Социальная сущность человека - человек в обществе. Социальная сущность человека - человек в обществе Человек - биосоциальное существо

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна.

Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира

человека оказались неудачными. Человек оказался слишком

сложным предметом для исследования точной науки.

«Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». (А. Лосев)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

«Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»

«Человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия»

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Человек является объектом изучения многих наук, можно насчитать до 200 дисциплин.

  • Как биологической субстанции – анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.;
  • Науки о человечестве – демография, социология, этнография, политология, экономика и др.;
  • Человек и его взаимодействии с природой и космосом –экология, биогеохимия,
  • космическая медицина и др.;

  • Человеке как личность –
  • педагогика, этика, психология,

    эстетика и др.;

  • Человек как субъект
  • деятельности – инженерная

    психология, эвристика и др.).

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Между человекообразными обезьянами и и Homo sapiens пролегает незримаяграница:

  • Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность.
  • Способность абстрактно мыслить, т.е. осознавать связи между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности.
  • Человек способен непрерывно осваивать культуру с
  • каждым новым поколением,

    т.е. происходит социализация человека.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных.

Философский подход в изучении человека состоит в том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала

природы и общества, как творец

духовного мира. Начало философской

антропологии связано с появлением

классических работ Макса Шелера

«Положение человека в космосе»

(1928) и Хельмута Плеснера «Ступени

органического и человек» (1928)

МАКС ШЕЛЕР (1874-1928) - НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И СОЦИОЛОГ

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология возникла в XIX в. как самостоятельное направление исследований проблемы сущности человека – его разумность, орудийная деятельность, способность создавать символы и т. д. Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум?

Человек – цель, а не средство для другого человека (И. Кант)

Человек - универсальный и высший предмет философии. Сущность

человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела и души (Л. Фейербах)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Концепция философской антропологии:

  • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
  • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
  • Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
  • Их единство и образует сущность человека.
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология оказала значительное влияние на развитие:

  • Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека.
  • Экзистенциализм – философия существования, считает отличительным признаком человека его свободу.

Сущность человека, есть сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития.

(М. Шелер)

Человек представляет собой сложную,

многоуровневую систему, здесь

взаимосвязаны биологическое,

социальное и духовное начала,

сознание и сфера подсознательного.

  • Субъект - активно действующий
  • человек с его знаниями, опытом и

    способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе общественно значимой деятельности.

  • Субъектность - важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием.
  • Человеческая субъективность – присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Обладает сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Субъект общественно-исторической деятельности и культуры

Биосоциальное существо

  • Деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
  • Деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
  • Деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит социальный характер

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Субъективный аспект деятельности, т.е. зависящий от человека

Объективный аспект деятельности, т.е. не зависящий от человека

СОЗИДАНИЕ

ТВОРЧЕСТВО

РАЗРУШЕНИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность – основа человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он продал ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

Как вы поняли смысл притчи?

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Речь – универсальное средство формирования и выражения

мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь – это орудие мышления.

Внутренняя речь - это речь, лишенная звукового оформления, внутреннее проговаривание.

Внешняя речь - система звуковых сигналов и символов для передачи информации, процесс материализации мысли..

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Человек называет, обозначает в своей речи это явление словами. В результате в голове другого человека возникает представление или понятие, мысль об этом явлении.

Социальная сущность человека

Арисова Анастасия М-10-1

Определение сущности человека неотделимо от споров о его происхождении. Проблема человека являлась предметом дискуссий и загадкой, волновавшей умы мудрецов, художников, мыслителей, ученых всех времен. «Что такое человек?» являлся и по сей день является одним из основных вопросов философии. Карл Маркс, немецкий философ, рассматривал сущность человека в совокупности общественных отношений, образующих разное отношение человека к миру в разные исторические периоды.

Человеческая природа двойственна. Во-первых, человек является результатом биологической эволюции, во-вторых, продукт развития общества. Человек – биологическое существо, так как является частью живой природы, его мозг и тело – результат деятельности природы; у человека есть биологические потребности – дышать, спать, питаться и др., также имеются инстинкты. Человек – социальное существо, так как он может подавлять свои инстинкты, у него имеются членораздельная речь, способность мыслить, умения и навыки, которые формируются в обществе. Человек не может жить без общества, не мыслит себя вне него. То есть человек – биосоциальное существо. Именно физиологические и психологические особенности влияют на развитие умений и способностей человека. Однако всякая природная предрасположенность человека осуществляется в социальных (общественных) обстоятельствах. Для формирования человека как члена общества, важны условия, в которых оно протекает.

Человек как личность. Социальные качества, свойства человека чаще всего определяются понятием «личность». Что же такое личность? Личность – это индивид, наделенный социальными качествами, приобретаемыми в процессе социализации. Личностью не рождаются, а становятся в социуме в ходе взаимодействий с другими людьми посредством получения и приобретения различных социальных качеств.

В науке рассматривают личность с 2 сторон: ролевые ожидания – то, что ждут от той, или иной роли личности, и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. С одной стороны, человека как личность рассматривают, сопоставляя с установленными в обществе нормами и правилами. А с другой стороны, личность рассматривают через набор ролей. Человек способен и должен выполнять разные роли одновременно – к примеру, роль работника, семьянина, гражданина и т.д. Личность совершает различные поступки, показывает, проявляет себя в социальных действиях. Набор ролей (функций) и их выполнение связаны и с социальным, общественным устройством, и с индивидуальными умениями и качествами самого человека. Например, при родовом строе взаимоотношения в семье от ее членов требуются безоговорочное подчинение старшим, жесткое разграничение хозяйственных функций, связанное с традициями, обычаями. А в современном обществе от членов семьи требуются готовность к равноправному взаимодействию, забота, любовь, взаимопонимание и др.

В своих ролевых проявлениях личность формируется, развивается, совершенствуется, изменяется. Именно человек, обладающий личность, а не сама личность, любит, ненавидит, злится, борется, грустит, действует, и тоскует. Через личность, только присущим ему образом, формируя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек.

Помимо внешних условий поведения человека в обществе, осуществления его разнообразных общественных связей и развития социальных качеств, важными являются самосознание и самореализация человека.

Под самосознанием чаще всего понимают полное понимание человеком самого себя как личности, своего значения, своей роли в жизни и обществе. То есть человек способен принимать собственные решения и вступать в определённые взаимоотношения с другими людьми и природой. Под самореализацией понимают процесс наиболее полного выявления, развития и осуществления человеком своих личностных возможностей, достижения поставленных целей. К примеру, Генри Форд, легендарный бизнесмен ХХ века, который был одержим целью создать автомобиль, доступный для всех, и воплотивший свою мечту в реальность. В настоящее время созданная им компания является четвертой в мире по объёму выпуска автомобилей за весь период существования. Абрахам Маслоу, американский ученый, считал, что потребность к самореализации является одной из высших потребностей человека.

Тест по обществознанию Социальная сущность человека 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).

Часть 1

1. Человек является продуктом эволюций

1) духовной и биологической
2) биологической и социальной
3) биологической и культурной
4) биологической и социально-культурной

2. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» при­надлежит

3. Смысл жизни человека с нравственными исканиями связы­вала

1) философия Возрождения
2) немецкая классическая философия
3) философия марксизма
4) философия гедонизма

4. Процесс историко-эволюционного формирования физиче­ского типа человека называется

1) эволюцией
2) гендерологией
3) генезисом
4) антропогенезом

5. Труд был объявлен решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо соци­альное в трудах

1) Ч. Дарвина
2) Ф. Энгельса
3) Аристотеля
4) Г. Гегеля

6. Идея переселения душ была выдвинута

1) древнекитайской философией
2) древнеиндийской философией
3) древнегреческой философией
4) философией эпохи Возрождения

7. Представление о человеке как «образе и подобии Бога» ха­рактерно для

1) древнегреческой философии
2) древнекитайской философии
3) философии христианства
4) древнеиндийской философии

1) Г. Гегель
2) И. Кант
3) О. Конт
4) И. Фихте

9. Философия Жан Поля Сартра, считавшего, что объектив­ному, детерминированному миру противопоставлена чело­веческая деятельность, которая свободна и не зависит от объективных законов, относится к такому направлению в философии, как

1) экзистенциализм
2) эмпиризм
3) эмпириокритицизм
4) этатизм

10. Специфические черты, присущие отдельной особи, организ­му в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, называются

1) индивидом
2) индивидуальностью
3) личностью
4) нет верного ответа

11. Совокупность устойчивых психических качеств человека, определяющих его поступки в отношении других людей, называется

1) способностями
2) эмоциями
3) темпераментом
4) характером

12. Индивидуально устойчивые свойства человека, опреде­ляющие его успехи в различных видах деятельности, назы­ваются

1) способностями
2) эмоциями
3) темпераментом
4) характером

13. Устойчивая система социально значимых черт, характери­зующих индивида как члена того или иного общества, явля­ется одним из определений

1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности

14. Состояние объективной нужды организма в чем-то, что со­ставляет необходимое условие его нормального функциони­рования, называется

1) эмоциями
2) темпераментом
3) потребностью
4) характером

15. Какое понятие не употребляется при классификации по­требностей человека?

1) биологические
2) духовные
3) социальные
4) приоритетные

Часть 2

1. В определение человека, данное словарем С.И. Ожегова, вставьте пропущенные слова. «Живое существо, обладающее даром ___________ и речи, способностью создавать ___________ и пользоваться ими в процессе общественного труда».

2. Установите соответствие между терминами и определения­ми: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Термины

А) мышление
Б) способности
В) индивид
Г) темперамент

Определения

1) индивидуально устойчивые свой­ства человека, определяющие его успехи в различных видах дея­тельности
2) совокупность психических свойств человека, от которых за­висят его реакции на других лю­дей и социальные обстоятельства
3) высшая ступень человеческого познания
4) отдельный экземпляр среди мно­жества других, обладающий спе­цифическими свойствами

Запишите выбранные цифры под соответствую­щими буквами.

3. Закончите фразу: «Источником активности личности являются многообразные личные и общественные ___________».

4. Иммануил Кант характеризует такое явление следующим образом. Во-первых, это способность создавать то, чего нет в природе, чему нельзя научиться, то есть главным призна­ком является его оригинальность. Во-вторых, произведения этого человека должны являться образцовыми, а не быть бессмыслицей, хоть и оригинальной. В-третьих, такой че­ловек не может объяснить, как он создает свои произведе­ния, его творчество носит во многом бессознательный ха­рактер. Как называют такого человека?

Часть 3

Темы для эссе

1. «Человек — это единственное животное, которое краснеет или, при определенных обстоятельствах, должно краснеть» (Марк Твен).

2. «Самая занимательная для нас поверхность на земле — это человеческое лицо» (Г. Лихтенберг).

3. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И. Гёте).

4. «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель).

Ответы на тест по обществознанию Социальная сущность человека 10 класс
Часть 1
1-4
2-1
3-2
4-4
5-2
6-2
7-3
8-2
9-1
10-2
11-4
12-1
13-4
14-3
15-4
Часть 2
1. Мышления, орудия
2. 3142
3. Потребности
4. Гений

Разделы: История и обществознание

Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:

Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".

А вы можете сказать, что такое человек?

Что станет темой нашего урока? Человек:

Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?

Итак, тема урока "Человек в системе социальных связей".

II. Цель и задачи урока.

Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).

А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.

2. ? (Личность).

На уроке вы будете работать в группах.

Критерии оценивания работы группы:

  • умение аргументировать свой ответ;
  • умение сотрудничать с группой;
  • умение выражать своё мнение.

III. Изучение нового материала.

Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнем с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения: 1- биологическое и социальное в человеке - противоположности, противостоящие друг другу, 2- биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено

Задание 1

  • 1 группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке -противоположности, противостоящие друг другу.
  • 2 группа - биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.

По ходу работы заполнить таблицу:

Проверим Таблицу.

Сделайте вывод. Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.

1) Тип современного человека homo sapiens - человек разумный. Благодаря разуму, мы имеем сегодня то, без чего не мыслим свою жизнь: электричество, телевизор, автомобиль и т.д. Поэтому разум является сущностью человека.

2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.

Вывод: суждения противоречивые т.к. человек существо разумное, но иногда он поступает неразумно (отношение к природе, войны - убивает себе подобных, чего нет в животном мире и т.д.).

Задание 3

При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.

1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид )

2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид )

3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид)

2 группа

1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)

2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)

3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)

Одно из определений записать.

Задание 4

Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность. Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная

  • 1 группа - индивидуальность, 2 группа - индивида
  • 1 группа - индивидуальность - высокий интеллект, интересуется танцами, карие глаза, остроумная, активная (отличия внешние и психологические)
  • 2 группа - индивида - глаза, потребности, характер, рост, интерес (внешние и психологические признаки, которые есть у всех)

Задание 5

Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищещь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?

1. Биологическое и социальное в человеке.

2.Личность.

Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.

Задание 6

Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

  • способность делать выбор (сила воли, характер)
  • несет ответственность за свои дела, поступки
  • трудолюбие
  • целеустремленность
  • творческий подход к жизни
  • неудовлетворенность существующем положением
  • стремление к совершенствованию, к развитию
  • самообразование, самовоспитание
  • проявление активности
  • независимость
  • инициатива
  • предприимчивость
  • своё мнение

Задание 7

Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?

Личность - человек с социально значимыми качествами.

Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).

Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.

Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?

Одно из определений записать.

Задание 8

Наука выделяет два подхода к личности. Пользуясь схемой, 1группа объяснит первый подход, а второй - 2 группа.

Первое значение понятия "личность" выражает сущность человека - самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объем бицепсов или длина ног. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.

Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).

Какое из определений личности отражает оба подхода?

Задание 9

Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.

Структура личности

  • Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
  • Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
  • Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)

Легко ли быть личностью?

Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие.

Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.

Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.

Задание 10

Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?

Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них "Личностью" (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.

Как Вы понимаете разницу между понятиями "человеческая личность" и "Личность" (с большой буквы)?

Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.

А себя вы можете назвать личностью и почему?

Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.

Задание 11

Проанализируйте высказываниями и определите факторы формирования личности и пути, через которые это происходит.

1. Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник. В.Шекспир

2. Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. Т.Фуллер

3. Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери

4. Без личного труда человек не может идти вперед; не может остаться на одном месте, но должен идти назад. К.Д.Ушинский

5. П.И.Чайковский писал: ":в другой раз является совершенно новая самостоятельная, музыкальная мысль. Откуда это является - непроницаемая тайна".

6. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский

1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родиться без пороков. Но порочным становиться тот, кто их терпит. Из древнеиндийского эпоса.

2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. Сократ

3. Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье есть потребность говорить беспрерывно. Ж.-Ж.Руссо

4. Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок

5. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лищь в сообществе с другими он может сделать многое. А.Шопенгауэр

6. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Л. Фейербах

Факторы формирования личности.

1. Эпоха в которую живет человек. (Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом. Например, человек каменного века, видимо ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость, поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Или, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требует от младших одних действий, в современном обществе - других).

2. Отдельные личности (общество) (как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности).

3. Сам человек.

Деятельность

Общение

Творчество

Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием "личность".

IV. Закрепление изученного.

Задание 12

Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.

"Человек - это животное, отличающееся от обезьян терпением, от попугая - инициативой, от бегемота - беспокойством, а от муравья - размерами".

(Человек - двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений).

А.Пьерон говорил: "Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека".

(Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности).

Задание 13

Согласны ли вы со следующим определением индивидуальности? Свой ответ аргументируйте.

"Индивидуальность - это неповторимый набор красок для шедевра под названием "Личность", но еще вовсе не сам шедевр".

Обдумайте высказывание и дайте ему оценку.

И.Кант говорил о личности "Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам".

(Умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека - честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Причем личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует).

Задание 14

Выполните тест.

1. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты

Б) обладает потребностями

В) не зависит от природных условий

Г) обладает членораздельной речью

2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:

А) биологические особенности

Б) тип нервной системы

В) жизненный опыт

Г) состояние здоровья

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А) Человек есть природный, биологический факт.

Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения:

А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденный человек еще не является личностью.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность"?

А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.

Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о личности?

А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.

Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)

V. Итог урока

Блезу Паскалю принадлежат следующие слова. Согласны ли вы с писателем? Чем можете аргументировать свое мнение?

"Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт.

:Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно:" Вывод: - Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Возможно, эта задача будет решена в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, а что такое социализация и как это происходит, пойдет речь на следующем уроке.

Домашнее задание: Параграф 7, с. 67-70, эссе "Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.

План: 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. Отличие человека от животного. 3. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. 4. Роль труда в антропогенезе. 5. Происхождение мышления и речи. 6.Социогенез. 7. Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху 8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. 9. Культурогенез 10. Возникновение мифологических представлений. 11. Мифология как первичная форма духовного производства 12. Бинарная природа человека. 13. Проблема природы и культуры


1. Человек как результат биологической и социальной эволюции Проблема человека одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos человек и genesis происхождение).


Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. Религиозная теория Теория палеовизита Естественно-научные (материалистические) теории Ч. Дарвин () английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории Ф. Энгельс () социальный мыслитель, политический деятель Божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке. Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Главная причина появления человека труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности


Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность сущность человека.


Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы. Социологизаторский подход: Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова.



2. Основные отличия человека от животного Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­ пользовать их как средство производства материальных благ. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.




3. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. Теория антропогенеза базируется на симиальной (от лат. «симиа» – обезьяна) гипотезе Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. Полагают, что гоминидная (человеческая) линия эволюции отделилась от общего с обезьянами ствола 7–8 млн. лет назад, а древнейшие представители рода человек («Гомо») появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяют 4 стадии развития человека: австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы.


4. Роль труда в антропогенезе. Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами. Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.








8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. Экзога́миа запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время. Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 основные группы, которые предполагают, что переход к экзогамии обусловлен: необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.); стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами (Э. Тайлор, А. М. Золотарёв, К. Леви-Стросс); необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Толстов, Ю. И. Семёнов). Термин введён английским исследователем брачно- семейных отношений первобытного общества Дж. Макленнаном. Положение женщин.


9. Культурогенез Культурогенез: становление культуры в первобытном обществе. Характерные черты первобытной культуры: Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры. Формирование культурных универсалий. Первоначальное единство материальной и духовной деятельности и их последующее разделение. Эволюция материальной культуры. Формирование первобытных верований и их значение в жизни людей. Тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, анимизм – общее и особенное. Зарождение морали. Табу и ритуалы как первые регуляторы общественных отношений. Внеличностный характер первобытной морали. Эволюция, основные виды и функции первобытного искусства.


Искусство - это такое изображение мира, которое волнует людей, пробуждает в их сознании глубокие чувства и переживания. Во-первых, искусство это упорный труд. Все прекрасные вещи созданы умом и руками людей. Во-вторых, искусство это постоянные раздумья над тем, как устроен мир, как меняются природа и общество. В-третьих, искусство учит людей понимать, что такое добро и красота. В-четвертых, искусство - способ для людей обменяться чувствами и переживаниями друг с другом.


10. Возникновение мифологических представлений. В первобытной родовой общине человек не только жил и трудился бок о бок с сородичами. Искусство тоже создавалось всеми совместно. Как имущество было общим, так и искусство принадлежало всем. Конечно, в дружной и сплоченной общине сознание людей было единым и нераздельным. И живопись, и устные легенды, и музыка были связаны с верой в богов, с обучением и воспитанием молодежи. Ученые назвали все это вместе взятое мифом.




11. Мифология как первичная форма духовного производства Мифология (от греч. mifos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.


11. Мифология как первичная форма духовного производства Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев многообразны. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения.


12. Бинарная природа человека. Бинарная природа человека. Двойственная (бинарная) природа человека проявляется в том, что каждый член человеческого общества может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, человек является биологическим существом, обладающим естественными потребностями в еде, питье, продолжении рода, безопасности. Человеку, рассматриваемому с этой точки зрения, присущи врожденные инстинкты, в нем генетически заложены качества, создающие его неповторимость и индивидуальность. С этой точки зрения человек отличается от животного только тем, что он способен обучаться, изменять свое поведение путем взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми. Без влияния других людей индивид остается на уровне животного, не может стать полноправным членом человеческого общества. Следовательно, человек может также рассматриваться как существо общественное, которое формируется через нахождение в человеческом обществе, через связи с другими индивидами.


Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. Личность 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Наиболее часто встречается понятие индивид. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек. Индивид (от лат. individuum неделимый, неразделенный) это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). Индивидуальность это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Личность (от лат. persona особа) это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.