Загадки и кроссворды о пифагоре. Великая и неведомая тайна пифагора

Сегодня имя Пифагора, создателя знаменитой теоремы о прямоугольных треугольниках, известно каждому школьнику. Но мало кто знает, что его невероятную осведомленность в различных науках связывают с тем, что Пифагор в совершенстве изучил тайные оккультные знания древних египтян и вавилонян.

Жизнь Пифагора всегда была окутана мистикой. Известно, что судьбу его предсказала дельфийская прорицательница, к которой приехали перед родами родители будущего знаменитого математика. «Он сделает много полезного для человечества и будет славен во все времена», — произнесла гадалка. Она же посоветовала супругам отправиться в Финикию, в город Сидон, дабы получить благословение в иудейском храме. Имя же Пифагор получил от предсказательницы Пифии, оно означает «убеждающий речью».

«Убеждающий речью»

Исторические исследования датируют появление на свет Пифагора приблизительно 580 годом до нашей эры.

В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала Иония — группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Именно там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха родился сын. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что отпрыск продолжит его дело, однако судьбой ему было уготовано другое. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам, кроме того, есть сведения о том, Пифагор был одним из лучших атлетов Греции и даже с успехом участвовал в Олимпийских играх.

От своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получил знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял Пифагора учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал одаренному мальчику любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая школа, — говорил Гермодамас, — твои чувствования происходят от природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».

Пифагор был жаден ко всяческим знаниям, однако они мало впечатляли его. Он искал чего-то большего — настоящей связи-гармонии между тремя составляющими: земля — бог — человек. Пифагор считал, что именно в этой тройственной симметрии и кроется основной ключ к раскрытию всех загадок Вселенной, ответ на извечные вопросы человечества. И тогда по совету своего учителя Пифагор решил продолжить обучение у египетских жрецов.

Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. Но Пифагор был настойчив, и при помощи учителя ему удалось бежать с острова Самос. Первое время он жил на знаменитом острове Лесбос у своего родственника Зоила. А через несколько лет отправился в Милет — к знаменитому Фалесу, основателю первой философской школы. Именно от него принято вести историю греческой философии.

Пифагор внимательно слушал в Милете лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллеги и ученика Анаксимандра, который придумал первые солнечные часы и создал астрономические инструменты. Много важных знаний приобрел Пифагор за время пребывания в милетской школе, но его целью все же был Египет. И Пифагор отправился в путь.

Вавилонский плен

Перед прибытием в Египет Пифагор на некоторое время остановился в Финикии, где тоже не терял времени и обучался у знаменитых сидонских жрецов. Пока он жил в Финикии, его друзья добились того, что Поликрат — властитель Самоса — не только простил беглеца, но даже послал рекомендательное письмо Амазису — фараону Египта.

В Египте благодаря покровительству Амазиса Пифагор познакомился с мемфисскими жрецами. Согласно одной из легенд, именно египтяне владели главными знаниями Земли — откровениями самих атлантов. Долгое время Египет считался ничем иным, как колонией Атлантиды. До сих пор неизвестно, каким образом Пифагору удалось проникнуть в святая святых — египетские храмы, куда чужестранцы не допускались, тем не менее Пифагор был посвящен в мистерии Осириса и Изиды и участвовал в тайных магических ритуалах.

Даже фараоны не всегда становились свидетелями подобных мистерий, в которых неотъемлемой частью допуска были испытания. Испытуемый проходил подземные лабиринты, выстроенные так, чтобы он не только физически, но и психологически доказал свою избранность. Тускло освещаемые светильником подземелья сильно воздействовали на психику. Некоторые испытуемые теряли над собой контроль. Тогда их ждала неминуемая гибель, дабы не раскрывались тайны ритуала. Однако Пифагор успешно прошел все испытания.

Учеба Пифагора в Египте способствовала тому, что он стал одним из самых образованных людей своего времени. Именно к этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь. Скончался фараон Амазис, а его преемник не выплатил ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, — это был повод для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы — их убивали или брали в плен. Так был пленен и Пифагор.

Одна из легенд гласит, что будущему математику удалось обмануть охрану и вместе с другими пленными бежать в Грецию, где они впоследствии организовали тайное оккультное общество. Однако, по другой версии, Пифагор все-таки был доставлен в Междуречье, где встретился с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике и познакомился с учением халдейских мудрецов. Науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах — именно они придали определенное мистическое звучание философии и математике Пифагора...

Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору в то время уже исполнилось шестьдесят, и он решил вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.

С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумал Пифагор создать собственную философскую школу.

Довольно быстро он завоевал большую популярность среди местных жителей. Энтузиазм населения был так велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, юная дева по имени Теано, стала вскоре женой 60-летнего Пифагора.

Цензор нравов

В это время в Кротоне и других городах Греции росло общественное неравенство, вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) соседствовала с бедностью, усиливалась социальная угнетенность и заметно падала нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступил с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избрали мудрого старца цензором нравов и своеобразным духовным отцом города. И здесь Пифагору очень пригодились знания, полученные в странствиях по свету. Он объединил лучшее из разных религий и верований и создал собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в
нерасторжимой взаимосвязи всего сущего (природы, человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом вечности и природы.

В совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной». В «Золотых стихах» Пифагор выразил те нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него; приучайся жить без роскоши».

Со временем Пифагор прекратил выступления в храмах и на улицах, а учил уже в своем доме. Система обучения была сложной. Желающие приобщиться к знаниям должны были пройти испытательный срок от трех до пяти лет. Все это время ученики обязаны были хранить молчание и только слушать учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение и скромность.

Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. В школе Пифагора впервые была высказана догадка о том, что Земля круглая. Да и мысли о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в школе знаменитого философа-математика.

«Все вещи — суть числа»

Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема до сих пор носит его имя. Особенное внимание Пифагор уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина и женщина.

Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц — «единиц бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам. Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Из этого представления вытекал и основной тезис пифагорейцев: «Все вещи — суть числа». Но поскольку числа выражали «сущность» всего, то и объяснять явления природы следовало только с их помощью. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики — теории чисел.

Все числа пифагорейцы разделяли на две категории — четные и нечетные. Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное — нечетное», «правое — левое» имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК.

Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно измерение, линия — два, плоскость — три, объем — четыре измерения. Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица — выражение точки, двойка — линии и одномерного образа, тройка — плоскости и двумерного образа, четверка — пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна? При суммировании всех плоских геометрических фигур — точки, линии и плоскости — пифагорейцы получали совершенную, божественную шестерку.

Справедливость и равенство пифагорейцы видели в квадрате числа. Символом постоянства у них было число девять, поскольку все кратные девяти числа имеют сумму цифр опять-таки девять. А вот число восемь у пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные восьми имеют уменьшающуюся сумму цифр.

Пифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими. Нечетное число — оплодотворяющее, и если его сочетать с четным, оно возобладает. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского — нечетного числа 3 и женского — четного числа 2. Брак — это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими «фигура невесты».

Четыре числа, составляющие тетраду, — один, два, три, четыре — имеют прямое отношение к музыке: они задают все известные консонантные интервалы — октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4). Иными словами, декада, согласно учению пифагорейцев, воплощает не только геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту космоса. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала Вселенную. Поскольку число десять — идеальное, рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.

Пифагорейцы знали также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число, равное сумме своих делителей. Дружественные — числа, каждое из которых — сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название.

Кроме чисел, вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было окружено «хорошими» числами. Примером тому может служить число тринадцать — чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев.

Попытку Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями выдвинули и рациональные способы познания тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям ученых глубже понять мир.

После смерти ученого его последователи обосновались в разных городах Древней Греции и организовали там пифагорейские общества. Однако спустя 150 лет школа, основанная Пифагором, распалась, а оккультные тайны, передаваемые от учителя к ученику, были утеряны. Возможно, навечно.

В настоящее время все согласны с тем, что эта теорема не была им открыта, ее частные случаи известны еще до него в Китае, Вавилонии, Египте. Однако, одни полагают, что Пифагор первый дал полноценное доказательство, другие отказывают ему в этой заслуге. В шутку она звучит так:"Пифагоровы штаны на все стороны равны".

Как рассказывает легенда, когда Пифагор доказал знаменитую теорему, он отблагодарил богов, принеся им в жертву 100 быков. Этот рассказ о жертвоприношении, сообщенное Диогеном и Плутархом, скорее всего вымышлен, ибо, как известно, Пифагор был вегетарианцем и непримиримым противником убоя и пролития крови животных.

Для нас Пифагор – математик, в древности было иначе. Геродот называет его выдающимся софистом, т.е. учителем мудрости, он же указывает, что последователи Пифагора не погребали своих мертвецов в шерстяных одеждах, Это больше похоже на религию, чем на математику.

Для своих современников Пифагор прежде всего был религиозным пророком, воплощением высшей божественной мудрости.

О Пифагоре ходило много сказок, вроде тех, что у него было «золотое бедро», что люди видели его в одно и то же время в разных местах. В некоторых текстах он предстает как полубог – тем, кем он сам себя воображал – сыном Гермеса. Пифагор считал, что существует три типа существ: боги, простые смертные и … «похожие на Пифагора».

В литературе пифагорийцы чаще всего изображались суеверными и весьма разборчивыми вегетарианцами, но совсем не математиками.

Так кем же был Пифагор на самом деле – математиком, философом, пророком, святым или шарлатаном?

Вокруг личности Пифагора создалось столько легенд, что трудно судить, что в них хоть отчасти соответствует действительности, а что является вымыслом.

Древнегреческий ученый Пифагор жил в конце VI века до н.э.

Пифагор, сын Мнесарха – золотых дел мастера, резчика печатей, гравера и ювелира.

Мать – Парфениса (Пифаида) – ей в Дельфах оракул предрек рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и красотой. Пифагор родился на острове Самос в Эгейском море – одном из самых цветистых островов Бионии.

Еще до рождения Пифагор был посвящен своими родителями свету Аполлона, мальчик был очень красив и с детства отличался разумом и справедливостью, с юных лет стремился проникнуть в тайны вечной природы, постичь смысл Бытия.

От путешественников и капитанов кораблей он узнавал о далеких и близких странах, Египте и Вавилонии, мудрость жрецов которых изумляла молодого человека.

Знания, полученные им в храмах Греции, не давали ответов на все волнующие его вопросы. В поисках мудрости Пифагор отправился в Египет, где в течение 22 лет проходил обучение в храмах Мемфиса.

Египет – страна, закрытая для греков. Сначала несколько лет Пифагор живет у родича на острове Лесбос, учится астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим обязательным наукам у знаменитых сидонских жрецов. Его друзья добиваются того, что властитель дает рекомендательное письмо для Амазиса – фараона Египта. Пифагор знакомится с мемфисскими жрецами, ему удается проникнуть в «святая Святых» - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались.Чтобы приобщиться к тайнам египетских храмов, Пифагор принимает посвящение в сан жреца.

Умирает фараон, его преемник не платит дань персидскому царю – завоевателю Камбизу - и персы не щадят даже священников и храмы. Подвергаются гонению жрецы, их убивают, уводят в плен, попадет в плен и Пифагор. Согласно старинной легенде его увели в Вавилон.

Грандиозная панорама города, раскинувшего свои дворцы и высокие оборонные стены по обеим берегам Ефрата, привела Пифагора в восторг и изумление. Здесь он проводит еще 12 лет, имея возможность изучить многие религии и культы, проникнуть в мистерии древней магии, быстро осваиваясь со сложными вавилонскими традициями, познает у халдейских магов и жрецов теорию чисел, астрономию и арифметику. И может быть отсюда пошла та числовая мистика приписывания числам божественной силы, которая Пифагором преподнесена как философия.

Из плена его освобождает персидский царь Дарий, прослышавший о знаменитом греке Пифагоре.

Вернувшись к себе на родину, Пифагор в знак протеста против тирании правителя покинул родной остров Самос в Эгейском море и в возрасте 40 лет поселился в греческом городе Кротоне на юге Италии.

Пифагор создает школу (лучше сказать тайный союз) которая преследовала не только научные, но и религиозно-этические и политические цели. Все научные открытия, сделанные пифагорейцами, приписывались самому Пифагору. Свою школу Пифагор создает как организацию со строго ограниченным числом учеников из аристократии, попасть в нее было непросто. Претендент должен был выдержать ряд испытаний, по утверждению некоторых историков, один из них – обет пятилетнего молчания, и все это время принятые в школу могли слушать голос учителя из-за занавеса, а увидеть только тогда, когда их души будут очищены музыкой и тайной гармонией чисел.
Другим законом было хранение тайны, несоблюдение которой строго каралось – вплоть до смерти. Этот закон имел негативное влияние, поскольку помешал учению стать составной частью культуры.

Пифагорейцы для того, чтобы узнавать друг друга носили на одеяниях звездчатый пятиугольник – пентаграмму. Они просыпались с рассветом, пели песни, аккомпанировали себе на лире, делали гимнастику, занимались теорией музыки, философией, математикой, астрономией и др.науками. Часто занятия проводились на открытом воздухе в форме бесед. Среди первых учеников школы было и несколько женщин, включая и Феано – жену. Обучение было многоступенчатым и далеко не каждому давалось сокровенное знание.

В «Золотых стихах» он выразил те нравственные правила, строгое исполнение которых приводило души заблудших к совершенству.

Лишь те, кто успешно прошел все испытания, допускался во внутренний двор дома учителя, Здесь Пифагор наставлял своих ближайших учеников. Отсюда и берут свое начало название эзотерическое (т.е. то, что внутри) и экзотерическое (т.е. то, что вне) учение.

Строгий образ жизни пифагорейцев, их созерцательная философия, благожелательность к человеку и стремление делать добро, оказывать помощь привлекали к ним многих людей.

Вскоре Союз стал центром политической и духовной жизни всего Кротона и пришел практически в Кротоне к власти, Однако из-за антипифагорийских настроений в конце VI века до н.э. Пифагору пришлось удалиться в Метапонт, где он умер.

Позднее во второй половине Yвека до н.э. Союз был разгромлен.

Школа Пифагора дала Греции целую плеяду талантливых философов, физиков и математиков. Его ученики расселились по Греции и ее колониям, где организовали Школы Пифагора, преподавая главным образом арифметику и геометрию, сведения об их достижениях содержались в сочинениях поздних ученых Платона, Аристотеля и других.

Великие Коперник и Кеплер, Дюрер и Леонардо да Винчи, астроном Эдинтон продолжали находить в философских наследиях Пифагора необходимое основание для установления закономерности нашего мира.

Достаточно глубоко исследовав математические отношения, Пифагор уделял внимание числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался осмыслить такие вечные категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчину, женщину и пр. «Все вещи – суть числа» . Единицу он представлял точкой, двойку – отрезком, тройку – треугольником, четверку – треугольной пирамидой. Сумма этих чисел составляла 10 - «Священную четверицу» . Именно Пифагор впервые разделил все числа на четные и нечетные: четные числа считал женскими, нечетные - мужскими Брак - 5 = 3м + 4ж – называл «треугольник невесты».

Сведение астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям ученых понять мир еще глубже.

Мир чисел для пифагорейца заключал в себе особую жизнь, числа для них имели

Особый жизненный смысл. Пифагор и его ученики заложили основу нумерологии – т.е. философии в чем-то сходной с астрологией и прочими теориями подобного рода.

Математика рассматривалась Пифагором как средство достижения смысла окружающего мира, к которому члены тайного союза хотели прийти через постижение тайн числа.

Известно, что древние греки на первое место ставили геометрию и подчиняли ей алгебру, но это было позднее сделано Эвклидом.

С именем Пифагора связывается введение доказательств в геометрию, создание планиметрии прямолинейных фигур, учение о подобии, об арифметике, геометрии и гармонических пропорциях, учение о средних.
Интересно заметить, что Пифагор считал Землю шаром, который движется вокруг Солнца. Значительно позднее, в ХYI веке, когда церковь начала ожесточенно преследовать Николая Коперника, церковники именовали ненавистные ими взгляды на мир не коперниковскими, а пифагорейскими.

Представление о космосе как о математически упорядоченном целом Пифагор пришел к выводу после того, как открыл, что основа - гармонические интервалы. Он пришел к заключению, что математическими соотношениями пронизан весь космос.

В 306 году до н.э. ему – Пифагору, как самому умному из греков поставили памятник на римском форуме.
Именем Пифагора назван кратер на видимой стороне Луны.

Интересны мысли, приписываемые Пифагору.

1. Расходы стремятся уравняться с доходами.
2. Любой работник двумя годами моложе Вас – неопытен, любой работник пятью годами старше Вас – отсталый старик.
3. Суммарный объем ума на Земном шаре является величиной постоянной, но население растет.
4. Друзья приходят и уходят, а враги накапливаются.
5. Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть.
6. Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе Солнца.
7. Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
8. Начало – половина целого.

Наталия Ляпина специально для

Сегодня имя Пифагора, создателя знаменитой теоремы о прямоугольных треугольниках, известно каждому школьнику. Но мало кто знает, что его невероятную осведомленность в различных науках связывают с тем, что Пифагор в совершенстве изучил тайные оккультные знания древних египтян и вавилонян.

Жизнь Пифагора всегда была окутана мистикой. Известно, что судьбу его предсказала дельфийская прорицательница, к которой приехали перед родами родители будущего знаменитого математика. «Он сделает много полезного для человечества и будет славен во все времена», - произнесла гадалка. Она же посоветовала супругам отправиться в Финикию, в город Сидон, дабы получить благословение в иудейском храме. Имя же Пифагор получил от предсказательницы Пифии, оно означает «убеждающий речью».

«Убеждающий речью»

Исторические исследования датируют появление на свет Пифагора приблизительно 580 годом до нашей эры.
В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала Иония - группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Именно там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха родился сын. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что отпрыск продолжит его дело, однако судьбой ему было уготовано другое. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам, кроме того, есть сведения о том, Пифагор был одним из лучших атлетов Греции и даже с успехом участвовал в Олимпийских играх.
От своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получил знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял Пифагора учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал одаренному мальчику любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая школа, - говорил Гермодамас, - твои чувствования происходят от природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».
Пифагор был жаден ко всяческим знаниям, однако они мало впечатляли его. Он искал чего-то большего - настоящей связи-гармонии между тремя составляющими: земля - бог - человек. Пифагор считал, что именно в этой тройственной симметрии и кроется основной ключ к раскрытию всех загадок Вселенной, ответ на извечные вопросы человечества. И тогда по совету своего учителя Пифагор решил продолжить обучение у египетских жрецов.
Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. Но Пифагор был настойчив, и при помощи учителя ему удалось бежать с острова Самос. Первое время он жил на знаменитом острове Лесбос у своего родственника Зоила. А через несколько лет отправился в Милет - к знаменитому Фалесу, основателю первой философской школы. Именно от него принято вести историю греческой философии.
Пифагор внимательно слушал в Милете лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллеги и ученика Анаксимандра, который придумал первые солнечные часы и создал астрономические инструменты. Много важных знаний приобрел Пифагор за время пребывания в милетской школе, но его целью все же был Египет. И Пифагор отправился в путь.

Вавилонский плен

Перед прибытием в Египет Пифагор на некоторое время остановился в Финикии, где тоже не терял времени и обучался у знаменитых сидонских жрецов. Пока он жил в Финикии, его друзья добились того, что Поликрат - властитель Самоса - не только простил беглеца, но даже послал рекомендательное письмо Амазису - фараону Египта.
В Египте благодаря покровительству Амазиса Пифагор познакомился с мемфисскими жрецами. Согласно одной из легенд, именно египтяне владели главными знаниями Земли - откровениями самих атлантов. Долгое время Египет считался ничем иным, как колонией Атлантиды. До сих пор неизвестно, каким образом Пифагору удалось проникнуть в святая святых - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались, тем не менее Пифагор был посвящен в мистерии Осириса и Изиды и участвовал в тайных магических ритуалах.
Даже фараоны не всегда становились свидетелями подобных мистерий, в которых неотъемлемой частью допуска были испытания. Испытуемый проходил подземные лабиринты, выстроенные так, чтобы он не только физически, но и психологически доказал свою избранность. Тускло освещаемые светильником подземелья сильно воздействовали на психику. Некоторые испытуемые теряли над собой контроль. Тогда их ждала неминуемая гибель, дабы не раскрывались тайны ритуала. Однако Пифагор успешно прошел все испытания.
Учеба Пифагора в Египте способствовала тому, что он стал одним из самых образованных людей своего времени. Именно к этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь. Скончался фараон Амазис, а его преемник не выплатил ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, - это
был повод для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы - их убивали или брали в плен. Так был пленен и Пифагор.
Одна из легенд гласит, что будущему математику удалось обмануть охрану и вместе с другими пленными бежать в Грецию, где они впоследствии организовали тайное оккультное общество. Однако, по другой версии, Пифагор все-таки был доставлен в Междуречье, где встретился с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике и познакомился с учением халдейских мудрецов. Науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах - именно они придали определенное мистическое звучание философии и математике Пифагора...
Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору в то время уже исполнилось шестьдесят, и он решил вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.
С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумал Пифагор создать собственную философскую школу.
Довольно быстро он завоевал большую популярность среди местных жителей. Энтузиазм населения был так велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, юная дева по имени Теано, стала вскоре женой 60-летнего Пифагора.

Цензор нравов

В это время в Кротоне и других городах Греции росло общественное неравенство, вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) соседствовала с бедностью, усиливалась социальная угнетенность и заметно падала нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступил с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избрали мудрого старца цензором нравов и своеобразным духовным отцом города. И здесь Пифагору очень пригодились знания, полученные в странствиях по свету. Он объединил лучшее из разных религий и верований и создал собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в
нерасторжимой взаимосвязи всего сущего (природы, человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом вечности и природы.
В совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной». В «Золотых стихах» Пифагор выразил те нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших к совершенству. Вот некоторые из них: не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него; приучайся жить без роскоши».
Со временем Пифагор прекратил выступления в храмах и на улицах, а учил уже в своем доме. Система обучения была сложной. Желающие приобщиться к знаниям должны были пройти испытательный срок от трех до пяти лет. Все это время ученики обязаны были хранить молчание и только слушать учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение и скромность.
Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. В школе Пифагора впервые была высказана догадка о том, что Земля круглая. Да и мысли о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в школе знаменитого философа-математика.

«Все вещи - суть числа»

Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема до сих пор носит его имя. Особенное внимание Пифагор уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина и женщина.
Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц - «единиц бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам. Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Из этого представления вытекал и основной тезис пифагорейцев: «Все вещи - суть числа». Но поскольку числа выражали «сущность» всего, то и объяснять явления природы следовало только с их помощью. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики - теории чисел.
Все числа пифагорейцы разделяли на две категории - четные и нечетные. Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное - нечетное», «правое - левое» имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК.
Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно измерение, линия - два, плоскость - три, объем - четыре измерения. Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица - выражение точки, двойка - линии и одномерного образа, тройка - плоскости и двумерного образа, четверка - пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна? При суммировании всех плоских геометрических фигур - точки, линии и плоскости - пифагорейцы получали совершенную, божественную шестерку.
Справедливость и равенство пифагорейцы видели в квадрате числа. Символом постоянства у них было число девять, поскольку все кратные девяти числа имеют сумму цифр опять-таки девять. А вот число восемь у пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные восьми имеют уменьшающуюся сумму цифр.
Пифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими. Нечетное число - оплодотворяющее, и если его сочетать с четным, оно возобладает. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского - нечетного числа 3 и женского - четного числа 2. Брак - это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими «фигура невесты».
Четыре числа, составляющие тетраду, - один, два, три, четыре - имеют прямое отношение к музыке: они задают все известные консонантные интервалы - октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4). Иными словами, декада, согласно учению пифагорейцев, воплощает не только геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту космоса. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала Вселенную. Поскольку число десять - идеальное, рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.
Пифагорейцы знали также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число, равное сумме своих делителей. Дружественные - числа, каждое из которых - сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название.
Кроме чисел, вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было окружено «хорошими» числами. Примером тому может служить число тринадцать - чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев.
Попытку Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями выдвинули и рациональные способы познания тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям ученых глубже понять мир.
После смерти ученого его последователи обосновались в разных городах Древней Греции и организовали там пифагорейские общества. Однако спустя 150 лет школа, основанная Пифагором, распалась, а оккультные тайны, передаваемые от учителя к ученику, были утеряны. Возможно, навечно.

Сегодня имя Пифагора, создателя знаменитой теоремы о прямоугольных треугольниках, известно каждому школьнику. Но, как оказывается, его невероятная осведомленность в различных науках связана с тем, что он в совершенстве изучил тайные оккультные знания древних египтян и вавилонян.

Жизнь Пифагора всегда была окутана мистикой. Известно, что судьбу его предсказала дельфийская прорицательница, к которой приехали перед родами родители будущего знаменитого математика. «Он сделает много полезного для человечества и будет славен во все времена», - произнесла гадалка. Она же посоветовала супругам отправиться в Финикию, в город Сидон, дабы получить благословение в иудейском храме. Имя же свое малыш получил от предсказательницы Пифии, оно означает «убеждающий речью».

Мало что известно о детских годах Пифагора. Впрочем, есть сведения о том, он был одним из лучших атлетов Греции и даже с успехом участвовал в Олимпийских играх. Вскоре Пифагор поселился в Милете, где и стал верным учеником Анаксимандра – древнегреческого философа, который придумал первые солнечные часы и создал астрономические инструменты.

Но знания, полученные от величайших умов Греции, не впечатлили юношу. Он искал чего-то большего, настоящей связи-гармонии между тремя составляющими: Земля – Бог – Человек. Пифагор считал, что именно в этой тройственной симметрии и кроется основной ключ к раскрытию всех загадок Вселенной, ответ на извечные вопросы человечества.

Достоверно известно, что великий математик побывал во многих африканских и азиатских странах, но вот каким образом его посвящали в величайшие тайны цивилизаций? Говорят, что Пифагор учился не только у таких известных древнегреческих ученых, как Гермод, Ферекид и Фалес.

Он прибыл в Египет, где мемфисские жрецы открыли перед ним тайны многих магических ритуальных церемоний. По одной из легенд, именно египтяне владели главными знаниями Земли – откровениями самих атлантов. Ведь долгое время Египет считался ничем иным, как колонией Атлантиды. Пифагор был посвящен в мистерии Осириса и Изиды, участвовал в тайных магических ритуалах.

Удивительно, что к столь тщательно охраняемым знаниям был допущен чужак-иноземец. Ведь даже фараоны не всегда были даже свидетелями таинственных мистерий.

Испытание также было неотъемлемой частью допуска к священным тайнам жрецов. Впоследствии оно было использовано самим Пифагором при принятии учеников в его философскую школу. Испытуемые проходили в подземных лабиринтах, выстроенных так, чтобы они не только физически, но и психологически доказал свою избранность. Тускло освещаемые светильником подземелья сильно воздействовали на мозг человека. Порой некоторые теряли контроль над собой. Тогда их ждала неминуемая гибель, дабы не раскрывались тайны великого ритуала.

Но страна величественных пирамид была захвачена персами, и Пифагор, вместе с другими жрецами и магами, был отправлен в Вавилон. Одна из версий гласит, что будущему математику удалось обмануть охрану и вместе с другими пленными бежать в Грецию, где они впоследствии и организовали тайное оккультное общество. По другой, Пифагор все-таки был доставлен в Междуречье, где его, спустя некоторое время, уже принимали с почестями во многих аристократических дворах Вавилона. Здесь он прожил 12 лет и затем направился в Индию, чтобы продолжать изучение законов мироздания и высшего разума.

Около 530 года до н.э. Пифагор возвращается на родной остров Самос. А затем вместе с матерью направляется в Дельфы.

Спустя некоторое время его заинтересовала молоденькая жрица Феоклия. Рассмотрел в ней какой-то высший дар, или девушка попросту приглянулась шестидесятилетнему Пифагору, точно неизвестно. Но под покровом ночи они вместе сбегают в Кротон, небольшую греческую колонию на юге Италии, где и основывают школу, именуемую пифагорейской.

Это было больше некой религиозной общиной, где Пифагор посвящал своих учеников в величайшие оккультные тайны, полученные им от жрецов Египта и Вавилона. Община расположилась на высоком холме в белом здании, в тени каперсов и олив. Для посвящения необходимо было пройти многочисленные испытания, а затем ежегодно подтверждать свое право пребывать в школе.

«Пифагорейский союз» стал не только основой философской школы древних греков, но также политической партией и даже религиозным братством. Многие из его членов впоследствии составили так называемый «Совет трехсот», который стал настоящей элитой государственной власти – научным, политическим и религиозным правящим союзом.

Однако спустя 150 лет после смерти великого математика, школа, основанная им, распалась, а оккультные тайны, передаваемые от учителя к ученику, были утеряны. Возможно, навечно.

На вопрос о том, кто такой Пифагор, большинство людей, наверное, ответят, что это великий древнегреческий математик, создатель знаменитой теоремы о равнобедренных треугольниках… А между тем, этот неординарный человек являлся еще и выдающимся мыслителем и оккультным адептом, так что научная деятельность его напрямую связана с духовным знанием.

Родился Пифагор в семье богатого самосского ювелира. Еще до рождения был посвящен своими родителями богу Солнца Аполлону. Когда ему исполнился год, его мать, Парфениса, по совету дельфийских жрецов, отвезла ребенка в храм Адонаи, находившийся в Ливанской долине. Там великий жрец дал младенцу свое благословение. Родители мальчика поощряли его раннюю склонность к наукам. Он свободно беседовал с самосскими жрецами, занимался у известных учителей Самоса и Спроса, вступал в Милете в диспуты с самими Фалесом и Анаксимандром.

Однако знания, полученные от ученых и мудрецов, не удовлетворяли его духовной потребности. Среди их противоречивых учений он жаждал отыскать живую связь, синтез, единство Великого Целого, пытался увидеть цель, найти путь, ведущий к свету истины, к центру жизни. Пифагор считал, что в основе всего мироздания лежат Число и гармония. В синтезе трех миров (Земля, Бог и Человек), взаимно поддерживающих и определяющих друг друга, кроется тайна Космоса. Закон тройственности, который управляет строением существ, и семеричности, лежащей в основе их эволюции, - ключ к познанию Вселенной.

Чтобы умом доказать то, что охватила его могучая интуиция в области Абсолютного, Пифагор отправляется к жрецам Мемфиса в Египет. Его посвящение длилось 22 года под руководством великого жреца Сопхиза. Египетские жрецы открыли перед своим талантливым учеником все сокровища своих оккультных знаний. Получив посвящение Осириса, Пифагор хотел вернуться в Грецию, но внезапно нагрянувшая война привела плененных жрецов в Вавилон. Там в то время существовали три различных направления духовной жизни, имевшие эзотерическую основу, - древние жрецы Халдеи, остатки племени персидских магов и избранные из числа плененных иудеев.

В течение 12 лет Пифагор не по своей воле пребывал в Вавилоне. С трудом получив разрешение на выезд у персидского царя, он после 34-летнего отсутствия возвратился в родной Самос. К тому времени все, кроме состарившейся матери, были уверены в его смерти. Вскоре вместе с матерью он покинул Самос и прибыл в священный город Дельфы. В основе учений, исповедуемых дельфийскими жрецами, как и в Египте, лежали искусство и наука.

Искусство состояло из проникновения в отдаленное прошедшее и будущее посредством ясновидения или пророческого экстаза с помощью прорицательниц-пифий; наука являлась методом вычисления будущего на основании законов мировой эволюции. Искусство и наука контролировали друг друга. Пифагор появился в Дельфах после того, как обошел все храмы Греции. Он побывал в святилище Зевса, присутствовал при Олимпийских играх, стоял во главе мистерий Элевзиса… Всюду встречали его как обладающего некоей тайной властью, неведомой простым смертным.

Он направил свои стопы в Дельфы не столько для поклонения Аполлону, сколько для просвещения его жрецов. Там он увидел молодую жрицу Феоклию, сразу почувствовавшую присутствие Посвященного. Ученый оставался в Дельфах целый год и лишь после того, как жрецы были посвящены во все тайны оккультных учений, и Феоклия была готова для своей миссии, направился в Кротон, цветущий город Южной Италии, бывшей колонии Греции.

Там он собирался применить эзотерические науки в воспитании юношества и жизни государства. Он призвал молодых людей в храм Аполлона, а девушек - в храм Юноны. Был создан в Кротоне и институт пифагорейцев, который являлся одновременно и академией наук, и коллегией этического воспитания, и образцовой общиной. Под руководством великого Посвященного ученики этого заведения достигали гармонии души и интеллекта с Вселенной.

Маленькая община избранных помещалась в белом здании, возвышавшемся на холме под сенью каперсов и олив. Молодые люди, желавшие вступить в общину, должны были пройти сквозь череду испытаний. Не все могли вынести пост, одиночество и насмешки над собой, потому многие, не пройдя экзамена на самообладание, покидали школу Пифагора.

В Кротоне Пифагор прожил 30 лет. В возрасте 60 лет он женился на молодой красавице Феано. Дети их - два сына и дочь - пошли по стопам отца. Пифагору удалось поставить во главе государства правителей, опирающихся на высшее знание, образовав Совет Трехсот (нечто вроде научного, политического и религиозного Ордена, главой которого был признан сам Пифагор). Пифагорейский Орден существовал в течение 50 лет.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.