Краткий жрец. Жрецы - это великие манипуляторы! Какие функции выполняли жрецы Древнего Египта

Мало — помалу я подхожу к завершению этого проекта, и сегодня у нас на очереди жрецы.

Жрец... в общепринятом смысле, так называют служителя Вечного Света, посвятившего всю свою жизнь молитве и смирению, излечивающего больных и отстранившегося от мирских утех. Мало кто знает, что среди них существуют те, чье имя проклято и забыто в веках, а так же те, кто использует свои навыки не только в келье монастыря но и на поле боя. Давайте разбираться.


Светлый жрец.
"Стандартный" жрец обращается к светлой магии, дабы вылечить хворь больного, оградить его от проклятия завистливых людей и прочее.
Такие жрецы делятся на Послушников, только начавших осознавать учение Света и Жрецов Света, уже в полной мере ощутивших на себе его божественное влияние. Но зачастую, жрецы уходят из своих монастырей в странствия, дабы нести Высшую волю в народ. И далеко не всегда эти странствия оказываются мирными. Даже самым праведным из них приходится сражаться за свою жизнь — иногда самим,иногда нанимая в спутники воина, разбойника или, например, паладина, которые их защищают в бою. Жрец же залечивает раны своего заступника и продолжает странствие. Мощнейшие из них способны призывать столбы чистейшего света, при прикосновении к которым жизненная сила наполняет прикоснувшегося, а другие — отсрочивать свою смерть, на время оживая в виде целителей Душ и вливая всю их мощь в союзников. Даже неоперившиеся Послушники могут ограждать друзей мощнейшими щитами, не пропуская клинки и заклятия врагов. Казалось бы, все так просто... Но есть темная сторона, о которой все жрецы привыкли умалчивать...

Внешний вид
Жрец света носит белые одежды,украшенные большим количеством золотых украшений. Золото и белизна считаются свойствами Света и чистоты. Чаше всего они несут с собой священный молоточек и книгу Великого Света, или же благословенный посох, на который опираются. Из них исходит мягкий теплый свет, приносящий умиротворение и легкость измученной душе.

Жрец Тьмы
Все жрецы по своей природе борются со злом. Они ненавидят тьму, и всеми силами пытаются ее искоренить. Иногда попадаются столь ярые из них, что они кладут всю свою жизнь на алтарь борьбы со злом и тьмой. И вот тогда начинаются ошибки. Первым делом они руководствуются принципом "познай врага своего". Они начинают изучать темные искусства, общаться с чернокнижниками, появляться на темных ритуалах. И ведь все это с благородной целью — чем лучше знаешь, с чем бороться, тем эффективнее борешься. Теперь он знает Тьму лучше, чем любой из мелких культистов, с которыми якшается. Он позволяет порождению Тьмы выжить, дабы вытащить из него знания. Последним шагом является грань, когда Жрец становится Темным. Он начинает осознавать, что для борьбы со злом хороши все средства, начинает использовать Тьму против Тьмы. Чаще всего он даже не осознает, чем он стал. Пожертвовать тысячей людей, что бы возможно потом спасти миллион (как он думает) для него не проблема. Чаще всего, путь всех мощнейших жрецов ведет в бездну мрака...

Внешний вид.
Если светлый жрец лучиться теплым неярким светом, то темный жрец насквозь пронизан чистейшей Тьмой. Она окружает его, как вуаль, не давая распознать даже черты лица. Само его присутствие внушает в людей страх и ужас. Чаще всего они вооружены ритуальным кинжалом и томом темных молитв или же ужасными рунными посохами. У их ног извиваются порождения мрака из Круговерти пустоты, а разум отравлен шепотом демонов. Некогда белоснежная ряса порвана и заляпана грязью, украшения и свитки, восхваляющие Свет — сорваны.

Пожалуй, самую поучительную историю рассказывают юным послушникам, и касается она событий тысячелетней давности. В землях Азерота служил священник, чье имя стерлось в веках. О, пожалуй это был самый могущественный из жрецов. Его легендарный посох, прозванный Благодарение, умел накапливать святой Свет в огромных количествах, люди исцелялись лишь едва прикоснувшись к нему. сотни людей шли день и ночь, желая увидеть чудо, и великий жрец никому не отказывал. Но однажды разразилась величайшая война. Волею случая жрец попал на нее, и увидел, как люди, которых он исцелял с ненавистью и радостью вгрызаются в глотки друг друга, режут и калечат ни в чем не повинных людей. Жрец исполнился такой ярости, что влетев в кучу сражения, призвал магию Света и начал выкашивать сражающихся тысячами. Вечный свет, не выдержав такого оскорбления и греха, покинул жреца, но его место мгновенно заняла Тьма, влившись в посох с утроенной мощью. оставшиеся в живых в ужасе бежали с поля боя, но некоторые видели, как жрец, безумно хохоча, поднялся в воздух в потоках тьмы и исчез, а его посох, позже названный проклятой Анафемой, упал на землю. Никто не знает, что же случилось с этим оружием, однако говорят, что оно было не утеряно, но поселившийся в нем демон сведет с ума любого прикоснувшегося к нему, и лишь самые безрассудные отправятся на его поиски...

Знаменательные личности


Пророк Велен.
Приблизительно 25 000 лет назад к могущественной расе магов - эредаров явился падший титан Саргерас, который предложил им присоединиться к его Пылающему Легиону и стать повелителями множества миров. Родным миром эредаров, Аргусом, в то время правили трое мудрых и сильных друзей: Архимонд, Кил"джеден и Велен. Архимонд и Кил"джеден были готовы сразу согласиться, но Велен сомневался в истинных намерениях чужака. Затем он получил видение в котором он увидел будущее эредаров которые согласятся стать частью Легиона - они станут демонами, или на языке эредаров, эредуну, - ман"ари, что означало «неправильные чудовища». Велен пытался предупредить об этом своих друзей, но те были уже опьянены мечтами о власти, и Велен понял, что с этого момента потерял их. В отчаянии он попросил помощи у небес, и ему ответило существо по-имени К"ер, член расы энергетических существ - Наару. Наару являются врагами Легиона и сторонниками Света. Они втайне собирают все расы, противящиеся Саргерасу, чтобы однажды создать единую непобедимую Армию Света. Велен согласился присягнуть на верность Свету, если К"ер поможет его народу. В назначенный час Велен собрал горстку единомышленников и едва успел бежать от сил Кил"джедена, который уже превратился в демона и считал Велена предателем не только своей расы, но и их дружбы.Долгие тысячелетия беглецы скитались по мирам на межпространственном корабле Наару в поисках нового дома, где их никогда не найдёт Легион. Чтобы отличить себя от своих бывших братьев-ман"ари, беглецы стали называть себя дренеями, что на эредуну означает «изгнанники». Побывав на многих мирах, Велену и дренеям приходилось убегать от преследующих сил Легиона. По пути К"ер обучал дренеев силе и магии Света.


Тиранда Шелест Ветра
Тиранда Шелест Ветра — ночная эльфийка, ставшая Высшей Жрицей Элуны после смерти ее наставницы Дежаны. Принимала активное участие в Войне Древних и во время второго пришествия Пылающего Легиона на Азерот. Муж Тиранды, Малфурион Ярость Бури, большую часть времени проводит погруженным в Изумрудный Сон, и она является правителем ночных эльфов. Тиранда является пылким и порой неосторожным лидером Стражей и ночных эльфов. Также она — Высшая Жрица Луны, Тиранда восхищается Элуной и преданно служит ей. Она любит Малфуриона Ярость Бури и не остановится ни перед чем, чтобы помочь ему или защитить его. У Тиранды очень доброе сердце, она с радостью сделает всё, что в её силах, чтобы защитить тех, кого любит или кого поклялась защищать. Она очень решительна и порой принимает решения, с которыми другие могут и не согласиться, но для неё всегда на первом месте стоит благополучие Калимдора.


Акама
Акама — в прошлом один из дренеев-жрецов Карабора, в настоящее время сломленный, правитель племени Пеплоустов и лидер фракции Пеплоустов-служителей, находящийся у Клети Стражницы в логове Пеплоустов Долины Призрачной Луны. Пеплоусты присоединились к силам Иллидана, чтобы стать его слугами, но это обман. Когда-то Акама был старейшиной дренеев, проживавших в пустошах Запределья. Чтобы не погибнуть от рук орков, пеплоусты стали частью войска Иллидана и помогли ему свергнуть Магтеридона. Позже Акама понял, что Иллидан — не лучший господин, чем свергнутый властитель преисподней. Внешне Акама по-прежнему оставался слугой Иллидана, но тайно он пытался положить конец правлению Предателя. Объединившись с Майев Песнь Теней, тюремщиком которой он был, Акама с группой авантюристов проник в Черный Храм и пробился на его вершину, чтобы сразиться с Иллиданом и победить. Теперь Акама надеется, что Священный Свет вернется в мрачные залы оскверненного храма Карабора.


Архиепископ Бенедикт
Архиепископ Бенедикт — лидер Церкви Святого Света Штормграда, расположившийся в городском Соборе Света. Когдо-то архиепископ носил имя Ярл, но по церковной традиции оставил его после причастия к церкви и взял новое, священное имя. В молодости он был младшим сыном богатого лордеронского купца, считалось, что он продолжит семейное дело и станет торговцем. Однажды, едва не погибнув, Ярл был исцелен старым путешественником и нашел для себя Святой Свет. После выздоровления он захотел присоединиться к церковному приходу и немедленно был принят. Ярл стал учеником религиозного лидера Лордерона, архиепископа Алонсуса Фаола. Многие годы он изучал религию под руководством архиепископа и быстро поднялся до звания старшего священника. Во время нападения Плети на Лордерон Ярл сражался с нежитью и помогал эвакуировать граждан из мест ведения боевых действий. Позже вместе с церковью он оказался в Штормграде, где его выдвинули на должность религиозного лидера города. Он принимал активное участие в создании одного из самых ярких памятников Святого Света — Собора Света в Штормграде. Сейчас, когда Алонсус Фаол умер, совет даровал Ярлу новую должность Архиепископа, а сам он взял имя Бенедикт и поклялся продолжать все те благочестивые дела, которыми занимался его учитель.


Таху Мудрый Ветер
Таху Мудрый Ветер — молодой таурен, начавший обучение как один из друидов, но пошедший по другому пути и представленный как наставник жрецов Громового Утеса после Раскола. Таху был учеником Хамуула Рунического Тотема и обучался искусству друидизма от него, жадно внимая всем словам наставника, пока полученные знания не позволили ему задуматься и обратиться к новой теории. Сперва он делился своими рассуждениями только с Апони Светлой гривой, но позже стал основателем верования тауренов в Солнце благодаря которому они смогли стать паладинами и жрецами.

Жречество в Древнем Египте - одно из самых влиятельных сословий. Они играли большую роль в политической жизни общества, так как были правой рукой фараона и знали больше, чем сам фараон.

Раньше было принято считать, что жрецы плохо влияли на развитие в государстве и приносили лишь вред ему. На самом деле жрецы - хранители священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует, что ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

В Древнем Египте жрецы не были отдельной кастой, как в других культурах. Хотя, точнее будет сказать, что они совмещали религиозные и светские функции - жрец отправлял культ, но по совместительству мог работать писцом светских должностей. Это были чиновники особого рода, исполняющие вместо царя, который был сыном бога, определенные ритуальные действия. В Египте жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали - религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования. Геродот называл египтян самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Может поэтому должность жреца высоко почитали и уважали другие сословия Древнего Египта.

Следует отметить, что жреческая служба хорошо оплачивалась, и мало-помалу в жреческих семьях устанавливается традиция передавать свои должности детям по наследству. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Сан жреца передавался по наследству и всегда считался священным, пользовался уважением. Обучение у жрецов могло начинаться, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчиваться к двадцати годам.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было «обслуживание» того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство каждого клира зависели от котировки конкретного божества. К сожалению, точных сведений о точной численности жречества того или иного бога нет. Известно, что во времена Нового царства клир фиванского Амона - Ра представлял собой могущественную, богатейшую корпорацию, клиры же других божеств, например мемфиского Пта и гелиопольского Ра, далеко уступали ему, не говоря уже о клирах провинциальных божеств.

Как мы уже отметили выше, в Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности и помимо того, что они являлись хранителями священных тайн, они также были светскими администраторами. Среди жрецов существовала и своя иерархия. Система регалий была строго упорядочена, так как каждому культу соответствовал клир, который руководился верховным жрецом, назначаемым царем. Глава каждого клира имел особый статус и титул, название которого зависело от имени идола. Влиятельности и власть клира зависела от культа. Например, жрец Амон-Ра считался самым сильным, поскольку он занимал высшее положение в иерархической лестнице. Попробуем рассмотреть иерархичность жрецов Древнего Египта подробнее.

Жрецы в Древнем Египте обучались нескольким отдельным специализациям. Каждая такая группа имела собственное название и выполняла обязанности, присущие только ей. Кроме того, в каждой из специализаций древнеегипетские жрецы подразделялись на несколько санов.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур. Так, к примеру, упомянутый в древних папирусах главный жрец-лекарь города Саис, именовался Ур Сену; верховная жрица в городе Иуну звалась Ур-т Текхент, а жрец - Ур Маа.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер. Это весьма многочисленная группа древнеегипетских жрецов, которая обеспечивала функционирование священных мест. Среди них можно было выделить несколько специальностей.

Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб - они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.

Жрец Уаб отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой. Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота - не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» - говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки - утром, в полдень, вечером и в полночь.

Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер - «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного «Мекх Нетер». Можно еще отметить, что в древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх, а размышления о духовном называли Уаа.

Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет - «носители жезлов» и Ахаи-т - «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах и помогали их проводить. Отдельным классом мирских служителей храма были Сау - «смотрители», которые исполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты - таким образом, храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа. Он поверх одежды носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа должен был начинать с определенной молитвы. Слова жреца Маа обязательно записывал писец Хери Сешета - «летописец таинств». Следует также отметить, что известнейший из Маа, высший провидец Ур Маа являлся Имхотеп, который прославился возведением ступенчатой пирамиды Джосера.

Надо отдельно отметить, что нельзя путать работу жреца Маа с магическими предсказаниями как таковыми. Маа никогда не пытался узнать того, что ещё не стало. Он лишь стремился найти точную трактовку прошедшего события, чтобы понять волю Бога, ведь все процветание Египта и его народа зависело от этого.

Жрецы сосредотачивали в своих руках занятия наукой. Будучи самым образованным классом населения, жрецы преподавали в школах, обучая детей состоятельных семей письму, счету, и прочим наукам. Астрономия у египтян пользовалась весьма большим успехом. И хотя она и пересекалась с астрологией, с прорицанием астрология того времени не имела ничего общего. Она использовалась во врачебных и аграрных целях, исследуя воздействие небесных тел на природу и самочувствие людей. Как таковые гороскопы и астрологические предсказания появились в Древнем Египте лишь в I веке до н.э. Именно работа в такой сфере выделила жрецов в отдельную группу, которую мы рассмотрим далее.

Мер Уннут являлись наблюдателями. Аму Уннут занимались трактовкой движения небесных светил. Они подбирали удачное время для посева и сбора урожая и сообщали мирянам точные даты разлива Нила. В библиотеках жреческих храмов можно было найти подробные записи астрономических явлений за долгие годы. Аму Уннут были способны вычислить не только день, но даже минуту предстоящего затмения Солнца.

Они разработали систему числовых предсказаний, когда определенные качества человека соответствовали определенной цифре. Так они могли узнать судьбу человека еще с рождения. Позже персидские маги переняли их тайные знания кабалы, а затем они появились в Европе, получив общее название «магия». Именно у Аму Уннут в свое время учился Пифагор, и в своих дальнейших научных изысканиях использовал их нумерологическое учение. Исторические факты подтверждают, что как раз после возвращения из Египта Пифагор сделал множество математических открытий, хотя, вероятно, он лишь воспроизводил египетский опыт.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

Также, Геродот сообщает нам, что Древние египтяне были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. В этом особую роль играли жрецы Сену - это категория врачей Древнего Египта. Медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Важно понимать, что, несмотря на то, что эти жрецы считались весьма искусными медиками, ни одно лечение не обходилось без молитвы. Исцеление трактовалось по воле Богов, и если человек выздоравливал, то он в обязательном порядке приносил им в храм подношения.

Кроме того, жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на молитвах, поклонении Богам и священных традициях, - и колдовство, которое практиковали некоторые миряне и изгнанники. Колдовство зачастую наносило людям вред, поэтому в Древнем Египте, колдовство было запрещено. Очищал людей от воздействий таких колдунов жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

Следует также обратить внимание на непосредственно сам храмовой персонал, то, как он был устроен, и как разграничивались обязанности между жрецами Древнего Египта.

Из источников, относящихся еще к эпохе Древнего Царства, мы узнаем, что весь храмовый персонал в расписании служб был разделен на две большие группы: «хему нечер» и «хентиу ше». К «хему нечер» относились те, кто непосредственно участвовали в богослужении, значит это фактически сами жрецы, и соответственно эта группа занимала более значимое положение среди храмового персонала. В коллектив «хентиу ше» входили те, чьими обязанностями было снабжение храма. Титул «хентиу ше» распространялся на храмовых крестьян, садовников, то есть на всех, кто принадлежал данному храмовому хозяйству. Иногда представители этой группы допускались в священные помещения храма, но только для того, чтобы заниматься уборкой, чисткой и укрепление храма и находящихся в нем статуй царя.

Как жрецы, так и служители, исполнявшие свои обязанности, были сгруппированы в специальные «команды» или «отряды», которые выполняли свои функции согласно храмовому расписанию служб и работ. Во главе каждого такого подразделения стоял «смотритель жрецов», у которого был личный помощник.

Во главе любого храмового коллектива стоял верховный жрец, но при этом каждый крупный храм того или иного божества имел свои особенности, выраженные как в специфике культа божества, так и в жреческом уставе и титулах верховных жрецов.

Следует учитывать и то, что только духовенство высшего ранга проводило весь день в священных трудах. Люди остальных профессий и младшие жрецы, живущие на землях храма, обязаны были находиться в храме для исполнения религиозных обязанностей лишь один месяц из четырех. Во время пребывания в храме они вели аскетический образ жизни, совершали обряд омовения и давали обед воздержания. По истечении этого срока они возвращались домой, к своим повседневным обязанностям на следующие три месяца. Профессиональные же певицы и музыкантши вообще постоянно жили в своих семьях, потому что их присутствие в храме требовалось только в определенные дни, да и то на несколько часов. Постоянно в храме для обеспечения ежедневного культа должны были находиться носители высших жреческих, мужских и женских, титулов.

Рассказывая о жреческом сословии, упомянем и о том, как становились жрецами, какое они получали образование. К сожалению, на основе дошедших до нас источников трудно воссоздать полную картину получения «профессии жреца», но можно утверждать, что при храмах существовали специальные «школы», в которых готовили будущих служителей культа. В храмах находились даже специальные жрецы (ит нечер), которые были «педагогами» в жреческой школе при своём храме. Существовала также особая школа, в которой будущие жрицы Карнака и Луксора обучались письму и музыке, священному танцу, правилам богослужения, а иногда и медицине. Аналогичное учебное заведение для жриц действовало и в Мемфисе, при храме бога Птаха. Ученицы этой школы были известны своим благочестием и образованностью, как в самом Египте, так и за его пределами. Были и такие школы, которые готовили профессиональных жриц-певиц. Видимо, женщина, обладавшая сильным красивым голосом, сама выбирала храм, в котором становилась певицей. Там она получала необходимое музыкальное образование, обучалась игре на музыкальных инструментах, самым популярным из которых была арфа.

Вообще же от тех, кто готовился посвятить свою жизнь служению богам и богиням, требовалось умение читать, писать, распознавать образы богов, знать их эпитеты и атрибуты, все связанные с ними мифы и все относящиеся к ним обряды. По окончании обучения кандидаты в жрецы сдавали экзамен. Тот, кто признавался достойным войти в жреческий коллектив, снимал свои мирские одежды, его обмывали, брили наголо, умащали благовониями, и лишь затем в священном жреческом одеянии он вступал в «небесный горизонт», где приближался к богу в его святая святых.

Таким образом, мы видим, что храмовый коллектив имел довольно сложную организацию, в которую входили как те, кто выполнял чисто хозяйственные функции - обеспечивал храм продуктами, следил за чистотой, так и те, кто непосредственно выполнял культовые обряды. Каждый член коллектива имел определенный титул, который определял круг его обязанностей, над всем жречеством храма стоял верховный жрец, который мог назначаться только фараоном.

Однако помимо этих обязанностей, направленных главным образом на соблюдение культа того или иного божества, жрецы так же входили в состав храмовых судов, находившихся при всех крупных храмах Древнего Египта. Совмещение таких разных по своей сути процедур как отправление культа и судопроизводство может быть объяснено, прежде всего, тем, что на протяжении всей истории Древнего Востока право было неразрывно связано с религией и религиозной моралью. А это значит, что любая правовая норма имела религиозное обоснование, при этом любое правонарушение являлось одновременно нарушением нормы морали и религии.

Также следует учесть, что на протяжении истории Древнего Египта не раз случалось, что жрецы играли, куда большую роль, чем просто отправители божественных ритуалов. Так, некоторым верховным жрецам суждено было стать основателями новых династий фараонов.

К примеру, во времена правления Рамсеса IX в среде высшего фиванского жречества родилось новое религиозное представление, поддерживаемое верховным жрецом Амона в Фивах - Херихором. Согласно этому воззрению, право на земное владычество в Египте имел только тот, кто был действительно близок к богу, не только как его «сын», а как его верховный жрец. В это время фараоны практически прекратили выполнять жреческие обязанности, полностью передав свои сакральные полномочия верховным жрецам, возглавлявшим храмы.

Согласно взглядам Херихора, фараон - это просто человек, не обладающий какими-либо особыми преимуществами перед богами. Поэтому Херихор как верховный жрец противопоставляет себя фараону. О том, насколько подобная идеология прижилась в жреческой среде, говорит тот факт, что потомки Херихора унаследовали от него только жреческий титул, на царское же достоинство они не претендовали. Хотя сам Херихор, титул которого официально звучал «Царь Верхнего и Нижнего Египта, верховный жрец Амона, сын Амона - Херихор», наделял себя и царским званием. Тут то мы и прослеживаем жречество как самое влиятельное сословие Древнего Египта, которые были способны не только богослужению и выполнению определенных обрядов, но и влиять непосредственно на умы основного населения Древнего Египта и фараона в частности.

Однако во многом благодаря верховному жречеству в Египте распространялись или, наоборот, опровергались те или иные догматы, на основе которых затем формировались религиозные представления древних египтян. Именно в жреческой среде в своё время зародился тезис о том, что фараон сын и ставленник бога на земле. А позже в той же среде сформировалась идеология, согласно которой не фараон был ближе всего к богу, а верховный жрец, поддерживавший его культ на земле и поэтому имевший право занять царский трон.

Рассмотрев определенную иерархичность жрецов, а также их обязанности и положение в храмовом служении, раскрывается их некая загадочность в египетском обществе. Они были центром не только духовного составляющего Древнего Египта, но и составляли определенное социальное сословие, влияли на политическую жизнь общества.

В Древнем Египте жрецы были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Жрецы составляли чётко очерченную группу, главной обязанностью которой было «обслуживание» того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство каждого клира зависели от степени влиятельности и могущества того или иного конкретного божества.

Как мы видим, служение богам было довольно сложным и кропотливым занятием, требующим большого количества людей.


Мало - помалу я подхожу к завершению этого проекта, и сегодня у нас на очереди жрецы.

Жрец... в общепринятом смысле, так называют служителя Вечного Света, посвятившего всю свою жизнь молитве и смирению, излечивающего больных и отстранившегося от мирских утех. Мало кто знает, что среди них существуют те, чье имя проклято и забыто в веках, а так же те, кто использует свои навыки не только в келье монастыря но и на поле боя. Давайте разбираться.


Светлый жрец.
"Стандартный" жрец обращается к светлой магии, дабы вылечить хворь больного, оградить его от проклятия завистливых людей и прочее.
Такие жрецы делятся на Послушников, только начавших осознавать учение Света и Жрецов Света, уже в полной мере ощутивших на себе его божественное влияние. Но зачастую, жрецы уходят из своих монастырей в странствия, дабы нести Высшую волю в народ. И далеко не всегда эти странствия оказываются мирными. Даже самым праведным из них приходится сражаться за свою жизнь - иногда самим,иногда нанимая в спутники воина, разбойника или, например, паладина, которые их защищают в бою. Жрец же залечивает раны своего заступника и продолжает странствие. Мощнейшие из них способны призывать столбы чистейшего света, при прикосновении к которым жизненная сила наполняет прикоснувшегося, а другие - отсрочивать свою смерть, на время оживая в виде целителей Душ и вливая всю их мощь в союзников. Даже неоперившиеся Послушники могут ограждать друзей мощнейшими щитами, не пропуская клинки и заклятия врагов. Казалось бы, все так просто... Но есть темная сторона, о которой все жрецы привыкли умалчивать...

Внешний вид
Жрец света носит белые одежды,украшенные большим количеством золотых украшений. Золото и белизна считаются свойствами Света и чистоты. Чаше всего они несут с собой священный молоточек и книгу Великого Света, или же благословенный посох, на который опираются. Из них исходит мягкий теплый свет, приносящий умиротворение и легкость измученной душе.

Жрец Тьмы
Все жрецы по своей природе борются со злом. Они ненавидят тьму, и всеми силами пытаются ее искоренить. Иногда попадаются столь ярые из них, что они кладут всю свою жизнь на алтарь борьбы со злом и тьмой. И вот тогда начинаются ошибки. Первым делом они руководствуются принципом "познай врага своего". Они начинают изучать темные искусства, общаться с чернокнижниками, появляться на темных ритуалах. И ведь все это с благородной целью - чем лучше знаешь, с чем бороться, тем эффективнее борешься. Теперь он знает Тьму лучше, чем любой из мелких культистов, с которыми якшается. Он позволяет порождению Тьмы выжить, дабы вытащить из него знания. Последним шагом является грань, когда Жрец становится Темным. Он начинает осознавать, что для борьбы со злом хороши все средства, начинает использовать Тьму против Тьмы. Чаще всего он даже не осознает, чем он стал. Пожертвовать тысячей людей, что бы возможно потом спасти миллион (как он думает) для него не проблема. Чаще всего, путь всех мощнейших жрецов ведет в бездну мрака...

Внешний вид.
Если светлый жрец лучиться теплым неярким светом, то темный жрец насквозь пронизан чистейшей Тьмой. Она окружает его, как вуаль, не давая распознать даже черты лица. Само его присутствие внушает в людей страх и ужас. Чаще всего они вооружены ритуальным кинжалом и томом темных молитв или же ужасными рунными посохами. У их ног извиваются порождения мрака из Круговерти пустоты, а разум отравлен шепотом демонов. Некогда белоснежная ряса порвана и заляпана грязью, украшения и свитки, восхваляющие Свет - сорваны.

Пожалуй, самую поучительную историю рассказывают юным послушникам, и касается она событий тысячелетней давности. В землях Азерота служил священник, чье имя стерлось в веках. О, пожалуй это был самый могущественный из жрецов. Его легендарный посох, прозванный Благодарение, умел накапливать святой Свет в огромных количествах, люди исцелялись лишь едва прикоснувшись к нему. сотни людей шли день и ночь, желая увидеть чудо, и великий жрец никому не отказывал. Но однажды разразилась величайшая война. Волею случая жрец попал на нее, и увидел, как люди, которых он исцелял с ненавистью и радостью вгрызаются в глотки друг друга, режут и калечат ни в чем не повинных людей. Жрец исполнился такой ярости, что влетев в кучу сражения, призвал магию Света и начал выкашивать сражающихся тысячами. Вечный свет, не выдержав такого оскорбления и греха, покинул жреца, но его место мгновенно заняла Тьма, влившись в посох с утроенной мощью. оставшиеся в живых в ужасе бежали с поля боя, но некоторые видели, как жрец, безумно хохоча, поднялся в воздух в потоках тьмы и исчез, а его посох, позже названный проклятой Анафемой, упал на землю. Никто не знает, что же случилось с этим оружием, однако говорят, что оно было не утеряно, по поселившийся в нем демон сведет с ума любого прикоснувшегося к нему, и лишь самые безрассудные отправятся на его поиски...

Знаменательные личности


Пророк Велен.
Приблизительно 25 000 лет назад к могущественной расе магов - эредаров явился падший титан Саргерас, который предложил им присоединиться к его Пылающему Легиону и стать повелителями множества миров. Родным миром эредаров, Аргусом, в то время правили трое мудрых и сильных друзей: Архимонд, Кил"джеден и Велен. Архимонд и Кил"джеден были готовы сразу согласиться, но Велен сомневался в истинных намерениях чужака. Затем он получил видение в котором он увидел будущее эредаров которые согласятся стать частью Легиона - они станут демонами, или на языке эредаров, эредуну, - ман"ари, что означало «неправильные чудовища». Велен пытался предупредить об этом своих друзей, но те были уже опьянены мечтами о власти, и Велен понял, что с этого момента потерял их. В отчаянии он попросил помощи у небес, и ему ответило существо по-имени К"ер, член расы энергетических существ - Наару. Наару являются врагами Легиона и сторонниками Света. Они втайне собирают все расы, противящиеся Саргерасу, чтобы однажды создать единую непобедимую Армию Света. Велен согласился присягнуть на верность Свету, если К"ер поможет его народу. В назначенный час Велен собрал горстку единомышленников и едва успел бежать от сил Кил"джедена, который уже превратился в демона и считал Велена предателем не только своей расы, но и их дружбы.Долгие тысячелетия беглецы скитались по мирам на межпространственном корабле Наару в поисках нового дома, где их никогда не найдёт Легион. Чтобы отличить себя от своих бывших братьев-ман"ари, беглецы стали называть себя дренеями, что на эредуну означает «изгнанники». Побывав на многих мирах, Велену и дренеям приходилось убегать от преследующих сил Легиона. По пути К"ер обучал дренеев силе и магии Света.
Тиранда Шелест Ветра
Тиранда Шелест Ветра - ночная эльфийка, ставшая Высшей Жрицей Элуны после смерти ее наставницы Дежаны. Принимала активное участие в Войне Древних и во время второго пришествия Пылающего Легиона на Азерот. Муж Тиранды, Малфурион Ярость Бури, большую часть времени проводит погруженным в Изумрудный Сон, и она является правителем ночных эльфов. Тиранда является пылким и порой неосторожным лидером Стражей и ночных эльфов. Также она - Высшая Жрица Луны, Тиранда восхищается Элуной и преданно служит ей. Она любит Малфуриона Ярость Бури и не остановится ни перед чем, чтобы помочь ему или защитить его. У Тиранды очень доброе сердце, она с радостью сделает всё, что в её силах, чтобы защитить тех, кого любит или кого поклялась защищать. Она очень решительна и порой принимает решения, с которыми другие могут и не согласиться, но для неё всегда на первом месте стоит благополучие Калимдора.
Акама
Акама - в прошлом один из дренеев-жрецов Карабора, в настоящее время сломленный, правитель племени Пеплоустов и лидер фракции Пеплоустов-служителей, находящийся у Клети Стражницы в логове Пеплоустов Долины Призрачной Луны. Пеплоусты присоединились к силам Иллидана, чтобы стать его слугами, но это обман. Когда-то Акама был старейшиной дренеев, проживавших в пустошах Запределья. Чтобы не погибнуть от рук орков, пеплоусты стали частью войска Иллидана и помогли ему свергнуть Магтеридона. Позже Акама понял, что Иллидан - не лучший господин, чем свергнутый властитель преисподней. Внешне Акама по-прежнему оставался слугой Иллидана, но тайно он пытался положить конец правлению Предателя. Объединившись с Майев Песнь Теней, тюремщиком которой он был, Акама с группой авантюристов проник в Черный Храм и пробился на его вершину, чтобы сразиться с Иллиданом и победить. Теперь Акама надеется, что Священный Свет вернется в мрачные залы оскверненного храма Карабора.
Архиепископ Бенедикт
Архиепископ Бенедикт - лидер Церкви Святого Света Штормграда, расположившийся в городском Соборе Света. Когдо-то архиепископ носил имя Ярл, но по церковной традиции оставил его после причастия к церкви и взял новое, священное имя. В молодости он был младшим сыном богатого лордеронского купца, считалось, что он продолжит семейное дело и станет торговцем. Однажды, едва не погибнув, Ярл был исцелен старым путешественником и нашел для себя Святой Свет. После выздоровления он захотел присоединиться к церковному приходу и немедленно был принят. Ярл стал учеником религиозного лидера Лордерона, архиепископа Алонсуса Фаола. Многие годы он изучал религию под руководством архиепископа и быстро поднялся до звания старшего священника. Во время нападения Плети на Лордерон Ярл сражался с нежитью и помогал эвакуировать граждан из мест ведения боевых действий. Позже вместе с церковью он оказался в Штормграде, где его выдвинули на должность религиозного лидера города. Он принимал активное участие в создании одного из самых ярких памятников Святого Света - Собора Света в Штормграде. Сейчас, когда Алонсус Фаол умер, совет даровал Ярлу новую должность Архиепископа, а сам он взял имя Бенедикт и поклялся продолжать все те благочестивые дела, которыми занимался его учитель.
Таху Мудрый Ветер
Таху Мудрый Ветер - молодой таурен, начавший обучение как один из друидов, но пошедший по другому пути и представленный как наставник жрецов Громового Утеса после Раскола. Таху был учеником Хамуула Рунического Тотема и обучался искусству друидизма от него, жадно внимая всем словам наставника, пока полученные знания не позволили ему задуматься и обратиться к новой теории. Сперва он делился своими рассуждениями только с Апони Светлой гривой, но позже стал основателем верования тауренов в Солнце благодаря которому они смогли стать паладинами и жрецами.

Многие историки и исследователи древнеегипетской цивилизации говорят о том, что египетские жрецы владели тайными знаниями, которые они получили от предыдущей высокоразвитой цивилизации. Например, один из комментаторов фильма “Загадки древнего Египта” высказывает гипотезу, что каста египетских жрецов владела некими тайными знаниями, которые успешно удавалось скрывать от других. Эта каста существовала открыто в Египте, но по завершении периода греко-римского доминирования в стране ушла в подполье. По его мнению, правопреемники и продолжатели политики древнеегипетской знахарской корпорации - продолжают здравствовать и действовать доныне. Современные «жрецы» существуют в виде тайной организации (ордена) и до сих пор скрывают истинные знания от людей. Египетское правительство участвует в сокрытии истины, не допуская к определённым памятникам и сооружениям древности ни исследователей из других стран, ни туристов, а в ряде случаев подлинные памятники древности в Египте (как и других странах) в ходе “реставрации” подменяются новоделами-реконструкциями, отвечающими потребностям современных заправил истории в формировании «общественного мнения» о том, какой якобы была древность. Кроме того, проскальзывали сообщения, что после того, как Египет стал англо-французской колонией, Ватикан занимался там скупкой и сжиганием уцелевших древних рукописей: с какой целью уничтожать свидетельства прошлых эпох?

С гипотезой о том, что знахарская традиция, уходящая корнями в египетскую древность, действует и ныне, хотя и без публичности, можно согласиться (история даёт множество фактов, её подтверждающих), однако о содержании самих тайных знаний древности пока нет никакого устойчивого мнения. Можно ли к ним отнести какие-то физические законы, неизвестные современным учёным, знания по социальной психологии, экономике и финансам, либо это знания о некоторых объективных процессах общественного развития, которые можно умело употребить в интересах своекорыстия? - Складывается впечатление, что современное знахарство специально подогревает интерес к поиску тайных знаний древности, которые якобы запечатлены во многих древнеегипетских сооружениях, но направление поиска жёстко контролируется и не выходит за некие - кем-то установленные определённые рамки.

И общество бездумно «крутит калейдоскоп гипотез»: пирамиды в Гизе это - то ли генераторы каких-то энергий, то ли антенны для передачи этих энергий на другие планеты, то ли обсерватории для наблюдения за Сириусом и т.п.

Рис. 7. Сфинкс на фоне пирамиды Хеопса:
слева - акварель
Дэвида Робертса, датируемая 1838 - 1839 гг.; справа - фотография наших дней.

Фото 8. Ливневая эрозия на скальном массиве вблизи сфинкса крупным планом

Одни считают, что пирамиды и сфинкс (рис. 7 выше) - очень древние, ещё «допотопные» артефакты предшествующей глобальной цивилизации, указывая на следы ливневой эрозии (фото 8 ниже) на сфинксе, которые наличествовали на нём вопреки тому, что на протяжении истории нынешней цивилизации его месторасположение - одно из наиболее засушливых мест планеты, а сфинкс был засыпан песком чуть ли не с головой бóльшую часть памятной истории; другие игнорируют это. А есть и такие как, например, А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский, которые считают, что многие сооружения и пирамиды Египта были построены в XV - XVII веках н. э. христианами, а три пирамиды в Гизе символизируют «Троицу»: «Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой».

Пусть исследователи «резвятся» в самоупоении, пишут научные и популярные книги, снимают фильмы и показывают их доверчивой толпе, вызывая восхищение своими смелыми гипотезами. Толпа вольна выбирать любую из множества гипотез по своему вкусу, на основе своего понимания или непонимания жизни.

Пусть все ищут истину, выясняя, как обрабатывались каменные глыбы и сверлились отверстия в граните и базальте, как перемещались блоки массой до 200 тонн, - лишь бы толпа не интересовалась той специфической истиной, которой древнеегипетское знахарство не только владело, но в общем-то и не скрывало, поскольку на её основе строило публичную политику. Эта истина, возможно полученная от заправил предыдущей - более развитой - глобальной цивилизации, работоспособна в настоящее время и позволяет потомкам и наследникам знахарей подчинять своему произволу социально-экономические системы большинства стран мира.

Однако, если бы это были жрецы, а не знахари, то они бы поняли, что:

  • любая эксплуатация человека человеком не поддерживается Свыше;
  • любая система, построенная на основе эксплуатации, - неустойчива, что и доказывает современный глобальный системный кризис, поразивший все сферы человеческой деятельности, а особенно - финансово-экономи­чес­кую сферу, которой они сейчас и заправляют, а главное - здоровье человечества.

А если мы будем не просто читать, а внимательно изучать Библию, соотнося её тексты с социальными процессами как таковыми, то вожделенная для многих тайна древнеегипетского знахарства нам откроется: однако она не сенсационна, а банальна по своей сути. Вот она во всей своей неприглядности, хотя и подана верующим в бога - от имени Бога:

«Не да­вай в рост бра­ту твое­му (по кон­тек­сту еди­но­пле­мен­ни­ку-израильтянину) ни се­реб­ра, ни хле­ба, ни че­го-ли­бо дру­го­го, что воз­мож­но от­да­вать в рост; ино­зем­цу от­да­вай в рост, что­бы гос­подь бог твой бла­го­сло­вил те­бя во всём, что де­ла­ет­ся ру­ка­ми твои­ми на зем­ле, в ко­то­рую ты идёшь, что­бы вла­деть ею» (Второза­коние, 23:19, 20) «...и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и бу­дешь гос­под­ство­вать над мно­ги­ми на­ро­да­ми, а они над то­бой гос­под­ство­вать не бу­дут] » (Второзаконие, 15:6). «Сделает тебя господь [бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям господа бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять» (Вто­ро­за­ко­ние, 28:12, 13). «То­гда сы­но­вья ино­зем­цев бу­дут стро­ить сте­ны твои и ца­ри их бу­дут слу­жить те­бе; ибо во гне­ве мо­ём я по­ра­жал те­бя, но в бла­го­воле­нии мо­ём бу­ду милостив к те­бе. И бу­дут от­версты вра­та твои, не бу­дут за­тво­рять­ся ни днём, ни но­чью, что­бы бы­ло при­но­си­мо к те­бе дос­тоя­ние на­ро­дов и при­во­ди­мы бы­ли ца­ри их. Ибо на­ро­ды и цар­ст­ва, ко­то­рые не за­хо­тят слу­жить те­бе, по­гиб­нут, и та­кие на­ро­ды со­вер­шен­но ис­тре­бят­ся» (Иса­ия, 60:10 - 12).

Эта якобы тайная на протяжении длительного времени социальная доктрина была записана в общедоступной Библии и всё это время работала и работает на потомков и наследников знахарей древнего Египта и приносит им разнообразные дивиденды до сих пор.

А причем здесь тогда Дельфийский Оракул? - спросите вы. - А притом, что он является важным этапом в последовательных действиях египетского знахарства на пути к осуществлению глобальной экспансии.

Анализ Библии показывает, что ни в Ветхом, ни в Новом Заветах нет информации о существовании Дельфийского оракула. Нет ничего о нём в апокрифах: как ветхозаветных, так и новозаветных. А ведь развитие иудаизма и становление христианства, если исходить из принятой хронологии, происходило в то время, когда Дельфийский оракул был наиболее активен. Известно, что апостол Павел посещал Салоники и Афины, апостол Андрей Первозванный проповедовал на территории нынешней Греции, но никто из них ни разу не упомянул о Дельфийском оракуле, хотя в те времена он был: для толпы - общеизвестным культовым центром, а для политики - центром управления.

Возможны следующие ответы на этот вопрос:

  • либо Оракула ещё не было, а христианство и иудаизм появились раньше, чем это принято думать;
  • либо последние появились значительно позже, когда сведения об Оракуле уже ушли из памяти людей.

Но ни то, ни другое не может быть принято, так как в такую модель истории не укладываются многие факты и причинно-следственные связи, т. е. нарушается «логика развития событий».

Остаётся ещё одна версия: знахарство заметало следы, старалось не акцентировать внимание на причинно-следственных обусловленностях своих действий, чтобы скрыть возможность выявления причинно-следственных связей между происходящими в то время событиями, а для будущих поколений историков - сделать недоступным корни культуры (прежде всего политической), в которой они живут. Упоминания о Дельфийском оракуле, по-видимому, убрали более поздние редакторы Библии в процессе выработки канона Нового завета и всевозможных «святоотеческих» преданий исторически реального христианства.

Тем не менее, удалось обнаружить некоторые сведения об этом у Иосифа Флавия в “Иудейских древностях” (кн. 3, гл. 6, стих 6): «В святилище Моисей поместил стол, похожий на те, которые находятся в Дельфийском храме».

Иосиф Флавий написал свой труд почти полвека спустя после “распятия” Христа: значит, он творил во времена существования Дельфийского храма и хорошо знал его устройство и предназначение и возможно сам бывал в нём. А что ему там было нужно? - На этот вопрос Иосиф Флавий сам даёт ответ в сочинении “Против Аппиона”, где пишет, что он принадлежит к священническому («жреческому») иудейскому роду.

Коли это так, то, следовательно, иудейское знахарство, если и не соучаствовало непосредственно в деятельности Дельфийского оракула, то общалось с коллегами вне ритуальной обстановки, хотя канонические священные книги об этом молчат, как будто ничего и не было.

Правда, значительно позже - в XIX веке некий Леви Доулинг написал “Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея” , в котором рассказывается о посещении Христом Дельфийского оракула. Приведём эту главу с сокращениями:

2. Однажды, когда Иисус и Аполлонний шли берегом моря, прибыл спешно гонец из Дельф и сказал: Аполлоний, учитель, приди; Оракул будет говорить с тобой.

3. Аполлоний сказал Иисусу: Господин, если ты хочешь видеть Дельфийского Оракула и слышать его речь, ты можешь пойти со мною. И Иисус пошёл с ним.

4. Учителя поспешили; когда они пришли в Дельфы, там царило великое волнение.

5. И когда Аполлоний предстал перед Оракулом, тот заговорил и сказал:

6. Аполлоний, мудрец Греции, колокол бьёт двенадцать; пришла полночь эпох.

7. В чреве зарождаются эпохи; они созревают и родятся во славе с восходом солнца, и когда солнце эпохи убывает, эпоха распадается и умирает.

8. Дельфийская эпоха была веком чести и славы; боги говорили с сынами человеческими через оракулов из дерева, золота и драгоценных камней.

9. Дельфийское солнце садится; Оракул придёт к закату, недалеко то время, когда люди не будут больше слышать его голос.

10. Боги будут говорить с человеком через человека. Живой Оракул стоит сейчас в этих священных рощах; Логос низошёл с высот.

11. Отныне будет убывать моя мудрость и сила; отныне будет прибывать мудрость и сила его, Еммануила.

12. Пусть все учителя встанут; пусть каждое создание слушает и славит его, Еммануила.

13. И Оракул не говорил сорок дней, и дивились жрецы и народ. Они пришли отовсюду послушать Живого Оракула, вещающего мудрость богов.

14. Иисус и греческий мудрец вернулись, и в доме Аполлония Живой Оракул говорил сорок дней.

15. Однажды Аполлоний сказал Иисусу, когда они были одни: Этот священный Дельфийский Оракул сказал много полезного для Греции.

16. Молю, скажи мне, кто это говорит - ангел, человек или живой бог?

17. И сказал Иисус: Это говорит не ангел, не человек и не Бог живой. Это непревзойденная мудрость умов Греции, объединенная в великий ум .

18. Этот гигантский ум вобрал в себя субстанции душ, мыслей, сердец, речей.

19. Он будет жить, пока умы учителей питают его мыслью, мудростью, верой и надеждой.

20. Но когда умы учителей Греции ослабнут, этот гигантский ум иссякнет, и тогда Дельфийский Оракул не будет больше говорить».

Для чего были написаны эти строки? - Возможно, что к тому времени у многих исследователей Библии появились вопросы, связанные с трудностями согласования отдельных исторических событий с библейским описанием истории. Поэтому заправилам глобальной политики пришлось приоткрывать завесу не только над Дельфийским оракулом, но и над другими «белыми пятнами» Нового завета.

Как мы уже писали выше, почему-то именно Дельфийский оракул пользовался особой популярностью, и о нём осталось больше всего упоминаний в различных литературных и исторических источниках. Хотя известно, что оракулы были при многих храмах, в том числе и в Египте, но скудная информация, дошедшая до нас, не позволяет судить об их деятельности, и поэтому особого интереса у исследователей они не вызывают.

Если быть внимательным, то можно обнаружить одно существенное отличие в принципах функционирования оракула в Дельфах от оракулов других храмов. В Дельфах оракул был доступен для всех, хотя эта доступность определялась количеством золота или подарков, получаемых знахарями от паломников - тем не менее, принципиальная доступность для любого пришедшего в храм имела место.

В самом же Египте оракулы как социальные институты служили, в основном, знахарям, которые спрашивали совета у «соответствующего бога» (в данном случае - эгрегора), как им поступить в каждом конкретном случае. Т. е. оракул был инструментом знахарства и действовал от его имени и для достижения его целей. В Дельфах в начале своей деятельности оракул принимал жаждущих пророчеств только раз год, а в остальное время, надо полагать, использовался для внутренних нужд знахарства и лишь со временем стал общедоступным для всех.

Таким образом, просматривается определённая последовательность событий:

  • на первом этапе - отработка методов управления на замкнутой и хорошо контролируемой территории Египта,
  • на втором - продвижение этих “тайных знаний” (а по существу - политтехнологий и несущих их социальных институтов) на сопредельные территории с целью расширения сферы своего влияния до границ Европы и части Азии;
  • на третьем этапе - ликвидация самобытных национальных культов и замена их унифицированной системой взаимодополняющих друг друга ветхозаветного и новозаветного культов, со специфическим распределением функций между ветхозаветной и новозаветными церквями, что сопровождалось ликвидацией системы стационарных оракулов (их роль была передана некоторым из числа “святых” системы библейских культов, которые обладали «даром пророчеств»).

Т. е. оракулы дохристианской древности - элементы системы управления глобализацией. Они ушли в прошлое просто в силу того, что система управления глобализацией была переведена на «софт» нового поколения, в котором функции прежних оракулов реализуются иначе.

Пока же не наступила эпоха библейских культов, в информационном отношении египетское общество делилось на три части.

Жречество - знахарство . Оно было хранителем фактологии разнородного знания и методологии выработки нового знания. Жречество отгородилось от общества тем, что для него вероучение общества и соответствующий культ были мнемонической системой хранения информации, иносказания и “мистика” которой защищали монополию на Знание от несанкционированного доступа “толпы”, т. е. всего остального общества. По мере того, как этот процесс развивался, подстёгиваемый всё более ярко выраженным эгоизмом, жречество проявляло вседозволенность по отношению к остальному обществу и постепенно, противопоставляя свою отсебятину Промыслу Божиему, утрачивало способность к жизнеречению и вырождалось в иерархию социального знахарства , манипулировавшего обществом, хотя и сохранило наименованное «жрече­с­тво».

Элита ”. Она получала от знахарства только фактологию знания «в части, её касающейся» в практической деятельности: готовые рецепты, иносказания, пророчества, но не МЕТОДОЛОГИЮ обретения новых знаний и самочинного воспроизводства таимых иерархией знаний по мере возникновения в деятельности необходимости в знаниях и навыках. “Элита” стала социальной базой чиновничьего корпуса государственного аппарата. “Элита” целенаправленно лишалась полноты фактологии и целостной методологии, при которой оба вида мышления: предметно-образное и абстрактно-логическое развиты и в согласии дополняют в деятельности друг друга.

Толпа ” - простонародье с минимальным уровнем образования в области методологии и фактологии, необходимым для обслуживания средств производства вне сферы управления.

Эта толпо-“элитарная” форма организации общества, отработанная на египетском полигоне, продвигалась египетским знахарством в другие страны.

Целью этой экспансии было подавление иных центров управления за счёт создания новой информационной среды, которая бы в обход сознания и без вмешательства извне формировала стереотипы поведения вновь вступающих в жизнь поколений так, чтобы они становились рабами заправил системы.

Такой информационной средой для стран, входящих в сферу интересов египетского знахарства стала культура, основанная на библейских сюжетах.

При этом с переводом управления глобализацией на библейский «софт» «жречество»-знахарство не то, чтобы ушло в подполье, а выстроило для себя режим неузнаваемости представителями обеих толп (“элиты” и простонародья), заместив себя в публичной деятельности вероучителями и духовенством библейских культов.

Но для обеспечения доминирования этой системы необходимо было дискредитировать и уничтожить центры управления эпохи предшествующих культов, одним из которых и был храм Аполлона с оракулом в Дельфах.

Почему для заправил глобализации стали неприемлемы оракулы, включая Дельфийский?

Вначале связка оракул=пифия+жрец-истолкователь была защитой от несанкционированного доступа простого смертного к информации оракула. Пифия целомудренна и наивна, она в большинстве случаев не понимает социальной и политической значимости передаваемой ею информации. А «жрец»-истолкователь, как представитель концептуально властной корпорации, всегда толкует полученную от пифии информацию в пользу своей касты соответственно принятому к исполнению политическому сценарию. Т. е. «жречество» осуществляло прямое управление обществом по своему произволу и не допускало к этому процессу простых смертных. Но была опасность, что в связи с доступностью оракула остальные члены общества, познакомившись с его работой, сделают соответствующие выводы и сами научатся “мистически” воспринимать информацию из ноосферы, толковать её и строить своё поведение с учётом полученных знаний. Тогда общество может войти в режим самоуправления и станет игнорировать посредников-жрецов, лишив их монополии на управление. Библейская же культура не допускает перехода общества в режим самоуправления, поэтому исчезновение системы оракулов, включая Дельфийский, было вопросом времени. Механизм его самоликвидации был заложен в него с момента его создания. В чём же его суть?

Фото 9. Стена для защиты храма Хорса в Эдфу (Нижний Египет)

Когда Оракул стал доступен для любого желающего узнать свою судьбу, то возникла необходимость в регулировании последовательности удовлетворения желаний паломников. Чтобы добиться благосклонного отношения «жрецов» приходилось их задабривать. Люди понесли подарки и деньги.

Геродот в своей Истории(Книга первая) описывает подробно, какое несметное количество золота и серебра (приблизительно 6 тонн золота и 900 тонн серебра, не считая различных украшений и утвари) прислал в Дельфы только один Крез, желая узнать идти ему войной против Персов или нет.

Постепенно некогда священный храм превращается в банк, в котором можно было сохранять свои финансы. В Дельфийском храме во времена римского владычества хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья. Т. е. по со­дер­жанию - это был средиземноморский банк или финансовый центр.

Известно, что и храмы Египта греко-римского периода служили для накопления и хранения денег, например, храм Хорса (Хора, Хореса, Гора) в Эдфу, для защиты богатств которого пришлось построить стену десятиметровой высоты (см. фото 9 слева), хотя более древние храмы Египта не имеют защитных стен.

Египетское знахарство прекрасно знало будущее Дельфийского храма и, соответственно, - и будущее оракула при нём. Храм после превращения в финансовое учреждение подвергался многократным нападениям и, в конце концов, был ограблен и ликвидирован римлянами.

Египет с самых древних времен считался землей, хранящей великие тайны. У древнеегипетских магов и жрецов учились восточные ученые и европейские чернокнижники. За ветхими папирусами охотились алхимики, желавшие подчинить себе природу, и оккультисты, стремившиеся установить связь со сверхъестественными силами. Магия, и правда, занимала центральное место в древнеегипетской религии. Но была эта магия не очень похожа на легенды о ней.
Слава родины магии закрепилась за Египтом еще в античные времена. Древние греки и римляне не верили, что такие грандиозные сооружения, как величественные пирамиды Гизы, могли построить обычные люди, без помощи Высших сил. Египтяне и сами искренне верили в могущество заклинаний и амулетов, которые использовались при любом важном деле. Они сочетали свое выдающееся инженерное искусство с таинственными ритуалами, которые одновременно пугали и притягивали к себе непосвященных.

Сила души

Древнеегипетская магия была тесно и неразрывно связана с религией. Фактически невозможно разделить, где у египтян заканчивался религиозный обряд и начиналось магическое действо. Соответственно, и главными магами были именно жрецы, которые вообще обладали в Древнем Египте колоссальным влиянием и фактически правили страной совместно с фараонами.
Существовал и особый бог, отвечавший за магию. Его звали Хека. Этим же словом называлась и магия как таковая, Слово «хека» буквально означает «усиление деятельности Ка». Ка - так называли египтяне одну из ипостасей человеческой души. Соответственно, магию они считали не какой-то внешней силой, а исключительно тем, что идет изнутри самого человека. При помощи этой силы маг мог оказывать влияние на других людей, на окружающий мир, а затем и на самих богов! Некоторые исследователи подчеркивают, что, в отличие от других древних религий, где люди для достижения своих целей стремились как можно сильнее задобрить богов и угодить им, египтяне осмеливались своим богам приказывать и даже угрожать! Сильный маг был способен заставить богов сделать даже то, что им категорически не нравилось.


Еще один бог, связанный с магией, - спутник Ра по имени Сиа. Он считался хранителем священного папируса, на котором были записаны бесценные знания, накопленные людьми и богами. Его имя
обозначало божественное всезнание. Если человек мог овладеть Сиа, то он получал возможность действовать как в мире богов, так и в мире мертвых. Стоит заметить: египтяне считали, что миры людей и богов не имеют между собой кардинальных различий и действуют по одним и тем же законам.
Чтобы пробудить силу Хека в себе, жрецы проводили специальные ритуалы, известные под общим названием «сешау». Кроме того, в ведении Хека находились магические рецепты «пехрет», которые главным образом использовались для лечения. Ведь одной из наиболее востребованных и популярных разновидностей древнеегипетской магии была именно медицина.

Самый здоровый народ

Еще Геродот писал, что египтяне - самые искусные медики и самый здоровый народ во всей ойкумене. Высокому развитию медицины способствовала культура мумификации умерших. Это требовало хороших знаний о внутреннем строении организма. Соответственно, развивались и знания о разнообразных болезнях. Но при этом египтяне не рассматривали человеческое тело лишь как сложный механизм. Они стремились воздействовать как можно глубже. Поэтому лечили, применяя одновременно лекарства и заклинания. Тем более что причиной всех болезней они считали демонов, призраков, злых богов или же воздействие других колдунов. Поэтому лечение местами напоминало христианский обряд экзорцизма и выглядело довольно странно.
Жрецы-врачи назывались «сену». Перед тем как приступить к лечению, они обязательно читали молитву, заручаясь поддержкой богов. Больной же, в свою очередь, после выздоровления обязательно должен был сделать щедрое приношение в храм, чтобы отблагодарить помогшего ему бога.
Кстати, вопреки распространенному заблуждению, жрецами в Древнем Египте были не только мужчины, но и женщины. Первой женщиной-врачом в истории была жрица Мерит Птах, которая жила в Мемфисе в III тысячелетии до нашей эры.
Египетские врачи умели лечить самые различные болезни и проводили операции разной степени сложности. У них существовала даже стоматология. Правда, она была довольно примитивной и сводилась к удалению зубов у одурманенного опиумом пациента. Тем не менее искусство жрецов-врачей одновременно приводило чужеземцев в восторг и пугало. А уж мрачные истории о подробностях бальзамирования и изготовления мумий и вовсе порождали слухи о том, что египтяне способны оживлять мертвых и чуть ли не создавать искусственных людей. Жрецы этим слухам не препятствовали, а охотно использовали для упрочения своей репутации всемогущих слуг грозных богов.
Разумеется, свои медицинские знания жрецы могли использовать и во вред тем, кому не посчастливилось оказаться их врагами. Искусство изготовления ядов процветало в Древнем Египте. И в нем, конечно же, тоже не обходилось без магии. В одном из дошедших до нас папирусов рассказываются такие рецепты:
«Возьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку - он ослепнет на оба глаза», «Настойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет».

Сновидения и амулеты

Другим распространенным видом магии были всевозможные гадания и предсказания. Древние греки считали, что именно египтяне первыми освоили нечто подобное и все виды гадания происходят от них. Самым популярным
было гадание по сновидениям. Этому искусству обучали в храмах города Иуну (греки называли этот город, располагавшийся неподалеку от современного Каира, Гелиополем). Главный жрец Иуну даже официально носил титул Великого провидца.

"Египетский жрец читает свиток". Картина Степана Бакаловича, начало ХХ века


До наших дней дошел древнеегипетский сонник, написанный за 2 тысячи лет до нашей эры. В нем описаны толкования около 200 снов и магические ритуалы, которые могут защитить от злых духов.
Также у египтян были чрезвычайно развиты разного рода проклятия. Они делились на две группы. К первой относились проклятия, которые жрецы и маги насылали по заказу какого-либо человека на его соперника. Разумеется, перед войной проклинали правителя вражеского государства и всех его военачальников. Причем человек, узнав, что его прокляли могущественные египетские колдуны, мог реально умереть или погибнуть - такова была сила самовнушения. Вторую же огромную группу составляли проклятия, которыми густо покрывались стены гробниц. К мертвым египтяне относились с большим почтением. Но стоит заметить, что не все из этих проклятий были адресованы тем, кто потревожит мумию. Многие грозили страшными карами тем, кто похитит из гробницы дары и подношения, предназначенные для жрецов.
С загробным миром был связан и мрачный раздел магии, отвечавший за то, чтобы помочь душе умершего найти правильный путь и с честью выдержать все испытания перед богами. Только в этом случае его ожидали хороший приговор на суде Осириса и вечный покой. В помощь душе создавалась знаменитая магическая «Книга мертвых», изображения из которой наносились на древнеегипетские саркофаги. Этот раздел магии, конечно же, тоже изрядно пугал непосвященных.
Обязательным атрибутом древнеегипетской магии были амулеты. Их существовало огромное множество, и имели они самый широкий спектр применения. Амулеты защищали египтянина от демонов и диких зверей, сулили удачу в любви, делах и работе, хранили семью и гарантировали здоровье. Амулетами также щедро снабжались покойники. Как правило, амулеты изготавливались в виде фигурок животных или священных жуков-скарабеев. Более сильными считались те амулеты, на которые были нанесены тексты заклинаний. Хотя и обыкновенная фигурка без надписей могла быть наделена магической силой.

Вечные сюжеты

Шло время, в Египте сменялись династии. Старые боги забывались, на смену им приходили новые. Но слава колыбели магии не меркла. Истории о невероятной силе египетских жрецов продолжали рассказываться во всех уголках Древнего мира. Некоторые из них становились частью новых мифологий и новых религий. Например, про жреца Заземанха, который якобы служил фараону Снофру в середине II! тысячелетия до нашей эры, рассказывали, что он заставил воды озера расступиться, чтобы найти украшение, потерянное одной из служанок. В изложении этой истории явно есть общие черты со знаменитым библейским сюжетом о Моисее.
Историк Аммиан Марцеллин, живший в Римской империи в IV веке, так писал о тайных знаниях Египта: «Если же кто желает достичь разумения божественного и бодрым разумом постичь начало предчувствий, то он увидит, что познания этого рода распространились по всему миру из Египта. Здесь впервые люди задолго до других дошли до различных, так сказать, инкунабул религии и тщательно охраняют первые основы священнодействий, заключенные в тайных писаниях... Благодаря египетской мудрости Анаксагор смог предсказать каменный дождь и, потрогав ил из колодца, - предстоящее землетрясение. И Солон, воспользовавшись изречениями египетских жрецов, издал свои справедливые законы и оказал ими великую помощь римскому праву. Из этих источников черпал, не повидав Египта, Иисус в возвышенном полете своих речей, он - соперник Юпитера, герой достославной мудрости».
Мудрость Древнего Египта, в конце концов, унаследовала средневековая Европа. Философский камень, за которым веками охотились алхимики, пытаясь создать его в тайных лабораториях, впервые упомянул в своих трудах живший в Александрии около 300 года мудрец Зосима Панополитанский. Он оставил после себя многочисленные трактаты, в которых изложил основы химии. Кстати, он одним из первых употребил название этой науки, охарактеризовав ее как «священное тайное искусство». Зосима был уверен, что философский камень, способный превращать неблагородные металлы в золото и серебро, - это не выдумка, а реальность. Вслед за ним в это поверили десятки и сотни людей по всему миру.

Изумрудная скрижаль

В Средние века Египет окончательно превратился для людей в пропитанную магией страну, населенную почти всемогущими чародеями. Имя Хека оказалось прочно забыто, и магические секреты теперь связывали с египетским богом мудрости Тотом. Затем и он отошел на задний план. Европейские алхимики считали величайшим мудрецом Древнего Египта Гермеса Трисмегиста. Богом его уже не называли, но в реальности не сомневались. Хотя, по всей видимости, такого человека никогда не существовало.
Гермесу Трисмегисту приписывали авторство самых таинственных трактатов по алхимии. Особое место среди них занимала знаменитая Изумрудная скрижаль. Историки до сих пор спорят, кем и когда на самом деле был создан этот текст. Предание же гласило, что Трисмегист высек его на изумрудной пластине, которая хранилась в одном из египетских храмов. Позднее ее нашел Александр Македонский.


Текст состоит из отрывочных фраз, которые излагают основные принципы алхимии. Адепты тайных наук были убеждены, что в такой удивительной форме был записан тот самый, настоящий рецепт получения философского камня. Они стремились постичь скрытый смысл текста Изумрудной скрижали и ставили бесконечные эксперименты. Увы, получить философский камень так никому из них и не удалось. Однако в погоне за древней магией алхимики изрядно продвинули вперед естественные науки. Современные физики и химики, конечно, не могут всерьез относиться к их поискам, но должное уважение своим прадедушкам все же отдают.
Многие и сегодня верят в то, что далеко не все тайны жрецов-магов Древнего Египта раскрыты. Что ж, возможно, пытаясь постичь их, они откроют еще какие-нибудь удивительные пути для человечества.

Приворот с угрозами

Магия использовалась древними египтянами и в таких деликатных делах, как любовные отношения.
Для приворота использовалось огромное количество волшебных напитков, которые изготавливали маги, а также заклинания. Причем любовные заговоры иногда выглядели довольно странно. Вот, например, текст, написанный неизвестным магом во время правления XX династии (около 1100 года до нашей эры). Автор, не церемонясь, заявляет богам, что если они ему не помогут, то он разрушит их храмы:


«Привет тебе, Ра-Хоратхи, отче богов,
Привет вам, Семь Хатор,
Вам, украшенным алыми повязками!
Привет вам, боги,
Владыки небес и земли!
Пусть она, дочь его, будет следовать за мной,
Словно бык за кормом,
Словно служанка за детьми,
Словно пастух за стадом.
Если вы не принудите ее следовать за мной,
Я напущу огонь на Бусирис И спалю его».

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.