Русские народные куклы обереги исследовательская работа. Исследовательская работа на тему «Куклы-оберег

Городской научно-практический марафон «Шажок в науку»

III этап

Секция истории

Обрядовые куклы

исследовательская работа

Выполнена

ученицей 2 «А» класса

МОУ «Школа № 000»

Рудь Анастасией

Руководитель –

МОУ «Школа № 000»

г. Заречный 2012г.

Обрядовые куклы

Введение................................................................................................................. 3

Основная часть:

Анализ анкетирования младших школьников................................................... 4

История обрядовых кукол............................................................................

Интервью с................................................................................ 6

Основная часть

I. Анализ анкеты младших школьников

Для того, чтобы узнать насколько обрядовая кукла известна моим современникам, мы провели анкету (см. Приложение 1 Анкета). Всего отвечали: второклассников– 50 чел., четвероклассников– 26 чел. (школа № 000)

1. Знание об обрядовых куклах .

Отвечая на вопрос «Знаете ли вы, что такое обрядовая кукла?», большинство учеников 2-х классов (70%) ответили, что знают. Из них14 % не смогли выбрать определение такой куклы, 1/4 часть думает, что обрядовая кукла – это современная популярная кукла. Половина опрошенных считает обрядовой куклу, сделанную своими руками, большинство ребят логично предположили, что она создаётся для праздников и обрядов. И только 28 % считают такую куклу древней и народной. У четвероклассников представление более чёткое: 65% опрошенных утверждают, что знают, что такое обрядовая кукла и выбирают определение – «кукла для проведения праздников и обрядов». 17% добавляют, что это древняя народная кукла, 18% - кукла, сделанная своими руками. (См. Приложение 1, Таблица1)

2. Изготовление обрядовой куклы.

Несмотря на предыдущие уверенные ответы, 64% опрошенных никогда не делали такие куклы и 18% из них и не хотят научиться их делать. Но подавляющее большинство опрошенных детей (88%) желают научиться древнему мастерству изготовления народных кукол.

Таким образом, гипотеза о том, что интерес к рукотворным традиционным куклам жив среди моих современников, подтвердилась. Также можно сделать вывод: знаний по этой теме и практики у ребят пока недостаточно.

II. История обрядовых кукол

Из нескольких источников мы нашли разные определения понятия «кукла».

КУ́КЛА:

· сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. (Словарь)

· 1. Детская игрушка в виде фигурки человека. 2. В театральном представлении: фигура человека или животного 3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (Ожегова)

· перен. Бездушное, безжизненное существо. (Словарь.)

· через нов.-греч. koukla, из лат. cuculla - "капюшон, куколь, чепец, кулек". (Этимологический словарь)

Связывает эти определения одно: кукла - это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.

Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Славянская обрядовая кукла

В славянских (русских, белорусских, украинских, польских и др.) крестьянских семьях самыми распространенными были тряпичные или текстильные куклы, которые можно разделить на две группы:

· свернутые (скрутки), т. е. сделанные без шитья иголкой,

· шитые .

Куклы по своему назначению довольно четко разделялись на:

· игровые ,

· обереговые ,

· обрядовые .

Обрядовые текстильные куклы также имеют свою классификацию:

· по технологии изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и др.);

· по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих).

· по функциям или, если хотите, по магической кукольной силе: продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую. (См. Приложение 2, Классификация).

Куклы, наделенные продуцирующей магией, помогали достичь благополучия в повседневной жизни, справляться с большими объемами любой работы, упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.

Защитная кукла берегла семью от ссор, болезней и невзгод, служила оберегом от порчи и сглаза.

Очистительная куколка помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме. После «использования» её выбрасывали, сжигали или бросали в реку. Яркий пример этому - дошедший до нас обычай мастерить и сжигать куклу Масленицу на проводы зимы. Сгорая, кукла заодно превращает в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.

Куклы-заместители представляли какого-то конкретного человека. Их мастерили, когда кто-то покидал семью (уходил на войну или заработки муж или сын). Делали из одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Кукол-двойников «подбрасывали» злым духам, чтобы спасти живых (новорожденного младенца или членов семьи усопшего больного).

В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.

Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.

7. Толковый словарь.- М, 1998.

8. Фасмер М. Этимологический словарь.2008.

9. Энциклопедия по истории, М, 2004;

10. Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.

11. http://www. /moda/Obryadovaya_kukla. html

12. http://***** Страна мастеров

13. http://www. ***** История народной куклы

14. http://www. ***** История кукол

15. http://** Народные куклы.

16. http://www. / Marianna35/ss

17. http://www. *****

18. http://*****/index. php/Проект_ наши_ куклы/Обрядовые_ куклы

Приложение 1

Анкета

1.Знаете ли вы, что такое кукла? Да Нет

2.Знаете ли вы, что такое обрядовая кукла? Да Нет

3.Предположите, что обрядовая кукла – это: (можно выбрать 2-3 варианта)

· Известная всем, популярная кукла

· Кукла для праздников и обрядов

· Древняя кукла у разных народов

· Современная кукла какой-нибудь страны

· Кукла, сделанная своими руками

4.Умеете ли вы делать обрядовую куклу? Да Нет

5.Хотите ли вы научиться делать обрядовую куклу? Да Нет

Таблица 1

Варианты ответов

второклассников

четвероклассников

Известная всем, популярная кукла

Кукла для праздников и обрядов

Древняя кукла у разных народов

Современная кукла какой-нибудь страны

Кукла, сделанная своими руками

Не определили

Классификация текстильных обрядовых кукол.

Приложение 2

Интервью с сотрудником МВЦ

- Елена Владимировна расскажите, пожалуйста, как вы пришли к увлечению обрядовыми куклами.

- Мой путь к куклам был долгим. Я с ними рассталась еще в детстве и никогда не думала, что когда-то к ним вернусь. С куклами я столкнулась в музее. Как-то я вернулась из отпуска, и начальник поставил меня перед фактом, что я остаюсь в отделе одна. Через 3 дня начинались занятия с детьми по изготовлению и истории традиционных народных кукол. Мне все быстро объяснили на пальцах, но этого оказалось недостаточно. Тогда я взялась за книги и Интернет. Первая моя кукла получилась совершенно корявая, она конечно же не сохранилась. Вторая получилась уже лучше. Вот эта кукла.

В процессе изучения обрядовых кукол я узнала, что бывают не только тряпичные куклы (закрутки),но и и куклы из пряжи (мотанки). Поработав и с теми, и с другими, я поняла, что все же закрутки мне ближе. Вообще куклами я занимаюсь уже около двух лет. А сейчас меня заинтересовала коллекция кукол в национальных костюмах. Я уже приобрела 4 куклы в свою коллекцию.

Первая кукла в костюме московской губернии, вторая в костромском, третья в карачаево-черкесском, ну а последняя в украинском национальном костюме. Но все же обрядовые куклы мне ближе они несут человеческое тепло, а такие куклы просто хранят под стеклом, что бы радовали глаз.

- Расскажите, пожалуйста, о своей коллекции обрядовых кукол.

Первая обрядовая кукла была найдена в Прибалтике и называлась она вебсская. Изготавливались такие куклы из старых юбок и полотенец. Каждая кукла имеет свое значение и изготавливалась в разные периоды времени жизни крестьянской семьи. Им никогда не делали лиц, чтобы злые духи не могли вселиться в куклу через лицо. Вот кукла пеленашка. Ее изготавливала мама, когда ждала ребенка. Клала куклу в люльку, пока ребенок еще не родился, что бы она согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку на веревочку над люлькой, чтобы малыш смотрел на куклу и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.

https://pandia.ru/text/78/107/images/image007_19.jpg" align="left" width="183" height="214 src=">А вот это куклы мотанки (изготавливаются из ниток). Эти куклы называются неразлучники . Их дарили молодым на свадьбу.

Вот еще одна интересная кукла - Десятиручка . Такую куклу делала мама и дарила молодой невесте на свадьбу. Чтобы работа в доме спорилась и молодая жена все успевала. Наша Десятиручка может дат фору даже богу Шиве, у которого как известно было всего лишь 6 рук.

Крупеничка - эту куклу набивали крупой. Считалось, что она приносит богатство. Богатством для крестьян был хороший урожай хлеба. Поэтому и набивалась кукла крупами. Делали ее полной с большим животом. Но своей кукле я решила сделать талию и не делать большого живота. Вот так и получилась более современная кукла с привлекательными формами на современный лад.

https://pandia.ru/text/78/107/images/image010_22.gif" width="597" height="714">

Вепсская кукла (капустка, рванка) Колокольчик

Кукла на счастье

Мотанка

Кувадка

Зерновушка (Крупеничка) Моя коллекция

https://pandia.ru/text/78/107/images/image015_5.jpg" width="193" height="260">.jpg" width="188" height="265">.gif" align="left" width="653 height=90" height="90">Крупеничка

1.Сшить мешок

2.Обтянуть полосой светлой ткани на 1/3. Обвязать сверху и снизу.

3.Сделать скатку (руки). Обвязать концы скатки.

4.Привязать скатку крест-накрест к мешку.

5.Привязать понёву (юбку), фартук. Повязать светлую косынку и на неё платок.

Отдарок на подарок

Рис.1-3. Для куклы нужны небольшой лоскуток-прямоугольник, узкий кусочек ткани (длиной в полтора пальца) и нитки. Узенький лоскуток скатаем и вложим в прямоугольник-основу для формирования головы. Теперь нужно сложить большой лоскут ткани пополам, вложив скаточку внутрь. Держа будущую куколку в обеих руках, отгладим указательными пальчиками ткань со скаткой так, чтобы получилась круглая и гладкая, без складочек головка, затем одним движением окрутим нитью шейку «по солнышку» (по часовой стрелке). Перевяжем ее и оставим длинную нить – ею же будем выделять ручки нашей куклы.

Рис. 4-5. Верхние уголки прямоугольника поднимаем вверх, собираем ткань мягкими складочками под ручками куколки. Затем оставленной нами длинной нитью делаем два витка крест-накрест – с правой стороны под левую ручку. Теперь переводим нитку по поясу под правую ручку и делаем два витка. И от правой ручки на левую сторону у шейки на груди – получился крест. Затем делаем два витка на поясе и затягиваем петлю.

Рис. 6. Получилась замечательная куколка – настоящий подарок-на-отдарок.

Мотанка - День и ночь

Вам понадобятся нитки 2-х цветов: (тёмный и светлый)

Намотать нитки на картон нужного размера. Разрезать. Концы связать - это руки. На картон большего размера намотать нитки (в 5 раз больше). Связать с одного края. Разрезать с другого. Обвязать голову. Вставить руки. Обязать талию. Если делаем мужскую фигуру – перевязываем внизу ноги.

Назначение оберега понятно из его названия. Оберег должен уберечь своего владельца от различных негативных влияний окружающего мира, таких как несчастные случаи, болезни, депрессии. В виде оберега могут выступать самые разные предметы: кольца, бусы, браслеты, нашивки на одежде, сувениры, игрушки, куклы.

Если у ваших близких нет таких предметов, то вы их можете сделать сами. Но помните, что обереги нельзя делать для себя.

Имеющиеся в продаже обереги все однотипны и выполнены очень примитивно. Именно поэтому у меня появилось желание изготовить свои авторские обереги (по мотивам славянских традиций), выбрав символы, подходящие, на мой взгляд, как для моих близких, так и для большинства людей, желающих иметь оберег. А после изготовления своих оберегов узнать мнение людей о них и фабричных оберегах. Так я определила цель своей исследовательской работы.

Задачи:

  • изучить историю славянских оберегов
  • познакомиться с правилами создания оберегов
  • изучить и проанализировать виды оберегов
  • изучить символику оберегов
  • отследить в литературе и источниках технологию изготовления оберегов
  • изготовить обереги
  • провести опрос общественного мнения об оберегах/

Гипотеза: Я предположила, что большинству людей мои авторские обереги понравятся больше, чем те, что продаются в магазине.

Предмет : возможность изготовления авторских оберегов с учётом славянских традиций, предпочтения людей при выборе оберега/

Методы исследования: теоретический (изучение истории оберегов, анализ общественного мнения), практический (эксперимент, опрос)

В ходе работы я изучила историю и назначение славянских оберегов, познакомилась с их основными видами, правилами изготовления, выяснила значение каждого элемента в обереге, подготовила необходимые выкройки для некоторых из них и изготовила обереги такие, как: веничек, венок, домовые.

Я также провела исследование общественного мнения об имеющихся в продаже оберегах и об оберегах, изготовленных мною в данной работе.

Моё исследование (опрос) показало, что большинству людей мои обереги понравились. Большинство людей отметили, что их можно подарить всем без исключения.

К тому же, как показал проведённых мной опрос, изготовленные своими руками авторские обереги нравятся людям больше, чем фабричные своей оригинальностью, качеством выполнения и проработанностью деталей. Ведь такой оберег будет уникальным, неповторимым.

Таким образом, порадовать своих близких может любой, подарив им оберег, выполненный своими руками.

МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа»

МБОУ «Оҥдойдыҥ орто ӱредӱлӱ школы»

Исследовательская работа «Исследование общности

оберёгов алтайского и русского народов».

Шиҥжӱ иш «Алтай ла орус албатыныҥ јаманнаҥ коруланар эдимдериниҥ бӱдӱмдери».

Работу выполнила ученица 6 «Б» класса

Санакаева Майя,

Руководитель учитель алтайского

языка и литературы

с. Онгудай, 2013 г.

1. Введение. Актуальность исследования.

2. Что такое обереги.

3. Обереги русского народа. Домашние обереги.

4. Обереги алтайцев.

5. Растения обереги.

6. Амулеты - обереги.

На уроках алтайского языка и литературы мы часто встречаемся со словами «таҥма», «баяна», «курчу». В переводе на русский язык , мы остановились на термине «оберёги». Раскрытие смысла этих слов на уроке занимает много времени. Ограничившись только словарной работой на уроках, в рамках работы этноклуба «Энчи» мы решили рассмотреть вопросы, которые нам, участникам клуба, показались словами, доставшимися нам в наследство от предков и требующих более широкого толкования. Так зародилась идея рассмотреть обереги алтайского и русского народов, провести сравнительную параллель между объектами нашего исследования.

· Объект исследования – оберёги алтайского и русского народов;

· Цель исследования – раскрытие исторического значения оберёгов, этимолгию слова «обереги»; рассмотреть виды оберёгов; сравнить алтайские и русские оберёги.

· Задачи исследования – изучить различную литературу по названной теме на заседаниях этноклуба, составить план исследовательской работы, разработать анкету об использовании людьми в современном мире оберегов;

Зачем нужны обереги? Еще в древности человеку было свойственно искать пути защиты себя в сложном и опасном мире. Народ-язычник верил, что в мире существуют специально созданные природой и человеком вещи и предметы, которые могут охранять его. Эта вера поддерживалась и колдунами, которые обязательно присутствовали в каждом племени.
Оберегами были обычные предметы, наделенные магической функцией: защита, охрана. Их мог сделать сам человек.
Оберег следует отличать от амулета. Амулеты частенько изготавливались колдунами за сравнительно небольшую плату. И что еще немаловажно: их в большинстве своем носили в тот момент, когда человек явно чувствовал, что ему хотят причинить зло. Оберег же брали с собой в целях защиты на всякий случай.

Главное отличие оберегов от амулетов и талисманов заключается в следующем:

обереги создает сам человек, он делает его намеренно, чтобы защитить не только себя, но и свой дом, своих родных и близких.

Амулет, равно как и талисман, у каждого свой. Оберег же может быть общим. Оберег, в принципе, не сильно отличается от амулета. Оберегом может стать любой предмет, который обладает якобы магическими функциями – защитой.

Домашние обереги.

При закладке нового дома под углы клали в качестве оберегов клочок шерсти, горсть зерна, воск, иногда конскую голову. Вторым священным местом в избе была матица. На ней вырезали “колесо рода“ - коловрат - в виде круга с шестью лучами и по сторонам его - идеограммы вспаханного поля. Над дверьми обычно помещался самый распространенный оберег – подкова . Красный угол завешивали ритуальными полотенцами с вышитыми на них фигурами Макоши, Лады и Лели. (Об обережной вышивке будет сказано ниже, в разделе «Обереги-вышивки»)

Домашние обереги. Куклы-обереги.
Божье Око
Эта кукла являлась одной из древних обережных кукол для дома. "Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света" (, "Язычество древней Руси"). Традиционно "Божье Око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребёнка, то есть в такое место, которое хорошо видно входящему человеку. Делалось это недаром: яркий образ оберега притягивает внимание входящего, и если были плохие намерения отношению к владельцам дома, то человек забывает об этом.

Птица счастья
Кукла-оберег - "Птица счастья" считалась хранительницей семейного счастья и благополучия. Изготавливается этот оберег обязательно из дерева (ель, пихта, сибирский кедр).Энергия дерева помогает занести в дом вместе с оберегом положительную энергетику. Такой оберег висел в каждом доме, помещали его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Делалось это специально, что оберег забрал все отрицательное, с чем человек может прийти в дом и пропускает в дом только хорошее.

Крупеничка
Кукла "Крупеничка" это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Считалась, что каша передаёт силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в доме беда. К концу XIX века истоки обряда были частично утрачены или искажены. Мешочек стали зашивать наглухо. Для его наполнения использовали пшено, горох и другие основные сельскохозяйственные культуры. В связи с этим появились и другие имена Крупенички: Зерновушка, Горошинка.

Десятиручка
Многорукую куклу "Десятиручку" помещали видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии .

Колокольчик
Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в дома был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

День и ночь
"День и ночь" – это куклы-обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днём выставляют вперёд светлую куклу, а вечером - тёмную. Куколка "День" - оберегает день, чтобы не зря прошёл, а "Ночь" - следит, чтобы все угомонились и легли спать.

Кубышка-травница
"Кубышка-травница" предназначалась для оберегания домашних от болезней. Чтобы воздух в избе был чистый и здоровый, куклу наполняли лекарственными травами и подвешивали в тех местах, где воздух обычно застаивался. Такая кукла оберег не «жила» дольше двух лет, ведь приблизительно через такой срок стоит поменять траву-наполнитель, чтобы оберег продолжал действовать.

Куклы Лихоманки
Куклы-лихоманки выманивали из дома беду и болезни. Почему же их было обычно 13? Дело в том, что именно столько было сестер-трясовиц: Кумоха, Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. По приказанию Кумохи – страшей сестры нападают лихоманки на расслабившегося человека и не дают ему продыху - ломают, трясут, бросают то в жар, то в холод. Проникают они в избы через печные трубы вечерами, как всякая другая нечисть и лихая сила. Именно поэтому кукол-лихоманок помещали за печкой. Делали таких кукол с заговором: в течение всего процесса вязания куклы ворожея не должна была сбиться с ритма и не прерывать речитатива заговора, а с последним словом завязать на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Сгорая на костре, кукла-лихоманка уносила – выманивала – из дома беду.

Домашние обереги. «Домовушки».

Обереги «домовушки» изготавливали традиционно для защиты дома и для задабривания домового. В качестве именно оберега изготавливали оберег – веник . Его вешали на видном месте у входа. Причем, если оберег размещается снаружи дома, то его вешали ручкой вниз, так веничек мог отгонять нечисть от дома. Внутри же дома оберег вешали только ручкой вверх. Веник-оберег обычно украшался специальным образом. Чем красивее и аккуратнее он был, тем большей силой обладал. Если в доме случались серьезные неприятности, веник-оберег меняли на новый, считая, что он вобрал в себя весь негатив. Старый веник закапывали на перекрестке дорог так, чтобы земля приняла в себя все беды и они не перешли к другому человеку. Веник бросали вслед человеку, обладающему дурным взглядом. Обрядовый веник прислоняли к изголовью роженицы и колыбели младенца, обметали больного, расчищали дорогу жениху и невесте. Этот предмет использовали в обрядах для увеличения урожая, хорошего подъема теста, сбивания масла и т. д. Кроме «домовушек»-веников были широко распространены косы и венки, которые также украшались. Помещались они обычно на кухне.

Наружные обереги и символы.

Флюгеры. Изначально флюгеры на домах были не просто украшением, но и оберегом, который защищал дом от всяческих напастей. Чаще всего статуэтка флюгера изготавливалась из дерева в виде коня или петуха.

Ставни и наличники. Славяне считали, что у дома есть «уязвимые места» - проемы, в которые может проникнуть разные темные силы и нечисть. Необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники - это и украшение дома и его оберег. Именно поэтому наличники окон и ставни украшали обереговой резьбой. Такая резьба не только служила украшением, но и была оберегом за счет размещенных символов. Орнамент резьбы обычно имел следующие мотивы: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Чаще всего для защиты использовали различные солярные символы. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти.
О символах можно прочитать в конце моей работы в разделе «Славянские символы-обереги».

Солярные знаки размещались на крыше дома и наличниках не только в виде символьного воплощения – флюгера в форме коня, но и в виде реального изображения солнца или его символа. На фасаде дома часто изображали небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) – символ Рода или Перуна, оберегавшим дом от попадания в него молнии. Рядом с символом солнца почти всегда славяне изображали знак земли или засеянного поля, обозначающий единство небесного и земного, явного. Мир яви символизируют и изображения птиц, растений, богинь, переплетающиеся с фантастическими существами. Русалки-берегини защищают дом от нави, упырей. Чаще всего эти изображения находятся на наличниках окон, у входа в дом. Изображения оберегающих мир в доме Лады (богиня веселья, благополучия и согласия в семье; богиня невест) или Мокоши располагаются также на резных наличниках (они изображаются с поднятыми вверх руками, словно просящими защиты у верховных богов, дающих небесную влагу и свет), а также на хозяйственных постройках (они изображаются с опущенными руками, словно обращаются к матери-сырой земле, дающей урожай).

Обереги нательные и подвесные.

Обереги подвески. Узлы и наузы.
Узел являлся одним из самых древних оберегов. К тому же это был достаточно простой по исполнению оберег. По поверьям, различные узлы имеют различное действие, завязывание и развязывание узлов добрыми и злыми людьми несет противоположные результаты. В одном сходятся все легенды, поверья и свидетельства - сила в узлах заключена немалая, и если использовать ее разумно и со знанием дела, можно и от зла уберечься, и добро себе и другим сотворить.
В древней Руси существовали специальные узлы - «наузы». Наузы, как обереги, способны передавать волшебную силу, охранять от несчастий и даже лечить. Для усиления оберега над ним можно прочитать наговор или заклинание. Считается, что именно от древних славянских наузов произошли христианские ладанки.
Наузом является не только узел, завязанный на шнурке или нити, но и привески, которым науз дополняется. Привесками чаще всего служили лекарственные травы и коренья, фигурки из металлов, камни. Компоненты привесок возможно было комбинировать, чтобы достичь максимального эффекта.
Одним из простейших наузов был соляр - круг, олицетворяющий Солнце. Узлы-соляры одновременно оберегали и от нечистой силы, и от врага. Они похожи на венок (венец) с лучиками-петельками. Узел-оберег в основном вязался в 3 - 4 нити, глядя на него, практически нельзя догадаться, как он сделан.

Обереги-подвески. Женские.
Мужчины носили оберегов не так много, как женщины, которым как продолжательницам рода требовалась наибольшая защита. Поэтому о женских оберегах расскажу более подробно.
Многие «украшения» защищали звоном или шумом, стукаясь друг о друга: позванивая при ходьбе, они отгоняли все злые силы. Один из атрибутов женской защитной магии - так называемые подвески-обереги, которые прикрепляли на цепочках к бляхе, часто сделанной в виде одного или двух солнечных коньков или утко-коня. Уточка - символ Рода - создателя Земли, а Конек - один из сильнейших славянских оберегов, символ добра и счастья. Такие подвески носили на поясе, на шее как ожерелье, у плеча или соединяли с головным убором . Девушки же не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески. Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами - это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10-12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других - опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.
Другим защитным предметом был женский гребень . Гребни использовали и для домашних магических обрядов: например, расчесывали волосы больному человеку на излечение и закидывали потом на неделю на священное дерево (обычно - грушу). Эти магические гребни в основном были семилучевыми, потому что семь является священным магическим числом (кстати, во всех магических традициях, а не только у славян), дающим защиту от болезней, старости и дурного глаза. В подвески нередко вплетали крохотные ложечки - символ богатства и достатка в доме.
Девушкам алтайкам нельзя было ходить без серёжек, считалось, что их звон отпугивает всякую нечисть, так же в косы вплетали украшения «шалтырак, шымырак, шаҥкы» не только для красоты, привлечения внимания, так же и для того, чтобы отпугивать темные силы, преграждавшие путь девушке.

В некоторые подвесочные комплексы включены различные уменьшенные копии разных предметов: ключей, ножей, ложечек, топориков и т. д.
Женские украшения-обереги чаще всего делали из мягких желтых (то есть солнечных) металлов: если позволяли средства - из золота, а в более бедных семьях - из меди. А для защиты от нечистой силы нередко использовали серебро. Серебро считалось металлом, уничтожающим упырей.
К головным уборам присоединялись и колты - височные кольца , имевшие либо округлую, либо спиралевидную форму. В зависимости от достатка и положения женщины в семье носили одно или несколько височных колец, украшенных обережными знаками.
Довольно часто к головному убору сзади подвешивалась серебряная или золотая сетка, защищавшая плечи и спину, - оберег от сглаза и порчи.
Кроме колтов носили еще и ожерелья - шейные и грудные гривны, украшенные рядом шумящих подвесок, и лунницы . Лунницы (от слова «Луна») должны были защищать женщин от злых ночных духов и навьей силы по ночам, они были посвящены ночному светилу - Луне. Этот оберег носили только женщины, поскольку Луна всегда была женской планетой, и женщины гораздо более чувствительны к различным проявлениям потусторонних сил, чем мужчины, а особенно к влиянию Луны.
Лунницы делали из серебра (поскольку это металл Луны) либо круглыми, либо рогатыми (как месяц) и включали в состав обережного ожерелья. Подвески на ожерельях обычно круглые из золотистого металла, украшенные орнаментом, а между металлическими частями ожерелья идут ряды бусин из стекла или красивых природных камней. В более позднее время стали делать подвески из монеток (мониста). Богатые женщины носили ожерелья, выполненные в технике перегородчатой эмали. Часто обереги помещались на груди, точно у сердца, или у пояса (защищая солнечное сплетение).

Обереги мужские.
Мужчины тоже носили обереги, но мужские украшения были проще. Обычно это всякого рода фибулы - застежки плащей, богато снабженные символами защиты. В основном на фибулах помещались солярные знаки. Некоторые нательные обереги делались в виде бляшек, на которых изображали восьмиконечный крест (символ плодородия), обычный крест (символ солнца), ромбики (знак земли), свастики (древнейший солярный знак), зверей, птиц и рыб. Мужчины тоже надевали подвески с символом уточки или одного-двух коньков, которые охраняли их вдали от дома (конь - символ бога Перуна, также был и оберегом путешествующего), мечей, ножей, кинжалов - символов победы в бою. Отличным оберегом от всех опасностей считали когти и клыки диких зверей.

Обереги-браслеты.
Обереги-браслеты носили и мужчины, и женщины. На Руси их изготавливали из стекла, кости, разнообразных металлов, крученой проволоки и украшали солярными знаками или ромбами - символами Земли. Более богатые славяне носили створчатые браслеты со сложным орнаментальным рядом, изображающим целые сцены.
Женщины скрепляли такими браслетами широкие долгие (до самой земли) рукава. Носили браслеты не только для удобства, но и потому что считалось, будто сквозь широкие створы рукавов проникает навья сила и вызывает болезни. Браслеты «запечатывали» доступ этим нехорошим темным силам.
На пальцах носили перстни. Обычно это было связано со свадебным обрядом. На перстнях изображали знак креста (не имеющий к христианству никакого отношения) или солярные символы.

Согласно мировоззрению алтайцев существуют разного рода темные силы: кара немелер – нечистая сила, кӧрмӧс, злые духи, ӱзӱт, алдаачы, јеткер, тармачылар и т. д. они могут оказывать отрицательное влияние на человека, детей, вызывая болезни, смерть, ущерб, падеж скота, отрицательно сказаться на деятельности человека.

Чтобы защитить себя, родных, детей от злых духов люди наделяют предметы сверхъестественными силами, способными защитить, противостоять всему темному. Это всевозможные амулеты, талисманы, обереги, а также предметы хозяйственно-бытового назначения. – ножи, топоры, охотничье снаряжение – ружье например. Среди растительного мира преимущественно это растения с колючками, шипами, иголочками.

Растения - обереги носят с собой, прикладывают или прикрепляют к охраняемым объектам и людям, - это может быть колыбель ребенка, загон для скота, одежда человека, окуривают растениями жилища, скот, людей. Даже сегодня в самых уязвимых местах – это у оконных и дверных проемов, можно увидеть подвешенные веточки колючих растений.

Одним из таких растений является можжевельник. Его веточки, с белыми ленточками помещают в доме. В новолуние люди обязательно очищают свой дом. Считается, что дым сжигаемого можжевельника обладает свойством убирать отрицательную энергию.

Известны случаи, когда мужчины уходили на войну, или служить Родине, им зашивали в нагрудный карман веточки можжевельника.

Колючие веточки кустарника – барбариса сибирского – кӧрмӧс курсак, сары тегенек, используют как оберег, особенно люди сеока тӧӧлӧс. Это кустарник до 1 метра высотой с желтыми цветками и красными ягодками, он произрастает по скалам, каменистым склонам, россыпям. Тӧӧлӧсы с помощью колючих веток барбариса изгоняют злых духов.

У алтайцев особенным охранным свойством, как говорят, является растение табылгы – таволга альпийская. В настоящее время в некоторых юртах телеҥитов Кош-Агачского, Улаганского районов на мужской половине у дверей, над кроватью плетку, с рукоятью из табылгы. Люди верят, что злые духи – кӧрмӧстӧр – не будут приближаться при поездке ночью на лошади.

Чалкандулар – челканцы берут с собой плетку с рукояткой из черемухи – јумурут, она, как считают, не допускает к человеку нечисть.

Тожыла – крыжовник – тоже игольчатое растение, считается, что это растение сотворил Эрлик.- царь мертвых. Это невысокое растение, с 3-5 крепким шипами. Ягоды сладкие, зелено-желтые, без косточек. Растет по скалам, россыпям, и считается пищей змей – помощников Эрлика. Веточки подвешивают у проемов окна, двери.

Шипвник тоже считается обергем, в настоящее время выведены садовые сорта этих кустарников, но люди садят эти растения у ворот для того, чтобы человек, входящий в этот дом, оставил все злое и вошел бы в дом с хорошими намерениями. (Проиграть отрывок из фильма)

У алтайцев есть древняя легенда о шиповнике.

Давным - давно на Алтае жил старик, была у него красивая дочь. Приезжали женихи свататься, но старик ждал самого богатого, который мог дать огромный калым за невесту. Но дочь его полюбила пастуха, он был так беден, что не мог прокормить даже самого себя. Парень просил руки у старика, но он рассмеялся ему в лицо и выгнал из дома бедного жениха. Вдруг приехал богатый жених и старик согласился выдать дочь за него замуж. Очень уж хотелось ему избавиться от бедного жениха и получить богатый калым за дочь. Девушка решила убежать ночью из дома, но отец догнал её ударил плеткой и повел её домой, но вдруг девушка превратилась в прекрасный розовый цветок, но и тут отец хотел сорвать его. Он протянул руку, чтобы уничтожить цветок, но появились иголки и отец расцарапал себе руку, а цветок сорвать не смог. Так и растет цветок шиповника – розовый, нежный и красивый, но сорвать его невозможно. Обереги изготовляли и из зверобоя.

Веточка зверобоя - прекрасный оберег. Положите ее под коврик у входа. И оставьте на год. А через год положите новую, поблагодарив за службу старую.

Ветку полыни, как и ветку зверобоя, тоже можно положить под порог в качестве оберега. А еще полынь - прекрасный нательный оберег. Нет необходимости зашивать ее в одежду. Достаточно положить в карман, или в обувь (под стельку).

Из мать-и-мачехи. Очень сильное растение, но только действует до полуночи, начиная с той секунды, как сорвали. Это и оберег для дома, и оберег нательный. Все эти травы можно срывать в любое время, но особую силу они приобретают в ночь на Купала.

Вот такие обереги у русского народа.

Теперь рассмотрим обереги алтайцев. Люди издревне были зависимы от природы. Жизнь человека-алтайца неотделима от природы, животных и растений.

Вот и первый алтайский драматург, поэт, писатель, носил на ухе оберег из скатанной собачьей шерсти, имя его было Ийт-Кулак. Дети, рожденные до него, умирали, поэтому решили повесить ему на ухо такую серёжку и назвать плохим именем, чтобы «кӧрмӧсы» не крали душу ребенка. И действительно, может поэтому выжил Ийт-Кулак и принес огромную пользу своему народу.

Чтобы темные силы не могли приближаться к ребенку в колыбели, подвешивали медвежий коготь, зуб медведя (см. слайд).

Огромное значение предавали алтайцы и таким изделиям – «кинсалгыш, байры, киндӱӱш». эти изготовленные женскими руками обереги для своих детей, до сего дня можно увидеть в каждом втором доме. Мать не выбрасывала засохшую пуповину своего ребенка, для каждого ребенка в доме готовили свой «кинсалгыш». Если это мальчик – то фигурку делали концами вверх, если девочка – кончики фигурок – вниз. Внутрь такого маленького мешочка помещали пупок ребенка, произнося благопожелание:

Jолыҥ ачык болзын, балам

Аштаба – суузаба,

Jӱрӱмиҥ узун болзын,

Ажу болзо, јабыс болзын,

Талай болзо, кечӱлӱ болзын.

Так же приговаривая, помещали несколько зернышек, символические копейки, маленькие веточки можжевельника – «арчын». Затем всё это зашивалось, раньше мать носила их с собой, под правой рукой на чегедеке, сейчас же алтайцы вешают на стену. Некоторые семьи привязывают белыми ленточками – кыйра – эти обереги, чтобы между детьми родственная связь крепче была. Если ребенок умирал по какой-то причине, просто отрезали кинсалгыш, болталась пустая веревочка, никто из алтай кижи не спрашивает: «Сколько у тебя детей?». Вслух детей не считают, боясь того, что их души украдут кара немелер – темные силы.

Так же у алтайцев каждого сеока есть священное животное, которое охраняет их от беды. Их когти, лапки, зубы, хвосики, клочки шерсти тоже могут быть оберегами.

Алтайцы испокон веков занимались скотоводством. Поэтому падёж скота был и есть одним из страшнейших ударов по благосостоянию алтай кижи. Боялись всего, поэтому, когда кололи на зиму животное, хвост оставляли в пригоне. Он тоже являлся как бы своего рода оберегом.

Алтайские писатели, в своих произведениях пишут об этом, называя их по-разному – «байры, кин, кинсалгыш, јайык, коручыл». Мы считаем, что это обереги алтайцев. Как ни странно, люди по сей день верят в магическую силу оберегов. Сегодня можно встретить такие обереги дома, в машине, люди стараются садить растения с колючками, шипами у ворот, засушивают травы, вешают на дверной, оконный проемы.

Вывод из всего написанного такой:

Объект нашего исследования – алтайские и русские обереги имеют место в современном мире; историческое значение и этимология слов раскрыта, исследовательская работа проведена, итоги опроса людей подведены. Что же общего между алтайским и русским оберегами?

1. Обереги изготавливаются самостоятельно и могут как конкретные изготовленные предметы, но и оберегами животного и растительного происхождения.

2. по представлениям алтайцев и русских – оберегать нужно тщательно дверные, оконные проемы, входные ворота.

3. сохранилось первоначальное назначение оберегов по сей день – век компьютерной техники и цифровых технологий.

Светлана Бузанова
Исследовательская работа «Куклы из бабушкиного сундука»

«Куклы из бабушкиного сундука »

ВВЕДЕНИЕ :

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то в душе людей образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Актуальность моей работы состоит в том , что :

во-первых, кукла является отражением жизни русского народа.

Во-вторых, тряпичная кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции : обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. И сегодня интерес к кукле не угас , но сохранилось прежнее назначение куклы или нет , нам предстоит узнать в ходе нашего исследования .

Проводя свое исследование , мне хотелось бы выяснить, знают ли о таких куклах мои сверстники , установить какую пользу может принести кукла детям и взрослым .

1.1 ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО «КУКЛА » ?

Начиная свою работу , я в первую очередь задала себе вопрос : что же такое кукла ? Определение слова «кукла » я стала искать в словаре.

В словаре Ожегова несколько значений этого слова :

Кукла – 1 . детская игрушка в виде фигурки человека. 2. в театральном представлении : фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом ) . 3. фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

В словаре Даля :

Кукла - игрушка сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного.

1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

Для начала я решила заглянуть вглубь истории и выяснить, откуда появилась кукла на Руси ?

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённые функции.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса : дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы , сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые куклы . Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика . Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо : из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы . Кукла была многолика , она могла смеяться и плакать.

Наши предки жили довольно весело, их жизнь сопровождалась обрядами и праздниками, и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась игровой кукле .

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить штаны, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки , старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком . Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу , так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами . По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой.

2.1 ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на три большие группы : куклы – обереги , игровые и обрядовые.

Куклы – обереги

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

3.1 ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА В НАШЕ ВРЕМЯ

1. Результаты анкетирования, проводившегося среди моих сверстников.

Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих сверстников. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте тряпичной куклы в жизни современного человека.

Для анкетирования мы взяли 7 вопросов. Всего в опросе участвовало 25 человек.

(См. приложение № 1)

Выводы из анкетирования можно следующие :

Большинство детей знает про народные тряпичные куклы , но вот такая кукла дома есть не у всех .

Если дома у ребят есть такая кукла , то это в большинстве случаев просто игрушка.

Тряпичная кукла нравятся не всем детям, некоторые из них считают, что в такой кукле нет ничего особенного.

Тряпичная кукла нравится за то , что она мягкая самодельная, красивая, смешная, интересная и с ней можно поиграть.

На вопрос «Какую пользу приносит кукла , дети ответили, что кукла оберегает ребенка , охраняет и защищает от нечистых сил, развивает маленьких детей : учит их украшать, шить, беречь игрушки. Куклы -зернушки развивают мелкую моторику ребенка.

2. Опрос людей старшего возраста.

В ходе своего исследования я задала себе вопрос : «А какие куклы были у наших бабушек

Мною было опрошено 15 человек в возрасте 65-80 лет. (См. приложение №2)

В большинстве случаев я опрашивала старых бабушек и они мне отвечали , что им игрушки делали старшие сестры и мамы. Когда они подрастали, то начинали делать кукол сами. Бабушки 70-80 лет рассказали мне, что у них были куклы сделанные из соломы и с помощью полешка. Бабушки 65 лет отвечали , что игрушки делали им мамы. Рассказывали, какие они были мастерицы, и каких красивых кукол они делали. Лишь у 15% бабушек были дома куклы обереги .

Хотелось бы отметить, что даже у наших бабушек и прабабушек уже больше было игровых кукол, чем обереговых.

Сейчас, в наше время, люди снова возвращаются к оберегам, покупая современные игрушки-обереги. Верят в то, что эти обереги будут охранять и оберегать семью и дом. Некоторые мамы, у которых маленькие детки плохо спят, много плачут, делают своим детям кукол – бессонниц. На свадьбу дарят молодым, сделанных своими руками, неразлучников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я задала себе вопросы : «Чем для меня была полезна эта работа , «Чему она научила?» .

Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой . Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.

Что же дала мне эта работа ? Я научилась сравнивать, анализировать. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности .

Я узнала, что кукла - знак человека , его игровой образ-символ. Куклы не только игрушки , но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой . Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

В итоге в ходе моей работы было достигнуто следующее :

Была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

Освоена технология выполнения;

Изготовлены образцы;

Проведен мастер-класс;

Практическое применение моей работе можно найти на уроках труда в младших классах, на внеклассных занятиях в школе; рассказать о тряпичных куклах в дошкольных учреждениях. Я могла бы также познакомить и интересующихся тряпичной куклой , взрослых.

Я хочу продолжать изготовление кукол, узнать больше о них. Хочу провести творческое занятие в младших классах, посвященное тряпичной кукле и научить ребят изготавливать некоторые из них.

Я считаю, что разные на свете бывают куклы : из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы. Разные у них имена. А куклы из нашего прошлого будут актуальны всегда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла . Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.

2. Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок » , Белый город, 2010 г.

3. Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла » , Детство-пресс, 2011 г.

4. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З . И. Зимина.

5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки» , Белый город, 2008 г.

6. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И . Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.

7. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

8. Русские обрядовые куклы : [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

9. Ручная Работа : Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .

Кожеватова Софья

Руководитель проекта:

Родченкова Наталья Александровна

Учреждение:

МБОУ Школа № 145

В представленной исследовательской работе на тему "Обрядовые куклы" (начальная школа) рассматривается история возникновения и этапы видоизменения внешнего вида и техники исполнения обрядовых кукол. В исследовательском проекте автор представляет и свою интересную коллекцию обрядовых кукол.

В предложенном исследовательском проекте на тему "Обрядовые куклы" автор исследует историю возникновения обрядовых кукол и актуальность традиционных технологий изготовления народных обрядовых кукол.


Представленный проект на тему "Обрядовые куклы" содержит анкетирование учащихся 2 класса начальной школы на пример их знаний и представлений о народных куклах-мотанках, а также интервью с работником ЦВР.

Ученица начальной школы в процессе исследовательской работы об обрядовых куклах-мотанках исследует на практике традиционные технологии изготовления кукол, планирует привлечь своей работой внимание одноклассников к старинному искусству создания кукол.

Введение
1. История обрядовых кукол.
2. Вариативность обрядовых кукол.
3. Моя коллекция обрядовых кукол.
Заключение .
Использованная литература.
Приложения .

Введение

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы -
самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека.
М.Е. Салтыков-Щедрин
»


У меня дома много кукол: Барби, Братц, различные русские и даже есть целая коллекция кукол «Дамы эпохи ». Но я, очень редко в них играю. Мне не хочется их выбрасывать, и мы с мамой расставили, рассадили их по полочкам.

В прошлом году нас с классом вывозили в историко-краеведческий музей Волжского района, находящийся в селе Дубовый Умет. Мы посетили интерактивное занятие «Мир забытых игрушек. Игрушка-оберег ».

Нам очень много рассказали об этих игрушках, и показали свою коллекцию. А еще мы делали куклы из ниток (мотанки-закрутки) своими руками. Вот такие игрушки мне пришлись по душе.

Подумать только! Всё, абсолютно, всё, каждая деталь, узелок или тряпочка в кукле имели раньше свое значение, объяснение и смысл.

Я поняла, что это не просто игрушки, а древние народные обрядовые куклы, в которые верили древние люди. Мне очень захотелось узнать о них побольше. Так началось моё исследование.

Гипотеза : Древнее искусство создания традиционных народных обрядовых кукол актуально и востребовано в современном мире.

Актуальность темы . В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла.

Цель : Исследовать историю возникновения и актуальность традиционных народных обрядовых кукол.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения обрядовых кукол.
  • Определить актуальность обрядовых кукол среди современных школьников.
  • Исследовать на практике традиционные технологии изготовления кукол.
  • Привлечь внимание современников к старинному искусству создания кукол.

Методы исследования :

  1. Анкетирование (2 классов школы №145).
  2. Выборка и анализ информации из печатных и медийных источников
  3. Интервью (работник ЦВР)
  4. Определение технологии изготовления кукол.

Объект исследования : рукотворные обрядовые куклы.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.