Кто такая мать Тереза? Фото, биография, высказывания Орудие Божьей любви.

Кто такая Мать Тереза? Католическая монахиня, основательница организации, осуществляющей помощь бедным и обездоленным. Про Мать Терезу написано множество книг, снят не один фильм. А главное, как и о любом другом знаменитом человеке, создано огромное количество легенд. Биография Матери Терезы - тема статьи.

Духовный лидер католического мира

Правду о Матери Терезе обычные люди сегодня едва ли узнают. Одни называют ее святой, другие приводят факты, указывающие на то, что далеко не все пожертвования, направленные в организацию, основанную нею, были использованы в благотворительных целях. В биографии Матери Терезы противоречий нет, но есть они в данных о количестве людей, которым была оказана помощь. Так или иначе, она остается одним из самых сильных духовных лидеров во всём мире. Даже спустя двадцать лет после смерти.

Символ милосердия и самопожертвования

Кто такая Мать Тереза? Это одна из величайших женщин двадцатого столетия. Удостоенная после смерти государственных похорон, она считалась другом скорее бедных, нежели богатых. Основными качествами Матери Терезы были сострадание, способность к самопожертвованию. Ее имя стало синонимом к слову "милосердие". Слова Матери Терезы часто цитируют верующие люди. Однажды она сказала: "Я карандаш в руках Бога - это он пишет". Эти слова Матери Терезы можно объяснить следующим образом: всё, что она делала, являлось следствием глубокой веры. Однако, согласно некоторым источникам, самая знаменитая католическая монахиня нередко страдала от противоречий в душе. Но об этом будет сказано позже.

Если задуматься о том, какие качества свойственны великой душе, то прежде всего приходит в голову сострадание, самоотверженная любовь и забота, не ожидающая награды. Верующих людей на земле немало. Но лишь единицы способны полностью отречься от стремления к благосостоянию, карьерному росту, семейному счастью, положению в обществе ради служения Богу. Одной из таких удивительных личностей была Святая Мать Тереза. Ее имя знает каждый, оно давно стало нарицательным.

Но немногим известно о том, какой путь пришлось пройти этой женщине. Почему она стала монахиней? Что подтолкнуло на создание международной благотворительной организации? Обо всём этом расскажет краткая биография Матери Терезы, изложенная ниже.

Ранние годы

1910 год. Умер русский писатель и гуманист Лев Толстой. Родился самый известный океанограф столетия француз Жак-Мишель Кусто. А в сербском городке Скопье на свет появилась Агнес Гондже Бояджиу. Много лет спустя она станет известна как Мать Тереза, хорошие качества и светлые дела которой будут вдохновлять людей по всему миру.

Скопье — живописный город, расположенный у подножия Балканских гор. Населен он в основном мусульманами-албанцами. Семья Борджиу принадлежала к маленькой католической общине, история которой восходит к первому веку. Кто такая Мать Тереза? Это дочь весьма успешного бизнесмена, который многие годы принимал активное участие в общественной жизни. Ранний период в биографии Матери Терезы не омрачен событиями. Девочка росла в достатке, была окружена любовью и заботой.

Мать Агнес была женщиной чрезвычайно доброй, готовой помочь каждому. Она участвовала в благотворительности, но не показательной, а истинной. Нередко ухаживала за больными, помогала бедным. Родители стали для Агнес примером милосердия и сострадания. У неё было счастливое детство, далекое от мировых треволнений.

Агнес было всего четыре года, когда в пятистах километрах от Скопья произошло убийство эрцгерцога, после чего весь мир был втянут в кровопролитную войну, завершившуюся спустя четыре года. Количество погибших превышало пять миллионов. Тогда многие полагали, что эта война - конец всем войнам. Но они ошибались...

Смерть отца

В Сербии тем временем крепло албанское освободительное движение. Отец Агнес принимал в нем активное участие. Вскоре он погиб. Согласно одной версии, был убит во время уличных беспорядков. По другой — умер в результате отравления.

Мать Агнес была искусной швеей, а потому семья не пошла по миру. Но без главного кормильца приходилось нелегко. В то время Агнес чаще посещала церковь. Она нередко видела в газетах заметки о сестрах милосердия, спасающих больных в Индии, и восхищалась этими женщинами. А вскоре приняла решение уйти в монахини. Ей было восемнадцать лет.

Начало духовного пути

Кто такая Мать Тереза? Это знаменитая женщина, которая, будучи восемнадцатилетней девушкой, вознамерилась стать монахиней, хотя монахинь никогда в жизни не видела. Она вступила в Орден сестер Лорето — единственную католическую организацию, работавшую в Индии. Но прежде должна была пройти собеседование в Париже. А в случае положительного исхода отправиться в Ирландию, где и готовиться к путешествию. В сентябре 1928 года девушка села в поезд, который отвез ее далеко от родных мест. Мать Тереза вернется в родной город спустя 42 года.

В Индии: первые годы

Собеседование в Париже прошло успешно, затем Агнес переехала в Ирландию, где в первую очередь должна была пройти экспресс-курс английского языка. Через шесть недель она уже направлялась в Индию. Это было долгое изматывающее путешествие, продолжавшееся больше месяца, можно сказать, первое испытание в жизни новоиспеченной сестры милосердия. Она прибыла в Индию, не представляя, что ждет ее впереди. Так начался основной, решающий период в биографии Матери Терезы.

В 1929 году Индия была еще британской. Британцы там находились более трехсот лет, и последние сто — правили. К тому времени, когда туда прибыла будущая Мать Тереза (фото в молодости и в другие периоды ее жизни можно видеть в этой статье), здесь проживало около трехсот миллионов человек.

Несколько месяцев Агнес провела на севере страны, где был расположен монастырь Лорето. Она хотела работать учителем, но прежде следовало изучить бенгальский язык. Послушницей Марией Терезой она стала через шесть месяцев после приезда в Индию. Спустя два года, на протяжении которых она преимущественно работала в местной больнице, ее перевели в Калькутту.

Помощь бедным

Первое время она работала учителем в монастыре. Школу, где преподавала Мать Тереза, не посещали дети жителей трущоб, численность которых в ту пору увеличивалась с каждым днём. Эта работа ее полностью удовлетворяла, но однажды девушка получила письмо от матери, в котором та писала: "Не забудь о том, что ты приехала в Индию для того, чтобы помогать бедным".

Сохранилось много высказываний Матери Терезы. В девяностые годы в одной из телевизионных программ католическая монахиня вспоминала о том, что тогда, в первые годы пребывания в Индии, она приняла твердое решение: из любви к Богу давать бедным то, что богатые получают за деньги.

Вторая мировая война

Гитлер шел через Европу, и казалось, ничто его не остановит. В союзе с Италией и Японией Германия снова втянула мир в войну. После нападения японцев на Перл-Харбор перед британцами в Индии встала перспектива японского нашествия. В 1943 году в Калькутте были конфискованы все суда. Последствия были ужасающими.

В Калькутте начался голод. Мать Тереза и другие монахини, а также члены прочих благотворительных организаций делали всё, что могли. Тем не менее от голода умерло около двух миллионов человек. В сентябре 1945 года Япония капитулировала. Орудия, наконец, смолкли.

Междоусобицы в Индии

Вторая в столетии мировая война закончилась. Но в Индии затевалась своя война. Всё чаще происходили массовые беспорядки. Однажды митинг, начавшийся вполне мирно, закончился многочисленными жертвами: произошло столкновение между индуистами и мусульманами.

Жизнеописания знаменитых людей всегда наполнены мифами. Сложно определить, читая биографию того или иного великого человека, где в ней правда, а где вымысел. Немало полумифов существует относительно Матери Терезы. На фото, сделанных в разные периоды жизни, мы видим вполне обычную женщину, разве что облаченную в монашеские одежды. Но можно ли назвать обычным человека, который жизнь посвящает людям незнакомым, но оказавшимся в тяжелой ситуации?

После того как в Калькутте начались беспорядки, работы у монахинь было немало. Представавшее перед глазами зрелище мог вынести лишь невероятно сильный в духовном смысле человек. И даже ему требовался отдых. Однажды Мать Тереза решила на время покинуть Калькутту, провести несколько недель в монастыре, расположенном в Джайпуре. Она села в поезд, но до обители так и не доехала. По ее словам, в дороге она услышала голос, который приказывал ей вернуться в Калькутту, жить рядом с бедными, обездоленными и помогать им.

"Сестры Миссионерки Любви"

В конце сороковых годов была основана община, направившая свою деятельность на создание больниц, приютов, школ для детей из самых бедных районов Индии. Эта организация оказывала помощь всем нуждающимся, независимо от вероисповедания. Разрешение от католической церкви Матери Терезе получить было непросто. Почему именно Индия? Ведь там так мало христиан и почти нет католиков. Но героиня сегодняшнего повествования была уверена в том, что она должна находиться рядом с теми, кому тяжелее всего. В конце сороковых годов в помощи прежде всего нуждались жители Калькутты.

В жизни Матери Терезы, согласно ее воспоминаниям, самым тяжелым периодом был тот, когда предстояло проститься с монастырем Лорито. Этот оазис спокойствия и умиротворения, расположенный в центре кромешного ада, в который превратилась некогда прекрасная Калькутта, стал для нее родным домом. Проститься с ним оказалось для Матери Терезы сложнее, нежели покинуть родной город. Но ностальгировать времени не было. Предстояло провести масштабную работу по организации конгрегации «Сёстры Миссионерки Любви».

Орудие Божьей любви

Сложность в начинании любого дела заключается прежде всего в непонимании со стороны окружающих. Многие считали, что Мать Тереза серьезно заблуждается, полагая, что у ее идеи, хотя и основанной на милосердии и вере, найдутся последователи. Начала она с того, что умела делать профессионально: учила детей из бедных семей. Через три месяца после организации общины у нее появилась первая помощница. Спустя полгода их уже было двенадцать. Они не только учили детей, но и много времени проводили в больницах. "Мы - орудие Божьей любви", — одно из высказываний наши героини. Мать Тереза не любила, когда хвалят её или ее помощников, уверяя, что всё, что они делают, совершается по Божьей воле.

Каждый день Мать Тереза и ее помощницы проводили в трудах: готовили пищу для бедных, лечили их, учили детей. Со стороны местного населения к европейцам было мало доверия. И это ещё одна сложность, которую пришлось преодолеть Матери Терезе. К тому же она не хотела, чтобы ее и ее помощниц воспринимали как некую социальную службу, и настаивала на том, что выполняет Божью волю. Всё, что она совершала, это своего рода способ выразить свою любовь к Иисусу Христу.

Миссионерство по всему миру

В шестидесятые годы деятельность организации, основанной Матерью Терезой, переступила границы не только Калькутты, но и Индии. Появилось несколько сотен отделений и ещё больше домов милосердия, расположенных более чем в ста государствах. Миссия Матери Терезы действует прежде всего там, где не так давно произошло стихийное бедствие.

Признание

За свою жизнь Мать Тереза была удостоена нескольких наград, в том числе и международной Нобелевской премии, стала символом милосердия и сострадания. О героине сегодняшней статьи, как уже сказано, снято множество документальных фильмов.

Но не всегда режиссеры изображают основательницу самого крупного благотворительного фонда в образе блаженной. Одну из версий, идущую вразрез с общепринятым мнением о положительных качествах Матери Терезы, изложим чуть позже. Прежде стоит рассказать о последних годах жизни знаменитой монахини.

Ухудшение здоровья матери Терезы наступило в середине восьмидесятых годов. Однажды, при посещении Иоанна Павла II, у нее случился сердечный приступ. Спустя пять лет Матери Терезе вживили искусственный кардиостимулятор. Операция продлила ее жизнь, но не избавила от мук. В начале девяностых Мать Тереза перенесла пневмонию. В 1996 году у главы Ордена милосердия была обнаружена малярия. В марте 1997 года Мать Тереза отказалась от обязанности руководителя Ордена милосердия. Спустя несколько месяцев ушла из жизни.

Одинокая монахиня

Существует мнение, что Мать Терезу долгое время мучило чувство одиночества и опустошенности. Боролась она с ними с помощью самодисциплины и каждодневного труда. В одной из книг, посвящённых ей, даже приведена цитата, явственно указывающая на сомнения в существовании Бога.

Она более пятидесяти лет посвятила служению бедным и обездоленным. Каждый день выполняла работу тяжёлую и в физическом, и в душевном плане. При этом несчастных людей не становилось меньше, напротив, их количество возрастало. Мать Тереза словно выполняла сизифов труд, что, может быть, и послужило появлению чувства одиночества, обреченности. Как выразилась она в одном из писем католическому священнику, человеку, с которым ее связывала многолетняя дружба, "и в моей душе, и в мире - тьма".

Но больше всего поражает версия ученых из университета Монреаля, которые провели исследование. Они поставили под сомнение урок доброты и милосердия двадцатого столетия.

Образ, вымышленный прессой

Ученые несколько лет изучали документы, свидетельствующие об основных фактах из молодости Матери Терезы. Особое внимание уделили деятельности организации, основанной ею. В конечном счёте пришли к выводу, что образ католической монахини, причисленной к лику святых, является не чем иным, как вымыслом прессы.

В качестве доказательств исследователи прежде всего обращают внимание на политические связи, которые могут показаться довольно сомнительными, крупные суммы, проходившие через ее руки. И, конечно, плохой уход за больными в клинике Матери Терезы. Примечательно, что в последние годы жизни, когда здоровье заметно пошатнулась, она предпочла хорошо оборудованную калифорнийскую лечебницу одной из своих больниц.

Прославленная монахиня, по мнению ученых, придерживалась весьма строгих, если не сказать жестоких, взглядов. Например, ограничивала выдачу больным обезболивающего, уверяя, что их участь - это страдание. Она резко выступала против абортов, разводов и контрацепции, что, впрочем, характерно для любого настоящего католика.

Клиники Матери Терезы находились в запущенном состоянии. Об этом утверждают врачи, которые в начале двухтысячных провели обследование лечебниц. Дефицит обезболивающих препаратов нельзя объяснить недостатком средств. Мать Тереза получала деньги со всех уголков мира. Во время природных катаклизмов в Индии пожертвование она не осуществляла, но настоятельно рекомендовала молиться.

Мать Тереза и гаитянский диктатор

Что же касается сомнительных политических связей, то во время своего пребывания на Гаити Мать Тереза завязала весьма дружественные отношения с местным диктатором. В результате получила миллион долларов. Мать Тереза курировала секретные банковские счета, на которые поступали огромные суммы. Назначение их неизвестно. При исследованиях, проведенными не только учеными, но и журналистами, установлено, что на благие цели знаменитая монахиня направляла лишь десятую часть средств организации. Стоит также добавить, что в фонд привлекалось профессиональных врачей очень мало. Сама же Мать Тереза называла свою клинику "домами для умирающих".

В клиниках фонда милосердия не делалось различий между неизлечимыми и излечимыми больными. Все находились в равных условиях. Таким образом, люди, имевшие шансы на выздоровление, подвергались риску смертельной инфекции.

О том, что в действительности скрывалось за образом святой, сегодня узнать невозможно. Но даже если поверхностно изучить некоторые источники, можно обнаружить, что в них присутствуют существенные расхождения. В одном говорится о том, что монахиня время от времени слышала Глас божий. Другие указывают на отсутствие в ней веры.

Ватикан канонизировал очередную убийцу – Мать Терезу
Мать Тереза была злобной и жестокой женщиной, по вине которой приняли мученическую смерть многие тысячи людей. В её «Домах для умирания» было запрещено давать обезболивающие средства, а больные умирали почти от любых болезней..

Папа Римский Франциск на площади Святого Петра в Риме перед лицом 120 тысяч людей, официальных делегаций из 15 стран, а также перед специально приглашёнными 1500 итальянскими бездомными, канонизировал мать Терезу.

Теперь она стала святой римско-католической церкви. Федеральное Агентство Новостей (ФАН) в связи с этим напоминает читателям наиболее скандальные факты из биографии Агнес Годже Бояджиу.

При своём рождении 26 августа 1910 года Мать Тереза получила имя Агнес Годже Бояджиу. Это произошло в Скопьё, в богатой семье албанцев-католиков. Её отец Никола Бояджиу, родом из Призрена, был ярым албанским националистом, состоял в подпольной организации, целью которой было «очищение Скопьё от славян-оккупантов (имеются ввиду македонцы, сербы и болгары) и присоединение его к Албании».

Ненависть к славянам стала причиной насильственной смерти Николы в 1919 году – его убили во время атаки на сербскую деревню. Его дочь унаследовала нелюбовь к славянам. Хотя она свободно владела сербским языком и даже закончила сербскую гимназию, но во время своих будущих официальных посещений Югославии она всегда общалась только через переводчика.

Её отношение к родному городу, ныне столице Республики Македония, тоже весьма своеобразно. Когда 26 июля 1963 года в результате землетрясения там погибло 1070 человек и было разрушено 75% зданий, Агнес Бояджиу отказалась выделять Скопьё финансовую помощь от своего монашеского ордена, но публично благословила персонал американского военного госпиталя.

Госпиталь пробыл в Скопьё 15 дней. Как говорят македонцы, американцы 5 дней монтировали госпиталь, 5 дней делали фотосессию на фоне развалин и 5 дней демонтировали свой лагерь. И теперь в музее Скопьё, посвящённом землетрясению, десятки фото, где запечатлено, как американцы самоотверженно помогают македонцам.

При этом Советский Союз отправил в Скопьё 500 военнослужащих инженерных войск, которые отработали там полгода. Но сохранилось только одно фото – советским солдатам некогда было фотографироваться, они спасали жизнь македонцам, оказавшимся под завалами.

Позже мать Агнес Бояджиу четыре раза посетила Скопьё и даже стала его почётным жителем. Его обыкновенным жителем она перестала быть в 1928 году, когда после окончания гимназии она уехала в Ирландию в монашеский орден «Сестры Лорето». Там она выучила английский язык, стала монахиней под именем Тереза и была отправлена в индийский город Калькутта преподавать в католической школе имени святой Марии.

Далее, по её воспоминаниям, в 1946 году ей было видение Иисуса Христа, который приказал ей бросить школу, скинуть монашескую одежду, надеть местное национальное платье сари и идти помогать самым бедным и несчастным. Впрочем, в других своих воспоминаниях она утверждала, что Бог приходил к ней регулярно, начиная с пятилетнего возраста.

Как ни странно, ей удалось заручиться и поддержкой властей и своего непосредственного католического начальства. Под учреждение, которое сама мать Тереза назвала «Дом для умирающих», мэрия выделила ей в 1948 году бывший храм индийской богини Кали. Персоналом стали 12 монахинь учреждённого матерью Терезой ордена «Сёстры миссионерки любви». В 1950 году его поддержал епископ Калькутты Фердинанд Периер, а позже он стал действовать по всему земному шару с благословения Римского Папы Павла VI.

Всемирная слава к её организации пришла в 1969 году, когда по заданию ВВС журналист Малкольм Маггеридж снял восхваляющий её документальный фильм «Something Beautiful for God» («Нечто прекрасное для Бога»). Но это был не просто хвалебный материал – экзальтированный журналист утверждал, что на съёмках произошло чудо: в Доме для умирающих не было освещения, но съёмки удались, поскольку «появился божественный свет».

И хотя оператор Кен Мак-Миллан позже заявил, что просто им впервые была применена новая плёнка фирмы «Кодак» для ночных съёмок, в те времена Интернета не было и не мог оператор перекричать могущественную корпорацию ВВС. Впрочем, людям всегда интереснее читать о чудесах, чем о новых свойствах киноплёнки.

Результатом мощного пиара число монахинь ордена приблизилось к 5000, появилось более 500 храмов в 121 стране мира. Повсюду стали открываться хосписы, центры помощи тяжелобольным, социальные дома. Хотя мать Тереза по-прежнему называла их «Домами для умирающих».

Что они представляют собой на самом деле, рассказала в документальном фильме «Ангел из ада» Мэри Лаудон, работавшая в одном из них:

«Первое впечатление было, как будто я вижу кадры из нацистского концлагеря, так как все пациенты тоже были обриты наголо. Из мебели только раскладушки и примитивные деревянные кровати. Два зала. В одном медленно умирают мужчины, в другом – женщины. Практически никакого лечения, из лекарств только аспирин и другие дешёвые препараты.

Капельниц не хватало, иглы использовались многократно. Монахини промывали их в холодной воде. На мой вопрос: почему они не делают их дезинфекцию в кипятке?, мне ответили, что это не нужно и на это нет времени. Помню 15-летнего мальчика у которого вначале были обычные боли в почках, но ему становилось всё хуже и хуже, так как он не получал антибиотики, а позже ему стала необходима операция. Я сказала, что для того чтобы его вылечить нужно лишь вызвать такси, отвезти его в больницу и оплатить ему недорогую операцию. Но мне отказали в этом, объяснив: «Если мы сделаем это для него, то придётся это делать для всех»…

Слова Мэри Лаудон подтверждают и результаты многочисленных проверок «Домов для умирающих». Неоднократно отмечалось, что там практически не заключают трудовые договоры с врачами, а всю основную работу выполняют трудящиеся бесплатно волонтёры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, перенос болезней от одного пациента к другим, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих.

Обезболивающие средства новая святая фактически запретила, заявив: «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует». В результате, болевой шок стал причиной смерти для многих.

Всё вышеперечисленное идеально укладывалось в её концепцию «спасения» больных. Если для нормальных людей спасение больного означает его выздоровление, то для матери Терезы это означало его переход в католицизм и спасение таким образом от мук ада в загробной жизни. Поэтому, чем сильнее страдал больной, тем легче было его убедить, что для избавления от страданий надо стать католиком, и Иисус Христос поможет тебе. Обряд крещения в Домах для умирающих проходит так же просто, как и всё остальное: больному покрывают голову мокрой тряпкой и читают соответствующую молитву. А дальше, если пациент после этого выживет, то всем расскажет, что это стало благодаря переходу в католицизм, а если не выживет, то ничего не расскажет.

Когда же самой матери Терезе понадобилась медицинская помощь, она не стала пользоваться услугами своих медучреждений, а отправилась лечиться в одну из самых дорогостоящих клиник в мире в американском штате Калифорния. Целоваться с Иисусом ей тоже не захотелось – обезболивающие использовались в полном объёме.

Так же легко она меняла свою позицию и по другим вопросам, если ей это было выгодно. Так она была категорически против абортов. В своей речи при вручении ей Нобелевской премии мира в 1979 году она заявила: «Самая большая угроза миру сегодня – это аборты, потому что это прямая война, убийство, прямое убийство человека его собственной матерью».

Однако, когда её подруга премьер-министр Индии Индира Ганди начала насильственную стерилизацию бедняков, то Агнес Бояджиу полностью поддержала эту кампанию. Правда, в 1993 году снова изменила свою позицию и осудила 14-летнюю ирландскую девушку, которая сделала аборт после изнасилования.

Путешествуя по всему миру, Агнес Бояджиу везде требовала запрета и разводов, так как каждый брак освящён Богом. Однако, когда другая её подруга принцесса Диана развелась с принцем Чарльзом, то она объявила, что «это правильное решение, так как из семьи ушла любовь».

Кроме этого она требовала полного запрета всех видов контрацептивов, а при напоминании о том, что они препятствуют распространению СПИДа, заявляла, что СПИД это «справедливое возмездие за неправильное сексуальное поведение». Ненавидела она и феминизм и призывала женщин «предоставить мужчинам делать всё то, к чему они лучше приспособлены».

Документальный фильм «Something Beautiful for God» был не единственной успешной акцией по созданию имиджа Агнес Бояджиу, как бескорыстной спасительницы обездоленных.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, мать Тереза не поленилась съездить туда и попозировать фотографам на фоне новых домов, построенных другими благотворительными организациями. Её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.

Когда в Индии вспыхивали эпидемии, то мать Тереза не оказывала помощи в борьбе с ними, но зато активно фотографировалась с больными. А когда она позже прибывала в Рим, то СМИ сообщали всему миру, что она помещена под карантин. Это было ещё одно напоминание о её мнимой борьбе с болезнями.

Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.

Несмотря на то, что Агнес Бояджиу везде призывала к скромному христианскому образу жизни, сама она во время своих многочисленных путешествий по миру предпочитала передвигаться в персональных самолётах и вертолётах, а останавливаться в самых фешенебельных резиденциях.

Благодаря массированной пропаганде, миллионы людей поверили всемирной благодетельнице несчастных и высылали её ордену свои пожертвования. Кроме Нобелевской премии, мать Тереза и её орден получили ещё десятки премий от различных организаций на огромные суммы. Однако о том, как они расходуются, нобелевская лауреатка говорить не любила. На просьбы журналистов об интервью она обычно отвечала: «Пообщайтесь лучше с Богом».

Благодаря дружбе с Индирой Ганди, её монашеский орден, зарегистрированный в Индии, был долгие годы освобождён от какого-либо финансового контроля под предлогом того, что он является крупной благотворительной организацией. При этом, когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры миссионерки любви» не было даже среди 200 первых.

Сама мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии врала, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты. Проверка, проведённая индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.

Самый мощный скандал, связанный с расходованием пожертвований, полученных Агнес Бояджиу, произошёл в 1991 году, когда немецкий журнал Stern на основе документов опубликовал информацию о том, что только 7% пожертвований идёт на лечение больных. Гигантские суммы оседали на счетах Банка Ватикана в Риме. Несмотря на огромные суммы, никто не проводил модернизацию медицинских центров, не закупалось оборудование. Вместо этого средства тратились на открытие новых центров по всему миру, где под видом спасения тела спасают душу путём её обращения в католическую веру. Официально на новые центры и ушла вся Нобелевская премия новой святой.

Происхождение пожертвований мать Терезу не смущало. Она спокойно принимала деньги, награбленные диктаторами у своих народов. Причём, как от проамериканских антикоммунистических диктаторов, так и от коммунистических.

В 1981 году она посетила Гаити, где правил Жан-Клод Дювалье, получивший власть за 10 лет до этого в 19-летнем возрасте после смерти отца-диктатора. Казалось, что хорошего можно сказать о ситуации в самой бедной стране Западного полушария и одной из беднейших в мире, где процветают коррупция и болезни, и где семейством Дювалье совершено 60 тысяч явных и тайных политических убийств.

Однако мать Тереза заявила, что нигде в мире не видела такой близости между бедняками и руководителем государства.

В результате, она получила от гаитянского диктатора 1,5 миллиона долларов. Республика Гаити и её руководитель ей явно понравилась, и в 1983 году она посетила их снова. На сей раз после высказываний о том, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью» она была награждена высшей наградой страны – орденом Легиона славы и получила ещё 1 миллион долларов. Взаимная любовь на Гаити кончилась через 3 года, когда народ сверг любимого диктатора, а тот отплатил любимому народу тем, что украл у него сотни миллионов долларов, бежав с ними в свою резиденцию на Французской Ривьере.

В 1989 году она посетила родину своих предков – Албанию. Она была там по приглашению нового коммунистического лидера Рамиза Алии, который, по примеру Михаила Горбачёва, решил провести в своей социалистической стране демократические реформы. Он принял власть за четыре года до этого, после смерти Энвера Ходжи, правившего Албанией 40 лет.

Среди государственных руководителей трудно найти человека, имеющего большие заслуги перед католической церковью, а также перед всеми другими церквями. Первое, что он сделал, придя к власти после Второй мировой войны, был расстрел двух католических епископов и 40 священников. В 1967 году вождь албанских коммунистов объявил, что его страна стала первым в мире атеистическим государством.

В связи с этим были закрыты все храмы, в том числе и 157 католических церквей. Священнослужители брошены в тюрьмы. За совершение религиозных обрядов полагалась смертная казнь, а за индивидуальное исповедование религии – отправка в лагеря. Расстрелы священнослужителей всех вероисповеданий продолжались в течение всего периода его правления. Так, в 1971 году, когда вышедший из тюрьмы католический священник Штьефен Курти крестил младенца, он был расстрелян, родители отправлены в лагеря, а младенец в детдом.

Но всё это не помешала монахине Терезе возложить венок на могилу Энвера Ходжи и сказать о нём много похвальных слов. Позже Агнес Бояджиу посетила вдову Энвера – Неджмие. О новом руководителе Албании она сказала, что «счастлива за свой народ, у которого есть такой руководитель».

Албанский народ не оценил своего счастья и в 1992 году отстранил Рамиза Алию от власти, а ещё через год отправил его в тюрьму.

Кроме Рамиза у матери Терезы были взаимовыгодные встречи с коммунистическими руководителями Кубы и ГДР – Фиделем Кастро и Эриком Хоннекером. Получала она деньги и от Ясера Арафата, с которым встречалась в Ливане.

Крупным спонсором ордена «Сёстры миссионерки любви» был и английский лорд еврейского происхождения и медиамагнат Роберт Максвелл, укравший из пенсионного фонда своих же работников 600 миллионов долларов и избежавший тюремного наказания из-за гибели на яхте.

Другим известным дарителем, облагодетельствовавшим мать Терезу на 1,25 миллиона долларов, был американец Чарльз Киттинг. Позже, когда он попал под суд за то, что ограбил 23 тысячи вкладчиков своего фонда на 252 миллиона долларов, мать Тереза послала письмо с просьбой о помиловании верного и щедрого сына католической церкви.

В ответном письме прокурор Пол Терли написал, что «церковь не должна позволять использовать себя как средство для успокоения совести для преступника» и предложил Агнес Бояджиу вернуть полученные от Киттинга деньги тем, у кого они были украдены. В ответ – тишина.

Интересно, что другим получателем помощи от Чарльза Киттинга был американский сенатор и большой друг нынешней украинской власти Джон Маккейн. Может быть, всё это и помогло щедрому католику отделаться за такое огромное хищение всего лишь 4,5 годами тюрьмы и сейчас он снова в крупном американском бизнесе.

Отказ вернуть деньги, украденные у американцев, не испортили отношения матери Терезы с властями США. Совсем наоборот: наряду с Ватиканом, удостоившим её своей высшей наградой – объявлением святой, вторым государством, сделавшим это, стали США. В 1996 году она стала почётным гражданином США, это звание до неё получили всего 3 иностранца, а в 1997 году она была награждена высшей американской наградой – Золотой медалью Конгресса. Официально такие высокие награды объясняются её благотворительной деятельностью, но наверняка не забыты и её другие заслуги перед США.

3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества. В результате взрыва ёмкости на 60 тысяч литров на химическом заводе, принадлежавшем американской компании «Юнион карбайд», в воздух попали 42 тонны ядовитых паров. 4000 человек погибли сразу, ещё 21 тысяча позже. Общее количество пострадавших – до 600 тысяч человек.

Причиной катастрофы стала экономия на мерах безопасности со стороны химической компании, хотя в «Юнион карбайд» упорно твердили, что это диверсия. Кроме того, компания отказалась сообщить название ядовитого вещества из соображений коммерческой тайны, что затруднило работу индийских гражданских и военных медиков. Пренебрежение американским бизнесом вопросами безопасности местного населения, приведшее к таким ужасающим последствиям, могло поставить под удар не только химическую компанию, но и репутацию США во всех странах третьего мира.

Меры были приняты. На сей раз мать Тереза не осталась безучастной к трагедии индийского народа. Она прибыла в Бхопал в сопровождении своих многочисленных монахинь и волонтёров. Мать Тереза выступала в людных местах и в своих выступлениях объясняла, что это наказание от Бога, что надо молиться, и он накажет виновных, а сейчас надо простить. Последнее слово было главным во всех её речах. Это же внушали монахини и волонтёры в индивидуальном порядке тем, кому они оказывали свою примитивную медицинскую помощь.

Это помогло предотвратить антиамериканские выступления, которые привлекли бы внимание во всём мире. Американская компания «Юнион карбайд», ответственная за эту трагедию, смогла в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования договориться о выплате жертвам аварии 470 миллионов долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков.

Расследование трагедии продолжалось 26 лет и только 7 июня 2010 года суд в Бхопале приговорил семерых индусов, работавших на химическом заводе к двум годам тюрьмы и штрафу на сумму, равную 2100 долларам США. Бывший директор завода американец Уоррен Андерсон был оправдан.

Компания «Юнион карбайд» сделала ордену матери Терезы крупное пожертвование. Разумеется за медицинскую помощь, а не за пропагандистскую.

Имеется и информация о том, что через организацию матери Терезы оказывалась тайная финансовая помощь никарагуанским контрас. Это косвенно подтверждается её награждением президентом США Рональдом Рейганом Медалью Свободы в 1985 году.

С момента смерти основательницы ордена «Сёстры миссионерки любви» и до того момента, как она стала святой прошло ровно 19 лет, и шёл этот процесс нелегко. По правилам католической церкви для того, чтобы человек был канонизирован как святой, он должен совершить чудо.

Поиск чудес, совершённых матерью Терезой, был поручен канадскому священнику Брайану Колодийчуку. Вначале он объявил, что жительница индийского штата Бенгалия Моника Бесра имела 17-сантиметровую злокачественную опухоль в желудке. В годовщину смерти матери Терезы – 5 сентября 1998 года её сестра положила ей на живот медальон с ликом Святой Богородицы, которым прикоснулись к телу матери Терезы в день её похорон и обратилась к всемирной праведнице с молитвой о её выздоровлении. Через 8 часов опухоль якобы исчезла.

Всё было чудесно, в прямом и переносном смысле этого слова, но тут Моника Бесра поссорилась со своим мужем, а тот заявил журналистам, что у его жены была не опухоль, а киста яичника, которую вылечили с помощью лекарств, за которые он заплатил крупную сумму из своего кармана, а затем отвёл журналистов к врачам, у которых сохранились соответствующие медицинские документы.

Разумеется, после этого скандала у Ватикана вера в святость монахини, принёсшей ему по самым скромным подсчётам 3 миллиарда долларов и миллионы новых последователей, не пропала. Но для сохранения приличия была сделана многолетняя пауза в канонизации для успокоения и забвения.

В 2008 году преподобный Колодийчук нашёл новое чудо в Бразилии, где у Марсилио Хаддата Андрино была злокачественная опухоль мозга, но после того, как его жена Фернанда стала молиться матери Терезе, она исчезла. Никаких медицинских документов в данном случае не было, что гарантировало от повторения случая с Моникой Бесра.

Но тут грянул новый скандал. Достоянием гласности стали её письма своему духовнику бельгийскому священнику-иезуиту Генри и её дневники. В них она пишет: «У меня нет веры», «Небеса заперты», «Мне говорят, что Бог любит меня, но тёмная, холодная и пустая реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу. Всё внутри меня холодно, как лёд».

Но самой неожиданной стала следующая запись: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет», которая совсем не годится для монахини, постоянно утверждавшей, что регулярно общается с Иисусом Христом. Конечно же, и этот скандал не повлиял на решение Святого престола о святости Агнес Бояджиу, но опять пришлось брать паузу.

Слава богу (или дьяволу?), Ватикану, наконец, удалось завершить процесс канонизации матери Терезы, и это комментируется множеством людей. Среди них итальянец Джорджио Бруско, лично знавший Агнес Бояджиу и отбывающий сейчас тюремное заключение за руководство преступным сообществом, которое в его стране называют мафия.

О чем мечтают многие? Об известности и достатке, о том, чтобы прожить яркую интересную жизнь, о том, чтобы машина была не хуже, чем у соседа... Она мечтала о том, чтобы служить бедным, чтобы накормить голодных и успокоить страждущих. Жизнь матери Терезы просто удивительна и неповторима. Такие, как она, рождаются один раз в тысячу лет. Память о ней будет жить еще очень долго, ее добрые дела продолжают последователи, во всем мире действуют ее приюты и больницы для нищих. Кто такая

Биография. Начало пути

В Македонии, в городе Скопье, 26 августа 1910 года в албанской семье родилась девочка Агнес. Ее отец Никола и мать Дранфиле были католиками. Глубоко набожные, они регулярно посещали церковь, много времени уделяли молитвам и благотворительности.

Отец Агнес погиб при невыясненных обстоятельствах в 1919 году. Мать осталась с тремя детьми на руках. Привыкшей к обеспеченности осиротевшей семье сначала приходилось трудно. Но Дранфиле не отчаялась. Она стала зарабатывать шитьем и вышивкой на пропитание, и не только вела с детьми безбедную жизнь, но и продолжала помогать бедным.

Агнесса Гонджа Бояджи была симпатичной, послушной и умненькой девочкой. Помогала маме, пела в церковном хоре, сочиняла стихи. Но уже с 12 лет знала, что хочет посвятить свою жизнь Богу. В 17 лет она попросила благословения у матери стать монашкой. Дранфиле испытала настоящий шок. Она осознавала, что больше никогда не увидит Агнесс, и всем сердцем не желала этой разлуки. Однако после ночи, проведенной в раздумьях и молитвах, все-таки пошла навстречу дочери и благословила ее на святые дела.

26 сентября 1928 года в путь через Индийский океан в Калькутту в Лоретто отправилась уже не Агнесса, а мать Тереза. Краткая биография не способна охватить всю гигантскую мощь ее деяний, ее неисчерпаемого милосердия и безоговорочной веры в Иисуса.

Служение

Достигнув обители ордена Лорето, сестра Тереза стала учительницей. Она преподавала детям уроки истории и природоведения, занималась с отстающими, много молилась. Она пела в церковном хоре, заслужила уважение и почет, заняла пост директора одной из школ. Так продолжалось целых 16 лет. А потом монахиня добилась одобрения Рима стать вольной миссионеркой и 16 августа 1948 года покинула орден.

Она ни в чем не знала нужды, легко справлялась с обязанностями, была довольна жизнью и вдруг решила все бросить. Почему так поступила мать Тереза? Краткая биография ее свидетельствует, что только к велению души прислушивалась монахиня, пожелавшая без остатка посвятить свою жизнь Богу - "Королю всего мира".

Кто такая мать Тереза

Это монахиня, которая, последовав велению сердца, отказалась от удобств и покоя жизни в общине, вместо этого купила дешевое белое сари и шагнула в трущобы Калькутты.

Тут ее ждал кошмар - зловонные грязные улицы, голодные нищие, гниющие тела, безнадежность умирающих, выброшенные на улицу оборванные дети и прочие ужасы. Первое впечатление повергло монахиню в шок, со слезами убежала она в свою обитель и обратила свой взор к Богу. Молитва матери Терезы была бесхитростной. Она просила у Всевышнего сил исполнить то, для чего Он ее предназначил. Бог ответил на горячее искреннее воззвание. Сердце монахини наполнилось решимостью, мужеством и горячей любовью ко всем обездоленным и забытым. В них она увидела Христа, буквально исполняя заветы Библии.

Вернувшись на улицу, миссионерка стала помогать бедным. Она выхлопотала у местных властей большой дом, который раньше был хлевом, вычистила его до блеска и стала приносить туда умирающих с улиц. Наркоманы, больные раком и СПИДом, прокаженные - все получили уход, приют и питание в свои последние дни. Выброшенные в мусорные ящики младенцы и никому не нужные старики также обретали здесь дом.

Мать Тереза вставала в 4 утра, готовила еду на сотни нуждающихся, обмывала, стирала, чистила. Всю эту тяжелую и монотонную работу она делала с улыбкой и безграничным терпением. Вскоре, вдохновленные ее примером, к миссионерке стали присоединяться другие монахини. Помощницы также видели свое призвание в служении беднейшим из бедных во имя Христа.

Кто такая мать Тереза? "Я - карандаш в руках Господа," - отвечала она на этот вопрос.

Плоды милосердия

За годы неустанных трудов Орден миссионерок милосердия разросся. В 1965 году он насчитывал 300 сестер, сегодня - несколько тысяч. Больницы, приюты, школы открыты по всему миру. Мать Тереза часто ездила в планеты, призывала к миру, выступала против абортов, осуждала феминисток и ни под каким предлогом не принимала сексуальные меньшинства, считая их отвратительным грехопадением, а СПИД называла карой небесной за гомосексуальные связи.

Кто такая мать Тереза? Это женщина, которая самым великим чувством назвала любовь. За свою благотворительную деятельность она получила несколько международных наград, в том числе Нобелевскую премию.

Она учила, что надо всегда проявлять доброту, терпимость и понимание, что в сердце не должно быть места мести и ненависти, что только вера и любовь могут спасти мир.

После смерти - 5 сентября 1997 года - ее причислили к лику святых. Дело ее живет и ширится. Миллионы последователей, восхищавшихся духовностью этой маленькой женщины, приняли у нее эстафету милосердия.

Мать Тереза (1910-1997) - знаменитая католическая монахиня, которая посвятила свою жизнь служению бедным и больным. За свою деятельность в 1979 году женщина получила Нобелевскую премию мира. А в 2003 году Католическая церковь причислила Мать Терезу к блаженным. Агнес Гонджа Бояджиу родилась в обеспеченной католической албанской семье.

С 12 лет девочка стала мечтать о монашестве, чтобы заботиться о бедных. В 21 год девушка приняла постриг и получила известное всем имя Тереза. 20 лет монахиня преподавала в женской школе в Калькутте, а вскоре она получила разрешение помогать обездоленным. Основанная ею организация создавала школы, приюты, больницы. Мать Тереза не различала национальности и вероисповедания бедняков. Конгрегация быстро выросла за границы Индии.

Теперь у организации более 400 отделений в 111 странах мира. Мать Тереза считается святой и безгрешной. На самом деле жизнь этой женщины и ее деятельность не были такими уж однозначными. Некоторые самые известные мифы о Матери Терезе и будут развенчаны.

Мать Тереза обеспечивала умирающим достойную медицинскую помощь. Благодаря своему видению, монахиня решила помогать самым бедным среди бедных. Для умирающих в трущобах Калькутты миссионерская благотворительная организация создала специальный Дом Калихат (Дом Смерти). Там люди могли с достоинством и комфортом провести свои последние дни. Мать Тереза хотела, чтобы жившие, как животные, умерли, как ангелы, окруженные любовью. Однако когда это заведение посетили квалифицированные врачи, они обнаружили крайне неквалифицированный медицинский сервис. Большинство добровольцев не знали, как лечить людей, но были вынуждены принимать решения в отсутствие врачей. Не было никаких различий в отношении между страдающими излечимыми и неизлечимыми заболеваниями. Те люди, которые могли бы выжить, не получали нужного лечения и умирали. Иглами пользовались повторно до тех пор, пока они не затуплялись. В 1981 году поднялся вопрос о состоянии этих объектов. Но Мать Тереза заявила, что есть нечто прекрасное в страданиях бедняков, подобно Христу. Мир, по ее мнению, получает многое от таких мучений. Видно циничное использование бедняков для достижения своих целей. В таких хосписах никто не пытался уменьшить боль. Шок становился причиной смерти для многих. Но Мать Тереза способствовала страданиям, считая это полезным для души и пути к лучшей жизни на небесах. По ее мнению, мучения означали, что Иисус вас целует. А вот собственное лечение Мать Тереза получала лишь самое лучшее. И хотя монахиня ратовала за снижение уровня доступа к качественной медицине, сама она не испытывала никаких угрызений совести, получая помощь от лучших учреждений мира. И смерть свою Мать Тереза встретила в не своем хосписе, ожидая «поцелуя Иисуса», а в качественном медицинском учреждении.

Миссионерская деятельность Матери Терезы была направлена на помощь бедным. Несмотря на богатые пожертвования, полученные организацией Матери Терезы, реально она помогла всего нескольким сотням человек. При получении Нобелевской премии мира монахиня заявила, что улучшила жизнь 36 тысячам жителям Калькутты. В реальности же ее миссионеры оказали помощь максимум 700 индийцам. В 1998 году в Калькутте был составлен рейтинг благотворительных организаций. Дома Терезы не вошли даже в первые 200 строк списка. Некоторые миссионерские благотворительные заведения использовались не ради лечения людей, а ради попыток обратить их в католическую веру. Есть достоверно задокументированные случаи, когда люди пытались получить доступ к услугам Домов Матери Терезы для умирающих. Но вместо помощи они получили отказ. В 1979 году, незадолго до получения Нобелевской премии, Мать Тереза лично отказала знаменитому жителю Калькутты, журналисту и поэту Джиотирмою Датта. Он пытался пристроить в Дом умирающих нуждающихся с улицы. Организация Матери Терезы получала и получает пожертвования, которые позволили бы превратить дома для умирающих в современные и чистые хосписы с достойным уровнем паллиативной помощи. Однако это не нужно было создательнице, которые приветствовала страдания. Она сконцентрировалась на открытии новых домов милосердия по всему миру. Гораздо лучше было бы потратить средства на улучшение уже имеющихся заведений.

У организации Матери Терезы была прозрачная финансовая деятельность. Согласно законам Индии, все благотворительные организации обязаны публиковать отчеты о своих финансах. Но Миссионерки Любви это требование не соблюдали. Однажды у Матери Терезы журналисты в Германии спросили, сколько у нее денег, на что она ответила, что это не их дело. Одна бывшая сестра в Америке рассказала, что только за год организация зарабатывала 50 миллионов долларов в год, а поступления в фонд со всего мира могли быть вдвое больше. Нет ни одной записи расходов, сделанных Миссионерками Любви. Они, где это только было возможно, полагались на пожертвования. Это касалось продуктов, одежды, информации. Так покрывались начальные и эксплуатационные расходы. Скорее всего, основная часть средств легла на депозит в банк Ватикана в Риме и не использовалась для реальных благотворительных дел. Кажется, что самоцелью фонда была жесткая экономия. Имеющиеся в изобилии средства не шли беднякам, а использовались для запуска новых миссий. Они, как планировалось, должны были стать полностью автономными. Есть немало благотворительных организаций, которые с помощью денег реально улучшают жизнь других людей. Типичным примером можно считать фонд Билла и Мелинды Гейтс. Организация с помощью средств помогает людям, вне зависимости от их местоположения и веры. Основой является понимание, что у каждой жизни равная ценность. В данном случае финансы прозрачны и эффективно тратятся. Организация Матери Терезы прятала свои доходы, прикрываясь благородными целями.

Мать Тереза имела дело лишь с достойными людьми. Мать Тереза с радостью принимала средства из любых источников, даже если даритель был явным мошенником. Значительную сумму монахиня получила от Чарльза Китинга, организатора американской католической и анти-порнографической акции протеста. Но тот был посажен в тюрьму по обвинению в мошенничестве. Рухнувший фонд оставил 23 тысячам инвесторам бесполезные акции. Спонсировал Мать Терезу и Роберт Максвелл, укравший из своего пенсионного фонда 450 миллионов фунтов. И хотя монахиня знала о происхождении этих средств, ее это не беспокоило. Мать Тереза говорила, что пожертвование поможет успокоить совесть мошенникам. Монахиня даже написала судье с просьбой о снисхождении Китингу, так как он делал пожертвования ее фонду. Заместитель прокурора объяснил Терезе, как именно ее знакомый обманывал мелких инвесторов и крал их сбережения. Он призвал вернуть средства, так как это были ворованные деньги. На этом переписка была завершена. К сожалению, из-за теневой деятельности организации невозможно сказать, полезными ли оказались эти взносы, смогли ли они действительно улучшить жизнь бедняков. Однако из-за плохих условий в домах для умирающих и отсутствия качественной поддержки в миссиях по всему миру, можно считать, что Мать Тереза обманула мошенников.

Мать Тереза дружила с достойными политиками. Мать Тереза встречалась со многими политиками, некоторые из которых были неоднозначными. Так, она являлась другом правителя Гаити, диктатора Жана-Клода Дювалье. Тот прославился жесткими репрессиями в своей обедневшей стране. «Папа Док» вел расточительную жизнь за счет угнетенного народа и даже нелегально торговал препаратами из частей тел людей. Но Мать Тереза не погнушалась принять у него орден и денежную премию в миллион долларов. Она попросила диктатора: «Любите бедняков и те ответят взаимностью». То выступление власти использовали в своих целях, крутя несколько недель по телевидению. Но этим ее спорные отношения с политиками не заканчиваются. Вернувшись в родную Албанию в 1989 году, монахиня возложила цветы на могилу бывшего коммунистического диктатора Энвера Ходжи. Мать Тереза посетила и его вдову. За время своего визита она встретилась со многими партийными функционерами. А ведь именно коммунисты с Ходжи во главе и подавляли религию в родной для Терезы стране. И даже если в тот момент монахиня и не могла критиковать власти Албании, ей ничто не мешало сделать это позже из-за рубежа. Приписывают Терезе еще и контакты с никарагуанскими контрас, террористической организацией, убивавшей мирных людей.

Миссионеры Матери Терезы давали умирать людям в их вере. Миссия работала в Калькутте, где большинство людей было индусами или мусульманами. Мать Тереза утверждала, что Миссионерки Любви позволяли людям умирать в их вере. Но во время визита в 1992 году в Ватикан она заявила, что сестры давали умирающим «билет к Святому Петру», крестя их. Умирающим, которые страдали от боли и не могли рационально мыслить, предлагалось креститься для прощения грехов, благословения и возможности увидеть Бога. Большинство людей вынуждено было соглашаться, их голову накрывали мокрой тряпкой и тихо повторяли обычную формулу крещения. Такое тайное обращение в свою веру недостойно святой. Если душе грозит опасность, то лучше обучить ее вере, позволить человеку прийти к ней естественным путем.

Мать Тереза принципиально относилась к вопросу абортов, контрацепции и разводов. Церковь учит терпимости, но Мать Тереза не поддерживала тех, кто решил прервать беременность. Она осуждала таких женщин, невзирая на обстоятельства. При получении Нобелевской премии монахиня заявила: «Аборт - худшее зло мира и его самый большой враг. Если мать может убить своего ребенка, то что помешает нам убивать друг друга?». Бескомпромиссная позиция не принимала во внимание смягчающие обстоятельства. В 1971 году индо-пакистанская война привела к многочисленным злодеяниям, в том числе к изнасилованию 450 тысяч индианок пакистанцами. Но Мать Тереза не поддержала женщин и не осудила злодеев, а предпочла обратить внимание на проблему с абортами. Для нее не стоял вопрос, сохранить ли ребенка от преступника. И таких убеждений монахиня придерживалась всю жизнь. В 1993 году Тереза осудила 14-летнюю жертву изнасилования в Ирландии, решившую сделать аборт. Путешествуя по всему миру, монахиня лоббировала запрет разводов, средств контрацепции. Мать Тереза полагала, что браки освящены Богом. И когда в Ирландии рассматривался вопрос легализации разводов, монахиня призывала сохранить дух католической страны. Правда, в личных целях Мать Тереза легко отступала от своих принципов. Она поддержала своего друга Индиру Ганди, которая начала принудительную стерилизацию бедняков. Мать Тереза поддержала другую свою подругу, принцессу Диану, чей брак с принцем Чарльзом распался. Монахиня даже одобрила такое решение, так как из семьи ушла любовь.

Мать Тереза жила преимущественно в Калькутте. Мать Тереза много времени провела в путешествиях по всему свету. Она то агитировала против абортов в США и Японии, то летела в Ирландию выступать против разводов. Монахиня пыталась привлечь внимание спонсоров к своей организации. В самой же Калькутте та была не особенно известна. Бедность города была фоном для работы Терезы и выступлений в СМИ. Фактически же в Калькутте она провела мало времени во взаимодействии с другими социальными или культурными службами. Даже ее духовный наставник Эдвард Ле Джолли подтвердил в своей книге о Матери Терезе, что она в городе была нечасто. И хотя сама монахиня и говорила, что несчастна вдали от Калькутты, время между поездками активистка предпочитала проводить в Риме, а не в Индии.

Мать Тереза оказывала нуждающимся максимально возможную помощь. Выше уже упоминалось, что она помогала не всем беднякам даже в Калькутте. Мать Тереза стремилась быть заметной на фоне огромных бедствий. Когда в Бхопале произошла трагедия на карбидном заводе, крупнейшая в мире производственная авария, монахиня тут же отправилась туда под объективы журналистов. Увидев число жертв, Мать Тереза начала турне по больницам для оказания помощи. Некоторым оставшихся в живых удалось с ней пообщаться, но Миссионерки Любви не отправили часть своих богатых фондов в местные миссии, чтобы те оказали страждущим конкретную помощь. В 1993 году в провинции Латур случилось землетрясение, погибло 8 тысяч человек, еще 5 миллионов лишилось крова. Мать Тереза не смогла направить туда никого из своих миссионеров или добровольцев. Не выделила она и средств на восстановление жилищ. А ведь многие благотворительные организации и религиозные конфессии помогали и оказывали помощь пострадавшим. Тем не менее Мать Тереза вовсю позировала на фоне новых домов для жителей Латура. В тому же году Индию поразила бубонная чума. Несмотря на непричастность к лечению больных, Мать Тереза была сфотографирована, как попавшая в карантин в Риме. Эти фотографии разошлись по всему миру, доказывая, что монахиня помогала справиться с эпидемией.

Мать Тереза совершила немало чудес, является святой. Для того, чтобы объявить человека святым, у католической церкви есть строгий регламент. Обычно вопрос об этом поднимается не менее, чем через пять лет после его смерти. Такой срок должен пройти, чтобы умерить пыл противников и поклонников, избавиться от истерии относительно персонажа. Однако в случае с Матерью Терезой церковь отступила от своих же правил. Процесс канонизации начался всего через два года после смерти. К лику блаженных монахиню причислили в 2003 году. Беатификация, первый шаг к полной святости, требует выполнение чуда. В 2002 году католическая церковь заявила, что Мать Тереза вылечила индийскую женщину с опухолью в животе. Произошло это уже через год после смерти монахини, путем прикладывания медальона с ее изображением к больному месту. И хотя женщина действительно считает, что ее вылечила Мать Тереза, врачи говорят, что проблема была не в опухоли, а в кисте. И помогли лекарства, выписанные в местной больнице. Медики отмечают, что больная находится в распоряжении миссионеров, которые отказываются ее освободить. Врачи даже утверждают, что на них давила католическая церковь, требуя объявить выздоровление чудом, а не результатом действия лекарств.

После смерти Матери Терезы весь мир скорбел по ней. Монахиня умерла в глубокой старости, в 87 лет. Это случилось 5 сентября 1997 года. Однако газеты в те дни обсуждали смерть принцессы Дианы, случившуюся за неделю до того. Только в Индии смерть знаменитой миссионерки стала значимым событием. Мать Тереза была искренней и ревностной католичкой. Мать Терезу следует считать фанатичкой. Ее постоянные видения были скорее не религиозного свойства, а психического. В больнице Калифорнии, где монахиня лечила свое сердце (вдали от бедняков Калькутты), над ней провели даже обряд экзорцизма. И уже после смерти Матери Терезы появились свидетельства отсутствия у нее искренней веры.

Агнес Ґонджа Бояджиу (таково настоящее имя матери Терезы) родилась в Македонии в богатой семье и была младшей из троих детей. Лазарь, брат Агнес, вспоминал, что в детстве девочка была маленькой розовой толстушкой, поэтому дома ее называли Ґонджа, что в переводе с албанского означает «бутон цветка».

Отец Агнес был совладельцем крупной строительной фирмы, но когда девочке было всего 9 лет, он погиб во время албанского освободительного движения. С тех пор ее семья жила в нищете. И тем не менее женщина утверждала: «У меня было счастливое детство».

Дранафиле, мать Агнес, вынуждена была самостоятельно воспитывать троих детей. Несмотря на то, что ей пришлось тяжело работать, она находила время для их воспитания: приучила детей к ежедневной молитве, брала Агнес и Агату с собой в костел, посещала с ними больных и нуждающихся.

Когда Агнес было 18 лет, она покинула дом и вступила в ряды миссионерской организации сестры Лорето. Вскоре начала преподавать в монастырской школе. Она очень любила детей, но все больше ей хотелось помогать бедным.

«Одиночество и ощущение того, что ты никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты», - говорила Мать Тереза. Она была убеждена, что голодных можно накормить, больных - подлечить, беспризорных - где-то поселить, но если человека никто не любит, он никогда не будет счастлив.

Орден сестер милосердия

В возрасте 40 лет мать Тереза основала Орден сестер милосердия. Сначала эта организация объединяла всего 12 членов, а сегодня в нее входят более 4500 сестер из 133 стран мира.

Женщины ухаживали за больными, раздавали лекарства и продукты бедным, помогали прокаженным. Никакой поддержки от государства не было. Кое-что они получали от благотворительных организаций или ходили по домам, где им отдавали лекарства, срок годности которых заканчивался, остатки пищи, старую одежду.

Дом для тяжелобольных

Через два года после основания Ордена мать Тереза открыла первый дом для тяжелобольных. Позже подобные учреждения стали называть хосписами. Этому предшествовало такое событие: мать Тереза увидела на улице едва живую женщину, ее тело было покрыто язвами и фурункулами. Монахиня увезла несчастную в больницу, но там женщину не захотели принять, потому что у нее не было ни денег, ни медицинского страхования. Тогда мать Тереза сказала, что не пойдет никуда, пока о несчастной не позаботятся, и добилась своего.

От этой маленькой победы мать Тереза искренне радовалась. Но когда по дороге домой она заметила, что на улицах лежат десятки людей, на которых никто не обращает внимания, ее сердце сжалось от боли. Именно тогда мать Тереза поняла, что необходимо создать особое учреждение, где об этих людях позаботятся.

Первый дом для тяжелобольных был назван «Нирмал хридаям», что в переводе означает «Чистое сердце». К тому времени, кстати, у матери Терезы было уже 26 помощников, которые вынуждены были придерживаться строгого режима сестер милосердия. Они спали на соломенных матрасах, ели только рис и овощи, работали по 16 часов в день, а также обязательно ежедневно молились в 4 часа утра.

Детский приют «Шишу Бхаван»

В 1955 году мать Тереза основала первый приют для брошенных детей под названием «Шишу Бхаван», что в переводе означает «Дом детей». Вот что об этом говорила мать Тереза: «Я стала матерью тысячи брошенных детей, оставленных на улицах и обочинах дорог, в мусорных ящиках и канавах. Я спасла их, обогрела и научила. Многие из них нашли себе хорошие семьи в Индии, Америке, Европе. Но все они помнят меня. Они присылают мне свои фотографии, и когда я рассматриваю их, я радуюсь за моих детей».

Деятельность матери Терезы была признана Ватиканом, и в 1979 году Калькуттская монахиня получила Нобелевскую премию мира. Папа Римский в знак благодарности «за ее всемирную миссию любви» подарил матери Терезе собственный роскошный белый Lincoln. Но ни одна из наград ей не была нужна: медаль лауреата Нобелевской премии она часто забывала где-нибудь в гардеробе, а на вырученные за машину средства основала лечебное учреждение.

Заповеди матери Терезы

Мать Тереза никогда не стремилась к популярности - она просто делала людям добро, потому что любила каждого. Вот каких заповедей она придерживалась:

  • Люди бывают неразумными, нелогичными и эгоистичными - и все же люби их!
  • Когда ты будешь делать добро, то люди будут обвинять тебя в затаенной личной пользе и самолюбии, - и все же проявляй доброту!
  • Если ты добился успеха, то может появиться много фальшивых друзей и настоящих врагов, - и все же достигай успеха!
  • Если ты честный и откровенный, то люди будут обманывать тебя, - и все же будь честным и откровенным!
  • То, что ты строил годами, может быть разрушено в одночасье, - и все же строй!
  • Люди нуждаются в помощи, но они впоследствии будут упрекать тебя за нее, - и все же помогай людям!
  • Если ты достиг безграничного счастья, тебе будут завидовать, - и все же будь счастливым!
  • Добро, которое ты сделал сегодня, люди забудут завтра, - и все же твори добро!
  • Делись с людьми лучшим, что у тебя есть, и этого никогда не будет достаточно - и все же делись лучшим!

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.