоторых наших туристов, они пугаются: «Неужели здесь советская власть?!». Некоторых русских паломников шокирует, что дети на службу приходят в костюмах: маленькие деды - морозики, снегурки бегают по храму.

«Дело в том, что у нас (имеется в виду в России - С.Р.) Новый год - это такое шумное гулянье, праздник на всю страну, а Рождество - нечто более сдержанное, скромное. А здесь Рождество - самое настоящее веселье: все нарядные ходят, шумят, выпивают. Некоторые, не особенно верующие, даже до службы... Но ночью все идут в храм или, если не заходят, стоят около храма: служба транслируется на улицу и всем всё слышно. Создаётся ощущение массового праздника.

К 5 часам утра, причастившись, люди расходятся по домам или по гостиницам.

Юные вифлеемские православные христианки.

Как правило, в следующие дни паломники осматривают святыни в окрестностях Вифлеема. Обязательно едут смотреть поле, на котором ангелы возвестили пастушкам о рождении Спасителя. А еще идут в Молочную пещеру.

Есть предание, что после Рождества Иосиф с Марией и новорожденным Христом какое-то время (не меньше 40 дней) жили в Вифлееме, правда, уже в другой пещере, точнее, в доме, от которого теперь осталась только пещера... Пещерка - известняковая, белоснежная. По легенде, Богородица кормила Младенца грудью и капелька молока упала на пол, поэтому пещера стала белой. Белый пещерный мел собирают, продают паломникам. Еще в XIX в. известняк размешивали с молоком и продавали паломникам в бутылочках с наклеечкой «Молоко Божией Матери». И люди хранили их как сувенир.

Молочная пещера

Конечно, посещают пещеру Вифлеемских младенцев. Там еще сохранились некоторые детские косточки, но не много... Правда, в пещерке лежат еще и кости взрослых людей - останки монахов, которые подвизались в этом месте. (Есть предположение - и останки родителей, которые защищали своих младенцев, а также иноков, погибших при персидском нашествии в VII в. - С.Р.).

Можно говорить о какой-то конфронтации, пересечении празднований у представителей разных конфессий, но в последнее время открытые столкновения происходят редко. Нервы у всех на пределе, бывает, сдают, но по большому счету всё спокойно.

Мусульмане приходят на праздник с большим удовольствием, заходят в храм. Они приходят поглазеть, им нравится торжество, огоньки, нарядные христиане... Мусульмане ведь тоже почитают Иисуса Христа - Ису, правда, не как Мессию, а как одного из пророков. И по-своему празднуют день Его Рождения. Это тоже своеобразный праздник. Особенно если учесть, что мусульмане составляют 60% населения Вифлеема. Идет сильный отток христиан, миссионерские организации не активны. На этом фоне происходит сильная исламизации населения: строятся мечети, многих обращают в мусульманство.

Вифлеем - город на территории Палестинской автономии. Поэтому у паломников, конечно, проверяют паспорта, но в большей степени идет фейс-контроль, а не кропотливая проверка документов. Строже проверяют на выезде из Вифлеема. А в праздничные дни и вовсе дается «послабление» визового контроля, так что город оказывается абсолютно открыт для всех, кто захочет отпраздновать Рождество там, где родился Спаситель».

Обратимся снова к игумену Даниилу, к его рассказу « О ВЕРТЕПЕ, ГДЕ ХРИСТА РОДИЛА СВЯТАЯ БОГОРОДИЦА»: «... И оттуда (от «гроба Рахили» - С.Р.) верста одна до места, где святая Богородица сошла с осла, когда находящееся во чреве ее, желая выйти, принудило ее. И там есть камень большой, на котором отдыхала святая Богородица тогда, сойдя с осла; от того камня, встав, шла она пешком до вертепа святого, и там, в том вертепе, родила Христа святая Богородица. И тут, близко от камня того, Рождество Христово, так что может дострелить хороший стрелок...

И там, над вертепом тем святым Рождества Христова, выстроена большая церковь в форме креста с прямоугольным, высоко поднятым верхом. Покрыта же оловом вся та церковь Рождества Христова, вся украшена мозаикой, столпов же у нее восемь цельных мраморных; вымощена плитами белого мрамора; дверей же у нее трое; в длину она пятьдесят саженей до великого алтаря, а в ширину двадцать саженей».

Мы, хоть и жили рядом с храмом Рождества, попали туда не сразу, лишь через три дня, так был составлен плотный график семидневного пребывания на Святой земле, с выездами в Самарию, на Тивериадское озеро, в Кану Галилейскую и Иерихон, Мертвое море и т.д. С раннего утра до позднего вечера мы пребывали вне Вифлеема, к нашему возвращению храм уже был закрыт .

Но вот настал, наконец, и день посещения... Идти от гостиницы, если быстрым шагом, минут пятнадцать; мы дошли - с экскурсионными рассказами и остановками - за полчаса. Шествовали, как всегда, мимо лавочек, уличных торговцев фруктами, зеленью. Среди жителей немало искусных мастеров, изготавли-вающих предметы христианского культа, повсюду лавки со мно-жеством сувениров, поделок... В одной из них я приобрел неожиданно встретившуюся здесь иконочку - Владимирский образ Божией Матери, запечатанный в целлофановый пакетик, с деревянным крестиком-распятием и вифлеемской землицей.

Пройдя несколько узких проулков, поднимающихся вверх, вышли на простор - к обширной Ясельной площади, где и проходят в праздник торжества. Август, жарища, на солнце под сорок градусов, в затененных углах продают воду, на самой площади несколько групп туристов и паломников во главе с разноязычными экскурсоводами.

Снаружи храм, облицованный тесаным камнем, похож на средневековую крепость.

Вход вовнутрь через «Врата смирения» - проем высотой всего 1 метр 20 см, пройти можно только согнувшись. «Врата» эти сделали, заложив арку камнем, в средние века, чтобы «неверные» не могли въез-жать в храм на лошадях.

Пригибаясь, входим, следуем через небольшой притвор, по ле-стнице спускаемся вниз и неожиданно оказываемся в огромном храме - базили-ке.

Колонны базилики сделаны из красноватого камня (иногда называемого вифлеемитом ), и расписаны были в особой технике воскописи, при которой краска смешивалась с расплавленным воском. Лики на колоннах изображают различных восточных и западных святых.

В центральном нефе вве-рху сохранились остатки мо-заики на золотом фоне, на которой были представле-ны предки Христа (с одной стороны по Матфею, с другой по Луке), семь Вселенских Соборов и ряд Поместных...

Сохранившийся большой фрагмент в восточной части северной стены изображает Соборы в Антиохии (268 г.) и Сердике (по-гречески Сардика) (347 г.). Антиохийский собор на мозаике сохранился почти полностью. Текст гласит: «Святой Собор в Антиохии Сирийской, составленный 33 епископами, проводился до Вселенского Собора в Никее против Павла из Самосаты, утверждавшего догму, по которой Иисус был обычным смертным. Святой собор анафематствовал его как еретика ».

Сардикийский собор сохранился в меньшей степени: не хватает фрагмента внизу с частью текста. Текст гласит: «Святой собор в Сардике, составленный 140 епископами, собрался, чтобы принять в свои святые ряды Афанасия из Александрии ».

Если в прежней базилике мозаика украшала как стены, так и пол, то в новой - только стены. Уровень пола был поднят на два локтя, мозаику заменило мощение мраморными или каменными «под мрамор» плитами. Напольные мозаики Константиновой базилики сохранились во многих местах под современным полом и частично доступны для обозрения в нескольких специально оборудованных раскопах.

В восточной части базилики - греческий храм, солея, возвышение перед ним,значительно поднята - под нею-то и находится са-ма пещера Рождества, свя-той Вертеп, входы в кото-рый справа и слева от ал-таря.

Колонна перед спуском в пещеру. Образ Спаса с закрытыми, но открывающимися кому-то глазами .

(Продолжение следует)

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.