Философская мысль эпохи возрождения и реформации. Философия эпохи ренессанса и реформации

философия возрождение глобальный гуманизм

Такое понимание христианства как прежде всего системы нравственности, осуществляемой в повседневной жизни, оказалось в противоречии не только со средневековым взглядом на ничтожество человеческой природы, но и с представлением о греховности человека, отстаиваемым Реформацией. Поэтому «христианский гуманизм» Эразма из Роттердама вызвал осуждение не только со стороны охранителей старого средневекового аскетизма, блюстителей догматической чистоты традиционного католицизма, но и в еще большей мере со стороны последователей Лютера и Кальвина.

Вопрос о природе человека оказался, по существу, в центре полемики Эразма и Лютера по теологическому вопросу о свободе воли и божественном предопределении. В теологической форме здесь ставился вопрос о свободе и необходимости, о детерминированности человеческого поведения и ответственности человека. Если Эразм исходил при этом из гуманистического представления о человеке как «благородном живом существе, ради коего одного построен богом этот восхитительный механизм мира», как писал он в 1501 г. в трактате «Руководство христианского воина», то исходная посылка Лютера - род человеческий обречен на погибель из-за первородного греха, сам человек своими силами спастись не может, сам по себе он не может обратиться ко благу, но склонен только ко злу. Эразм, признавая, в согласии с христианским учением, что исток и исход вечного спасения зависят от бога, полагал, однако, что ход дел в земном человеческом существовании зависит от человека и от его свободного выбора в заданных условиях, что является обязательным условием моральной ответственности. Важно при этом, что Лютер ограничивал проблему только загробным спасением, тогда как Эразм ставил вопрос шире о человеческой нравственности вообще. Лютеранское (а также и еще более жесткое кальвинистское) учение об абсолютном божественном предопределении, согласно которому человек только по божественной благодати может быть предопределен к вечному спасению, независимо от собственной воли, дел и поступков, о невозможности для человека достичь спасения собственными силами, послужило главной причиной расхождения гуманистов эразмианского толка с реформационным движением. В полемике с реформаторами гуманисты отстаивали учение о свободе и достоинстве человека. Религиозному фанатизму они противопоставляли представление о «широком» понимании христианства, допускающем спасение всех добродетельно живущих людей, независимо от вероисповедных различий. Этим, а также свободным отношением к библейской традиции, полемикой против некоторых важнейших догматов христианства был вызван глубокий конфликт гуманистов и новых церквей побеждающей Реформации, которая во многих отношениях оказалась враждебной гуманистическим идеалам.

Воздействие христианского гуманизма Эразма Роттердамского на европейскую культуру XVI в. было чрезвычайно велико: его единомышленников и последователей можно встретить по всей католической и протестантской Европе от Англии до Италии, от Испании до Польши.

Эпоха Возрождения относится по некоторым данным к XIV - XVII вв. по другим -- к XV - XVIII вв. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности - архитектура, скульптура, живопись, философия, литература. Но этот термин трактовался весьма условно, т. к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде -- это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности.

Последним периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры.

Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.

Духовную жизнь того времени определяла религия. Но церковь не смогла дать отпор вызову времени. Католическая церковь, имела власть над Западной Европой и несметные богатства, но оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и милосердия -- Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509 - 1564), которого прозвали "женевским папой. В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации - протестантизм. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Церковь постепенно утратила позицию «государства в государстве», ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику значительно уменьшилось, а позже и вовсе сошло на нет.

Учения Яна Гуса оказали влияние на Мартина Лютера, который в общем понимании не был философом и мыслителем. Но он стал немецким реформатором, более того, основателем немецкого протестантизма.

Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций - грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.

«95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483-1546), имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации (от лат.reformatio - преобразование) - движения за обновление веры, обратившегося против папства.

Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства - протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями - швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484-1531) и французским богословом Жаном Кальвином (1509-1564), имели не только религиозный смысл, но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием.

Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае - к античным, в другом - к евангельским). С другой стороны, Реформация - это протест против ренессансного возвеличивания человека.

В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него - это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.

Культурные и социально-исторические результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанных церковью «святых дел» (строгий пост, приобретение индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять свое земное призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело.

Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики (получение прибыли признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических хитростей, при условии потребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства).

Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», сыграло решающую роль, по мнению известного немецкого мыслителя XX в. Макса Вебера, в разложении натурального хозяйства и становлении капиталистических отношений.

1. Предпосылки и характерные черты философии эпохи Возрождения.

2. Основные направления философии эпохи Возрождения.

1. Философия эпохи Возрождения представляет собой совокупность философских школ и направлений, возникших и развивающихся в Европе в XIV – XVI вв., имеющих антицерковную и антисхоластическую направленность, веру в физические и духовные возможности человека, жизнеутверждающий, оптимистический характер. Возрождение (ренессанс) – важнейший этап в истории развития философии. В эту эпоху возрождается интерес к античной философии, культуре.

Возникновение философии и культуры эпохи Возрождения объясняется рядом причин. Во-первых, великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана) совершили целый переворот в мировоззрении людей; во-вторых, научно-теоретические открытия (изобретения пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытий в области медицины и астрономии) способствовали быстрому развитию промышленного производства; в-третьих, феодализм и соответствующая строю идеология – католическая церковь – переживали острый кризис. Именно в XVI – XVII вв. в Европе произошли нидерландская и английская буржуазно-демократическая революции. На смену изжившей себя общественно-экономической формации – феодализму – пришла новая – капиталистическая. Бурное развитие промышленного производства и торговли, усиление городов, превращение их в торгово-промышленные, культурные, политические центры привело к укреплению и централизации европейских городов и усилению светской власти. Весьма прогрессивным для той эпохи было появление первых парламентов в Европе.

Философия эпохи Возрождения, пробуждая интерес к литературе и искусству Древней Греции и Рима, рассматривала человека как средоточие мира, венец и творец земного бытия. На передний план выдвигаются человеческие возможности о познании, его сила, достоинство. Новая эпоха в становлении капитализма рождает титанов мысли, чувства, знания и дела. Тема религии, Бога отходит на второй план. Возникает новая система ценностей, в которой на первое место выходят проблемы человека и природы. Религия отделяется от науки, политики, морали – что является главной чертой культуры и философии эпохи Ренессанса. Начинается бурное развитие естественных наук, которые опираются на достоверные научные факты, широко применяются новые методы познания: эксперимент, опыт и наблюдение. Их роль в научном познании признается как главная, дающая истинное знание о природе.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относится: антропоцентризм и гуманизм; критика схоластики и догматизма; исследования содержания, а не формы; новое научно-материалистическое понимание мира (Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг Солнца, а Вселенная не имеет центра, бесконечна и т.д.); глубокий интерес к истории развития человеческого общества, государства, личности; широкая и всемирная поддержка идей социального равенства.

Гуманизм эпохи Возрождения выступал как свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике. Гуманизм – это воззрение, основывающееся на ценности человека труда как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.

2. В философии эпохи Возрождения были такие основные направления:

Гуманистическое;

Неоплатоническое;

Натурфилософское;

Реформационное;

Социально-утопическое.

Гуманизм как философское направление сильно было развито в Италии в XIV – XV вв. Представители этого направления особое внимание уделяли человеку, а не Богу, воспевали его ум, силу, доблести человека, их работы имели оптимистический, жизнеутверждающий характер. Философы эпохи Возрождения – это цельные, универсальные, гениальные люди. Известными представителями гуманизма были: Данте Алигьери (1265–321), автор «Божественной комедии»; Франческо Петрарка (1304-1374); Леонардо да Винчи (1452-1519) – художник, философ, математик, механик, инженер; Микеланджело (1475-1564); Эразм Роттердамский (1469-1536) – философ, богослов, гуманист, автор «Похвалы Глупости»; Н. Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический деятель, философ, писатель, автор работы «Государь»; Лоренцо Валла (1507-1557) – автор трактата «О наслаждении как об истинном благе» и другие. Философы данного направления призывали человека к активному действию, борьбе, самосовершенствованию и смелости в изменении мира.

Неоплатонизм как философское учение, возникло в Римской империи в III в. Философы этого направления старались систематизировать учение Платона об идеях, устранить имеющиеся противоречия и дальше развить. Хотя они не отрицали Бога, но в то же время человека рассматривали как самостоятельный микрокосм. Одновременно работали над созданием целостной мировой философской системы, пытались познать природу, Вселенную и человека с точки зрения идеализма. Гениальными философами этого направления были: Николай Кузанский (1401 - 1464) – кардинал при папе Пие II, крупный ученый в области математики, астрономии, географии; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – автор эклектического произведения «900 тезисов», пытавшийся объединить все философские учения и найти «золотую середину».

Натурфилософские идеи широкое распространение получили в Европе (особенно в Италии) в XVI – XVII вв. Ученые-философы этого направления стремились отделить философию от религии, обосновать материалистический взгляд на мир, формировать научное мировоззрение и доказать, что человек познает мир благодаря своим чувствам и разуму, а не Божественному откровению. Среди ярких представителей этого направления: Андреас Везалий (1514 - 1564) – крупнейший ученый в области медицины, автор книги «О строении человеческого тела»; Николай Коперник (1473 - 1543) – польский ученый – астроном; Джордано Бруно (1548 - 1600) – итальянский ученый, философ, поэт, разделял космологическую теорию Н. Коперника, развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной; Галилео Галилей (1564-1642) – изобретатель телескопа, астроном, доказал, что небесные тела вращаются как по траектории, так и вокруг своей оси, подтвердил множественность миров во Вселенной. Предложил научный метод исследования на основе наблюдения, выдвижения гипотез и экспериментальной проверки выдвинутых гипотез.

Философия реформации ставила своей целью проведение реформ в католической церкви, демократизацию религиозных и государственных институтов, установление справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Возникновению реформационного движения способствовали: кризис феодлизма, моральное разложение католической церкви, ее оторванность от народа, выдача ею индульгенций; укрепление позиций буржуазии; распространение идей гуманизма в Европе; рост грамотности и самосознания народа. Основоположником реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546), который в октябре 1517 года на дверях Виттенбергской церкви в Германии прикрепил 95 тезисов против индульгенций. М. Лютер требовал упрощения обрядов в церкви, освобождения культуры и образования от засилья религии, запрет выдачи индульгенций, восстановление авторитета государственной власти. Тезисы М. Лютера положили начало реформационной борьбе против католицизма.

Продолжателем дела М. Лютера был Жан Кальвин (1509-1564), который выдвинул свои идеи и систематизировал учение Лютера, возглавил реформационное движение в Женеве, упразднил власть Папы в Женеве, установил строгий пасторский надзор за населением, чтобы воспитать граждан в духе аскетизма, добросовестного отношения к работе.

Томас Мюнцер (1490 - 1525) – священник, ученик Лютера, но выдвинул свои революционные идеи, предлагая реформировать все общество с целью установления справедливости на земле. Власть и собственность, по его мнению, должны принадлежать трудящимся. Эти идеи широко поддержали крестьяне, в 1524 – 1525 гг. в Германии шла крестьянская антикатолическая революционная война против духовенства и насилия властей.

Философия реформации стала идеологией борьбы против католицизма, которая продолжалась в XV – XVI вв. в Европе в ряде стран. В итоге установлен протестантизм (лютеранство, кальвинизм) в Германии, Швейцарии, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, проведены политические и социальные реформы в ряде стран.

Философы эпохи Возрождения исследовали проблемы общества, государства, пытались изменить жизнь трудящихся к лучшему. Некоторые философы разработали проекты идеального государства, где изначально установлена социальная справедливость. Так как эти идеи были нереальны, в историю философии они вошли как утопические.

Основателем идей утопического социализма стал Томас Мор (1478 - 1535). Изложив свое учение в работе «Утопия», утверждал, что все граждане общества должны работать, продукты труда являются собственностью общества и равномерно распределяются между гражданами; всеобщая трудовая повинность дает возможность сокращать рабочий день до шести часов, особо трудную и грязную работу выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники; основой общества является трудовой коллектив, где мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности.

Томасу Мору хорошо были известны сложные проблемы государства, так как он был членом парламента и председателем палаты общин Великобритании, с 1529 года – лордом-канцлером (второй человек в государстве после короля). В 1535 году Томас Мор был казнен за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви Великобритании. Так печально прервалась жизнь этого замечательного философа, который сумел выразить в своей «Утопии» чаяния и надежды миллионов обездоленных, униженных, оскорбленных. Эти идеи были поддержаны теми, кто искренне хотел изменить жизнь на земле в сторону справедливости и добра.

Представителем утопического социализма был и Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), который создал образ идеального государства в своей работе «Город Солнца». В этом государстве установлена социальная справедливость: все члены общества заняты работой, получают все одинаково, трудятся и отдыхают сообща. Особое внимание в этом обществе уделяется воспитанию детей: с рождения ребенок обучается и воспитывается в специальной школе, он осваивает азы наук, приучается к жизни в обществе, осваивает традиции и нормы жителей Города Солнца. Этим славным государством правит философ – знаток всех наук и искусств, имеющий навыки всех профессий.

Утопия будет жива до тех пор, пока жива в человеке надежда на возможность лучшей жизни. Без утопии невозможен прогресс, так как она выражает недовольство существующей ситуацией, предлагает разные варианты развития общества.

Тема: Философия эпохи возрождения и Реформация

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.08K | Скачано: 59 | Добавлен 15.05.12 в 09:12 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Международный славянский институт

Год и город: 2012


ВВЕДЕНИЕ

Культурное развитие нашей цивилизации неразрывно связано с религией. Христианство в феодальном обществе Западной Европы выполняло функцию идеологического интегратора, что привело к консолидации его организации — римско-католической церкви, представляющей собой строго иерархически централизованную систему во главе с римским папой и стремящейся к главенству в «христианском» мире. Римско-католическая церковь сделала много для культурного развития западной цивилизации, однако ее влияние не всегда было положительным, что предопределило кризис традиционной религии и формирование нового религиозного учения. Даже деятельность священной инквизиции не смогла предотвратить Реформации, когда Европу со всеми ее мирянами, духовенством и монашескими орденами охватили сомнения в истинности доктрин римско-католической церкви. Взрывы подобного рода сомнений органически связаны с тем, что нетерпимость доминирующей культуры переплетается с неопределенностью многих догм, принимаемых как основы человеческого бытия. Современное состояние культурной жизни в нашей стране, кризис ставшей традиционной системы ценностей приближает нынешнюю культурную ситуацию к ситуации эпохи Реформации. Актуальность настоящего реферата определяется необходимостью выявить пути выхода из кризисной ситуации в современной культуре, опираясь на исторический прецедент.

Традиционно явление Реформации рассматривается неоднозначно: ряд исследователей выделяют негативные его черты, большинство же считает процесс реформации католической церкви необходимым для становления капиталистического производства. Целью данной работы является выделение основных особенностей протестантства и определение характера его влияния на культурное развитие западной цивилизации.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать две задачи данного исследования:

  • охарактеризовать основные черты протестантизма, как идейной основы Реформации;
  • выявить значение этических канонов протестантства в становлении и развитии европейской культуры.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности возникновения и распространения протестантской религии, выявляется сущность Реформации, в третьем дается обзор основных канонов протестантской этики и рассматривается ее влияние на культурную ситуацию в Европе, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений.

КозимоМедичи - некоронованный правитель Флоренции - говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения -антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV- XVI вв. становится общеевропейским явлением.

2. ПРОТЕСТАНТИЗМ КАК ИДЕЙНАЯ ОСНОВА РЕФОРМАЦИИ

Реформация - это социально-религиозное движение XVI века, осуществившее пересмотр ценностей средневековой культуры в соответствии с потребностями Нового времени.

Начало XVI века - это эпоха радикальных перемен в европейской культуре, в это время были заложены те особенности культурного процесса, которые определили лицо культуры на последующие столетия. Это время, когда феодализм приходит в упадок, появляются первые ростки новых общественных отношений. Католическая церковь выступает мощным идеологом феодализма, закрепляя отношения личной зависимости авторитетом самого бога. Власть престола святого Петра не только духовная, церковь является и крупным феодалом, с мощной политической силой, способной сломить любое сопротивления, ее безграничной власти. Оппонентами этой власти становятся достаточно широкие и разнообразные слои: это и правители, добивающиеся политической независимости от Рима, стремящиеся ограничить политическое влияние Папы, это и обедневшее рыцарство и дворянство, для которых церковные земли могли бы стать средством улучшения их положения, это и третье сословие, для которого католическая церковь является воплощением феодальных порядков, при которых третье сословие лишено политических прав. Деятельность его рассматривается как недостойная, а возможности для осуществления частнопредпринимательской деятельности ограниченны феодальной раздробленностью, цеховой организацией, личной зависимостью, а потому и отсутствием свободной рабочей силы. Крестьянство и городские низы страдают от поборов церкви, горожане видят в ней врага независимости.

Но для того, чтобы эти разнородные силы выступили вместе, нужна общая программа, которая обосновывала бы единые цели, определила лозунги, а главное подвела под них теоретическую базу, позволяющая усомнится в догматах католицизма.

В 1517 году в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам собора тезисы, в который обличал практику продажи индульгенций. Первоначально Лютер и не помышлял о реформе церкви, главная идея его тезисов состояла в том, что нельзя денежной жертвой заменить покаяние, которое должно быть внутренним раскаянием грешника в содеянном. В тезисах не было прямого нападения на Папу. Лютер даже не ставил перед собой цель изложить новые принципы веры, напротив, он был искренним католиком, который «чистосердечно обожал Папу». Содержание тезисов стало широко известно далеко за пределами Виттенберга, они вызвали острую реакцию и споры. Тезисы перестали быть предметом богословских диспутов, они стали учением, подрывающим основы католической церкви. Трактат против продажи индульгенций стал боевой программой сил, стремящихся подорвать основы католической церкви.

Католический престол не остался в долгу, священнику пригрозили отлучением и физической расправой, но мятежный монах из Виттенберга отказался подчиниться. Резкая реакция Рима была понятна: Лютер замахнулся насвятая святых - на догматику, а именно на ней покоилось могущество церкви, освященное именем Бога.

«Нельзя было победить феодальные отношения, не разрушив их идеологической основы - догматику католицизма. Фундаментом, на котором церковь строила свое господство, являлось учение о том, что церковь тот священный институт, вне которого не возможно спасение религиозного человека» - отмечает в своем исследовании Ревуненкова. Таким образом, церковь претендовала на роль посредника между человеком и Богом, обретение вечного блаженства не возможно без руководящей роли церкви и священства. Бороться с таким авторитетным противником можно, только прибегнув к более сильному авторитету, чем сама церковь. Таким авторитетом мог быть только Бог. Свободу людей от всевластия церкви можно было отстоять при условии, что существуют доказательства неистинности священного предания о церкви как особом божественном институте, вне которого спасение человека не возможно. Следовало обосновать мысль о том, что спасение не может зависеть от самого человека, ни дары, ни благочестивая жизнь не могут являться залогом спасения, ибо оно есть дар божий. Поэтому реформаторы подвергли сомнению все католическую догматику, отвергая роль церкви как необходимого посредника между небом и человеком, и единственным источником веры объявили Библию.

Протестантизм отрицает свойственное католицизму деление человеческой деятельности на "сакральную", т.е. богоугодную деятельность и мирскую повседневную деятельность прихожан. К богоугодной деятельности относилась молитва, милостыня, пожертвование церкви, покупка индульгенций, аскетизм, т.е. все, что, по мнению католика, могло обеспечить ему вечное блаженство. В то же время, мирская, повседневная деятельность не могла ничего изменять в вопросе о спасении.

Против такого деления выступил Лютер, для бога важны не дары и домогательства грешников, а осознание человеком себя как безнадежно греховного существа, его личная вера в бога и искупительную жертву Христа. Не церковь определяет спасение, а свободная воля бога, а потому не должно быть посредников между человеком и богом, претензии же церкви на посредничество совершенно беспочвенны.

Фундаментом протестантского учения становится положение о личной вере, ибо она есть единственное условие спасения. Но даже вера не является личной заслугой человека, вера - это тоже божий дар. М. Лютер четко формулирует эту мысль в "Малом катехизисе": "Я убежден, что не собственной силой и разумом могу верить в Иисуса Христа, моего господина, или прийти к нему, но что дух святой призвал меня посредством Евангелия, просветил своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере".

Протестантизм переосмысливает роль религии и ее места в жизни человека: священной признается вся повседневная деятельность. Ведь если спасение человека зависит не от него самого, то нет никакой необходимости, магических поступках последующих цели спасения и изолированных от повседневной жизни человека. Важно нето, что делает человек, не род его занятий и место в обществе, а осознание им своего долга перед богом.

Социально-экономическая подоплека догматики протестантизма очевидна: концепция избранности к спасению отдельных людей, в индивидуальном порядке осознающих свою судьбу, освятила авторитетом бога частнопредпринимательскую деятельность, которая в ту пору была лишена официальной санкции. Несовместимость буржуазной активности с правовыми ограничениями средневековья на языке протестантизма выражалась как противостояние божественной и человеческой воли. Непризнание за церковью права выступать в качестве посредника между человеком и богом, позволяет человеку ощутить себя свободным от земной власти, ибо он осознает себя как слугу самого бога. Тем самым протестантизм позволяет обосновать протест против характерных для феодализма отношений личной зависимости, уравнивает людей как агентов буржуазных отношений, наделяет их одинаковой надеждой на возможный успех.

Протестантизм выступил идеологией Реформации, обосновал ценности, составившие подпочву культуры Нового времени. Протестантизм сформулировал основные нравственные ценности новых общественных отношений, отстаивая личную независимость человека, возвышая труд до уровня религиозной ценности, рассматривая повседневную деятельность человека как форму служения богу, так как именно в ней реализует человек свое предназначение.

Европейская культура испытывает на себе влияние протестантской этики, которая в отличие от декалога и евангельских заповедей нигде не фиксируется. Основные принципы протестантской этики содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них. Протестантизм переосмысливает христианский тезис любви к ближнему, которая теперь приравнивается к служению ближнему, человек не должен, как монахи, бегать от мира, а напротив, он должен выполнять земное призвание. "...Служить богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга... любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается, и это и есть богослужение" - считает Лютep.

Таким образом, протестантизм радикальным образом изменил Европейскую культуру, ликвидировав культурный разрыв между повседневной, трудовой жизнью человека и жизнью, посвященной духовному поиску, спасению души. Отказ от жесткого феодального разделения на классы был воплощением идеалов равенства, духовным наследием эпохи Возрождения и предопределил дальнейшее культурное развитие Европы, в том числе и Просвещение.

3. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИЯ

Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций - грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.

«95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483-1546), имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации - движения за обновление веры, обратившегося против папства.

Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства - протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями - швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484 - 1531) и французским богословом Жаном Кальвином (1509 - 1564), имели не только религиозный смысл, но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием.

Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам. С другой стороны, Реформация - это протест против ренессансного возвеличивания человека.

В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него - это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.

Культурные и социально-исторические результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанных церковью «святых дел». Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять свое земное призвание.

Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики.

Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», сыграло решающую роль, по мнению известного немецкого мыслителя XX в. Макса Вебера, в разложении натурального хозяйства и становлении капиталистических отношений.

4. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).

Философские взгляды Маккиавелли

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) - воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба «... являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений».

Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования. Каксказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон:

«... нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать».

Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Будучи сторонником республики, он, тем не менее, считал невозможным объединение Италии на республиканских началах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, ЧезареБорджа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» - абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов, льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость.

Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства», а его имя стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия - «макиавеллизма».

Упрощенно истолковав позицию мыслителя как требование вседозволенности для государя, его оппоненты не учли важного обстоятельства: Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а беспощадным исследователем реальной политической практики своей эпохи.

Устойчивый же миф о Макиавелли как авторе тезиса «цель оправдывает средства» был создан стараниями иезуитов. Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап. В действительности это изречение принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом ордена.

Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности.

«Следует знать, - пишет Макиавелли, - что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, наоборот, предпочтение во всем следует отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и сохранит свободу».

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой - до искусства возможного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформация как историческое явление имело колоссальное значение для истории. Протестантство изменило Европейскую культуру, культурный разрыв между бытовой жизнью человека и проблемами духовного поиска, философского переосмысления мира был значительно сокращен. Отказ от жесткого феодального разделения на классы был воплощением идеалов равенства, духовным наследием эпохи Возрождения и предопределил дальнейшее культурное развитие Европы, в том числе и Просвещение. Однако существует мнение, что протестантство, позволив обывателю самостоятельно трактовать Библию, размышлять над проблемами веры, породило такое явление как сектантство, все более распространяющееся и влияющее на культурную жизнь современности. Но не стоит забывать, что возможность свободно мыслить является одной из фундаментальных ценностей современной культуры.

Этика протестантства оказала большое влияние на формирование современной европейской системы ценностей. Этическими канонами протестантства стала не аскетичная жизнь, не отказ от участия в мирских делах, а наоборот, самое деятельное в ней участие. Труд, успех в делах стали признаками богоизбранности. Распространение Реформации способствовало не только формированию нового образа жизни, нового этического идеала, но и оказало большое влияние на культурную жизнь стран, традиционно приверженных католичеству - побудило церковь ограничить и смягчить культурные запреты, способствовало развитию такого направления в культуре как католическое Просвещение.

БИБЛИОГРАФИЧКСИЙ СПИСОК

  1. Аблеев. С. Р. История мировой философии: Учебник - Астрель, 2005
  2. КарминА.С., НовиковаЕ.С. «Культурология», Москва, 2005 г. не сложно , а нам приятно ).

    Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

    Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Цель лекции: изучить основные причины становления и развития философии эпохи Возрождения (Ренессанс), особо обратив внимание на такие факторы, как достижения в области естествознания, меры по возрождению античного философского наследия и утверждению гуманистической культуры. Понять объективный характер изменений, произошедших в предметной сфере философии эпохи Возрождения, трансформировавшегося от схоластической теологии к пантеизму, антропоцентризму и опытно-экспериментальной науке. Рассмотреть особенности натурфилософского истолкования мира и характерные особенности социально-политических учений эпохи Возрождения. Изучить факторы, ставшие причиной возникновения Реформации и роль ее в историческом прогрессе. Познать философские воззрения лидеров Реформации.

Основные вопросы

1. Основные особенности и характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения.

2. Особенности генезиса философии эпохи Возрождения, причины трансформации ее предметной сферы от теологии к естественнонаучным проблемам.

  1. Натурфилософские концепции эпохи Возрождения (Бруно, Николай Кузанский, Кардано, Телезио, Парацельс и др.).
  2. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).
  3. Социально-политические и духовные основы Реформации, и ее роль в историческом прогрессе.
  4. Философия Реформации и ее основные мыслители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин.

Ключевые слова и понятия: возрождение (ренесанс), гуманизм, разум, творчество, красота, свобода, опыт, эксперимент, антропоцентризм, пантеизм, секуляризация, натурфилософия, утопия, реформация, протестантизм,

1. Основные особенности и характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это время зарождения капиталистических отношений, возникновения европейских наций и национальных государств. Тенденция к разнообразию форм социальной жизни приводит к развитию культуры и естествонаучных дисциплин, усилению международных торгово-экономических отношений и великим географическим открытиям. Название Ренессанс говорит о возрождении интереса к философии и культуре Античной Греции, в которых начинают видеть образец для современности. Но процесс обновления культуры и философии происходит в тесной связи и на основе античной и средневековой традиции, и только после 17-го века он выходит за ее рамки. Метафизика веры раздваивается: сверхчувственное предоставляется религиозной догме, за философией же утверждается опытный мир вещей. Философия утрачивает свой цеховой характер и все более становится продуктом свободного от влияния религии творчества, несущего на себе черты конкретной национальной культуры, где отражаются усилившиеся к тому времени глубокие социальные и религиозные конфликты. И хотя философы причудливо сочетали элементы различных концепций прошлого, натурфилософия и гуманистический индивидуализм оставались важнейшими чертами их учений. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе . Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви , проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия , в том числе место и положение человека в мире. В средневековье философская мысльбыла направлена исключительно в область трансцендентного, божественного бытия и проблемы человеческой личности, ее ценности и свободы решались ею в мистическом плане, в сфере потусторонней жизни, священной истории. Человек рассматривается, прежде всего, с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на нем). В эпоху Возрождения делается акцент на посюстороннюю реальную жизнь человека, свобода и достоинство человеческой личности утверждается на основе его земного бытия. Религиозной идее извечной греховности человека, аскетизма средневековья – противопоставляется доказательство врожденного стремления человека к добру, к счастью и всестороннему совершенству, целостности человеческой природы, неразрушимого единства духовного и телесного. В этике – получает свое развитие и распространение эпикуреизм, что соответствовало господствовавшим тогда идеалам гуманизма и жажде земного счастья. Разум, творчество, красота, свобода – эти черты в эпоху Возрождения уже приписываются непосредственно человеку. Они прорываются наружу, считавшиеся в средневековье отражением бога в нем. Главная черта философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, которая, как продолжатель тысячелетней эволюции религиозной философии человека, в значительной мере продолжает все находиться под влиянием схоластической философии. Но человек уже восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляют первейший долг человека. Именно здесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие антропологии Возрождения от средневековой антропологии. Меняется и понимание бога. На смену дуалистической, противопоставляющей бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «совечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ). Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа , а не бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» - освобождение общества от церковного влияния, которая начала проявлять себя еще в средневековом номинализме. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками. В этот период поворота к природе возникают и развиваются естественные науки , дающие истинное знание о природе. В эпоху Возрождения выдвигались теории, как религиозных преобразований, так и социального переустройства (Коперник, Галилей, Кеплер) . Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум , а не на интуицию и откровение

Философия эпохи Возрождения – это философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе (прежде всего и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества (14-начало 17 в. н. эр.). Официальной философией в эту эпоху ещё оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма на основе латинской и греческой, возрождение античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания привели к тому, что передовая философия Возрождения перестает играть роль служанки богословия, в ней развиваются антисхоластические направления. Ранее всего они появились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма (Ф. Петрарка) и эпикуреизма (Л. Валла), направленных против господствующей христианской морали. Философия эпохи Возрождения была представлена следующими направлениями : гуманистическое (Петрарка, Лоренцо Вала, Эразм Ротердамский), натурфилософское (Бруно, Николай Кузанский, Телезио, Парацельс и др.), социально-политическое (Макиавелли, Томас Мор, Кампанелла и др.).

В творчестве поэта Данте Алигьери (родился во Флоренции, 1265-1321 гг.) – «Божественная комедия», «Пир», «О монархии » - впервые появляются элементы, отличные от средневекового мировоззрения. Не отрицая схоластическую догматику, Данте, пытается по-новому, переосмыслить характер отношений бога и человека. Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека. Данте подчеркивает, что человек – продукт реализации собственного разума, которые осуществляются в его практической деятельности. Все человеческое существование должно быть подчинено человеческому разуму. Отсюда и следует новая идея – о двоякой роли человека. Родоначальник гуманистического движения в Италии, поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374 гг.). Главной задачей философии он считал разработку «искусства жизни» (восхищение природой, воспевание земной любви ). Петрарка считал, что теология и богопознание – вообще не дело людей. Схоластическую ученость считал «болтовней диалектиков» и совершенно бесполезной для людей. С его точки зрения, человек имеет право на счастье в реальной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Петрарка подчеркивает достоинство человеческой личности , уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами. Вместе с тем в творчестве Петрарки находят место индивидуалистические тенденции, которые также характерны для философии эпохи Возрождения. Он полагает, что совершенствование личности возможно лишь при условии ее обособления от «невежественной черни». Лишь в этом случае, при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром, творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя (близкие идеи высказывал его последователь, итальянский гуманист Джованни Бокаччо ). Лоренцо Вала (1407-1472) – один из основоположников научной критики текстов священных книг, посредством филологического метода . Создал этическое учение , одним из источников которого явилась этика Эпикура. Он пытается обосновать полноценность жизни человека , духовное содержание которой, по его убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонних проявлений человеческих чувств. В основе его этики находится принцип наслаждения , который Валла сводит к удовольствиям души и тела. Жизнь есть высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. В книге «О наслаждении» он провозглашает: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!». Валла верил в силу человеческого разума, выдвигая идею активности человека и призывая к воспитанию воли к действию.

К концу 15 в. гуманистическое движение стало общеевропейским . Во всей Европе был широко известен голландец Дезидерий – Эразм Ротердамский (1469-1536 гг.), ставший лидером гуманизма 16 в. и идейным предшественником Реформации. Свое учение он называл «философией Христа», где призывал вернуться к истокам Христианства, забытого и вытесненного католической церковью. Для этого нужно возродить античные науки и искусство, а каждый христианин должен полностью прочитать библию и понять его смысл, и потому перевел ее на латынь. Особой популярностью пользовалась его книга «Похвала глупости» , где он высмеивал фанатизм и насилие, национальную ограниченность и религиозную рознь, лицемерие и невежество феодалов и духовенства. Книга оказала большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе. Приверженцами гуманистических идей были также Франсуа Рабле во Франции, Сервантес в Испании, Шекспир в Англии.

2.Особенности генезиса философии эпохи Возрождения, причины трансформации ее предметной сферы от теологии кестественнонаучным проблемам

Философия эпохи Возрождения возникает и развивается параллельно с закатом схоластки, и не зависимо от ее традиций. И хотя нет полного разрыва с ней, ориентир уже нацелен к классической античной философии, к ее возрождению. Важнейшими отличительными чертами мировоззрения эпохи Ренессанса также являются:

1) Его ориентация на искусство : если средневековье было эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой преимущественно художественно-эстетической;

2) Антропоцентризм. Если в центре внимания античности были отношения природа-космос (природно-космическая жизнь), средневековья – человек изучается только в отношениях с богом, то для эпохи Возрождения характерно изучение человека в его земном образе жизни. И хотя в центре внимания формально находиться бог, но фактическое внимание уже уделяется человеку, его личность рассматривается как творческая – будь, то в искусстве, политике, технике и т. д. И потому философское мышление этого периода называют антропоцентрическим и гуманистическим . В центре внимания оказывается свободный, сильный человек, который утверждает свою индивидуальность и независимость, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире;

3) Типичным выражением философии Ренессанса была философия природы (натурфилософия). Природа же трактуется пантеистический, т.е. философия отождествляла бога с природой, не отрицая его существования;

4) Параллельно с натурфилософией развивается новое естествознание (происходят крупные научные открытия, научно-технический прогресс).

Пантеизм был формой перехода от догматического, религиозного мировоззрения к научному пониманию природы. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, экспериментальный метод исследования .

Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения:

1) реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени (XIV-XV вв.) – Данте Алигьери, Лоренцо Вала, Франческа Петрарка и др.;

2) возникновение собственной философии, основным течением которой была натурфилософия (XVI в.).

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.