Троицкий мужской монастырь. Свято-троицкий монастырь, московская область, россия

Одним из важнейших направлений государственной политики Московского княжества было расширение его границ. Роль опорных пунктов мирной православной колонизации – миссионерских культурно-просветительных центров выполняли монастыри. Колонизация верховьев рек Дона и Хопра началась при князе Димитрии Донском, которому крещеный мордовский князь Александр Укович передал свои владения. При великом князе Василии I эти территории по ханскому ярлыку перешли к Москве под названием Рязанской Украйны. Царь Иоанн Грозный ввел здесь управление через своих князей-наместников и мордовских приказчиков. На месте мордовских и татарских селищ и городищ строились русские села и города, в конце XVI века русское население стало преобладать над местным. К концу XVII века в Тамбовском крае существовало уже более 220 монастырей.

В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь. Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, ее противоположный берег называли «ногайской стороной». Сподвижниками старца Иосифа были старцы Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Монастырю были отведены лесные и сенные угодья, в 1635 году ему принадлежало семь крестьянских дворов . В 1636 году монахи получили благословение архиепископа Антония Рязанского на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой. 5 сентября того же года царь и великий князь всея Руси Михаил Феодорович повелел своим ясельничим и воеводам Ивану Биркину и Михайлу Спешневу ехать в Дикое поле и строить новый город Козлов как одно из звеньев в цепи городов Белогородской засечной черты. Тульская засечная черта уже не сдерживала натиска крымских и ногайских татар. «Ведомо нам учинилось, что степью меж Воронежских и Ценских верхов, мимо Урлапова городища , приходят в Русь войною крымские и ногайские люди… и православных крестьян побивают и в полон емлют…» .

Эхом Смутного времени появлялись здесь и отряды поляков, литовцев, «черкас» (жителей Малороссии), которые ставили здесь свои слободы и остроги, присваивали местные села и деревни, «избивали всяких людей» . В местных вековых лесах находили себе убежище беглые верхнедонские казаки, калмыки, «воровские люди», «утеклецы», «атаманы».

Царь Михаил Феодорович наказал устроить в новом городе «зелейную казну, погреб дубовый и колодец, и тайники, и храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом», для чего направил туда воевод, а с ними 50 пищалей, 400 рублей «да запасу всякого на шесть недель». Город строили 1200 человек из окрестных городов – Рязани, Лебедяни, Ельца, Воронежа. «И были на той работе всякие люди: и боярские, и жилецкие, и патриаршие, и монастырские» .

Под личной опекой царя находилась обитель в 1641 году. По грамоте Михаила Феодоровича монастырь получил «рыбные ловли и бобровые гоны» на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы, позже – участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала.

К середине XVII века Белогородская засечная черта была построена. Монастырь, расположенный с южной стороны Козлова, был вынужден принимать на себя тяжесть татарских и калмыцких набегов. В 1643 году козловский воевода князь Иван Ростовский сообщал царю Михаилу Феодоровичу: «Приходили татарове и полковые казаки на городскую сторону татар не перепустили… и в другие и в третьи приходили к нам татарове, в августе и в ноябре и был бой». За героическую оборону города царь повелел всем защитникам дать по золотому и «на дворовую селитьбу, да на заводь по шти (шести) рублев» . На постоянное поселение сюда вызвали донских и яицких казаков, со всей России приходили «копейщики, драгуны, солдаты, вожи, воротники, жильцы» . Всю весну и лето 1644 года 30 татарских мурз осаждали город. В грамоте хану Мехмет Гирею, отправленной со стольником Приклонским в Крым, Михаил Феодорович подчеркивал: «В лето сие мало не весь Крым, переменяючись, перебыл в наших местах». Через Козлов пролегала большая Посольская дорога из Москвы в Бахчисарай, тем же путем возвращали многочисленных пленных, для освобождения которых был введен особый налог – «полоняничные деньги» .

В первые годы своего существования, до прихода в монастырь игумена Кирилла, обитель не была общежительной. «Братии было немногое число, и кормился всяк собою», – сообщал позже в Пушкарский приказ в своей челобитной архимандрит Дорофей. С 1660 года игумен Кирилл «учинил общую трапезу», при нем же началось и большое каменное строительство. «Своею работою и добрым подвигом, – по словам архимандрита Дорофея, – построил Кирилл в монастыре каменного строения церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под нею – другую церковь же великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и поварни и кельи, и около монастыря ограду каменную».

Игумен Кирилл начал и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы «на погребах и сделал до прагов», то есть заложил фундамент. «Всех чинов люди» города Козлова, видя «большую добродетель и радения» игумена Кирилла, принимали участие в строительстве монастыря, многие – для того, чтобы им в старости «в этом монастыре постригаться» . В середине XVII века там было двадцать монахов, вокруг монастыря селились монастырские служители, которые работали на пашне, сенокосах, в лесу и на мельнице, принадлежавших монастырю.

В 1658 году по просьбе игумена Дионисия монастырь получил право ловли рыбы в реках Иловай, Лесной и Польный Воронеж, а при игумене Кирилле – на Кривецком плесе. В 1662 году монастырю было отведено подворье в Козлове. Переписная книга Троицкого монастыря содержит сведения о наличии во второй половине XVII века у него бобровых гонов (урочищ в реках, где водились бобры и производилась их ловля). Они были обычным явлением в центральной, западной и южной полосе России, доходы от этого промысла облагались оброком в пользу казны) . В Писцовой книге Разрядного приказа Белогородского стола записано, что в середине века монастырь владел землями на «ногайской стороне» реки, «около ржавца» (болота) .

В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни – принесенный ему из Афона «перст от Гроба Господня», частицы мощей Апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеимона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии .

В 1672 году было закончено строительство двухэтажной каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. По мнению краеведа В.А. Кученковой, Успенская церковь является одной из первых каменных церквей в Тамбовской епархии . В ее архитектурном стиле прослеживаются традиции монастырского строительства русского Севера, прежде всего – Соловецкого монастыря. На первом этаже располагалась церковь во имя основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, покровителей моряков и рыбаков.

В 1670 году царь Алексей Михайлович подарил для монастырской библиотеки богослужебные книги, среди них напрестольное Евангелие, Псалтирь, Шестоднев, Апостол, Толковое Евангелие. До наших дней сохранились некоторые из книги монастырской библиотеки: монастырский Устав, отпечатанный в 1633 году, Служебник (1668 года), Житие святого Ефрема Сирина, Трефолий (1638 года), Триодион, переданный, как свидетельствует надпись на книге, «по указу великого государя», Патерик, Осьмогласие (1633 года), Ирмологий (1673 года).

В 1682 году повелением царя Феодора Алексеевича была открыта Тамбовская епархия, а настоятели монастыря возведены в сан архимандрита. На следующий год в Троицком монастыре скончался игумен Кирилл, и архиепископ Тамбовский Леонтий поставил на его место игумена Дорофея. Тридцать человек братии было в тот год в монастыре: «…многие люди старые, и на ваших, Государи, – обращался архимандрит Дорофей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам в челобитной, – службах раненные». В этой челобитной в Пушкарский приказ архимандрит «с братиею» просил выделить монастырю железо, «пудов с четыреста», на завершение строительства соборной церкви, для чего «сарай и всякие заводы кирпичные готовы близко монастыря» . Государи пожаловали монастырю железо: 50 пудов «железа тянутого, саженного» – было отмечено в приходно-расходной книге Троицкого монастыря, обнаруженной нами в Отделе рукописей РГБ, который приобрел ее у коллекционера в 1951 году в составе списка рукописей, принадлежавших генерал-поручику, действительному камергеру и кавалеру Р.Л. Воронцову. Это редкий вид источника по истории монастырей, так, приходно-расходных книг Соловецкого монастыря сохранилось всего 10%.

Ежедневная регистрация доходов и поступлений и расходов монастыря за период с 1682 по 1685 год дает возможность восстановить многие стороны его жизни. Записи были сделаны «старцем Гаврилой и черным дьяконом Павлом». Преподобные Зосима и Савватий не оставляли Козловский монастырь без своего покровительства – наибольший доход монастырю приносили «речные деньги» – оброчные платежи за рыбную ловлю в монастырских «ухожах» на реках. Жители всех окрестных сел (Тарбеево, Стаево, Вешневое, Изосимово, Никольское, Лежа, Ратчино, Каликино, Путятино, Доброе городище, Глазок), боярские дети и посадские люди Козлова и Воронежа обеспечили в 1684–1685 годах монастырю доход только с Бетецких и Серецких «ухожей» в 258 рублей 26 алтын (более 50% от общей суммы дохода обители за год). Осенью и зимой монастырь продавал по несколько возов рыбы собственного улова. А к праздникам монахи позволяли себе белужину и севрюжину, осетрину, стерлядь, икру. 6 января 1683 года «на Воронеже» кроме белуги за 40 алтын было куплено икры 2 пуда с четвертью, в следующем году на Рождество в Тамбове было приобретено 5 белуг, черная икра, «за рубль сто стерлядей».

С 1684 года монастырь стал выплачивать в государеву казну «откупные деньги» за пользование рыбными «ухожами». 31 августа 1685 года, накануне нового года, в казну было уплачено 104 рубля 4 алтына, «да подьячему было дано за работу» в приказной избе города Козлова. Откупной платеж составил чуть более 21 % общего дохода монастыря за тот год.

«Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дали», – известна была поговорка на Руси. Для козловских монахов монастырский «пчельник» (пасека) был второй статьей регулярного дохода. Пасекой заведовал старец Илия, она постоянно расширялась за счет дарений жителей и постригавшихся в монахи. Немаловажной статьей дохода была и плата окрестных жителей за пользование монастырской мельницей, где работали специально нанятые работники. На скотном дворе монастыря были лошади, коровы, куры.

Существенный процент дохода монастыря составляли пожертвования богомольцев и жителей Козлова и окрестных сел, среди них были козловский воевода Окиндий Иванович Данилов, козловский купец Семен Григорьев, сыны боярские и посадские люди Козлова. В июне 1684 года Иван Енков из села Изосимово сделал вклад – 22 копны ржи, 24 «четвертки» проса, «два круга конопей», 300 «четверток пшеницы», «кобылу саврасу» и «шерсти 21 гривенку». В июле того же года Архип Овлов из Хмелевой слободы в придачу к «мерину серому, светлая грива направо с пометой», подарил 10 копен ржи, двух коров, 4 улья и «круг конопей». Лошадей монахи продавали, за одного «буланого коня» было выручено 15 рублей.

При пострижении в монахи делались вклады в монастырское хозяйство. Так, старец Александр сделал вклад в 13 алтын и 12 копен ржи, а старец Конон – 12 ульев. На монастырской земле выращивали рожь и горох, а пшеницу покупали. В монастырском саду и на огороде росли лук и чеснок, капуста и репа. Урожаи были невелики, кое-что приходилась подкупать: «севошные семена», капусту, репу, чеснок. Покупали хмель, ягоды черемухи и «перепечу» (мяту) – в монастыре варили квас и пиво. Все сельскохозяйственные работы выполняли наемные работники: пахали, сеяли, жали, косили и убирали сено.

На строительстве каменной церкви Живоначальной Троицы, а также «избы на коровьем дворе» были заняты плотники, кровельщики, «что башни покрывали», рабочие «по каменному делу», которым платили «за кирпичное и каменное ломание». Шесть рублей задатку получил «гулящий человек» Козьма Еремеев, сын Скрылев, подрядившийся «на кирпичное дело». Согласно расходным записям в 1684–1685 годах монастырь покупал «тянутое железо», сосновый лес, бревна и доски, дубовый пол, железные двери, печные изразцы, ворота, немецкие замки, гвозди, железную пилу и клещи. В 1682 году монастырь приобрел тридцать пищалей и «три рога пороха», спустя год – еще «полтора рога», а в 1685 году – еще две пищали (одну – «завесную»), порох и медвежью рогатину. За три года обширное хозяйство монастыря пополнилось телегами и санями, конной упряжью, бочками, сетями и бреднями, ситами, рукомойниками, тарелками и ложками, сковородами, ножами. Были приобретены также пивной корец, половник, овчина, пух, нитки, свечи, бумага, церковное вино, холст, «толстый и тонкий», шелковое немецкое сукно, «крашенина», кожа на сапоги, лапти, башмаки, камилавки, «порты», куницы у охотников села Хмелевого и прочее.

Монастырь был и культурным центром, покупал и продавал книги. В феврале 1682 года он приобрел книгу святителя Григория Назианзина, христианского писателя IV века, борца против арианской ереси, за два с лишним рубля (средняя цена лошади). За три года в монастыре были проданы Требник, Служебник, Минея общая, Шестоднев «старыя печати», Часослов.

Расходно-приходная книга дает представление и о церковных связях монастыря в тот период, о событиях, происшедших в Тамбовской епархии. Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле–мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодосий, который «служил всенощную о своем брате». В том же контексте упомянуты суздальские и московские подьячие. Из истории известно, что в Спасо-Евфимиев монастырь был сослан в том же году «за раскольнические мнения» первый Тамбовский и Козловский епископ Леонтий. На его место 1 сентября 1684 года Патриарх Иоаким рукоположил в Успенском соборе Московского Кремля бывшего архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима.

По существовавшим обычаям новопоставленные архиереи задерживались в Москве, помогая Патриарху в делах церковного управления, участвуя в богослужениях . В феврале 1685 года монахи отправили в столицу «подводу с лебедями», а в марте прибыли в Москву, где «в почести» епископу Питириму купили подарков на 5 рублей 28 алтын и Октоих за 3 рубля 20 алтын . Ровно через год епископ Питирим прибыл в Козлов и несколько дней пребывал в Козловском монастыре. 3 апреля 1686 года он благословил строившуюся церковь, в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с «венцами и гривнами». В течение всего своего служения в Тамбовской епархии епископ Питирим оказывал посильную помощь Козловскому монастырю.

Епископ Питирим оставил по себе глубокую память размахом церковного строительства и религиозно-нравственным просвещением паствы. В марте 1913 года святитель Питирим Тамбовский был прославлен в лике святых .

В последней четверти XVII века Козловский монастырь стал крупным хозяйственным центром: по государеву указу пахотные и сенокосные земельные владения увеличились вдвое, архимандрит Дорофей добился освобождения от оброка доходов с пчельников и кривополянской мельницы, в 1687 году было приобретено подворье в Тамбове, монастырская пасека насчитывала 200 ульев.

Император Петр I коренным образом изменил жизнь Церкви. В 1700 году было упразднено патриаршество. Через год был образован Монастырский приказ, отстранивший черное духовенство от управления монастырями и пользования их доходами. Льготы на владение землей были упразднены, каменное строительство на период возведения Санкт-Петербурга запрещено. Старые монастыри стали сводить вместе, монахам назначили жалование, годных к военной службе призывали. В 1707 году была конфискована вся серебряная утварь, в 1723 году запрещено пострижение в монахи и переход из одного монастыря в другой. В 1721 году Монастырский приказ был переведен в ведение Святейшего Синода.

Тамбовский край перестал быть окраиной России, окраинные льготы были отменены. На реках Тамбовского, Добренского и Козловского уездов после Азовских походов 1695–1696 годов родился российский флот. Немецкие землевладельцы, присланные сюда Петром I, принялись обучать местных крестьян прогрессивным методам хозяйствования. Петр завершил обращение в Православие местного татарского дворянства: в указе 1714 года было предписано «басурманам крестьянами православной веры не владеть. Владеющие же должны креститься конечно в полгода» .

При набожной императрице Елизавете Петровне религиозная жизнь России стала возрождаться. Это отразилось и в жизни обители. В 1733 года в Троицкой соборной церкви Козловского монастыря был устроен новый иконостас, в 1750 году вокруг монастыря была возведена монастырская стена с бойницами, крытыми переходами и террасами. Тогда же было обращено в христианство местное мордовское население.

Молодая императрица Екатерина II в феврале 1764 года распорядилась упорядочить монастырские дела: были изданы «Духовные штаты», согласно которым российские монастыри делились на три класса. Троице-Сергиева и Киево-Печерская Лавры, а также шесть крупных монастырей были выделены в особую группу. За монастырями были закреплены по 30 десятин пахотной земли, подворья, загородные дома, леса, луга, сады и рыбные ловли. В результате количество монастырей в России сократилось в 2,5 раза.

Козловский Троицкий монастырь был определен третьеклассным. В 1764 году в нем было 20 монахов, монастырю принадлежали 42 крестьянские души. В 1790 году при межевании земель монастырю прирезали дополнительное количество земли, пополам с Нижне-Ломовским монастырем было приобретено в Тамбове подворье за тысячу рублей. Возле монашеских келлий была построена монастырская трапезная, позже она стала Трапезной церковью. Оборонительную стену укрепили мощными угловыми башнями. В 1792 году приступили к перестройке монастырских церквей. В Успенской церкви, в нижнем храме, разобрали алтарь, а церковь заново освятили во имя Всех святых, с приделом во имя Иоанна Предтечи. В верхнем храме устроили придел во имя преподобного Варлаама Хутынского: действовавший в тот период епископ Тамбовский и Шацкий Феофил прежде был архимандритом Варлаамо-Хутынского монастыря в Новгороде. В 1793 году отреставрировали крышу и главу церкви.

В Троицком храме крышу также покрыли железом, вызолотили главу и крест. В 1794–1796 годах стены в алтаре и храме расписали, вызолотили иконостас, отреставрировали иконы. Храмовую икону Пресвятой Троицы одели в серебряную ризу весом в 26 фунтов, местночтимую икону Божией Матери «Тихвинская» – в серебряную ризу «чеканной работы с разными каменьями», весом в 21 фунт . Каменную ограду монастыря перестроили, ее длина составила 292 сажени, высота – от 5,5 до 7 саженей. У главных святых ворот с северной стороны построили деревянную гостиницу для богомольцев.

Императоры Павел I и Александр I предприняли ряд мер, позволивших укрепить положение монастырей: городское имущество освободили от платежей и повинностей, прочее недвижимое имущество – от уплаты оброчных денег в казну; предоставили право приобретать землю, монахов освободили от телесных наказаний. В начале XIX века Троицкий монастырь процветал как крупный хозяйственный и религиозный центр Тамбовского наместничества. В 1801 году был построен двухэтажный настоятельский корпус, сохранившийся до сих пор, через 15 лет построили каменные одноэтажные келлии и ряд хозяйственных построек. В 1822 году завершили строительство каменной четырехъярусной колокольни с часами-курантами, бой которых был слышен по всей округе. Старожилы свидетельствуют, что часы находились в рабочем состоянии вплоть до разрушения верхних ярусов колокольни в 1926 году. В звоннице было одиннадцать колоколов, подаренных прихожанами, самый большой весил 442 пуда 20 фунтов .

Тамбовское наместничество стало краем крупных помещичьих вотчин – тамбовским черноземом щедро одаривали своих приближенных и родственников и Петр I, и Елизавета Петровна, и Павел I, и Екатерина II. Во времена правления Николая I центрально-черноземные губернии стали одним из важнейших регионов производства товарного хлеба. Козлов стал богатым купеческим городом с лучшими предместьями во всем наместничестве. Богатые горожане не оставляли Козловский монастырь без поддержки. Среди частных благотворителей были князья Кугушевы, Хрущевы, Детковы, Каюковы, купцы Гладышевы, Каширские, Придорогины, Бельские, почетные граждане Козлова Кожевниковы. Купеческая жена Анна Михайловна Силантьева пожертвовала в Троицкий собор люстры стоимостью 7 тысяч рублей, на строительство колокольни – 4 тысячи рублей ассигнациями, а также крест, потир и Евангелие. Святой митрополит Иона положил на вечное поминовение своих родственников 2 тысячи рублей.

В 1844 году Успенская церковь была расширена, каменный купол на крыше заменили небольшим железным. В «Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях» (1852 год) упомянут Троицкий монастырь «близ уездного города Козлова», который находится «под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии… При сей обители бывают ежегодные ярмарки: в день Пятидесятницы (Святой Троицы) и Успения Пресвятой Богородицы» .

В 1868 году в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа, в управление которому вверялся Козловский монастырь. Викарию было предписано «именоваться епископом Козловским и местопребывание иметь в городе Козлове в подворьях и зданиях, принадлежащих монастырю Козловскому Троицкому и Саратовской пустыни». Викарий пользовался от этого монастыря «настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем» .

На следующий год усилиями и на средства горожан над святым колодцем была возведена каменная часовня с иконостасом – в память об избавлении от опасности во время покушения Д. Каракозова на жизнь императора Александра II 4 апреля 1866 года. До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей.

С историей Козлова и Троицкого монастыря связано имя российского новомученика святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, принявшего мученическую кончину от рук большевиков у стен Киевской лавры 7 февраля 1918 года. Митрополит Владимир занимал крупнейшие российские кафедры: Тифлисскую, Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, поэтому получил именование «всероссийского митрополита». Крестный путь Василия Богоявленского (так звали митрополита в миру) начался в Козловском Троицком монастыре, куда Святейший Синод назначил его настоятелем 10 января 1866 года. Через месяц священник Василий Богоявленский с именем Владимир был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. Семь месяцев он управлял Козловским Троицким монастырем, после чего был перемещен в Новгородский Антониев монастырь .

В конце XIX – начале ХХ века, в период экономического расцвета Российской Империи, Троицкому монастырю принадлежало 77,5 десятин земли, Хоботецкий хутор в 20 верстах от крепостной стены, соседний лес в 152 десятины, участки пахотной и сенокосной земли (64 десятины) у села Дубровника и в местности Криуша. В Лебедянском уезде с незапамятных времен монастырю принадлежали два озера. В прилегающей к стенам монастыря дубровой роще было построено 8 дач, которые сдавали в аренду на лето. В 1911 году сумма дохода монастыря только по арендным платежам составила 4804 рубля 50 копеек. Свободный капитал монастырь вкладывал в процентные бумаги, на 1 января 1911 года он составил 72 тысячи рублей. Ремонт Успенской церкви в тот год был произведен на средства, вырученные от продажи части процентных бумаг. В 1910 году в монастыре было 28 человек братии.

Сразу после октябрьского переворота началось разграбление храмов и монастырей. 19 января 1918 года Святейший Патриарх Тихон отразил эти факты в своем Послании, одобренном Поместным Собором . А на следующий день советская власть приняла Декрет об отделении школы от Церкви и Церкви от государства. 2 февраля того же года был издан Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Не избежал общей печальной участи и Козловский монастырь: имущество его было реквизировано, ценные бумаги, деньги и ценности подлежали сдаче в казначейство. Монашествующие до 55-летнего возраста были выселены как тунеядцы, а старики и больные переданы в ведение отдела социального обеспечения.

В письме XI съезду ВКПБ В. Ленин требовал провести секретное решение о том, что изъятие ценностей, в особенности у самых богатых лавр, монастырей и церквей, нужно провести с «беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок». «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь, – подчеркивал глава советского государства, – проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» .

Несмотря на то, что в 1921 года заповедная дубовая роща была переведена в разряд памятников природы, а монастырь в 1924 году введен в списки памятников церковной старины, что должно было бы обеспечить ему охрану со стороны государства, в 1926 году вся территория монастыря была передана в распоряжение питомника плодовых сортов И.В. Мичурина. В 1928 году монастырский некрополь был разрушен, Капитонова часовня над источником и два яруса колокольни с часами и звонницей, значительная часть монастырской стены были разобраны на кирпич. По воспоминаниям местных жителей, мало кто из участников этого варварства умер своей смертью.

В 1952 году областное руководство приняло решение разобрать остатки колокольни, а в 1953 году Тамбовский областной совет сделал вывод, что Троицкая церковь «не является памятником архитектуры». На основании акта осмотра церкви за подписью «уполномоченного Пузанкова» Мичуринский исполком, закрыв глаза на наличие мемориальной доски с характеристикой церковного здания, 31 июля 1957 года вынес решение: «Означенное здание никакой архитектурной, исторической или художественной ценности не имеет». Церковное здание разобрали, кирпич, изготовленный при Феодоре, Иоанне и Петре Алексеевичах и Екатерине II, направили на жилищное строительство.

Успенская церковь избежала такой участи, поскольку в ее здании был размещен музей Центральной генетической лаборатории имени Мичурина, в 1960-е годы в верхнем этаже (в церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского) разместился местный клуб, где проходили собрания, «огоньки», смотры художественной самодеятельности и прочее.

С начала 1999 года в храме возобновилась богослужебная жизнь – настоятелем был назначен протоиерей Георгий Политаев.

5 апреля 1999 года Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания церкви со своего баланса на баланс Тамбовского Епархиального управления. От писанной на древней доске Казанской иконы Божией Матери в уже действующей приходской Успенской церкви накануне праздника Святой Троицы стало исходить благоухание. После того как была смыта побелка со сводов, перед прихожанами предстали лики святых. По правой стороне – святого Тихона Задонского, святителя Митрофана Воронежского, святого праотца Иакова, пророков Иеремии, Даниила, Соломона. По левой – святых пророков Давида, Моисея, Гедеона, и, предположительно, Исаии, святого праведного Иосифа Обручника, святого мученика Феодора Черниговского, святителя Иоасафа Белгородского. Над левым клиросом изображены преподобные Сергий и Герман Валаамские, над правым – преподобные Зосима и Сав ватий Соловецкие. Перед алтарем – большая икона Божией Матери «Киево-Печерская» с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, основателями русского монашества. Роспись стен церкви утрачена навсегда под несколькими слоями масляной краски.

Из построек монастыря сохранились угловая башня с прилегающими фрагментами монастырской стены, корпус настоятеля, трапезная, гостиница. Монастырский некрополь частично находится под асфальтом. Летом 2001 года дары прихожан Казанской иконе Божией Матери были украдены одним из местных наркоторговцев.

Однако Успенская церковь усилиями настоятеля протоиерея Георгия Политаева и прихожан, при активном содействии местной администрации восстанавливается и сегодня является одной из самых посещаемых городских приходских церквей.

Татьяна СИМОНОВА,
ведущий научный сотрудник Института военной истории Министерства обороны РФ, доцент

7 Там же. С. 62. 23 Белых М. Указ. соч. С.107
24 Питиримовские духовно-образовательные чтения. Тамбов, 1999. С. 31.
25 Храм Христа Спасителя. М., 1996. С. 226.
26 Наше наследие. М., 1991. № 3. С. 45.

Красивый и величавый, расположенный в живописном месте реки Волги города Чебоксары Свято-Троицкий православный мужской монастырь был основан царем Иоанном Грозным с целью проповедования среди этнических народов Поволжья православной веры. Эта обитель имела общежительный устав, с 1582 года его настоятелем был архимандрит Иоанникий.

Свято-Троицкий мужской монастырь: Чебоксары

В начале XVII века во времена смуты в этих краях начались повстанческие движения волжских казаков, добавились неурожаи и голод. В 1609 году монастырь был безжалостно сожжен и разграблен, его настоятель архимандрит Геласий повстанцами был сброшен с колокольни. Но со временем монастырь опять возобновляется и процветает, в то время ему принадлежат шесть деревень, рыбные угодья по Волге и почти 900 десятин земли. Первоначальные постройки и церкви монастыря строились из деревянных балок. В древних исторических документах указывается и то, что в 1763 году в монастыре стояло четыре храма: Свято-Троицкий, Толгской Богоматери, святых апостолов Петра и Павла (который позже разобрали из-за ветхости постройки) и святого великомученика

Реформа

В 1764 году в результате секуляризационной реформы, которую провела Екатерина II, произошло разделение монастырей на три класса, тогда же у монастыря забрали все владения и деревни и отнесли его к самому низшему 3 классу, который предусматривал по штату двенадцать монахов.

Во время своего путешествия в 1767 году монастырь прибыла сама императрица, которая решила остановиться в Чебоксарах. Она начала знакомство с городом с посещения монастыря, где присутствовала на торжественном молебне, отслужил его настоятель архимандрит Хрисанф.

В 1789 году Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары) получает в управление Владмирско-Сретенскую пустынь. В 1791 году настоятелем назначен игумен Антоний. К концу XVIII века по повелению Павла I монастырю удается вернуть себе 30 десятин земли и озера для рыбного промысла. В 1838 году монастырь в управление получает Спасо-Геронтиеву пустынь, расположенную на правом берегу Волги.

Возрождение и разорение

В XIX веке архимандрит Димитрий (1899-1902 гг.) начинает заниматься обновлением монастырской обители и приводит в порядок ветхий Троицкий храм.

В 1902 году обителью начинает управлять архимандрит Серафим (Павлиненко, 1902-1922 гг.), который был подвязан на монашеское служение на Афоне около 20 лет назад. Именно благодаря его благочестию и молитвенному подвигу начинается духовное возрождение обители, вырастает число братии, в отдельно стоящем здании создается церковно-приходская мужская школа, состоящая из 73 учащихся. В 1918 году постановлением Советской власти в монастыре была сначала проведена перепись имущества, а потом и ее конфискация.

После владыки Серафима в 1922 году числился игумен Вассиан (Шапошников), который до последнего боролся, чтобы монастырь продолжал действовать. Однако это не помогло, и в середине осени 1924 года его закрыли, а в 1926 году из него сделали комсомольский и пионерский клубы.

Возвращение в епархию

Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары) - памятник архитектуры. В 1974 году государством были выделены деньги на реставрацию, а в зданиях стали размещаться фирма «Турист», подводники и Театр юного зрителя.

В 1992 году решает передать здания монастыря Чебоксарско-Сувашской епархии. Через год начинаются восстановительные работы. 30 июля 1993 года должность наместника получает иеромонах Савватий (Антонов). Постепенно в обитель стали приходить первые послушники, они стали восстанавливать разрушенные стены, угловые башни и колокольни. В 1994 году 15 января 1994 года в честь праздника святого Серафима Саровского была совершена первая служба и крестный ход.

Колокола

Свято-Троицкий мужской монастырь (г. Чебоксары) летом 1996 года поднял свой первый колокол на новую колокольню весом 59 пудов, а за ним второй колокол весом 75 пудов. И в этом же году монастырь посетил II, в Свято-Троицком соборе он совершил молебен Святителю Николаю. В 2001 году он повторно приехал навестить монашескую братию. На территории со временем начинает работать Епархиальное Духовное училище и Воскресная школа.

С тех пор стал настоящей жемчужиной города Свято-Троицкий мужской монастырь. Чебоксары славятся этой древней достопримечательностью, которая, благодаря своей высокой духовной жизни и богатой истории, постоянно встречает гостей и паломников.

С 2009 года наместником Священный Синод назначает игумена Василия (Паскье), в апреле 2011 года его возводят в сан архимандрита. Священноархимандритом и правящим архиереем монастыря в настоящее время является Митрополит Чебоксарский Варнава (Кедров).

Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары): расписание богослужений

На официальном сайте монастыря всегда можно ознакомиться с расписанием служб, особенно в праздничные дни.

В обычные дни проходят:

  • 06.30 - Молебен св. Филофею митрополиту Всея Сибири. Полунощница.
  • 16.30 - Вечерняя служба.

В субботу:

  • 06.30 - Молебен.
  • 07.45 - Божественная Литургия.
  • 16.30 - Всенощное бдение.

В воскресение:

  • 06.15 - Божественная Литургия.
  • 07.20 - Молебен с водосвятием.
  • 08.30 - Божественная Литургия.
  • 16.00 - Акафист.
  • 16.30 - Всенощное бдение.

21.06.2013 2543

Троицкий мужской монастырь. Фото начала XX в.

Историю Елецкого Троицкого мужского монастыря можно подразделить на два периода. В первый из них — с 1592 по 1775 г. — древняя обитель находилась на высоком мысу правого берега р. Ельчик, при впадении его в р. Сосну. После упразднения в царствование императрицы Екатерины II монастырь был восстановлен в 1836 г. на новом месте — у западной окраины Ельца, за заставой, на Орловской дороге, — где просуществовал до своего закрытия, последовавшего вскоре после революции.

Легенды относят основание Троицкой обители к XII-XIV вв. Иеромонах Задонского Богородицкого монастыря Геронтий — автор исторического исследования о Троицком монастыре, вышедшего в 1894 г., — считает вероятным появление обители в XIII или XIV в. Предания, приписывающие основание монастыря Елецкому князю Фёдору после сражения на Куликовом поле, были широко распространены среди ельчан и в литературе XIX — начала XX в.

Однако первое документальное упоминание Троицкого монастыря в Ельце относится к 1592 г. Речь идёт об указной грамоте на Елец воеводе И.Н. Мясному о раздаче хлебного жалованья: «В монастырь Троицы Живоначальные да Сергия Чудотворца — игумну с братьею — 25 чети ржи, овса тож…». Основание монастыря произошло, скорее всего, одновременно со строительством Елецкой крепости, на посаде, восточнее современного Вознесенского собора и южнее Введенского храма.

Документ января 1618 г. впервые зафиксировал численность и состав братии Троицкого монастыря: игумен Роман, иеромонах Тарасий и 5 старцев — Арсений, Макарий, Моркелей, Антоний, Дементий.

Лист из писцовых книг стольника Тихона Камынина 1691-1693 гг. с описанием Троицкого монастыря

По писцовым книгам, составленным Леонтием Погожевым и Кириллом Семёновым в 1628 — 1630 гг., за Елецким Троицким монастырём при игумене Моисее в Бруслановском и Елецком станах было шесть вотчин. В Казаках, в слободах Сусловой да Дрезгаловой, где в 29 дворах жили 124 человека монастырских крестьян. Общая площадь земельных владений составляла 156 дес.

Монастырские вотчины приумножались за счёт пожертвований: «Село Козаки за Троицким мужским монастырём и по обе стороны рек Мечи и Птони, да в Елецком стону жеребей от речки Ельчика три поляны: Сазыкино, Попово тож, Лепикино, и Яблоново отданы Фёдором Борятинским тому же монастырю». В 1630 г. за монастырём числилась слободка в Засосенском стане, «а в ней 5 дворов детёнышевых, да 6 дворов бобыльских живущих, а людей в них тож …Да монастырские пашни паханые 6 чети, да крестьянские и бобыльские пашни паханые 20 чети, да перелогом 29 чети, да диково поля 46 чети. И обоиво пашни паханые монастырские и крестьянские и бобыльские и перелогом и дикого поля добрые земли 101 четь в поле, а в дву потомуж. Сена 100 копен». В Бруслановском стане обители принадлежала деревня «Старое Селище под Сусловым лесом на колодезе на Суслове», а также пустошь, «…что был починок Пожидаев под вышнем под Прогорелом лесом».

При игумене Моисее в 1630-х гг. выше по течению Ельчика, на его левом берегу, в лесу на так называемой Каменной горе, на «старом городище», братия монастыря устроила нечто вроде скита, в котором стараниями монаха Савватия построена деревянная церковь «во имя Рождества Пресвятыя Богородицы Курския». Позднее здесь же построен храм святителя Николая Чудотворца. Монастырь был обнесён «деревянным кругом стояками» и занимал «3 сажени длины и 16 с половиной саженей ширины». В скиту в нескольких деревянных кельях жили по два-три монаха, а иногда он совсем пустовал, так как жить насельникам приходилось лишь «мирским подаянием».

Скит Троицкой обители впервые упомянут в перечне монастырей Елецкого уезда, составленном по указу царя Алексея Михайловича «холопом Алёшкой Зеленным» в 1657 г.: «На Ельце на посаде монастырь Живоначальные Троицы. В нём живет игумен Павел, а братьи в монастыре десеть человек. А крестьянских и бобыльских за монастырём четырнатцать дворов. На посаде ж монастырь Курская Богородица. Построин внове. В нём живет братьи пять человек. А игумна нет. А бобылей за монастырём четыря двора. А крестьян нет. Троицкий храм обители был приходским, в его приходе состояли «двадцать восемь дворов посадских людей, два двора донских казаков, восемь дворов бобыльских. И всего тридцеть деветь дворов».

Упомянут монастырь «Святые и Живоначальные Троицы на Ельце на посаде» и в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г.

В 1680-х гг. Троицкий монастырь лишился своего скита на Каменной горе и части земельных владений, отданных по ходатайству Преосвященного Митрофана, епископа Воронежского, в 1689 г. новоучреждённому там Знаменскому женскому монастырю.

По описанию 1691 г. монастырь имел стену «в забор» длиною в 44 саж., шириной 23 саж., две деревянные церкви: Троицкая размером 19 x 7 саж., да Петропавловская - 7 х 4 саж. И колокольня. В обители было 10 келий, в которых жили игумен Варсонофий с братией в количестве 12 человек. Монастырю принадлежала слободка, «что под тем монастырём на речке Елце».

Согласно «Переписным книгам монастырских вотчин» 1702 г., Елецкому Троицкому монастырю принадлежали «земли под Сусловым лесом 100 четвертей, в с. Дрезгалове 72 чети, в деревне Большом Верху — 150 четвертей, всего 322 четверти в поле, а в дву потому ж. Сена… 200 копен».

В первой половине ХVIII в., по общепринятому мнению, монастырь постепенно приходил в упадок. Главной причиной этого считается утрата значительной части монастырских владений, переданных женской обители на Каменной горе. Однако данные 1702 г. показывают, что количество земли во владении монастыря, по сравнению с первой половиной XVII в., не сократилось. Более губительным для экономического положения обители были, скорее всего, постоянные захваты монастырских земель различными землевладельцами.

Не подтверждается и другое сложившееся представление, согласно которому почти все постройки Троицкого монастыря сгорели в большом елецком пожаре 1769 г. Дело в том, что в подробном отчёте о сгоревших во время этого пожара городских зданиях Троицкий монастырь не упоминается.

Фрагмент плана города Ельца 1770-х гг. 1 — Троицкий монастырь, 2 — Успенская церковь, 3 — Вознесенская церковь, 4 — Введенская церковь

Братия монастыря в лице игумена Климента, казначея иеромонаха Филарета, трёх иеромонахов, белого священника, иеродиакона, четырёх монахов, подьячего и восьми сослужителей уже не смогла собственными силами содержать обитель, так как в результате реформ духовного ведомства императрицы Екатерины II ещё в 1764 г. Троицкий монастырь остался за штатом. А 24 сентября 1775 г. последовал указ Воронежской духовной консистории № 3015 об упразднении мужского монастыря в Ельце. Некоторое время после этого насельники продолжали оставаться на привычном месте, пока 26 января 1776 г. не последовал новый указ за № 69, коим «…велено вам игумену Клименту братии и служителям убрать церковную утварь, ризницу и прочее по надлежащему в Лебедянь в самой скорости отправиться на монастырских лошадях…». Так монахи Елецкого Троицкого монастыря были переведены в Троицкий же мужской монастырь города Лебедяни, который после этого был «переименован Елецким».

Спустя 11 лет в архивных документах за 1787 г. о монастыре говорится: «Троицкий мужской монастырь … по штату состоит в 3 классе, когда и кем построен неизвестно. До 1775 году состоял, а во оном по докладу Правительствующего Сената испразднён, а переведены братия за ветхостию из него в Троицкой Лебедянской и переименован в Елецкой монастырь, куда положенное по штату из Орловскаго наместничества отпускается руб. 852 коп. 21. Число монахов 12. Около онаго монастыря ограда деревянная, а несколько и каменная, с одними воротами. В нём каменная церковь Живоначальной Троицы, колокольня с часами, настоятельский деревянной дом о осьми покоях, братские кельи деревянныя, и состоит оное строение под ведомством Елецкаго духовнаго правления».

Часть утвари из упразднённого монастыря была передана в городские храмы. По резолюции Воронежского Преосвященного Тихона III (Ступишина-Малинина) часть иконостаса Троицкой церкви с главной святыней монастыря — древней иконой Божией Матери — передавалась в Вознесенский собор, другая часть вместе с образом Нерукотворного Спаса — в Христорождественскую церковь. Введенский храм получил три иконы — Господа Вседержителя, св. Николая Чудотворца и Божией Матери «Взыскание погибших», благоговейное чествование которой как чудотворной началось тотчас же по перенесении её из монастыря.

Каменная надвратная колокольня Троицкого монастыря, сохранявшаяся какое-то время после упразднения обители, была разобрана, а кирпич её использован для строительства здания Елецкого духовного правления близ Покровской церкви.

В XIX в. на месте монастыря существовал странноприимный дом, основанный С. Русановым. Каменные ворота да часовенка в виде каменного столба на месте святого престола Троицкого храма — вот единственные видимые следы, сохранявшиеся до начала XX в. от Елецкой мужской монашеской обители.

Но недаром говорит народная мудрость: «Не стоит село без праведника, а город — без святого». Подавляющее большинство наших подвижников и святых угодников Божиих вышли из монастырей, которые исстари были на Руси островами духовности, твердынями духа и оплотами православия, они утверждали «правду Божию среди житейского моря мира сего, во зле лежащего». Хорошо понимали это и ельчане, лишённые в конце XVIII в. возможности напитаться спасительным словом и священнодействием монастырского богослужения, причаститься в обители Святых Тайн, а может, и принять посильное участие в монастырских трудах. Всё это подвигло жителей Ельца в начале XIX столетия начать хлопоты о восстановлении Троицкого монастыря. И первым среди этих благочестивых граждан стал Елецкий городской голова купец первой гильдии Иван Васильевич Шапошников, в душе которого зародилась мысль возродить обитель на новом месте — на западной окраине города близ начатого им же постройкой нового кладбищенского храма.

В феврале 1820 г. было подано прошение Преосвященному Ионе (Павинскому), епископу Орловскому и Севскому, о переведении пришедшего в упадок и упраздняемого Брянского Петропавловского монастыря в Елец. Шапошников обещал достроить для обители каменный храм во имя Святой Троицы с приделами Казанской иконы Божией Матери и св. Евдокии, пожертвовать колокол и лиловую хоромину троянку, а также выделить из собственных средств 30 тыс. руб. на строительство нового монастыря. В случае своей смерти своим духовным завещанием он обязал свою супругу Евдокию Фёдоровну довершить начатое им дело возрождения монастыря, что и было ей сделано в 1825 г. после смерти мужа путём внесения на благое дело ещё 70 тыс. руб. Город выделял 15 дес. земли под территорию нового монастыря.

Городского голову поддержали и ельчане. Среди подписавшихся под его прошением, готовых пожертвовать на монастырь разные суммы, были купцы Н.С., И.Г. и В. Хренниковы, П.Ф. Шилов, А.С. Кожухов, К. Ходов. К. Желудков, М.И. Криворотое и многие другие, в том числе — священник Владимирской церкви Лука Ефремов.

Идею перемещения в Елец Брянского Петропавловского монастыря активно поддержал и его настоятель — архимандрит Досифей. Брянский монастырь имел древнюю историю. Первое упоминание о нём относится к XIII в. При царе Михаиле Фёдоровиче обитель была приведена в цветущее положение, а Патриархом Никоном возведена в степень ставропигиальнаго монастыря. Но к 1812 г. монастырские постройки настолько обветшали, что «таковых ветхостей исправить невозможно». По штату в Петропавловском монастыре положено быть одному игумену, одному казначею, четырем иеромонахам, двум иеродиаконам и четырём монахам; налицо монашествующих состояло: архимандрит Досифей (54-х лет) на игуменской вакансии, в должности казначея иеромонах Ефрем (53-х лет), три иеромонаха, два иеродиакона. На монашеской вакансии: вдовые — священник, диакон и пономарь и два послушника.

В марте того же 1820 г. означенное прошение ельчан передано было епископом Ионою в консисторию с резолюцией: «По отобрании от Брянскаго Петропавловскаго монастыря архимандрита всех нужных сведений о положении монастыря его, с прописанием всего заготовя доношение в Св. Синод, представить на его благорассмотрение». В таком положении это дело и оставалось до 1823 г., когда преемник епископа Ионы на Орловской кафедре Преосвященный Гавриил (Розанов) сделал предложение в Орловскую духовную консисторию о перемещении Петропавловского монастыря из Брянска в Елец, если ельчане не переменили своего намерения.

В своём отзыве в консисторию купец И.В. Шапошников писал, что обязуется внести в елецкое уездное казначейство сумму в 30 тыс. руб. серебром на обеспечение будущей обители. По резолюции епископа Гавриила, Шапошников должен был внести указанную сумму в Приказ общественного призрения. Кроме того, через губернского архитектора необходимо было начертить планы и фасады строившейся кладбищенской церкви и сделать смету.

В январе 1824 г. документация, подтверждающая намерения ельчан, была послана в губернское правление, а в Орловскую духовную консисторию поступило сообщение купца Шапошникова, что 30 тыс. руб. он положил, но не в Приказ общественного призрения, а в Московскую сохранную казну на бессрочное время. Билет о том, полученный из сохранной казны 4 февраля 1824 г., Иван Васильевич приложил к письму.

8 марта 1824 г. губернское правление предписало губернскому архитектору «ни мало не медля» ехать в Елец. Пока длилась переписка, в сентябре т. г. архимандрит Брянского Петропавловского монастыря Досифей вновь просил возобновить дело о переводе монастыря в Елец.

В первых числах ноября 1824 г. он доносил Преосвященному Гавриилу, что Шапошников волею Божию умер, но жена его Авдотья Фёдоровна, оставшаяся по духовному завещанию единственною наследницею, не только обещает выполнить волю покойного мужа, но ещё жертвует на «обстроение» монастыря 50 тыс. руб. При этом архимандрит Досифей предлагал «старанием своим» окончить постройку за пять лет, что собирался осуществить Шапошников.

В декабре окончил свой земной путь и местночтимый угодник Божий священник Преображенской церкви Ельца Иоанн Борисович Жданов. Согласно последней воли он был погребён возле строящегося храма, которому впоследствии суждено было стать соборной церковью во имя Святой Троицы возрождённой мужской обители.

Обязательство купца И.В. Шапошникова пожертвовать на построение будущего монастыря 35 тыс. руб. 1824 г.

В августе 1825 г. Орловское губернское правление уведомило духовную консисторию о предписании елецкому уездному предводителю дворянства, чтобы он с губернским архитектором, городничим, городским головою, уездным стряпчим и землемером, осмотрев место строящейся кладбищенской церкви, богадельни и предназначенной под монастырь и его службы земли, сняли план, «сообразив с местными обстоятельствами — удобно ли быть там монастырю и не стоит ли к тому каких препятствий». Архитектор должен был вычертить план и составить сметы.

В результате осмотра столь представительной комиссией территории, предназначенной для будущего монастыря, оказалось, что строящаяся церковь к этому времени уже перекрыта сводами. Вместо существующей недостроенной покойным купцом Хренниковым каменной без крыши и потолков богадельни строится новая, а недостроенная будет приспособлена для житья архимандрита. Касательно удобства места, предназначенного для монастыря, оно было выбрано удачно, и построенный монастырь «составит благолепие городу, ни мало не стесняя старое кладбище и выгон».

В апреле следующего 1826 г. члены консистории определили: принимая во внимание состояние Брянского Петропавловского монастыря и удовлетворяя просьбу елецких граждан, «дозволить устройство в Ельце мужеского монастыря» с переводом туда штата Петропавловской обители. Новый монастырь предполагалось сделать штатным третьеклассным, а по церкви — Троицким. Кроме того, предполагалось наделить монастырь мельницей и необходимой пропорцией земли в Елецком уезде, но ни мельницы, ни свободной земли в уезде не нашлось…

В том же 1826 г. Елецкое духовное правление через присутствующего священника Третьякова объявило Евдокии Фёдоровне Шапошниковой указ Святейшего Синода, в котором предлагалось на её согласие выстроить вместо деревянных два каменных корпуса для монастыря. От таковой постройки Шапошникова сначала отказалась, но по совету Преосвященного Гавриила всё-таки согласие дала. Но до строительства дело опять не дошло — консистория затеряла чертежи, и прошло ещё три года, прежде чем чертежи были найдены и было начато корректирование проекта и составление смет, а затем новые согласования с елецкими гражданами.

Фрагмент плана города Ельца 1824 г. 1 — строящаяся на средства И.В. Шапошникова церковь на месте будущего монастыря, 2 — Казанская кладбищенская церковь

В апреле 1830 г. елецкая городская дума уведомила консисторию, что вдова Шапошникова представила в «Думу в залог до Высочайшего соизволения на устроение монастыря деньги золотою и серебряною монетою … 30000 рублей и копию с билета сохранной казны на 70000 рублей; при этом приложен отзыв елецких граждан, что на устроение монастырских зданий по вновь составленным строительным комитетом планам и фасадам они согласны». Рапорт об этом с планами и сметою на 119200 руб. был отправлен в Св. Синод в мае 1830 г.

По получении рапорта следующего Орловского Преосвященного Никодима Синод определил через «синодального обер-прокурора кн. П.С. Мещерского доложить Государю Императору о положении Св. Синода, значащемся в его определении от 18 сентября 1824 года о дозволении в городе Ельце устроить мужской монастырь с перемещением в него штатного Петропавловского и испросить на то Высочайшее Его Императорского Величества соизволение. Сентября 17 дня 1830 года синодальный обер-прокурор объявил Св. Синоду именной Его Императорскаго Величества указ, что Государь Император по всеподданнейшему докладу в 13 день сего сентября Высочайше утвердить соизволил предположение Св. Синода о построении в г. Ельце мужского монастыря с наименованием онаго Троицким и с переводом сюда штата упразднённого в г. Брянске Петропавловского монастыря».

Будущему монастырю была пожалована и соответствующая «пропорция земли». Казённая палата после этого предписала елецкому земскому суду, чтобы весной 1831 г. он «…отвёл Елецкому монастырю удобную к хлебопашеству и сенокосу тридцатидесятинную пропорцию земли из дач Елецкого уезда села Пятницкого, Извалы тож, или села Покровскаго и деревни Новоселитебной, которая из них окажется ближе и удобнее». Летом 1831 г. консистория получила донесение: «Обмежеванная земля … кроме удобности и близости имеет ещё такие выгоды: начинается она от большой Воронежской дороги, где по дальнему проезду выгодно устроить постоялый двор для пользы монастыря; оканчивается же межа у речки Липовки, где удобно и возможно завести рыбные пруды с хозяйственным обзаведением». Отмежевано было земли 32 дес. 244 саж., из которой пашенной — 28 дес. 649 саж., сенокосной 1 дес. 1751 саж. и 2 дес. 244 саж. неудобной, которая находится под речкой Липовкой и под болотом. В следующем году земля была приведена к 33-десятинной пропорции. Была отмежёвана земля и самого монастыря — та самая, которая значится «на прежнем (1824 г.) плане, начиная от реки Ельца на правой стороне его течения и от устья, впадающего в ту реку средины верха Круглого в 96 саженях, где поставлен был межевой столб». Земля эта состояла частью из обрывистых и бугроватых мест, и эти неудобные земли заменили на земли, лежащие у монастыря, а также к левой стороне верха — Суходола, близ его устья.

Из числа отводимой земли три десятины ограничили с правой стороны, идя от города ярмарочной площадью, с левой стороны через улицу — городским кладбищем, с восточной стороны — самим монастырем, а с западной — городским выгоном. Остальные 10 дес. с одной стороны, к городу Ельцу, граничат верхом с Суходолом, а с других трёх сторон — с городским выгоном.

Тем временем 23 декабря 1830 г. Орловская духовная консистория направила в Елецкое духовное правление планы монастыря и фасады монастырских зданий с тем, чтобы выдать их под расписку строителям монастыря, приступающим к постройке. Кроме того, резолюцией Орловского Владыки Никодима предписывается избрать доверенных от города и по желанию строительницы Шапошниковой людей, которым «поручить находиться при закупке материалов и досматривать при производстве строений, вести счёт и записывать в книгу за шнуром и печатью» расходы.

К этому времени церковь, строившаяся ещё с 1820 г., была закончена покойным И.В. Шапошниковым, а стараниями архимандрита Досифея в ней поставлены иконостасы и престолы во всех трёх приделах, куплена вся церковная утварь. Супруга покойного Шапошникова пожертвовала в храм напрестольные одежды и облачения, приобрела книги всего церковного круга и всё необходимое для освящения.

Умершая 29 апреля 1832 г. Евдокия Фёдоровна Шапошникова передала свой капитал и заботы по построению обители по духовному завещанию своим наследникам. Через два месяца после этого наследники — третьей гильдии купец Пётр Алексеевич Талдыкин и второй гильдии купеческая жена Александра Алексеевна Калабина просили о дозволении окончить им постройку монастыря в соответствии с волей их покойной тётки.

В 1832 г., кроме Троицкого храма, была выстроена, оштукатурена и покрыта тёсом ограда, в которой устроено трое ворот: северные — святые, южные и западные — в предположенный сад. По углам ограды находились четыре башни. Над святыми вратами возведён первый ярус колокольни. У южных ворот по обе стороны построены вчерне больница и прачечная. Внутри ограды возведены настоятельский и братский корпуса, дома для казначея и эконома, здания кухни и трапезной с подвалом и хозяйственные службы. Оставалось завершить отделочные работы.

В 1833 г. из-за отсутствия средств работы остановились и были продолжены только в следующем году. В июне 1835 г. архимандрит Филарет — новый настоятель Брянского Петропавловского монастыря вместо умершего архимандрита Досифея — рапортовал Владыке Никодиму, что «приступить к переведению братии из Брянского Петропавловского монастыря в Елец по настоящему летнему времени весьма удобно; для жительства братии келий, кухня и трапезная совершенно устроены». Единственным препятствием для этого оставалось отсутствие освящённого храма. Перемещение братии Брянского Петропавловского монастыря затянулось до декабря того же 1835 г. и было отложено до лета. К началу мая 1836 г. все строительно-отделочные работы были завершены, оставался лишь шпиль на колокольне, который установили к сентябрю. Резолюцией от 13 мая 1836 г. Преосвященный Никодим предписал консистории «сделать надлежащее распоряжение о перемещении братии из Брянского монастыря…». Торжественное открытие обители и освящение Троицкого собора было намечено на сентябрь 1836 г.

Вечером 5 сентября епископ Никодим отслужил в Ельце всенощное бдение, а поутру б сентября от всех городских церквей с храмовыми иконами, в числе коих находились и древние иконы упразднённого Троицкого монастыря, крестный ход двинулся к Вознесенскому собору, а от него к новому монастырю. После встречи крестного хода перед монастырскими воротами по предварительном освящении воды совершено было по церковному чиноположению освящение храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Затем было провозглашено многолетие императору Николаю Павловичу и всей императорской фамилии, правительствующему Синоду, создателям храма и обители, а напоследок вечная память усопшим рабам Божию купцу Иоанну Шапошникову и Евдокии Шапошниковой как главным того монастыря строителям и вкладчикам. После литургии вокруг монастыря со всеми иконами, городским и монастырским духовенством «учинён был крестный ход и отправлены на приличных местах литии с окроплением святой водой». Настоятельские и братские кельи также были внутри окроплены святой водой. По возвращении в новоосвящённую Троицкую церковь отслужен был благодарственный молебен с многолетием и колокольным звоном. Все торжества проходили при огромном стечении богомольцев. После торжественного открытия монастыря «купцами 1 гильдии Иваном Климовым Калабиным и 3 гильдии Петром Алексеевым Талдыкиным — ближайшими родственниками Шапошниковых» для нищей братии в монастыре устроена была трапеза. 13 сентября был освящён придельный алтарь во имя свв. апостолов Петра и Павла.

План Троицкого монастыря 1850 г.

В 1837 г. монастырь был освидетельствован губернским архитектором и составлен акт, из которого видно, что в монастырских стенах «на соответствующих местах, расположены следующие строения: каменный под тесовою крышей флигель для архимандрита; каменный под тесовою крышей флигель для братских келий; каменный под тесовою крышею флигель для келий; каменный под тесовой крышей флигель для трапезы, разделённый сенями на две половины, из которых в одной столовая, а в другой кухня с очагом и русской печью, под этим флигелем сделан выход со сводом и рукавом; каменный под тесом ледник; каменная богадельня, вне монастыря; каменный под тесовою крышей сарай. Все … здания построены прочно, прилично отделаны…».

Комплекс Троицкого монастыря представлял в плане правильный прямоугольник со стенами высотой 8,5 метра, четырьмя круглыми башнями по углам и трёхъярусной колокольней с проезжими воротами в середине северной стены. Поставленная в одной из самых высоких точек города, эта колокольня была увенчана высоким шпилем и служила хорошим ориентиром с дальних участков дорог, ведущих в Елец. Все постройки монастыря того времени, к которым следует отнести главный пятиглавый Троицкий храм и братский корпус, были выполнены в стиле позднего русского классицизма, поэтому линии их строги и каноничны. Очертания глухих башен сдержаны, лишь небольшие шпили над их куполами и зубцы в верхней части служат им украшением. Монументальна и величественна колокольня с проёмами четкой геометрической формы и парными колоннами тоскано-дорического ордера. Разнообразили эту строгость лишь циферблат часов на втором ярусе колокольни и тонкий шпиль на куполе, подчёркивающий мощные формы всего объёма колокольни.

Первым настоятелем восстановленного Троицкого мужского монастыря был назначен архимандрит Флавиан, который управлял обителью с 1837 по 1861 гг. В первый год существования обители кроме настоятеля в ней числилось 12 человек братии.

Проект Тихвинского храма. 1851 г.

По свидетельству иеромонаха Геронтия, о. Флавиан, окончивший Московскую духовную академию и прошедший путь от учителя Оренбургской духовной семинарии до ректора Волынской семинарии, …отличался странно-недоверчивым характером; в течение более 20 лет настоятельства он почти не обращал внимания на благоустройство вверенной ему обители… При его управлении царили буквально скудость и нищета во всём…». Действительно, лишь 5 октября 1850 г. архимандрит Флавиан представил в Орловскую губернскую строительную комиссию проект на постройку второй тёплой церкви в обители, выполненный архитектором Померанцевым. Проект был утверждён 13 октября 1850 г..

Большое количество православных святынь сосредоточено на древнейшей крымской земле: мужские монастыри и женские, храмы, животворящие источники и многое другое. Так, например, вблизи города Бахчисарая можно наблюдать живописное ущелье, которое словно прорезает горы. Оно называется Марьям-дере и переводится с татарского языка как «ущелье Марии». Это место завораживает своей красотой, именно поэтому значительное количество времени тому назад было решено возвести здесь Свято-Успенский мужской монастырь. Он - одна из старейших православных святынь в Крыму.

Версии его возникновения

Существует два варианта появления рассматриваемого монастыря. Первая версия представлена предположением о том, что он был основан в VIII-IX вв. бежавшими из Византии монахами-иконопочитателями. Ущелье Марьям-дере, по их мнению, было подобно древнему Афону (Святая Гора на севере Восточной Греции) и напоминало им родной край. А также важным моментом выступило присутствие здесь источника с пресной водой.

Вторая версия гласит о том, что Свято-Успенский мужской монастырь возник в XV веке. Предполагается, что он был перенесен в ущелье из пещер, расположенных вблизи южных ворот крепости Кырк-Ор, которая была захвачена турками в 1475 году. Вторую версию происхождения монастыря поддерживает знаменитый исследователь А. Л. Бертье-Делагард, который занимается изучением Крыма. По его мнению, существовали древние рукописи, являющиеся подтверждением второго варианта истории возникновения рассматриваемой православной святыни.

Что происходит с монастырем в наши дни?

Очень долгое время он не реставрировался. Поэтому в настоящий момент монастырь возрождается благодаря упорному труду прихожан, монахов и меценатов. На данный момент уже восстановлена пещерная и наскальная иконопись, расположенная над ее балконом, а также прошла реставрация лестницы, которая уводит на самый верхний ярус, откуда можно попасть в светлые кельи.

Закончено строительство колокольни, купола которой позолочены. Они были отлиты на металлургическом комбинате Днепродзержинска совершенно безвозмездно.

Также в Свято-Успенском мужском монастыре находится список иконы Божией Матери, который именуется Троеручица. На протяжении многих лет его посещают множество паломников, как и многие другие мужские

Документального подтверждения относительно основания данной православной святыни и ее первых десяти лет существования не сохранилось. Есть предание, по которому появление монастыря связывается с Преподобным Сергием Радонежским, который приезжал в 1386 году город Рязань. Целью его прибытия было примирение московского и рязанского великих князей, а именно Дмитрия Донского и князя Олега.

Существуют и другие версии, неподтвержденные летописными данными, по одной из которых Свято-Троицкий мужской монастырь был создан рязанским епископом Арсением I в 1208 году, во времена правления князя Романа Глебовича, в качестве одного из укреплений, возводимых по периметру Переяславля - Рязанского.

Хронологические данные

Как и многие православные мужские монастыри, он имеет свою уникальную историю. Данная святыня неоднократно разорялась во времена татаро-монгольского нашествия. Это было засвидетельствовано в документах Храма Святой Живоначальной Троицы от 1595-1597 и 1628-1629 годов.

В 1695 году стольник И. И. Вердеревский возводит на месте деревянного монастыря каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, который впоследствии, точнее, в 1697 году, именуется как церковь Иоанна Предтечи. Затем строит колокольню в три яруса с большими воротами для въезда. Создает каменную ограду, состоящую из пяти угловых башен, а также различные постройки жилого и хозяйственного типа.

Далее, в 1752 году, на средства внука И. И. Вердеревского возводится каменный Сергиевский храм. Затем последовало лишение статуса монастыря. Это произошло в 23 апреля 1919 года. В дальнейшем, а именно в 1934 году, главные сооружения святыни были переданы в продолжительное пользование тракторной мастерской. Затем они эксплуатировались паровозным депо, автошколой и заводом автомобильной аппаратуры.

1987 год ознаменовался решением исполкома города Рязани о воссоздании памятника архитектуры и истории ранее существовавшей такой православной святыни, как Троицкий мужской монастырь и увековечивании памяти великого зодчего М. Ф. Казакова.

С начала 1994 года происходит восстановление Сергиевского храма, а 17 декабря 1995 года осуществляется освящение его Предтеченского придела. Затем Священный Синод 22 декабря 1995 года принимает решение по поводу возрождения рассматриваемого монастыря. Главный Сергиевский придел был освящен 8 апреля 1996 года. А 27 ноября 1997 года — Феодоровский придел.

Что данная православная святыня предлагает паломникам сегодня?

Желающим посетить Свято - Троицкий мужской монастырь всегда доступна комфортабельная гостиница, в которой можно разделить трапезу и, в соответствии с возможностями, остаться на ночлег. Паломникам предлагается посетить действующую библиотеку, в которой более 1400 экземпляров книг. В частности присутствуют тексты Священного Писания, богослужебная литература, творения святых отцов, периодические издания и множество иных книг духовно-назидательного чтения.

Возрождённый Спасо-Преображенский мужской монастырь

Одно из первых упоминаний о данном саратовском монастыре относится к середине XVII века, так называемой левобережной эпохи в истории города. После разрушительного пожара, который случился 21 июня 1811 года, старая православная святыня, располагающаяся в те времена возле Соколовой горы, полностью сгорела. В 1812 году, в связи с Отечественной войной и послевоенной разрухой, была приостановлена реконструкция монастырских строений.

Далее, по приказу императора Александра I, в период, датированный 1914 годом, ранее указанной святыни отведено новое местоположение вне города, точнее, у подножья В настоящее время там проходит улица под названием Проспект 50 лет Октября.

Возведение монастырского комплекса, а именно двух корпусов для жительства братии и Соборной церкви во имя Преображения Господня, началось с 1816 года по проекту знаменитого архитектора Луиджи Руска.

В 1820 году произошло освящение монастыря. Затем, в 1904 году по проекту архитекторов П. М. Зыбина и В. Н. Карпенко при главной церкви была отстроена колокольня на средства от пожертвования основателей саратовского цирка - братьев Никитиных. В начале 30-х годов монастырский собор и ряд его строений разобрали, снесли колокольню.

Свято-Николаевский мужской монастырь древнего города Рыльска

В месте слияния реки Сейм и Рыло возведена вышеуказанная православная святыня в честь Николая Чудотворца. Что касается местности, то она весьма живописна. Строения монастыря располагаются на крутояре, то есть взгорье, у которого имеется крутой восточный склон, уходящий к реке, именуемой Волынка. Также можно полюбоваться раскинувшейся равниной, местами разбавленной дубравами и лугами, которые, в свою очередь, разграничены извилистой рекой Сейм и многочисленными озерами. С северной стороны монастыря проходит живописная цепь холмов, поросших лесами. Они имеют крутые белые склоны, носящие название меловые Вискольские горы.

Летописные свидетельства

В данных записях зафиксировано упоминание чудесной помощи, оказанной Святым Иоанном городу Рыльску в нелегкие для него времена. В 1240 году, согласно словам летописца, исключительно Рыльск сохранился в значительной степени после Батыева погрома. Причиной послужило то, что жители призвали своего покровителя, после чего он явился ликом на стене, который ослепил татар и тем самым спас всех. Далее, в 1502 году, также заступничество святого спасло город от войска золотоордынского хана по имени Ахмет.

Николаевский мужской монастырь, носивший название ранее Волынская пустынь, впервые упоминается в 1505 году. Этот период впоследствии и стал датой его основания. Затем, в 1615 году, святыню сожгли польско-литовские войска Лжедмитрия. И только в начале XVIII века на местах ранее деревянных храмов были возведены каменные, в частности, двухэтажный Никольский, нижний храм которого освещен в честь почитаемой иконы Божией Матери, именуемой Знамение Курская Коренная, Крестовоздвиженский и Троицкий.

Схиархимандрит Ипполит, который был известен православному миру как старец, не последнюю роль сыгравший в возрождении обители, сравнивал строение церквей с плаванием Николая Угодника на кораблях.

Раифский монастырь

Он расположен в 30 км от Казани. Примечательность этого места охарактеризована не только великолепным архитектурным исполнением монастыря, но и весьма занятной историей касаемо его основания.

Монах Филарет решает пожертвовать свое наследство, оставшееся после того, как погибли родители, на благотворительность, а себя посвятить служению Господу. Для этого он уходит учиться в Московскую семинарию. Впоследствии Филарет приобретает популярность в качестве духовного наставника. Бурное внимание со стороны прихожан начинает его тяготить, и он пешком отправляется в город Казань. Во время скитаний в труднопроходимых лесах возле Смоленского озера ему является знамение. Это была протянутая рука, которая указывала на святое место, предназначенное для возведения храма. Сначала он построил хижину, где жил отшельником. Так и началась история монастыря, а священное место в народе прозвали «Раифа», что в переводе трактуется как «Богом хранимое место». К глубочайшему сожалению, Филарет так и не увидел полноценное сооружение, в настоящее время именуемое как Богородицкий мужской монастырь.

Как выглядит православная святыня сегодня?

В монастыре принято вставать рано. В половину седьмого утра раздается колокольный перезвон. Это свидетельствует о том, что прихожане приглашены на утреннюю молитву. Путь в Раифский монастырь выложен многочисленными клумбами с цветами. Справа от него расположен собор Грузинской Божьей Матери. Стены монастыря украшены ее иконами.

В центре монастырской площади возведен Троицкий собор, построенный в начале прошлого века. Он является одним из уникальных представителей архитектурного мастерства относительно того, как создавались мужские монастыри той эпохи. Там присутствуют необычные акустические особенности, вследствие которых хора устремляется ввысь и разлетается на расстояние свыше трех километров.

Заключение

В настоящее время много сил прикладывается к тому, чтобы возродить уникальные православные традиции и, конечно, святыни. В первую очередь это касается воссоздания церквей и монастырей ввиду того, что они выступают не только учреждениями, помогающими удовлетворить культовые потребности верующих, но и духовно-историческими центрами, формирующими фундамент русского государства.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.