Коллеги плохо относятся вопрос священнику. Что делать, если на работе конфликт с начальством? Что значит совершать любое дело ради Христа

Количество записей: 42

Здравствуйте, батюшка. У меня произошла путаница в понятии о промысле Божием. Где-то давно прочитала, что наша жизнь складывается из нашей воли и воли Бога (это потому, что мы зачастую поступаем своевольно, а Господь насильно не заставляет). У меня складываются проблемы с поиском работы. Сразу оговорюсь, в церковь хожу, исповедаюсь, причащаюсь, о работе молюсь. Первый раз, прежде чем найти работу, я просидела 1,5 года дома. Проработала 9 месяцев, и вот опять 4-й месяц ищу работу. Как понять, правильно ли я поступаю, когда отказываю работодателю, если меня очень не устраивают условия (например, работа, которую я не выполняла ранее, другой город, очень маленькая зарплата, из которой нужно больше половины отдать за жилье опять же в другом городе и прочее). В моем городе работы по специальности нет. Не по специальности - не получилось, то работодатель не пришел, то еще какие напасти. Вдруг я занимаюсь своеволием и отвергаю волю Бога? Или все происходит именно так, как и дано Богом, и не нужно на этот счет переживать? Мое мимо меня не пройдет? Все это ввергает в уныние. Меня настораживает, что в момент отчаяния я судорожно молюсь о работе, но варианты работы, которые следуют за этим, не вызывают никакого желания согласиться, наоборот - ропот и отвращение. Может быть, это гордыня? Но я пыталась устроиться на непритязательные места, правда, которые выбрала сама- не получилось. Что мне делать в дальнейшем? Пожертвовать всем и устраиваться туда, куда придется, наступив себе на горло или ждать, чтобы работа была по сердцу? Спасибо.

Марина

Здравствуйте, Марина. Ищите хорошую работу. Ничего в этом зазорного нет. Можно немного подработать, если средства оскудели, но все же ищите, где Вы сможете приложить свои знания с пользой и удовлетворением. Что касается молитв о работе, то лучше это все оставить. Бог знает, в чем Вы имеете нужду. Для Него неважно, о чем Вы молитесь, а важно как Вы молитесь. Ваше желание найти работу стало превращаться в некую страсть, замещать собою цель и смысл жизни. А Бог не исполняет тех прошений, которые продиктованы страстью. Молиться можно и о работе, но сдержанно, без терзаний: Господи, Ты знаешь, в чем я имею нужду, прежде моего прошения к Тебе. Если возможно, исполни прошение мое о хорошей и любимой работе. Но пусть не моя воля, а Твоя да будет. Не вмени мне во грех неразумной молитвы моей, и помилуй меня.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Подскажите, где взять силы, чтобы пережить все испытания? Меня сокращают на работе, проблемы с покупкой квартиры, в личной жизни не везет. Хожу в церковь и молюсь. Но почему-то не все напрасно. Уже опускаются руки. Верю, что все будет хорошо, но пока ничего хорошего не случается. Заранее спасибо за ответ!

Анна

Анна, когда не хватает на что-то сил в духовной жизни, вспомните о своих грехах – их у нас тысячи. Это очень помогает поставить наш разгорячившийся ум на место и не роптать, не быть нетерпеливыми.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, я долго не могу найти работу, уже отчаялась, каким святым лучше молиться по этому поводу? Жить не хочется, еще все знакомые и родня осуждают, будто я специально сижу, говорят, если бы я в СССР жила, то за это в тюрьму бы сажали. Я не знаю, что тогда было, но сейчас работодатели большие требования предъявляют.

Екатерина

Екатерина, сейчас время сложное: профсоюзов дееспособных нет, дикий капитализм на дворе. Но Вы живете в Москве, и трудно поверить в отсутствии там работы. Вы ни слова не сказали ни о своей профессии, ни об образовании, ни о своих амбициях. Трудно понять, в чем причина Ваших неудач с трудоустройством. Молиться, разумеется, надо, но разумно. Возможно, что причина находится внутри Вас: может быть, надо менять профессию, надо переучиваться и т. д. Подумайте! Почитайте акафист св. Николаю Чудотворцу. Пусть вразумит и наставит.

протоиерей Максим Хижий

Добрый день! Потеряла работу по своей вине. Ничего уже не изменить. Мучает что-то внутри, что неправильно поступила. Исповедовалась, но ни работы, ни спокойствия в душе. Знаю, что все по воле Божьей. Но ведь это из-за моей воли так случилось. Помолитесь за меня, пожалуйста.

Оксана

Здравствуйте, Оксана. Не терзайтесь потерей работы. Вы не руку потеряли. Все Ваше при Вас. А то, что можно потерять, никогда Вашим не было. Ищите прежде Царства Божия, и работа приложится. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. Грешно ли жить в браке, но откладывать рождение ребенка из-за того, что у меня проблемы с работой и мне нужно искать стабильную работу, или в первую очередь нужно думать о рождении ребенка, а об отсутствии работы не сильно беспокоиться? Беременностей никогда не было.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Дети – это благословение Божие. Не сомневайтесь, что даровав дитя, Бог подаст и все необходимое для него. А работа – это второстепенное.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Помогите советом. С мужем венчаны, но прошла уже, кажется, любовь. Постоянно ругаемся, не понимаем друг друга. Муж мне совсем не помогает с двумя детьми, ни морально, ни материально. За 10 лет ни разу не принес зарплату. У него нет постоянной работы, нигде не держится и месяца, и уходит, не получив расчета. Вот так я живу. Слава Богу, помогает мама (практически сидим у нее на шее), а то бы с ним пошла по миру с протянутой рукой. У меня нет к нему ни грамма уважения и нет ему веры никакой. Он мне постоянно врет во всем. Он вообще по натуре очень лживый человек. Я его сначала очень сильно любила, но потом сплошные разочарования, и теперь кажется, что уже просто ненавижу. У него очень много пороков. Он выпивает, и довольно часто. Как он мне противен, когда пьяный, не передать словами (как будто не он рядом, а бес). Пьяным может мне изменить, может, и изменял. Я говорю - надо, пока не поздно, каяться в грехах - но он не хочет, говорит, все грешные. Я готова ему все простить, если бы он приносил домой немного хотя бы денег, чтобы обеспечивать детей. А он говорит, что мне от него только и деньги-то нужны. Хотя мне не давал ни копейки, он если и получал, все пропивал. Батюшка, подскажите что делать, как жить с таким человеком, ведь я его не уважаю совсем и не верю ему ни в чем. Спасибо!

Лилия

Лилия, когда Вы выходили замуж, Вы не видели его недостатков и пороков? А если видели, почему не задумались? Что заставило Вас совершить такой опрометчивый поступок? Надо делать работу над ошибками. Подумайте, напишите об этом. Отсылаю Вас в мой ЖЖ: http://clerical-x.livejournal.com/. Найдите там материал «Раба любви» - о психологической зависимости от отношений. Читайте Евангелие внимательно, идите на исповедь в храм. И следите за рубрикой «Моя крепость» на нашем сайте.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Я бы хотела спросить вот о чем. Нашей семье 3 года. Маленький ребенок. Так вот, вопрос насчет мужа. Думаю, что только Вы что-то сможете посоветовать. Очень надеюсь. Мужу уже много лет не везет с работой. Он и в церковь ходит, и молится, и я (жена) молюсь дома за него св. Спиридону Тримифунтскому (т. к. с ребенком нет возможности в церкви быть на службе). Он у меня и добрый, и отзывчивый, не пьет, не курит, хорошо воспитан - вроде, неплохой человек во всех отношениях, не только по отношению к семье, но и к окружающим. А как на работу - так со cтороны можно сказать, как будто проклял кто: берут на работу - про все обманывают (про график работы, про заработную плату, которая оказывается раза в 2-3 ниже. И так уже лет 10 меняет работы. Работодатели на это косо смотрят. А ведь хочется найти работу, чтобы у родителей не просить помощи, чтобы мог семью содержать. И вот он теперь и нервный на этой почве стал, психованный, я бы сказала. Сказал, что в церковь не будет ходить, что Бог его, видимо, очень не любит и не слышит. Как я могу помочь, что мне сделать? Вот все время у него растрата денег - даже машину на последние собранные (свадебные) деньги купили - так подсунули всю ломаную, в 2 раза с завышенной ценой. А ведь он ходил и в церкви у батюшки просил несколько раз и благословение на работу, и на покупку машины. И на исповеди ходил. Как в такой ситуации правильно себя вести, как ему помочь? Да и подруга перед рождением нашего ребенка (на работе познакомились) появилась - так он с ней часами разговаривает, советуется. Она на психолога училась, но не доучилась, и к тому же у неё ЭКСТРАСЕНСОРНЫЕ способности. Он было, да и сейчас, хоть и реже, спрашивает, что она чувствует и видит на счет него. Как мне на это реагировать? Заранее спасибо за совет.

Елена

Дорогая Елена, кроме благословения на покупку неплохо бы еще и разбираться в предмете покупки, или иметь на такой случай специалиста по автомобилям. Тогда цена будет настоящей, и поломки прогнозируемы. В случае с машиной не на Бога надо обижаться. При приеме на работу заключается договор, где оговаривается оплата. За этим, кроме кандидата на должность, следить никто не будет. Ждать от Бога только успешного земного устроения большая ошибка; начинать надо не с земного. "Ищите прежде Царствия Божия, и это все приложится вам", - прямо показывает нам Господь приоритеты (От Луки 12:31). Когда при неправильных посылках человек сталкивается с проблемами земного плана, вполне объясним разворот от Бога в сторону обещающих помочь именно с земным "экстрасенсов". За это, правда, расплачиваться придется вечной участью души, но об этом они не предупредят. Поговорка "На Бога надейся, а сам не плошай" не противопоставляет надежду на помощь Господа трудам человека, а учит соединять молитву Богу и наши усилия. Попытка же "устроиться" в этой жизни с помощью "экстрасенсорики", "ворожей" и подобных деятелей лишит человека и его близких той Божественной помощи, которую он не замечает. Соответственно, так и следует относиться к "подруге с работы". Вы правильно делаете, что молитесь о муже. Оказывайте ему поддержку, чтобы он чувствовал, что семья - с ним. Да, сейчас трудно. Слава Богу, родители могут помочь. А работу он найдет. Будет искать, и найдет. Вы в него верите. Все образуется, не надо сдаваться. Вот это он должен от Вас чувствовать. Даже если его вера поколебалась, Ваша молитва будет от лица семьи возноситься к Господу. Да поможет Он вашему семейству!

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Три года назад я потерял работу. Знакомые посоветовали сходить к экстрасенсу. Так как я был в отчаянии, то пошел. Там мне продали амулет. Пятиконечную звезду в круге, и сказали, что он поможет. Я даже год его носил на шее вместе с крестиком, но потом что-то подсказало мне, что это не правильно. Нельзя уповать на колдовские амулеты, и тем более, носить его вместе с нательным крестом. Я его снял и не ношу. Но у меня возник вопрос: что теперь с этим амулетом делать? Просто выкинуть? Или переплавить (он из золота)? Или еще что-то? Подскажите, пожалуйста! Заранее спасибо.

Дмитрий

Дмитрий, прежде всего, сделать выводы и в оккультизм больше не лезть. Изучайте веру! Молитесь в храме. С амулетом можно поступить по-библейски: отдать ее в ювелирную мастерскую на переплавку, а вырученные деньги от этого пожертвовать в свой храм. Израильтяне примерно так поступали с золотом язычников.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, здравствуйте. Я хотела попросить у Вас совета, кому молиться в моем случае. Мы с мужем остались без работы, при этом мы проработали в китайской фирме, он 12, а я почти 8 лет. Мы с мужем переживаем, обидно конечно, что они не ценят человеческие отношения. Помогите, батюшка.

ария

Обычно о поиске работы молятся святому мученику Трифону. А о старой работе не переживайте, значит, Вас ждет новая работа, на которой Вы сможете сделать больше, чем на прежней.

диакон Илья Кокин

В течение трех лет у меня по очереди умерли родители, сестра, потом развелись с мужем, сейчас сократили мою должность (служила в правоохранительных органах, до пенсии оставалось 6 лет), на руках двое детей. Все скорби - за грехи мои, все - по промыслу Божию, но как не помрачиться умом от малодушия, как не впасть в отчаяние? С детьми стараемся жить духовной жизнью: молимся, читаем, по воскресеньям и праздникам в храм, панихиды по родителям с ними стоим, на могилах цветы сажаем, к таинствам приступаем, посты, правда, только я соблюдаю (дети причащаются строго натощак - 3-х и 7-ми лет), акафисты читаю, в паломнические поездки (не очень далеко) с детьми ездим.

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Отчаяние от скорбей происходит только по причине неприятия их, а неприятие, в свою очередь - от привязанности к миру со всеми его «благами». Заставьте себя благодарить Бога именно за то, что с Вами происходит. Поверьте, ничто не бывает бессмысленно. Если Вам попущены скорби, значит, они, во-первых, необходимы, во-вторых, посильны. Ибо, сначала Бог дает благодать, а уже потом искушения. Старайтесь иметь молитвенный помысел в уме всегда: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня». Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, что нужно сделать, чтобы поставить моего мужа на путь истинный, чтобы у него появилось желание работать и что бы он перестал врать?

Ирина

Ирина, как говорил преподобный Серафим Саровский, «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». В первую очередь, нам самим нужно жить достойно и исполнять Заповеди Божии. За мужа нужно молиться. Когда мы сами не можем что то сделать, то обращаемся к Тому, кто может сделать все - к Богу.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, как правильно поступить, по-христиански. Брак венчаный, живем 6 лет. Господь сначало деток не давал, теперь догадываюсь, почему. Как только я забеременела, и до сих пор, - не жизнь, а каторга. Мой муж не хочет работать. Постоянно в запоях, пропивает все деньги, какие найдет, вынес все золото. Не дает нам с ребенком спать ночами, то бутылку требует, то деньги. Когда выпьет, агрессивен. Ненавидит моих родственников, кидался на мою мать и на отца пьяный. Он мне изменяет, я это точно знаю. Хочу с ним развестись, сил уже нет, даже проблемы со здоровьем на нервной почве. Но дело в том, что он угрожает украсть ребенка. И, судя по его характеру, я склонна верить, что он может это сделать. Я за ребенка очень боюсь, он же пьяный его и покалечить может. Ребенку года нет. Что мне делать, чтобы эта ситуация как-то разрешилась - выгонять его? .

Алена

В такой ситуации надо выбирать "меньшее зло". Разводитесь. А если будет угрожать, обратитесь в полицию.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, здравствуйте! Меня зовут Марина. Мне 26 лет. Помогите мне советом. Дело в том, что я не могу нигде работать, везде у меня не получается, то что-то забуду, все валится из рук. Сейчас я устроилась на предприятие, я молилась Боженьке, чтобы я смогла там работать, но сталкиваюсь с такими проблемами, прессингом среди других людей, которые осуждающе смотрят на меня. То я краску разолью, все косо смотрят и смеются, то что-то не так делаю... Работаю я там месяц, все говорят, что это очень много, чтобы освоить работу, но у меня никак не получается. И так везде, в магазине я тоже не смогу, будет недостача или еще, что-то. Я некоторое время сидела дома без работы, живу с родителями, мне их очень жалко, что у них такая дочь, которая их позорит, так как папа работает на том же заводе, что и я, и его очень уважают все. Я знаю, что Господь каждого человека наделяет способностями, у меня они тоже есть, безусловно, но эти способности никак не помогают мне в работе. Я стараюсь, я делаю все возможное, терплю физическую боль, ведь у меня отекают руки, но теряюсь и забываю все. У меня такое ощущение, что Господь не позволяет мне работать, не благословляет меня на это. Но жизнь очень тяжелая и надо на что-то жить. Я не замужем, поэтому должна сама себя содержать. Помогите мне советом, просто я на грани отчаянья, знаю, что это грех, верю и надеюсь на помощь Божию.

Марина

Ничего, Марина, даже Москва, говорят, не сразу строилась. Вот и Вы – потихоньку втянитесь, освоите, все у Вас будет получаться. Только не опускайте руки и как раз не отчаивайтесь, не будьте такой малодушной и нетерпеливой. Понастойчивее! Все получится! Но на все надо время – и это совершенно нормально. Да и на смеющихся не обращайте внимания – люди всегда над кем-то смеются. Посмотрим, будут ли они смеяться, когда поймут, что Вы работаете лучше них!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий. Образование у меня средне-профессиональное, я специалист туристических услуг. Сейчас безработный, но продолжаю заочно учиться в Восточно-Сибирском Институте Туризма города Красноярска. Вуз имеет связи с работодателем. Заявление подавал на трудовую практику от института, прошло время, но ответа нет. Хочу задать вопрос священнослужителям: кроме ежедневных утренних и вечерних молитв, есть ли в Православной Церкви специальные молитвы о ниспослании работы?

Дмитрий

Дмитрий, какой-то особой молитвы в наших старинных церковных книгах не значится, но это совсем не мешает Вам своими словами, как Вы чувствуете и сами хотите, попросить Бога о даровании Вам работы. Существуют тысячи случаев в жизни, когда хочется помолиться и попросить Бога, но составлять молитвы на каждый случай нет никакого смысла, ведь христианство – это свобода, человек должен сам чувствовать присутствие Бога и просить Его, как Отца. А еще лучше, если бы Ваши молитвы звучали вместе с молитвой церковной – если бы Вы подали записку на молебен в храме, чтобы и священники вместе с Вами попросили Бога о Вашем деле.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Такой вопрос... Всегда была верующей, молилась по утрам, иногда ходила в церковь, все было хорошо. Сейчас переехала к верующим родственникам, они больше рассказывают о вере и церкви, и я стала читать их книги (жития святых), ощущение большей веры (если так можно сказать) пришло, купила несколько икон, молюсь по утрам Господу, Матронушке, но вот парадокс. У меня ничего в делах не получается. Уже два месяца не берут на работу, даже туда, где, казалось бы, должны были взять "с руками и ногами", а это основное, что мне сейчас нужно, чтобы съехать на отдельную квартиру. Обострились всякие болячки... Почему? Не связано ли все это между собой? Спасибо!

Екатерина

Катерина, Бог временами посылает нам испытания в жизни. Нужно твердо верить, что ничего в нашей жизни не происходит без воли Божией. Если Вас не берут на работу, значит, это не Ваше место. Господь Вам даст лучше, только нужно немного потерпеть и подождать. Не всегда Бог делает так, как нам хочется. Вы молитесь и не отчаиваетесь, и в свое время Господь Вам даст хорошую работу. Бог есть любовь, и знает все Ваши проблемы и желания. Бог хочет Вас научить молиться, переносить жизненные тяготы и тем самым укрепляет Вас духовно, закаляет Вас. Работу Вам найти - для Бога не проблема. Все будет! Главное - молитесь.

иеромонах Викторин (Асеев)

В прошлых беседах игумен Нектарий (Морозов) говорил о послушании между родителями и детьми, между супругами, а сегодня предлагаем вашему вниманию его рассуждения о том, каким должно быть послушание со стороны подчиненного по отношению к начальнику.

Терпеть, любить, молиться

Приступая к этой теме, необходимо сначала ответить на вопрос: каково должно быть в принципе отношение христианина к своему начальнику?

Если говорить в общем и целом, то, безусловно, верующий человек должен воспринимать начальника как того, кому он подчинен, к кому он должен относиться с уважением и кого должен стараться, насколько это возможно, слушаться. А в идеале – любить его и за него молиться. При этом взаимоотношения с руководителем могут строиться по-разному, потому что начальники бывают всякие. Иногда это человек, преисполненный чувства ответственности, понимающий, что люди, которые ему подчиняются, так или иначе находятся на его попечении, ответственно относящийся к результатам совместной работы – своей и своего коллектива. А иногда начальник может оказаться человеком случайным, безответственным, более того – постоянно наносящим вред той работе, которую подначальная ему структура должна выполнять. И в этом случае христианину потребуется еще и терпение начальника, и несение этого как некоего креста.

Каков бы ни был начальник, за него надо молиться

Одно дело – когда требования руководителя обусловлены здравым смыслом, другое дело – когда ты видишь, что его задание – профессиональная ошибка и выполнение его приведет к плохим последствиям. Еще хуже, если ты понимаешь, что, когда ты точно и добросовестно выполнишь задание, которое тебе дается, и последствия будут плохие, в этом будешь обвинен ты, а он даже не заступится перед работодателем.

Разум и совесть

Правильно ли для христианина будет в случае каких-то грубых ошибок, наносящих урон и общему делу, и сотрудникам, или злонамеренных действий сообщить о них вышестоящему начальству? Как ни странно – опять-таки в зависимости от ситуации. Если мы понимаем, что действия нашего начальника причиняют вред конкретно нам и вред этот, скажем так, умеренный, то есть не сопряженный с опасностью для жизни, здоровья и целостности личности, то лучше потерпеть и уступить. Если же мы понимаем, что недочеты и недостатки в работе нашего руководителя могут представлять угрозу для нас и других людей, вообще носят характер преступный, то, безусловно, здесь, скорее всего, нам придется об этом извещать вышестоящее начальство. Но опять же, только в том случае, если это, по здравому нашему рассуждению, даст результат, ведь руководитель может оказаться только лишь частью единой системы, против которой бороться или бессмысленно, или даже опасно. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда наша христианская совесть требует тех или иных поступков вне зависимости от того, каковы будут их последствия.

При этом всегда нужно отдавать себе отчет, чего же ты на самом деле хочешь добиться, рассказывая кому-то об ошибках или неверных действиях своего начальника: ты действительно желаешь улучшения работы твоего коллектива или просто стараешься подсидеть начальника и занять его место? Кроме того, если руководитель совершает какие-то ошибки, но он хороший человек и хорошо относится к своим подначальным, заботится о них – тогда заявлять кому-то о том, что он не соответствует занимаемой должности, скорее всего, будет тоже непорядочно. Тут на все случаи один ответ не дашь.

«Я несчастный человек, мне никто не говорит о моих ошибках»

Более, наверное, распространенная ситуация, когда мнения подчиненного и руководителя о том, каким образом нужно реализовывать ту или иную работу, не совпадают. Может быть так, что подчиненный, как человек, практически реализующий конкретное задание, проект, будет обладать бо льшими знаниями и у них с начальником возникнет по этому поводу какая-то полемика. Вот тут у христианина может возникнуть вопрос: а не должен ли я просто сделать, как мне сказал начальник, ни о чем не полемизируя, даже не заявляя о том, что у меня другая точка зрения, ничего не доказывая и ничего не отстаивая? На мой взгляд, это совершенно неправильно. Почему?

Я помню, мне когда-то давным-давно попалась книга одного известнейшего японского бизнесмена. Это был создатель огромной корпорации, которая занималась производством всевозможной электротехники. Он, будучи уже в преклонных летах, как-то раз собрал совет директоров, каких-то старших сотрудников корпорации и сказал: «Вы знаете, я несчастный человек, потому что, когда я в чем-то ошибаюсь и делаю что-то не так, никто не поправляет меня и мои ошибки совершаются беспрепятственно. Это очень тяжело и страшно, я нуждаюсь в том, чтобы мне о моих ошибках и глупостях говорили».

Я тоже считаю, что хорошо, когда подчиненный уведомляет своего руководителя о том, к чему те или иные действия могут привести, говорит о своем несогласии. Просто это не должно превращаться в ожесточенную борьбу, в спор, не должно переходить в плоскость личных отношений.

Но при этом еще нужно понимать, что порой может страдать одно конкретное дело, однако весь процесс в целом будет от этого выигрывать. Руководитель – это человек, который должен заботится не об одном, а обо всех направлениях деятельности подначальной ему структуры. А каждый из исполнителей чаще всего думает непосредственно о том участке работы, который поручен ему, и не видит всей совокупности. Но, безусловно, очень разумно поступает руководитель, который это объясняет своему подчиненному, избавляя его, таким образом, от мучений по поводу мнимой неразумности решений.

Конечно, бывают такие начальники, которые совершенно не хотят слушать никакой критики. В этом случае очень много значит опыт. Если человек знает, что раз за разом, говоря о должном и о том, как избегнуть недолжного, он натыкается только лишь на обиду и гнев и никакого положительного результата такие разговоры не приносят, тогда смысла в них, конечно, нет. И это тоже надо вовремя понять и принять или менять работу – иногда это будет единственным выходом.

Обозначить границы

Отношения между подчиненным и его начальником в общем-то четко регламентированы, но зачастую эта модель отношений выходит за рамки только лишь рабочих, когда начальник требует послушания уже там, где не имеет права. Если мы видим, что руководитель покушается на наше личное время, силы, которые должны отдаваться семье, на здоровье, еще на что-то, то, наверное, нужно все-таки определенную границу устанавливать, потому что иначе наступит такой момент, когда человек надорвется и не сможет дальше даже обычную свою работу выполнять. Здесь необходимо бывает проявить и твердость, и в то же время деликатность. И, опять же, неконфликтность. А руководитель, безусловно, должен понимать, что его сотрудники – это живые люди, со своими обстоятельствами, жизненными интересами, проблемами, и он не имеет права отнимать у них то время и те силы, которые предназначены для их личной, семейной или общественной жизни, для отдыха или хобби.

Если начальник призывает принять участие в хищении или явном криминале, о послушании не может быть и речи

Бывают ситуации, когда начальник призывает принять участие в каком-то хищении или покрыть его или пойти на какие-то иные действия явно криминального характера. Идти на это ни в коем случае не нужно, причем не только с христианской точки зрения, но и с точки зрения здравого смысла: слишком велика вероятность, что ты окажешься тем единственным человеком, который будет за всё это отвечать. Если же речь идет о каких-то небольших, скажем так, частных нарушениях, на которые руководитель идет для того, чтобы сохранить коллектив или предприятие, которое он возглавляет, то тут мне трудно какой-то один рецепт предложить, потому что очень разные бывают рабочие ситуации, и, сказав что-то общее, я окажусь в чем-то и не прав, и не искренен.

Порой начальники морально подавляют своих подчиненных, при этом любая попытка отстоять свое достоинство обращается в угрозу увольнения с испорченной репутацией. Как вести себя, чтобы не противоречить Евангелию?

Если для начальника хамство, крик, ругань, нецензурная брань – норма общения с подчиненными, то, естественно, лучше от него уходить. Если нет возможности найти другую работу или эта работа важна и дорога для тебя, то здесь, наверное, нужно понять, что достоинство в принципе нельзя утратить: оно у тебя либо есть, либо его нет. И когда тебя оскорбляют, то это не значит, что ты сам по себе как-то от этого становишься хуже, слабее. И тогда эту ругань вполне можно потерпеть без урона для своего собственного достоинства, но в то же время с большим уроном для своего самолюбия, с которым нам, христианам, очень важно бороться. То есть всю эту неприятную ситуацию можно обратить себе на пользу. И морально подавляться совершенно не обязательно. Вот это – немощь конкретного человека, его слабость, и всё.

Но если мы видим, как на наших глазах унижают другого человека и он близок к тому, чтобы сломаться, или кого-то несправедливо в чем-либо обвиняют, гонят, притесняют, даже, может быть, преследуют в юридическом отношении, то, конечно, наш христианский долг – вступиться за него. Но, опять же, успешность тех или иных поступков зависит от того, насколько они обдуманны. Поэтому нужно не очертя голову бросаться на борьбу со всем дурным во имя всего доброго, а думать, что конкретно в этой ситуации мы можем сделать.

Иногда, правда, бывает, что реально ничего нельзя сделать, но важно просто возвысить свой голос для того, чтобы человек, с которым происходит какая-то беда, понимал, что он не одинок и что есть люди, которые внимательны по отношению к своей . Это важно еще и потому, что тебе самому необходимо знать, что ты – не бесчестный человек и что если бы при тебе происходило предание на суд Христа и Его распятие, то ты бы не кричал: «Распни, распни Его!» Или не находился бы в этой толпе с полным одобрением всего происходящего.

В поте лица твоего будешь есть хлеб , - сказал Бог Адаму (Быт. 3 , 19). Закрылись врата рая, и с той минуты падший человек должен трудиться, чтобы жить. Работа, то есть трудовая деятельность ради куска хлеба, а также ради реализации личных способностей, наконец, ради блага общества и страны, - огромная и практически неотъемлемая часть жизни большинства наших православных прихожан. Но какой же она бывает разной!

Далеко не каждый из нас может сказать, что работа, которой он занят, ему по душе, что он нашел в ней себя и не хотел бы для себя никакого иного места под солнцем. Не всякая работа интересна, не от каждой можно получить то, что принято называть моральным удовлетворением. Но можно ли считать часы, проведенные на работе, временем мертвым, вычеркнутым из настоящей, живой жизни? Пожалуй, их для этого слишком много - рабочих часов; слишком большую долю отпущенного нам на земле срока они составляют. Они тоже наша жизнь - часы, проведенные на «неинтересной», скучной, нерадостной работе; значит, они должны служить нашему духовному обучению, росту и спасению души. Но как этого достичь?

Предположим, чего-то достичь удается: рабочий день, казавшийся духовно бессмысленным, обретает смысл. Однако если человек не лишен способностей - а способностей, тех или иных, на самом деле никто из нас не лишен, - перед ним с неизбежностью встает проблема их реализации, иначе говоря, востребованности его талантов и знаний обществом. Иногда эта проблема становится трагедией: человек либо винит в своей нереализованности других - близких, окружающих, сослуживцев, начальников, «эту страну», - либо впадает в бесплодное самобичевание: я плохой, я слабый, я никуда не гожусь. Другая, «позитивная» крайность - человек трудится и растет, он достаточно уверен в себе и хочет состояться; но забывает, что успех - в искусстве ли, в науке, на государственной службе - он все же не самоцель, он хорош только тогда, когда служит чему-то высшему и непреходящему; а эгоистический карьеризм - тоже дорога в тупик, хотя это и не сразу и не всеми осознается.

Бывает и так: человек не эгоистичен, он хочет и может творить добро и у него есть возможность работать - много, интересно, творчески, помогая людям, даже спасая их. Есть при этом и проблемы, и огорчения, конечно, - без них на этом свете не бывает, - но кислорода, по крайней мере, никто не перекрыл: трудись, приноси плоды. А человек вдруг понимает, что трудиться ему не хочется; что интерес к делу он утратил; что людей, нуждающихся в нем, ему уже не жалко и никакие плоды его не радуют. Почему? Переутомился? Он берет отпуск, отдыхает, но, вернувшись на работу, убеждается: это никуда не ушло… В чем причина? Кстати, об усталости, утомлении: что с ним делать? Это только психологическая проблема или и духовная тоже?

Едва ли не самая больная из проблем, которые мы намерены обсудить, - соответствие всего того, что приходится делать на работе, христианским убеждениям. Мы не говорим сейчас о преступных «профессиях», разумеется, о заведомо незаконной деятельности; но в том-то и беда нашей жизни, что размыты границы, сбиты колышки, само понятие честности унижено, осмеяно, воспринимается как некое юродство. Что делать преподавателю вуза, которого принуждают ставить зачет за зачетом юноше, не знакомому даже с азами преподаваемого предмета, только потому, что он сын главного спонсора показушных вузовских мероприятий? А журналисту, от которого требуют - срочно в номер! - интервью родителей только что убитой маньяком девушки? Как быть следователю, которому велено сочинить абсолютно незаконное постановление о прекращении уголовного дела?.. Не всякий человек найдет в себе силы сказать «нет», рискнув (а то и прямо пожертвовав) рабочим местом, карьерой, профессиональным будущим… возможностью кормить своих детей, в конце концов. Да и просто моральную ответственность за эти действия возьмет на себя далеко не всякий, многие успокоят себя формулой: «А я что, я человек подневольный». Но вряд ли это можно будет повторить на Страшном Суде…

Еще одна ситуация: человек зарабатывает себе на хлеб, не принося при этом вроде бы никому никакого зла. Он просто развлекает людей, желающих развлечься, занимает тех, кому нечем, оказывается, занять ум. Он делает это неплохо, с выдумкой, или, как принято нынче говорить, креативно. Ну что тут такого, казалось бы? Спрос породил предложение, только и всего. Но откуда в человеке - не во всяком, конечно, а в том, кто обратился-таки душою к Богу, ощутил в себе христианскую совесть и то, что называется духом, - постоянная боль, дискомфорт, чувство стыда, раздвоенности, а иногда просто духовной разоренности, разрушенности? Впрочем, это со многими видами деятельности может быть связано… В каких случаях священник советует прихожанину сменить работу? Какую работу можно назвать душевредной?

Есть профессии, к которым легко применимо высокое слово «служение». Профессия врача, скажем, учителя, воина, который по определению не работает, а служит; в идеале - полицейского, прокурора, судьи; и священника, конечно, если мы не побоимся применить слово «профессия» и к священнику тоже. Ну а если человек работает каким-нибудь бухгалтером в частной фирме, кассиром в магазине, официантом в кафе - какое тут служение… Или для христианина служением становится любая работа? Если да, то каким образом?

Обо всем этом мы и постараемся поговорить.

Не за страх, а за совесть

О проблемах, которые могут возникнуть у прихожанина, у православного христианина в связи с его работой, о том, как сочетается трудовая деятельность с духовной жизнью, мы беседуем с протоиереем Сергием Ксенофонтовым - клириком Духосошественского кафедрального собора в Саратове.

Отец Сергий, а приходится Вам сталкиваться с такими ситуациями, когда работа составляет для прихожанина духовную проблему?

Проблемы в связи с работой у прихожан возникают, это неизбежно. Наша трудовая деятельность приходится именно на тот возраст, на ту жизненную пору, когда мы максимально готовы к духовному развитию. Мы вышли из детства и юности, вступили в эпоху зрелости. А окончание нашей трудовой деятельности предваряет старость, завершение жизненного пути. Старость - это итог жизни, ее оценка, время мудрости… или время разочарования. Старость проверит, что мы сумели наработать, скопить для себя за нашу жизнь и какую «пенсию» (в духовном смысле) мы будем теперь от этого получать.

Таким образом, трудоспособный возраст - это то самое время, которое господин дал своим рабам на приумножение талантов (см.: Мф. 25 , 14–30), а значит - оно должно стать временем напряженной духовной жизни. Но именно в это время от нас требуется напряжение и в труде. И эти два требования к нам, эти два напряжения часто вступают в противоречие - вот здесь-то и начинаются у нас проблемы. Нам тяжело, мы устаем. Создавая материальную основу своей жизни, мы не успеваем осмыслить ее духовно, задуматься о том, что в нашей трудовой деятельности правильно, а что нет. Когда останавливаемся, вырываемся на минуту из рабочей суеты - пытаемся осмыслить: вот, я работаю, я делаю то, что необходимо, для моих близких, для семьи, а где же моя духовная жизнь? Ее как бы и нет. Нам приходится признать, что большую часть своей жизни мы отдаем гонке и суете. В лучшем случае - пытаемся какую-то часть от этой жизни отчленить и отдать ее исключительно духовному развитию. Но тогда возникает вопрос: а что же остальное наше время, оно бездуховно? Оно духовно мертво?

- Невозможно ведь верить в Бога с семи вечера до восьми утра, а остальное время жить так, как будто Его нет…

Невозможно, но иной человек бессознательно пытается сделать именно это. Он пытается жить жизнью духовной, молится, ходит в храм, но, не любя свою работу, воспринимает ее как чуждую часть своей жизни, как время духовно мертвое. Он только и ждет, когда рабочий день окончится и можно будет опять обратиться к предметам духовным. Когда мы пытаемся так жить, сатана смеется над нами. Он ворует наше время - часы, проведенные на работе. Даже не ворует - мы сами их ему отдаем, ведь ничего он у нас не может взять, если мы не отдаем ему сами.

Что происходит? Время жизни человека, время, данное ему Богом, не одухотворяется, и человек в этом времени задыхается. А та часть жизни, которую он пытается посвятить духовным вещам, не становится полноценной, потому что это - цепь с отсутствующими звеньями. Мы, может быть, и работали над собой духовно, соединяли звено за звеном, но вот пришло время идти на работу - и мы вольно или невольно размыкаем цепь. На работе мы позволяем себе внутренне вести себя так, как не позволили бы в иное время. Мы раздваиваемся: я на работе - это одно, я в храме - совсем другое. Раздвоение приводит к лицемерию, которое, по сути, есть лжезвено той самой разомкнутой цепи нашей духовной жизни. Человек как бы говорит себе: ну что ж, я могу быть и таким, и эдаким. А там, где раздвоенность, - там сатана, безусловно, будет раздражать ту сторону, ту половинку человека, которая доступна ему. И эта половинка будет поглощать, съедать другую, ту, которую мы пытаемся оставить, сохранить духовной. И рано или поздно наша слабость истощит ту силу, которую мы успели накопить. Потому что нельзя служить двум господам (см.: Мф. 6 , 24).

Боюсь, что в моей жизни был период такой раздвоенности - хотя и не в худшем на фоне иных варианте: как журналист, я, по крайней мере, никогда не продавалась, не писала лжи за деньги, это уже хорошо. Но я помню, какие это были трудные минуты - когда после рабочего дня ты оказываешься перед своими домашними иконами… И понимаешь, что там, на работе - одно, здесь, перед взорами Спаса и Богоматери - другое, а где же я сама? Где я живу - и там, и там? Это постоянное смущение, доходящее до чувства какой-то абсурдности, нелепости собственной жизни.

Это постоянный стыд. Вы знаете, почему иногда люди, которые каждый день встречаются на работе, стараются не встречаться в храме? Даже меняют приход - только потому, что в этот храм ходит кто-то еще с их работы. Потому что там, на работе, они другие! И то, что они ходят в церковь, на работе ими подсознательно воспринимается как некое постыдное действие. А здесь, в церкви, стыдно, потому что пришел человек, который знает тебя другим. Тому, кто пытается служить двум господам, стыдно перед обоими!

- Что же нужно сделать, чтобы рабочее время не было мертвым и чтобы не было раздвоенности, лицемерия?

Здесь важно осознать, что главное, а что неглавное, расставить приоритеты. Как сказал Господь: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6 , 21). Где же наше сокровище, что есть цель всей нашей жизни? Если человек видит свою цель в Царстве Божием - тогда он знает, куда идти. И начинает потихоньку, как скульптор, отсекать лишнее. Лишнюю суету, лишнюю озабоченность, напряжение, страх не успеть и не справиться и т. д. Это совсем не значит, что не нужно быть усердным на работе, напротив. Усердие в повседневных делах, даже маленьких, может и должно быть замешано на духовном понимании пользы. А польза для души может быть только тогда, когда ты жертвенно служишь ближнему и через него - Богу. Наше рабочее время может быть одухотворено, в первую очередь - жертвенностью.

- Усталость, вымотанность работой - она ведь еще о жертвенности не говорит?

Иногда бывает так, что человек не может осознать, жертвенно он действует или нет, настолько измучила его суета. Тогда работа превращается в сплошную тяготу. И он уже не видит в ней никакого смысла. Но когда человек является верным, верующим, воцерковленным, когда у него есть какой-то духовный опыт, какая-то молитвенная практика - тогда вопроса о смысле работы, о том, есть ли в ней жертвенность, являет ли она собою служение ближним, - не возникает. А если возникает, верующий всегда может найти ответ в своей личной духовной жизни. И в жизни других, уже прошедших по этому пути. И у святых, опыт которых отразится, найдет какой-то отклик в его личном опыте, и он поймет: мысли о бессмысленности - искушение; работа - не бессмысленное изматывание, а подвиг, к которому его Бог призвал.

- Но на любой ли работе «есть место подвигу»?

Место жертвенности, место служению Богу есть везде, где бы человек ни работал, даже если он сидит в закрытом кабинете и вообще людей не видит, только документы - на получение кредитов, например. Четкое понимание того, что от этих кредитов зависят судьбы людей, осознание своей ответственности - это и есть подвиг и жертвенное служение.

Полагаю, что христианин на любой работе должен быть добросовестным, ответственным, честным, соблюдать договоренности между ним и работодателем. Это должно быть нравственной, духовной необходимостью. Так?

Есть такая поговорка: не за страх, а за совесть. В России отношения между хозяином и работником издавна строились не только на договорных началах, но и на началах совести. Один из признаков того, что ты служишь жертвенно, с прощением и совестью, осознанием долга, даже если работа у тебя нудная, тяжелая, нетворческая, - то, что у тебя возникают с твоим хозяином-работодателем и с твоими товарищами по работе личные отношения. Мы видим это в житиях русских святых: святой праведный Иоанн Русский, находясь в рабстве, в жестоком плену, своим добросовестным и усердным трудом заставляет хозяина переменить к нему отношение, увидеть в нем человека, а не просто раба, проникнуться ко вчерашнему рабу уважением.

На Руси было принято, чтоб хозяин или, скажем, начальник день своих именин посвящал подчиненным: накрывал для них стол, дарил им подарки - не они ему, заметьте, а он им. Это была своего рода семейственность, традиционная, свойственная русскому сознанию, выходящая за стены дома и распространяющаяся на все государство: царь - отец, мы все - его дети, день его именин (тезоименитство) - всенародный праздник. А семейственность есть одно из высших проявлений той жертвенности, о которой мы с вами говорим: в семье человек не может жить лишь ради себя. Семья по определению - сообщество людей, живущих друг для друга.

Достаточно вспомнить такого известного мецената и благотворителя, как Савва Морозов: его отношение к рабочим было истинно христианским и отеческим. Он ведь организовал для них и систему страховки, и льготное кредитование, и все то, что мы теперь называем социальными гарантиями. Он не получал с этого прибыли. Но, как ни странно, такое вот христианское ведение дел - оно выгодно в конечном итоге.

Сегодня это пытаются заменить суррогатами - корпоративными вечеринками, насаждением так называемого корпоративного духа, привлечением к созданию этого духа всевозможных психологов с тренингами и ролевыми играми… Но за всем этим не стоит жертвенности, служения. Все это строится не на любви, а на искусственном перенапряжении определенных качеств и способностей человека: например, способности к доброжелательному общению. И не с духовными целями строится, а с материальными: доход каждого зависит от дохода фирмы, доход фирмы от дохода каждого, поэтому давайте будем друг друга поддерживать.

Но человек не так прост, как хотелось бы сегодняшнему бизнесу. Он не машина. Он духовное существо, которое призвано на самом деле к великому делу: приближению к Богу, обожению, спасению для жизни вечной. Находясь в условиях коммерциализации, человек все равно остается существом духовным. Рано или поздно это противоречие обострится и проявится. Насилие над ним как над духовным существом принесет горькие, а когда-то и страшные плоды. Почему самые жестокие преступления сегодня люди зачастую совершают именно в коллективах, там, где работали или учились? Почему они убивают тех, кто трудился с ними рядом, тех, с кем они сдвигали бокалы на корпоративах, с кем здоровались по утрам подчеркнуто приветливо? Сначала это было на Западе, потом пришло к нам. Причем, заметьте, пока наши служебные отношения не строились на выгоде, на коммерции, этого не было. Как только мы стали переходить на худший вариант капиталистических отношений, это началось. Значит, есть система, и результат этой системы - бездуховное перенапряжение, которое приводит к срывам. Бездуховное перенапряжение означает деятельность, совершенно оторванную от жизни духа. Наш труд должен быть духовным.

Я подумала сейчас почему-то о кассире в магазине самообслуживания. С мирской точки зрения - не самая интересная и престижная работа. А с духовной - какие возможности! Каждый день тысячи людей, и с каждым ты можешь быть - либо искренне приветливым и теплым, либо таким, какова кассирша в одном известном мне магазине: ее обязали говорить каждому покупателю «Спасибо за покупку», но она это произносит - сквозь стиснутые зубы, так, что покупатели пугаются.

Эмоциональность человека не может быть оторвана от духовной составляющей его жизни. Если кассир, продавец, парикмахер, банковский служащий приветливы поневоле, только потому, что начальство обязало их произносить вежливые слова, - это явственно отличается от искренней приветливости и доброжелательности к людям. Когда у человека в душе пусто, а от него требуют, чтобы он оттуда изымал нечто теплое и сердечное… как говорят мои любимые семинаристы, нельзя взять там, где не положили.

Итак, работа - это наш христианский подвиг, продолжение нашей духовной жизни. А бывает она душевредной, даже разрушительной для внутреннего человека? Бывает, что священник советует прихожанину работу сменить?

Бывает. Как это определить? Для человека вредно то, что вредно для его души, что противодействует ее спасению. Обратимся к опыту христианских государств, в том числе и дореволюционной России: законы, пусть несовершенные, должны учитывать христианские заповеди. Хотя все понимают, что земными средствами передать небесный закон невозможно, можно лишь как-то приближаться к нему. Но тем не менее законы действовали, и это означало, что служение государству позволяет человеку оставаться христианином. Государство как бы гарантировало, что ему не придется действовать не по-христиански, что от него этого не потребуют. А на сегодняшний момент многие законы противоречат заповедям. А от законов идут и социальные нормы, и социальные обычаи, и межличностные отношения. Поэтому сложившийся в коллективе корпоративный дух может оказаться совсем не христианским. И тогда надо вспомнить слова Спасителя: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16 , 26).

Но и здесь нас подстерегает ошибка: мы принимаемся объяснять и оправдывать работой собственные слабости. И не видим, что нам не работу нужно менять, а попытаться изменить себя. К примеру, человек говорит: «Работа у меня душевредная, потому что я все время нахожусь в унынии». Но причина унынию не работа, а мы сами. Или: «Не могу там работать, потому что поститься не дают, под Новый год непременно корпоратив, в Великий пост у начальника день рождения. Стало быть, это нехристианская работа». Но это не работа нехристианская, а у самого человека с христианством не очень хорошо, если он не в силах отказаться от корпоратива в пост; если человекоугодие, а может быть, малодушие не дает ему спокойно объяснить начальнику свой отказ от застолья.

И совершенно другое дело, если от работника требуется снять крест - из каких-то «норм толерантности». Вот здесь мы просто не имеем права подчиниться и остаться на работе таким образом.

Если человек ведет внимательную и постоянную духовную жизнь, для него нет проблемы определить: где христианские нормы, а где нехристианские и требует ли его работа на самом деле, чтобы он преступал евангельские заповеди. Подчеркну, эта жизнь должна быть именно постоянной, стабильной. Эта стабильность начинается с ежедневной утренней и вечерней молитвы, с регулярного посещения храма, участия в Таинствах. Все это рождает постоянство наших отношений с Богом.

Что касается советов поменять работу - я только один раз посоветовал (именно посоветовал, потому что свобода выбора должна оставаться за человеком) это одной прихожанке. Я видел, как в ней нарастает напряжение в связи с работой. А работала она уборщицей в сауне. Все знают, что сауны у нас служат - отнюдь не здоровью… Пока она просто убиралась там, это было еще ничего, но потом от нее стали требовать, по сути, соучастия во всех творившихся там беззакониях: она должна была что-то подавать, подносить… и она сразу почувствовала несовместимость этой работы с духовной жизнью. Как человек честный, она не могла лицемерить. Попыталась, но даже толика этого яда лицемерия привела ее в отчаяние. Это была настоящая духовная болезнь. Но, когда она сменила работу, все наладилось.

Отец Сергий, а как быть, если работника принуждают к мелкой или крупной нечестности, обману, лжи? Примеров очень много можно привести - из школьной, из вузовской жизни, из жизни различных властных структур и т. д. Что делать, если начальство в очередной раз требует написать красивый отчет, обеспечить высокий показатель, сделать так, чтоб вон та девочка непременно получила медаль, а вон тот мальчик непременно в вуз поступил, даже если он в слове «мама» две ошибки делает? Отдать кесарю кесарево, то есть выполнить указание и не брать на себя ответственности, или все же попробовать отказаться?

Единого категорического ответа здесь дать нельзя. У каждого человека своя жизненная ситуация, своя способность переносить испытания, словом, своя мера. Начнем с того, что об участии в нечестных делах, во лжи, хотя бы даже и мелкой и, казалось бы, простительной, нужно говорить на исповеди. Почему? Потому что ложь в любом случае - это инфекция, наподобие гриппа: если она поселилась в человеке, он заболеет. Если пустить болезнь на самотек, она будет прогрессировать. Что дает исповедь? В свете благодати Божией высвечивается грех. Мы его видим. Мы приобретаем духовный опыт, в том числе и горький - опыт жизни с грехом. Прощать грех самому себе («Ну что я могу сделать, если начальство требует?») - значит лишать себя прощения Божия. И тогда свою долю в нас получит сатана. Это его область - «темной яти», то есть та область, где он берет. Если мы исповедали свой собственный - собственный, а не начальника! - грех, значит мы видим проблему и можем ее решать. Первый шаг в разрешении проблемы - не воспринимать ситуацию собственного греха как норму, что нам очень свойственно: «Да какой тут мой грех, сейчас везде так делают, это сейчас нормально». Многочисленные беседы с людьми, оказывающимися в таких ситуациях, показывают: выход из них находят те люди, которые не ищут себе оправданий, не принимают свое участие в грехе как норму, исповедуют это именно как свой личный грех. Таким Сам Бог помогает, подсказывая решение, а когда-то и изводя человека «из работы египетския», предоставляя ему другое поле деятельности.

Работа в идеале - это еще и реализация творческих способностей человека. Как жить, если работа не соответствует творческому потенциалу? Если образование, знания, талант остаются невостребованными? В поздние советские времена немало талантливых людей подметали дворы, копали могилы на кладбищах, трудились в кочегарках и т. д. Кто-то это выдержал и стал потом большим человеком. А кто-то выбросился с балкона или захлебнулся водкой там, на этих кладбищах, потому что это на самом деле трагедия. Сейчас ситуация иная, но проблема не ушла никуда, оказывается.

Талант как способность творить дан человеку Творцом, и это действительно беда - если человек со своими талантами невостребован и ему остается только закопать их в землю. Вся история человечества показывает, что эта проблема была всегда. Человек осознает, что способен на большее, но, по объективным причинам, вынужден «знать свой шесток». Однако и здесь очень много подводных камней. Это наше «я способен на большее» может быть правдой, а может быть и соблазном. Например, человек по тщеславию своему и гордыне может преувеличивать свои способности. Ему кажется, что в нем умирает гениальный писатель, а на самом деле этот писатель никогда в нем не жил. Или - человек просто не отдает себе отчета в своей неготовности к «ведущим партиям», не понимает, что ему нужно еще потерпеть, посидеть там, где он сидит, подрасти.

Ничего в нашей жизни не происходит без воли Божией. И если мы вдруг оказались лишены возможности творить - нужно вспомнить историю Иоанна Дамаскина, который был замечательным духовным поэтом - плодами его вдохновения Церковь пользуется и поныне - и которому его духовник в Лавре Саввы Освященного на Святой Земле запретил писать стихи. Но потом этот запрет был снят и его талант засиял еще ярче - после того, как Иоанн, во-первых, со смирением принял весьма болезненное для него лишение, а во-вторых, когда, нарушив запрет единственно ради ближнего, с тем же смирением понес и наказание за это. Лишение возможности творить иногда бывает острым резцом смирения, отрезающим лишнюю гордыню, прилипшую к нашему таланту.

Но главное - вовремя задать себе вопрос: чего именно я хочу? И постараться честно на него ответить. Если во главе угла тщеславие или сребролюбие, то человек явно ошибается. Сколько бы он ни менял свои «шестки», ему всегда будет чего-то недоставать. Потому что тщеславие и алчность - это пропасти, которые никогда не наполнятся. И совсем другое дело - если человек ищет лучшего способа послужить Богу и ближним. Тогда Сам Господь со временем выведет его на простор, даст ему все необходимые возможности.

Журнал «Православие и современность» № 30 (46)

Количество записей: 113

Здравствуйте! Я служу в Дагестане уже 6 год, нас не хотят переводить, могли бы Вы помолиться, чтобы меня с семьей перевели? И у нас сегодня убили сослуживца, могли бы помолиться и за него, 2 детей осталось и жена.

сергей

Сергей, помоги вам Бог. Конечно, там не сладко и очень опасно. Помолимся, и сами Вы тоже молитесь. Помните слова Христа: «просящий получит и стучащему отворят».

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. я хотела бы узнать ответ на вопрос: дело в том, что я работаю на низкооплачиваемой работе и на дорогу в день трачу чуть больше 100 рублей (в месяц - почти треть зарплаты). Чтобы избежать траты, я взяла у сестры-школьницы бесплатный проездной, т. к. пока она им не пользуется. Не грех ли это? Спасибо.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Вы же не зайцем ездите, проездной за деньги куплен, законным путем. Правильно будет потребовать от работодателя предоставления проездного или компенсации транспортных затрат.

иерей Александр Белослюдов

Благословите! Спасибо за очень полезный сайт и эту рубрику. Стараюсь ежедневно прочитывать вопросы-ответы, т. к. получаю ответы на многие свои вопросы. Прошу вашего совета: работаю в муниципальном учреждении, недавно мне дали отдельный кабинет; можно ли самой прочитать молитвы на освящение кабинета? Священника пригласить не получится. Спасибо за ответ.

Анна

Анна, освятить Ваш кабинет в полной мере может только священник. Если нет возможности пригласить батюшку, то Вы можете повесить в кабинете иконку и окропить его крещенской водой со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Никаких других молитв читать не следует.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Мой знакомый - трудоголик, работает по 15 часов в сутки, без выходных (умственный труд). У него постоянно повышенное давление, курит, спортом не занимается, а недавно случился микроинсульт, но он не хочет лежать в больнице, сколько рекомендует врач. И чувствую, что он не сделал никаких выводов, что надо менять образ жизни. Я переживаю, что это все плохо закончится, а он говорит, что не может не работать, т. к. надо отправлять деньги больным родителям. Как объяснить человеку, что если он не будет заботиться о своем здоровье, то он может умереть или остаться инвалидом?! Я молюсь о его здравии 1-2 раза в день, но думаю, что этого не достаточно, он сам должен серьезно к этому относиться. Какие слова найти, чтобы он прислушался, и могу ли я что-то сделать в этой ситуации? Благодарю за ответ. Пожалуйста, не публикуйте мой вопрос на сайте.

Елена

Скажите ему, Елена, что кроме работы у него есть еще один долг – очищение от грехов своей души. На это дело ему и отмерено время жизни и мера здоровья. Как бы не получилась такая ситуация, что он все время и здоровье потратит на вещи, хоть и нужные, но суетные, а когда поймет, что Господь от него требует отчета в прожитой жизни, результатов его духовной жизни и плодов покаяния, он уже будет лежать без сил и без ума, как овощ. Пусть задумается.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я человек православный, а вот на работе коллеги разной веры или вовсе - атеисты. Поскольку мы с коллегами много времени проводим вместе, иногда возникают разговоры о религии. Одни говорят - Бога нет, другие утверждают, что истинный Бог - Аллах и т. д. Вопрос: как мне правильно вести себя, когда в моем присутствии начинают обсуждать такие темы - сделать вид, что я ничего не слышу, либо высказать свою точку зрения и замолчать, либо настойчиво пытаться убедить своих собеседников в истинности православия?

Валентина

Дорогая Валентина, в таких беседах лучше о своей вере говорить, только когда Вас спросят. Ведь это самое дорогое, сокровенное. Не всякому и не везде говорим мы об этом. Можем и отказаться участвовать в спорах, часто пустых, ни к чему не ведущих. «Это работа, а не клуб полемистов. Я пришла - работать» - такое отношение поможет поможет Вам спокойнее относиться к этим разговорам. Да поможет Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, я сдаю магазин в аренду, но в договоре написано, что магазин сдаётся безвозмездно, хотя человек платит мне деньги. Нужно ли переписать договор?

Сергей

Здравствуйте, Сергей. Поступите, как подсказывает Вам совесть. Или платите налог с аренды, или денег не берите. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Доброго здоровия, батюшки Я договорилась с одним человеком после работы пойти в храм на вечернюю службу, чтобы исповедаться перед причастием. За пять минут до окончания смены позвонили с производственного участка и велели остаться, чтобы разработать им технологию. Я ответила, что рабочий день закончился и меня уже ждут, ушла. На исповеди я этот случай рассказала. Но недоумение осталось. Согрешила ли я? Спасибо за ответ.

Маргарита

Маргарита, все зависит от того, насколько Ваша помощь была необходима. Одно дело, если работодатель часто злоупотребляет своим положением и заставляет работников задерживаться после работы. И совсем другое, если без Вашей помощи в тот момент действительно не могли обойтись. Думаю, для успокоения совести нужно объясниться с коллегами.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Я работаю на руководящей должности в юридическом отделе очень крупной алкогольной компании. Стараюсь добросовестно исполнять свои обязанности. Вопрос в том, не грех ли работать на фирме, которая в массовом количестве выпускает и продает водку, вина и т. п.?

Игорь

Формально греха нет, ведь не Вы заставляете пьяницу тонуть в зависимости все глубже и глубже. Что угодно люди могут использовать во грех, что ж теперь делать всем производителям? Но если вопрос этот будет Вас мучить и дальше, возможность когда-то сменить работу у Вас остается. Да хранит Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне, пожалуйста, решить такую проблему. У меня 2 детей, 4,5 и 2,5 года. Весной сыну исполняется 3 года, и мне нужно будет выходить на работу. Но за время декрета я настолько сильно свыклась с семейным бытом, даже несмотря на его трудности. Я не представляю себя на работе, не представляю, что моими детьми будут заниматься бабушки и воспитатели. Я же мать и жена, знаю и люблю эти роли всей душой! Бог ведь с меня за детей спросит, а не с бабушек! И сидеть бы мне дома, но муж убежден, что я должна работать ради стажа и пенсии. Никак я его не могу убедить, что мне дети дороже. Да и дома сидеть я не всегда собираюсь, а пока дети в школу не пойдут. Материальное положение позволяет мне не работать пока. Мы в достатке. Третьего родить пока не можем, нет своего жилья, муж военный, ездим с места на место. Но я бы все равно родила,а муж пока не хочет больше детей. Батюшка, простите за многословие, но мне очень важно ваше мнение. Права ли я в своей позиции, что работа может подождать, и детям я сейчас нужнее? Стоит ли настаивать на своем, или выйти на работу ради послушания мужу, а там Бог сам все управит? Спаси Вас Господи!

Татьяна

Дорогая Татиана! Это ли ни счастье и не предназначение жены – быть хранительницей дома и воспитателем детей? Тем более, что с финансами у Вас все, слава Богу, хорошо. Никто не воспитает Ваших детей лучше, чем Вы сами. А в нашей стране пенсия – это такая призрачная реальность… Мне, например, не верится, что когда придет время получать пенсию, то, что Вы заработали, Вам вернут. Лучше инвестируйте Ваши силы, время, молодость и здоровье в деток, а достаток в старости при правильном воспитании они Вам обеспечат. Да и Господь не оставит того, кто положил все свои силы, чтобы воспитать своих детей в вере и благочестии. Так что постарайтесь еще раз поговорить с супругом и убедить его, что Вы нужнее детям, а не государству. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, уважаемые батюшки. Хотелось бы обратиться к отцу Максиму. У Вас я нашла очень много полезных, вразумительных советов, написанных живым языком. Посоветуйте и мне, как поступать в таких, казалось бы, обыденных ситуациях, как детские истерики. Я работаю няней в одной семье, в США. Здесь детей воспитывают не так, как у нас. ЗДЕСЬ ПОЗВОЛЕНО ВСЕ! Дети не знают слова " нет". Я верующая, православная, и знаю, что всегда нужно хранить мир душевный, не гневаться, но в последнее время я от постоянных истерик не просто устаю, а чувствую какую-то опустошенность, даже уныние. А сегодня я не выдержала, меня прорвало, я даже повысила голос на ребенка, гневалась. Плачу, каюсь, но понимаю, что надо потерпеть, через полгода, если Богу будет угодно, хочу уехать домой. Поэтому о перемене работы здесь говорить не имеет смысла. Посоветуйте, пожалуйста, как православному христианину проявлять выдержку в моменты детских истерик? Где и что можно почитать на эту тему? Сознаюсь, мне стыдно потом было перед 3-х летним ребенком, за то что гневалась, стыдно и перед Богом. Я 2,5 года назад воцерковилась, регулярно участвую в таинствах, казалось что духовная жизнь моя мирная и тихая, и вдруг - гнев, раздражение... а ведь я очень хочу угождать Богу, быть кроткой, смиренной. Но вот при детских жутких истериках - не выдерживаю. А что такое истерики американских детей - это надо видеть. Помогите советом, батюшка. Спаси Вас Господь.

Валентина

Да, Валентина, видел я истерики американских детей (жил месяц в США у друзей), прихожане у меня в этой стране работали на таких же вакансиях, как и Вы. Думаю, Вы знаете, что в Штатах небезопасно показывать раздражение в адрес потомства, тем более чужого. Обвинить могут в чем угодно. Раз Вы решили вернуться, то надо просто терпеть и молиться. Молиться и за ребенка. Душевный мир, думаю, тут сохранить очень тяжело – все не наше, все так или иначе будет выводить из равновесия. Остается только терпеть. Почитайте авву Дорофея о терпении. Есть такая история: невзгоды гнали монаха из кельи, из обители, но каждый день он начинал с того, что еще потерпит и «уйдет завтра». Это «завтра» так и не наступило. Хорошо, если получится к определенному времени закончить дела в США. А если нет, то живите по этому принципу.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, вправильно ли я поступил. В первых числах ноября я устроился на работу в банк юристом, уже на второй день мне замдиректора сказала, что я должен быть ее правой рукой и докладывать, что делается в отделе. Я не стал этого делать. После двух недель работы эта замдиректора обвинила меня в непроффесионализме (при юридическом стаже в 8 лет) и попросила написать заявление на увольнение. Когда я на следующий день написал заявление, она извинилась, и сказала, что передумала, при этом вызвала моего начальника отдела и обвинила ее в моем увольнении. Потом она порвала мое заявление, но я написал другое, и она обозлилась на меня, т. к. это ей самой грозит увольнением. Единственное, что спасало меня при работе между "двух огней" - это чтение псалма 90 и Псалтыря. Но я уволился, невзирая на все уговоры со стороны руководства остаться и пережить, отработав всего три недели. Может, я и не прав, т. к. у меня жена и двое ребятишек, а я ушел с хорошо оплачиваемой должности? получается, что Бог дал мне испытание, которого я не смог вынести? С другой стороны, мне 34 года, и практически на протяжении жизни я старался не изменять своему слову и никогда преданно людям в глаза не заглядывал, неважно, деньги мне предлагали или другие блага. Прошу совета, батюшка.

Евгений

Евгений, ушли – и ушли, не надо оглядываться назад. Иначе начнете о чем-то жалеть, думать, что могло бы быть по-другому. Ситуация у Вас была там, действительно, гадкая, и так поверни – плохо, и так – еще хуже. Давайте будем мужественнее: закрыли дверь – и точка. Жалеть об этом не будем! А Господь Вам поможет, не оставит Вас за честность и прямолинейность.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, Батюшка! Меня очень давно мучает вопрос - у меня на работе многие считают, что с мужчин НАДО ТЯНУТЬ деньги и вести себя так, чтобы они полностью обеспечивали роскошную жизнь (с шубами, квартирами, машинами и поездками за границу каждый месяц). Так считают и 20 и 30-летние! И ведь они счастливы, и есть на что развивать своих детей! Врачи и кружки для детей непомерно дорогие. Дети в садах и школах хвастаются одеждой, игрушками, поездками и т. д. Не грех ли это - "тянуть деньги с мужчин"? Как объяснить ребенку, что это не главное? Или они правы, что таким образом обеспечивают и себя и стабильное будущее ребенка? Иногда ловлю себя на мысли. что просто завидую. Спасибо!

Елена

Елена, Вы задаете вопрос, на который сами знаете ответ! Другое дело, что Вас угнетает собственное положение… Об этом надо говорить. Что у Вас происходит дома. Муж не работает? Мало работает? О детях не заботится? Что Вы сами пытаетесь сделать с этим? А что на этих хищниц внимание обращать! Мужья их тоже скоро поумнеют… Что они тогда будут делать?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, работа в банке, связанная с привлечением клиентов считается грешной?

Светлана

Светлана, если для привлечения клиентов необходим обман, то считается. Я надеюсь, что это не о Вашей работе. Помоги Бог!

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Батюшка, у меня такой вопрос: в будущем хочу открыть маленькую кондитерскую чисто для своей семьи, чтобы работать в тишине и молитве. Мы с мужем верующие, стараемся жить по закону Божьему. Муж говорит, что неправильно иметь бизнес, что деньги портят людей, делают жадными и распутными, и еще много чего! Мол, если будут постные дни, и я буду продавать людям, которые не держат пост, я буду отвечать за их грехи. Помогите, посоветуйте, что делать.

Здравствуйте! Я не вижу ничего плохого в небольшой кондитерской. Ведь важно не количество денег, а наше к ним отношение. Можно какую-то часть своих доходов оставлять на благотворительность, можно кормить нищих своими булочками, а можно в пост продавать постную выпечку. То есть Вы будете приносить людям реальную пользу. Но, как любой верующий человек, Вы должны обсудить это сначала со своим духовником, или со священником на исповеди, и взять благословение у него.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Мы с супругой купили уже действующий магазин одежды с двумя продавцами. Один из продавцов - женщина 57 лет, работала в нем почти с самого открытия (около 3-х лет) очень своенравного характера, постоянно нам во всем противоречила, опаздывала на работу, часто отлучалась с рабочего места и, кроме того, начала жаловаться на нас продавцам соседних магазинов, что она недовольна новыми хозяевами. В итоге мы ее уволили, выплатив ей положенную зарплату и объяснив причину. Является ли это грехом для нас?

Алексей

Здравствуйте, Алексей. Если Вы ее не оскорбляли, не демонстрировали неприятия и не стремились избавиться от нее ради собственного успокоения, а не по производственной необходимости, то не согрешили. Все правильно сделали.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Я военный пенсионер, 52 года, пенсии на жизнь хватает. Начал читать духовную литературу, смотрю видеолекции Осипова А.И. Сейчас предложили работу в другом регионе. Посоветуйте, стоит ли мне менять привычный образ жизни и соглашаться на переезд?

Сергий

Здравствуйте, Сергий! Думаю, по этому вопросу лучше всего посоветоваться лично знающим Вас священником. Я же из Вашего письма не вижу препятствий к переезду. Все зависит от Вашего желания и возможностей.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, имеет ли право служитель церкви работать на другой, дополнительной работе, помимо служения, разрешено ли это церковными законами или нет? Спасибо.

Дмитрий

Здравствуйте, Димитрий. Священнослужитель, состоящий в клире Русской Православной Церкви, получает содержание от своего прихода, если он приходской священник, или от епархии, если несет епархиальные послушания. В случае недостаточности содержания, а нередко такое бывает в малых приходах, священнослужитель может работать на светской работе, если это не наносит ущерба его прямым обязанностям. Разумеется, это не может быть такая деятельность, которая связана с нарушением Заповедей Божиих или прямо запрещена канонами Церкви. В частности, священнику запрещено участвовать в выборах и работать в любых властных структурах. А, например, учителем, врачом, санитаром, электриком… можно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Дело в том, что открывая свое дело, я назвал свое предприятие "Сварог". Насколько я знаю, это мифический славянский бог-кузнец. Т. к. я имею дело с металлом, то я и назвал так. Без всякой задней мысли, т. к. я православный, и я знаю, что Бог один и других нет. Грех ли это, и могут ли плохо идти дела из-за этого? И что мне делать? Переименовывать большая проблема. Или ничего страшного в этом нет? Даже если я покаюсь и исповедаюсь, название все равно останется.

Владислав

Владислав, конечно, для православного человека название несколько странное, необдуманное, но, наверно, менять, и правда, ничего не надо, тем более это очень затруднительно и затратно в нашей стране. Молитесь, совершайте дела благотворительности, Господь Вас не оставит, подаст все необходимое и благословит Вашу деятельность. Пусть и Ваш «Сварог» встанет на службу православным христианам.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня вопрос по профессиональной части. Учусь на экономиста, но в последнее время у меня сомнения по поводу того, что эта профессия в корне имеет направленность на материальное, результатом труда являются сэкономленные материальные ценности, а такие структуры, как, например, банки, наживаются на людях процентами по кредитам, что в корне против того, что нам завещает Всевышний, и те же биржи, инвестирование в акции... Скажите, пожалуйста, как Православная Церковь ставиться к этому вопросу, подходящая ли для христианина профессия экономиста, и что нужно знать о ценности ее для человечества, ибо если не буду приносить своим трудом пользы, а еще хуже, если будет вред, то не вижу смысла и мотивации в такой деятельности. Спасибо!

Виктор

Экономическая составляющая есть не только у банковского или биржевого дела. Своя экономика есть у любого производства – продуктов, одежды, даже икон и богослужебного облачения. Так что эта специальность имеет очень широкое применение. Например, можно быть экономистом в благотворительном фонде и заниматься перераспределением денег от благотворителей к нуждающимся людям. Так что почти любая профессия может быть полезной, если найти правильную точку приложения усилий.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте. Я совершила ужасный поступок. На работе был праздник, все выпили, потом поехали в кафе. Что происходило дальше, я практически не помню, в чем сама виновата. Помню, что один коллега начал ко мне приставать, мы целовались, дальше я ничего не помню. Я боюсь даже подумать о том, что у нас с ним могло с ним что-то быть, очень надеюсь, что ничего не было, но сам факт происходившего... Я не знаю, как мне жить дальше, этот поступок меня разъедает, считаю себя мерзким существом после всего этого, нахожусь в сильном унынии, что мне делать?

Людмила, Украина

Как себя вести в коллективе на работе, где не соблюдают пост?

Прости мя, отче святыи, и благослови! Отче, помогите мне разобраться, как себя вести в пост в коллективе на работе. Здесь пост не соблюдают, а мне приходится скрывать, что я не употребляю скоромного, с трудом (особенно в мясоеды, по средам и пятницам). Если в Великий пост практически ничего не надо объяснять, то в мясоеды мне сложно. Объясню почему: в пятницу коллектив часто находит поводы что-то отмечать с накрытием столов и спиртными напитками. Когда возможно, я отказываюсь, но бывают ситуации, когда этого сделать нельзя. Вот, например, последний раз, я была в командировке в другом городе. Люди нас приняли и в честь нашего с ними знакомства накрыли стол (причем это делала женщина очень небогатая, но с искренней симпатией к нам). Была пятница, я сидела и думала, что мне ответить, когда начали все обращать на меня внимание и спрашивать, почему не ем. Решила, чтоб не выглядеть «фарисеем», съесть предложенный мне кусок шаурмы. Отче, подскажите мне, пожалуйста, сильно ли я согрешила? Мне всегда хочется каждую минуту говорить о Боге, о Его заповедях, но замечаю, что многие еще невоцерковленные люди комментируют это с шутками и прибаутками, поэтому уже опасаюсь произносить что-то о вере, чтоб люди по неведению своему не говорили греховных речей. Опасаюсь тщеславия (своего), если буду подчеркивать, что стараюсь соблюдать посты. Ведь Господь заповедал нам пост соблюдать пред Отцом небесным, а не перед людьми. С другой стороны, нарушать пост - это малодушие и чревоугодие. Честныи отче, что мне делать в таких ситуациях, на Ваш взгляд? Спаси Христос!

Людмила! Вы избрали путь неуклонного соблюдения установленных в Церкви постов. Это необходимое средство спасения, но на этом пути всегда будут искушения. Но не надо бояться, будьте верны Господу и избранному узкому пути. Вот как говорит святое Писание:

Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2: 1-2).

И апостол Павел говорит, что

от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-4).

Каждый из нас, кто учился в светском вузе или работал на светской работе, встречался с подобными трудностями. Правда, мужчинам в этом смысле легче: все вопросы снимались на стадии знакомства, когда объяснялась причина ношения бороды. Все остальное уже не вызывало недоумений. Да, могли быть насмешки, шутки и т.п., но в конечном итоге у большинства людей строгость в исполнении постановлений своей веры вызывает уважение. Вот вы говорите о фарисействе. Фарисейство не в том, что люди знают о том, что мы постимся или молимся, а в лицемерстве, в том, что человек делает все напоказ ради славы людской. Есть ли это у вас? Подумайте, а не подаете ли вы соблазн другим людям своим малодушием, когда нарушает посты?

Когда возникают описанные вами случаи, надо кротко с любовью пояснить, что сегодня постный день, так и так, не надо из-за меня расстраиваться, что-то предпринимать. Как правило, люди относятся с пониманием. Здесь надо быть готовым еще и к тому, что люди начнут задавать вопросы о вере, о смысле постов, и важно грамотно на них ответить. Кстати, если вы сами для себя четко будете знать, для чего поститесь, то вам будет гораздо легче и самой соблюдать посты и отвечать на распространённое возражение против постов (мол, не то сквернит человека, что входит в уста, что, мол, главное «Бог в душе» и т.п.).

А за тех, кто позволяет себе греховные речи, надо в душе помолиться: «Господи, прости им, они не ведают, что творят ». Мне кажется, что это не самое худшее поведение. Хуже, когда человек вообще равнодушен ко всему. И помните, непременное отторжение всегда вызывает, если человек превозносится своим благочестием и смотрит на всех свысока, с осуждением. Вот это уже фарисейство и такой пост Богу неугоден.

Да укрепит вас Господь.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.