Вопрос священнику проблемы на работе с начальством. Как наладить отношения в коллективе? В церковь - на работу

Рабо́та - 1) ; 2) вид трудовой деятельности; 3) деятельность как источник доходов; 4) продукт труда.

Любовь к Богу достигается через любовь к ближнему. Это касается не только родственников, а всех, с кем мы соприкасаемся, в т. ч. на работе. Как известно, христиане не работают, христиане служат. Работа — это одна из форм служения Богу.

Что значит совершать любое дело ради Христа?

  1. Воспринимать любое дело, как порученное Самим Богом.
  2. Избегать греховных дел и занятий вне зависимости от их мирской выгоды.
  3. Молиться перед началом дела, в процессе его выполнения и после.

Может ли «светская» работа быть формой служения Богу?

Не исключает такого рода работу из области тех направлений трудовой деятельности, которые могут быть богоугодными и полезными для нравственного преуспеяния , на том только основании, что его работа, формально, носит светский характер.

Известно, что свёл основные Божьи заповеди к двум: о к и любви к (как к самому себе) (). Проявлять же любовь к Богу и ближнему можно не только служа в или при храме, но и работая, исполняя, казалось бы, сугубо светские обязанности. Разве, к примеру, верующий врач, писатель, поэт, историк, художник, защитник отечества, эколог не может прославлять Бога, проявлять любовь к ближнему, работая на своём месте, работая так, чтобы это бы угодно Богу? Очевидно, что может. Это можно назвать формой служения Богу. Вообще же говоря, таких видов «светской» работы - много.

Работа в Церкви

Многие люди, обратившиеся к Православию, начинают тяготиться «светской» работой. Это неудивительно, ведь устремления нецерковного общества все дальше от того, что приемлемо и ценно для христиан. К поиску работы «при храме» подталкивает и желание послужить Церкви. как работодатель - тема разговора, который мы начинаем в этом номере. Тут есть много вопросов. Например, распространено мнение, что в православных организациях эффективность работы ниже, чем в светских. Так ли это, а если так, то почему? Нужны ли и возможны ли «параллельные» светским православные структуры - больницы, школы, мастерские и пр.? Чем вообще работа в Церкви отличается от «светской»?

Мнения об этом настоятелей нескольких московских храмов узнал корреспондент «НС» Владимир Тоцкий. «Я бы на месте директоров давал объявления: ищу верующих сотрудников» Протоиерей - магистр богословия, доцент Московской духовной академии и профессор Свято-Тихоновского Богословского института, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Храм занимается издательской деятельностью. Выпускается приходской журнал «Киприановский источник», книги и брошюры богослужебного, житейского, научного содержания. При храме работает библиотека. Действует воскресная школа, где кроме Закона Божия преподается иконопись, пение, рукоделие, а подросткам - иконография, церковное зодчество, начала журналистики, выпускается детская приходская газета. Каждое воскресенье собирается родительский клуб.

Особенностью приходской жизни стали крестные ходы к местным святыням, установление памятных крестов и молебны у них. - Отец Сергий, какие трудности у православного в светском обществе? - То, что неверующая среда нас окружает - это наша действительность. И не надо этого бояться. В раннем христианстве в Римской империи христиан окружали язычники. Верующие собирались ночью в катакомбах для богослужения, а днем работали. Надо уметь преодолевать эти трудности спокойно. Если над тобой смеются, ругают, плюют в спину - и такое было, - надо потерпеть. Трудности эти вполне переносимые. Это ведь не арестовывают, не сажают, как раньше. - Есть ли среди церковных организаций крупные работодатели? - Церковных организаций-работодателей у нас, видимо, очень мало. У нас нет и политических движений, связанных с Православием. Если есть патриоты, то они не всегда православные. Никто из правительства и Думы не сказал: «Я православный, верующий человек».

Может, только один Подберезкин. А между тем, будь я работодатель, то сделал бы то же самое, что сделал один немецкий юноша много лет назад. Он в одной газете дал объявление: «Ищу девушку христианского мировоззрения для создания семьи». И я бы на месте директора давал подобные объявления, мол, ищу верующих сотрудников… Я бы знал, что верующий человек меня не обманет, не украдет - он Бога боится. Мне известно от моего отца, что владыка занимал в Соловецком лагере должность казначея, т.е. выдавал зарплату офицерам НКВД, т.к. они сами себе не доверяли. Но они знали, что русский архиерей не украдет. Какие проблемы на церковной работе? Мало денег? Да. Искушения? Да, так как у нас бушуют страсти, здесь передовая, фронт, где постоянно нападают бесовские силы, и нам не всегда удается от них отбиваться. И в тоже время происходит какое-то чудо: денег нет, а храм восстанавливается. Жертвуют доски, кирпич, бетон. В храме свой особый курс валюты. Если мастер говорит, я в миру сделаю эту работу за столько-то, то для вас в три раза дешевле.

Потому что для Бога. Ведь даже стройматериал, простой кирпич ведет себя по-особенному в храме, в жилом доме, торговом заведении или, еще хуже, в увеселительном. Музейные работники, например, удивляются: старинные облачения, шитые золотом, хуже сохраняются, если висят на стенде, чем те, которые находятся в употреблении, в которых служат. - Ваше мнение о совмещении светской работы и работы в храме? - Таких прихожан мало. Сейчас человек, имеющий работу, так загружен, что сил идти еще куда-то просто нет. Сейчас в коммерческих структурах от работника требуют в десять раз больше, чем в советское время. Люди нам нужны, но мы еле сводим концы с концами. - Кто конкретно? - Делопроизводитель, человек по связям с общественными организациями, сторож, уборщицы… - А какие трудности испытывает настоятель храма, духовник, просто священник? - Я преподаю в Духовной академии и Свято-Тихоновском институте. Работаю в комиссии по канонизации Рязанской епархии, в Православной энциклопедии. О том, чтобы пойти в гости или просто погулять по улице, нет и речи. Современный батюшка похож на солдата, который сидит в разветвленном окопе и бегает от одного орудия к другому, заменяя собой целый взвод. А надо причащать, исповедовать больных, встретиться со школьниками, реставраторами, строителями, художниками… Раньше в таком режиме работал святой праведный Иоанн Кронштадский - теперь все наши батюшки. Но если вспомнить диалектику преподобного , мы живем в самое благоприятное время. Дивеевские монахини в жуткой нищете жили и однажды пожаловались батюшке Серафиму. Что он им ответил? Я, говорит, могу всю эту глину в золото превратить, но вам это будет не полезно. Вот вам и полезно концы с концами сводить. И буду молиться Богу, чтобы так оно и было. И у нас то же самое. Мы два года служили без отопления. Вода текла по стенам. А когда у человека много чего-то, он невольно развращается духовно. «В православной среде труд воспринимается как благословение Божие» Иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Храм занимается издательской деятельностью. При храме работает большой книжный магазин и иконная лавка. Неимущим выдаются книги для чтения. В магазине существует небольшой отдел постных продовольственных товаров. При храме создана иконописная мастерская. Действует воскресная школа для детей с библиотекой.

Недавно Святейший Патриарх Алексий II благословил иером. Сергия на строительство нового храма в Бибиреве. - С какими проблемами сталкивается пришедший работать в храм? - Мало денег - раз. Есть храмы и не бедные, но и в них, бывает, платят мало. В этом уже вина настоятеля. Нельзя держать работника в черном теле, у него тоже семья, дети есть. Вообще, люди должны жить достойно. Я не считаю, что Богу угодно, когда люди, строящие или восстанавливающие , живут в нищете. А кто платит достойно, я знаю, у того и работники есть, и средства Господь посылает. «Всякий трудящийся достоин пропитания» - говорит Священное Писание. Если платить достаточно, твой сотрудник не будет искать работы на стороне, а весь свой профессионализм и силы посвятит храму. Бывают случаи, когда человек не хочет брать зарплату. Я его просто заставляю, потому что бесплатно он будет работать до поры до времени. А деньги, которые ты человеку платишь, он же тебе их и заработает. И никогда не будет проблемы, где взять работника. - Какие профессии востребованы в храме? - Многие. Издательские работники, программисты, бухгалтера, экономисты. Экономика храма должна быть современной. Я считаю, что мы сами должны зарабатывать деньги. Это более правильно, чем ходить с протянутой рукой к людям нецерковным. Кто хочет помочь, сам принесет, чего у него просить. - Преимущества работы в церковной общине? - Круг единомышленников. Человек работает для Бога, для ближнего, для спасения своей души. Это все дает большое утешение. Потом возможность постоянно бывать на богослужении. Нужно выбирать для работы такой храм, где настоятель не посылает сотрудника во время богослужения бегать туда-сюда. У нас, к примеру, трапеза готовится с вечера. Потом, постоянное окормление и общение с духовником, возможность в праздник причаститься, что на светской работе бывает не всегда. - Батюшка, мне один считающий себя православным руководитель заявил, что в коммерческой организации верующий сотрудник - большая роскошь. То у него Пасха, то преполовение… Да и сослуживцев он «развращает» своим нежеланием заработать денег себе, а значит, и фирме. - Человек, работающий в храме, менее зависим от мира и его соблазнов. В общине всегда можно найти помощь, сочувствие. В храме ты служишь Богу, и это главное, так как человек для этого и рожден. Говорят, что в храме больше искушений? Просто в миру что-то за искушение не считается, а считается за обычную жизнь. А приходит человек из мира в храм и думает, что там ангелы…

Бывают, конечно, проблемы и со старостой, и с настоятелем. Надо потерпеть. Ведь не без промысла Божьего эти люди в храме оказались. - Нужны ли, как вам кажется, параллельные светским православные структуры и организации? - Думаю, нужны. Особенно школы и детские сады. В православных гимназиях тоже есть свои проблемы, но там хоть голову не оторвут и матом не ругаются открыто. В современной школе нормальный человек ни учить, ни учиться не может. Мне кажется, воскресные школы должны перерастать в православные гимназии. В больницах другое. Попадает верующий человек в светскую среду, на нем начинают «ездить»: поручают самое тяжелое, а платят меньше, пользуясь его безответностью. А он и за больным по-другому ухаживает, не просто как медик. Потому что спасение его души, а это для него главное, зависит от его отношения к больному. Преподобный сказал, что болящий и ухаживающий за ним получают одну награду. В православной среде труд воспринимается как благословение Божие, как радость, а не как необходимость зарабатывать деньги. Люди, которые понимают хотя бы немножко, что такое Православие, ценят верующих людей, стараются взять к себе на работу, назначить начальниками: на них положиться можно, они не станут обманывать, воровать, тянуть на себя одеяло. А когда целая фирма таких работников, то совсем замечательно - одна большая семья, некий монастырь в миру получается. Я знаю таких предпринимателей, которые берут к себе на работу только верующих людей. И я приветствую создание православных структур в любой области. Еще в 1989 году мне рассказал один офицер об эксперименте в армии. Собрали православных военнослужащих в один взвод. Тут же он стал самым первым по всем показателям.

Не было дедовщины - этого проклятия современной армии. Первые и в учебе, и в стрельбе, и в работе. Более сильные слабых подтягивали, учили, заботились. Любой православный человек, наверно, хочет или в монастырь уйти, или при храме работать. Но не всегда есть такая возможность. Надо развивать производство. Раньше монастыри России давали 20 процентов валового продукта сельского хозяйства. Думаю, и сейчас это возможно. «В большом приходе нужны люди и технических, и гуманитарных профессий» Протоиерей , настоятель храма Благовещения в Петровском парке, и.о. председателя отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. При храме Благовещения уже более десяти лет действует сестричество во имя св. прпмц. Елисаветы, три года - православный детский дом «Павлин». Есть своя гимназия, книжное издательство, выпускающее духовную и церковно-историческую литературу. Ежемесячно выходит приходская газета «Календарь». - Нужны ли и возможны ли, на ваш взгляд, параллельные светским православные структуры? - Безусловно. А что в этом плохого? Прихожанину легче и удобнее пойти к православному врачу, практикующему на территории храма. Я знаю, что уже есть при храмах даже зубоврачебные кабинеты. Я и сам не раз пользовался. Когда я плачу врачу, я знаю, что деньги пойдут его семье, его детям, но небольшая часть достанется храму, на ремонт крыши, ограды, а не будет переведена в какую-нибудь офшорную зону. Православные детские дома уже существуют. Роддом необходим, так как нельзя под одной крышей рожать и одновременно убивать неродившихся детей, как это бывает в госучреждении. - А в чем разница работы в миру и в храме? - Я буду говорить только о своем приходе. На мой взгляд, работа в миру отличается меньшей социальной защищенностью. Работник там зависит от каприза работодателя. Хозяин может разориться, предприятие закрыться. Но все эти негативные аспекты работы в миру компенсируются возможностью заработать больше. В храме работают в основном единомышленники, душевная атмосфера более благоприятная. Да и режим работы щадящий.

Плюс питание, фактически домашнее. Зарплата выплачивается без задержек. - Но при храме не все могут найти работу по специальности… - Мало кто из родителей готовит и воспитывает своих детей для работы в храме. Но в большом приходе, каким является наш, нужны люди и технических, и гуманитарных профессий, и даже военные. В воскресной школе нужны опытные педагоги. Издательские работники, журналисты, продавцы всегда найдут работу, т.к. сейчас почти каждый храм что-нибудь да издает. У нас ежемесячно выходит газета в 50 полос. Издаем книги: жития, молитвословы, просто редкие книги… Хорошие художники, иконописцы, реставраторы всегда желанны. Нужны в храме строители, маляры, штукатуры, сантехники, повара, водители (у нас есть свой гараж). Нужны музыканты, певчие. - Бытует мнение, что у работающих в храме много искушений. - Везде искушений достаточно. Разве в армии меньше искушений? А в милиции, а у водителя? Может быть, в храме каждая спичка видится бревном. По контрасту, так сказать. - Обычно в церковной структуре не просто проявлять инициативу, т.к. многие вопросы упираются в благословение настоятеля либо в отсутствие средств в казне храма. - В миру точно так же. И президенты зависят от принятого бюджета.

А возможности проявить инициативу предостаточно: вопросы катехизации, воскресная школа, восстановление храма… У нас создана в интернете крупнейшая в мире русская православная библиотека. Открывай, читай кто хочет. Правда, многие инициативы нуждаются в энтузиастах и не всегда могут вознаграждаться материально. - Но самая большая ценность, наверное, - это хороший работник, добросовестный, способный принимать решения, обязательный. Деньги на ремонт найти можно, а вот специалиста… - Дефицит кадров существует везде. Даже в правительстве. Но специалисту и платить нужно много. Команда у меня хорошая, но, будь у прихода средств побольше, я бы собрал более сильную команду. Не все прихожане способны пожертвовать своим благополучием и перейти на работу в храм.

Источник: Журнал «Нескучный сад»

В церковь - на работу?

Чтобы иметь возможность бывать в церкви не раз в неделю, а каждый день, постно питаться, беседовать с единоверцами «о духовном», некоторые новообращенные православные готовы даже оставить высокооплачиваемую работу и стать церковным певчим, чтецом, сторожем, уборщицей… Но принесет ли работа при храме пользу душе? Ведь в церкви - свои «искушения».

В одной из своих книг рассказывал о крестьянине, который любил приходить в храм и проводить в нем долгие часы. На расспросы, чем же он занимается все это время, крестьянин отвечал: я смотрю на Бога, Бог смотрит на меня, и нам обоим хорошо. Для людей, с детства воспитанных в вере, пребывание в храме - на церковной службе или просто для молитвы - органичная часть жизни, но, пожалуй, только новоначальные испытывают от этого восторг, граничащий с евангельским «хорошо нам зде быти». С момента моего воцерковления прошло больше десяти лет, но я до сих пор помню, как не хотелось уходить из храма после службы, как тянуло зайти туда всякий раз, когда оказывалась рядом. Помню зависть - в хорошем смысле, если, конечно, зависть может быть в хорошем смысле, - ко всем «труждающимся»: певчим, свечницам, просфорницам, даже к церковному сторожу. Им-то уходить не надо, они «свои» в этом дивном мире, пахнущем воском и ладаном, в самой его сердцевине.

Наверняка у каждого неофита, пусть даже только в теории, возникала эта мысль: и я тоже хочу. Хочу работать для Бога - и для вот этого конкретного храма в том числе. Кстати, служащие в церкви стараются не называть свою работу работой. «Мы трудимся для Господа» - словно подчеркивая, что светская работа - это исключительно на благо своего кармана. Понятное дело, церковная зарплата (если она, конечно, есть) - это всего лишь скромное материальное приложение к духовной радости, но подход все равно странный. Практически любая работа делается для других людей, а все, что мы делаем для других добросовестно и с любовью, мы делаем для Господа. Так что я все-таки рискну назвать церковный труд работой. «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом» - эти слова псалма не только о духовном труде, но и о самом простом физическом. Как говорится, будьте осторожны в своих желаниях - они могут исполниться. Два года я преподавала в воскресной школе и семь лет пою на клиросе, так что приходскую жизнь знаю изнутри. И смело могу сказать: труд в храме, за исключением некоторых нюансов, практически ничем не отличается от любой другой работы. Более того, если брать в расчет духовную специфику этого труда, есть в нем нечто такое, что делает его не слишком полезным для незрелых и слабых душ.

И это не только мое мнение. Хорошо известен тот факт, что архимандрит не слишком охотно благословлял своих мирских духовных чад на приходское служение. Как представляет себе «внутренность» церковного мира человек, который только-только к нему прикоснулся? Примерно как некий филиал Царства Божия на земле. И это не совсем иллюзия, скорее, дело в так называемой призывающей благодати, знакомой каждому новоначальному. В это удивительное время мы без какого-либо усилия замечаем все хорошее и в упор не видим негатива - душа просто отталкивает его от себя. И нет бы продлить этот период - но так хочется углубиться в церковную среду, и мы даже не даем себе труда задуматься, что ближе к храму не обязательно означает быть ближе к Богу. Когда действительность не соответствует ожидаемому, это всегда неприятно и обидно. От обычной мирской работы никто не ждет неземных радостей. Она дает средства к существованию, позволяет общаться с людьми, а если к тому же доставляет удовольствие - чего еще желать. И даже если с работой что-то не так, ее всегда можно сменить, мир от этого не рухнет. Иное дело - церковь. Используя известное в православном рунете анонимное высказывание, «главная задача человека, увидевшего церковную жизнь изнутри, - сделать так, чтобы о ее содержании не узнали люди с деликатной душевной организацией». Неужели все так ужасно? Разумеется, нет.

Просто каждый желающий трудиться в храме должен отдавать себе отчет, насколько он способен бороться с тем, что церковные тетеньки, поджав губы, называют «искушением». Как это ни грустно, та часть Тела Христова, которую представляют собой живые люди, больна - потому что больны все мы, физически, душевно и духовно. Даже прославленные в лике святых при жизни были обычными людьми со своими недостатками, грехами, пороками, с которыми они более или менее успешно боролись. Вот и в церковь мы приносим свои мирские нестроения. Сможет ли новичок, окунувшийся в приходскую глубину, понять это, отбросить наносное, несвойственное настоящей духовной жизни - как мы принимаем любимого человека со всеми его недостатками? Или скажет, став в позу: «Нет, такая церковь мне не нужна, лучше уж «Бог-в-душе»? Первое, с чем сталкиваешься, придя трудиться в храм, - это то, что приход напоминает гигантскую коммунальную квартиру (особенно если это небольшой приход). В нем все обо всех всё знают. А что не знают - домыслят. Поначалу это даже радует, поскольку процесс превращения в «своего» невозможен без накопления внутренней информации. Знакомства, установление отношений, разговоры, все более откровенные… И в какой-то момент понимаешь, что лучше бы тебе всего этого не знать.

Даже если трапезной в храме нет, от разговоров этих все равно никуда не денешься - догонят и в притворе, и на лавочке. Многие верующие, часто посещающие храм, со временем замечают, что благоговение куда-то потихоньку уходит. Не то чтобы совсем равнодушие или какие-то кощунственно-циничные мысли (хотя бывает и такое), но нет уже того душевного жара и трепета, которые когда-то охватывали при первом же возгласе: «Благословенно Царство…». Рутинная молитвенная работа, которую лишь изредка взрывают настоящие живые чувства. А что тогда говорить о тех, кто в храме каждый или почти каждый день и во время службы действительно работает - чтобы служба могла совершаться? Ну, священника не будем трогать, а остальные? Певчие поют, чтецы читают, свечницы за подсвечниками следят, работницы свечной лавки записки принимают. Когда им молиться? Особенно певчие часто жалуются: какая молитва, попасть бы в ноты, вот пойду в другой храм, там и помолюсь. Хорошо, если батюшка объяснит, что молитва бывает не только словесная, но и делом. Помогаешь другим молиться, - значит, и сам молишься. А бывает и обратный вариант. Я тут пою (читаю, подсвечник чищу), мне законы не писаны. И уже можно во время службы посидеть, поболтать, журнальчик полистать, выйти покурить на Шестопсалмии. В певческих группах и сообществах очень популярен список из множества пунктов «Как развлечь себя во время службы» - эдакие вредные советы в духе Остера. Это, говорят, наш здоровый профессиональный цинизм, забывая, что профессиональный цинизм в принципе не бывает здоровым - это просто психологическая защита от перегрузок.

Интересно, от чего надо защищаться на клиросе? Из «мне законы не писаны» логично вытекает пренебрежительное отношение храмовых служащих к «простым» прихожанам. Или, как их зачастую называют, к «народу». На вас никогда не орали церковные уборщицы за плохо вытертые ноги? Вас не выгоняли из храма за нарушенный дресс-код? Это еще что, вы бы послушали, как отзываются о вашем пении «мимо кассы» на клиросе, когда вы старательно выводите: «…И жизни будущаго века, аминь». А еще - хихикают над вашими вербочками и березками, над обмотанными поверх брюк платками, над любым вашим промахом. «Ох, тут одна меня сегодня спросила… просто умора!» И когда певчие цепочкой выбегают на помазание, далеко не все из них сознают, что без очереди их пропускают вовсе не потому, что они высшая каста, а лишь потому, что им сейчас надо петь следующий ирмос. Нельзя не сказать и о еще одном моменте, мистическом. Особенно это касается все того же клироса, который не зря называют церковным передним краем борьбы. Случается такое, что умный, милый, спокойный человек вдруг ни с того ни с сего ведет себя так, словно его муха укусила, а потом и сам не может понять, что на него нашло, почему сорвался, нагрубил, обиделся на невинное замечание. Да-да, именно оно - то самое пресловутое «искушение», с которым зачастую не удается справиться. И сам грешишь, и других вводишь в соблазн осуждения: так вот ты какой, цветочек аленький! Рано или поздно проблемы отношений возникают на любом, даже очень дружном клиросе, да и не только на клиросе.

Ну и под конец на «неприличную» тему - денежную. В плане разрушения иллюзий она, пожалуй, самая действенная. Воистину, блажен тот, кто не получает в храме зарплату и вообще никак не сталкивается с этой стороной церковного бытия. Но это практически невозможно. Даже в самом бедном или, напротив, благополучном с точки зрения перераспределения денежных потоков храме всегда найдутся недовольные и завистливые, да еще и с длинными языками. «То ли он украл, то ли у него украли…» Одни жалуются, что зарплата маленькая, другие с подозрением смотрят на батюшкину новую машину или матушкино новое пальто. «Я на ремонт жертвовал, ремонта как не было, так и нет, а обновки - вот они». Ну, а где же плюсы работы в храме, почему о них ни слова? Да потому что это очевидно и можно описать кратко. Еще раз вернусь к истории, рассказанной владыкой Антонием. Храм - дом Божий. Я смотрю на Бога, Бог смотрит на меня, и нам обоим хорошо. А решать, трудиться в храме или нет, - вам и вашему духовнику. Бог в помощь. Комментирует протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татианы при Московском университете: - Сразу по двум соображениям я не рекомендовал бы этого делать новообращенному христианину (устраиваться на работу в храм - прим. ред.) Во-первых, потому что немногие из нас приходят в Церковь с такой мерой покаяния, изменения своей личной жизни, какая, например, была у преподобной Марии Египетской и других великих святых. Мы от каких-то грубых грехов пытаемся отстать, но еще почти ничего в Церкви не умеем.

А главное в Церкви - это молитва и Богообщение. Человеку же, в этом пока не укорененному, опыта молитвы и Богообщения не имеющему, очень легко подменить главное чем-то земным, что у него неплохо может получаться. Он может быть неплохим профессионалом по компьютерам, это пригодится в храме. Он может быть хорошим организатором по характеру и стать помощником при походах и паломнических поездках. Он может быть хорошим хозяйственником, его привлекут в помощники старосты. И это второстепенное человек может начать воспринимать свою деятельность как церковную жизнь, как-то, чем прежде всего нужно заниматься. И произойдет такая аберрация, искажение духовного зрения. Это первая причина, по которой нужно посоветовать полгода, год, полтора года просто ходить в храм, молиться, привыкать к ритму богослужения, поста, личного молитвенного правила. Покаянию учиться.

А потом уже потихонечку, шаг за шагом, начинать прилепляться к каким-то внешним видам церковной активности. Второе. Церковь в некотором смысле сообщество святых, но в некотором, как говорил преподобный , толпа кающихся грешников. И если новоначальный церковный человек слишком рано, не будучи в главном в церковной жизни укоренен, увидит немощи воцерковленных людей, о которых он часто со стороны думает как о том самом сообществе святых, включая и священнослужителей, которые могут оказаться вовсе не идеальными, то для него это может оказаться непросто переносимым соблазном. Когда-то, несколько лет спустя, когда все по-другому уже будет восприниматься, это и проблемой-то может не стать. А тут чуть ли не до ухода из Церкви можно дойти. Поэтому я бы не советовал слишком рано включаться в церковную работу и внешнюю церковную активность. Пусть человек сначала почувствует себя в Церкви дома, а потом уже займется внешними трудами.

Помогите, пожалуйста, советом. Не могу разобраться, что со мной происходит.
С Нового года меня как будто подменили. У меня очень тяжёлая работа в эмоциональном плане. Я работаю руководителем отдела по управлению проектами. А это как всегда нереальные сроки, на которые "подписывает" руководство. Деньги в организации всегда зажимают и наш "хозяин" не очень честен в этом отношении.
У меня достойная зарплата, благодаря моему вышестоящему начальнику, который был моим другом и тащил меня. Я всегда радел за своих сотрудников, пытался выбить у руководства для них какую-то финансовую мотивацию. В итоге так получилось, что я поругался со своим другом-начальником, он меня "демонизировал", что-то надумал себе и сказал, что работа - работой,
но больше у нас не будет никаких личных отношений. Так ещё он начал параллельно заниматься своим делом, не имеющим отношение к основной работе. И всех моих сотрудников позвал с собой, без меня. Я раза 4 предпринимал попытки поговорить, объяснял всё.
Он меня не слышит. В итоге я один против всего коллектива, сотрудники со мной не считаются и основная работа им не очень интересна. Так что приходится выбирать или "тащить" всё одному или относиться ко всему "халатно". А относится "халатно" я не люблю.
В итоге мой рабочий день превратился в "пересидеть" до вечера, радостно приехать домой, побыть час с семьёй и снова и снова и снова.

Уже полгода я нахожусь в состоянии какой-то депрессии, с утра трясучка. Всё плохо, ничего не получится и пр. Такое ощущение, что нервная система себя истощила и уже не может сопротивляться этим постоянным проблемам.
Т.к. 4 года я только и делаю, что решаю какие-то постоянно внезапно возникающие проблемы.
А может всё моё нутро говорит, что я не на том месте, на котором мне нужно быть.
Мне не хочется ничего, не хочется ездить на эту работу.
Но дома у меня жена, которая не работает и работать не собирается. У нас ребёнок и скоро родится ещё один.Я всё понимаю, уныние это плохо, грех жаловаться на свою жизнь, надо принимать всё как есть, радоваться тому, что у тебя есть, я и радуюсь, но хочется всё бросить и бежать без оглядки. Почему-то сил сопротивляться этому всему уже не осталось.
Наверное стоит выбрать или душевное спокойствие или высокооплачиваемую работу. Вместе не бывает.
У меня даже есть предложение, но я боюсь, что потеряю больше, чем приобрету, не очень доверяю человеку, который мне эту работу предложил.Может быть я по жизни сделал что-то не так, неправильно веду себя в Церкви и по отношению к окружающим.Я решил для себя ходить Причащаться раз в месяц, читаю все утренние и вечерние молитвы, молюсь Спиридону Тримифунтскому, Сергию Радонежскому, Матроне, использую свои
средства для помощи окружающим.

Вы правильно поступили, что стали свою проблему решать путем духовного совершенствования. Частым посещением храма и участием в таинствах Церкви Вы подготовите душу для принятия решения по поводу не только работы, но и всего уклада жизни.

Количество записей: 113

Здравствуйте! Я служу в Дагестане уже 6 год, нас не хотят переводить, могли бы Вы помолиться, чтобы меня с семьей перевели? И у нас сегодня убили сослуживца, могли бы помолиться и за него, 2 детей осталось и жена.

сергей

Сергей, помоги вам Бог. Конечно, там не сладко и очень опасно. Помолимся, и сами Вы тоже молитесь. Помните слова Христа: «просящий получит и стучащему отворят».

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. я хотела бы узнать ответ на вопрос: дело в том, что я работаю на низкооплачиваемой работе и на дорогу в день трачу чуть больше 100 рублей (в месяц - почти треть зарплаты). Чтобы избежать траты, я взяла у сестры-школьницы бесплатный проездной, т. к. пока она им не пользуется. Не грех ли это? Спасибо.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Вы же не зайцем ездите, проездной за деньги куплен, законным путем. Правильно будет потребовать от работодателя предоставления проездного или компенсации транспортных затрат.

иерей Александр Белослюдов

Благословите! Спасибо за очень полезный сайт и эту рубрику. Стараюсь ежедневно прочитывать вопросы-ответы, т. к. получаю ответы на многие свои вопросы. Прошу вашего совета: работаю в муниципальном учреждении, недавно мне дали отдельный кабинет; можно ли самой прочитать молитвы на освящение кабинета? Священника пригласить не получится. Спасибо за ответ.

Анна

Анна, освятить Ваш кабинет в полной мере может только священник. Если нет возможности пригласить батюшку, то Вы можете повесить в кабинете иконку и окропить его крещенской водой со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Никаких других молитв читать не следует.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Мой знакомый - трудоголик, работает по 15 часов в сутки, без выходных (умственный труд). У него постоянно повышенное давление, курит, спортом не занимается, а недавно случился микроинсульт, но он не хочет лежать в больнице, сколько рекомендует врач. И чувствую, что он не сделал никаких выводов, что надо менять образ жизни. Я переживаю, что это все плохо закончится, а он говорит, что не может не работать, т. к. надо отправлять деньги больным родителям. Как объяснить человеку, что если он не будет заботиться о своем здоровье, то он может умереть или остаться инвалидом?! Я молюсь о его здравии 1-2 раза в день, но думаю, что этого не достаточно, он сам должен серьезно к этому относиться. Какие слова найти, чтобы он прислушался, и могу ли я что-то сделать в этой ситуации? Благодарю за ответ. Пожалуйста, не публикуйте мой вопрос на сайте.

Елена

Скажите ему, Елена, что кроме работы у него есть еще один долг – очищение от грехов своей души. На это дело ему и отмерено время жизни и мера здоровья. Как бы не получилась такая ситуация, что он все время и здоровье потратит на вещи, хоть и нужные, но суетные, а когда поймет, что Господь от него требует отчета в прожитой жизни, результатов его духовной жизни и плодов покаяния, он уже будет лежать без сил и без ума, как овощ. Пусть задумается.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я человек православный, а вот на работе коллеги разной веры или вовсе - атеисты. Поскольку мы с коллегами много времени проводим вместе, иногда возникают разговоры о религии. Одни говорят - Бога нет, другие утверждают, что истинный Бог - Аллах и т. д. Вопрос: как мне правильно вести себя, когда в моем присутствии начинают обсуждать такие темы - сделать вид, что я ничего не слышу, либо высказать свою точку зрения и замолчать, либо настойчиво пытаться убедить своих собеседников в истинности православия?

Валентина

Дорогая Валентина, в таких беседах лучше о своей вере говорить, только когда Вас спросят. Ведь это самое дорогое, сокровенное. Не всякому и не везде говорим мы об этом. Можем и отказаться участвовать в спорах, часто пустых, ни к чему не ведущих. «Это работа, а не клуб полемистов. Я пришла - работать» - такое отношение поможет поможет Вам спокойнее относиться к этим разговорам. Да поможет Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, я сдаю магазин в аренду, но в договоре написано, что магазин сдаётся безвозмездно, хотя человек платит мне деньги. Нужно ли переписать договор?

Сергей

Здравствуйте, Сергей. Поступите, как подсказывает Вам совесть. Или платите налог с аренды, или денег не берите. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Доброго здоровия, батюшки Я договорилась с одним человеком после работы пойти в храм на вечернюю службу, чтобы исповедаться перед причастием. За пять минут до окончания смены позвонили с производственного участка и велели остаться, чтобы разработать им технологию. Я ответила, что рабочий день закончился и меня уже ждут, ушла. На исповеди я этот случай рассказала. Но недоумение осталось. Согрешила ли я? Спасибо за ответ.

Маргарита

Маргарита, все зависит от того, насколько Ваша помощь была необходима. Одно дело, если работодатель часто злоупотребляет своим положением и заставляет работников задерживаться после работы. И совсем другое, если без Вашей помощи в тот момент действительно не могли обойтись. Думаю, для успокоения совести нужно объясниться с коллегами.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Я работаю на руководящей должности в юридическом отделе очень крупной алкогольной компании. Стараюсь добросовестно исполнять свои обязанности. Вопрос в том, не грех ли работать на фирме, которая в массовом количестве выпускает и продает водку, вина и т. п.?

Игорь

Формально греха нет, ведь не Вы заставляете пьяницу тонуть в зависимости все глубже и глубже. Что угодно люди могут использовать во грех, что ж теперь делать всем производителям? Но если вопрос этот будет Вас мучить и дальше, возможность когда-то сменить работу у Вас остается. Да хранит Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне, пожалуйста, решить такую проблему. У меня 2 детей, 4,5 и 2,5 года. Весной сыну исполняется 3 года, и мне нужно будет выходить на работу. Но за время декрета я настолько сильно свыклась с семейным бытом, даже несмотря на его трудности. Я не представляю себя на работе, не представляю, что моими детьми будут заниматься бабушки и воспитатели. Я же мать и жена, знаю и люблю эти роли всей душой! Бог ведь с меня за детей спросит, а не с бабушек! И сидеть бы мне дома, но муж убежден, что я должна работать ради стажа и пенсии. Никак я его не могу убедить, что мне дети дороже. Да и дома сидеть я не всегда собираюсь, а пока дети в школу не пойдут. Материальное положение позволяет мне не работать пока. Мы в достатке. Третьего родить пока не можем, нет своего жилья, муж военный, ездим с места на место. Но я бы все равно родила,а муж пока не хочет больше детей. Батюшка, простите за многословие, но мне очень важно ваше мнение. Права ли я в своей позиции, что работа может подождать, и детям я сейчас нужнее? Стоит ли настаивать на своем, или выйти на работу ради послушания мужу, а там Бог сам все управит? Спаси Вас Господи!

Татьяна

Дорогая Татиана! Это ли ни счастье и не предназначение жены – быть хранительницей дома и воспитателем детей? Тем более, что с финансами у Вас все, слава Богу, хорошо. Никто не воспитает Ваших детей лучше, чем Вы сами. А в нашей стране пенсия – это такая призрачная реальность… Мне, например, не верится, что когда придет время получать пенсию, то, что Вы заработали, Вам вернут. Лучше инвестируйте Ваши силы, время, молодость и здоровье в деток, а достаток в старости при правильном воспитании они Вам обеспечат. Да и Господь не оставит того, кто положил все свои силы, чтобы воспитать своих детей в вере и благочестии. Так что постарайтесь еще раз поговорить с супругом и убедить его, что Вы нужнее детям, а не государству. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, уважаемые батюшки. Хотелось бы обратиться к отцу Максиму. У Вас я нашла очень много полезных, вразумительных советов, написанных живым языком. Посоветуйте и мне, как поступать в таких, казалось бы, обыденных ситуациях, как детские истерики. Я работаю няней в одной семье, в США. Здесь детей воспитывают не так, как у нас. ЗДЕСЬ ПОЗВОЛЕНО ВСЕ! Дети не знают слова " нет". Я верующая, православная, и знаю, что всегда нужно хранить мир душевный, не гневаться, но в последнее время я от постоянных истерик не просто устаю, а чувствую какую-то опустошенность, даже уныние. А сегодня я не выдержала, меня прорвало, я даже повысила голос на ребенка, гневалась. Плачу, каюсь, но понимаю, что надо потерпеть, через полгода, если Богу будет угодно, хочу уехать домой. Поэтому о перемене работы здесь говорить не имеет смысла. Посоветуйте, пожалуйста, как православному христианину проявлять выдержку в моменты детских истерик? Где и что можно почитать на эту тему? Сознаюсь, мне стыдно потом было перед 3-х летним ребенком, за то что гневалась, стыдно и перед Богом. Я 2,5 года назад воцерковилась, регулярно участвую в таинствах, казалось что духовная жизнь моя мирная и тихая, и вдруг - гнев, раздражение... а ведь я очень хочу угождать Богу, быть кроткой, смиренной. Но вот при детских жутких истериках - не выдерживаю. А что такое истерики американских детей - это надо видеть. Помогите советом, батюшка. Спаси Вас Господь.

Валентина

Да, Валентина, видел я истерики американских детей (жил месяц в США у друзей), прихожане у меня в этой стране работали на таких же вакансиях, как и Вы. Думаю, Вы знаете, что в Штатах небезопасно показывать раздражение в адрес потомства, тем более чужого. Обвинить могут в чем угодно. Раз Вы решили вернуться, то надо просто терпеть и молиться. Молиться и за ребенка. Душевный мир, думаю, тут сохранить очень тяжело – все не наше, все так или иначе будет выводить из равновесия. Остается только терпеть. Почитайте авву Дорофея о терпении. Есть такая история: невзгоды гнали монаха из кельи, из обители, но каждый день он начинал с того, что еще потерпит и «уйдет завтра». Это «завтра» так и не наступило. Хорошо, если получится к определенному времени закончить дела в США. А если нет, то живите по этому принципу.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, вправильно ли я поступил. В первых числах ноября я устроился на работу в банк юристом, уже на второй день мне замдиректора сказала, что я должен быть ее правой рукой и докладывать, что делается в отделе. Я не стал этого делать. После двух недель работы эта замдиректора обвинила меня в непроффесионализме (при юридическом стаже в 8 лет) и попросила написать заявление на увольнение. Когда я на следующий день написал заявление, она извинилась, и сказала, что передумала, при этом вызвала моего начальника отдела и обвинила ее в моем увольнении. Потом она порвала мое заявление, но я написал другое, и она обозлилась на меня, т. к. это ей самой грозит увольнением. Единственное, что спасало меня при работе между "двух огней" - это чтение псалма 90 и Псалтыря. Но я уволился, невзирая на все уговоры со стороны руководства остаться и пережить, отработав всего три недели. Может, я и не прав, т. к. у меня жена и двое ребятишек, а я ушел с хорошо оплачиваемой должности? получается, что Бог дал мне испытание, которого я не смог вынести? С другой стороны, мне 34 года, и практически на протяжении жизни я старался не изменять своему слову и никогда преданно людям в глаза не заглядывал, неважно, деньги мне предлагали или другие блага. Прошу совета, батюшка.

Евгений

Евгений, ушли – и ушли, не надо оглядываться назад. Иначе начнете о чем-то жалеть, думать, что могло бы быть по-другому. Ситуация у Вас была там, действительно, гадкая, и так поверни – плохо, и так – еще хуже. Давайте будем мужественнее: закрыли дверь – и точка. Жалеть об этом не будем! А Господь Вам поможет, не оставит Вас за честность и прямолинейность.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, Батюшка! Меня очень давно мучает вопрос - у меня на работе многие считают, что с мужчин НАДО ТЯНУТЬ деньги и вести себя так, чтобы они полностью обеспечивали роскошную жизнь (с шубами, квартирами, машинами и поездками за границу каждый месяц). Так считают и 20 и 30-летние! И ведь они счастливы, и есть на что развивать своих детей! Врачи и кружки для детей непомерно дорогие. Дети в садах и школах хвастаются одеждой, игрушками, поездками и т. д. Не грех ли это - "тянуть деньги с мужчин"? Как объяснить ребенку, что это не главное? Или они правы, что таким образом обеспечивают и себя и стабильное будущее ребенка? Иногда ловлю себя на мысли. что просто завидую. Спасибо!

Елена

Елена, Вы задаете вопрос, на который сами знаете ответ! Другое дело, что Вас угнетает собственное положение… Об этом надо говорить. Что у Вас происходит дома. Муж не работает? Мало работает? О детях не заботится? Что Вы сами пытаетесь сделать с этим? А что на этих хищниц внимание обращать! Мужья их тоже скоро поумнеют… Что они тогда будут делать?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, работа в банке, связанная с привлечением клиентов считается грешной?

Светлана

Светлана, если для привлечения клиентов необходим обман, то считается. Я надеюсь, что это не о Вашей работе. Помоги Бог!

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Батюшка, у меня такой вопрос: в будущем хочу открыть маленькую кондитерскую чисто для своей семьи, чтобы работать в тишине и молитве. Мы с мужем верующие, стараемся жить по закону Божьему. Муж говорит, что неправильно иметь бизнес, что деньги портят людей, делают жадными и распутными, и еще много чего! Мол, если будут постные дни, и я буду продавать людям, которые не держат пост, я буду отвечать за их грехи. Помогите, посоветуйте, что делать.

Здравствуйте! Я не вижу ничего плохого в небольшой кондитерской. Ведь важно не количество денег, а наше к ним отношение. Можно какую-то часть своих доходов оставлять на благотворительность, можно кормить нищих своими булочками, а можно в пост продавать постную выпечку. То есть Вы будете приносить людям реальную пользу. Но, как любой верующий человек, Вы должны обсудить это сначала со своим духовником, или со священником на исповеди, и взять благословение у него.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Мы с супругой купили уже действующий магазин одежды с двумя продавцами. Один из продавцов - женщина 57 лет, работала в нем почти с самого открытия (около 3-х лет) очень своенравного характера, постоянно нам во всем противоречила, опаздывала на работу, часто отлучалась с рабочего места и, кроме того, начала жаловаться на нас продавцам соседних магазинов, что она недовольна новыми хозяевами. В итоге мы ее уволили, выплатив ей положенную зарплату и объяснив причину. Является ли это грехом для нас?

Алексей

Здравствуйте, Алексей. Если Вы ее не оскорбляли, не демонстрировали неприятия и не стремились избавиться от нее ради собственного успокоения, а не по производственной необходимости, то не согрешили. Все правильно сделали.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Я военный пенсионер, 52 года, пенсии на жизнь хватает. Начал читать духовную литературу, смотрю видеолекции Осипова А.И. Сейчас предложили работу в другом регионе. Посоветуйте, стоит ли мне менять привычный образ жизни и соглашаться на переезд?

Сергий

Здравствуйте, Сергий! Думаю, по этому вопросу лучше всего посоветоваться лично знающим Вас священником. Я же из Вашего письма не вижу препятствий к переезду. Все зависит от Вашего желания и возможностей.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, имеет ли право служитель церкви работать на другой, дополнительной работе, помимо служения, разрешено ли это церковными законами или нет? Спасибо.

Дмитрий

Здравствуйте, Димитрий. Священнослужитель, состоящий в клире Русской Православной Церкви, получает содержание от своего прихода, если он приходской священник, или от епархии, если несет епархиальные послушания. В случае недостаточности содержания, а нередко такое бывает в малых приходах, священнослужитель может работать на светской работе, если это не наносит ущерба его прямым обязанностям. Разумеется, это не может быть такая деятельность, которая связана с нарушением Заповедей Божиих или прямо запрещена канонами Церкви. В частности, священнику запрещено участвовать в выборах и работать в любых властных структурах. А, например, учителем, врачом, санитаром, электриком… можно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Дело в том, что открывая свое дело, я назвал свое предприятие "Сварог". Насколько я знаю, это мифический славянский бог-кузнец. Т. к. я имею дело с металлом, то я и назвал так. Без всякой задней мысли, т. к. я православный, и я знаю, что Бог один и других нет. Грех ли это, и могут ли плохо идти дела из-за этого? И что мне делать? Переименовывать большая проблема. Или ничего страшного в этом нет? Даже если я покаюсь и исповедаюсь, название все равно останется.

Владислав

Владислав, конечно, для православного человека название несколько странное, необдуманное, но, наверно, менять, и правда, ничего не надо, тем более это очень затруднительно и затратно в нашей стране. Молитесь, совершайте дела благотворительности, Господь Вас не оставит, подаст все необходимое и благословит Вашу деятельность. Пусть и Ваш «Сварог» встанет на службу православным христианам.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня вопрос по профессиональной части. Учусь на экономиста, но в последнее время у меня сомнения по поводу того, что эта профессия в корне имеет направленность на материальное, результатом труда являются сэкономленные материальные ценности, а такие структуры, как, например, банки, наживаются на людях процентами по кредитам, что в корне против того, что нам завещает Всевышний, и те же биржи, инвестирование в акции... Скажите, пожалуйста, как Православная Церковь ставиться к этому вопросу, подходящая ли для христианина профессия экономиста, и что нужно знать о ценности ее для человечества, ибо если не буду приносить своим трудом пользы, а еще хуже, если будет вред, то не вижу смысла и мотивации в такой деятельности. Спасибо!

Виктор

Экономическая составляющая есть не только у банковского или биржевого дела. Своя экономика есть у любого производства – продуктов, одежды, даже икон и богослужебного облачения. Так что эта специальность имеет очень широкое применение. Например, можно быть экономистом в благотворительном фонде и заниматься перераспределением денег от благотворителей к нуждающимся людям. Так что почти любая профессия может быть полезной, если найти правильную точку приложения усилий.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте. Я совершила ужасный поступок. На работе был праздник, все выпили, потом поехали в кафе. Что происходило дальше, я практически не помню, в чем сама виновата. Помню, что один коллега начал ко мне приставать, мы целовались, дальше я ничего не помню. Я боюсь даже подумать о том, что у нас с ним могло с ним что-то быть, очень надеюсь, что ничего не было, но сам факт происходившего... Я не знаю, как мне жить дальше, этот поступок меня разъедает, считаю себя мерзким существом после всего этого, нахожусь в сильном унынии, что мне делать?

Людмила, Украина

Как себя вести в коллективе на работе, где не соблюдают пост?

Прости мя, отче святыи, и благослови! Отче, помогите мне разобраться, как себя вести в пост в коллективе на работе. Здесь пост не соблюдают, а мне приходится скрывать, что я не употребляю скоромного, с трудом (особенно в мясоеды, по средам и пятницам). Если в Великий пост практически ничего не надо объяснять, то в мясоеды мне сложно. Объясню почему: в пятницу коллектив часто находит поводы что-то отмечать с накрытием столов и спиртными напитками. Когда возможно, я отказываюсь, но бывают ситуации, когда этого сделать нельзя. Вот, например, последний раз, я была в командировке в другом городе. Люди нас приняли и в честь нашего с ними знакомства накрыли стол (причем это делала женщина очень небогатая, но с искренней симпатией к нам). Была пятница, я сидела и думала, что мне ответить, когда начали все обращать на меня внимание и спрашивать, почему не ем. Решила, чтоб не выглядеть «фарисеем», съесть предложенный мне кусок шаурмы. Отче, подскажите мне, пожалуйста, сильно ли я согрешила? Мне всегда хочется каждую минуту говорить о Боге, о Его заповедях, но замечаю, что многие еще невоцерковленные люди комментируют это с шутками и прибаутками, поэтому уже опасаюсь произносить что-то о вере, чтоб люди по неведению своему не говорили греховных речей. Опасаюсь тщеславия (своего), если буду подчеркивать, что стараюсь соблюдать посты. Ведь Господь заповедал нам пост соблюдать пред Отцом небесным, а не перед людьми. С другой стороны, нарушать пост - это малодушие и чревоугодие. Честныи отче, что мне делать в таких ситуациях, на Ваш взгляд? Спаси Христос!

Людмила! Вы избрали путь неуклонного соблюдения установленных в Церкви постов. Это необходимое средство спасения, но на этом пути всегда будут искушения. Но не надо бояться, будьте верны Господу и избранному узкому пути. Вот как говорит святое Писание:

Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2: 1-2).

И апостол Павел говорит, что

от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-4).

Каждый из нас, кто учился в светском вузе или работал на светской работе, встречался с подобными трудностями. Правда, мужчинам в этом смысле легче: все вопросы снимались на стадии знакомства, когда объяснялась причина ношения бороды. Все остальное уже не вызывало недоумений. Да, могли быть насмешки, шутки и т.п., но в конечном итоге у большинства людей строгость в исполнении постановлений своей веры вызывает уважение. Вот вы говорите о фарисействе. Фарисейство не в том, что люди знают о том, что мы постимся или молимся, а в лицемерстве, в том, что человек делает все напоказ ради славы людской. Есть ли это у вас? Подумайте, а не подаете ли вы соблазн другим людям своим малодушием, когда нарушает посты?

Когда возникают описанные вами случаи, надо кротко с любовью пояснить, что сегодня постный день, так и так, не надо из-за меня расстраиваться, что-то предпринимать. Как правило, люди относятся с пониманием. Здесь надо быть готовым еще и к тому, что люди начнут задавать вопросы о вере, о смысле постов, и важно грамотно на них ответить. Кстати, если вы сами для себя четко будете знать, для чего поститесь, то вам будет гораздо легче и самой соблюдать посты и отвечать на распространённое возражение против постов (мол, не то сквернит человека, что входит в уста, что, мол, главное «Бог в душе» и т.п.).

А за тех, кто позволяет себе греховные речи, надо в душе помолиться: «Господи, прости им, они не ведают, что творят ». Мне кажется, что это не самое худшее поведение. Хуже, когда человек вообще равнодушен ко всему. И помните, непременное отторжение всегда вызывает, если человек превозносится своим благочестием и смотрит на всех свысока, с осуждением. Вот это уже фарисейство и такой пост Богу неугоден.

Да укрепит вас Господь.

Все время раздражаюсь на коллегу! Как сосуществовать вместе 8 часов на работе?
Святые отцы учат нас, что, в первую очередь, корень греха нужно искать в нас самих, если мы раздражаемся, то, возможно, в другом месте нас раздражало бы что-то другое. Господь посылает Вам общение с Вашей коллегой, чтобы Вы увидели в себе страсть, ведь, возможно, без общения с ней, Вы бы и не узнали о существовании в Вас этой страсти. Во многом Вы сами ответили на свой вопрос - старайтесь вежливо уклоняться от праздных разговоров. Следите за тем, что говорите, и старайтесь больше работать на работе, а самое главное - горячо кайтесь в своих грехах и искренне молитесь о спасении души Вашей коллеги. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Я ответила вежливо и сдержанно на вопросы коллеги из другого региона. Но когда она уходила, то сказала, что я очень грубо к ней отнеслась и когда заболею, я о ней вспомню. Что мне делать? Катерина.
Дорогая Катя! Иногда при общении с другими людьми мы, сами того не желая и не замечая, говорим что-то, что может показаться собеседнику оскорбительным, или интонация наша покажется, например, несколько высокомерной. Как писал Ф.И. Тютчев: “Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…” Для того, чтобы преодолеть этот конфликт молитесь о здравии Вашей коллеги.

Ко мне постоянно придирается одна сотрудница…Я перешла на новое место работы (я секретарь) и столкнулась с тем, что ко мне постоянно придирается одна сотрудница: кричит, не дает слова сказать, оскорбляет? Юля.

Дорогая Юля! Прежде всего, постарайтесь разобраться в том, когда ваша сотрудница делает вам замечание справедливо, и постарайтесь исправиться. Это наиболее простая часть стоящей перед вами задачи. Вторая более трудная - научиться прощать. Как говорят французы: «Маленькие подарки укрепляют дружбу». Попробуйте делать какие-то шаги навстречу. Молитесь Божией Матери о спасении ее души.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Можно ли вести дела в бизнесе с людьми другой веры? Есть среди моих партнёров люди, которые носят крест, в офисах у них православные иконы, но в тоже время они часто рассуждают о высшей материи, кому что открыто, или закрыто. Могу ли я вести с ними дела в бизнесе? Павел

На мой взгляд, работать с людьми, исповедующими другую веру можно. Положительное влияние на окружающих людей должен оказывать наш христианский пример и наша христианская жизнь, ибо мы призваны отличаться духовным благородством и жертвенностью. священник Александр Ильяшенко

Не будет ли грехом зарабатывать на жизнь, открыв игровой зал (игровых автоматов)?.. Дмитрий.

Здравствуйте, Димитрий!
Безусловно, для христианина «игорный бизнес» - недостойное, греховное дело. Оно построено на обмане людей, на эксплуатации их низменных, греховных страстей. Постарайтесь найти иной, может быть, менее доходный, но здоровый вид деятельности. Помоги Вам Господь найти достойную честного человека работу, священник Александр Ильяшенко

Как наладить бизнес? Дохожу до какого-то момента в развитии своего бизнеса, и начинаются проблемы-все буксует, народ разбегается, количество сделок падает, начинаются долги, проблемы, разборки.

Здравствуйте, вероятно, Вы спутали Церковь Христову со школой менеджеров. Господь спасает от греха и смерти всякого человека желающего быть с Ним. А в каком социальном состоянии нам спасаться с духовной точки зрения не столь уж важно. Да и “трудно богатому войти в Рай”. Впрочем, если Вы выполняете волю Божию: “Возлюби ближнего своего как самого себя”, то “разборок” будет меньше, а народ будет “разбегаться” только в случае крайней нужды и со слезами на глазах. Если Богу угодно, чтобы Вы были преуспевающим бизнесменом, то так оно и будет. Только помните, что Ему угодны творящие волю Его.
Помоги Вам Господи, священник Димитрий Лин

Я - менеджер, недовольна этой работой. Может быть, искать что-то другое? Работаю в коммерции, но недовольна еще больше, т.к. совсем другой уровень отношений в коллективе. Нет абсолютно никакого уважения к работникам, только потребительское отношение, как к рабсиле. Поэтому нахожусь в постоянном раздражении, дожидаясь изменений к лучшему… Лидия.

Лида, все наши неудачи, также как и удачи - наших рук дело. Первое - это нужно научиться брать ответственность на себя, а не ждать от других, что они создадут нам какие-то условия. Других мы не можем изменить. А себя, если захотим, сможем.
Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов

Как относиться к коллеге по работе, если он настолько живет жизнью в храме, что да работы ему и дела нет. Елена.
Дорогая Елена!
Относиться, в любом случае, надо хорошо. Ваш вопрос сложный: если коллега не выполняет свою работу и обязательства, то, несомненно, он поступает неправильно, пренебрегая работой. Ведь в Священном Писании говорится «работайте Господеви со страхом». Поэтому выполнять свои обязанности на работе и выполнять хорошо - долг православного человека.
С другой стороны, если Ваш коллега, выполняя свою работу, держится отстраненно от праздных разговоров и обсуждений, которые, не секрет, нередко занимают значительную часть рабочего дня, если внутренне храм для него важнее работы, то это дело внутреннего мира человека. И радостно, что в нашем мире, где у людей подчас нет других ценностей и идеалов, кроме материальных, есть люди, для которых дорога вера.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Может ли православный христианин работать в воскресение?
Мир Вам!
Если не ради прибыли, а по долгу (как врач, священнослужитель, солдат, полицейский и т.д.), для общей пользы или в благотворении, то несомненно может. Другие случаи могут дать совести повод для смущения. Впрочем, главное - не совершать в воскресный день греховных поступков: «уклонись от зла и сотвори благо».
С уважением, священник Алексий Колосов

Как относится к тому, что воскресенье делают рабочим днем? Что следует в таком случае делать?

Относиться нужно с прискорбием. Святейший Патриарх уже не раз обращался к властям предержащим нашей страны с тем, чтобы они стремились избежать таких переносов священного для христиан воскресного дня, делая его днем рабочим. И, к сожалению, они пока должным образом не откликнулись, что мы видим и в декабре 2002 года, в частности. Я думаю, что христианин, в том случае, если он имеет какую-то возможность, перенести и дополнить воскресный день за счет отгула, заблаговременно взятого, краткого отпуска иле еще чего-то, должен постараться это сделать, потому что воскресный день - святыня. Если он не имеет такой возможности, то, может быть, он сможет сходить в храм, где есть ранняя служба. Во многих московских храмах есть службы и в 7 и в 10 часов утра в воскресный день. Можно успеть куда-нибудь на семичасовую службу тому, кому не строго к 9 нужно на работу. Ну а если нет и такой возможности, то, по крайней мере, побольше и повнимательнее помолившись дома, зная, что другого выхода о нет, езжайте на работу выполнять свой служебный долг. протоиерей Максим Козлов

Я работаю главным бухгалтером, и в то же время состою на учете в психоневрологическом диспансере. Хотел бы поменять работу, но больше ничего другого не умею?!

Перво-наперво стоит запомнить, что постоянным упрощением рода деятельности ничего не решить. Справляетесь с Божьей помощью? Справляйтесь и дальше - если будет совсем невмоготу, то это будет ясно не по внутреннему самоощущению, а по самой ситуации: молитесь и Господь подаст силы.
Что же касается апатии («пропала охота что-либо делать…»), то… у нас часто пропадает охота к тому или иному, но приходится себя понуждать - так и Вы: отрывайте себя от Интернета, проснитесь и трудитесь. Скорее всего, это расслабленность, происходящая от малодушия. Как с ним бороться? Регулярная исповедь и Причащение Святых Христовых Таин разрушают сети диавола. Кроме того, если у Вас есть духовник или священник, которому Вы доверяете, то поговорите с ним о возможности Соборования - иногда это таинство разрушает те узы, которые сокрыты в глубине души и не видимы разумом.
Мир Вам и благословение Божие! Священник Алексий Колосов

Моя семья открывает свою фирму, как посоветуете ее назвать? Ксения.
Дорогая Оксана!
Не так важно, какое название для фирмы Вы выберете. Много важнее начать дело с Божьего благословения, поэтому советую Вам отслужить молебен о начале доброго дела. В отношениях с сотрудниками, партнерами, и даже конкурентами руководствуйтесь принципом “не делай другому того, чего не желаешь себе”.
Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Можно ли православной женщине работать на руководящей должности? Я преподаю в ВУЗе, замужем, воспитываю двух сыновей. Ирина.
Дорогая Ирина!
Православная женщина может занимать руководящую должность, но она не должна забывать и про то, что она женщина, имеет семью, детей, которым нужно уделять внимание, что руководить нужно на работе, а в семье - подчиняться мужу.
С уважением,
священник Александр Ильяшенко

В книге «Подробная исповедь» не нашла греха в профессии актёра, хотя слышала много раз, что это греховное занятие. Всегда ли эта профессия греховна? Или, если роли не являются богопротивными (ведьмы и т. д.), а только служат для искоренения пороков, то это не грех? Как мне быть, если приходится работать в театре и это единственная моя профессия? Светлана

Уважаемая Светлана, рассуждать об этом можно по-разному. Действительно, в самой по себе в профессии актера есть нечто непростое для участия в ней верующего человека. Как ни крути, одевание личины, с которым каждому, занимающемуся этой профессией, приходится сталкиваться, не есть вещь вовсе нравственно нейтральная. Но прямо недопустимым является не это, а участие в такого рода представлениях, постановках, которые с христианской точки зрения нравственно неприемлемы. Если Вам удается сочетать Вашу профессию с неучастием в развращающем, нравственно оскорбительном, влекущем человека к пороку или к прилеплению к пустому и пошлому, то можно заниматься этой профессией. Но если нынешний театр становится таков, что это фактически невозможно, то, наверное, можно и задуматься.

Протоиерей Максим Козлов.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.