Исследовательский проект для начальных классов «Тайна имени. Учебный проект "тайна моего имена" Индивидуальный проект на тему тайна имени

  • В стародавние времена родители, выбирая имя ребёнку, верили в то, что оно может повлиять на его характер и судьбу. Постепенно о значении имён люди стали забывать, особенно когда имена заимствовались одними народами у других. Сегодня мы уже не задумываемся о том, что же значат наши имена. А ведь если обратиться к их происхождению, можно узнать много интересного.
    Узнаем, что означают имена, пришедшие к нам из греческого, латинского, скандинавского и других языков.

1. Прочитайте толкование некоторых имён.

Славянские имена

Владимир - «владеющий миром»
Владислав - «владеющий славой»
Вячеслав - «наиславнейший, самый славный»
Ростислав - «возрастающая слава»
Святослав - «священная слава»
Ярослав - «славящий Ярйлу»
Вера - «вера, верная»
Лада - «любимая, милая»
Людмила - «милая людям»
Светлана - «светлая, чистая»
Снежана - «беловолосая, холодная»

Греческие имена

Александр - «защитник, борец»
Андрей - «мужественный»
Василий - «царь, царский»
Евгений - «благородный»
Николай - «победитель»
Елена - «светлая»
Ирина - «мир, покой»
Маргарита - «жемчужина»
София - «мудрая»

Латинские имена

Валентин - «сильный, здоровый, крепкий»
Валерий - «сильный, бодрый, крепкий»
Максим - «величайший»
Сергей - «высокочтимый»
Виктория - «победа» Марина - «морская»
Юлия - «женщина из рода Юлиев»

Скандинавские имена

Игорь - «молодой»
Олег - «святой»
Ольга - «святая»

2. Кто из ваших родственников, знакомых носит какое-либо из этих имён? Соответствуют ли личные качества, характер этих людей значению их имени?

3. Узнайте значение вашего имени. Если его не оказалось в списке на этой страничке, обратитесь к книге Льва Успенского «Ты и твоё имя» или к современному словарю имён.

В древнееврейском языке нет слова «Иван». Но имя это, которое у всех европейских народов звучит сейчас по-разному (у немцев - Иоганн, у французов - Жан, у англичан - Джон, у грузин - Иванэ, у финнов и эстонцев - Юхан, у поляков - Ян), когда-то в Древней Иудее произносилось как Йэхоханан, или Йоханаан. И означало это слово «божья благодать», «божий дар», то есть - Фёдор.

4. Какие литературные герои или известные люди носят то же имя, что и вы? Что между вами общего и различного?

Иван-царевич,
Иван IV Грозный,
Иван Сусанин,
Иван Купала,
Иван Крузенштерн,
Иван Крылов

Подготовьтесь рассказать о происхождении своего имени в классе. Дополните свой рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя, как у вас.

Имя Иван во время Великой Отечественной войны использовалось немцами как прозвище для обозначения русских. От имени Иван образована одна из наиболее распространённых русских фамилий - Иванов.

Характер человека по имени Иван очень противоречив. В нём в одинаковой мере сочетаются слабость и сила, открытость и любовь схитрить, добродушие и коварство. Сложный характер обрекает Ивана на сложную жизнь, наполненную препятствиями и ухабами. Иван, как Иван-царевич, с честью выносит все испытания благодаря своей выносливости. К желаемой цели Иван идёт спокойно и настойчиво, не сворачивая с прямого пути. Иногда в моменты, когда до желаемого осталось лишь протянуть руку, Иван внезапно отказывается от этого.

Истории известно немало замечательных Иванов. К примеру, знаете ли вы, кто первым из европейцев побывал на острове Пасхи и рассказал о населяющих его громадных статуях-исполинах? Этим человеком был не кто иной, как Иван Крузенштерн (1770–1846), мореплаватель, первым в России осуществивший кругосветное путешествие.
Упорство и честолюбие – качества, отличающие многих людей с этим именем, в большой мере были присущи и Крузенштерну – ему не исполнилось и девятнадцати, когда он был награждён за геройские действия во время сражения у острова Готланд и произведён в лейтенанты. Свое первое кругосветное плавание он совершил, пересаживаясь с корабля на корабль, как обычный путешественник, после чего, вернувшись на родину, стал настойчиво рекомендовать Павлу I профинансировать кругосветный проект русских кораблей.
Но лишь после восшествия на престол Александра I инициатива была поддержана, и в августе 1803 года два корабля – "Надежда" и "Нева" вышли из Кронштадта. Плавание было долгим и трудным, однако оно принесло миру множество замечательных открытий. Так, помимо острова Пасхи, именно Иван Крузенштерн и его спутники стали одними из первых европейцев, чьи корабли прошли по Японскому морю, в результате чего были впервые составлены его точные мореходные карты. В августе 1806 года мореплаватели с триумфом вернулись в Россию, где вдохновитель проекта Иван Крузенштерн был награждён золотой медалью Географического общества и удостоен звания почётного члена Академии наук. Что и неудивительно – составленное им описание путешествия, а также "Атлас Южных морей" на несколько десятилетий стали руководством для географов и моряков всего мира.

Бухарин Артём

Руководитель проекта:

Ермакова Оксана Юрьевна

Учреждение:

МБОУ «СОШ №1 им. А.И. Герцена» г. Тимашевск Краснодарский край

Мне стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас назвали именно так? Об этом я спросил у наших родителей. Мне захотелось узнать больше о наших именах. Поэтому я провел исследовательскую работу в начальной школе по русскому языку "И в именах есть тайна".

В ходе исследовательской работы в начальной школе «И в именах есть тайна» я провожу анализ литературы, исследую значение имён учащихся моего класса, провожу анализ самых редких имён в классе.


Данный исследовательский проект по русскому языку "И в именах есть тайна", проведенный в начальных классах школы выполнен на 20 листах, с приведением методики исследования и анкетой.

В представленной исследовательской работе (проекте) по русскому языку «И в именах есть тайна» учащийся начальной школы ставит перед собой вопрос – что же означают наши имена? В итоге проведенного исследования будет создан справочник «Имена нашего класса».

Введение
I. Теоретическая часть

1.1. Понятие об именах
1.2. История происхождения имён
1.3. Дохристианский этап развития русских имен
1.4. Христианский этап развития русских имен
1.5. Новый этап развития русских имен
1.6. Интересные факты об именах
II. Практическая часть
2.1. Анализ анкетирования на тему: «Имена учеников нашего класса»
2.2. Дополнительный материал про имена (пословицы, поговорки, загадки)
2.3. Создание словаря личных имён
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Я хотел узнать историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён.

Как и когда возникла идея этого проекта? Как я выбирал тему проекта?

В середине сентября 2014 года, как раз в тот год, когда я пошёл в школу, у меня должна была родиться сестрёнка. О появлении малышки говорили все наши родственники. Обсуждали всё – одежду, игрушки, книжки для маленьких. С интересом вся наша семья обсуждала, как можно назвать девочку. Не так- то просто, оказалось, выбрать имя маленькому человечку. Вариантов было много (Ангелина, Кристина, Алеся….). Каждому нравилось своё имя. В итоге мы пришли к общему мнению и назвали мою сестрёнку Алеся. И тогда я задумался о значении имён. Так родился проект «Наши имена» и только к 3-му классу я решил приурочить мой проект к ученикам нашего класса.

Я учусь в 3-«Б» классе средней общеобразовательной школы № 1 имени Герцена. В моём классе учится 31 человек: 15 девочек и 16 мальчиков. Нашу учительницу зовут Оксана Юрьевна.
Мне стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас назвали именно так? Об этом я спросил у наших родителей. Мне захотелось узнать больше о наших именах.

Я поставил перед собой вопрос – что же означают наши имена? Появился интерес к этой теме. Вот поэтому я решил больше узнать об именах.

Актуальность темы: Имена людей всегда вызывают интерес в обществе, ведь имя есть у каждого человека, и нам любопытно узнать, что оно обозначает, его происхождение и почему именно так нас назвали. Выбору имени всегда уделяли особое внимание, так как существует мнение, что имя - это судьба человека. Иногда родители выбирают редкие имена детям, чтобы показать их индивидуальность, или, наоборот, следуют семейным традициям, называя ребенка в честь родственников.

Цель: разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение.

Я поставил перед собой задачи узнать:
1) значение и происхождение имён;
2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?
3) какие имена являются самыми распространенными в нашем классе?

Объект исследования: учащиеся МБОУ СОШ №1.

Предмет исследования: имена учащихся.

Задачи:

  • провести анализ литературы с целью выявления информации об именах;
  • выяснить, что означают наши имена;
  • исследовать значение имён моих одноклассников;
  • провести анализ и сравнение самых популярных и редких имён в классе;
  • выпустить справочник «Имена нашего класса» и собрать копилку интересных сведений об именах.

Гипотеза: я предположил, что изучение происхождения и значения имен пробуждает интерес к изучению истории, культуры и традиций своего народа.

Методы исследования: поисковый, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение, эксперимент.

Вид проекта: поисково-исследовательский, индивидуальный, среднесрочный, информационный.

Проверка гипотезы: Собрав информацию об истории, обозначении и происхождении имен я узнал, что многие имена иноязычные; значения имён всех учеников моего класса, рассмотрел имена по популярности и редкости, по происхождению и довёл всю полученную информацию до одноклассников.

I. Теоретическая часть

1.1. Понятие об именах

Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
С.Я Маршак

Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени. В древние времена имена скрывали от врагов.
Я попытался при помощи справочной литературы определить понятие «имя». «Имя» по-гречески – «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика.

По словарю В.И. Даля: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность». По толковому словарю С. Ожегова

1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
2. Фамилия, семейное название.
3. Личная известность; репутация.
4. Известный, знаменитый человек.
5. Название предмета, явления.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка.

Что такое имя? Этот вопрос я задал своим одноклассникам.

По их мнению, имя – это... «Имя – это название человека», «Слово для обращения к человеку», «Имя - это слово, на которое отзывается человек», «Имя – это родное слово», «Это слово, которое дают ребенку при рождении».

Однако многие из одноклассников не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить его значение. В самом деле, есть ли какой-то смысл в словах, которые являются нашими именами?

Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет.

Александр Сергеевич Пушкин великий русский поэт, который умер в 1837 году, а все его произведения живы до сих пор.
- выдающийся физик, умер в 1955 году, теориями и открытиями которого люди пользуются и по сей день.
- стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Умер в 1968 году, но все, о нём помнили, помнят и будут помнить всегда.

Это одни из великих людей, которые внесли важнейший вклад в историю человечества.

А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, а имена живут. Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.

1.2. История происхождения имён


Когда я начал работу, много прочитал об именах. Узнал, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена.

Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и разные традиции и системы табу, связанные с именами.

Человеческое имя имеет смысл. У русских имён довольно сложная история, в которой можно выделить три основных этапа: дохристианский, когда использовались самобытные имена; период после введения на Руси христианства и новый этап, начавшийся после революции 1917 года.

1.3. Дохристианский этап развития русских имен.


До введения на Руси христианства личные имена были похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-то.

Древнерусские имена были разнообразны. Например, числовые имена: Первуша, Вторак, Третьяк, Четвертак, Последыш.

Весьма популярны были также имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Беляк, Светлана, Кудряш. Имена присваивались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Малуша, Заяц, Губа, Беспалой.

Кроме имен, дававшихся по внешнему виду, были такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения: Добрыня, Неупокой, Бессон. Крик, Забава, Несмеяна, Молчун, Прыгунок. В некоторых именах отмечались желанность и нежеланность появления ребенка: Ждан, Богдан, Неждан, Любим, Голуба.

Были и другие имена, восходящие к древним поверьям. Это «плохие» имена, которые, якобы, способны были отвращать злых духов: Немил, Любава, Злоба, Нелюба, Ненаш.

Также давались имена по явлениям природы: Снегурочка, Метелица, Знойник. Большой интерес представляют имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Корова, Трава, Пырей. Это связано с верованием в божественность некоторых животных и растений.

1.4. Христианский этап развития русских имен.


Второй период развития русских имен наступил после введения христианства, вместе с которым вошли в практику календарные имена, которые соответствовали именам святых. Это был период, когда во время обряда крещения церковь стала давать имя по церковному календарю, из тех, которые распределялись по всем дням года.

Такие имена имеют уже не славянское, а греческое происхождение. Однако, и некоторые славянские имена были признаны церковью, даже не смотря на то, что к святым они отношения не имели. Это, например, Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Вячеслав и скандинавское Олег. Самыми распространенными в эпоху Христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил.

Так, начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, даваемое родителями для обозначения внутрисемейных прозвищ. При этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет.

При этом имя человеку могла дать только церковь - такой порядок действовал до 1905 года, затем эти строгие правила несколько ослабли, и только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.

Но некоторые имена стали мало известны или совсем забыты. Среди используемых по сей день имен можно назвать: Катерина, Даниил, Демьян, Анастасия, Зоя, Ирина.

1.5. Новый этап развития русских имен


Третий этап развития русских имён продолжается и в наши дни. В этот период встречаются имена, заимствованные у разных народов.

1) Появляется много новых личных имён иноязычного происхождения, заимствованных через литературу, театр, кино: Альберт, Изабелла, Марат, Тимур.
2) Активизировались имена, которые числились в святцах, но редко употреблялись: Лариса, Маргарита.
3) Воскресли древнерусские имена, известные по древним летописям: Лада, Ростислав.
4) Появляются новые личные имена, рождённые новой эпохой: Майя, Ноябрина.
5) Усиливается приток иностранных имён, заимствованные у разных народов: Роберт, Рудольф, Жозефина, Эдуард, Эрик, Жанна и т.д.

А после 30-х годов новшества в образовании личных имён пошли на убыль. В эти годы в городах стали любимыми имена Владимир, Юрий, Галина, Тамара, а в деревне – Валентин, Нина.

В 40-50 годы детям стали давать старые, привычные имена. Среди мужских выделилось пять самых распространённых – Сергей, Александр, Владимир, Юрий, Андрей. К наиболее распространённым женским именам относились Елена, Марина, Ирина, Наталья, Татьяна, Светлана, Галина.

В течение этого периода исчезают имена Архип, Тихон, Устинья, Фёкла. Мода на имена существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Я очень удивился тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.

Наиболее популярные имена 20 - 30-х годов:
Урювкос – Ура, Юра в космосе;
Велиор - ВЕЛИкая Октябрьская Революция;
Донэра - Дочь Новой ЭРы;
Бестрева - БЕрия СТраж РЕВолюции;
Ворс - ВОРошиловский Стрелок;
Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА.

Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена.
Давно прошли те времена, а все так же серьезно подходят к выбору имени новоиспеченные родители.

Самое популярное в мире женское имя - Анна. Его носят почти 100 миллионов женщин.
Самое популярное в мире имя - Мухаммед. Видимо здесь сыграл свою роль пророк Мухаммед.
Самое длинное в мире имя состоит из 1478 букв. Чтобы его прочитать, требуется не менее десяти минут. Оно представляет собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена известных людей и многое другое. Это имя пока никто не берется прочитать.

Эскимосы Берингова пролива, чувствуя приближение старости, меняют имя и тем самым
пытаются продлить свою жизнь.

В Пенсильвании в 1979 году было зарегистрировано два необычных имени родившихся детей - Пепси и Кола.

В США зафиксирован уникальный случай, когда из-за несогласия родителей ребенок на всю жизнь остался без имени. Родители понадеялись, что сын, когда вырастет, выберет себе имя сам, но он, повзрослев, так и не смог решить этот вопрос, оставшись с одной только фамилией – Гейтвурд.

В Китае ребенок при рождении получал детское домашнее имя, при поступлении в школу - школьное имя, а при достижении совершеннолетия - взрослое имя. Чиновники на службе имели особые служебные имена. Служанки тоже получали от своего господина новые имена.

У индейцев, одного из племени существует обычай: если кто-нибудь берет в долг деньги, то оставляет в залог свое имя. До тех пор, пока долг не будет возвращен, человек остается без имени. Подзывают его или обращаются к нему движением руки или нечленораздельными окриками.

Семья Джексонов из города Чикаго заклеймила своих пятерых деток, назвав их: Менингит, Ларингит, Аппендицит, Перитонит, Тонзиллит.

В Америке в 80-х годах шестеро разнополых детей в одной из семей были названы одним и тем же именем: Юджин Джером Дюпуа. Чтобы различить своих потомков, родители используют номера.

Дельфины - единственный, кроме людей, вид млекопитающих, который называет (насвистывают) друг друга также по имени.

Пусть ребенок получит свое собственное «правильное» имя, и с ним будет сам строить свою собственную судьбу. И пусть он будет счастлив!

II. Практическая часть

2.1. Результаты исследования анкет учащихся

Выбор имени имеет большое значение. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения. С целью изучения выбранной темы было организовано исследование на базе МБОУ СОШ №1 г.Тимашевска.

В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся 3 «Б» класса, в количестве 31 человека.

Цель анкетирования – разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение.
Перед началом работы мной было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 31 человек.

Результаты анкетирования:

Данные анкетирования показали, что многие учащиеся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин. Анализ ответов показал, что 28 человек из класса довольны своим именем и только 3 человека хотели бы иметь другое имя, 25 ребят не могут объяснить почему их так назвали, остальные 6 – владеют информацией по данному вопросу.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили во мне желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

1. Определить самые распространенные и редкие имена в классе.
2. Собрать информацию о значении и происхождении имен учащихся моего класса.

Какие же имена есть в нашем классе? [Рис.1]


В нашем классе: 4 - Александра, 2 – Ксении, 2 – Валерии, 2 – Анастасии и 2 - Сергея.

Остальных детей всех по одному, это: Матвей, Кирилл, Ника, Николь, Артём, Ангелина, Владимир, Алёна, Никита, Алексей, Максим, Дарья, Анатолий, Асият, Николай, Елизавета, Анна, Ольга и Владислав.

Расставим наши имена в алфавитном порядке:

Буква Имена Количество учеников
А Александр, Алексей, Алёна, Анастасия, Анатолий, Ангелина, Анна, Артём, Асият 9
Б 0
В Валерия, Владимир, Владислав 3
Г в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет 0
Д Дарья 1
Е, Ё Елизавета 1
Ж, З в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет 0
И, Й в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет 0
К Кирилл, Ксения 2
Л в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет 0
М Максим, Матвей 2
Н Ника, Никита, Николай, Николь 4
О Оксана, Ольга 2
П, Р в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет 0
С Сергей 1
Т в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет 0
У, Ф в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет 0
Х, Ц в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет 0
Ч, Ш, Щ в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет 0
Э, Ю, Я в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет 0


На основе данных таблицы получим диаграмму [Рис.2]


Таким образом, я сделал следующие выводы:

9 букв русского алфавита являются заглавными в наших именах, 24 буквы у нас оказались «не занятыми».

Больше всего имен на букву «А»- 9 имён, также на букву «Н» - 4 имени, на букву «В» - 3 имени, на буквы «К», «М, и «О» по 2 имени, на буквы: «Д», «Е» и «С» - по 1 имени.
На основе данных построим диаграмму "Имена учащихся по буквам" [Рис.3]


Буквы наших имен.
Существует немало теорий о влиянии имени человека на его характер. Некоторые специалисты - психологи утверждают, что о каждом из нас можно узнать немало важного по первым буквам имени, отчества и фамилии. Если верить исследователям, то буквы обозначают:


А - силу и власть, старт, возрождение, открытость, лидерство;
В - коммуникабельность, стремление ко всему прекрасному;
Д - общительность, умение притягивать к себе людей, размышление;
Е - жизнестойкость, способность мобилизоваться в критической ситуации;
К - выносливость, стремление к власти;
М - трудолюбие, заботливость, застенчивость
Н - энергию, трудоспособность и творческие амбиции;
О - эмоциональность, развитая интуиция;
С - позитивность, стремление к стабильности.

Самые популярные в классе женские имена Ксения, Валерия и Анастасия . Девочек с таким именем насчитывается по 2.

Самые популярные мужские имена Александр – 4 мальчика в нашем классе с таким именем и Сергей их носят 2 человека.

Остальные имена носят по одному человеку.

Самые длинные имена (по 9 букв): Анастасия, Александр, Елизавета, Владислав .
Самые короткие имена Анна, Ника .

Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей? [Рис.4]



50% - обучающихся назвали в честь близких родственников;
25% - были названы «красивыми» именами по мнению родителей;
10% - были названы в честь «святых» в день которых они родились;
5% - были названы именами по их значениям и характеристикам;
5% - были названы в честь героев книг, фильмов, знаменитостей и великих людей;
5% - были названы именно так, потому что имя подходит к внешности.

Исследование имен учащихся 3-«Б» класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен - 14 (Анатолий, Алексей, Алёна, Артем, Ангелина, Анастасия, Александр, Кирилл, Ксения, Елизавета, Никита, Николай, Оксана, Ника ). [Рис.5]



На втором месте имена, которые имеют славянское происхождение-3 (Дарья, Владимир, Владислав ).

На третьем месте имена, имеющие латинское – 2 (Валерия, Максим ) и римское происхождение – 2 (Сергей и Матвей ).
По одному: еврейское (Анна ), арабское (Асият ), французское (Николь ) и скандинавское (Ольга ).

2.2. Дополнительный материал про имена (пословицы, поговорки, загадки).

Занимаясь проектной деятельность я также собрал много дополнительного интересного материала об именах.

Пословицы, поговорки, в которых есть имена

Не смотри на кличку - смотри на птичку.
Каждая Аленка хвалит свою буренку.
Наш Андрей никому не злодей.
На всякого Егорку есть поговорка.
Мели, Емеля, твоя неделя.
Хороша Маша, да не ваша.
Икота, икота, перейди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого.
В людях Илья, а дома свинья.
Наш Мишка не берет лишка.
Был Филя в силе - все другие к нему валили, а пришла беда - все прочь со двора.
Яков, Яков! Не все бы ты якал.
Худ Роман, коли пуст карман.
Наш Филат не бывает виноват.
У всякого Матвея своя затея.
У всякого Мирона свой приемы.

Скороговорки об именах

Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поет.
- Архип охрип, а Осип осип.
- Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка
На подносе принес.
- Вася косит косилкой свежий овес.
- Купила Марусе бусы бабуся.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Загадки про имена

Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя)
Без чего не может жить человек? (Имя)
Что у всех есть? (Имя)
Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Имя)
Нас не было - оно было,
Нас не будет - оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть. (Имя)

2.3. Создание словаря личных имён

Я решил создать свой словарь личных имён учащихся 3 «Б» класса. Такой словарь можно предложить школьникам для личного использования.

В нём можно найти толкования имён, дни именин, а так же в справочник добавлены фотографии моих одноклассников, обладателей данных имен.
Всего в нашем словаре содержится толкование 25 имён.

После изготовления, он был распечатан и предложен ребятам в классе для ознакомления. Мой словарь привлёк внимание ребят в классе. Всем понравились фотографии, которые иллюстрировали обладателя имени.

Рассмотрев изображения, дети с удовольствием читали, собранные в справочнике наиболее точные толкования имён своих одноклассников. Узнать тайну своего имени теперь не составит никакого труда.

Заключение

Работая над этой темой, я получил более полное представление об именах, узнал историю их происхождения, толкование и значение, научился понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека. Также я научился работать с дополнительной литературой и использовать информацию из интернета. Я пришёл к выводу, что действительно имя несёт в себе информацию не только о характере владельца, но и об эпохе, в которую он живёт.

Цель моей исследовательской работы достигнута – составить свой иллюстрированный справочник «Имена нашего класса». Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена. В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.

Подводя итог моей работы , я могу с уверенностью сказать, что имя человека - это важная часть его личности и его жизни. В каждом имени есть своя тайна. Каждое имя имеет свою историю и свои корни. Имена нам дают родители, руководствуясь мнениями, своими чувствами или знаниями. Людей с одними и теме же именами объединяют общие черты характера, заключенные в значении имени.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

«НЕ ИМЯ КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК ИМЯ!
Я надеюсь, что когда мы вырастим, наши имена станут известны добрыми делами и поступками.

Список использованной литературы

1. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. / Т2 И-О – М.: Русский язык, 1978.

2. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений./ – М.: Азбуковник, 1999.

3. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л.: Лениздат, 1991.

4. Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах/ - СПб.: Азбука – классика, 2001.

5. Борисова Ю.С. Все тайны имени. – М.: Мир книги, 2009.

6. Цымбалова Л.Н., Книга детских имён/ - Ростов н/Д.: Владис, 2009.

7. Вартаньян Э.А. Занимательно об именах»/ - Москва: Просвещение, 2009.


При рождении у родителей было два имени для меня - Кирилл и Иван. Маме нравилось имя Кирилл, а папе – Иван. День моего рождения (3 апреля) совпал с именинами Кирилла. Бабушка разрешила спор – назвали в честь Патриарха Московского, всея Руси - Кирилла. Моё имя Кирилл




Имя Кирилл людям было известно очень давно, ещё во времена существования Древней Греции. Тогда страной управлял царь по имени Кир. Отсюда и пошло современное Кирилл. Другой вариант происхождения имени, пошло от персидского названия солнца. Именно Киром персы называли небесное светило. Происхождение имени


Для ребенка Маленький Кирилл развит не по годам, он любознателен и общителен. Он рано учится читать, из книг он черпает массу полезной и интересной информации. Мало того, где бы не находился Кирилл, он активно познает окружающий его мир. Этот спокойный и усидчивый мальчик хорошо учится, не доставляя ни родителям, ни педагогам никаких хлопот. Характер имени


Для подростка Ум, уверенность в себе и самолюбие Кирилла, помогают ему пробиться в жизни, ведь этот человек считает себя избранным, а "фортуна" к таким личностям очень благосклонна. К тому же он умеет правильно "подать" себя в любой компании, что немаловажно для завоевания уважения и авторитета. Он любит "блеснуть" своим интеллектом. Среди положительных черт характера юноши Кирилла можно отметить: активность, силу воли, твердость, напористость и объективность. Характер имени


Для мужчины Взрослый Кирилл – это настоящий эгоист и карьерист, он должен быть везде первым и главный. Коллеги часто его недолюбливают, но это не расстраивает Кирилла. С возрастом он становится спокойным, организованным и уравновешенным, превращается в преданного и отзывчивого друга, с которым всегда приятно провести время. Рассудительность – это главная черта Кирилла: этот мужчина всегда тщательно обдумывает каждое свое действие, а чувства и эмоции в принятии решений - это удел слабых и не очень умных людей. Характер имени





  • В стародавние времена родители, выбирая имя ребёнку, верили в то, что оно может повлиять на его характер и судьбу. Постепенно о значении имён люди стали забывать, особенно когда имена заимствовались одними народами у других. Сегодня мы уже не задумываемся о том, что же значат наши имена. А ведь если обратиться к их происхождению, можно узнать много интересного.
    Узнаем, что означают имена, пришедшие к нам из греческого, латинского, скандинавского и других языков.

1. Прочитайте толкование некоторых имён.

Славянские имена

Владимир - «владеющий миром»
Владислав - «владеющий славой»
Вячеслав - «наиславнейший, самый славный»
Ростислав - «возрастающая слава»
Святослав - «священная слава»
Ярослав - «славящий Ярйлу»
Вера - «вера, верная»
Лада - «любимая, милая»
Людмила - «милая людям»
Светлана - «светлая, чистая»
Снежана - «беловолосая, холодная»

Греческие имена

Александр - «защитник, борец»
Андрей - «мужественный»
Василий - «царь, царский»
Евгений - «благородный»
Николай - «победитель»
Елена - «светлая»
Ирина - «мир, покой»
Маргарита - «жемчужина»
София - «мудрая»

Латинские имена

Валентин - «сильный, здоровый, крепкий»
Валерий - «сильный, бодрый, крепкий»
Максим - «величайший»
Сергей - «высокочтимый»
Виктория - «победа» Марина - «морская»
Юлия - «женщина из рода Юлиев»

Скандинавские имена

Игорь - «молодой»
Олег - «святой»
Ольга - «святая»

2. Кто из ваших родственников, знакомых носит какое-либо из этих имён? Соответствуют ли личные качества, характер этих людей значению их имени?

3. Узнайте значение вашего имени. Если его не оказалось в списке на этой страничке, обратитесь к книге Льва Успенского «Ты и твоё имя» или к современному словарю имён.

В древнееврейском языке нет слова «Иван». Но имя это, которое у всех европейских народов звучит сейчас по-разному (у немцев - Иоганн, у французов - Жан, у англичан - Джон, у грузин - Иванэ, у финнов и эстонцев - Юхан, у поляков - Ян), когда-то в Древней Иудее произносилось как Йэхоханан, или Йоханаан. И означало это слово «божья благодать», «божий дар», то есть - Фёдор.

4. Какие литературные герои или известные люди носят то же имя, что и вы? Что между вами общего и различного?

Иван-царевич,
Иван IV Грозный,
Иван Сусанин,
Иван Купала,
Иван Крузенштерн,
Иван Крылов

Подготовьтесь рассказать о происхождении своего имени в классе. Дополните свой рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя, как у вас.

Имя Иван во время Великой Отечественной войны использовалось немцами как прозвище для обозначения русских. От имени Иван образована одна из наиболее распространённых русских фамилий - Иванов.

Характер человека по имени Иван очень противоречив. В нём в одинаковой мере сочетаются слабость и сила, открытость и любовь схитрить, добродушие и коварство. Сложный характер обрекает Ивана на сложную жизнь, наполненную препятствиями и ухабами. Иван, как Иван-царевич, с честью выносит все испытания благодаря своей выносливости. К желаемой цели Иван идёт спокойно и настойчиво, не сворачивая с прямого пути. Иногда в моменты, когда до желаемого осталось лишь протянуть руку, Иван внезапно отказывается от этого.

Истории известно немало замечательных Иванов. К примеру, знаете ли вы, кто первым из европейцев побывал на острове Пасхи и рассказал о населяющих его громадных статуях-исполинах? Этим человеком был не кто иной, как Иван Крузенштерн (1770–1846), мореплаватель, первым в России осуществивший кругосветное путешествие.
Упорство и честолюбие – качества, отличающие многих людей с этим именем, в большой мере были присущи и Крузенштерну – ему не исполнилось и девятнадцати, когда он был награждён за геройские действия во время сражения у острова Готланд и произведён в лейтенанты. Свое первое кругосветное плавание он совершил, пересаживаясь с корабля на корабль, как обычный путешественник, после чего, вернувшись на родину, стал настойчиво рекомендовать Павлу I профинансировать кругосветный проект русских кораблей.
Но лишь после восшествия на престол Александра I инициатива была поддержана, и в августе 1803 года два корабля – «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Плавание было долгим и трудным, однако оно принесло миру множество замечательных открытий. Так, помимо острова Пасхи, именно Иван Крузенштерн и его спутники стали одними из первых европейцев, чьи корабли прошли по Японскому морю, в результате чего были впервые составлены его точные мореходные карты. В августе 1806 года мореплаватели с триумфом вернулись в Россию, где вдохновитель проекта Иван Крузенштерн был награждён золотой медалью Географического общества и удостоен звания почётного члена Академии наук. Что и неудивительно – составленное им описание путешествия, а также «Атлас Южных морей» на несколько десятилетий стали руководством для географов и моряков всего мира.

,Тайна моего имени”.

Проект ученика 3 класса

МБОУ «Коньшинская СОШ»

Шаталова Данила


Проектная работа направлена на изучение происхождения и значения имени Данил. Приведены примеры знаменитых людей с этим именем.

Цель моей работы:

- определить происхождение, значение и использование имени Данил.

Для достижения цели я поставил ряд конкретных задач:

- Собрать информацию о способах выбора имени;

- Изучить материал о значении, происхождении и использовании имени Данил;

- Кто из великих людей носил такое же имя?

- Подобрать фотографии и оформить проектную работу.


Объект исследования: истоки моего имени, частота его употребления.

Предмет исследования: имя Данил.

При решении поставленных выше задач были использованы следующие методы:

  • изучение литературы;
  • беседа с родителями;
  • поиск информации в Интернете.

Выбор имени.

Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает?

Выбор имени – это одно из самых волнительных и интересных занятий будущих родителей.

Имен на свете много хороших, разных. Каждый может выбрать по свое­му вкусу. Но как?

Что имя? Звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья. Конечно, нет. И в именах есть тайна, И таинство есть имя нареченье. И вот мы сами, силами своими, Осознаем себя в начале века: Не человек себе находит имя, А имя выбирает человека.


Вот несколько способов выбора имени:

1.По святцам.

В Русской православной церкви есть особые книги -святцы.

В них на каждый день каждого месяца записаны имена

свя­тых, которых в этот день почитает церковь.

Священник перед обрядом крещения предлагает на вы-

бор несколько имен, которые указаны в святцах на день

рождения ребенка.

В давние времена на Руси это был единственный способ

выбора имени для новорожденного. Вот почему на Руси

было так много Иванов. Да по той про­стой причине, что

имя Иван (Иоанн) в полных святцах встречается 170 раз,

то есть почти через день.


2. В честь кого-либо.

Часто ребенка называют именем родственников, друзей или известных людей. Ещё малышей называют в честь героев книг, фильмов или сериалов.

Тарзан, Забава, Золушка, Аладдин, Герой, Принц.


3. По значению и тайне имени.

Сегодня большинство родителей, прежде чем сделать выбор, обязательно заглядывают в специальные словари, чтобы ознакомиться со значением понравившегося имени.


4. По моде.

Время от времени модными становятся те или иные имена.

  • Для мальчиков в 2017 году самыми подходящими будут такие имена, как Александр, Артем, Глеб, Даниил, Елисей, Иван, Лев, Марк, Родион, Роман
  • Для девочек в 2017 году чаще будут давать такие имена, как Александра, Алиса, Анастасия, Анна, Варвара, Вероника, Ева, Карина, Мария, Ульяна

5. По оригинальности.

Самые необычные имена новорожденных мальчиков, зарегистрированные в

последнее десятилетие в России:

Океан, Ангел, Север, Светозар.

Самые необычные имена девочек:

Офелия, Клеопатра, Луна, Изумруда.


Значение и происхождение имени Данил.

Имя Данил - древнееврейское.

Это имя библейского происхождения, образовано от Даниэль. Это имя носил пророк Даниил, который является единственным носителем этого имени в Библии.

Имя Данил переводится как «Бог мой судья».

Данил - это порядочный человек с прекрасной интуицией, всегда располагающий к общению. Он никогда не проявляет сильных эмоций, ведёт себя достаточно спокойно. Он не склонен к спешке в делах. Всё делает неторопливо и рассудительно.

Данил добр, умён и трудолюбив. На первый взгляд он может показаться незаметным в коллективе. Но его положительные черты и мощный заряд энергии быстро выделяют его среди остальных.


Синонимы имени Данил.

Данила, Данило, Даниил, Даниэль.

Именины Данила.

2 января, 1 марта, 17 марта, 31 марта, 20 апреля, 4 июня, 5 июня, 23 июля, 12 сентября, 25 сентября, 4 октября, 11 декабря, 12 декабря, 24 декабря, 30 декабря.

Краткая форма имени Данил.

Данилка, Даня, Данила, Дэн, Данька, Данни, Нил.

ЗОДИАКАЛЬНОСТЬ ИМЕНИ ДАНИЛ - Близнецы .

ПЛАНЕТА-ПОКРОВИТЕЛЬ ДАНИЛА - Меркурий .

. ЦВЕТ ИМЕНИ ДАНИЛА - Серо-голубой, желтый.

КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН ДАНИЛА - Синяя яшма .

РАСТЕНИЕ ДАНИЛА - Ясень, лютик.

ЖИВОТНОЕ ДАНИЛА - Кашалот, белка.


Знаменитые люди, носившие это имя: Преподобный Даниил Переяславский

Юношей тайно покинул родительский дом и поступил в монастырь, посвятив себя служению Христу.

Прославился тем, что совершал многочисленные чудеса (в 16 веке).


Даниил Александрович

1261г.-1303г.

Младший сын Александра Невского, великий князь, основатель Свято-Данилова мужского монастыря в Москве.


Даниил Хармс

поэт, детский писатель

1905г. -1942г.

КОРАБЛИК

По реке плывет кораблик. Он плывет издалека. На кораблике четыре очень храбрых моряка. У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!


Даниил Страхов

Популярный российский актер театра и кино.


Имя Данил в сказке.

Данилой звали героя в сказке Павла Бажова «Малахитовая шкатул­ка». Истинный народный умелец, горный мастер, Данила, стремится раскрыть красоту камня, чтобы «сердце радовалось» у людей при взгляде на его работу. Лучше всех резьба каменная у мастера, но не даёт ему покоя легенда о невиданной красоты каменном цветке, который есть у Хозяйки Медной горы. Оставил он дом и невесту ради того только, чтобы посмотреть на это чудо.

В образе, созданном народом, очень правдиво отражен характер именно молодых людей с именем Данил.


Заключение.

Таким образом, я пришел к выводу, что имена не случайны. На мой взгляд, имя и его значение очень сильно влияют на каждого из нас. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Они хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения. Поэтому мне бы хотелось и дальше продолжить изучать эту тему.


Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.