Философия прокла. Прокладка трубопровода: методы и технологии

Настоящая инструкция по охране труда при выполнении работ по монтажу кабельных сетей доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работ по монтажу кабельных сетей допускается работник не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний по электробезопасности, получивший соответствующую группу по электробезопасности и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Работник, выполняющий монтаж кабельных сетей (далее – работник), должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Работник, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Работник, допущенный к самостоятельной работе по монтажу кабельных сетей, должен знать: нормативные и методические материалы по вопросам монтажа кабельных сетей. Правила устройства электроустановок. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.5. Для того чтобы работник был допущен к самостоятельной работе, он должен пройти стажировку на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством опытного электромонтажника по кабельным сетям.
1.6. Работник, показавший неудовлетворительные навыки и знания по безопасности труда, к самостоятельной работе не допускается.
1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. В процессе выполнения работы на работника могут оказывать воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
— отлетающие твердые частицы (например, при пробивке отверстий);
— вылетающий дюбель (при пользовании монтажно-поршневым пистолетом);
— повышенная загазованность воздуха при работе с паяльной лампой, газовой горелкой, при работе в смотровых устройствах и шахтах;
— повышенная концентрация взрывоопасных паров и газов в воздухе рабочей зоны;
— токсичные вещества, входящие в состав кабельной массы, припоев;
— падение в открытый колодец;
— нагретые до высокой температуры кабельная масса, припои;
— повышенная пожарная опасность при использовании легковоспламеняющихся жидкостей (например, при работе с паяльной лампой);
— физические перегрузки (например, при разматывании кабеля с барабана, его прокладке);
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструментов, монтируемых узлов, механизмов, оборудования, инструмента;
— неудобная рабочая поза;
— недостаточная освещенность рабочей зоны.
1.10. Работнику следует помнить о том, что основная опасность поражения электрическим током заключается в том, что человек не способен своевременно обнаружить электрический ток до начала его воздействия и, следовательно, осознать реально имеющуюся опасность и применить защитные меры.
1.11. Для предупреждения несчастных случаев работник во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
1.13. Работник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
1.14. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.15. Работник, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.16. Для предупреждения возможности заболеваний, работнику следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.17. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции, подвергает серьезной опасности, как себя, так и окружающих, поэтому может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Прежде чем приступить к выполнению работ повышенной опасности, работник должен ознакомиться с мероприятиями, обеспечивающими безопасное производство работ.
2.2. Перед началом работы следует привести в порядок и надеть спецодежду, спецобувь и защитную каску; при необходимости, проверить наличие и подготовить другие средства индивидуальной защиты (защитные очки, диэлектрические перчатки, противошумные наушники и т.п.).
2.3. После получения задания работник обязан выполнить следующее:
— подобрать инструмент и технологическую оснастку, необходимые для выполнения работы, проверить их исправность; инструменты и материалы должны быть расположены в удобном месте с учетом технологической последовательности их применения;
— внимательно осмотреть место предстоящей работы, привести его в порядок, убрать все посторонние предметы и, при необходимости, установить защитные ограждения;
— проверить исправность оборудования, приспособлений и инструмента, а также достаточность освещения рабочего места;
— весь инструмент и приспособления для выполнения работ должны быть в исправном состоянии; обнаруженные во время проверки дефекты следует устранить; при невозможности устранения неисправностей своими силами — работы производить нельзя;
— подобрать, предварительно проверив исправность и сроки последних испытаний, средства индивидуальной защиты.
2.4. Работник не должен приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований охраны труда:
— при неисправностях применяемого инструмента, технологической оснастки, средств защиты работ;
— при несвоевременном прохождении очередных испытаний (технического осмотра) средств коллективной и индивидуальной защиты;
— при отсутствии видимых разрывов электрических цепей, по которым может быть подано напряжение на место работы;
— при нахождении рабочего места в пределах опасной зоны;
— при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему.
2.5. Работник не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все работы работник должен выполнять в соответствии с проектной документацией.
3.2. При выполнении электромонтажных работ должны выполняться следующие требования безопасности:
— сверление и пробивку отверстий в кирпиче и бетоне необходимо производить с использованием защитных очков с небьющимися стеклами;
— при пробивке отверстий ручным инструментом (шлямбуром, оправкой и т.п.) необходимо проверить, чтобы длина его рабочей части превышала толщину стены не менее чем на 200 мм;
— при измерении сопротивления изоляции жил проводов и кабелей мегаомметром концы кабеля с противоположной стороны должны быть ограждены или находиться под контролем специально выделенного для этих целей дежурного, аттестованного по вопросам электробезопасности;
— электромонтажнику запрещается производить какие-либо работы, относящиеся к эксплуатации кабельных сетей;
— при использовании грузоподъемных машин и строповке материалов, изделий и конструкций электромонтажник должен иметь удостоверение стропальщика (такелажника).
3.3. Прокладка кабеля кабелеукладчиком разрешается на участках, не имеющих подземных сооружений.
3.4. При прокладке кабеля вручную на каждого работающего должен приходиться участок кабеля массой не более 30 кг.
3.5. При подноске кабеля к траншее на плечах или руках все работающие должны находиться по одну сторону от кабеля.
3.6. При выполнении монтажных работ особое внимание должно быть уделено мерам безопасности при работе с паяльной лампой, газовой горелкой и монтажным пистолетом.
3.7. При пользовании газовой горелкой следует выполнять следующие правила:
— открывать вентиль следует медленно и плавно, причем работник должен находиться в стороне, противоположной направлению струи газа;
— промежуток времени между открытием вентиля и зажиганием смеси должен быть наименьшим, поэтому надо сначала поднести огонь, а затем открывать вентиль горелки;
— баллон с пропан-бутановой смесью должен быть окрашен в красный цвет с белой надписью;
— не допускается перемещение с зажженной горелкой за пределы рабочего места;
— при перерывах в работе пламя горелки должно быть потушено, а вентиль на ней — плотно закрыт.
3.8. Кабельная масса для заливки муфт должна разогреваться на жаровне без открытого огня; при этом следует пользоваться ведром с носиком и крышкой.
3.9. Клеящие составы необходимо хранить в закрывающейся посуде; нельзя допускать попадания клея на кожу или в органы дыхания.
3.10. При монтаже кабеля с помощью строительно-монтажного пистолета следует выполнять следующие требования безопасности:
— при забивке дюбеля в вертикальную плоскость пистолет следует держать на уровне груди; при этом голова и ноги должны быть на расстоянии от стены, равном длине пистолета;
— в момент выстрела ось пистолета должна находиться под прямым углом к поверхности строительного основания, а рука, поддерживающая пристреливаемую деталь, — на расстоянии не менее 150 мм от точки забивки дюбеля;
— нельзя забивать дюбель в строительное основание, прочность которого выше прочности дюбеля, а также в основание, обладающее хрупкостью.
3.11. При выполнении работы работнику следует пользоваться только исправным инструментом.
3.12. Ручной инструмент должен быть, по возможности, закреплен за работником для индивидуального пользования.
3.13. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так, чтобы исключалась возможность его скатывания и падения.
3.14. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм; при этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого; рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев; при отвертывании и завертывании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами; при необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.
3.15. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа.
3.16. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе.
3.17. Не следует использовать рукоятки, изготовленные из мягких и крупнослоистых пород дерева (ели, сосны и т.п.), а также из сырой древесины.
3.18. Рукоятки должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин; к свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться во избежание выскальзывания из рук.
3.19. Ось рукоятки должна быть строго перпендикулярна продольной оси инструмента; клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали, и иметь насечки (ерши).
3.20. Работать инструментом (например, напильником), рукоятка которого посажена на заостренный конец без металлического бандажного кольца, запрещается.
3.21. Инструмент ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов; на рабочем конце инструмента не должно быть повреждений.
3.22. Работник, работающий ручным электроинструментом, должен знать о том, что по степени защиты электроинструмент выпускается следующих классов:
I — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию, и штепсельная вилка имеет заземляющий контакт;
II — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию;
III — электроинструмент на номинальное напряжение не выше 42 В, у которого ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением.
3.23. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен гибким несъемным шнуром со штепсельной вилкой.
3.24. Шнур в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента, и выступать из них на длину не менее пяти диаметров шнура.
3.25. Во время работы шнур электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами.
3.26. При пользовании электроинструментом, его шнур не следует натягивать, перекручивать и перегибать, а также ставить на него груз; шнур по возможности нужно подвешивать.
3.27. Запрещается держать электроинструмент за провод, касаться руками вращающегося инструмента или производить замену режущего инструмента до полной его остановки, а также работать в рукавицах, а не в диэлектрических перчатках.
3.28. Недопустимо выполнение работ электроинструментом с приставных лестниц; на высоте свыше 1,0 м для работы с электроинструментом должна быть устроена специальная огражденная площадка.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, работник должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.4. До прибытия пожарной охраны нужно приступить к тушению пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы работник обязан выполнить следующие операции:
— отключить электроинструмент и другое используемое в работе оборудование;
— привести в порядок рабочее место, удалив с проходов посторонние предметы;
— ручной инструмент, приспособления очистить и убрать в отведенное для хранения место;
— привести в порядок и убрать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, умыться теплой водой с мылом и, при необходимости, принять душ.
5.2. О всех замеченных в процессе работы нарушениях и неисправностях необходимо сообщить непосредственному руководителю.

ПРОКЛ (412–485) – древнегреческий философ-неоплатоник, глава Афинской школы, крупнейший и влиятельнейший философ поздней античности ().

О жизниПроклаизвестно из биографии, написанной его учеником Марином (Прокл, или О счастье ), а также из фрагментов Жизни Исидора Дамаския . В возрасте 19 лет Прокл становится учеником Плутарха Афинского, после смерти Плутарха продолжает учение у Сириана, а в 437 сам становится во главе платоновской Академии в Афинах (отсюда вторая часть его имени – Прокл Диадох, то есть преемник (в данном случае – на посту схоларха)).

Сочинения Проклатесно связаны с его преподавательской деятельностью. Основу его наследия составляют комментарии к сочинениям Платона, Аристотеля и Плотина, а также собственные трактаты. Прокл составил введение к философии Аристотеля, комментарий к Введению Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля (Категории , Герменевтика , Аналитики ), ко всем основным диалогам Платона, входившим в школьный курс платоновской экзегезы (т.н. «канон Ямвлиха»), из них дошли целиком или частично комментарии к Алкивиаду , Кратилу , Государству , Тимею и Пармениду . Проклнаписал также толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также Орфическую теологию и Согласие между Орфеем , Пифагором и халдейскими оракулами . Составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам – промыслу, року, существованию зла и т.п. Свод основных понятий и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой Начала физики и Начала теологии . Одним из самых значительных собственных произведений Прокла является систематический труд Теология Платона.

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского Парменида : сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее генады – сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, синтетически объединяющее принципы предела и беспредельного. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие души. Следующая ступень – внутрикосмические боги, универсальные души, демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже – «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего – неодушевленные тела.

В эту иерархическую структуру Прокл включает традиционных олимпийских богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Низшим онтологическим уровнем, но все-таки производным от высшего, является материя.

Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук и добродетелей: физике, этике, математике, философии соответствуют теоретические добродетели, которые приобщают человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические – слияние человека со сферой ума, гиератические – выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов.

Философия Прокла – наиболее подробный вариант школьного платонизма – оказала громадное влияние на всю средневековую философию, а также философию Возрождения.

Сочинения: Первоосновы теологии. Гимны . М., 1993;

Прокл Диадох (др.-греч. Πρόκλος ὁ Διάδοχος , лат. Proclus ) - античный философ-неоплатоник, руководитель Платоновской Академии, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета.

Родился 8 февраля 412 в Византии. О жизниизвестно из биографии, написанной его учеником Марином (Прокл, или О счастье ), а также из фрагментов Жизни Исидора Дамаския. В возрасте 19 лет Прокл становится учеником Плутарха Афинского, после смерти Плутарха продолжает учение у Сириана, а в 437 сам становится во главе платоновской Академии в Афинах (отсюда вторая часть его имени – Прокл Диадох, то есть преемник (в данном случае – на посту схоларха)). Умер 17 апреля 485 в Афинах.

Философия Прокла

Сочинения Проклатесно связаны с его преподавательской деятельностью. Основу его наследия составляют комментарии к сочинениям Платона, Аристотеля и Плотина, а также собственные трактаты. Прокл составил введение к философии Аристотеля, комментарий к Введению Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля (Категории , Герменевтика , Аналитики ), ко всем основным диалогам Платона, входившим в школьный курс платоновской экзегезы (т.н. «канон Ямвлиха»), из них дошли целиком или частично комментарии к Алкивиаду , Кратилу , Государству , Тимею и Пармениду написал также толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также Орфическую теологию и Согласие между Орфеем , Пифагором и халдейскими оракулами . Составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам – промыслу, року, существованию зла и т.п. Свод основных понятий и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой Начала физики и Начала теологии . Одним из самых значительных собственных произведений Прокла является систематический труд Теология Платона .

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского Парменида : сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее генады – сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, синтетически объединяющее принципы предела и беспредельного. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие души. Следующая ступень – внутрикосмические боги, универсальные души, демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже – «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего – неодушевленные тела.

В эту иерархическую структуру Прокл включает традиционных олимпийских богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Низшим онтологическим уровнем, но все-таки производным от высшего, является материя.

Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук и добродетелей: физике, этике, математике, философии соответствуют теоретические добродетели, которые приобщают человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические – слияние человека со сферой ума, гиератические – выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов.

Философия Прокла – наиболее подробный вариант школьного платонизма – оказала громадное влияние на всю средневековую философию, а также философию Возрождения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ 11. Эллинистический период / ФИЛОСОФ&Я.

Субтитры

Биография

Учение в целом

Как греческий неоплатоник, Прокл стремился обнаружить логическую и метафизическую структуру, в которой единство охватывает, но не душит разнообразие. Он предположил лежащее в основе универсума единство сущего и самого себя, Я , но стремился утверждать разнообразие мысли и существования. Это привело его к пониманию вещей как различных видов одного общего целого, каждая часть которого есть постигающая остальные, но своим собственным особенным, ограниченным способом. Есть последовательные уровни осознания, мысли и существования, которые выстраиваются от уровня обычного опыта, где мы постоянно сталкиваемся с мимолётным пониманием столь же мимолётного мира, до того последнего уровня, где мы созерцаем первоначала и полное целое неразличённым, сверхинтуицией. Рассудок, которому помогает воображение, поднимает нас к тому высшему состоянию, которое есть сразу же и основание религиозных и этических ценностей.

Прокл интересовался интегрированным пониманием природы вещей. Задающие вопросы о том, как и что именно мы знаем, наши восприятия и верования вызывают вопросы вида: каково начало познания? Какова природа ума? Вещей, которые мы мыслим и чувствуем? Сущего? Для Прокла даже вопросы о добродетели, моральном суждении и действии, Боге, вере и спасении - все разъясняются через отнесение их к вопросам об их началах и природе. Никакой предмет не избежал его внимания, включая в себя интерпретацию поэтических трудов, где Прокл рассматривал язык как посредника для более глубоких истин. Философское исследование приводит к вопрошанию, какой именно порядок сущего лежит в основании вещей, в области ли ума, ценностей, науки или литературы.

Система Прокла сложна, и он использует очень технические термины (большинство из которых имеют корни в трудах Платона , Аристотеля и Плотина). Существуют различные комплексные концепции о нашей среде и о наших я, не потому что люди необходимо имеют яркие мечты, но потому что сама по по себе реальность сложна. Наличие в нас проблеска знания означает некоторое единство между нашим умом и объектами мысли. Кроме того, единство существенно для тождества вещей, и без этого они были бы немыслимыми, и концептуально нереальными. "Единое " есть изначальный абсолют, и оно фундаментально для интеллигибельности и существования. Мыслитель, мысли и сущие есть нечто одно. Вещи не разъединены, но распределены по уровням постоянно увеличивающегося единства. Следовательно, вопросы о различных видах бытия, познании, благе и т. д., становятся вопросами об уровнях. Для неоплатоника понимание такой схемы вещей есть залог продвижения к благой жизни и достижения того, что со дней Платона восхваляли как цель человеческих стремлений, «истинное счастье» или eudaimonia .

Метафизика

Свою метафизическую позицию Прокл разделяет с неоплатониками . Он реалист в том плане, что принимает сущее, независимое от того, что мы, люди, думаем о нём. Но собственно сущее не есть физическое, потому что доступное пяти чувствам, является эпизодическим и иллюзорным. Вещи, которые существуют, доступны уму с условием, что такой ум и его идеи суть не только персональны, но и объективны, и универсальны (это можно проследить до пересмотра концепции ума у Аристотеля Александром Афродисийским).

В своём ответе на проблему единого/многого Прокл держится между постижением вещей как несоизмеримых и их неразличимого единства. Он использует правило смеси , сформулированное в теории материальных веществ у Анаксагора , но которое во времена Плотина было распространено на область ума и понятий: «Все находится во всем, используя способ, соответствующий каждому». Если вещи (мыслимые и материальные) в конечном счёте едины, то они не могут иметь чётких границ, различающих их, но должны пребывать в некотором смысле ‘все внутри всех’. Сходство и несходство заменяет строгое тождество и различие (Платоновская теология III 7 S и W, VI 347-50 Portus; утверждение Первооснов теологии 108). Это метафизическое основание объединяется с перебором логически возможных вариантов высказываний с x (то есть: x; x и не-x; не-x), и ведет к цепям "посредников", которыми знаменит Прокл.

Триадическое развитие системы Прокла обусловлено принципом: «Любые два полярные (прямо противоположные; x и не-x тоже считаются противоположными) термина имеют один или более посредника, которые более или менее подобны каждому полюсу ». Этот принцип можно представить также как частный случай более общего принципа: «термины или понятия, различающиеся в чём-то, должны быть в чём-то схожи ». Из последней формулировки видно, что для полагания противоположных терминов необходимо существование чего-то общего между ними. Этот посредник будет являться универсалией, что делает неизбежным вопрос о его онтологическом статусе, то есть выводит нас на проблему универсалий.

Итак, для Прокла чтобы мыслить, нужно различать, а чтобы было что-то различное, должно быть что-то общее. Это восходит к платоновскому положению, что мышление состоит в различении и соединении. Презумпция наличия чего-то общего между любыми мыслимыми вещами ведёт к полной немыслимости Единого - первоначала системы Прокла (см. ниже), поскольку наличие общего с чем-то другим аспекта противоречило бы его абсолютному единству. Различие в мыслимости обусловливает различие в способах существования мыслимого и Единого : первое существует постольку, поскольку определено, а второе - постольку, поскольку его существование является условием возможности любой определённости. Хотя тройственные лейтмотивы появляются в подавляющем большинстве случаев (для примеров см. ниже о причастности), в действительности же можно вставить столько посредников, сколько потребуется (см. многозначные логики).

Однако Прокл не признаёт, что все, что можно мыслить, заслуживает места в реальности: только те мыслимые вещи, которые не зависят от единичного ума (Комментарий на Парменид Платона , строка 1054, 895-7), но могут стоять уже на своём собственном "основании" (иначе говоря, основываться на своём собственном существовании, на своей собственной ипостаси). Задача философа состоит в том, чтобы обнаружить истинные подлинно сущие термины. Чтобы извлекать смысл из разнообразия, мы группируем вещи с общими характеристиками. Но это поднимает вопрос о статусе такой характеристики и о том, каково её отношение к группе и частям. Прокл различает три смысла "целого", и признает все выводы из высказывания, что целое является суммой частей плюс причина его единства (см. также Аристотель , Метафизика 1041b, и, особенно, Платон , Теэтет 204-5). По существу целое есть монада , которая не может быть расчлененана: она есть ‘целое до частей" (утверждение Первооснов теологии 67-9). Типовой характеристикой для группы в её чистом состоянии является такое нерасчленимое целое. Она полагается как прототип , который определяет и охватывает все возможные частные формы этой группы. Много частей целого выражают прототип, но неравноценно, потому что они имеют его в различных состояниях (например, свет сам по себе, свет солнца, свет светлячка). Тогда атрибут может рассматриваться как ряд, возглавляемый своим собственным прототипом (например, монадой жизни), за которым следует множество разнообразных форм, где этот же атрибут обнаруживается (например, жизнь животного, жизнь растения). В Платоновской философии отношение "Идеи" к её материальным единичным вещам часто описывалось как причастность , потому что каждая единичная вещь не может быть объявлена обладающей всей Идеей - см., например, Парменид Платона.

Для позднего неоплатоника причастность распространяется и на отношения между концептуальными объектами, таким образом Прокл говорит в общих чертах о том, что «участвует в» и о ему «причастном». Проблема «причастности» (каким образом Идея может делиться и тем не менее поддерживать свою целостность) решается в прокловской теореме о целом и части: целое в самом себе есть на самом деле отделённая (от низшего) вещь, которая освобождена от непосредственного распространения в части: она является «непричастным» - см. Первоначала теологии . Таким образом, мы достигаем триады «не допускающее причастности себе - допускающее причастность себе - причастное». Поскольку Прокл имеет дело с метафизическим порядком, где атрибут более совершен и реален, чем его субъект-подлежащее, он далее различает между подверженным причастности атрибутом, который завершён и овеществлён в самом себе ("самогипостазирующийся"), и подверженным причастности, который должен быть всегда в пределах причастного, чтобы исполнять причастность (такие атрибуты называются образ и след). Между полностью трансцендентным ("неподверженным причастности" или "не допускающим причастности себе") атрибутом и полностью имманентным атрибутом (то есть атрибутом не только постигаемом нами, но зависящим в своём существовании от нашего мышления) находится самостоятельный имманентный атрибут. Этот посредник - основание точки зрения Прокла. Посредник указывает на объективные реальности (например, космические тела, определённые универсальные силы и свойства, духи) которые пребывают в пределах досягаемости нашего постижения, но независимы от нас.

Постоянное «истечение» от единства к множественности Прокл называет «исхождением» (эманация). Оно оставляет источник «пребывающим», неумаляемым. Вещь, которая «исходит», разбавляет характеристики источника и изменяется из-за условий, в которых она обнаруживается (например, Жизнь сама по по себе становится жизнью ума, или жизнью растений). Однако, то, что «нисходит» во множественность, никогда не разъединяет свою связь со своим первоначальным, чистым состоянием, иначе оно полностью потеряло бы своё определение (то есть, жизнь растения - все еще жизнь, а не часть растения). «Возвращение» - тенденция или движение восстановления потерянного чистого определения (которое «пребывает» неизменным). Пребывание, исхождение, возвращение не суть отдельные статические состояния, но три различимые момента единого динамического процесса; всё подвергается всем этим моментам, находясь в противоречивом положении с Единым. Эти три процесса применяются к каждой форме, свойству или объекту. Источник этой триады имеется уже у Плотина).

Уровни сущего

Вещи состоят из уровней качеств соответствующих степеней реальности. Различные степени - также модусы (состояния), потому что они изменяют любую форму, свойство или объект «способом, соответствующим каждому». (Это - философское основание для большого числа специфических обстоятельств в словаре Прокла и последующих неоплатоников). Степени связаны в широкие уровни (в дополнение к единству), типичные: реальное существование, жизнь, ум, душа, природность и тело. Каждый уровень имеет свою «неподверженную причастности монаду», за которой следует множество, которое подвергается причастности: например, Ум и умы. Движение от одного уровня к другому включает в себя «снижение» (hyphesis) или «возвышение» (anagoogee). Свойства накапливаются последовательно: реальное существование имеет единство, жизнь имеет реальное существование и единство, ум имеет жизнь, реальное существование, и единство, и т. д. Таким образом «возвышение» также является причиной некоторого аналитического возведения к первоначалам.

Прокл располагает уровни сущего по степеням совершенства (завершенности) и по степени общности (обе шкалы совпадают, так что более общее есть и более совершенное - Платоновская теология , III 20-6), по сути это инверсия Аристотелевской схемы ценностей. Душа превосходит тело, потому что она совершенствует его. Ум совершенствует душу, но также и является более общим, потому что даже животные имеют «след познания». Жизнь превосходит ум, потому что она является более общим понятием, большим по объему, и не может быть безжизненного ума. Существование , аналогично, выше, потому что даже неодушевлённые предметы имеют существование. Правило, которое выводится из теоремы целого/части Прокла: Чем ближе понятие к сущему, тем более общим оно является.

Единое, Благо и божественное

Такая крайняя трансцендентность почти обречена на провал. Как Единое = Благо вообще могут соотноситься с сущим? Прокл отверг два Единых Ямвлиха (полностью трансцендентное и то, которое является причиной иного). Тем не менее две основных проблемы-Как сущее произведено от предсущего? Как разнообразие является результатом абсолютной простоты? - все еще не были решены. Отвечая на первую проблему, Прокл подчеркивает гипостазируемые начала: Предел и Беспредельное (и Провидение). В ответе на вторую проблему он различает множественность «единых», генад . Единое, по существу, есть предел, ведь нет ничего иного, кроме него. Это означает, что Единое не имеет никакой границы, наложенной на него: оно беспредельно в потенции. Предел и Беспредельное становятся отправными точками цепи причинности , которая производит уровни сущего. Предел поставляет определение и дискретность, а Беспредельное - «переполняющуюся» способность существовать в непрерывности.

Третий фактор - провиденциальная деятельность Единого, которое достигает самого низа, индивидуальных сущих и совершенствует их благодаря единству. Кроме того, если Единое - прототип единства, то оно должно быть главой многих подверженных причастности «единых», генад . Генада тогда - единство в ядре каждого существующего, и имеется столь же много генад, как и вещей, которые существуют. Собственно генады появляются в Пределе, Беспредельном и Провидении, и поэтому приносят семена различения в корень индивидуального разнообразия вещей. Прокл выделяет далее «самогипостазирующиеся генады» (то есть те единства, которые характерны для мышления без чувственного восприятия), которые относятся к вневременным или вечным объектам, это вид, которому поклоняются как богам разнообразные религии. Простые (не самогипостазирующиеся) генады суть генады, имманентные людям, животным, растениям, минералам, и так далее.

Мыслимые сущности и душа

Самый высокий уровень, которого мысль только может достигнуть - реальное существование, или чистое существование, первая категория мыслимых сущностей. Это - объект мысли (noeeton) (Единое - вне мысли). Здесь содержание Единого приобретает свой первый уровень проявления, в том, что оно становятся на самом деле существующим и доступным для созерцания. Прокл рассматривает объект мысли как место для универсального образца, «парадигмы» (Платон, Тимей 31a) и как место для вечности. Затем он находит средний интеллигибельный уровень, соответствующий чистой Жизни, до того как она воплощена в живых существах. Жизнь означает способность умножать содержание целого.

На последнем интеллигибельном уровне, мыслящем (noeron), пребывает Ум сам по себе. Отсюда и выше мы понимаем вещи непосредственно, как бы интуитивно. Сущность Ума - «чистое мышление», содержание Ума становится различённым благодаря могуществу Ума, отождествленного с Реей (Кратил 402) и «Богиней» Халдейских Оракулов. Активное действие Ума приводит к творческой концепции вещей (poieetikon) (Платон, Тимей 28c; Аристотель, О душе 430a12).

Творческий Ум есть Бог Демиург (Платон, Тимей 29d-30c), тот, кто дает определённую форму физическому миру. Творец отличен от Единого, что явно контрастирует с христианской доктриной. Ум имеет два полярных созерцания: одно созерцает мыслимые сущности высшего и имеет интеллектуальные идеи и формы; другое вовлекается в создание времени, души и физических вещей обычного опыта.

Душа - то, что делает тело живым, и является сущностью между на самом деле существующим и становящимся (Комментарий на Тимей Платона III 254.13-17). В Платоновской традиции душа колеблется между двумя областями: одна интеллигибельна и за пределами времени; другая является физической и ограничивается телом, пространством и временем. Прокл, таким образом, определяет сущность души как вневременную, но её деятельность - как действие во времени, потому что она не может реализовать все своё содержание сразу же, но должна развернуть его на преходящее время. Он выделяет «неподверженную причастности монаду» души, которая находится «выше (физического) мира» (hyperkosmios) и не связана ни с каким телом. Традиционная платоновская мировая душа (та, что движет космос способом, измеряемым наукой), хотя и является чем-то уникальным, теперь становится подверженной причастности душой, тело которой - вся материальная вселенная.

Тело, материя и Единое

Характеристические качества тела преподносятся как его природа (physis). В живых существах природа - инстинктивный, неразумный аспект жизни, который неотделим от функций тела. Природа может отличаться от собственно души (которая является целеустремлённой и отдельной от тела) и от чистого тела (которое пассивно само по себе). Однако такие дистинкции не всегда нужны и поэтому природа часто группируется с душой или телом. «Неподверженная причастности» Природа парадоксальна (Как она может быть отдельной от тела?), что объясняет, почему Прокл явно не атрибутирует ей «генады , которые имеются выше и в (физическом) мире» (Платоновская теология VI). Природа имеет Необходимость, которая определяет физическое поведение. В самом деле, деятельность Природы создает тела непосредственно, и кажется, является монадическим источником тела; не существует неподверженного причастности тела. Тело, рассмотренное в самом себе - последнее из вещей, которые в некотором смысле существуют. Оно полностью инертно.

Живые существа двигаются из-за их витальности, а неодушевлённые - согласно их природе. Для Прокла чистое тело - количество определённой формы с трехмерной протяжённостью. Материя , с другой стороны, не есть даже определенное существо, а возможность для чего-либо быть тем, что оно есть. В низшем конце метафизической шкалы объекты становятся постепенно всё менее и менее сложными: живые существа без проблеска ума (растения), неодушевлённые, которые испытывают недостаток в жизни, и материя, которая испытывает недостаток даже в определённом сущем. То есть чем более общей и совершенной является причина, тем далее она простирает своё могущество.

На низших уровнях, вещи получают атрибуты исключительно более общего вида, не общие и особенные. Состав из свойств с максимальным их числом в ряду достигается на уровне явлений, который населяют люди. Начиная с него и вниз число частных свойств постепенно уменьшается. Таким образом, мы достигаем простоты двумя различными способами: в высшем смысле таково Единое; в низшем - материя.

По Проклу материя получает непрерывное, универсальное могущество и является непосредственным результатом распространения Единого на Беспредельное (в отличие от деления Плотином материи на интеллигибельную материю и чувственную материю). Материя обладает известной степенью блага и ценности. Как и Единое, она является самой неясной и бесформенной: Единое является первичным по отношению к интеллигибельному определению, и материя вне его досягаемости. Это не означает, что Прокл полагал материальные объекты кратчайшим расстоянием до Единого. «Возвращение» к Единому - «возвышение» через уровни сущего в максимальном смысле, с более совершенными свойствами.

Зло

Прокл полностью отвергает существование зла как чего-то абсолютного. Он не обнаруживает его на любом из уровней сущего, и даже в материи, которая «является некоторым образом благой». Всё, включая в себя материю, имеет свои корни в Едином, которое есть Благо.

Если бы был источник для зла (Плутарх обвинял в этом злую мировую душу, гностики - Демиурга, и христиане - дьявола), тогда зло должно быть «вне даже полной нехватки существования … далее, чем ничтожность несуществования» (

По прозванию Диадох , т. е. преемник (в управлении афинской школой) - главный представитель позднейшего неоплатонизма и последний значительный философ древнего мира (410-485); происходил из богатого семейства ликийского города Ксанфы, родился в Константинополе, учился в Александрии философии у перипатетика Олимпиодора и математике у Герона, позже переселился в Афины, где стал учеником неоплатоника Плутарха, сына Несториева (сочинения не сохранились, но в свое время он был знаменитее последнего Плутарха Херонейского и даже прозывался Великим), и дочери его Асклепигении, посвятившей П. в тайные учения и практику теургии. После смерти Плутарха он был любимым учеником, а затем преемником Сириана (см.). Будучи с ранней юности предан реставрированной неоплатониками восточно-эллинской языческой религии, П. руководствовался в своей личной жизни аскетическими принципами, не был женат, воздерживался от мясной пищи и соблюдал особые посты по уставам египетской религии и культа Кибелы, а также по личным постановлениям богов, являвшихся ему во сне. Ученик и биограф его, Марин, сообщает о нем много чудесного. Философия П. - строго систематичная и в некоторых пунктах своеобразная обработка неоплатонических воззрений. В основе ее лежат три идеи: 1) общая идея всякой и особенно восточной мистики о первом начале, или Божестве, как превосходящем всякое понятие и определение, сверхсущем и неизреченном; 2) общая П. с Плотином и другими неоплатониками идея о трех "начальных ипостасях" - Едином, или Благе, Уме и Мировой Душе; 3) более специально принадлежащая Проклу, хотя находящаяся в зародыше и у его предшественников, идея тройственного диалектического закона мирового развития. Согласно этому закону, все существующее по отношению к единому вообще и всякое существо или круг существ по отношению к своему частному единству рассматриваются в трех последовательных положениях: а) пребывания (μονή) в единстве, б) выступления (πρόοβος) из него в силу своего различения и в) возвращения (επιστροφή) к нему в силу своего сходства с ним. Эта тройственная схема, напоминающая Гегелевы три момента развития идеи (см. Гегель), проходит через всю систему П. также подобно Гегелеву диалектическому построению всего мыслимого и существующего из саморазвивающего понятия, с той разницей, однако, что П. видел в своей диалектике лишь постигаемый умом закон , которым определяется раскрытие всякого бытия, не полагая в этом диалектическом движении сущность самого бытия, как это делал Гегель. С точки зрения П., развивающаяся из абсолютного первоначала полнота мысленных определений всякого бытия хотя выражает собой свою первопричину, но не совершенно ей адекватна, не покрывает ее, так что абсолютное, или сверхсущее, несмотря на свое откровение, неизменно пребывает в своей неизреченности, остается по существу тайным и скрытым. А затем и все множество определений, развивающихся по тройственной схеме, не представляет в системе П. только логические моменты самодвижущейся мысли, а относится к живым силам и сущностям, имеющим, кроме логического, и теологическое или мифологическое значение. Первая ипостась (неизреченное Единое, или Благо) в системе П. не порождает непосредственно, как у Плотина, вторую (верховный Ум), а проявляется на первой ступени своего процесса (πρόοβος) в определенном, хотя для нас неопределимом множестве абсолютных единиц (αυτοτελεϊς ενάδες), или сверхсущем числе, которое, имея перед собой лишь первоначало, отражает только его абсолютность, без всякой примеси каких-нибудь сложных определений. Эти единицы суть для П. боги по преимуществу; их совокупность представляет собой все существующее в его первоначальном, непосредственном отношении или близости к абсолютному. Гармония сверхсущего числа, выступающая из Единого раньше Ума, есть для П. подлинное начало Провидения (πρόνοια = πρό νοΰ), или первое посредство между неизреченным и несообщаемым (αμέθεκτον) божеством и действительным миром. Как из абсолютно Единого возникает совокупность сверхсущих единиц, так вторая начальная ипостась - Ум - раскрывает свою полноту в целом мире сущих умов, состав которого, правильно расчлененный и неразрывно связанный по закону тройственного единства, представляет множество подчиненных и соподчиненных триад. В каждой из них первый член соответствует моменту пребывания или замкнутости, второй - различения и выступления, третий - возвращения к единству. Вся совокупность умопостигаемого мира разделяется на три основные триады: 1) мыслимое (νοητόν), 2) мыслимое и мыслительное вместе (νοητόν αμα καί νοερόν), 3) мыслительное (νοερόν). Это различение и по смыслу, и по выражению близко подходит к Шеллинговой формуле: субъект, объект и субъект-объект, с той разницей, что у П., согласно общему характеру древней философии, на первом месте является объективное, а не субъективное определение и третьим, или заключительным, моментом является не синтез обоих предыдущих, а лишь одностороннее субъективное положение - также согласно с духом всей древней философии, для которой цель мирового процесса состояла лишь в простом возвращении к первому началу. В дальнейших расчленениях первый (объективный) член триады обозначается у П. как бытие и существование (ϋπαρξις), второй (объективно-субъективный) - как жизнь (ζωή) и сила (δύναμις), третий - как мышление (νόησις) и знание (γνωσις). Впрочем, по внутренней связи и единородности всего во всяком действительном члене умопостигаемого мира содержится и бытие, и жизнь, и знание; различие состоит только в преобладании того или другого из основных определений: в первом члене известной триады жизнь и знание или мышление содержатся под аспектом бытия, во втором бытие и знание - под аспектом жизни, в третьем бытие и жизнь - под аспектом знания. Мыслимый (объективный) член первой триады расчленяется опять на три триады: a) мыслимую в узком значении (чисто объективную), первый член которой есть предел (πέρας), второй - беспредельность (απειρια), третий - сущность (ουσια), называемая П. ради верности Платонову Филебу смешанным (μικτόν); b) средняя триада, члены которой различаются у П. довольно смутно, носит общее название мыслимой жизни (νοητή ζωή); c) третья, называемая саможизнью (αύτοζωον), содержит совокупность идеальных сущностей, или первообразов. Во второй из основных триад (объективно-субъективной) мы встречаемся с божественными числами, затем с богами-сохранителями (θεοί συνεκτικοί) и, наконец, с богами-совершителями (θεοί τελεσιουργοί), а в последней из основных триад (субъективной) уже являются знакомые боги греческой феогонии и мифологии: Кронос, или чистый ум, Рея, или животворная сила, вызывающая ум к движению, Зевс-Зиждитель (δημιουργός) - самомыслящий (αυτόνους) творческий ум, выводящий из себя все рода существ с помощью подчиненных ему младших зиждителей (νοι δημιουργοί), затем божества ограждающие (φρουρητικοί) - Афина, Кора, Куреты. Третья, начальная ипостась - мировая Душа, связующая умопостигаемый мир с чувственным, - также расчленяется на великое множество иерархически расположенных психических существ - божественных, демонических, астральных, животных и человеческих. П. признавал все части природы индивидуально одушевленными, как и прочие неоплатоники, но расходился с ними во взгляде на материю, или на субстрат телесного бытия (ή ύλη καί παν το ύπυκείμενον των σωμάτων): для них материя была лишь крайним ослаблением божественной эманации, чем-то дефективным или не сущим (μή ον), тогда как П. выводил ее из умопостигаемого начала беспредельности, т. е. из высшей мыслимой триады. Соответственно этому он приписывал тела и богам, отличие же низших существ полагал не в телесности вообще, а лишь в сложности, грубости и косности их тел. В связи с этим причину зла (нравственного) он видел не в материи, а в произвольном отвращении человека от мира умопостигаемого и в его безмерной и неразумной привязанности к предметам чувственным. Физические бедствия П. признавал или безразличными следствиями общего мирового порядка и необходимыми условиями самого бытия частичных ограниченных существ, или же педагогическими средствами исправления и большего блага. П. принимал общее платоническое учение о переселении душ, но у него заметна тенденция ограничить область такого переселения и не допускать (как общее правило) переход человеческой души в животные тела. Более замечателен его взгляд на высшую силу нашей души; выше ума у человека способность к непосредственному восприятию абсолютно-единого - того, что выше всемирного ума. П. называет эту высшую силу "цветом нашей сущности" (ανθος της ούσιας ήμων) или "тем единым в душе, что лучше и ума в ней" (το εαυτης εν, οεστικαί του έν αυτή νοΰ κρεϊττον). Действие этой трансцендентной силы - мистический энтузиазм, или священное безумие (μανία). Хотя эта сила действует независимо от воли, но человек может и должен возбуждать ее в себе подготовительным процессом постепенного восхождения или возвращения души к божественному началу. Три главные ступени этого процесса суть: чистая любовь (ερως), умозрительное познание истины и дела веры или благочестивые упражнения - молитвы, жертвоприношения и вообще теургия , т. е. деятельное общение с высшими демонами и богами, причем вспомогательными средствами для сближения нашего с этими высшими силами служат музыка и поэзия. Из многочисленных философских сочинений П. дошли до нас следующие: 1) "Στοιχειωσις θεολογική "; 2) " Περί τής κατά Πλάτωνα θεολογίας"; 3-5) три (сохранившиеся лишь по-латыни) трактата о провидении и о зле; 6) "Είς τήν Πλατωνος πολιτείαν "; 7) " Εις τον Πλάτωνος Τίμαιον "; 8) " Εις τον Πλάτωνος Παρμενιδην "; 9) " Εις τον Πλάτωνος πρωτον Άλκίβιαδην "; 10) " Εις τον Πλάτωνος Κράτυλον". Собрание сочинений П. изд. Cousin (П., 1820-25, с дополн., 1864). См. A. Berger, "Proclus, exposition de sa doctrine" (П., 1840); H. Kirchner, "De Procli metaphysica", (Берлин, 1846).

Из математических сочинений П. самым замечательным является его комментарий к I-й книге "Элементов" Эвклида, представляющий после утраты сочинений по истории математики Эвдема и Теофраста единственный источник наших сведений об истории геометрии в Древней Греции до Эвклида. Комментарий составлялся им не для одной только первой, но для всех книг "Элементов" Эвклида. Получил ли он, однако же, окончательную отделку или даже вообще был ли доведен до конца, нам неизвестно. Из других математических сочинений П. до нас дошли: составленная по Геминусу и потому не имеющая самостоятельного значения "Σφαϊρα ", " Υποτύπωσις των αστρονομικων ίύποθέςεων ", " Παράφρασις εις τήν του Πτολεμαιου τετραβιβλον" и некоторые другие, остающиеся пока еще в рукописях. В гораздо большем количестве дошли до нас философские произведения П., из которых назовем: "Στοιχείωσις φυσική" или "Περί κινήσεως", представляющее изложение в эвклидовской форме учения Аристотеля о движении. Об оригинальных результатах деятельности П. в области математики нам почти ничего не известно. Таковыми считаются обыкновенно некоторые возражения против Эвклидовского и Птолемеевского учений о параллельных линиях и определение эллипса как геометрического места определенной точки, взятой на данном и имеющем постоянную длину отрезке прямой, при всех положениях, которые он может занимать вследствие перемещений его концов на сторонах одного и того же прямого угла. Вышеуказанное важное значение для науки комментария П. к I-й книге "Элементов" Эвклида обратило на него внимание ученых еще в XVI столетии, когда Гринеусом был впервые напечатан его греческий текст в базельском издании Эвклида 1533 г., а Бароцием был сделан вышедший в свет в 1560 г. в Падуе латинский перевод. Не менее важно в научном отношении и новейшее издание (Фридлейна) греческого текста того же сочинения, вышедшее в 1873 г. в Лейпциге под заглавием "Procli Diadochi in primum Euclidis Elementorum librum commentarii". О жизни и философской деятельности П. см. E. Zeller, "Die Philosophie der Griechen" (III ч., 2 отд., стр. 774-826; 3 изд., Лейпциг., 1881).

  • - Легендарный царь Лаконики, правивший в XI в. до Р.Х. Сын Аристодема. Родоначальник царского рода Звринонтидов...

    Все монархи мира

  • - - греч. философ-идеалист, видный представитель позднего неоплатонизма, нек-рое время был главой Афинской школы неоплатоников. Прозван Диадохом, т.е. преемником. Автор многочисл...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - , греч. философ-неоплатоник. С его именем связан расцвет и систематич. завершение неоплатонизма. Он представил развитый Плотином и Ямвлихом идеализм в форме триады...

    Словарь античности

  • - Proklos, ок. 410-485 гг. н. э., греческий философ. Родился в Ликии...

    Энциклопедия античных писателей

  • - Греческий писатель и мистик-философ, известный как комментатор Платона, прозванный Диадохом. Жил в пятом веке и умер в возрасте 75 лет, в 485 г. н.э., в Афинах...

    Религиозные термины

  • - по прозванию Диадох, т.е. «преемник» - греческий философ-неоплатоник. Родился в Константинополе, в 20 лет переехал в Афины. Учился в Александрии у грамматика Ориона, потомка египетского жреческого рода...

    Новейший философский словарь

  • - Диадох, выдающийся философ-неоплатоник, глава Афинской неоплатонической школы, систематизатор важнейших направлений античной философской мысли и мифологической традиции, оказавший огромное влияние на...

    Античная философия

  • - Епископ Ульяновский и Мелекесский с сентября 1989 г.; родился 10 октября 1943 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградскую духовную семинарию в 1973 г., Ленинградскую духовную академию в 1977 г., кандидат богословия...
  • - игумен Тихонова Николаевского мон., костромской епарх.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Диадох - др.-греч. философ-неоплатоник. Учился в Александрии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы Академии платоновской...

    Философская энциклопедия

  • - 1) св. мученик, родом из города Калипты близ Анкиры; был распят за Христа в начале II в.; 2) священномученик, обезглавлен около 305 г. в Италии...
  • - по прозванию Диадох, т. е. преемник - главный представитель позднейшего неоплатонизма и последний значительный философ древнего мира...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - , античный философ-идеалист, представитель афинской школы Неоплатонизма...

    Большая Советская энциклопедия

  • - древнегреческий философ. Осуществил универсальную диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода...

    Современная энциклопедия

  • - древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно-диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода...
  • - христианский монах, подвизался в Синайской пустыне; преподобномученик. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 января...

    Большой энциклопедический словарь

"Прокл философ" в книгах

1. Философ в России – не только философ (особенности русской философии)

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

1. Философ в России – не только философ (особенности русской философии) Как уже говорилось философия – это прежде всего история философии, где мы находим основные философские («вечные») вопросы, проблемы и сюжеты, узкие тропинки и широкие дороги ищущей человеческой

4. Прокл

Из книги Античная философия автора Асмус Валентин Фердинандович

4. Прокл Философом, завершающим развитие античного неоплатонизма, а вместе с ним и всей античной философии, был Прокл (410–485). Завершение это произошло в Афинах, где в свое время действовали Анаксагор, Сократ, софисты, Платон, Аристотель, школа Платона, школа Аристотеля,

4. Прокл

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

4. Прокл Прокл, позднейший неоплатоник, о котором нам еще осталось сказать, имеет более важное значение, чем Порфирий и Ямвлих. Он родился в 412 г. в Константинополе и умер в 485 г. в Афинах; учился же он и провел б?льшую часть своей жизни также в Афинах у Плутарха. Его жизнь

4. Прокл

автора Лосев Алексей Федорович

4. Прокл Окончательную систематизацию всего античного учения о числе с точнейшим использованием всей относящейся сюда терминологии мы находим у Прокла. Тексты из Прокла на эту тему приведены у нас в своем месте (ИАЭ VII кн. 2, 57 – 62). Они поражают как большой точностью

5. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

5. Прокл Минуя интересные, но для настоящего общего очерка второстепенные материалы Ямвлиха (ИАЭ VII, кн. I, 137 – 142), Феодора Асинского (304 – 307), Саллюстия (339) и Юлиана (372), мы остановимся на Прокле, у которого необходимо констатировать окончательное завершение всей античной

3. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

3. Прокл а) После всех приведенных у нас сейчас неоплатонических текстов можно ли удивляться тому, что Прокл, главнейший завершитель всего античного платонизма, возводит материю вплоть до полного отождествления ее (в формальном смысле) со сверхсущим и сверхразумным

5. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

5. Прокл В окончательной форме и с полным соблюдением терминологической точности и системы учение о гармонии дано у Прокла. Как того и требует само положение дела, Прокл в основном прямо связывает гармонию со своим учением о трех ипостасях и воплощении этих трех ипостасей

4. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. Прокл Примечательно то, что у Прокла при всех наших поисках мы не нашли термина"подражание". Но производное от этого термина в глагольной форме"подражать", насколько нам удалось установить, имеется в"Первоосновах теологии"и в комментарии Прокла на

3. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

3. Прокл В противоположность Плотину Прокл довольно часто пользуется катартической терминологией, и притом по преимуществу с ноологической семантикой. Это можно считать завершением всей античной теории катарсиса.Но прежде чем рассмотреть эту семантику, укажем на

13. Прокл

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

ПРОКЛ

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

ПРОКЛ Легендарный царь Лаконики, правивший в XI в. до Р.Х. Сын Аристодема. Родоначальник царского рода Звринонтидов (Геродот: 6;

Прокл

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Прокл Прокл, по прозванию Диадох, т. е. преемник (в управлении афинской школой) – главный представитель позднейшего неоплатонизма и последний значительный философ древнего мира (410 – 485); происходил из богатого семейства ликийского города Ксанфы, родился в

Прокл

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Прокл Прокл (Pr?klos) (около 410, Константинополь, - 485, Афины), античный философ-идеалист, представитель афинской школы неоплатонизма. Важнейшие дошедшие до нас философские сочинения П. - «Первоосновы теологии» [последнее изд. Oxf., 1965, рус. пер. в книге: Лосев А. Ф., История

Философ живописи Философ живописи О новой выставке Дмитрия Плотникова Илья Комов 30.01.2013

Из книги Газета Завтра 948 (5 2013) автора Завтра Газета

Прокл

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Прокл В древнегреческой мифологии Прокл (Procles) – царь спартанский, сын Аристодема, один из двух братьев-близнецов (Прокл и Эврисфен), по преданию, родоначальник царской семьи Проклидов

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.