Как отмечают крещение господне православные. Крещение Господне

Крещение Господне - один из важнейших и самых старых праздников Восточного христианства. Празднуется в честь крещения Иисуса Христа. В Православной церкви это событие отмечается 19 января - ему предшествует строгий пост накануне. Другое название праздника - Богоявление.

История и события Крещения

Крещение Господне - непросто праздник, отмечающий один из эпизодов евангельской истории. Это момент, который поделил христианскую цивилизацию на две эры. Последний ветхозаветный пророк, Иоанн Креститель, совершил ритуальное очищение водой самого Иисуса Христа. По библейской легенде в тот же миг случилось Богоявление - Святой Дух пришел к Иисусу в облике голубя, а голос Бога с неба сообщил присутствующим, что это Его Сын.

Современные историки не могут дать однозначного ответа, когда христиане задумались о праздновании Крещения. Первые упоминания относятся к III веку. Следующие три сотни лет праздник отмечали 6 января по Юлианскому календарю. Крещение Господне было объединено с Рождеством Христовым, как бы указывая на все три проявления Бога: рождение Сына, Богоявление Отца и сошествие Духа Святого в образе голубя. Эту библейскую историю считают первым появлением Пресвятой Троицы перед людьми.

В VI веке праздник разделился на два: теперь отмечали 25 декабря, а для Крещения Господня в календаре оставили 6 января. В Восточной Церкви (византийской) тех, кто готовился принять таинство крещения, чтобы стать христианами, крестили в день праздника. К моменту прихода христианства на Русь обычай крестить 6 января уже исчез, а вот традиция освящать воду осталась.

Современная Православная церковь отмечает Крещение Господне 6 января по юлианскому календарю, которое приходится на 19 января по григорианскому, общепринятому. Само слово «крещение» пришло в русский язык из греческого и первоначально означало погружение в воду. Встреча с Иоанном Крестителем стала первым общеизвестным фактом из биографии Иисуса: о его ранней жизни ходят только догадки.

Место крещения Иисуса Христа

Иисус Христос принял крещение в реке Иордан, протекающей по территориям современного Израиля, Иордании и Сирии. На тот момент основоположнику христианства было 30 лет. Точным местом этого события Евангелие называет Вифавару, что переводится как «Дом на переправе». В Вифаваре проповедовал Иоанн Креститель. Он выбрал это место из-за большой оживленности. Людей, державших путь из Галилеи в Иерусалим, он призывал к покаянию и принятию крещения.

О точных координатах этой местности продолжают спорить. В одних конфессиях принято указывать на западный берег реки, в других - на восточный. В XXI веке католики и православные проводят символический обряд крещения в Ярдените - место, где Иордан выходит из Галилейского моря, на территории современного Израиля.

Сочельник на Крещение Господне

Праздник Крещение Господне Православная церковь начинает отмечать с вечера 18 января. Этот день именуется Крещенским сочельником. Он представляет собой вечерние приготовления к главному событию. Ночь с 18 на 19 января проходит всенощное богослужение Крещения Господня. Люди выстраиваются в длинные очереди и стоят в них часами ради освященной крещенской воды.

Великое водоосвящение

Вода стала центром праздника. Во-первых, потому что в реке крестили Иисуса, и с тех пор сам обряд крещения напрямую связан с водой. Во-вторых, вода - источник жизни и начало всего живого на Земле. Обряд придания ей особенных свойств зовется Великим водоосвящением. Он проводится дважды - в Крещенский сочельник и на Крещение.

Великим его называют, чтобы отличать от Малого водоосвящения, которое осуществляется в любые другие дни. После праздничных молитв духовенство выходит из алтаря и направляется к сосудам с водой или водоему. Сначала священник расхаживает с дымящимся кадилом, затем читает молитву и трижды опускает в воду крест. Обряд завершается окроплением водой присутствующих.

Православная церковь именует такую воду Агиасмой, другими словами великой святыней. Существует поверье, что крещенская вода храниться значительно дольше обычной. Агиасма используется и для приема внутрь, и для совершения ритуальных действий. Верующие считают крещенскую воду источником здоровья для тела и духа. Ее бережно хранят и используют только в особых случаях. Распространено мнение, что ее нельзя пить, будучи озлобленным: это уничтожает благодать.

Такое отношение породило немало суеверий. Например, о том, что воду лучше набирать минимум в трех разных храмах. А крещенская вода, освященная 19 января, «сильнее» набранной в сочельник. Священнослужители просят не следовать глупым заблуждениям и проявлять терпение к окружающим, стоя в протяженных очередях за православной святыней. Не стоит приходить в храм с большими бочками: в таком объеме крещенская вода не нужна.

Важно: освященная накануне праздника, 18 января и, непосредственно, 19 числа, вода - совершенно одинаковая. Можно столкнуться с версией, что вся вода, даже та, что течет из-под крана в это время - освещенная. С одной стороны, это миф, созданный, чтобы облегчить себе жизнь и избежать километровых очередей. С другой, если верующий человек живет в отдаленной от храмов местности, то вода, взятая из водоема в ночь на 19-е число, будет ему в помощь. Правда, называть ее святой - неправильно.

Празднование Крещения в церкви

Крещение знаменует конец рождественских Святок - 12 дней между Рождеством и празднованием Богоявления. В православной церкви в ночь перед Крещением Господнем освящают воду. Это важнейшее событие праздника. То же осуществляется и непосредственно в день Богоявления, 19 января. Представители духовенства надевают белые ризы, являющиеся символом Божественного Света. В них облачаются только на важнейшие религиозные праздники, а также для свершения крещения, венчания, отпевания.

18 января - Навечерие Богоявления или Крещенский сочельник. Проводимые в этот день церковные службы аналогичны предрождественским. Пищу духовенство употребляет только раз - после водоосвящения. Если 18 января выпадает на выходные дни, то поесть можно еще один раз после литургии.

19 января, после Божественной Литургии, проводится Крестный ход к водоему, где желающие купаются на морозе по завершении Великого освящения воды, в крещенской Иордани - специально вырубленной к празднику проруби, обычно в форме креста.

Традиции Крещения Господня

Крещенские купания наряду с освящением воды - главный народный обычай в день Крещения. С точки зрения логики, ныряние в ледяную прорубь является серьезным риском для здоровья, на который верующие идут вполне сознательно и добровольно. Считается, что простудиться и заболеть после купания в Иордани нельзя. Существует масса доводов за и против такого обычая, но ежегодно нырнуть в воду с головой стремятся тысячи и даже миллионы людей.

Важно каждый раз перекреститься. Сразу после этого искупавшийся растирается и быстро укутывается в теплую одежду. Без хорошей закалки подобное лучше не делать. Кроме того, существует масса болезней, являющихся противопоказаниями к купаниям, о чем стоит посоветоваться с врачом.

Как правильно креститься?

Для крестного знамения нужно сложить три пальца правой руки вместе - это большой, указательный и средний. Остальные пальцы приложить к ладони. Сначала верующий касается лба, потом живота, правого и левого плеча. Порядок крещения менять нельзя.

Традиция купания на Крещение очень древняя и в идеале этот обряд совершается на реке Иордан. Для верующих возможность окунуться в реку, в которой крестился сам Иисус Христос - большая удача. Обычаи и традиции Крещения Господня предполагают рисование крестов мелом над оконными и дверными проемами сразу после возвращения с вечернего молебна в Крещенский сочельник. В это время на столе только постная пища, включая специально приготовленное сочиво - постное блюдо из риса и изюма.

На Крещение не принято работать. Это день для избавления души от тягот грехов. уже закончились, поэтому гадать нельзя. Запрещено устраивать шумные застолья: крещенский пост подобного не позволяет. Подарки и поздравления родственников и друзей, наоборот, желательны. Считается, что теплые слова и искренние добрые пожелания в эти дни имеют особую силу.

Приметы в Крещение Господне

Издревле в праздничное время обращали внимание на погоду. Морозная и ясная - к жаркому и сухому лету. На улице тепло и валит снег - урожай будет обильным. Крещенские морозы, о которых слышал каждый, необязательно приходятся на 19 января. Если они случились раньше, их называют ранними, позже - поздними крещенскими морозами. В народе связывать похолодание в январе принято именно с Крещением, но гидрометеорологи не поддерживают идею наступления внезапных холодов в связи с конкретной датой.

Если праздник выпал на полнолуние, ожидают сильного весеннего разлива. В старину из-за массового ведения сельского хозяйства это была одна из важнейших примет на Крещение. Есть и примета для тех, кто купается в проруби: такая процедура способна подарить большое здоровье и избавление от болезней. Бытует мнение, что на искупавшегося может снизойти благословение на счастье. Но от грехов купание не очищает. Для этого как минимум нужна исповедь.

Крещение Господне или Богоявление входит в число главных праздников православных христиан наряду с Рождеством и Пасхой. Это полное символов и сакральных смыслов напоминание о дне, когда будущий Спаситель принял крещение в водах священной реки Иордан. Ежегодно 19 января каждый верующий стремится стать участником древнего христианского праздника.

Как православные отмечают праздник Крещения Господня?

Ответ редакции

В ночь с 18 на 19 января православные отмечают один из самых древних праздников христианской церкви - Крещение Господне или Святое Богоявление.

Крещение завершает Рождественские святки, а накануне верующие встречают Навечерие или Крещенский Сочельник.

Истоки праздника

Праздник Крещения называется также Богоявлением, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица — Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в водах реки Иордан, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Это день называют еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

В этот день Христос даровал падшему в грехе человеку возможность получить благодать Духа Святого после обряда Крещения. С тех пор крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.

История праздника

Крещение (Богоявление) — один из самых первых христианских праздников (письменные сообщения о нем восходят к II веку). Он старше Рождества Христова, которое праздновали вместе с ним до четвертого века. В IV веке в Риме стали праздновать Рождество в день непобедимого солнца 25 декабря. Но древнее совмещение праздиков осталось в некоторых восточных церквях: армяне и индийцы-христиане Малабара продолжают праздновать Рождество 6 января, в день Богоявления. Традиция праздновать 6 января «старое» Рождество сохранилась и на Шетландских островах (где летом белые ночи, а зимой — сполохи). И по-прежнему, и Рождеству, и Богоявлению предшествует сочельник.

Традиции празднования

18 января праздник предваряет Крещенский Сочельник. В этот день православные держат строгий пост до вечерней звезды (или до принесенной из храма освященной воды), а потом семья собирается за постным столом с непременным сочивом из разваренного зерна, миндального или орехового «молока» и меда. В некоторых местах этот вечер называли «Голодной кутьей».

В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на великое освящение воды, а потом на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, наваристые борщи, холодцы, колбасы и запеченную свинину. В некоторых местностях угощались «квадратными» блинами — «чтобы водились деньги».

Иордань

На праздник Богоявления (Крещения) освящают воду. Вода — источник жизни человеческой, ее освящение означает в православии освящение жизни.

Мужчина купается в купели на озере Вяча в Минском районе. Фото: РИА Новости / Егор Ерёмов

Во всем мире, где есть возможность, святить воду выходят на реку, на море или на озеро, а если нет возможности, воду освящают в храме, и так — всюду и везде освящается вода. На замёрзших водоёмах воду освящают в особых прорубях, которые называют «иордань» в воспоминание крещения Христа в Иордане. Есть традиция купания в этих прорубях. Богоявленская, или Крещенская, вода (Агиасма) издревле считалась святыней. Ее хранили и теперь хранят в продолжение года, ею окропляют вещи, принимают ее в болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься.

Поговорки и приметы

Тысячелетиями складывались народные приметы, связанные с днем Крещения Господня. Было подмечено, что если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое, пасмурная и свежая — к обильному урожаю.

Если крещенская ночь придется на полнолуние — по весне возможны паводки, звездная ночь предвещает сухое лето и обилие ягод, а южный ветер — грозы. Ясный день на Крещение предвещал неурожайный год.
Для молодых Крещение было лучшим днем договориться о свадьбе: « Крещенское рукобитье — к счастливой семье» . Люди, крещеные 19 января, согласно поверьям, будут всю жизнь счастливы.

Крещенские гадания

В старину гадание на Крещение было популярным развлечением. Тем не менее, гадание - это вовсе не религиозный обычай. К истинному христианству и к самому празднику Крещения Господня гадание отношения не имеет, а восходит к язычеству.

Девушки на Крещение гадали на суженого: разные кольца клали в мешок с зерном и, по очереди доставая их, определяли судьбу. Медное кольцо сулило бедного жениха, серебряное - из семьи со средним достатком, кольцо с самоцветом — жениха знатного, а золотое — из купцов.

Другим распространенным гаданием было выйти вечером за ворота и кликнуть суженого. Повстречать молодого парня считалось хорошей приметой, а старика — дурной.

Сны в ночь Крещения считали вещими, а девушки загадывали увидеть во сне будущего супруга.

Богоявление на Западе

Джотто. Крещение Господне. Фото: Commons.wikimedia.org

Западные христиане называли праздник Богоявления на латыни — Dies epiphaniorum, Dies apparationum, Manifestatio — и праздновали, и празднуют 6 января, главное внимание обращая на явление звезды и поклонение волхвов — то есть, на откровение Сына Божия миру язычества, представителями которого были волхвы, на Западе называемые королями. Поэтому в Западной Европе праздник еще имеет название festum regum или праздник трех королей (festum trium regum). В католических храмах на Богоявление освящают воду, мел и ладан. В некоторых странах сохраниласьтрадиция писать на дверях церквей и домов CMB (первые буквы имён трёх «королей» — Каспар, Мельхиор и Бальтазар или первые буквы фразы «Christus mansionem benedicat», что на латыни означает «Да благословит Христос этот дом»).

В испаноязычных странах принято, чтобы подарки детям «приносили» волхвы (по испански «Los Reyes Magos» — короли-маги) именно в праздник Богоявления, а не в Рождество или в день святого Николая.

Крещение Господне, традиции и обычаи этого праздника ведут начало от первых веков христианства. Праздник еще называют Богоявлением, так как в этот день Господь впервые явился полностью – в качестве Отца, Сына и Святого Духа. Нам явилась Святая Единосущная Троица, в которую и верят христиане.

До VI века Крещение праздновалось вместе с Рождеством, завершая, таким образом, смысл Святого Богоявления. В дальнейшем события разделились на самостоятельные торжества, каждое из которых со временем приобрело собственные традиции.

Крещение Господне: история праздника

Об этом событии в жизни Спасителя мы читаем во всех четырех Евангелиях: от Матфея 3:1-17, от Марка 1:1-11, от Луки 3:1-22, от Иоанна 1:15-33. «Глас вопиющего в пустыне» — Предтеча Иоанн проповедовал покаяние и крещение водой. В исполнение закона Сам Господь пришел к нему для совершения этого таинства. Увидев Его, Иоанн духовными очами узрел, Кто стоит перед ним и хотел удержать: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:15). Господь сказал, что так им надлежит исполнить всякую правду. После совершения крещения, во время, когда Иисус выходил из воды, отверзлись небеса и явился Святой Дух в виде голубя, который сходил на Христа. С неба раздался голос, произнесший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).

Таким образом, впервые людям явилась вся Святая Троица:

  • Отец, обнаруживший Свое присутствие указанием на Христа и свидетельствующий о Нем;
  • Сын, который после крещения вышел на проповедь;
  • и Дух Святой – третья ипостась Троицы, Господь — Утешитель, в которого верят христиане.

Иоанн Креститель призывал евреев покаяться – переосмыслить свои поступки, признать грехи и начать новую жизнь, основанную на заповедях. Покаяние означает перемену образа мыслей, то есть способность смотреть на жизнь по-новому. Те, кто каялся искренне и открыто объявлял о своих грехах (в христианстве до сих пор в некоторых конфессиях принято озвучивать свои грехи перед общиной) – тех он крестил в Иордане. Погружение в воды Иордана сопровождалось молитвой и символически означало очищение грехов. Символически – потому, что отпускать грехи реально мог только Сам Бог.

Это означает, что новое крещение будет благодатным преображением человека. Святой Дух опаляет огнем все нечистое и творит в человеке новую суть, стремящуюся служить Богу. Принявшие Мессию, войдут в Царствие Божие. Не принявшие Христа своим личным Спасителем, будут сожжены этим огнем и не смогут уже его усвоить и покаяться.

Совершив крещение, Господь освятил это таинство и показал уверение своим словам, что те, «кто не родится от воды и Духа, не может в Царствие Божие» (Ин.3:5).

19 января Крещение Господне: традиции

Главная традиция праздника – посещение богослужения, на котором освящают воду. Крещенскую воду, – которой называют чистую питьевую воду после освящения определенным образом с помощью молитв, – бережно хранят весь год и пьют с утра натощак с молитвой.

Столь популярная традиция обусловлена наблюдением в народе, что такая вода способна исцелять болезни, и оказывает общее положительное воздействие на тело и душу. Почему так происходит – попробуем разобраться.

Как уже выше мы узнали, в момент крещения Спасителя нам была явлена Пресвятая Троица, которая до этого момента держала в тайне свою сущность и людям не открывалась. Это событие такой величины, что не будет преуменьшением сказать — явление положило начало новому поклонению – троическому, как поется в тропаре к празднику. Это напоминание о нашем духовном рождении, которое началось после крещения каждого человека.

Мы сами, или наши крестные за нас (которые должны были нам растолковать значение таинства) восприняли от Бога и дали Ему обещания. Если с нашими обещаниями все более-менее ясно – хранить завет с Богом, помнить какой ценой дано искупление и верить в будущую вечную жизнь. То об обещании Бога говорится меньше: в момент крещения на воду сходит благодать Святого Духа, которая, как видно из молитв к таинству, дает нетление, освящает и прощает грехи, исцеляет недуги, является пагубой для демонов и ангельской крепостью.

Крещение дает также и силы, необходимые для соблюдения заповедей, дается способность любить Бога и ближних – основное требование для всех христиан, помогающее преодолевать все трудности на своем жизненном пути. Цель в этой перспективе – разжечь в себе те способности и любовь, которая дана нам в водах крещения. Каждый год мы имеем возможность пополнять эти силы с помощью благодатных вод, обновляющих весь мир и человека.

Дополнительной традицией является купание в проруби в ночь, когда празднуют Крещение Господне – на 19 января и три дня после этого праздника. Этот народный обычай имеет символическое значение, напоминает людям о великом таинстве и необходимости очищения души на исповеди.

Католическое Крещение Господне отделено от Богоявления – оно, как и во всех исторических церквях, тоже имеет привязку к дате, но из-за использования разных календарей, также как и Рождество, этот праздник празднуется на 13 дней раньше: 6 января католики отмечают Богоявление, а в первое воскресение после него Крещение Господне. Такой же порядок празднеств относится и к ряду протестантских конфессий.

Святое Богоявление и Крещение Господне у католиков отличаются тем, что первое посвящено трем царям – волхвам, пришедшим поклониться Младенцу Христу и принесшим ему дары. Какого числа Крещение Господне в западной традиции – 6 января, этот праздник часто отмечают вместе с Богоявлением в некоторых европейских странах.

Традиции и обычаи праздника Крещения Господня различаются в разных странах и конфессиях. Но в главном люди едины – они признают этот великий праздник очень важным для всех. Даже обычай окунания в воду присутствует и у католиков, и у православных, и у протестантов. В этот день все человечество приобщается Божественной благодати, а верующие христиане обновляют свои силы, чтобы служить Богу и любить ближних.

В наши дни Православная церковь отмечает множество больших праздников. Первейшие по значению среди них - Пасха, то есть Воскресение Христово, двенадцать «великих двунадесятых» и еще пять «великих недвунадесятых». Кроме них с большой торжественностью празднуются дни поминовения особо почитаемых святых. Для каждого торжества твердо установлен день, форма богослужения, а порою и бытовые детали: какого цвета должны быть одеяния духовенства, какая пища позволительна за праздничным столом…

Но в раннем христианстве всех этих праздников, помимо Пасхи, не существовало. А позднее они «бродили» от одной даты к другой, то сливались, то оказывались разделены, да и традиции отмечания сильно отличались в разных местах. Проще говоря, церковные праздники устоялись и приняли современную форму далеко не сразу.

Большинство из них рождались медленно, в спорах и согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или даже веками. Всё это происходило, главным образом, между IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране. Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще, Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира.

У праздника Крещения Господня - сложная судьба.

«Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус - не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название - Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро - еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант - «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство - наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными - с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие - один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды - и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй - на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие - даже если никого из новообращенных нет в храме - сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме - для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».

Что означает Святое Богоявление - Крещение Господне? История праздника, его древний и измененный позже смысл будут рассмотрены в данной статье. Мы также расскажем о том, как отмечают этот день разные христианские народы. Что принято говорить и как поступать в этот праздник? Какие ритуальные кушанья употреблять? Следует ли в этот день поститься? Особое внимание мы уделим отмечанию этого праздника у

Святое Богоявление - Крещение Господне: описание

Что говорит об этом событии Новый Завет? Все четыре канонических Евангелия упоминают Крещение Христа. История Крещения Господнего описывается так. Будучи в возрасте около тридцати лет, Спаситель решил открыться людям - явить Свою божественную сущность. «Во те дни, - пишет евангелист Матфей, - Иоанн Креститель проповедовал и говорил: «Предуготовьте прямые стези Господу, покайтесь в грехах своих, ибо близится Царствие Небесное». «Был человек от Бога, - вторит ему Иоанн, - Он был послан свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали в Него». Когда же Христос приблизился к берегу куда приходили толпы иудеев, Иоанн Предтеча сказал: «Мне следовало бы креститься от Тебя», подразумевая тем самым, что окропление материальной водой - ничто перед облечением в Дух Святой. Но Господь сказал: «Так надобно исполнить правду». И когда окропил его водой, «открылись небеса, Дух Святой снизошел в виде голубя и раздался голос: Сие есть Мой возлюбленный Сын».

Святое Богоявление - Крещение Господне: история праздника

Первое упоминание об отмечании этого дня восходит ко второму столетию. О празднике говорят гностики и такой известный теолог, как Климент Александрийский. Изначально это событие интерпретировалось именно как «Открытие Христа народу». Празднование приобрело массовый характер сначала на востоке а потом - и на западе. В этот день - шестого января - чествовались сразу три события из жизни Иисуса в нашем мире: Рождество, поклонение волхвов и Крещение Господне - Святое Богоявление. Причем это последнее интерпретировалось как начало служения людям, исполнение миссии. После этого Иисус удаляется в пустыню и постится там сорок дней, будучи искушаем Сатаною. И только потом Он совершает Свое первое чудо - на свадьбе в Кане Галилейской. Вот почему в ранней Церкви в этот день крестили послушников (их называли «оглашенными»). Они сначала принимали крещение водой, а потом - Духом Святым. Но с течением времени праздники разделились. Рождество стало отмечаться 25 декабря, а приход волхвов и крещение - 6 января.

Празднование в Средние века

На протяжении столетий смысл события, описанного в книгах Нового Завета, стал восприниматься иначе. Был сделан акцент на ценности крещения водой. Хотя сам Иоанн Предтеча отрицал, что он пророк или мессия. Он говорил: «Придет Некто, больший меня, чью обувь я недостоин развязать… Это я крещу вас земной водой. Он же будет делать это Святым Духом, а еще огнем». Тем не менее Крещение Господне - Святое Богоявление получило и другую интерпретацию - чествование Троицы. Стало считаться, что во время этого события народу Моисеевому открылся Бог-отец. Сын показал пример омовения в смывающей грехи воде. А еще явился Дух Святой в виде голубки. Однако старинные «рудименты» празднования продолжали сохраняться. Так, например, на Крещение Христово принято есть кутью (сочиво), как и на Рождество. С разделением Церквей на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую) праздник получил различную интерпретацию в их традициях. В православии он именовался Епифанией или Теофанией (в переводе с греческого «Богоявление». Также этот праздник назывался «Святые Светы». Таким образом, наибольшую важность в описываемом Евангелиями событии Церковь видела в открытии небес, сошествии Святого Духа и гласе Бога-Отца. В католицизме праздник называется Manifestatio - явление, утверждение.

Поздняя интерпретация

Как только праздники Рождества и Крещения Христова разделились во времени (двадцать пятого декабря и шестого января), смысл последнего события стал переосмысливаться теологами обеих Церквей. Еще в шестом столетии в Византии, как доказывает история, Крещение Господне Богоявление означало начало исполнения Миссии Христом. А после тысячного года акцент сместился на чудотворность омовения церковной купели. Вся традиция чествования этого праздника теперь состоит в освящении попами воды. В западной традиции «Манифестацио» получило осмысление в явлении народу Лиц Троицы - то есть Отца, Духа Святого и Сына. Кроме того, в этот день также поминают приход волхвов («Адорацио»). В странах, где разговаривают по-испански, именно в праздник «Трех Королей» («Los Reyes Magos») принято делать детям подарки, а не на Рождество. Истинное же значение - «предуготовить свою душу к служению Богу», как призывал Иоанн Креститель - было забыто.

Интерпретация Богоявления в катарской традиции

На переломе двух тысячелетий (около 1000 года), когда Римская и Православная Церкви активно боролись за власть в этом мире, существовал члены которого буквально придерживались Заповедей Христовых. Они учили, что «Мир во зле лежит» (1 Иоанн. 5:19) и что материальная вода не творит никаких чудес. Эта Церковь Добрых Христиан, которую оппоненты назвали катарской ересью и физически уничтожили в XIII-XIV веках, не праздновала Крещение Господне - Святое Богоявление. Путь к душе - вот главный посыл, который эти монахи видели в описываемом Евангелиями событии. Перед тем как взять крест добрых дел и следовать за Христом (Мар.10:21), нужно очистить свое сердце от грехов. Их снимает не материальная вода, а искреннее покаяние. Ведь и Иоанн Предтеча так учил. Он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Перед тем как душа примет крещение Духом Святым, чтобы стать «храмом Божьим», она должна быть свободна от грехов. Ибо если слепой поведет слепого, оба окажутся в яме.

Крещение Христово в церковном каноне

В православной двунадесятый Господский праздник. Так чествуются дни, связанные с событиями жизни Иисуса Христа в этом мире - от Рождества до Вознесения. Крещение Господне Святое Богоявление празднуется сейчас 19.01. По эта дата соответствует шестому января. Накануне праздника духовенство и верующие должны соблюдать строгий пост. Поэтому и кутья, подаваемая в этот день, называется «Голодной». На сам праздник духовенство облачается в белые ризы. Священники дважды освящают воду. В первый раз, накануне, Великой агиасмой (особым чином крещения), а второй раз - во время Божественной литургии. Поэтому и праздник в украинском языке называется «Водохреща» или «Йордань» (в честь реки, где крестился Спаситель). Он знаменует собой окончание чествования Рождественских святок.

Празднование в народной традиции

А как отмечалось Крещение Господне - Святое Богоявление у восточных христиан? В России, Украине, Беларуси, Болгарии в этот день священники «освящают воду». Это происходит как у церквей - в чанах, так и на реках или озерах. Там, где очень холодно и водоемы замерзают, специально делают проруби, которые называются «иордань». Считается, что окунание в такие лунки смывает все грехи и приносит телу здоровье. Особенно следует погрузиться в «иордань» тем, кто ворожил на святках. Поскольку Церковь считает гадание грехом. В Украине первые лица государства в этот день совершают омовения в Днепре. А в Болгарии священник бросает в воду крест. Верующие (преимущественно молодые парни) ныряют за ним. Считается, что того, кто поднимет крест на поверхность, ждет удача. Миряне несут воду из церкви и пьют ее потихоньку весь год, веруя, что она лечит различные болезни.

Празднование в Западной Европе

В католицизме день 6 января, Крещение Господне - Святое Богоявление, сейчас уже полностью связан с приходом волхвов. В церквях освящают ладан, мел и воду. Дети ходят по домам и хозяева их одаривают, а за это малыши им рисуют на дверях «С+М+В». Это начальные буквы имен трех королей - Каспар, Мельхиор и Балтазар. Но надпись может интерпретироваться и как «Christus mansionem benedicat» («Христос да благословит этот дом»). Еще в этот день по традиции готовят «Пирог Магов». В тесто запекается монетка, боб или фигурка. Пирог разрезается и раздается членам семьи. Тот, кому достался «сюрприз», будет счастлив весь год.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.