Можно ли класть на канун конфеты. Что принести в церковь для поминовения? Когда бывают родительские субботы

Зачастую в православных храмах около тетрапода (подсвечника для поминовения усопших) на столе можно увидеть различные продукты питания. Это обусловлено тем, что верующие люди приносят в храм различные кушанья для поминовения почивших близких.

Основным православным принципом почтения памяти усопшего является вознесение молитвы «во оставление прегрешений» и даровании покоя душе, а также стремление к добрым делам в память о тех, кто окончил свой земной путь. Милостыня, выраженная в приношении в храм продуктов, является не просто свидетельством памяти об умершем, но показывает любовь человека к почившему. Обычно в пакеты с продуктами вкладываются записки, на которых пишут имена тех, кого необходимо помянуть за упокой. Это делается для того, чтобы духовенство и другие служители прихода за трапезой вознесли заупокойные молитвословия в память о почившем.

Стоит помнить, что в Церкви сложилась определенная практика, согласно которой не все продукты питания могут быть принесены в храм в определенные дни церковного богослужебного года. Не положено приносить для поминовения мясо, так как в Церкви не принято вносить в дом Божий продукт убиенного животного.

Перед милостыней необходимо ознакомиться с православным календарем, проверить, есть ли в данный момент пост. Если в Церкви продолжается период поста (или выпадает календарная среда и пятница), то в храм не приносят скоромную еду. В такие постные дни необходимо на поминальный стол класть продукты, благословляемые святой Церковью в качестве пищи на время спасительного воздержания. Например, овощи, крупы, рыбу (если нет Великого или Успенского поста), морепродукты. Такая практика весьма логична, ведь священнослужители не будут вкушать скоромную пищу в дни поста для поминовения усопшего.

Когда церковным календарем предусмотрено отсутствие поста, то позволительно приносить на поминальный стол молочные продукты, яйца, сыры и прочее (за исключением мяса).

На Радоницу (9-й день по Пасхе) в качестве продуктов для поминовения чаще всего используют яйца, пасхи и куличи. Однако в этом нет конкретного церковного постановления, поэтому каждый человек в меру своих возможностей сам решает, какую милостыню совершить. Главное в этом деле - чистые помыслы, добродушие и любовь к ближним, сопровождаемая горячей молитвой за них.

Demetrio13

Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, - наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется "родительской". Таких родительских суббот в течение календарного года - шесть. У родительской субботы 3 ноября есть и еще одно название: "Димитриевская". Суббота названа так по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского.

Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких - тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем об этом сегодня. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность - остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?..

Подумаем об этом и помолимся о них.

Но не будем забывать, что это день павших за Россию воинов. Так давайте, в Дмитриеву субботу, помянем как умеем тех, кто погиб и в Финскую и Отечественную войну, в Корее, Египте, на Кубе, в Анголе, во Вьетнаме, в Афгане, в Чечне, в Чернобыле. А также наших забытых и полузабытых воинов-предков, наших умерших или погибших родителей и детей. И наш это долг поминать на русских погостах своих родных и защищать Православную веру.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы . В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром, в поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду - ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте .

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый "канун " . Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка... Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут"(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Если нет возможности в эти дни посетить храм, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Таким образом православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.

Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Даже если ваши близкие умерли некрещеными, и Церковь их поминать не может, вы можете помолиться за них сами, дома, так же, как и за крещеных. Но лучше сделать это, придя в храм и на могилу в Димитриевскую родительскую субботу.

Традиция такого поминовения идет с незапамятных времен. Пожалуй, нет ни одного народа на Земле, который бы не имел традиции почитания памяти предков. Уклоняющиеся от этого люди покрывались заслуженным презрением сограждан. Например, в древнем Риме отличие уважаемых "патрициев" от презренных "плебеев" заключалось отнюдь не в размере богатства или общественного влияния - среди обоих групп были и богачи, и бедняки. Просто патриции помнили свою родословную на много поколений назад, а плебеи были теми, о которых говорят "без роду, без племени".

Упоминание о молитвах за усопших можно найти в Ветхом Завете. Вообще, церковное учение исходит из того, что "у Бога все живы". Но что происходит там, за гробом? Все описания загробной жизни по определению носят весьма условный и символический характер. Если уж даже апостол Павел, перу которого принадлежит большая часть Книг Нового Завета, не мог найти подходящих слов для описания всей красоты "третьего неба", куда был взят Богом во время еще земной жизни, то что говорить об остальных.

"Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что уготовил Бог любящим Его", - восхищенно писал апостол Павел в Послании коринфянам. Но, к сожалению, кроме небесных красот переходящего в загробную жизнь могут ожидать и другие, куда более малоприятные моменты. На тему адских мучений написано горы литературы, но, как и в случае с "райскими садами", это не более, чем слабенькая попытка хоть как-то отобразить "в чувственном виде" реальность преисподней.

Можно сказать, что посмертное состояние человеческой души определяется желанием и способностью воспринять Божественную Любовь.

Дни особого поминовения умерших в 2019 году

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову - 11 февраля

Поминовение усопших воинов -

Важно заметить, что, согласно христианскому вероучению, человек может совершенствоваться на своем пути к Богу лишь во время земной жизни. Принося деятельные плоды покаяния: сея вокруг себя добро и любовь в меру своих сил, тем самым и подготавливая себя для Вечности. Ведь, по словам самого Христа: "В чем застану - в том и сужу". Но многие ли из нас действительно готовы в любой момент встать на Его Суд?

Можно сказать, что Учителя Церкви были не только оптимистами, но и реалистами. Великий Отпуст, заключительные слова священника после Божественной Литургии вселяют в собравшихся надежду: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые своей Матери … помилует и спасет нас, яко Един Благ и человеколюбец".

С другой стороны, в словах заупокойной службы исповедывается в отношении к Господу: "Ты бо един еси, кроме всякого греха" - и горько констатируется "несть бо человека, иже поживет и не согрешит". И принесенное на исповеди покаяние далеко не всегда подтверждается соответствующими делами. Особенно - когда на них уже просто нет ни сил, ни времени перед наступающим концом…Тем более, что в современной жизни даже перед ее окончанием у многих недостает времени и желания приобщиться к Таинствам Церкви.

Живущим на Земле неведомы суды Божьи и судьбы перешедших в иную жизнь. Доподлинно известно лишь о загробной участи святых, которых Бог прославляет через нетление их мощей, подачу через них чудотворений, исцелений и другие чудеса. Но ведь далеко не все святые прославлены поименно. Недаром земная Церковь отмечает День Всех Святых, понимая, что ей открыты далеко не все знания о небесной канцелярии. В тоже время верующие знают и о том, что какая-то часть умерших может и страдать, не имея возможности предпринять хоть что-то для улучшения своей участи.

Помогать ушедшим - удел оставшихся в живых, и каждый христианин считает своей прямой обязанностью молиться за умерших близких. Но общее церковное поминовение обладает еще большей, по сравнению с обычными поминками, благотворной силой для усопших. Ведь за него молится вся Церковь - живущие и перешедшие в Вечную Жизнь святые.

Братья и сестры! В этот поминальный день приглашаем посетить наш храм, где будет совершаться: 8.30 – Божественная литургия. 9.30 – Заупокойная панихида. В родительскую субботу закажите о своих умерших близких, родных обедни, поминовение на Проскомидии и заупокойной панихиде. Не забывайте, что нельзя на Проскомидии поминать усопших (умерших) от абортов, самоубийц, еретиков, некрещеных. За них подайте милостыню, не называя их имени, Господь знает, за кого подана милостыня. Чтобы священник помянул усопших родных ваших на Проскомидии или заупокойной панихиде, вам необходимо заполнить листок с заголовком “Об упокоении”, перечислив имена умерших (смотри как подавать записки в церкви Проскомидия является первой частью Литургии и совершается до нее, поэтому, чтобы помянуть усопших родных и близких ваших во время Проскомидии, придите в церковь заранее. Помолитесь во время Панихиды об упокоении умерших, посетите могилы, дома почитайте 17-ю кафизму (Псалтирь), помяните умерших во время трапезы, раздайте милостыню за упокой.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПАНИХИДЕ.

Кроме ежедневного поминовения

усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды. ПАНИХИДА - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом. «Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…».

О ЦЕРКОВНЫХ СВЕЧАХ Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится за его упокоение «на канун». КАНУН - это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное». Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

ЧТО МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЦЕРКОВЬ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ Жертва на церковь - это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, - хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ Поминовение - это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени

монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

ЗАЧЕМ ПИШУТСЯ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ «ОБ УПОКОЕНИИ» Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания - и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

НАДО ЛИ ОГОРЧАТЬСЯ, ЕСЛИ СЧИТАЕШЬ, ЧТО ТВОЯ ЗАПИСКА НЕ БЫЛА ПРОЧИТАНА

Подача поминаний об усопших - это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших

Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. «Поминовение родственников, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля. При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев - разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

КАК ЗАВЕСТИ ПОМЯННИК Уже в древней Церкви по Святитель миновение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой - усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни - сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней - и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник - это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб - Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей - перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней - здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших - и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУТИИ При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос - Воскресение наше - сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Весьма важно после кончины заказать в храме СОРОКОУСТ - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Количество записей: 168

Здравствуйте, батюшка! Расскажите, пожалуйста, я вижу, что в церковь приносят продукты (муку, масло, сахар, печенье), я тоже очень хочу принести, но стесняюсь, потому что толком не знаю, для чего приносят люди (некоторые говорят, если снится покойник и просит кушать, нужно принести конфеты в церковь или раздать детям), и что потом с ними делают, некоторые говорят, отдают в детдома или используют на нужды церкви. Расскажите, пожалуйста, что можно приносить в церковь, может, это надо делать в определенные календарные дни? Для чего это делают? Спасибо! И простите меня, батюшка, писала Вам под чужим именем, опять же из-за стеснения, на самом деле меня зовут Александра.

Александра

Александра, мы не должны стесняться своей православной веры. "Кто Меня постыдится, того и Я постыжусь в Царстве Отца Моего Небесного", сказал Христос. Мы приносим в церковь на канон продукты для поминовения своих усопших родственников, и эти продукты на общей трапезе в церкви сами съедают, и тем самым поминают ваших усопших. На канон можно приносить любые продукты (за исключениям мясных), какие Вам по душе, и в зависимости от Вашего достатка. Дорогие продукты можно приносить, но не обязательно, главное, принести то, что Вам по силе купить или можно какие-то домашние заготовки, но все должно быть свежее и не просроченное.

иеромонах Викторин (Асеев)

Фотиния

Фотиния, конечно, домашние заготовки тоже можно приносить на помин в церковь, люди часто так делают, и я считаю, это хорошо. Только мясо носить в храм не положено, и в пост, разумеется, нужно приносить постные продукты. Что же касается крещения вашего племянника, то нужно все до конца разузнать. Спросите у брата, которому 9 лет, потом постарайтесь разыскать крестную или церковь, где его могли крестить. Если ничего не удастся узнать, тогда нужно обратиться ближайшую церковь и поговорить со священником, он скажет, что нужно сделать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, могу ли я подавать заказные записки об умерших родственниках, когда я знаю, что они были крещеными, но не знаю, ходили ли они в храм. А за здравствующих родных, крещеных, но не воцерковленных? Спасибо.

Наталья

Наталия, мы должны молится за своих родственников. Если они крещены в православной церкви, и даже если они были неверующими, в жизни мы должны за них молится, это наш долг, а там как Бог управит, главное, что они крещены. Наша молитва, наша по-христиански правильная жизнь может вымолить человека из ада. Есть такая святая, блаженная Ксения Петербуржская, ее муж умер без покаяния, но она вымолила его. Так же и мы должны надеяться на милость Божию. Бог всесилен, и может любого человека помиловать, а нам нужно просить Бога об этом, и усердно молиться за усопших и за себя.

иеромонах Викторин (Асеев)

Почему у церкви такая принципиальная позиция по поводу отпевания самоубийц? Мне кажется, что это не совсем справедливо. Например, как родители подростка, покончившего жизнь самоубийством, могут поверить в Бога, если церковь отказывает им даже в отпевании? Если православие считает себя религией добра, оно должно бороться за душу каждого православного человека.

Никита

Никита, а вот раньше таких вопросов, скорее всего, не задавали, люди в Бога верили, и на Церковь не роптали, сами понимали, что дело в таком случае – плохо. А сейчас уж и не знаешь, как наших одичавших людей привести ко Христу, тем более, если у них в семье такое горе. Вот и снисходит Церковь, видя все это. Снисходит почти уже до невозможного. И если есть хоть какая-то мало-мальская возможность оправдать этот поступок, если есть хоть какая-то малая зацепка, чтобы сказать, что человек тот не хотел, да так вот получилось, и сделал это в состоянии аффекта или болезни, то Церковь спешит отпеть, надеясь на бесконечное снисхождение Божие к усопшему и чтобы родные его, действительно, утешились.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, можно ли через интернет заказывать молебны о здравии и поминание усопших, сайт вроде бы православный, фиксированной цены там нет, кто сколько считает нужным, но мне как-то это странно. Извините, если некорректно спросила. Спасибо за ответ!

Анастасия

Насколько мне известно, такая практика еще не одобрена священноначалием, но в будущем я не исключаю, что она станет повсеместной.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Скажите, сорокоуст о упокоении и заказное поминовение на год, полгода - это одно и тоже? В монастыре, когда заказывала, сказали, что одно и то же, так же частичку вынимают, а в городском храме женщина за свечной лавкой объяснила, что сорокоуст с выниманием частички, а поминовение на год - это просто прочтение имен, и что до года лучше заказывать сорокусты.

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Сорокоуст, поминание на полгода и на год отличаются только продолжительностью во времени. Во всех случаях - это поминовение во время Литургии на проскомидии. Но, возможно, в Вашем храме другая практика, лучше уточнить.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. По отношению к какому усопшему применительно слово "приснопоминаемый"? Слышал такую приставку в монастыре, а на приходе можно ли кого таким образом поминать?

Николай

Николай, после смерти, в течении 40 дней, человек считается новопреставленным, после сорока дней мы просто поминаем его как раба Божия такого-то. В день смерти, в день рождения усопшего, мы поминаем на молитве как приснопоминаемого в течении всей нашей жизни, пока мы его будем помнить, или пока мы живем. Слово "приснопоминаемый" - значит, поминаемый в этот день (в этот день его память).

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, уважаемая редакция! В каком храме в Москве можно подать записку об ушедшем в вечную жизнь без святого крещения? И можно ли вообще?

Галина

Нет, Галина, увы, записку о некрещенном человеке подавать нельзя: Церковь молится только о Своих членах, о людях, посвятивших свою жизнь Богу и принявших Святое крещение во Имя Святой Троицы. Но за такого человека можно молиться дома, а в храме ставить свечи, уповая на милость Божию к каждой богосозданной душе".

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! У меня на календаре написано: 9 марта - день особого поминовения усопших, если я правильно поняла. Как можно особо помянуть близкого человека? Спасибо.

Людмила

Людмила, да, действительно 9 марта – мясопустная родительская суббота, день, когда перед подвигом Великого поста весь церковный народ поминает всех от века усопших. В этот день в храмах служится Панихида, на которой желательно присутствовать, а у себя дома можно устроить небольшую поминальную трапезу: сварить кутью или приготовить блины, испечь хлеб или сделать некое другое угощение, и, освятив его в храме, помянуть усопших дома. В храме же также принято что-то оставлять из продуктов для того, чтобы и церковный клир мог помянуть Ваших усопших.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня умерла бабушка 28 февраля, 9 дней выпадает на 8 марта. Наш священник сказал, что поминальный обед можно провести 9 марта, т. к. это будет поминальная суббота. Но это уже будет 10 дней со дня смерти. Можно ли?

Василенко Лариса

Лариса, пожалуй, Ваш батюшка прав, но я бы несколько уточнил его совет: чтобы совесть Ваша не смущалась, придите на службу 8 марта, помолитесь о бабушке на литии, которая будет совершаться по окончании утренней службы, и подайте записку о упокоении на субботнюю Литургию. В субботу также очень желательно быть на службе, а после нее дома можно устроить и поминальную трапезу – в субботу пост ослабляется, да к тому же у многих выходной, что удобно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Дядя умер 3 марта (воскресенье), похороны 7 марта. А поминальные 9 дней решили организовать 10 марта (воскресенье). Но ведь еще нет 9 дней или это не запрещено? Подскажите, какую панихиду заказать? Что сделать еще? Дядя был глубоко верующим человеком. Спасибо.

Наталия

Здравствуйте, Наталия! Поминальную трапезу можно и перенести на удобный для вас день. Главное для умерших – это наша молитва. Закажите сорокоуст об упокоении, панихиду и Псалтирь по усопшему. И, конечно, если дядя был крещен, необходимо отпевание в церкви.

иерей Владимир Шлыков

С уважение к Вам, прошу ответа: тете 40 дней после смерти приходятся на воскресенье, священник, который ее отпевал, перед погребением сказал нам, что делать 40 дней нельзя в воскресенье, только в субботу, получается 39 дней, а в храме нам сказали, что помин 40 дней делают день в день. Как нам быть, почему вера одна и два разных мнения?

Валентина

Валентина, если 40-й день приходится на время Великого поста, то правила в отношении этого дня меняются и, действительно, поминание совершается в субботу. Если же нет – то день в день.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня вопрос о добрых делах во имя усопших, или это правильно называется – от имени усопших? Вместо усопшего хочу сделать что-то полезное, как это исполнить, что сказать? Во имя раба Божиего делаю сие подаяние? Так? Спасибо за внимание к моему затруднению.

Юлия

Юлия, усопшие помочь себе ничем не могут. Вся их надежда - на нашу и церковную молитву, добрые дела в их воспоминание. Вы просто делайте добрые дела, а Господь знает, что это для усопшего. Тут не нужно каких то форм определенных, сами молитесь за усопшего. Говорите как вам сердце подскажет, заказывайте также церковное поминовение.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, мне постоянно снятся умершие родственники, соседи, друзья. Я хожу в церковь, ставлю им свечи за упокой их душ, молюсь, но они все приходят и приходят. Как мне избавиться от этого? И нужно ли? Меня это беспокоит.

Юлия

Юлия, ничего страшно нет в том, что Вам часто снятся усопшие, не переживайте. Со смертью это никак не связано. Усопшие молиться за себя не могут, и помочь себе ничем не могут, поэтому, когда нам снятся усопшие, мы это расцениваем, как их просьбу за них помолиться. Может, некому кроме Вас вспомнить, помолиться за них. Молиться за усопших - хорошее дело. Если снятся, молитесь за них. Будете молиться, и они перестанут сниться вам. Не переживайте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Погиб брат жены (трагически), перед этим он принял решение принять святое крещение, но не успел. Говорят, что можно некрещеных отпевать и впоследствии поминать в храме за упокой. Как это сделать?

евгений

Дорогой Евгений, Вас неправильно информировали. Есть специальный чин молитвенного утешения родственников самоубийц (http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html) . Но о самих самоубийцах, как и о людях, умерших некрещеными, Церковь не возносит соборных молитв. Вы можете сами молиться дома об упокоении некрещеного родственника молитвой преподобного Льва Оптинского: Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Вопрос хотелось бы задать иеромонаху Викторину (Асееву). Отец Викторин, здесь не раз говорилось о том, когда живые родственники сильно скорбят о своих ушедших родственниках, говорилось, что надо понимать, что им там лучше, чем здесь, и Вы говорили: "иная жизнь, жизнь в Царстве Небесном - гораздо лучше, чем здесь, на земле, и если человек хоть один раз там побывает, то возвращаться обратно в этот мир, полный зла, не захочет", если маленькие дети крещеные погибают, то попадают в рай. Оставим, ладно, маленьких крещеных детей, если они всяко попадают в рай - это утешение для близких, наверное, должно быть. А что делать, если взрослый близкий человек ушел, да молишься, но ведь откуда знаешь, куда он попал? Ведь, как я понимаю, на 40й день все уже решилось, где ему быть - в раю или в аду. И то, что усопшему родственнику там лучше, чем здесь и надо вроде успокоиться и перестать лить слезы, как тут неоднократно говорилось... Ведь как же лучше, если он попал в ад? Ведь мы же не знаем, куда именно? И потом да, рай это хорошо, понятно, но как может быть хорошо, например, мамочке без своего ребенка, в котором она души не чаяла, пусть она и оказалась в раю, но ведь без своего ребенка. Батюшка, запуталась я в этих вопросах, помогите разобраться. Спасибо.

Людмила

Людмила, речь шла о младенцах. Крещеные младенцы, если по каким-то причинам умирают, то всегда попадают в рай. О взрослом человеке, когда он умирает, мы не можем конкретно сказать, куда он попадет, в рай или в ад. Можно сказать утвердительно, что человек попал в рай, только если явно видим, что он ведет святой образ жизни, или если человек совсем безбожник и явный грешник и не кается в своих грехах, тогда можем сказать, что человек погибает для Царства Небесного, и то предположительно, потому что только Бог это решает. Мы ориентируемся, исходя из Заповедей Божиих. После 40 дней происходит частный суд - это предварительное место, и это можно изменить нашими молитвами Богу, и поэтому мы всегда молимся за своих усопших. Окончательное решение будет на Страшном суде, когда уже ничего не исправить, приговор будет окончательный. Как написано в Священном писании, там человек ни о чем не спросит. Если мать попала в Царство Небесное, то она сможет вымолить и свое чадо. Молитва матери со дна моря достает. Я думаю, если при жизни у них такая сильная любовь, то и по смерти они будут вместе. Бог есть любовь. Бог любит человека и делает все для нашего спасения. Все зависит от нас самих, если мы хотим спастись вместе со своими детьми и будем все делать для этого, то, конечно, Бог нас не оставит и помилует.

иеромонах Викторин (Асеев)

В православной церкви свечи об упокоении усопших принято ставить перед распятием Господним (обычно слева в храме), которым Спаситель избавил род человеческий от вечной смерти, а Своим Воскресением даровал человечеству вечную жизнь. Или на специальный столик канун. Канун - это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Пламя свечи символизирует молитвенное обращение к Богу и всем святым. Как бы ни наклоняли свечу, ее огонь всегда горит к верху, так и верующий человек все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

Существуют некоторые правила, как правильно поставить свечу перед иконой за упокой. Перед тем, как подойти к распятию Господнему, необходимо два раза перекреститься.

Если нет иконы распятия Господнего, тогда ставите свечу возле любой иконы. Главное, не ставить свечи формально одну за другою, а в мыслях припоминать каждого человека, за кого зажигаете свечу.

Как правильно ставить свечку за упокой:

1. Подойдя к иконе распятия Господнего (если есть в Храме), 2 раза крестимся.
2. Зажигаем свечу от лампадки (следите, что бы воск не капал) или от чужих свечей.

3. Ставим свечу в свободное место и закрепляем ее так, что бы не упала и не соприкасалась с другой рядом свечой.

4. Ставя свечу за упокой, произносим такие слова «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)” . Или же «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное» .

5. Если вы совершили молитву, не спеша, перекрестившись и поклонившись, можно ставить также другую или же аккуратно отойдите в удобное для вас место.

Если же вы по ошибке за живого поставили перед иконой Распятия от незнания, то ничего серьезного, главное вы в мыслях пожелали человеку здоровья. По слову Священного Писания, «у Бога все живы» .
Но нельзя сознательно ставить свечи живым за упокой, и желая при этом плохого, так как будете наказуемы. Бог все видит. Потому что благодать Божия, наполняющая «храмы Бога Живаго», не может служить духовной мерзости и нечистоте.

Правила поведения в храме, часть 1


Поминовение усопших совершается Православной Церковью в году несколько раз. Это Вселенские панихиды или Родительские субботы – суббота перед Масленицей, вторая-четвертая суббота Великого Поста, перед Святой Троицей, перед днем памяти Дмитрия Солунского, день Усекновения Иоанна Предтечи и вторая неделя после Пасхи в понедельник или вторник. Великую радость Светлого Воскресения Христова разделить с умершими верующие приходят на могилы своих родных.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.