Забытый Святой? (историко-богословское исследование). Икона Григория Паламы: написанная светом Икона григория паламы

Полемика с Варлаамом

Афонские иноки были крайне взволнованы нападками Варлаама и обратились к одному из выдающихся византийских подвижников и ученых – Григорию Паламе с просьбой поговорить с Варлаамом и убедить его прекратить словесные и письменные на них нападки и не оскорблять святых мужей, почитающих божественный огонь.

Палама, имевший и раньше повод высказываться против богословско-философских воззрений Варлаама, теперь со всей силой своего ученого таланта и литературного уменья выступил против порицателя византийского монашества и его резких суждений о богоугодной исихии.

Варлаам и его сторонники возражали против такого понимания взаимоотношений сущности Божества и Его энергии и в дальнейшей полемике пришли к пантеистическим воззрениям.

Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви. По поводу него созывались соборы в , , , и . На этих соборах учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением церкви, а Варлаам и его ученики анафематствованы. В 1351 году сам святитель, вслед за патриархом Каллистом , подписал Соборный томос против единомышленников Варлаама и Акиндина .

Результаты соборных постановлений выразились в следующих статьях Синодика, провозглашаемого в Неделю Торжества Православия , вошедших в его состав в году:
  1. Анафема тем, которые принимают воссиявший от Господа свет при Божественном Его преображении то за образ и тварь и призрак, то за самое существо Божие, и которые не исповедуют, что Божественный тот свет не есть ни существо Божие, ни тварь, но несозданная и физическая благодать и осияние и энергия, всегда происходящая из самого существа Божия.
  2. Анафема тем, кто принимает, что Бог не имеет физической энергии, а одно только существо, и что нет никакого различия между существом Божиим и энергией, кто не хочет думать, что как соединение Божественного существа и энергии неслиянно, так и различие неизменно.
  3. Анафема тем, кто принимает, что всякая физическая возможность и энергия Божества есть создание.
  4. Анафема тем, которые говорят, что если допустить различие в существе и энергии Божества, то значит мыслить Бога существом сложным.
  5. Анафема тем, кто думает, что одному только существу Божию свойственно имя Бога, а не энергии.
  6. Анафема тем, кто принимает, что существо Божие может быть приобщаемо (т.е. людям), и кто не хочет допустить, что приобщение свойственно благодати и энергии.
  7. Вечная память святейшему митрополиту Солунскому Григорию Палама, который низверг еретиков Варлаама и Акиндина , дерзнувших назвать физическую и нераздельную энергию и возможность Божества, а равно и все физические свойства Святой Троицы созданными, а также привносить учение о платоновских идеях и эллинские мифы.

Мощи и почитание

Святитель Григорий был причислен к лику святых вскоре после смерти, ибо еще при жизни сподобился откровений и имел дар исцеления. Его тело было погребено в соборе Святой Софии в Фессалониках , где от его мощей стали происходить чудеса, а в монастыре Великая Лавра на Афоне и в Кастории началось его местное почитание как святого. Константипольский патриарх святитель Каллист I запросил у фессалоникийцев точное изложение сведений об этих чудесах, на основе которого преемник Каллиста на Константинопольской кафедре святитель Филофей Коккин составил Похвальное слово и службу в честь новоявленного святого . Прославление состоялось в году, когда синодальным деянием его празднование было установлено в день его кончины - 14 ноября .

Пересказ Жития святителя Григория на новогреческом языке, сделанный преподобным Афанасием Паросским , был издан в Вене в году и вошёл в сборник "Неон Эклогион", составленный преподобным Никодимом Святогорцем (Венеция , ). В этом Житии говорилось о новых чудесах святителя и излагалось засвидетельствованное Иерусалимскими патриархами Нектарием и Досифеем II чудесное потопление анафематствовавших Григория Паламу католиков на острове Санторин (Тира) в году.

В иконописной традиции изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони [простой или крещатой] или сакосе, омофоре) и сапожках с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке . Типом грек, сед, волосы кудрявы, борода большая, широковатая; лицо приятное со слезливыми глазами; кроток, очень умен .

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия свети́льниче, / Це́ркве утвержде́ние и учи́телю, / мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый, / Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́, / пропове́дниче благода́ти, // моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь, глас 8

Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние, / богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче, / Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Святитель Григорий Палама , архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении и обещал свое духовное покровительство.

Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и (память 19 января). После того, как в ХI веке в трудах (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. - покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни. А между тем в 30-е годы ХIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос". На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн ХIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (13281341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна ХIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры. Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении . Со словами "В горняя! В горняя!" святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

Иконописный подлинник

Византия. 1370-80-е.

Свт. Григорий Палама. Икона. Византия. 1370-80-е годы. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва.

Афон. 1371.

Свт. Григорий Палама. Фреска. Афон (Ватопед). 1371 г.

Греция. XVI.

Свт. Григорий Палама. Икона. Греция. XVI в. 42 х 28. Монастырь Дионисиат (Афон).

Афон. 1546.

Свт. Григорий Палама. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

(~1296–1357)

Биография

Путь к монашеству

Нравственно-аскетические: , архиепископу Фессалонитскому, глас 8

Православия светильниче, / Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, / богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, / Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, // молися выну спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Григорию Паламе , архиепископу Фессалонитскому, глас 8

Православия наставниче, святителем украшение, / Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, / Солуню великая похвало, проповедниче благодати, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н, / богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́, / воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче: / но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й, / к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.

Молитва

О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святителю , архиепископу Солунскому

О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Григорие! Приими сие малое моление от нас грешных к тебе прибегающих и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.


Молитва (иная)святителю , архиепископу Солунскому

Всех православных наставниче и Церкви сияние, отче Григорие, всякаго обстояния нас избави, божественной иконе твоей препадающе верою, свобождая от навождения на нас вражия, ты бо помощник наш являешися и исполняешися и исполняеши присно прошения светло ублажающих тя, на всяко время моляся Трисиянной Троице, Ейже подобает велия слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.

Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в ХI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. - покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни. А между тем в 30-е годы ХIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос". На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн ХIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (13281341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна ХIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры. Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст . Со словами "В горняя! В горняя!" святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

По материалам Патриархия.ру

В 1296 году в благочестивой и зажиточной христианской семье родился сын Григорий. Семья проживала в Малой Азии и во времена турецкого нашествия, спасаясь от турков, бежала в Константинополь, где правил Андроник II Палеолог. Отец мальчика был благосклонно принят во дворе, получил высокий сан, но рано умер, и в воспитании осиротевшего Григория принял участие сам император Андроник. Святитель Григорий получил блестящее образование, наиболее полное, какое возможно было в Средневековье; он изучал философию и светские науки, проявил большое рвение в учебе. Его учителем философии был Феодор Метохит – лучший учитель философии того времени, филолог, богослов. Из философских учений святой Григорий наиболее интересовался философией Аристотеля и даже прочел в императорском дворце лекцию на одну из тем, касающихся трудов великого греческого мыслителя. Ученые мужи, присутствовавшие на лекции, были поражены глубиной и точностью мысли 17-летнего юноши, а сам Феодор Метохит сказал, что и Аристотель, если бы слышал этот доклад, непременно отметил бы его похвалой.

Конечно, святой Григорий мог бы сделать успешную карьеру при дворе, но по воле Божией избрал другой путь. По достижении 20 лет, в 1316, по иным источникам – в 1318 году, он ушел от мира на Святую гору Афон послушником в монастырь Ватопед под руководство старца Никодима Ватопедского. Там будущий святитель Григорий, приняв монашеский постриг, начал свой иноческий путь, пребывая непрестанно в духовном подвиге и еще более глубоком изучении богословских истин, святоотеческих писаний и размышлениях над ними. Через год после принятия пострига ему явился в видении Иоанн Богослов. Он пообещал святителю Григорию свое духовное покровительство в будущих его делах. Надо сказать, что рано овдовевшая мать святого Григория и его сестры также приняли монашеский постриг.

После преставления Никодима святитель Григорий удалился из Ватопеда и стал жить в лавре Святого Афанасия в глубоком уединении, затем, через три года, из лавры он пришел в скит Глоссия, где снова всё его время было отдано посту, бдению и молитвам.

Но турецкое вторжение в византийские пределы продолжалось. В 1325 году турки напали на Святой Афон. В числе других монахов от святых мест был вынужден удалиться и святитель Григорий. Они пришли в Фессалоники, где его спутники упросили святого принять рукоположение в священнический сан, после чего святитель продолжил путь и отправился в Верию, город, где некогда проповедовал апостол Павел. Так же, как на Афоне, он ушел в затворничество в пещеру в скале, поросшей глухими зарослями, выходя оттуда лишь на субботу и воскресенье для совершения общего богослужения в соборном храме местного монастыря.

В 1331 году, после нашествия и на эту область, святитель Григорий снова вернулся на Святой Афон. Он поселился в отшельничестве в пустыни Святого Саввы над лаврой на предгорье Афона. Это место до сих пор изумляет своей невиданной тишиной, ощущением вселенского уединения, его обвевают ветра, вызывая чувство свободы духа в полном отрешении от прочего мира. Исихазм (от греческого исихия – покой, безмолвие, отрешенность), полное внутреннее молчание – здесь можно было в крайней мере достичь этого состояния. Учение исихазма изначально было создано и развито в IV – VII веках египетскими и синайскими аскетами, среди которых – Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник. Еще более оно было развито и описано в трудах святителя Григория Паламы, рождаясь в божественной тишине среди скал Святой горы Афонской.

Как и многие святые отшельники, святитель Григорий Палама избегал всяческих назначений и чинов, которые могли бы отвлечь его от отшельнической жизни, но удавалось это не всегда, и на некоторое время он был избран игуменом в монастырь Эсфигмен. Святитель стремился вернуться к отшельничеству, но, как прочее, это избрание произошло по Господней воле, святой Григорий был необходим в миру, поскольку в монастыре появился калабрийский монах Варлаам. Он принес ересь, спор по поводу которой между святителем Григорием Паламой и Варлаамом растянулся на долгих шесть лет. Тогда святитель Григорий написал свой первый труд против латинского понимания молитвы и происхождения Фаворского света, где критиковал и агностицизм Варлаама, и его непомерное доверие античным философам, увлечение их представлениями.

В 1341 году состоялся Константинопольский собор, на котором Варлаам вновь обвинял исихастов в неправильной молитве и пытался опровергнуть нетварность Фаворского света, но был всеми осужден. Он получил прощение, выпрошенное лукавым путем, – просто чтобы избежать анафемы за упорство в ереси, но по возвращении в Италию принял римско-католическую веру и получил епископский сан.

Второй этап спора происходил с 1341 по 1347 годы, когда шла Гражданская война между Иоанном Кантакузином и Иоанном V Палеологом. Последний был несовершеннолетним, за него выступал великий герцог (дука) Алексей Апокавк. Святитель Григорий всецело поддерживал Кантакузина, полагая, что только он может спасти страну от смут и потрясений, но Апокавка поддерживал тогдашний патриарх Иоанн Калека, и вмешательство святителя в государственную политику привело к тому, что большую часть жизни святитель Григорий Палама провел в заточениях.

В 1341 году был созван собор, на котором Акиндина осудили, а святитель Григорий удалился в монастырь Святого Михаила Сосфенийского, где с 1342 года жил в затворе в одной из пустыней монастыря. В том году патриарх созвал два собора для попытки осуждения Паламы, но осуждения не получилось. От этих нападок святитель Григорий ушел в Ираклию, но и там ему не было покоя: через недолгое время за ним явился конвой и доставил его в Константинополь, где святого заключили в монастыре как пленника. И там, в храме Святой Софии, Палама и следовавшие за ним его ученики были неприкосновенны. Тогда, чтобы лишить святителя этого статуса, его отправили в дворцовую тюрьму.

В ноябре 1344 года был созван собор, на котором Палама был предан анафеме, Акиндин был возвеличен и получил священничество и сан диакона. Однако в 1347 году политический ветер снова поменялся, победил и стал императором Иоанн Кантакузин. Снова был созван собор, на котором святитель Григорий был полностью оправдан, а его противники подверглись осуждению. На патриарший престол взошел Исидор Вухир, который поддерживал учение исихазма, и святителя Григория избрали архиепископом Фессалоникийским.

Несмотря на все увещевания, противники паламистов продолжали упорствовать в своих нападках, внося смуту. На третьем этапе споров против учения святителя выступал Никифор Григора. До победы Кантакузина противники святителя Григория делали всё, чтобы он не смог посетить Фессалоники, а он за эти три года побывал на острове Лемнос и Афоне, но после получения епископского сана в 1350 году святитель Григорий Палама прибыл в Фессалоники, и его усилиями в городе воцарился покой и порядок. В 1351 году на двух соборах смутьяны во главе с Никифором Григорой были осуждены, а святитель Григорий Палама был назван «защитником благочестия». На этих же соборах было окончательно утверждено учение о единстве Божества, различиях между физической сущностью и нетварными энергиями Святого Духа. Здесь же было закреплено очень важное утверждение о возможности приобщения сущего нетварной энергии, свойственной в полноте лишь Божественному духу, что возвращало христианской вере ее изначальный, принесенный через Боговоплощение смысл.

В 1354 году святитель Григорий Палама посетил Константинополь для посредничества в переговорах между Кантакузином и Иоанном Палеологом, но попал в турецкий плен, где его, возя из города в город, перепродавали как раба, но он, несмотря на все испытания, вел свою проповедь. Он понимал, что овладение турками Византией – дело времени, и, чтобы спасти истинную веру, необходимо начать обращение самих турков. Об этом свидетельствует его Послание Фессалоникийской церкви и другие сохранившиеся документы из его переписки в этот период.

После турецкого плена выкупленный болгарами святитель Григорий вернулся в Фессалоники. К этому времени за годы лишений в темницах, пленения его здоровье было сильно подорвано. Он провел на архиепископском престоле еще несколько лет, а затем слег от одной из болезней, которые приобрел за годы лишений и трудов. Перед тем, как слечь, он предсказал день своей кончины окружавшим его – 14 ноября. Он отошел ко Господу в возрасте 63 (или 61) лет в 1359 (по другим сведениям 1357-м) году. Известно, что в ночь перед тем, как предстать перед Богом, ему явился Иоанн Златоуст и произнес: «В горняя, в горняя!» Те же слова шептал в последние минуты и сам святитель Григорий…

Святой, который был бы рад провести всю жизнь в глубоком отшельничестве, лишь с Господом наедине, волею Его был избран Ему в помощь в трудные времена христианского Средневековья. Теперь он получил согласие небес отправиться в ту обитель, где его мечта исполнилась вполне – он ушел к престолу Божию, чтобы уже быть при Нем вечно.

По свидетельствам современников, сразу же после кончины его лик и всё вокруг озарилось чистым светом – тем светом, Божественность которого он защищал всю жизнь всеми силами, и все присутствовавшие видели это. И о нем замечательно сказал Константинопольский святейший патриарх Филофей – он назвал святителя Григория Паламу сыном Божественного света.

Учение святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама в своем Учении положил начало развитию богословия как отдельной особой науки, которая продолжала далее совершенствоваться и продолжает поддерживать стремление к духовному познанию трудами богословов наших дней. Он определил четко богословскую терминологию, хотя люди малосведущие и по сей день полагают, что толкования духовных понятий нечто многозначное, расплывчатое. На самом деле терминология богословия заключает в себе для каждого понятия очень жесткие определения, если угодно – имеет свой канон, как в иконописи. На это у святителя ушла почти вся жизнь, и сочинения Григория Паламы – итог его личного духовного опыта, познавательного изучения всего, что было оставлено святыми отцами прошлых веков, философского наследия. Все, что мы находим в сочинениях Григория Паламы, – величайшая мудрость святого старца и зрелого человека с колоссальным духовным жизненным опытом.

1. Богословие и философия

Святитель Григорий Палама первым разделил два знания: богословское и философское и доказал естественную необходимость такого разделения. Одно – внутреннее, духовное, личное, исходящее, прежде всего, из собственного познания Бога, из вопросов веры, которые можно решить только в том опыте, который мы получаем сами, стяжая в себе Божью благодать, приближаясь к Нему, насколько это возможно, как это было с ним самим, когда он получал свой опыт в течение его долгой монашеской жизни. Другое – внутреннее, умственное, логическое философское познание – познание мыслью. Его оппонент, калабрийский монах Варлаам, явно чрезмерно подчиненный в мыслях античной философии, сравнивал знание со здоровьем, которое едино, равно одинаково, как то, что человек изначально имеет от Бога, и то, что получает от врачей. На это святитель Григорий в своих сочинениях возражал, что из опыта исцелений чудотворцев-целителей известно – они и при жизни молитвою исцеляли те болезни, против которых оказывались бессильны лучшие эскулапы, и даже воскрешали к жизни умерших, и – это известный факт – до сих пор от мощей святых исцеляются болезни, против которых бессильна современная медицина.

Григорий Палама определяет четкую грань между познанием богословским и философским: с помощью философии богопознание невозможно. Духовное знание выше логических рассуждений. Более того, философы часто настроены против духовного познания истины, чему ранний пример не только спор между Варлаамом и Григорием, но и из истории – спор между философами и арианами и святыми Спиридоном Тримифунтским и Николаем Мирликийским и их сторонниками на Первом Вселенском соборе, созванном равноапостольным царем Константином Великим. В результате спора философы и ариане были посрамлены, а главный противник святого Спиридона, некий греческий философ, даже принял истинную христианскую веру. Духовное знание превзошло знание внешнее…

По учению Григория Паламы, существуют две мудрости – мудрость Божественная и мудрость мира. Если мудрость мира подчинена Божественной мудрости, то это – прекрасный, добрый союз. Он слагается как бы в единое древо, где внешнее знание – листья, а духовное – плоды. И истина имеет двойственную природу: одна ее сторона – богодухновенные писания, другая – философская, сугубо образовательная.

Принципы, лежащие в их основании, – абсолютно раздельны. Святитель пишет, что, не имея чистоты духовной и жизненной, хотя бы некоторой, познать Бога невозможно. Научить этой жизненной чистоте внешним знанием невозможно – оно так и останется внешним и не затронет духа. Палама говорит, что можно изучить всю философию «хоть от Адама» – она не научит истинной чистоте, которую можно получить только от блага Господня, от созерцания Его света, которое несказуемо и внешней, сухой философской логике не поддается.

Философы потому и противостоят духовному познанию, не принимая учение Григория Паламы, что оно отсекает возможность познания Бога через логическое рассуждение, без необходимого освящения души человеческой Духом Святым, несущим познание благодати. Для доказательства он приводит пример такого освящения души: историю жесточайшего гонителя христиан царя Савла, который Святым Духом по воле Господней в святость христианской церкви вошел как первоверховный апостол Павел.

«Это – духовное – познание, – пишет Григорий Палама, – не является в сущности познанием». Святитель называет это озарением, которое можно получить только свыше, как благодать Божию, а не с помощью искусственного научения даже самой глубокой философской мыслью, и потому оно превосходит все внешние знания.

2. Богопознание и боговидение

Монах Варлаам отрицал постижимость Бога при земной жизни, утверждая, что постижение Бога возможно только после ухода человека из нее. Он допускал, что при жизни Бог – не более чем символ, чем упразднял самую возможность личного духовного опыта.

Святитель Григорий Палама, в частности соглашаясь с тем, что Бог непостижим, поскольку это одно из качеств Божественной сущности, в целом отрицал эту позицию. Бог – это всё. Это – бесконечная полнота. Он постижим и одновременно не постижим. Мы постигаем Бога, стяжая благодать, каждый в данной ему мере. Это то самое Царство Божие, которое «силою дается», на уровне некоторых предрасположений к тому. Он знаем и не знаем, Он изрекаем через Священное Писание и Священное Предание, но при этом всегда останется неизреченным.

Его можно познавать, изучая Священное Писание, но и тут мы помним, что к чтению Священного Писания надо приступать после некоторой подготовки, подготовив дух, душу и разум молитвой, находясь в молитвенном сосредоточении, желая через Писание стяжать Дух Святой. Так же к этому познанию приводит нас святоотеческая литература.

Но есть иной способ познания, который открыт был монаху Григорию Паламе, и некоторым другим святым: подвижники в отрешении от мира чувственного выходили в Божественный мрак. Этот отход от чувственного мировосприятия возможен только при очень высокой степени веры, открытости Богу, что и есть больше чем доказательство – сверхдоказательство Божественного. Веру называл Григорий Палама главным, священным, сверхъестественным доказательством действия Господней воли в нас.

Духовный опыт подтверждает веру через созерцание, и это – вершина богословия. С него начинается в богословии все. Это вИдение – выше слов. Только для «имеющих уши и очи», не внешние – внутренние, открывается в полноте Божественный смысл Христовых притч – так определяет Евангелие. Григорий Палама очень точно расставляет все акценты, отделяя разговоры о Боге от встречи с Богом, «богословствование», по его выражению, от истинного богословия, исходящего из опыта боговидения, соприкосновения с энергией Святого Духа через созерцание.

3. Непостижимость Бога и откровение Божие

По Паламе, Бог непостижим, но проявляется в действии Его Божественной силы, иначе Святого Духа, которое наиболее ощутимо теми, кто более других стяжал святую благодать в стремлении к духовному совершенству. Чудотворения святых – яркий пример тому, как действия Святого Духа, их воздействие на сущую жизнь, бытие открывают нам Бога, непостижимого, но действующего. Таким образом, по Паламе, бытие Бога слагается из Его непостижимой нами в полноте «самосуществующей» сущности и действия Святого Духа, это – единое Божество, и Божественная сущность неделима. Это определение очень важно и вдохновительно для верующего православного христианина. Оно говорит о том, что раз и мы можем стяжать Святого Духа, нам возможно вместить в себя хотя бы капельку Его Света, причаститься Ему, получить Его благодать, значит, и наша сущность может и должна стремиться к этому, следуя путем веры. Отсюда и следующий раздел…

4. Обожение духа и спасение души

Именно эта возможность бесконечного стяжания Святого Духа, при непостижимости и неприступности Бога, дает нам реальную возможность духовного обновления, первый образец которого – Сын Божий, Иисус Христос. Бог посылает нам Сына Своего как доказательство возможности такого обновления через обожение. Господь нес в себе Отца Его во всей Его полноте. Святые получали огромный запас Божественной силы. Мы можем приблизиться к этому, кто как сможет, кому насколько по силам. Но это у Бога – по сущности Его, а мы получаем от Его сущности как благодать. Вот величие бессмертия, данное Богом человеку, которое обосновал в своем учении святитель Григорий Палама, за что мы все должны быть безмерно ему благодарны!

Обожение доступно каждому, кто пожелает его и станет на путь стяжания Святого Духа через веру, через созерцание в «умной», сердечной, осознанной молитве, когда мы уходим от мира, но воскресаем для Бога, постигая беспредельную глубину ВЕРЫ. Через это стяжание приобретаем свойства Бога – нетварность, вечность, бессмертие и, каждый в свою меру, насколько приложено к тому сил, становимся Им – как пишет Палама, здесь нет тождества по сущности, но есть сосуществование с Ним по Божественному нетварному свету Святого Духа. И это – величайший дар, суть которого сформулирован Григорием Паламой в ясной богословской форме.

Что касается человека неверующего, равнодушного к стяжанию нетварной Божьей благодати, а то и отрицающего ее – он так же связан с Богом, но только как проявление действия Бога по факту своего рождения, своей тварности. Без общности с Богом, без жизни в Боге нет обожения как естественного качества человека. Силы такого человека конечны, а сколько раз верующие испытывали на себе то, как молитва, духовное бодрствование, приобщение церковным таинствам несут в себе и ободрение, и прилив сил. (Верующим знакомо это чувство – например, во время долгих праздничных ночных служб. Возникает особое ощущение: одолевает желание спать, устают спина и ноги от стояния, но в душе происходит какая-то вдохновительная работа, она живет своей возвышенной молитвенной жизнью, позволяя преодолевать все жалобы телесного существа.)

Это один из важнейших моментов в учении Григория Паламы – обожение и спасение души через приобщение ее к Богу через благодать. Они доступны каждому, кто признает для себя путь веры, жизни с Богом и в Боге как единственно возможный и естественный для него. Свет Фаворский, виденный апостолами, свет, который видели исихасты, сам Григорий Палама, свет, который видел святой Серафим Саровский и видел и излучал Мотовилов в беседе со святым Серафимом, и бытие Божией благодати – это все обещание нашей будущей реальной жизни, вхождения в Царствие Небесное. И спасение души есть прямое следствие ее обожения сейчас, в жизни нынешней.

Противники Григория Паламы отнимают своими возражениями эту возможность – отождествляя Божественную сущность и Его Божественный свет, они отрицают возможность действия нетварных Божиих сил в человеке, и тогда человек лишается возможности приобретения Святого Духа, возможности обожения, а значит – спасения души. Он разделяется с Богом раз и навсегда, и нет ничего ужасней такого смертного разобщения.

Напротив же, если сущность Бога – непостижима, но Дух Святой действует в нас, мы, оставаясь во плоти, имеем дар обновления духа и сможем вознестись вслед за Христом, Который – вовеки Сын Божий, но Он был и Сыном человеческим, со-природным нам по человеческому естеству.

5. О свете нетварном

Противники учения святителя Григория Паламы, прежде всего Варлаам, утверждали, что свет Фаворский – явление символическое, а не истинный свет от Лица Его. Они отрицали его нетварность, Божественность, а значит, вслед за этим в их рассуждениях не оставалось места для события Преображения Христа. Тварный – значит сотворенный отличным от Бога, небожественного происхождения. Свет же Фаворский, как пишет Григорий Палама, никто не смел назвать «символическим», иначе он был бы чужд Божественной сущности. Узреть его можно, лишь обладая духом высокой чистоты, и тут мы возвращаемся к первому пункту – о различии между философией и богословием, где Палама утверждает, что истинное богословие начинается с боговидения, а боговидение возможно лишь при чистоте, когда чистая душа видит свет Преображения.

О Христе говорят – Солнце правды, но свет звезды и свет Фаворский нельзя уравнять, ибо обновляющий свет Преображения выше, больше, чем солнечный. Этот свет – выше всего, выше Священного Писания, которое Григорий Палама сравнивает со светильником, где сияет этот свет. Все начинается с озарения светом Преображения, нетварным сияющим Духом, и тот, кто узрел этот свет, видит больше и полнее, он ближе к истине, ибо даже лучик его в нас означает, что и Бог в нас есть. И это тоже подлинная реальность, доступная каждому по усилиям его…

К этому свету приобщился и святитель Григорий Палама, и мы можем обрести этот свет, приобщиться к нему, узнать о нем из учения святителя. Оттого в духовную и земную историю человечества святитель Григорий Палама вошел как подвижник, принесший весть о Божьей благодати и свете Фаворском, который светит всем. Остается только наша свободная воля – тянуться к нему и стяжать благодать Господню, насколько в нас есть стремления к тому.

Чудеса святого Григория Паламы

Чудес при жизни святителя Григория Паламы известно немало, так много, что не все мы можем здесь рассказать подробно и даже полностью перечислить.

Он неоднократно обращался к Пречистой с просьбой о возможности и ему и братии его находиться в уединении и принять на Себя Её заботу о жизненном промышлении, чтобы не отвлекать от молитвы, от духовного подвига. И Богоматерь обращалась к бывшим при Ней светоносным сопроводителям с просьбой оказать святому в том помощь.

Однажды на молитве ему показалась, что в его руках – сосуд с чистым молоком, которое стало переливаться, претворяясь в вино, затем – в елей, и вся одежда святителя пропиталась этим елеем. При этом появился светлый юноша, который разъяснил ему видение, сказав, что благодать, данную святителю, он должен изливать и на других в своем служении. После этого он и принял сан игумена в Есфигменском монастыре, где было 200 монахов-насельников.

Еще одно чудо того времени – однажды в монастыре закончился елей. Святитель с насельниками пришел в подвал, где хранились всяческие запасы, после молитвы благословил пустой сосуд, и тот тут же наполнился елеем. Он спросил, отчего недостача елея, – оказалось, что в тот год был неурожай маслин. Святитель Григорий вышел с монахами в масличный сад, и каждое дерево, к которому он прикасался с молитвой, впоследствии стало необыкновенно плодоносить многие годы.

Перед самой своей кончиной он исцелил от кровотечения сынишку золотошвеи, жизнь которого, по мнению врачей, была на исходе, сотворив над ним крестное знамение, а затем молитвою исцелил от тяжелой болезни своего друга иеромонаха Порфирия.

Известно, что в 1660 году на острове Сантурине в день памяти святителя разгулявшиеся французы устроили лодочное катание, в кутеже стали выкрикивать слова анафемы Паламе и заявили, что, если Палама святой, – пусть утопит их. Святой в просьбе им не отказал – по молитве его ко Господу воды моря внезапно вспенились и поглотили лодки со всеми находившимися в них. По свидетельствам историков, это чудо подтверждается в писаниях патриарха Досифея.

Инок Ефрем многие годы страдал от глубокого нарыва в ноге, который очевидно принес с собой и заражение крови, поскольку заболевание как-то перешло на обе ноги. Врачебные попытки излечения были бесполезны, а страдания уже немолодого инока таковы, что ему, по его словам, уже и сама жизнь была не в радость. Но, как он пишет, его вера в силу молитвы святителя Григория была чрезвычайно велика, он знал, что Паламу называют светильником Церкви, носителем Божественной благодати.

На своем ложе больного инок со слезами молился святителю Григорию, давая обет по выздоровлении прийти с паломничеством в Фессалоники. И ему было видение, явился ему старец в облачении архиерея. Он приветствовал Ефрема, присел на ложе возле него и спросил о здоровье. Тот показал ему свои раны. Тогда старец обхватил каждую ногу поочередно обеими руками и просто выдавил оттуда всё, что скопилось внутри, а раны тут же закрылись. Утром, к удивлению всех, инок явился на богослужение и рассказал о чудном исцелении.

Но когда ему надо было идти исполнять обет, то он подумал, что время зимнее, он старик, путь в Фессалоники долог, решил, что попросит отправить в монастыре торжественную службу в честь святителя Григория и тем ограничится, и так и поступил.

Но святитель Григорий был огорчен неисполнением обета: еще в тот день, когда готовилась служба, у инока снова поднялась температура, и снова начали открываться раны, от которых остались было только следы. Инок горько раскаялся, пообещал непременно исполнить обет, и болезнь его на другой день вновь отступила. Он отправился в Фессалоники пешком и по дороге рассказывал всем о случившемся с ним чуде, прославляя тем имя Божие и воздавая честь святителю Григорию Паламе.

Значение иконы

Икона святителя Григория Паламы – это, прежде всего, взгляд святого, который напоминает нам, как важно отдавать хотя бы часть своего дня внутренней тишине и сосредоточению на молитве. Он сам творил Иисусову молитву непрестанно. Нам на всё хватает времени, а на общение с Богом – часто нет. Тем не менее, доказав возможность приобщения каждого из нас Божественной энергии, невидимой, но при желании, при упорном молитвенном труде доступной каждому, святитель Григорий Палама разъясняет суть евангельской истины о том, что если кто последует за Ним – будет спасен. Последует – значит по воле своей, по молитве впустит в себя хоть частицу Божественного света и через это обожение получит свое спасение, которого так желает верующий человек. Хорошо получить от святого исцеление на земном веку, помощь в делах духовных и проблемах душевных. Но наши святые пекутся, чтобы и душа была спасена, и учение Григория Паламы несет нам разъяснения и помощь в поисках этого спасения для непостыдного стояния перед Богом на Его Суде и жизни вечной в Царствии Небесном.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.