Население, язык, религия. Католицизм в чехии Крупные народы и религии чехии

В социалистической Чехословакии свобода совести и вероисповедания закреплена конституцией.

В отличие от прошлого, особенно от периода существования Австро- Венгрии, ни одна из религий не занимает привилегированного положения в стране, и каждый гражданин может выполнять обряды, связанные с любым вероисповеданием, или же быть атеистом. В настоящее время для чехов и словаков характерны не только религиозная терпимость, но часто просто безразличие к вере.

По переписи населения 1950 г., большинство (76,4%) верующих принадлежало к римско-католической церкви; протестантов насчитывалось 8,8%; чехословацкая реформированная церковь, которая, отделившись от римско- католической, возникла после первой мировой войны как националистическая организация, объединяла 7,7% населения; к остальным церквам и религиозным обществам принадлежит 2,9% населения.

Если принять во внимание, что научно-атеистическая пропаганда после 195Q г. становится все более широкой и действенной, то можно полагать, что приведенные выше цифры в настоящее время значительно уменьшились.

Иерархия католической церкви в Чехословакии до второй мировой войны была тесно связана с господствующими классами. В Чехии и Моравии церковь вдохновляла и поддерживала реакционную Народную партию, возглавлявшуюся священниками Яном Шрамеком и Франтишеком Гала; в Словакии - фашистское движение словацких националистов, главарем которых был католический патер Андрей Глинка, а позже прелат Иозеф Тиса.

После освобождения Чехословакии от немецких оккупантов церковная иерархия заключила союз с буржуазной реакцией против прогрессивных сил. Католическая церковь, которой принадлежали многочисленные земельные угодья, выступила против проведения земельной реформы. Архиепископ Беран, глава католической церкви в Чехословакии, был одним из участников неудавшегося контрреволюционного переворота в феврале 1948 г., а после победы народа продолжал борьбу против народно-демократического строя.

Большим ударом по влиянию реакционных церковников были утвержденные 14 октября 1949 г. Национальным собранием законы, регулирующие отношения церкви и государства. Закдн № 218 материально обеспечивал церковь и религиозные общества, закон № 217 создал государственное ведомство по церковным делам. Применение этих законов способствовало тому, что постепенно на руководящие должности в церкви пришли патриотически настроенные священники, сторонники соглашения с государством.

Участие в борьбе за мир стало для всего духовенства дорогой к лояльности. 27 сентября 1951 г. в Праге состоялся съезд католического духовенства, высказавшийся за присоединение верующих к движению борьбы за мир. 1700 священников - участников этого съезда - осудили злоупотребление религией в интересах реакции и ватиканскую политику поддержки «холодной вой^ы».

Знаменательным было послание конференции католических епископов и ведущих сановников церкви от 9 декабря 1954 г. к духовенству европейских стран - призыв воспрепятствовать возрождению германского милитаризма.

В настоящее время подавляющее большинство католиков и большинство духовенства поддерживают социалистический строй в Чехословакии.

Судя по археологическим данным, христианские церкви были основаны в некоторых районах Великой Моравии еще до IX в. При моравском князе Ростиславе христианство, принесенное из Византии, стало официальной религией. Но уже в конце IX в. византийское влияние в моравской церкви было вытеснено римским; славянский язык в богослужении уступил место латинскому; духовенство составилось почти сплошь из немцев. Церкви и монастыри собрали в своих руках огромные земельные и денежные богатства.

В дальнейшем римско-католическая церковь на протяжении многих веков была оплотом феодальной реакции и крепостнического гнета в чешских и словацких землях.

Немецкое духовенство враждебно относилось к культуре славянского населения, особенно после разгрома гусистского движения (XV в.) и еще более после поражения чехов при Белой горе (1620 г.).

Но римско-католическая церковь была вынуждена считаться с тем, что в народе крепко держались древние, дохристианские верования и обряды, и она пыталась как-то связать их с христианской обрядностью и догматикой. Среди древних верований, сохранившихся до недавнего времени, были и такие, которые восходили к эпохе материнского рода: например, вера в фантастических старух (sudicky ), ткущих якобы нить жизни ребенка. Но большинство сохранившихся верований было связано либо с домашней, семейной жизнью патриархальной эпохи (домовой - had , hospodarik , олицетворения хозяйственной удачи и неудачи - zmok , spirek , plivmk и др.), либо прямо с земледельческим хозяйством (женское олицетворение урожая, воплощенное в последнем снопе,- ЪаЪа, nev & sta , сплетенная из колосьев рапепка, petro - nila , охраняющая урожай, и др.).

Церковь сумела придать образам древних народных верований христианские имена, связать их с культом святых. Так появились святые - покровители тех или иных сторон крестьянского хозяйства: святой Флориан охранял от огня, святой Буриан - от градобития, патроном пастухов был святой Блажей, коневодов - святой Мартин и т. д. Иные христианские святые стали исцелителями болезней: святая Люция помогала от глазных болезней, святая Барбара - от зубной боли и пр. Некоторые древние народные обряды, особенно связанные с земледелием, были санкционированы церковью, приурочены к дням христианского календаря (рождество, пасха, день святого Яна и др.). Однако некоторые обряды и верования, особенно связанные с деятельностью колдунов, церковь запрещала и преследовала.

До наших дней сохранились древние народные обычаи, особенно те, которые связаны с народным земледельческим календарем. Но теперь не только забыто их прежнее магическое значение, но в значительной мере забыты и те христианские религиозные черты, которые к ним впоследствии примешались. Старинные религиозные праздники во многих случаях превратились в традиционные народные развлечения. Так, окончание земледельческих работ в деревне празднуется дожинками (dozinki ), или обжинками. Это веселые общественные праздники в ознаменование конца уборки урожая, когда-то имевшие суеверную цель - обеспечить урожай следующего года.

Большое место в жизни чешской и словацкой деревни занимали храмовые праздникии гулянья. Храмовой праздник устраивают обычно в день святого- патрона местного костела, а гулянье - в годовщину его освящения. Праздники сопровождались зачастую древними народными обрядами, например обезглавливанием петуха, сбрасыванием козла и т. д.

Обряды в семье совершались, по традиции, определенными ее членами. Так, большинство обрядов, направленных на получение хорошего урожая, сохранение его в поле, увеличение числа домашней птицы, благосостояние хозяйства, выполнялось женщинами. При обрядах, сопровождавших сев, важнейшая роль принадлежала мужчине.

Коллективно совершали обряды для сохранения урожая, моленья о дожде, процессии к колодцам и другие. Они выполнялись или целой деревней или несколькими ее жителями при участии всей деревни. Некоторые обычаи весеннего времени выполнялись детьми, чистка колодцев - девушками, масленичные обычаи - холостыми парнями.

Многие календарные обряды сохраняются до сих пор. Рождество, пасха, день поминания умерших отмечаются, особенно в городе, в узком семейном кругу. В деревнях, особенно в Словакии, многие календарные праздники празднуют еще всей деревней, но они служат просто случаем для увеселения молодежи. Так, в словацких деревнях в день святого Томаша (21 декабря) маленькие дети - «polaznici » - ходят по домам за угощением; в крещенский вечер (6 января) по домам ходят мальчики со звездой ( tri krale )\ на масленицу ряженая молодежь собирает с песнями и плясками по домам яйца, солонину, мелкие деньги, а затем в трактире устраивает пиршество; в вербное воскресенье носят Морену - чучело в девичьем наряде, олицетворяющее зиму и умирающую природу, смерть, и бросают ее в воду. Дети носят «лето», «май» - зеленую ветку, украшенную лентами,- символ жизни. Празднование 1 Мая в словацкой деревне сливается со старым традиционным праздником молодежи: каждый парень у дома любимой девушки сажает «майское дерево» - высокий ободранный ствол березы с оставленной наверху кроной, украшенной яркими лентами.

Перед «майским деревом» поют и пляшут, девушки подносят угощенье и т. д.

Годы строительства социализма повлекли за собой не только рост экономики, но и подъем культуры широких масс трудящихся. Благодаря повышению культурного уровня быстро отмирают старые поверья и изменяется отношение народных масс к церкви. Научные знания становятся доступными народу и вытесняют пережитки фантастической идеологии. Однако влияние католической церкви еще довольно сильно, особенно в Словакии.

Чехия довольно необычна с точки зрения религии. С одной стороны - это типично католическая страна, в которой церковь долгое время играла важнейшую роль. С другой - это один из исторических центров православия и родина реформаторского движения гуситов (день Яна Гуса - 6 июля - является национальным праздником), а также один из крупнейших европейских центров иудаизма. В итоге столь сложное смешение конфессий привело к формированию уникального религиозного поля, а Прага давно и заслуженно носит титул "готической и мистической столицы Европы". Неудивительно, что и Голем, и гусит, и робот - понятия, тесно связанные с этой страной. А интерьеры, архитектура и отделка местных храмов поистине великолепны.

Большинство местных верующих (27%) принадлежат к римско-католической церкви, 2% - протестанты, около 3% - приверженцы Чешской реформатской и Гуситской церквей, а также православные (около 3%, причем это число неуклонно растет за счет эмигрантов). При этом, согласно последней переписи населения (2001 год), 59% граждан Чехии вообще не относят себя к какой-либо религии или церкви, поэтому действительная статистика далека от официальной.

Хотя большинство чехов сложно назвать очень религиозными людьми, они действительно с уважением относятся к вере (причем необязательно только к своей) и соблюдают множество правил культа. Газеты регулярно издают списки дней святых и люди празднуют свои именины наравне с днем рождения, церковные праздники отмечаются по всей стране, а многие храмы восстановлены и активно действуют. При входе в церковь действуют те же правила приличия, что и у нас.

Народные же чешские обычаи, как правило, основываются не на христианской, а на языческой, исторической или этнической традиции. Причем, в отличие от многих прилегающих стран, чехи постепенно уравнивают их статус с официальными праздниками. И сейчас такие древние обряды, как "Шествие королей", пасхальные "Помлазки" (языческий обычай "охаживания" женщин плетеными из вербы плеточками, проводится в Пасхальный понедельник) и колядки, "Сожжение ведьм" и "Вальпургиева ночь" (с 30 апреля на 1 мая), "Время любви" (1 мая) с украшением "майских деревьев" (по-чешски - "майки"), осенний праздник сбора урожая "Дожинок", День поминовения усопших (1 и 2 ноября) и "Барборки" (День святой Барбары, 4 декабря), приобретают все большую популярность. Неудивительно, что сохранились и многие древние языческие символы, вроде изображений языческих богов (Радегаста в первую очередь) и сакральных знаков, присутствующих даже на торговых логотипах, а также традиции, такие как праздник середины лета (Иван Купала).

При этом сказки, старинные легенды и предания занимают в местной культуре весьма почетное место. Даже многие вполне исторически достоверные события здесь довольно вольготно переложены на поэтический язык и давно превратились во что-то подобное былинам - сами чехи свято верят в их правдивость.

Население

Население - 10,5 млн. человек. Национальный состав: 81,3% чехов, 13,7% жителей Моравии и Силезии.5% составляют остальные национальные меньшинства. Из них немцы - 50 тыс. человек, цыгане - 300 тыс. чел. и евреи - 2 тыс. чел. Плотность населения: 130,6 чел./кв.км. Городское население: 65,3%.

Основу населения Чехии (95%) составляют этнические чехи и говорящие на чешском языке, принадлежащем к группе западно-славянских языков. Другие этнические группы включают немцев, цыган, венгров, украинцев, поляков и евреев. После разделения в 1993 году некоторые словаки остались в Чехии и составляют приблизительно 2% населения. Граница между Чехией и Словакией открыта для граждан бывшей Чехословакии.

Чехия принадлежит к числу густонаселенных государств. Средняя плотность населения составляет 130 чел. на 1 кв.км. Размещение населения на территории республики относительно равномерное. Наиболее густонаселенными являются области крупных городских агломераций - Прага, Брно, Острава, Пльзень (до 250 чел. на 1 кв.км). Минимальную плотность населения имеют районы Чески-Крумлов и Прахатице (около 37 чел. на 1 кв.км). По состоянию на 1991 год в Чешской Республике насчитывалось 5 479 населенных пунктов.

Чехия относится к высоко урбанизированным странам: в городах и городских поселках проживает около 71% населения, при этом более 50% - в городах с населением свыше 20 тыс. жителей, доля сельского населения продолжает снижаться. Единственным мегаполисом в Чехии является Прага, в которой постоянно проживает 1 188, тыс. жителей (по состоянию 31.12.2006 г.; население Праги медленно уменьшается с 1985 года). По состоянию на 2006 г. в Чехии есть 5 городов с населением более 100 000 жителей (Прага, Брно, Острава, Пльзень, Оломоуц), 17 городов с населением более 50 000 жителей и 44 - более 20 000 жителей.

Общая численность населения Чехии, достигнув послевоенного максимума в 1991 г. - 10 302 тыс. человек - в дальнейшем медленно снижалась до 2003 г., когда она составила чуть более 10 200 тыс. чел., однако с тех пор наблюдается небольшой прирост до 10 280 тыс. чел. - главным образом, вследствие увеличения потока мигрантов (прежде всего, из Украины, Словакии, Вьетнама, России, Польши и стран бывшей Югославии). Естественный рост населения был отрицательным в период 1994-2005 гг., в 2006 г. наблюдается некоторый положительный рост вследствие повышения рождаемости и снижения смертности.

Вместе с тем уровень фертильности женщин все еще является глубоко недостаточным для воспроизводства населения (около 1,2 ребенка на 1 женщину в репродуктивном возрасте). В последние годы Чехия вышла в число государств с минимальным уровнем младенческой смертности (менее 4 чел. на 1000 рожденных). Начиная с 1990 года, в Чехии наблюдается постоянное снижение числа абортов и случаев искусственного прерывания беременности.

Большая часть населения - 71,2% - находится в продуктивном возрасте (от 15 до 65 лет), при этом 14,4% граждан Чехии моложе 15 лет, а 14,5% - старше 65 лет. В продуктивном возрасте численность мужчин незначительно превышает численность женщин, однако в постпродуктивном заметно превалируют женщины (на две женщины приходится один мужчина). Средний возраст населения Чехии - 39,3 лет (женщины - 41,1 лет, мужчины - 37,5 лет). Средняя продолжительность жизни составляет 72,9 года у мужчин и 79,7 лет у женщин (по состоянию на 2006 г.).

Большая часть взрослого населения состоит в браке, хотя доля холостых является сравнительно высокой: каждый пятый мужчина и каждая восьмая женщина не состоят в браке. В настоящее время мужчины вступают в брак в 28 лет, женщины - в 26 лет, что приближается к европейской тенденции (для сравнения: в 1993 г. эти показатели составляли 23 и 19 лет соответственно). Первый ребенок появляется в семье чаще всего уже через 6 месяцев после свадьбы.

Для чешских семей характерен высокий уровень разводов. В настоящее время почти каждый второй брак заканчивается разводом, в результате чего почти 80% всех детей в возрасте до 15 лет живет в неполных семьях.

Экономически активное население составляет 51,5% от общей численности. Специфической особенностью Чехии среди других стран является высокий уровень занятости женщин, которые составляют около 48% от всего экономически активного населения. Больше всего женщин работает в отраслях сферы обслуживания - здравоохранении, образовании, торговле и общественном питании. Большинство женщин работает в силу экономической необходимости с целью поддержания уровня жизни семьи. Уровень безработицы составляет 7,3% (ноябрь 2006 г.), что больше, чем в 1990-1997 гг. (3-5%), но заметно меньше, чем в 1999-2004 гг. (до 10,5%).

Значительная часть чехов проживает за пределами Чешской Республики - в Австрии, Германии, США, Канаде, Австралии и других странах. Это является результатом экономической миграции в поисках заработка, которая приняла заметные масштабы в конце ХІХ - начале ХХ века, и политической эмиграции после политического переворота 1948 г. и оккупации 1968 г.

Неграмотность в Чехии практически отсутствует (изредка встречается среди представителей цыганской национальности старшего возраста). Высокий уровень грамотности был типичным для чехов еще во время Первой республики (1918-1938 гг.): в то время около 95% всех жителей имели базовое образование.

В последние годы уровень образования заметно вырос. Каждый третий экономически активный житель Чехии имеет законченное среднее образование (соответствует уровню 12-13-летнего обучения), а каждый десятый гражданин Чехии имеет или получает высшее образование. Типичный работник имеет, как минимум, среднюю профессиональную подготовку. Высокая квалификация чешских работников является одним из главных преимуществ экономики Чехии. Пока что страна отстает от наиболее развитых европейских стран по доле населения с законченным средним и высшим образованием.

Верующие: католики - 27%, чешские братья-евангелисты - 1%, чешские гуситы - 1%, прочие религии (христианские миноритарные церкви и секты, православные, иудеи, мусульмане, буддисты и т.п.) - около 3%. Большинство населения относит себя к атеистам (59%), а почти 9% затрудняются с ответом на вопрос о их вероисповедании.
По данным Чешского статистического бюро в ЧР к концу первого полугодия 2007 года проживало в общей сложности 356 014 иностранцев, 148 560 из них имело ПМЖ и 207 454 с визами на пребывание свыше 90 дней.

Религия

Среди религий в Чехии ведущее место занимает католическая, приверженцами которой являются 39.2 % населения. Есть протестанты (5%) и сторонники, отделившейся от Ватикана в 1920 году Чешской реформаторской церкви. Большинство населения страны - католики.

Существуют также немало других христианских общин других конфессий, наиболее крупная из которых - гуситская церковь, насчитывающая около 700 тыс. верующих.

Как самостоятельная конфессия она образовалась в 1920 г. после разрыва с Римским Папой. В 1920 г. Рим был непреклонен в осуждении Яна Гуса и его учения, что и послужило сигналом для образования гуситской церкви сразу после получения Чехословакией независимости. Сейчас многие чешские католики приходят к выводу о необходимости канонизации Гуса с целью сохранения и увеличения влияния Католической Церкви.

Чешская православная церковь, к которой принадлежат 3 % от общего количества верующих, входит в состав Церквей Вселенского православия.

Вселенское Православие - собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православная церковь основана на территории Чехии (в Моравии) в 863 г. трудом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. После их смерти Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии, но в 1649 г. и эта епархия вошла в унию с Католической Церковью. Только в 1920 г. благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы Сербской юрисдикции. После Второй мировой войны они обратились за помощью к Московской Патриархии и были организованы сначала в экзархат, а с 1951 г. - в Автокефальную (самостоятельную) Чехословацкую Православную Церковь.

Язык

Государственный язык - чешский, имеют хождение немецкий, английский, французский и русский языки.

Спецпредложения

Чехия - европейское государство, в котором больше всего атеистов. Более половины населения страны не исповедуют никакой веры. По количеству атеистов Чехия занимает первое место в Европе и второе место в мире. Основная часть верующих живет в Моравии, меньше на юге и востоке страны. Больше всего атеистов живет на севере Чехии и в крупных городах. Несмотря на то, что Чехия традиционно христианская страна, в последнее время стал появляться интерес к исламу. Исламские проповедники активно продвигают ислам на востоке страны.

Наибольшее количество в Чехии католиков, они составляют 39,2 % от всего населения страны и 86,5% от количества верующих чехов. Обет безбрачия дают все католические священники, чем отличаются от других конфессий. Кроме того, католики почитают Богоматерь, признавая ее непорочное зачатие и вознесение после смерти. Второй по количеству верующих конфессией является протестантство. Протестантов - 5% от всего населения и 11,1% среди верующих. Чешская протестантская церковь состоит из большого количества самостоятельных церквей и сект, связанных друг с другом лишь только своим происхождением. Протестантизм появился благодаря мощному антикатолическому реформаторскому движению, которое началось в Европе в 14 веке.

Католическая церковь подверглась большим изменениям благодаря Реформации. Итогом изменений было упразднение многих таинств, остались неизменными лишь таинство причастия и крещения. Нет понятия целибата. Изменились права у духовных служителей. Протестантская церковь не разрешает отпущение грехов и исповедование прихожан священниками. Отчет делает протестантский священник лишь перед общиной. Изменились и помещения, где проводятся церковные службы. В молитвенных домах протестантов отсутствуют иконы, алтари, статуи и колокола. Нет монашества и монастырей. Для протестантов источник вероучения - только Библия. Богослужение упрощено до минимума и состоит из проповеди, молитв и пения гимнов и псалмов на родном языке.

Третьей по количеству верующих в Чехии является православная вера. Православие уходит своими корнями в Византийскую империю. Оно является самой старой религией в стране. В отличие от других христианских конфессий в православии проводятся длительные богослужения, которые включают в себя много различных ритуалов. Главное богослужение в православии - это литургия. Основным праздником является Пасха. Богослужение может проходить как на родных языках, так и на мертвых. В православии духовенство делится на два типа: белое и черное. К белому духовенству относятся женатые приходские священники. К черному духовенству относятся монахи, давшие обет безбрачия. В православии существуют мужские и женские монастыри.

Существуют еще одна крупная христианская община в Чехии - гуситская церковь, в которой насчитывается около 700 тысяч верующих. Она выделилась в самостоятельную конфессию в 1920 году, отделившись от Ватикана. Рим осуждал Яна Гуса и его учение, это послужило причиной образования гуситской церкви после получения Чехией независимости. Многие чешские католики считают, что Гуса необходимо канонизировать, чтобы было сохранено и увеличено влияние Католической Церкви.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.