Кто обращался к шаманам за помощью. Шаман – тот человек, который напоминает людям, что есть чудо


10 вопросов шаману Борису Дашицыренову

Как Вы стали шаманом?

Лет пять назад я начал видеть духов. Они являлись мне повсюду. Каждый раз я испытывал тревогу и беспокойство. В голове царила словно неразбериха. Я не знал, что происходит, и никому не говорил об этом. Был еще такой характерный случай. Утром просыпаюсь, и слышу, кто-то шепчет в ухо: «Не ходите сегодня кататься на лыжах. Скажи обязательно маме». Я не понял, в чем дело, поехал к маме домой, а они действительно собрались ехать на Верхнюю Березовку.

Но тогда мы не придали значения моему утреннему видению. И мама подвернула ногу, катаясь на лыжах. Затем родители все чаще начали замечать за мной такие странности и обратились в общество шаманов «Тэнгэри». Там сказали, что мне нужно посвящение. Так я стал шаманом-целителем при этой же общине.

Чем шаман отличается от обычного человека?

Внешне и в быту ничем, конечно, не отличается (смеется). Единственное, могут быть более развиты интуитивные способности. Вообще, шаман тогда только шаман, когда он в атрибутах и читает молитву. И еще момент. При посвящении мы все даем клятву: не украдем, не обманем, не совершим вреда, будем всегда помогать людям. И соответственно ведем себя всегда, не позволяя себе проступков.

Что Вы думаете про передачу «Битва экстрасенсов»?

Это, в первую очередь, шоу. Возможно, там многие обладают способностями. Но, я считаю, с таким даром нельзя шутить и делать такого рода рекламу. Думаю, таким образом и сила теряется.

Чем отличаются шаманы от лам?

Шаманы общаются с предками. Лама следует учению Будды. Но принцип у всех одинаков – помочь человеку.

В каких случаях человеку лучше обращаться к шаману, а в каких к ламе?

Я думаю, здесь разницы нет. Кто как верит. Кому-то шаманы по душе, кому-то ламы. Однако, если в роду были шаманы, то нужно обязательно обратиться к шаманам. А ходить можно и к тем, к другим.

Были ли в Вашей практике удивительные случаи за этот год?

Недавно наш учитель делал обряд якутам. И во время него он начал говорить на чистейшем якутском языке, который до этого не знал. Это предок якутов вселился в него и разговаривал через него со своими потомками. Кроме того, два года назад мы, наша община, начали поклоняться Бухэ-батору, который дарует силу. И после этого мы, да и все вы, заметили, что за это время появилось больше чемпионов среди бурятских спортсменов. Я думаю, наши обряды дают свои плоды.

Как правильнее: бороться с жизненными трудностями или наблюдать, спокойно их принимая?

Трудности нужно решать. Нельзя пускать на самотек. Конечно, бывают разные ситуации, когда кажется, что ничего нельзя сделать. Но в этом случае, можно хотя бы придти в дацан или к шаману. Ведь еще когда-то давно все верховные шаманы обещались помогать людям всегда, никогда не быть сторонними наблюдателями. Я думаю, если вы обратитесь к предкам в трудную минуту жизни, они вам все равно помогут.

Почему кто-то не верит или перестает верить в высшие силы?

Если человек не верит, то он либо еще не сталкивался с проявлением высших сил, либо очень разочаровался в жизни. На мой взгляд, неверие – это наказание. Потому что, если человек без веры, значит, у него нет надежды. А без надежды – как без защиты.

Как можно отличить настоящего шамана, ламу от ненастоящего?

Если вам ставят тарифы за сделанную работу – это ненастоящие ламы и шаманы. Бывает, что сами обряды требуют затрат – когда нужно купить барана, украсить березу, поднести угощение богам. Но за свою помощь шаман или лама не должен просить денег. Посетители могут только сами решить, сколько дать по своим возможностям и желанию.

Лично Вы в кого верите?

В Бога. В богов бурятской земли, в своих духов и наших предков. А в целом, какая разница, вера в кого вам помогает. Главное, вы верите. И нам, шаманам и ламам, делить здесь нечего. Не суть важно, от какого бога идет сила. Помоги, а люди сами придут к тебе.

Из рассказа Кларел Светланы:

«Мы жили в Бурятии, а по соседству с нами жил шаман. К нему приезжало много народу, его уважали и боялись.

Однажды мой брат по глупости развязал завязки на дереве шамана и покидал их. Через несколько дней он сгорел от бензина, но я думаю, что несчастье произошло из-за того дерева. Как вы считаете, может ли это быть причиной гибели моего брата?»

Работа с шаманскими завязками (называются они наузы) практикуются и среди наших мастеров. В работе шамана есть некоторые отличия от нашей школы. Вот основное правило его работы: шаман, завязывая наузы, называет по именам двенадцать умерших родственников того человека, кого лечит в этот момент. С южной стороны дерева завязывают наузы для здоровья, с северной стороны — наузы на врагов, если, к примеру, их надо наказать или же уничтожить. С западной стороны наузы делают на любовь и дружеские отношения. С восточной стороны — чтобы развязать войну или же на ссору между людьми.

Необходимо знать, что нельзя в один день делать наузы на любовь и ссору, даже если речь идет о разных, неродных людях.

Никто, кроме шамана, не имеет права снять с дерева наузы, это очень опасно.

Известно, что от этого, во-первых, заболевает сам шаман, а во-вторых, тот человек, который по незнанию или из пакости снял веревочки. Если такой искатель приключений снимет наузы с северной стороны, то через некоторое время он погибнет. Как скоро это случится, зависит от силы ангела-хранителя данного человека.

Зная приемы и правила работы шаманов, а именно: нападение, защита, лечение, наказание, отнятие силы, воли, энергии и полного уничтожения, можно поставить защиту.

Нельзя рассматривать действие шамана как нечто злое, несущее погибель. Он ведь тоже делает свою работу: лечит людей, вызывает духов, исцеляет скот. Любой человек, обладающий многогранными знаниями, справедливо заслуживает искреннего уважения. Любая наука — это тяжелый самоотверженный труд. Если же вы, не научитесь уважать или, что еще важнее, правильно оценивать знания того мастера, против работы которого собираетесь выступать, то вы просто-напросто проиграете и ваш больной не получит от вас той защиты, на которую он рассчи-тывает, прибегая к вашей помощи. Если больной испорчен мастером, ни в коем случае нельзя недооценивать своего противника. А шаман соперник более чем достойный.

Аня обратилась к мастеру из Москвы, сказав ему, что у нее серьезное заболевание. Девушка была уверена, что это работа шамана, так как заказчик ее погибели прямо сказал об этом Ане:

Ты скоро сдохнешь. Я за тебя шаману барана отдал. Киллер мог бы промахнуться, шаман никогда. Так что радуйся, овца, последним дням своей жизни.

Вскоре Аня заметила, что ноги у нее стали неметь и стынуть, как ледышки, хотя на дворе был июль. Ночью горлом шла кровь, мучило сердцебиение. Она обратилась к врачам, но те лишь руками разводили: давление, температура — все было в норме. Посоветовали ей обратиться к невропатологу, а еще лучше к психиатру.

Жизнь медленно покидала девушку. Есть она не хотела, даже спать не спала. Все ей чудилось, будто кто-то ходит вокруг ее постели ночью. Она ясно слышала глухие удары то ли барабана, то ли бубна и мелодичное позвякивание колокольчиков.

В конце концов она решила пойти по объявлению к знахарю с родословной в каком-то там поколении. Несколько дней ее лечили с помощью свечей и отливаний, всякий раз уверенно обещая, что скоро она поправится. Через неделю мастер ей сказал:

— Я отказываюсь дальше проводить сеансы. Я не знаю, кому вы так насолили и что там за шаман, но я не собираюсь из-за вас ложиться в могилу. Во уже два дня, как мне физически и морально плохо. Прошу вас больше не приходить.

Вылечили ее таким образом. Сушеные воловьи жилы были вдеты в «цыганскую» иглу. (Такая игла должна быть в наборе для работы у каждого мастера). Свежую голову черного холощеного (кастрированного) барана положили на постеленную белую ткань. Завязали на голове барана красную повязку, как завязывают глаза дети, играя в жмурки. На повязке, в том месте, где у барана глаза, вышили крестом воловьей жилой. Затем крест-накрест завязали углы белой ткани так, чтобы получился узелок с головой (такой, как будто вы решили что-то отнести в узелке).

Когда будете работать самостоятельно, аккуратно следите, чтобы повязка не слетела с глаз барана. Узел с головой отнесите в лес или рощу. Положите его под дерево и скажите так:

Духи земные, духи подземные. Духи высшие и духи низшие. Закройте глаза и уста у того, кто через договор с вами решил погубить (имя больного). Как я закрыла и зашила у черного барана глаза и как он не видит нас, так и вы, духи, не замечаете того, кто вам обещан. Именем Акуль-Бадаши, именем Ала-Уфали, именем воды, земли и светила да сбудется то, о чем я просила. И да будет так. Ныне, присно и во веки веков. Аминь.


Галлюциногены и музыка в работе шаманов.

Шаманство не подчинено единой школе. Знания каждого шамана зависят от родословных истоков. Существуют алтайские шаманы, северные шаманы, бурятские, тунгусские, индийские, амазонские шаманы, шаманы Казахстана и другие.

Почти все шаманы используют в своих ритуалах галлюциногены, природные психодислептические вещества, которые, по их утверждению, необходимы для подготовки духа при переходе в низшие миры, чтобы установить там связь с мертвыми душами. Поскольку призраки видны в скользящем, плавающем состоянии, шаманы пытаются приспособиться к их теням. С помощью галлюциногенов шаманы облегчают невыносимую боль в момент отделения внешней души от оболочки тела.

Наиболее известные галлюциногены, которые в избытке произрастают в южных краях. Северные шаманы, как правило, пользуются ядовитыми грибами.

Все шаманы, применяющие сильнодействующие природные средства, обычно страдают болезнью печени и рано умирают.

Шаманы другой школы выходят на мертвых духов посредством заклинаний и прочих колдовских ритуалов. Наиболее часто для слияния с потусторонними духами используется танец. Каждое движение в таком танце имеет свое значение в невидимом для простого смертного разговоре с помощниками духов.

Вспомните танцы из индийских фильмов, где каждое движение бровей, глаз, рук о чем-то говорит. Обученный человек может перевести целые предложения: здесь и объяснения в любви, и протест, и тревога, и мольба, и обещания, и угрозы. Это так же, как если бы радист расшифровал послание из знаков азбуки Морзе. Вот и шаманы в своих танцах говорят с теми духами, к которым обращаются за помощью и за советом. Важна так-же ритуальная музыка, удары бубна и колокольчиков.

Большое значение имеет одежда шамана. Шаман обычно завязывает косички. Цвет веревочек и количество косичек зависит от той проблемы, за которую берется шаман, чтобы помочь своему клиенту.

Шаманами становятся по родословной. Особенно сильными считаются шаманы-духовники, которых назначают на шаманство еще в детстве, а потом постепенно передают им знания. Шаманы обычно не выходят замуж и не женятся. Живут они в отдалении от племени. Просто так беспокоить шамана не принято. Обращаются к нему за помощью в трудные моменты жизни. Шаман может вылечить, вернуть потерянную душу (если человек при смерти), исполнить сокровенные мечты (в разумных пределах, разумеется), найти вора, наказать врага по просьбе обиженного, вылечить скот и т.д.

Ритуалы шамана изнурительны. Во время работы шаман теряет много сил, теряет в весе. Шаману приносят подарки, еду и воду.

Шаманы преданно служат своим духам, а духи за это помогают им. Так же, как знахари, они молятся святым. Святые же, видя смирение и чистоту намерений, помогают исцелять тех, о ком просят шаманы.

В работе шаманов и знахарей много схожего. Например, если в момент танца шамана попасть в его тень, можно погибнуть. Нельзя подглядывать за шаманом, так же, как и за знахарем, в момент его работы. Нельзя не заплатить шаману за проделанную работу. Пожалеешь денег - можно совершенно разориться. О шаманах, как и о знахарях, не говорят плохо даже за глаза: кулы (помощник духа) узнает и накажет неприятностями или болезнью. Нельзя выдавать себя за шамана — это очень опасно, рано или поздно наступит расплата, так как духи ловят лживые слова и не потерпят искажения их ритуалов.

Шаман-провидец.

У шамана-провидца есть три помощника, три духа: один хранитель, один посланец, один посредник. Обычно такой шаман работает в темноте или ему завязывают глаза, чтобы обострилось внутреннее зрение. Шаманы-провидцы называют свои предсказания «Большие Сны». В зависимости от того, к какому именно духу обращается шаман, берется и соответствующий бубен. Бубны изготавливаются из разных пород дерева: из вяза, рябины, ивы, черемухи, ореха, корня лиственницы, ясеня, дуба, красного дерева и так далее. Кожа на обтяжку бубна также выбирается по назначению. Используют кожу молодого оленя, кабарги, косули и других животных.

Шаман-провидец, как я уже говорил, обладает вторым внутренним зрением. Он может, находясь в трансе, преодолевать пространство и вторгаться в потусторонний мир. Возвращаться назад из такого «путешествия» очень болезненно. По-этому шаман-провидец старается не брать в работу несерьезные просьбы типа: где мне найти коз-ленка. Жалко, конечно, животное, но здоровье шамана намного дороже.

Известны случаи, когда шаман не мог вернуться из «путешествия» и погибал, не выходя из транса. В таких случаях говорят, что он не смог открыть обратную дверь мертвого мира.

У народов Азии и Казахстана шаманы-провидцы украшают бубны кровавым декором. Кровь употребляется как человеческая, так и белого барашка. Раньше (втайне) не щадилась кровь иноверцев.

Если шаман невзлюбит пришедшего с просьбой о предсказании человека, то может сказать совсем не то, что увидел.

Особо точные предсказания удается извлечь через духов в полнолуние.

Не ходят к шаману в дождь и по нечетным числам.

Как шаман направляет удар через животное.

Чтобы вылечить человека или, наоборот, навредить ему, шаман использует проводника — животных или птиц. Так же делают и наши мастера, но обряды и заклинания отличаются друг от друга. Поскольку я пишу о работе шаманов, то и буду говорить о их способах и методах.

Скажем, человек заболел. Что делают в таких случаях? К дереву, которому не менее трех лет, привязывают за веревочку красного цвета курицу. Отходят на некоторое расстояние и бросают в направлении ствола отломленные от этого дерева палочки с заклинаниями, не обращая внимания на то, как шарахается и мечется курица. На курицу смотреть совсем нельзя. Если ваш взгляд хоть раз упадет на нее, считайте, что ритуал загублен и бесполезен. Курица должна быть только черной. Достать черную (обратите внимание — черную) курицу очень трудно, а использовать в работе одну и ту же нельзя. После прочтения заклинания курицу отвязывают, следя за тем, чтобы она вас не поклевала до крови. Кровь также служит помехой в работе. Затем курицу отпускают. Я знаю, что она после этого подыхает, а человек остается жить и быстро выздоравливает. Вот такое заклинание следует читать:

Духи Арак, Ииула, Амба-Ала. Жертвую вам эту птицу. Ее крылья черны, ее клюв красен, у нее желтые, круглые глаза, у нее теплая, вязкая кровь, у нее есть печень и сердце. Возьмите ее вместо (имя больного). Духи, возьмите ее себе. У нее сладкая кровь и белое мясо. Арак, Ииула, Амба-Ала. Это я (свое имя) отдаю эту птицу взамен (имя больного).

Есть многим оберегов от колдовства сильных шаманов. Вот один из них. Повесьте пучок перьев на веревочке, прочитайте оберег и сожгите на весу пучок перьев.

Заклинаю и повелеваю чашей, из которой пьют все духи, не подходить посланникам духов, не искать ко мне путей и подступов: ни через дверь, ни через окно, ни через трубу, ни по ветру, ни через воду, ни через огонь, ни через животных, ни через птиц, ни через землю, ни через небо, ни через бубен, ни через камланье, ни через отражение в зеркале и воде. Ибо я знаю пятую заповедь древних шаманов.

Защита от шамана.

Если вы знаете, что против вас задействован по чьей-то просьбе шаман или вы поссорились с самим шаманом, не отчаивайтесь. Повторяю еще раз: если есть яд, то есть и противоядие. Но об этом поговорим позже.

Одни в них искренне верят, другие относятся со здоровым скепсисом. Шаманы. Их до сих пор немало и в России, и в других странах. В преддверии Ярмарки здоровья и народной медицины (7-11 октября, МВДЦ «Сибирь»), на которой впервые состоится сход сибирских шаманов, мы решили узнать подробнее о самых известных из них.

Шаманизм, или шаманство — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду хами в состоянии транса («камлание»). Понятие «шаман» используется во многих языках. Основная версия его происхождения — от эвенкийского слова saman.

Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли.

В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей несколько тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.

Считается, что шаманы обладают сверхъестественными способностями — могут предвидеть, прорицать и предсказывать, могут вселяться в других людей или животных, могут совершать чудесные исцеления. Сами шаманы утверждают, что у них прямая связь с духами — добрыми и злыми.

Верить ли шаманам?

Шаманы нередко отдают всю жизнь на постижение секретов и методов своего ремесла. Считать шаманизм самобытным явлением истории и мировой культуры или же всерьез рассматривать его как способ избавления от проблем — решать вам. Но если речь идет о здоровье, то обязательно сначала посетите настоящих врачей, прежде чем обратиться за помощью к представителям любых оккультных, мистических или натуропатических практик.

Вот как врачи объясняют популярность альтернативной медицины:

Если бы у традиционной медицины были ответы на все вопросы, шарлатанов бы просто не было, к ним бы никто не шел. Но поскольку медицина, даже учитывая очень высокую степень ее развития, пока не может дать однозначные ответы на все вопросы, люди идут с последней надеждой к разного рода знахарям. Часть нетрадиционных методик уже научно обоснована и признана, другая часть носит скорее психотерапевтическое воздействие, когда с человеком просто спокойно и хорошо поговорят, ему от этого становится легче. Я сам как врач работал в поликлинике, понимал, что с некоторыми больными действительно нужно просто разговаривать, и все их болезни отойдут на второй план. Иное дело, если в результате деятельности таких знахарей упускается время и наступает вред здоровью! Но человек сам выбирает, к кому обратиться за помощью...

Егор Корчагин, ныне главврач Красноярской краевой больницы (интервью 2006 года)

В настоящее время известны сибирские шаманские школы в Якутии, Туве, Хакасии, на Алтае, сочетающие традиции с новой интерпретацией мистического и ритуального опыта. Трое их представителей приедут на сход в Красноярск с 7 по 11 октября.

Верховный шаман Тувы Допчун-оол Кара-оол

Верховный шаман Тувы Допчун-Оол Кара-Оол

Ярмарки

Тувинский шаманизм — это уникальное явление. В настоящее время в республике насчитывается около 500 действующих шаманов. Верховный шаман Тувы Допчун-оол Кара-оол имеет титулы: Черный Медведь, Великий Бык-Шаман. С 2009 года он является Верховным шаманом республики Тува, председателем ведическо-шаманской организации «Адыг Ээрен» («Дух Медведя»).

Верховного шамана Тувы признали многие европейские и азиатские шаманы. В разных странах Допчун-оол Кара-оол известен как предсказатель на камнях, картах, бараньей лопатке и целитель. Он может разгадывать значение сновидений, владеет энергетическим массажем и гипнозом. Кара-оол говорит, что использует энергию природы, деревьев, гор, воды, источников воды, камней и Земли.

«Настоящий шаман — это и великий костоправ, и знаток традиций и обрядов, великий танцор и певец. Нужны не только способности, нужно знать все обряды и традиции, поэтому лучше, когда этому учат с детства. В Туве три сокровища: природа, хоомей и шаманизм», — рассказывает шаман.

На Ярмарку в Красноярск Кара-оол приедет вместе со своими помощниками: великим шаманом Юрием Ондаром, Ак-Кам, и шаманом Олегом Доспаном, Темир-Кам.

Потомственная шаманка Бурятии Надежда Степанова

Потомственная шаманка Бурятии Надежда Ананьевна Степанова

Фото предоставлено организаторами

Уже второй раз на ярмарку в Красноярск приедет делегация бурятских шаманов во главе со Надеждой Степановой — потомственной практикующей шаманкой по материнской линии с острова Ольхон, который находится на Байкале . Является Верховной шаманкой республики Бурятия, президентом Международной конфессии шаманов, членом межрелигиозного комитета ЮНЕСКО (1998), координатором ассоциации «Шаманы мира» и других религиозных организаций.

Степанова утверждает, что с раннего детства обладает сверхъестественной способностью видеть и слышать потусторонний мир, владеет могущественной энергией «всех цветов радуги». Практически с самого начала шаманской деятельности стала активно выезжать за рубеж, работать вместе с психотерапевтами, психологами и психиатрами.

«Шаманизм в крови бурятского народа. Расы, нации для меня не имеют значения. Поэтому я по всему миру езжу. Я и с африканцами работала, и с мусульманами, со всеми. Нет отдельных религий. Есть единая религия, единый Бог!», — делится шаманка.

«Надежда Ананьевна уже побывала на Ярмарке здоровья в 2014 году. Тогда многим красноярцам удалось попасть к ней на прием, и они остались под впечатлением от ее работы. В этом году шаманка вновь приедет в Красноярск, — рассказывают организаторы Ярмарки здоровья.

Потомственная хакасская шаманка Людмила Кобежикова

Потомственная хакасская шаманка Людмила Васильевна Кобежикова

Фото предоставлено организаторами

Кобежикова — представительница древнего княжеского рода Ах-Хасха, что по-русски означает «Белая кость». Из поколения в поколения в нем рождались шаманы, которые общались с духами и занимались целительством. Сегодня Кобежикова продолжает дело своих предков.

«В роду моём всегда рождались шаманы, — рассказывает она. — Советская власть помешала моей матери стать шаманкой. Наш род подвергся жестоким репрессиям. Но моя мама всё равно занималась целительством. К ней тайно, под видом родственников, приезжали люди с различными бедами и недугами. И мама им помогала».

Людмила Кобежикова много путешествует по странам мира, подолгу живет в Москве и Санкт-Петербурге. Она сотрудничает с психоаналитиками, политологами, творческими коллективами, консультирует некоторые фирмы. Шаманка практикует личные консультации и ритуалы, работу с семьями, дает бизнес-консультации. Кроме того, может изготовить обереги, травяные смеси, ароматические композиции.

Встретиться с сибирскими шаманами можно с 7 по 11 октября 2015 года в МВДЦ «Сибирь» в рамках Ярмарки здоровья и народной медицины.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

По материалам пресс-службы ВК «Красноярская ярмарка»

Сила шаманов. Боевая и лечебная магия индейцев Дикого Запада Стукалин Юрий Викторович

Обращение к шаману и шаманские церемонии

Шаман никогда лично не предлагал больному своих услуг, тот должен был сам пригласить его. Этот мудрый обычай, несомненно, служил сдерживающим фактором, не дававшим развиться у шамана жажде к наживе. Людей, требующих большой платы за свои услуги или призывающих своих пациентов проводить все новые и новые лечебные церемонии, могли обвинить в колдовстве и том, что они сами наслали болезнь. У западных апачей от услуг такого шамана вскоре отказывались, и он мог стать бедняком в течение нескольких месяцев. У мускогов шаманы получали небольшую плату за церемонию, а потом в случае выздоровления больного его усилия оплачивались сполна. Подобная практика существовала и среди оджибвеев. Шайенский шаман обычно не назначал размер оплаты за свои услуги. Когда он входил в жилище больного, ему говорили, что он получит за свою работу. А Марк Большая Дорога, шаман сиу из резервации Пайн-Ридж 1950-х годов, не брал плату за свои услуги. Он выполнял многочисленные табу, возложенные на него его духами-покровителями, одно из которых заключалось в запрете брать деньги за свои церемонии.

Поскольку большинство заболеваний можно было определить по соответствующим симптомам, больной часто заранее знал, какой именно шаман обладал Силой , необходимой для лечения его болезни, и приглашал именно его. Теоретически шаман не был обязан откликаться на любой призыв о помощи, но на практике отказывали редко. Предполагалось, что шаман никогда не откажется прийти на помощь. По словам индейцев: «Больной сам принимал решение и обращался к шаману, которого считал наиболее сильным. Ты обращался к шаману, и он сразу говорил тебе, сможет он помочь или нет. Почти любой хороший шаман мог по крайней мере сказать тебе, какое зло стало причиной болезни, хотя он мог послать тебя к другому шаману, который был способен помочь тебе». Шаманы, обладавшие огромной Силой , по словам индейцев, могли принести некоторое облегчение в любом случае. Иногда шаман пытался помочь, но не добивался никакого результата и даже не мог определить причину заболевания. У чирикауа апачей, в отличие от навахо, отдельного класса шаманов, которые только ставили диагнозы, не было. В результате многообразия источников Силы и различной степени взаимодействия между Силой и шаманом у чирикауа апачей не существовало двух совершенно одинаковых лечебных церемоний, хотя все ритуалы подчинялись определенной схеме.

Магическая связка была очень важным элементом духовной защиты для воина Равнин

Приходя к шаману, апачи (чирикауа и западные) всегда приносили кусочек бирюзы и орлиное перо. Поиск подходящего шамана иногда занимал много времени. Человек рассказывал о своих симптомах, тот проводил лечебные церемонии, но не мог помочь. Тогда человек шел к следующему. Так он мог сменить много шаманов. Если больной не мог сам прийти к шаману, к нему с просьбой о помощи шли его родственники. У навахо больной или попавший в беду человек никогда сам не шел к шаману. Это обычно делал ближайший член семьи, который шел к шаману, предлагал ему плату и назначал время.

Ближайший родственник больного ассинибойна посылал шаману ружье или лошадь, чтобы тот взялся за лечение. Иногда дар был маленьким, и шаман, считая, что он не достоин его усилий, отклонял предложение, пока его услуги не оплачивались в полной мере. Эдвин Дениг сообщал, что порой после нескольких визитов вся собственность родственников больного переходит в руки шамана и его помощников, которые также получают небольшую плату за музыкальное сопровождение процедуры. При этом, однако, размер оплаты, требуемый шаманом, зависел от того, насколько богатой была семья больного. Только получив достаточные дары, шаман приходил в палатку больного. Иногда шаман мог просто бессовестно обобрать больного. Чирикауа апачи вспоминали один из таких случаев: «Шаманка завладела всем имуществом той несчастной женщины. Она долго лечила ее и постоянно просила что-нибудь в уплату. В итоге она заявила, что для лечения больной следует перебраться в ее лагерь. Один человек предупреждал ее, что если она отправится туда, то уже никогда не вернется. И он оказался прав».

Шаманы акомов были обязаны оказывать помощь любому человеку, обратившемуся к ним. Больной мог воспользоваться услугами одного шамана или целого шаманского общества. Если болезнь была очень серьезной, звали все шаманское общество. Шаман, приходивший к больному, приносил с собой орлиные перья, трещотку из бутылочной тыквы, амулеты и травы. Он пел, молился и курил, после чего осматривал пациента, чтобы определить место попадания колдовской «стрелы », которую он «изымал », высасывая ее, или «прогонял » орлиными перьями. И в том и в другом случае перья использовались, чтобы «отогнать болезнь ». При необходимости шаман приходил к больному днем и вечером в течение четырех суток. Если к концу этого срока состояние больного не улучшалось, призывали другого шамана или целое шаманское общество.

У навахов и сегодня проведение церемоний остается весьма дорогостоящим делом. Например, шаман получает от 25 долларов за короткий вариант Ночного Пути и более 1000 долларов за полную церемонию, проводимую в течение девяти ночей. Обычно часть оплаты включает в себя корзины, одежду, ювелирные украшения, одеяла и т. п. Кроме того, шамана кормят на протяжении всей церемонии, а для собравшихся гостей устраивают пиршество. Раньше основную часть вознаграждения выплачивали домашним скотом, но во второй половине XX века такая форма стала менее популярной. Вся стоимость проведения полной церемонии Ночного Пути, включая оплату услуг шамана и его помощников, огромна и может обойтись семье больного в сумму от 3000 до 10 000 долларов. Некоторым семьям требуется более двух лет, чтобы даже с помощью различных родственников собрать необходимую сумму для организации Ночного Пути. Зачастую после церемонии некоторым семьям требуется время, чтобы привести в порядок свои финансовые дела. Но уже в 1990-е годы получаемых за проведение Ночного Пути денег было недостаточно для нормальной жизни, и большинство шаманов помимо этого участвуют в других церемониях, а также работают. Несмотря на это, шаманы Ночного Пути пользуются большим уважением среди соплеменников.

Хотя большинство болезней лечилось церемониально, при помощи опытных шаманов, некоторые недуги считались настолько банальными, что люди могли сами позаботиться о себе, либо лечение проводил любой опытный человек, не обязательно шаман. К ним могли относиться обморожения, ожоги, ревматизм, зубная боль и некоторые другие. Человек порой заболевал из-за неумеренности в чем-либо, мог ослабить себя перенапряжением или получить травму в результате неосторожности, несчастного случая или чрезмерной отваги. В старости здоровье людей также ослабевает. Можно было заразиться туберкулезом или венерическими заболеваниями «по собственной глупости», как говорили индейцы. Например, в случаях лунатизма апачи на ночь привязывали лунатика к другому человеку, чтобы он не мог уйти, не разбудив его. Они рассказывали, что один воин по ночам брал копье и бегал по скалам, а другой постоянно забирался на деревья, и применение таких простых мер принесло требуемый результат. Иногда приходилось приглашать шамана и для решения проблем, при которых церемониальное лечение не требовалось, но было необходимо знание специальных навыков. Например, у кроу, если кто-то давился пищей или случайно проглатывал кость, обращались к шаману, который лечил больных, «высасывая» из их тел инородные предметы. Но и в вышеперечисленных случаях причиной всему могли быть недоброжелатели (колдуны) и злые Силы , и если болезнь не проходила или была тяжелой, приглашали шамана, который пел, молился и исполнял различные церемонии, используя при этом необходимые лекарственные средства. Заболевший шаман также зачастую пользовался услугами другого шамана.

Здоровье, по мнению индейцев, является естественным состоянием человека, свидетельствующим о гармонии между ним и сверхъ естественным миром. В случае нарушения этой гармонии в тело человека проникали Силы зла, а потому основные методы были направлены на их изгнание из тела больного. Сиу, например, применяли три метода лечения больных – использование священных камней, заклинаний и растений. Первый метод применяли вакан-хан , как называли шаманов высшего разряда, которые могли контролировать Силу священных камней, вызывать хорошую погоду и принимать активное участие в общеплеменных церемониях. Заклинателей, изгоняющих злых духов, называли вапийя – «те, кто восстанавливает ». Шаманов, лечивших лекарственными растениями, называли пежута-вичаку – «доверяющий корням растений ». Нередко шаман использовал в лечении сразу несколько методов, но каждый из них (шаманов) получал широкую известность именно благодаря какому-нибудь одному, который у него был основным. Несмотря на некоторое различие шаманских практик у разных племен, их можно поделить на три универсальных метода, которые применялись самостоятельно или в комбинации друг с другом.

Ритуал с бизоньим черепом, сиу

1. Молитвенные церемонии . Наиболее важными считались песнопения и молитвы, в которых шаман призывал сверхъестественные Силы изгнать зло, вызвавшее болезнь. Несмотря на различные методы, в большинстве из них использовались бубны, трещотки и свистки, звук которых отгонял злых духов, а также песни и заклинания. Кроме того, у каждого шамана существовали определенные методы раскрашивания себя и больного. Во время ритуального лечения использовались амулеты и содержимое священных связок. Неотъемлемой частью процедуры у равнинных племен было окуривание дымом священной «душистой травы » (полынью), курительная трубка и табак.

2. Магическое лечение или «Магические представления» . Также использовалось психологическое воздействие на пациента при помощи всевозможных фокусов и трюков. Шаман «высасывал» из тела больного различные предметы – иглы, кусочки шерсти и т. п., объясняя, что именно они причиняли несчастному боль. Был случай, когда один из шаманов черноногих «изъял» из тела пострадавшего живую белую мышь – первого такого зверька, увиденного дикими индейцами. Неизвестно, где он раздобыл удивительное животное, но его «колдовские возможности», несомненно, помогали пациенту убедиться в силе лекарских способностей шамана. Эдвин Дениг оставил любопытное сообщение: «Мы должны отметить, с риском столкнуться с недоверием, что в двух разных случаях и при наличии свидетелей мы обследовали абсолютно обнаженного шамана-лекаря – его рот, руки и все тело в поисках спрятанных червей, змей и т. п. Эти осмотры проводились без предварительного уведомления шамана-лекаря, которого индейцы никогда прежде так не осматривали, а потому он не был готов к тому, но все же одобрительно согласился, после чего продолжил свои процедуры, и в нашем присутствии, не оставляя при этом видимых следов на теле пациента, высасывал (из тела пациента ) и выплевывал огромных червей, сгустки крови, пучки волос, кожу и прочие вещи, слишком крупные для того, чтобы их можно было легко припрятать. Трюк был проделан прекрасно и так и остался непонятным для нас». Кроме того, анализ шаманских методов показывает, что помимо всевозможных фокусов многие из них обладали сильными гипнотическими способностями.

Танцор племени хупа

3. Лекарственные средства и процедуры . Кроме молитвенного лечения, шаманы обладали знаниями лекарственных трав, кореньев и средств животного происхождения. Поскольку причиной болезней были злые духи, которые входили в тело человека, их можно было изгнать с помощью настоев или отваров из лекарственных растений. Но даже в этом случае, по словам оджибвеев, не каждый человек, знавший лекарственные снадобья, мог лечить болезни. Для этого он должен был обладать Силой , которую необходимо питать и взращивать. Именно соединение лекарственных свойств растений и этого дара свыше давало необходимый результат. Шаман сиу Без Плоти рассказывал: «Шаманы узнают свои методы лечения больных от духов в видении. Духи говорят им, что и как применять. Их лекарственными средствами почти всегда являются растения или их корни… Лекарства изгоняют болезнь из тела с потом, рвотой, калом, мочой и дыханием. Проще всего и быстрее изгнать болезнь с потом. Следующим по эффективности является дыхание. Затем идет дефекация. С мочой тоже получается хорошо. А вот с рвотой изгнать болезнь очень тяжело, но некоторые болезни по другому из тела никак не выгонишь». Для этих целей шаманы чаще всего использовали бани-потельни, клизмы и т. д. Джон Хантер, попавший к индейцам в плен и проведший среди них около двадцати лет, писал, что индейцы восточной части Великих равнин применяли в качестве рвотного внутреннюю часть коры черной акации, дикую горечавку при желудочных расстройствах. Вместо употребления рвотных средств шаман оджибвеев мог воспользоваться мягкой полоской внутренней части древесной коры, которая вставлялась в горло, чтобы вызвать рвоту.

Для примера можно рассмотреть лечебную церемонию, в которой хорошо прослеживается комбинация всех трех методов. О ней рассказал индеец, которого в годы его молодости вылечил шаман сиу: «Когда он (шаман ) вошел в мою палатку, то сел спиной к огню. Через некоторое время он поднялся, подошел ко мне и сел около моей головы, осматривая меня. Затем он взял прядь моих волос надо лбом и связал ее жгутом травы, оставив остальные волосы распущенными, после чего положил меня лицом на восток, а сам начал приготовления. Шаман достал свисток, небольшой бубен и трещотку, которой он бил в бубен. Он также достал черную материю, которой завязал свои глаза. Припав на одно колено, лицом ко мне, и ударяя трещоткой в бубен, который держал в правой руке, он сказал: «Юноша, постарайся запомнить мои слова. Ты узреешь Силу , от которой я получил право лечить болезни, и эта Сила сегодня будет использована для тебя». Затем он пересказал видение, в котором он получил свою шаманскую Силу . Когда он поднимался, я заметил лошадиный хвост, привязанный к его ремню на боку. Стоя шаман протягивал свой бубен к сторонам света, ударяя в него со всей силы иногда громче, иногда тише. Деревянная плошка, которую он принес с собой, была поставлена у моей головы. Затем двинулся ко мне, продолжая бить в бубен. Когда он приблизился, его дыхание было столь мощным, что мне показалось, оно может сдуть меня. Сильно выдыхая, он ударил себя по обоим бокам. Он все еще пересказывал свое видение и пел, но когда он на мгновение замолчал, я услышал крик красного ястреба, а присутствовавшие люди говорили, что даже видели голову ястреба, высовывавшуюся изо рта шамана. Он склонился надо мной, и я ожидал, что он начнет высасывать яд (болезнь ) из моего тела, но вместо этого почувствовал прикосновение птичьего клюва к тому месту, где была боль. Клюв вошел так глубоко, что я ощутил птичьи перья на своем теле. На некоторое время шаман замер, а затем так резко выпрямился, что сам попал в неприятное положение. Стало ясно, что он проглотил яд (болезнь ). Поблизости стоял мальчик, державший в руках набитую табаком трубку. Шаман четырежды затянулся и выпустил дым. Ему следовало избавиться от яда. Эта часть церемонии прошла с великой энергией и боем бубна. Временами он бил ногой по земле, стараясь избавиться от яда… В итоге шамана вырвало ядом в деревянную плошку. Он сказал людям, что изъял из моего тела весь яд, что в теле ничего не осталось и я поправлюсь. Открыв свою шаманскую сумку, он достал какие-то травы и положил их в чашку с холодной водой. Размешав содержимое, он велел мне выпить его, и еще такую же дозу на следующий день, и тогда я поправлюсь менее чем за десять дней. Я сделал, как он сказал, и приблизительно через десять дней был совершенно здоров».

Черноногие

Религиозные и шаманские практики американских индейцев ассоциировались с магическими числами. Обычно священным числом было «четыре», означавшее стороны света, и иногда «шесть» – в этом случае к сторонам света добавлялись «верх» и «низ». Именно по этой причине количество лекарственных средств, предписываемых шаманом больному, или количество дней, в течение которых он должен был их принимать, зачастую равнялось одному из священных чисел. Джон Хэйвуд писал в 1823 году, что шаманы чероков почитают числа «четыре» и «семь», потому что, по их словам, после того, как на земле появились первые люди, им было указано свыше, что болезни тела следует лечить в течение четырех или семи ночей.

Когда шаманское лечение не помогало и больной умирал, тому, по мнению индейцев, могло быть несколько причин, в числе которых: ошибка шамана, слабость Силы его духов-покровителей, слишком позднее обращение к шаману, когда болезнетворных духов уже было невозможно изгнать из несчастного. Иногда, если больной умирал, шаман подвергался большой опасности и мог быть убит родственниками умершего. В этом случае шаман бежал и укрывался в других лагерях. По этой причине даже белые люди порой опасались давать больным индейцам лекарства. Один из них отмечал по этому поводу: «Давать им (индейцам ) лекарства очень рискованно, поскольку, если больной умрет, белые люди будут обвинены в его отравлении, а если поправится – индейский доктор (шаман ) получит и плату, и почет».

После поселения в резервации американские власти запретили все шаманские методы лечения, но позволяли некоторым старикам использовать лекарственные растения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Специальные виды туризма автора Бабкин А В

5.2. Буддийские праздники и церемонии Существуют четыре основные традиции проведения буддийских праздников и церемоний: тибетская, японско-китайская, тхеравады и западной буддийской общины. В разных странах и регионах буддийские праздники отличаются. Буддийские

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

VII ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ТОРЖЕСТВА

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

ВЫБОР УЧАСТНИКОВ СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ Обычно в состав участников свадебной церемонии помимо свидетелей включают от двух до шести подружек невесты и шаферов. Даже если бывает трудно кому-то отказать, двух свидетельниц приглашать не принято. В том случае, когда невесте

Из книги Главные спортивные события – 2012 автора Яременко Николай Николаевич

ПЛАНИРОВАНИЕ СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ Когда, где и на сколько приглашенных?Как только жених и невеста приблизительно определят время свадьбы, им следует выяснить, в какой именно день будет свободен их священник, а также помещение для проведения церемонии в церкви или

Из книги Сила шаманов. Боевая и лечебная магия индейцев Дикого Запада автора Стукалин Юрий Викторович

РЕПЕТИЦИЯ СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ В репетиции свадебной церемонии участвуют жених и невеста, их спутники и родители невесты. Поскольку родители жениха в самой церемонии активного участия не принимают, то и на репетиции им присутствовать ни к чему. Если же они, тем не менее,

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

41. СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ПРИЕМЫ За час-два до начала церемонии невеста и подружки невесты начинают облачаться в свадебные наряды. Все подружки невесты одеваются в одной комнате обычно это происходит либо в доме невесты, либо в специально отведенном помещении церкви. В

Из книги автора

НАЧАЛО ЦЕРЕМОНИИ Звуки музыки, выбранной для шествия процессии, являются тем знаком, по которому священник в сопровождении жениха и его свидетеля выходит к алтарю. Он поднимается по ступеням и поворачивается лицом к собравшимся. Жених останавливается у ступеней, ведущих

Из книги автора

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЦЕРЕМОНИИ Когда церемония завершена, священник поздравляет молодоженов. Звучит органная музыка, сопровождающая шествие свадебной процессии к выходу из церкви. Невеста берет свой букет у свидетельницы, которая поднимает ее фату, если до этого момента

Из книги автора

СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ Мы достаточно подробно рассмотрели обряд бракосочетания у представителей трех наиболее распространенных в Соединенных Штатах вероисповеданий протестантского, иудаистского и католического. Однако иногда

Из книги автора

Из книги автора

Церемонии открытия и закрытия Церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр – самое рейтинговое телевизионное событие в мире. Наверное, даже финальный матч чемпионата мира по футболу собирает у экрана меньше зрителей. Ожидается, что 27 июля у телеэкранов во всем мире

Из книги автора

Глава 1 Шаманы, их Сила и церемонии Шаманы и различия между ними «У них в каждом лагере есть по несколько докторов – мужчин и женщин, называемых ими предсказателями, – писал Эдвин Дениг в 1854 году, – каждый из которых занимается как лечением, так и магией. Обычно это старые

Нечто необычное всегда вызывает интерес. А когда случается болезнь и врачи лишь разводят руками, не обещая действительных результатов, человек хватается за любую соломинку и ищет помощи у тех, кто обещает нетрадиционное исцеление. Колдуны, целители, экстрасенсы - все они подкупают таинственностью и неизведанностью. Шаманов тоже принято причислять к так называемым "знающим людям", а сейчас они особенно "популярны". Но если про целителей-экстрасенсов все более или менее понятно, то о шаманах говорят не так много, а людей, которые могут о них что-то рассказать, еще меньше. И все-таки, можно ли серьезно относиться к шаманизму, есть ли у него будущее? Об этом наша беседа с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, руководителем "Центра по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик" Валентиной Ивановной ХАРИТОНОВОЙ.

ЕДИНОГО мнения о времени возникновения шаманизма у ученых нет, но многие исследователи склоняются к тому, что зачатки его появились очень давно, не исключено, еще во времена палеолита. Шаманизм впитал в себя другие воззрения и представления - такие, например, как анимизм, тотемизм.

Измененные люди

В ТОМ, что принято называть шаманизмом, есть как минимум две составляющие: религиозная и целительская. Шаманы могли проводить ритуалы обращения к божествам. Но чаще такие действа осуществляли не они, а старейшины рода, старшие в семье; шаманов же как раз могли даже не допускать на святилища (кстати, как и женщин). Была, впрочем, особая категория культовых деятелей, которых называли белыми шаманами, - фактически это были жрецы, которые и проводили большие обряды жертвоприношений, сопровождавшиеся камланиями (шаманскими ритуалами) особого типа. Лечением соплеменников также занимались не только собственно шаманы, для этого существовали многочисленные категории лекарей с конкретными специализациями. Но в случае серьезных болезней, особенно непонятных, обращались обычно к шаману, который должен был камлать к божествам верхних или нижних миров, чтобы вернуть исчезнувшую "душу" пострадавшего.

Таким образом, можно сказать, что шаман - это человек, осуществлявший непосредственные виртуальные контакты с божествами, духами. Делали это шаманы не по собственной прихоти, а по просьбам сородичей. При этом шаманы были невольниками собственного избранничества - они не имели права отказать просившему, как, впрочем (в большинстве этнических традиций), не могли и требовать за свои услуги какой-то особой платы.

Почему с духами и божествами контактировали преимущественно шаманы? Потому что для такой виртуальной практики человек должен обладать некими способностями, которые у большинства людей настолько слабо развиты, что они их не замечают. Если говорить в современных научных терминах, то можно было бы вспомнить об интуиции, но это не совсем точно. У всех шаманов, как правило, блестяще развито то, что мы привыкли называть интуицией. Главное же - шаманы (как и колдуны, многие современные экстрасенсы и т. д.) умеют входить в так называемые измененные состояния сознания (ИСС) и работать в них. Войти в измененное состояние сознания - значит, грубо говоря, "переключить" деятельность своего мозга.

Это дает возможность воспринимать действительность совсем по-иному, чем в обычном состоянии сознания. Именно изменение функционирования сознания позволяет шаману виртуально - а для него самого вполне реально и осязаемо - "общаться" с некими, с точки зрения большинства современных людей, фантастическими персонажами. Ведь шаман не просто лекарь, который говорит о болезни, исходя из знаний и опыта; он должен спросить у духов и божеств, как помочь человеку, или забрать у них украденную "душу", "жизненную силу" сородича. Настоящего шамана нельзя обвинить в том, что он кривляется и дурачит публику в процессе камлания, - шаман знает, что общается с духами, верит в это. Он чувствует, ощущает духа, даже видит; мало того - он не может работать, если к нему не "пришли" духи-помощники.

Специфика ИСС у каждого человека своя (естественно, при неких общих характеристиках), пути вхождения в такие состояния тоже различны. Как уже говорилось, не только шаманы обладали подобными возможностями и использовали их. Но в шаманизме они были облачены в этническую культурную упаковку, и именно потому человека европейской культуры это всегда поражало, изумляло, даже заставляло предполагать, что он видит перед собой сумасшедших, кривляющихся перед дикарями. Поражал культурный антураж, который сопровождал шаманские ритуалы: странный костюм, особые танцы, песнопения, заклинания - все это казалось чем-то нелепым.

У шаманов были свои специфические техники работы в ИСС, точно так же, как были они и у российских колдунов, индийских йогов и многих других приверженцев магическо- и религиозно-мистических практик.

Душу взял и быстро отдал

КАК шаман может лечить человека?

Если речь идет именно о лечебном камлании, то сначала шаман должен был определить, что с человеком: болен ли он, кто "наслал" на него эту болезнь, кто "украл" его "душу" и где она сейчас. Кстати, шаманы делились на хороших и плохих. Черные шаманы (плохие) так и назывались "пожиратели душ" - они могли "воровать души" людей, тем самым убивая их. Но "душу" могли похитить и духи одного из многих виртуальных миров... Между прочим, понятие "душа" в отношении шаманских представлений может использоваться очень условно, у них не христианская концепция о душе, а воззрения, в чем-то напоминающие современные экстрасенсорные, парапсихологические концепции. В шаманских культурах обычно считается, что есть много "составляющих" человека, в частности - "жизненная сила", которая в тюркских языках, например, выражается через понятие "кут" или "хут". Считалось, что если эту силу выкрасть, то человек долго не проживет. Шаману необходимо было выяснить, куда делся "кут", найти его (для чего он или его духи-помощники отправлялись в иные миры) и вернуть хозяину. Эти путешествия являли собой мистерии, на которых присутствовали родственники больного, соседи. Камлания продолжались очень долго. Иногда, если была тяжелая ситуация, до нескольких суток.

Очень интересными и зрелищными были ритуальные путешествия, например, тунгусских шаманов. Они отправлялись к божествам, изображали разговоры с ними, вступали в какие-то схватки, бои, даже бывали ранены. Потом наконец они брали "душу", быстро возвращались с нею и вселяли ее в больного. Хорошо, если душа была недалеко, но если пациент болел тяжело, то с точки зрения шамана это означало, что его "душа" находилась в подземном мире. Чтобы путешествовать в подземный мир, нужно было обладать значительной силой и особым статусом посвящения.

Для шамана это был очень тяжелый труд, требующий колоссального физического и эмоционально-психического напряжения. Шаман камлал в костюме (который, кстати, мог весить более сотни килограммов, поскольку в нем использовалось много металлических деталей) с помощью бубна. Обычно у него были помощники. Камлали в помещении - юрте, чуме (как правило, лечебные камлания на природе не делались), в полумраке, иногда в полной темноте. В центре жилищного пространства горел костер.

Русским путешественникам, попадавшим на камлания в XVIII - XIX веках в Сибири, многое казалось удивительным и даже неестественным, "дьявольским наваждением". Во время камлания слышались какие-то странные звуки, шум, свист, крики птиц, животных, рычание медведя, волка, создавалось впечатление, что кто-то летает над головами, кто-то приходит и касается лапами сидящих... Считалось, что во время камлания шаман вызывал своих духов-помощников, а они воспринимались им и окружающими в образах животных и птиц; эти "духи" как бы материализовались в небольшом пространстве чума или юрты. То, что делал сам шаман, люди часто не успевали фиксировать в деталях, поскольку он был очень подвижен: активно танцевал, двигался, находясь при этом в измененном состоянии сознания; внешне это выглядело как экстатическое состояние.

Каким образом шаманы воздействовали на людей, в том числе и на больных, которым пытались помочь?

Многие шаманы обладали способностями вводить людей в галлюцинаторное состояние, кроме того, имела место психотерапевтическая составляющая такого сеанса, ведь они проделывали просто фантастические вещи: например, протыкали себя кинжалами, бегали по тлеющим углям или глотали их... Но вы же понимаете, что это происходило в темноте, во мраке, и если бы вы попытались попросить шамана сделать то же самое где-то при свете дня, не каждый из них рискнул бы повторить такие вещи. "Фокусам", которые умели делать шаманы, можно научиться. Сами шаманы довольно активно учились этому, потому что зрелищная составляющая мистерий давала дополнительные возможности воздействия на сознание и подсознание людей, что было необходимо: больной человек должен поверить в то, что шаман - это маг и волшебник, существо, которое может ему помочь. Кстати, в процессе сеанса пациент тоже начинает входить в своеобразные ИСС. Некоторые шаманы могли использовать гипноз. Иногда это были особые, условно говоря, магические техники. Но все это сводится к различным вариантам работы самого шамана в ИСС и передаче таких состояний, психоэнергетических посылов и эниосуггестивных программ воспринимающей стороне - перципиентам, т. е. в нашем случае пациенту и его окружению. Практика деятельности подобных личностей на протяжении тысячелетий хорошо подтверждает ее реальность и их возможности.

Многие тайны подобного воздействия остаются нераскрытыми до сих пор. В первую очередь потому, что наша наука на протяжении советского периода игнорировала те составляющие традиционных культур, которые считались сверхъестественными и суеверными или религиозными. Магия, мистика, оккультизм - о чем сейчас не говорят только немые - огульно отрицались. Однако за многим, что исследовалось в те времена только втайне парапсихологами или специалистами охранных служб (КГБ и МВД), скрываются интересные и даже непознанные до сих пор феномены.

Что говорит наука

ЕСТЬ ли какие-то научные подтверждения того, что шаман действительно проводит определенную работу, воздействует на человека?

Да, конечно. И это не секрет не только для ученых. Сейчас существует множество изданий для широкого круга читателей, в которых в доступной форме рассказывается об этом. Я могу сказать несколько слов об исследованиях шаманских состояний сознания, которые ведутся под моим руководством в интердисциплинарном варианте, т. е. коллективом ученых различных областей науки. Наиболее зримым и убедительным подтверждением для людей, далеких от шаманских практик, могут быть данные приборов, в частности показания ЭЭГ (электроэнцефалограммы), снимаемой во время рабочих сеансов. ЭЭГ свидетельствует об изменениях в работе мозга в определенные периоды шаманских сеансов. Для того чтобы понять, насколько серьезно видоизменяется работа мозга, когда шаман (или любой другой человек) находится в каком-то варианте ИСС, необходимы специальные нейрофизиологические исследования. В наших экспериментах эту работу выполняет известный нейрофизиолог, доктор медицинских наук Н. Е. СВИДЕРСКАЯ. Она получает данные ЭЭГ, которые потом проходят специальную компьютерную обработку. В результате становится понятным, в каком состоянии на тот или иной период эксперимента был мозг человека.

На основе этих данных можно говорить, что даже в облегченных вариантах шаманской практики при выполнении виртуального шаманского путешествия в работе мозга шамана происходят солидные трансформации. У перципиента наблюдаются схожие изменения, что свидетельствует о воздействии на него оператора, в данном случае - шамана.

К сожалению, у нас нет такой техники и финансовых возможностей, которые позволили бы сейчас исследовать более сложные шаманские камлания. Да и настоящих традиционных шаманов уже почти не осталось. Сейчас уже ни для кого не секрет, что шаманов в советский период репрессировали, лишали избирательных прав, приравнивая к кулакам, заставляли отказываться от практики, сдавать костюмы и бубны. В итоге в стране ситуация с шаманизмом к концу ХХ века значимо изменилась. Сейчас мы наблюдаем взрыв интереса ко всем магическо- и религиозно-мистическим практикам, своеобразное "возрождение" шаманизма.

Как вы думаете, у шаманизма есть будущее?

У шаманизма - в том варианте, в котором он был представлен даже в конце XIX - начале ХХ столетия, - разумеется, нет. Кстати, современная ситуация это хорошо демонстрирует. При усилившемся интересе к этому феномену со стороны ученых (особенно иностранных), людей, занимающихся коммерцией на подобных явлениях, а также административных, политических, культурных лидеров на местах (разыгрывание "национальной карты") бурно начал расцветать неошаманизм, в нашем случае основанный на традиционных корнях. При этом, как и во всем мире, проявился нью-эйджевский феномен. Вы знаете, что в крупных городах сейчас у молодежи есть своеобразная мода на шаманизм в различных его вариантах. Поскольку это явление воспринимается как весьма таинственное и непонятное, с его помощью делается "бизнес на дураках": вспомните, что в Москву не раз наезжали "великие шаманы всей Сибири" или как минимум "главные шаманы Чукотки". Аналогичное происходит сейчас со знахарско-колдовской традицией - возьмите любую рекламную газету.

Но в местах, где шаманизм был элементом традиционной духовной культуры, мировоззрения, он и сейчас востребован как в еще существующем традиционном варианте, так и в закономерно модифицирующемся. И в этом смысле у него есть будущее. Некоторое время будут востребованы шаманские ритуалы, связанные с семейно-бытовой обрядностью. Естественно, при отсутствии должной медицинской помощи востребованными остаются целительские способности шаманов и неошаманов, гадание, ясновидение.

Некоторые люди считают, что шаманами становились лишь те, у кого не все в порядке с головой. Это так?

Такое мнение сформировалась больше за счет случайных сведений о шаманской болезни. Психиатры долгое время считали шаманов сумасшедшими, потому что то, как проявляется состояние, условно именуемое шаманской болезнью, по внешней симптоматике напоминает многие нездоровые изменения психики. На самом деле "шаманская болезнь" - это период становления шамана, сопровождаемый различными трансформациями психонейрофизиологии человека, способствующими формированию его суперсенситивных и экстрасенсорных качеств. Фактически человек в это время проходит стадию обучения техникам погружения в ИСС и на ощупь изыскивает возможности работы в них - т. е. становится шаманом. Если "избранник духов" (а у будущих шаманов присутствуют именно такие ассоциации) никак не может сбалансировать работу собственного мозга, у него начинаются проблемы с психикой и даже с соматикой. Обычно в ситуации шаманской болезни кандидатам в шаманы помогали более опытные соплеменники, великие шаманы, которые имели возможность приобщить начинающего к практике такого рода в рамках своей культурной традиции. Сложно пройти этот путь без учителя. Но и такое случалось. Кстати, считалось, что самые сильные шаманы - это шаманы от природы (т. е. с врожденными развитыми способностями) или самостоятельно победившие шаманскую болезнь. Надо сказать, что трудности в шаманском становлении испытывали очень многие кандидаты в шаманы в тот период истории нашей страны, когда не стало великих шаманов - некому было посвящать молодых кандидатов. Многие из них так и не смогли избавиться от тяжелой психической и психосоматической патологии после периода становления. Но еще хуже было тем, кто попал в руки наших психиатров.

В плане возможных психических аномалий стоит сказать еще вот о чем: очень часто шаманами (колдунами, экстрасенсами, великими религиозными пророками и т. п.) стремятся стать люди с уже имеющейся предрасположенностью к психическим аномалиям или даже личности с соответствующими диагнозами. В таком случае их состояние обычно только усугубляется. Мало того, вполне здоровый человек, стремящийся овладеть некими практиками работы в ИСС, может утратить свою психическую адекватность при неправильном обучении либо в результате негативных сторонних воздействий - то есть на таком пути можно получить те же негативные личностные трансформации, как, например, при посещении некоторых неорелигиозных организаций, использующих определенные экстрасенсорные техники воздействия на свою паству. Кстати, мы не можем исключить полностью возможность негативных воздействий психосоматического характера и при обращении к так называемым шаманам за помощью и консультациями.

Но лечит врач

И ВСЕ-ТАКИ шаман лечит или нет?

Мы не должны так говорить. Лечит - врач. А шаман может оказывать целительское воздействие. Но тут дело не именно в шамане. Это же по силам и индийскому йогу, и азиатскому дервишу, и русскому колдуну. Дело не в шамане, а в человеке, точнее, в развитии у него суперсенситивных и экстрасенсорных способностей. А это и есть во многом то самое погружение в ИСС и работа в них, о чем мы говорим. Замечу, кстати, что здесь важен еще и нравственный фактор: способности могут быть хорошо развиты как у кристально чистого человека с идеально добрыми намерениями, так и у негодяя, желающего кому-то сделать гадость по любому поводу и без такового.

Если вернуться к нашим экспериментам, то я уже упоминала: ЭЭГ показывает, что мозг оператора и мозг перципиента работают в паре - мозг перципиента оказывается в положении ведомого. После сеанса эмоциональное состояние перципиента, его психофизиологические ощущения, как правило, улучшаются; это отчасти напоминает воздействие иммуностимуляторов.

Кстати, по условиям наших экспериментов, мы уже в ходе работы опрашиваем испытуемых. Они делают интересные наблюдения: у кого-то повышается температура в тех или иных частях тела, как при аутотренинге, например, у кого-то начинается головокружение, причем очень сильное, кто-то раскачивается на стуле, сам того не замечая... Кое-кто даже видит некие зрительные образы. Иногда виртуальное путешествие шамана и его пациента оказывается "запараллеленным".

Как пример зримого воздействия шамана на пациента могу рассказать об одном из сеансов, который был проведен во время международного симпозиума "Экология и традиционные религиозно-магические знания" летом 2001 года. В. С. ТОПОЕВ - современный неошаман, между прочим, кандидат психологических наук (в прошлом - физик), работал с приехавшим к нему швейцарцем, у которого были проблемы онкологического характера, ему предстояла тяжелая операция. Но при этом не было полной уверенности, будут ли после операции положительные изменения. По совету своих знакомых будущий пациент поехал в Хакасию, чтобы там подготовиться к операции. Первый "очистительный" сеанс прошел при многочисленных зрителях. Присутствующие могли наблюдать, насколько сильным - внешне - было воздействие неошамана на этого человека. Изначально пациент просто сидел "по-турецки" с закрытыми глазами. Через некоторое время стало понятно, что ему не хватает воздуха. У него пересохло во рту, а позже его начало трясти - сильная дрожь, заставлявшая почти подпрыгивать, не исчезала несколько минут. Кстати, дрожание, своеобразный вариант тремора, отмечается в некоторых собственно шаманских состояниях при погружении в ИСС. Должна добавить, что с пациентом сейчас все в порядке. Он перенес операцию в США и чувствует себя хорошо и уверенно.

Конечно, из практики известны ситуации, когда после воздействия шамана наступало выздоровление. Но кто скажет, что вылечил именно шаман? Результативность подобного лечения никто не отслеживал. Человек мог выздороветь, но как доказать, что именно после посещения шамана?

Сложно четко сказать, что они что-то "лечат". На уровне натуропатии, как любые целители, они знают, кому и что можно порекомендовать. Ведь шаманизм - это не только шаманские пляски. Это и весь комплекс лечебно-целительских мер. В традиционной среде, правда, существовало разделение, специализация: кто-то занимался непосредственно камланиями, кто-то - костоправством, кто-то - траволечением. Но шаман обычно знал очень многие вещи и использовал их в комплексе. Помимо того, что он "возвращал душу", он еще давал целительские рекомендации, мог делать массаж. Или отправлял к кому-то из практиков, кто мог помочь, говорил, что нужно сделать. В комплексе это давало прекрасную результативность. Иначе люди просто не выжили бы - ведь в далекие времена у них не было других лекарей, можно было рассчитывать только на такую помощь.

Нужно ли идти к шаману лечиться?

Ответа на этот вопрос я дать не могу. Точно так же, как не могу сказать, нужно ли идти лечиться к врачу. В моей личной практике очень много негативных встреч с безграмотными представителями медицины, например. Человек должен решать для себя сам, к кому ему обращаться. У каждого есть право выбора. Я думаю, что надо стараться в силу обстоятельств сочетать разные вещи. Одно могу сказать точно: нельзя ходить к шаманам и магам всех категорий, обещающим все блага мира на страницах рекламных изданий. Уж если вы решили идти к шаману, то узнайте сначала что-то о нем, о последствиях его деятельности. А заодно и о степени его грамотности. Сейчас, кстати, есть возможность обращаться к дипломированным медикам, которые сочетают в своей практике профессиональную медицину с народным целительством - биоэнерготерапией, эниосуггестологией и так далее. Одно очевидно: во всем этом велика роль личности. Вот личность и надо выбирать.

И еще одно. В современной жизни, когда кругом столько мракобесия, религиозного фанатизма и просто безграмотности, очень важно не потерять здравомыслия. Страшно, если состояние вашего сознания изменится до такой степени, что вы вместо реальных действий в ситуации своей болезни или болезни родных начнете, например, уповать на Бога и молитвы, обращенные к нему. Есть хорошая русская пословица: на Бога надейся, а сам не плошай. Также и с шаманами, колдунами, "академиками высшей магии". Не забывайте, что главный помощник в борьбе за ваше здоровье - это вы сами: правильный образ мыслей, здоровый образ жизни, очищение организма, гимнастика, закаливание, нормальное питание всегда и всем помогали отодвинуть момент необходимости обращения за помощью к кому-то, особенно - за "волшебной" помощью, которую мы почему-то ждем от шамана или ему подобных лиц...

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.