Культура смоленщины в 14 15 веках. Смоленская и вяземская епархия

12 - начало 13 веков- это время подлинного расцвета духовной культуры в Смоленских землях. Именно в эти годы Смоленским княжеством правили Ростислав Мстиславич (1125-1159), его сыновья Роман Ростиславич (1159-1180) и Давид Ростиславич (1180-1197). Ростислав Мстиславич не задолго до отъезда на великокняжеский престол в Киев передал в полное ведение епархии Соборный холм. Это возвышающееся над городом место, увенчанное величественным Мономаховым собором, становится центром политической и духовной жизни земли Смоленской. В кафедральном соборе хранился архив княжества. Здесь же находилось главная смоленская святыня- икона Одигитрии. Перед ней смоляне молились в годы войн и лихолетий, перед ней заключали договоры и давали клятвы.

Очень много для развития и укрепления православия в наших землях сделал внук Владимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич, которого современники называли «Набожным». Этот князь был не обычно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. По представлении он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державности. А таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомков.

Заботился он о горожанах и крестьянах своей области, о духовном монашеском чине, уделял много внимания церковной жизни Смоленской земли. В 1145 году князь возвел на Смядыни- мести убийства страстотерпца Глеба Владимировича- каменный Борисоглебский храм, приурочивая его о освящение к 30-летию перенесения его дедом мощей святых братьев- мучеников в Вышгород. Князь Ростислав является основателем самостоятельной династии смоленских князей Ростиславичей. Желая усилить свой удел и подчеркнуть его независимость, Ростислав Мстиславич учредил в 1136 году в Смоленске архиерейскую кафедру (до этого Смоленска земля подчинялась церковном отношении епископу Переяславльскому). Первым Смоленским епископом стал Грек Мануил, приехавший из Византии на Русь для обучения русских людей церковному пению.

Князь Ростислав издал особую Уставную грамоту Смоленской епископии. В Уставной грамоте определялись льготы и судебные полномочия архиерея, а так же источники содержания епархии. В последствии сам Ростислав и его приемники расширяли и дополняли этот документ. В грамоте князя особо отмечается, что в епископские суды не должен вмешиваться некто из представителей светской власти. Уставная грамота завершается призывом Ростиславом Мстиславича к своим потомкам и приемникам- не изменять основных положений грамоты, не пытаться упразднить Смоленскую епархию или соединить её вновь с Переяславльской. В настоящее время грамоты смоленских князей, данные епархии, являются важным источником по истории Смоленщины в средние века.

Свой рассказ о князе Ростиславе летописец завершает такой характеристикой «этот князь ростом был средним, лицом широкий и борода круглая, широкая. Прилежал о Церкви святой и, когда оканчивал пение, чин святительский почитал и многую милостыню священникам, вдовицам и сиротам давал».

В 16 столетии при составлении «Степенной книги» в неё был внесен на основании летописных статей и рассказ «о великом Князе Ростиславе» в этом повествовании много говорится о любви князя к Церкви и церковным людям, о длительных душеполезных беседах с игуменом Поликарпом, наставлявшем Ростислава- Михаила «любить правду и все по правде творить, и весь богом порученный люд праведно судить и мирного завета никогда не нарушать, и землю русскую, что досталась ему по отцовскому завещанию, всею силою от врагов защищать и охранять её благочестиво». Заветы эти были осуществлены благоверным князем, что и стало причиной почитания людьми и Церковью Великого князя Ростислава, во святом крещении Михаила, прозванного Набожным.

Роман Ростиславович остался в народной памяти богобоязненным и благочестивым человеком. Когда Роман Ростиславович скончался, выяснилось, что его не на что похоронить. Свои сбережения князь тратил на милостыню церкви и нищим. Он не жалел средств на строительство храмов создание приходских школ. Школа была организована и при дворцовой церкви князя. Она полностью содержалась на личные средства князя Романа. В школе обучались дети боярства и духовенства. Князь лично приглашал для этой школы греческих и латинских учителей, так как не хотел иметь в своем княжестве не образованных священнослужителей. Латинский язык в то время был международным языком общения в Западной Европе. Благодарные Смоляне сами собрали деньги на достойное погребение своего правителя.

Новый смоленский князь, брат Романа Ростиславича, Давид (1180-1197гг.) так же не мало сделал для развития духовной культуры средневеково Смоленска. В конце 12-в начале 13 веков в наших землях разворачивается не бывалая по размаху каменное храмовое строительство связанное с формированием самостоятельно архитектурной школы и собственной оригинальной традиции украшения церквей.

Храм- это дом Божий, дом молитвы. Первым христиански храмом была та самая сионская горница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями. Храм- во истину ковчег спасения для верующих людей. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Первые храмы, которое пришли из Византии, имели в плане форму креста- символ спасения, круга- символ вечности. Среди храмов существует большое архитектурное разнообразие. В середине 12 века в Смоленске складывается архитектурный ансамбль на Соборном холме, состоящий из собора Пресвятой Богородице, епископской дворцовой церкви и нескольких жилых, служебных и хозяйственных построек. В 40-45 метрах к югу от собора была построена дворцовая церковь князя Ростислава.

В 1145 году князь Ростислав заложил каменный собор в Борисоглебском монастыре, который находился на Смядыни вблизи место убийства святого Глеба. Это был величественный одноглавый шестистолпный храм. В 1191 году князь Давид пристроил к собору с трех сторон широкую галерею- усыпальницу, и храм получил ярусную композицию. Собор стал еще более представительным.

При князе Ростиславе в 50-е годы построены еще две церкви в не стен города: с восточной стороны в перекопном переулке и на правом берегу Днепра церковь Петра и Павла, которая сохранилась до наших дней.

В 1140 -х годах на правом берегу Днепра возникает княжеский двор с церковью Петра и Павла. Его основатель- благоверный князь Ростислав Мстиславич Набожный. Храм был построен на малонаселенном месте правого пустынного низменного берега Днепра, называемом «Тетеревник», там, где была загородная княжеская резиденция, жила его дружина, охотники и слуги. Вблизи восточной части храма до 60-х годов 20 века протекала речка Городня, или Городянка.

Несколько позже, в 1160-70-х годах уже в центральном районе города при князе Романе Ростиславиче был построен новый княжеский двор с церковью Иоанна Богослова. Она стоит на левом берегу Днепра, почти на против Петропавловской церкви и первоначально была очень похожа на нее, только стройнее.

Первые русские храмы в Смоленске построены южнорусскими мастерами из Киева или Чернигова. До наших дней в Смоленске сохранился только один башнеобразный храм. Это церковь Михаила Архангела, которую называют также Свирской.

Мастерство смоленских зодчих было известно далеко за пределами Смоленской земли. Их приглашали строить храмы в Киев, Рязань, Псков, Великий Новгород. Возможно, были каменные храмы и в других городах Смоленщины, в Рославле, в частности, найдена плинфа.

Строительство в Смоленске оборвалось после эпидемии 1230- 1232г г., а потом начались усобицы, вражеские нападения, таяла экономическая мощь города.

Значительным явлением в древнерусском искусстве 12-13вв. является смоленская монументальная живопись. До нашего времени сохранились лишь небольшие фрагменты живописи по свежей, сырой штукатурке, украшавших стены храмов средневекового Смоленска.

В Смоленске сложилась своя иконописная школа.

Монастырь Ризоположения, где был игуменом Преподобный Авраамий, стал центром культуры древнего Смоленска. В него принимали «после великого испытания по книгам»- уникальное явление. Здесь была крупная библиотека, возможно велась летопись, здесь работал ученик Преподобного Авраамия Ефрем, автор «Жития» своего учителя. Известно, что Авраамий Смоленский написал 2 иконы на сложные сюжеты, А, став игуменом, он богато украсил храм иконами. Возможно, в его монастыре была иконописная мастерская.

Мы расскажем о двух иконах- иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии и Чудотворной иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии в Надвартной церкви. Первые из этих икон как утверждают историки, считалось одним из древнейших изображений Богоматери. К сожалении эта икона утеряна. К открытию собора вновь в 1943 году иконы на месте уже не было. Её место нахождение до сих пор не известно. Бесценная для верующих, она могла показаться кому-то источником наживы. Однако среди пожилых верующих, которые видели войну еще помнят её, живет убеждение в тот, что икона была спрятана и таким образом спасена от поругания. Вторая икона первоначально была установлена в церкви над Днепровскими воротами крепостной стены. Сейчас эта икона, свидетельница Бородинской нашей славы, находится в Успенском Смоленском кафедральном соборе и почитается как главная его святыня.

Во время эпидемии 1230-1232 годах умер Смоленский князь Мстислав Давыдович. Середина 13 века стала для Смоленщины, как для всей русской земли, временем тяжких испытаний. В 1238 году, уходи из-под Торшка, войска Батыя разорили восточные смоленские земли. После захвата Киева 1240 году к Смоленску отправился один из отрядов монголо-татар.

Святой Меркурий- мужественный «воин от юности своей», доблестный защитник славного города от языческого нашествия, мученик, упокоенный Господом во Царстве небесном- и вместе с тем один из наиболее загадочных своим происхождением, житием и кончиной святых мужей в Смоленской истории.

Возможно, что родом он был из Риги. Сколько времени и какому князю служил в Смоленске воин Меркурий, мы не знаем. Можно лишь предположить, что подвиг он совершил в достаточно молодом, хотя и не юном возрасте, о чем свидетельствуют различные описания святого в «Подлинниках».

Время, когда в Смоленске проживал воин Меркурий, было тяжким для Русской земли. По пределам ее прокатилась страшной волной нашествие Батыева воинства: «По городам и весям было великое пленение от злых этих варваров, злая беда, церквей святых уничтожение и запустение злое, так что в них дикие звери расплодились, и не стало людей, и монастыри святые были разграблены безжалостно, городам же и весям было запустение великое, священникам же и всем сановитым людям тяжкие вериги возлагали на шее и злые раны на хребтах, и насильственную смерть, а святых иноков и инокинь посекали без жалости, и всему православному люду возлагали на шее ярмо языческое. Тогда и сама земля восплакала, как чадолюбивая мать, увидев ту беду на странах в христианских пределах, ибо наполнили тогда злые варвары землю Русскую огнем и дымом своим злобожным и греховным законом: ибо не только это творили они, но и грудных детей отрывали от грудей материнских и разбивали оземь, а иных прокалывали оружием и оскверняли девичество юных дев и замужних жен, разлучая с мужьями и святых Христовых невест- инокинь оскверняли блудом. Многие из православных тогда сами себя убивали и смерть принимали, чтобы не быть оскверненными язычниками. И было тогда пленение великое православным, и были безжалостны к ним бесчеловечные ратники, связывали их за волосы и гнали, словно скотину…….»

И вот, после завоевания Киева, войска монголо-татар приблизились к Смоленску. В это время все жители молились вместе Богородичной церкви, чтобы Владычица избавила верный ей град от нашествия. Тогда же некоему пономарю, было ведение от чудотворной иконы Божьей Матери, посредством которого этому блаженному мужу было сказано: «Человече Божий! Скоро иди к тому Кресту, где молится угодник мои Меркурий и говори ему: Призывает тебя Божия Матерь!». Богородица назвала пономарю точное место, где следовало искать Её угодника. Действительно, на указанном дворище пономарь увидел Меркурия в полном вооружении, ибо «было ему уже явлено свыше о посланной победе еще перед приходом пономаря». Узнав от посланника, что пробило время его подвига, Меркурий вместе с ним возвратился в Богородичный храм или по другому списку жития- в Печерский монастырь.

Ночью Меркурий подошел к стану врага и убил Исполина, других же привел в великое смятение. После чего татары «не могли и не осмеливались даже в мыслях приблизится к городу». В том как погиб Меркурий есть две версии. Одна из них гласит, что, когда он заснул, пришел сын предводителя татарского войска и отрубил уме голову. Но произошло чудо, Меркурий восстал на поле боя, взял в руки свою голову и пришел в Смоленск к городским воротам. Смоляне были изумлены такому явлению. Похоронили Меркурия с большими почестями.

В честь подвига Меркурия смоляне когда-то поставили каменный столб у Молоховских ворот, который был утрачен еще в 18 веке. Не могло подобное положение вещей не отразится и на церкви. Епархия беднеет. Сокращается количество приходов. Уменьшается численность духовенства. В этот период фактически прекращается каменное храмовое строительство в Смоленских земля. Но даже в этих тяжелых условиях Смоленщина сохранила свой высокий духовный потенциал. Свидетельством этого стало явление новых святых подвижников Русской Церкви- выходцев из нашей земли. Здесь следует упомянуть благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, просветителя земель Золотой Орды. Судьба князя Смоленского и Ярославского Феодора была подобна жизненному пути предка его, Великого князя Ростислава Мстиславича Набожного: как и этот Великий князь, благоверный Феодор претерпевал изгнание и озлобление, воинские и личные невзгоды, переносимые им смирено, без отчаяния.

Другим великим святым Смолянином стал преподобный Симон. Он был одним из старейших смоленских архимандритов, когда услышал о подвигах преподобного Сергея Радонежского и об основной им обители. Преподобный Симон стал одним из ближайших соратников и помощников преподобного Сергия.

Симон был сопричастен явлению Сергию благодати Святой Троицы, удостоен лицезрения чуда, описанного автором жития Радонежского святого.

Сам Симон не был канонизирован; на сколько известно, не было составлено агеографичекое повествование и служба ему. Житие и делание этого блаженного мужа к сожалению прикровенны.

14 век не оставил нам ни одного монументального сооружения о непрерывающихся традициях православной культуры которые имели своими корнями блестящую культуру Смоленска 12-начало 13 веков, говорят только немногочисленные уцелевшие памятники письменности. В первой половине 14 века написано в Смоленске Евангелие, названое по месту находки Аршанским и хранящиеся в Киеве.

Широко было известно среди русских книжников литературное произведение, созданное в Смоленске,- «Хождения архимандрита Агрифения в Святую землю».

Другой смолянин Игнатий, в 1389 году сопровождал митрополита Пимена в далекое путешествие и оставил «записи о хождении в Царь Град».

Жемчужиной русского книжного искусства называет замечательный памятник смоленской письменности, выполненный в 1395 году это Псалтырь Онежского Крестного монастыря.

В конце 14-начале 15 веков Смоленск переходит под власть Литвы. В Великом княжестве Литовском большинство населения было православным, но правящая элита во главе с великокняжеской семьей склонялась к католичеству. Поэтому положение Православной церкви в Литовском государстве было не простым. В 1395 году литовские войска в первый раз взяли Смоленск. При въезде в город великого князя Витовта перед ним несли католический крест и исполняли гимны на латыни. Сам Витовт терпимо относился к православию.

В 1400-1459 годах Русская Православная Церковь окончательно разделяется на две митрополии- Московскую и Киевскую. Епархии, входящие в состав великого княжества Литовского, в том числе и Смоленское, подчиняются теперь не Московскому митрополиту, а Киевскому.

В 15 веке литовские правители периодически предпринимали попытки подчинения Православной церкви Папе Римскому и Ватикану. Однако благодаря стойкости в Вере простого народа и активному противодействию православной Иерархии, все подобные попытки заканчивались неудачей.

Свидетельством сложности взаимоотношений между Православной церковью и властями Литвы служат трагическая судьба епископа смоленского Герасима. В 1433 году он был избран митрополитом Киевским, но продолжал проживать в Смоленске. В 1435 году по приказу великого князя Свидригайло, заподозрившего преосвященного в тайных связях со своими врагами, он был арестован, вывезен в Витебск и там сожжен.

Рубеж 15-16 веков был временем очень суровым испытаний для православного населения Литовского княжества. В этот период предпринимаются особо активные попытки ввести католичество в Смоленских землях. В 1500 году епископ Виленский даже выпросил у папы римского особую грамоту, разрешавшему католическому духовенству казнить смертью еретиков и язычников. Бывали случаи, когда католические ксендзы насильственно крестили детей из православных семей в свою веру. Все это вызывало активное сопротивление со стороны православной церкви и местного населения. Во многом подобная политика Ватикана и великокняжеской власти в Литве способствовала усилению тяги смолян к переходу под власть Великого князя Московского.

Церковь оставалась хранительницей лучших традиций культуры нашего края. Об этом свидетельствует «Летопись Авраамки», огромный летописный сборник, составленный при дворе Смоленских епископов монахом Авраамкой. Как можно заключить из текста этой летописи, её автор был обстоятельно знаком со Священным Писанием и трудами таких богословов как святой Аванасий, Кирилл Философ и другие. Это позволяет говорить о сохранении в Смоленске и в Литовский период духовной школы.

Обращаясь по очереди ко всем русским князьям, автор "Слова о полкуИгореве" очень сдержанно и несколько загадочно выражает свой призыв ксмоленским князьям, двум братьям Ростиславичам: Ты, буй Рюриче и Давыде! Не ваю ли вой злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина Рыкают акы тури, ранены саблями калеными, на поле незнаеме? Вступита, господина, в злат стремень За обиду сего времени, за землю Рускую, За раны Игоревы, буего Святославлича! Рюрик в это время был, как мы знаем, соправителем и потенциальнымсоперником киевского князя. Певец умолчал и о том и о другом, он простоотнес Рюрика в один раздел со смоленским князем, вероломным, эгоистичнымДавидом. Не входя во все тонкости межкняжеской вражды, то прорывавшейсябезудержной яростью, как было в 1180 году, то затаенной, как в 1185 году,автор "Слова" напоминает смоленским князьям, что и они оба когда-то тяжелопострадали от половецких стальных сабель. В 1177 году летом, "на русальной неделе", то есть в июне, половцыворвались на Русь; Рюрик и Давыд были посланы против них, но "Давыд же бяшене притяги и бывше распре межи братьею", -- вот когда начали их копья "рознопеть". Половцы нанесли всем русским войскам страшное поражение. СвятославВсеволодич требовал суда над Давыдом, лишения его княжества. Об этих далекихи не очень приятных событиях и напомнил автор "Слова" князю Давыду, а заоднои Рюрику, как бы делая его ответственным за брата. Десятилетняя вражда Святослава и Давыда сделала строки "Слова",посвященные смоленскому князю, слишком скупыми и вежливо-неприязненными. Изних очень трудно выяснить, что представлял собою в то время Смоленск. Смоленское княжество -- древняя земля кривичей -- занимало срединноеположение, было окружено со всех сторон русскими областями. Через Смоленскпроходили важные магистральные дороги в Западную Европу и Византию: путьвверх по Днепру завершался у Смоленска; далее через систему волоков он могвывести и в Западную Двину (к Полоцку и в Балтику), и в Ловать, и затем вНовгород. Торговое значение Смоленска отражено в договоре Смоленска с Ригой иГотландом 1229 года. Смоленское княжество, выделявшееся время от времени в удел еще в XIвеке, обособилось от Руси при Ростиславе Мстиславиче (1127--1159), внукеМономаха и отце упоминавшихся выше Рюрика и Давыда. Смоленск имел очень удобную связь с Киевом -- вниз по Днепру можно былопустить флотилию любых размеров, и всего лишь через восемь дней она была ужепод стенами столицы. Единственным препятствием на этом пути был Любеч,принадлежавший черниговским князьям, но и оно было устранено. В 1147 годуРостислав, воспользовавшись отсутствием черниговских войск, сжег Любеч и,как он сам писал брату, "Ольговичам много зла сотворил". После этого вЛюбече жили только "псари да половцы", а смоленские ладьи беспрепятственномогли плыть в Киев. Быть может, эта важная стратегическая близость к Киеву (в сочетании сполной безопасностью самого Смоленского княжества от половцев) и былапричиной того, что почти все смоленские князья побывали на киевскомпрестоле: Ростислав Мстиславич и его сыновья Роман и Рюрик, внук МстиславРоманович и сын Мстислава -- Роман. От времени Ростислава до нас дошел интереснейший документ, подробновводящий нас в княжеское феодальное хозяйство. Это грамота РостиславаМстиславича епископу Мануилу, данная по случаю учреждения в Смоленскеепархии около 1137 года. Здесь перечислены статьи княжеского дохода с разныхгородов Смоленского княжества, десятая часть которого (десятина)передавалась церкви. В 36 пунктах собралось различных поборов на 4 тысячигривен; здесь были и виры, и продажи, и полюдье, торговые пошлины, мыт(таможенные сборы), гостевые и др. Епископ получал, кроме того, земельныевладения с феодально зависимым населением (изгои, бортники и др.) и доходы сцерковных судов по особым видам преступлений. В то время во всех выкристаллизовывавшихся княжествах учреждалисьсамостоятельные епархии и оформлялись имущественные права епископов.Происходило это по инициативе князей, закрепившихся в определенных землях ихотевших усилить свои позиции поддержкой церкви. Рост церковных богатств и имений в 1130-е годы вызвал резкую критику.Климент Смолятич, известный писатель середины XII века, ставший по волекиевского князя митрополитом, писал, что он, Климент, не относится к тем,"ижи прилагают дом к дому и села к селам, изгои же и сябры и борти и пожни,ляди же и старины". Возможно, что Климент, отвечая смоленскому священнику,имел в виду прежде всего смоленского епископа, своего политического врага,Мануила. Самому Клименту было предъявлено любопытное обвинение в том, чтоон, христианин, слишком увлекается такими языческими "философами", какГомер, Аристотель и Платон. В княжение Давыда Ростиславича (1180--1197), уже известного нам посвоим бесславным делам на юге, происходили конфликты между князем игорожанами Смоленска. У князя Давыда еще в молодости было многонеприятностей с новгородцами, которые не один раз "показывали путь" ему. В1186 году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленскепромежи князем Давыдом и Смолняны. И много голов паде луцьших муж". В чемсостояли противоречия между князем и боярством, летопись не сообщает. Смоленское княжество не было исключением -- борьба боярства с князьямив очень резкой форме шла и в других землях. К началу XIII века относится интереснейшее событие в Смоленске,приоткрывающее частично завесу над внутренней социально-идеологическойжизнью русских средневековых городов: игумены и попы устроили всенародныйсуд над неким попом Авраамием. Одни хотели его заточить, другие -- "к стенету пригвоздить и зажещи", а третьи -- утопить. Игумены и попы, "яко волырыкающие", хотели, "аще бо мощно, жива его пожрети". Чем же так разъярил Авраамий смоленских церковников? Оказывается,находясь в одном из окраинных монастырей Смоленска, Авраамий читал населениюкниги и "протолковывал" их всем -- "малым и великим, рабам же и свободным ирукодельным". В Смоленске везде говорили, что "он уже весь град к собеобратил есть". Его обвиняли в чтении "глубинных книг", из которых однаупомянута в его житии. Это так называемая "Златая цепь", сборник изречений ислов, направленных иногда против "плохих пастухов" -- попов и монахов. Втаких сборниках появлялись антиклерикальные идеи, близкие учениюзападноевропейских вальденсов, преследовавшихся католической церковью. Всходных условиях на Руси возникли сходные идеи. Открытая проповедь таких опасных для церкви идей, проповедь, обращеннаяк рабам и рукодельным, вызвала ненависть духовенства. Князь спас Авраамия отказни, но еретику-проповеднику церковь придавала такое значение, что по всемдорогам, ведущим в Смоленск, были поставлены воины (очевидно, владычные,епископские), преграждавшие путь сторонникам Авраамия; они действовали такрешительно, что некоторые люди, шедшие к Авраамию, "разграблены быша". Смоленское княжество, укрытое внутри русских земель от всех внешнихврагов, долго, до начала XV века, сохраняло самостоятельность. Батый вовремя похода 1237--1238 годов направился было к Смоленску, но затем обошелего стороной. Очевидно, богатый торговый город, украшенный десяткамивеликолепных зданий и обнесенный крепкими стенами, представлял непреодолимуюпреграду для войска, измотанного сопротивлением русских городов, икровожадный завоеватель не посмел показаться под его стенами.

Д. В. Валуев,
кандидат исторических наук,
преподаватель Смоленского Государственного Университета
и Смоленской духовной семинарии

Время с 1136 года (учреждение самостоятельной епископии) до 1240—50 годов является одним из самых блистательных периодов в истории Смоленской епархии. Небывалой высоты достигает в эту эпоху церковное искусство и культура Смоленской земли. В Смоленске в XII — первой половине веков существует собственная архитектурная школа, по-видимому, формируются местные традиции иконописи и фресковой живописи. До нас дошли некоторые произведения церковной литературы, созданные на Смоленщине в эти годы и свидетельствующие о высоком уровне и этой отрасли культуры. На Смоленской земле в ХII—XIII веках разворачивалась деятельность многих выдающихся проповедников и церковных писателей. Самым ярким именем в их плеяде является, несомненно, имя святого преподобного Авраамия Смоленского.

Подъему духовной жизни Смоленского княжества в большой степени способствовала мудрая церковная и просветительская политика местных властителей. Отчасти этому благоприятствовали политические условия, в которых оказалась Смоленская земля в это время. В этот период истории Смоленск имел широкие хозяйственные и культурные связи не только с основными княжествами Древней Руси, но и со многими странами Европы. Однако, этап подъема был недолгим, он продолжался около 100 лет и был прерван тяжелейшим политическим и социально-экономическим кризисом, в который вступила Русь после монгольского завоевания. Но духовные традиции, произросшие на Смоленской земле, не погибли, через некоторое время они дали свои прекрасные плоды в других русских землях.

Подлинное открытие древнего Смоленска произошло сравнительно недавно. В немалой степени этому способствовал Церковно-археологический комитет, основанный в 1896 году по инициативе архиепископа Никанора и объединивший в своих рядах многих краеведов и любителей старины. При активном участии членов комитета в Смоленске и его окрестностях в начале XX века были открыты значительные памятники церковной старины (например, развалины монастыря святых Бориса и Глеба на Смядыни). Было собрано немало ценных письменных источников, а некоторые из них и опубликованы. В советское время работа по изучению Смоленска XII—XIII веков продолжалась. Наиболее значительный вклад в дело исследования церковной культуры древней Смоленщины, несомненно, внесла архитектурно-археологическая экспедиция института археологии АН СССР под руководством Н. Н. Воронина и П. А. Раппопорта, работавшая в 1960—1970-х годах. Итогом трудов этой экспедиции стали две блестящие монографии, посвященные зодчеству и фресковой живописи средневекового Смоленска . В определенной мере способствовали дополнению представлений о духовной жизни Смоленского княжества и результаты археологических экспедиций под руководством Д. А. Авдусина и Л. В. Алексеева, которые проводили раскопки в Смоленске и области в это же время.

Итак, новый период в истории христианства на Смоленщине начинается с учреждения самостоятельной Смоленской епископии. Происходит это в правление основателя Смоленской княжеской династии Ростислава Мстиславича (1126—1169 годы), сына великого князя Мстислава, внука Владимира Мономаха. Вопрос об утверждении в Смоленском княжестве независимой епархии возникал, по-видимому, с самого начала XII века, однако до 1136 года приходы Смоленской земли входили в Переяславльскую епископию. Князь Ростислав Мстиславич в своей учредительной грамоте Смоленской епископии отмечает, что его отец — Мстислав Владимирович (княжил в Смоленске до 1125 году) имел желание утвердить в Смоленске собственную епископскую кафедру, но не успел этого сделать . Политические условия Руси в 1120—30 годах поначалу препятствовали в осуществлении этого и Ростиславу Мстиславичу. В начале 1130-х годов князь Ростислав, утвердившись в пределах княжества Смоленского, проводит работы по укреплению своей столицы: в 1135 году он «устроил град великий Смоленск» . Под этим летописным сообщением следует, вероятно, понимать строительство крепостной стены, окружившей город. Это событие логически завершило процесс «переноса» древнего Смоленска на современное место .

На следующий 1136 год князь Ростислав Мстиславич учреждает в Смоленске самостоятельную епископию. Как отмечает Л. В. Алексеев, это событие «... свидетельствовало о растущей мощи Смоленска» . К этому времени на Киевском престоле произошли серьезные изменения. Сильного и властного Мстислава Владимировича, умершего в 1132 году, сменил слабый и малоискушенный в хитросплетениях большой политики его брат Ярополк — дядя Ростислава. С первых дней своего княжения он был втянут в борьбу за старшинство в русских землях между двумя княжескими кланами — Мономаховичами (Владимировичами) и Ольговичами. Это противоборство и другие неурядицы отвлекали великого князя Киевского от отдаленного Смоленска. В 1134 году (по другим сведениям в 1135 году) скончался Переяславльский епископ Марк (Маркелл). В Переяславльской епархии возникла некоторая заминка с назначением нового архиерея. И это обстоятельство, по-видимому, способствовало возникновению в Смоленске самостоятельной кафедры .

Весной 1136 года в Смоленске была создана епископия. Факт ее создания фиксируется не только летописными источниками, но и двумя грамотами: Уставом, данным Ростиславом Мстиславичем новопоставленному Смоленскому епископу, и подтвердительной грамотой епископа . В уставном документе князь пишет об учреждении в Смоленске епископии и устанавливает ее материальную базу. Очень подробно расписаны те доходы, которые епархия получает из княжеской казны, а также земли, которые князь из своего личного владения жалует епископии. Особые положения устава касаются полномочий церковного суда. К суду епископа отнесены разного рода брачные дела (разводы, двоеженство, похищение девиц), отравления и душегубства, а также суды над людьми церковными. Князь особо оговаривал, что в епископские суды не должен вмешиваться никто из представителей гражданской власти. Княжеская грамота завершается призывом Ростислава Мстиславича к своим потомкам и преемникам — не изменять основных положений данного Устава, не пытаться закрыть епископию или соединить ее вновь с Переяславльской.

К Уставу Ростислава примыкает подтвердительная грамота вновь поставленного епископа Мануила. В этой грамоте новый архиерей подтверждает положения Устава, данного князем епископии, и также заклинает будущих преемников князя от возможных посягательств на самостоятельность Смоленской кафедры.

Как уже отмечалось выше, первым Смоленским епископом был грек Мануил. Исторические сведения об этом деятеле русской церковной истории крайне скудны. Известно, что он был скопцом, пришедшим на Русь вместе с двумя сотоварищами при княжении в Киеве Мстислава Владимировича. Вероятно, целью Мануила и его сподвижников было обучение русских церковному пению . После поставления на Смоленскую кафедру Мануил находился в весьма теплых и близких отношениях с Ростиславом Мстиславичем, поддерживая многие начинания и политические шаги последнего.

Тем временем в политической жизни Киевской Руси назревали серьезные события. В 1146 г. скончался великий князь Всеволод Ольгович. Перед смертью он завещал верховную власть в стране своему брату Игорю. При этом Всеволод добился клятв от других правителей русских земель в верности своему преемнику. Однако, вскоре после смерти Всеволода Киевский престол захватил, нарушив крестную клятву, князь Владимир-Волынский — Изяслав Мстиславич. Князь Игорь Ольгович был арестован, а затем по собственной воле пострижен в монахи монастыря св. Феодора. Через год в 1147 г. несчастный князь Игорь был убит озверевшей толпой киевской черни, заподозрившей в нем агента Ольговичей. Впоследствии он был канонизирован Русской Православной Церковью (память 2 (19) октября). Еще до всех этих событий митрополит Киевский Михаил (грек по национальности) уехал на родину в Византию. Что послужило причиной его отъезда, неизвестно. Но перед отбытием митрополит наложил интердикт на службы в храме святой Софии . По-видимому, митрополит имел какой-то конфликт с князем Всеволодом, что и отразилось в столь необычном и жестком решении.

Внутриполитическая борьба в Византии той поры накладывала отпечаток и на церковную жизнь. Вовлеченность иерархов Православной Церкви во внутренние распри была, вероятно, одной из причин того, что Русская Церковь осталась без архипастыря. Это положение решил исправить князь Изяслав. В июле 1147 г. он созвал Собор русских епископов в Киеве. Среди тех, кто прибыл на Собор, был и епископ Смоленский Мануил. Развернувшиеся на Соборе события хорошо известны. Князь Изяслав, желая иметь на Киевской кафедре своего ставленника, независимого от Константинополя, предложил епископам для избрания кандидатуру Климента Смолятича — ученого монаха Зарубского монастыря, расположенного в 80 км к югу от Киева. Этот выдающийся деятель истории Русской Церкви, как будет изложено ниже, был связан по своему происхождению и начальному образованию со Смоленском . Климент Смолятич являлся одним из образованнейших людей своего времени, великолепным проповедником и замечательным церковным писателем . Большинство епископов одобрило выдвинутую кандидатуру и проголосовало за избрание главой Русской Церкви Климента Смолятича.

Однако, часть епископов не согласилась с решением своих собратьев и активно выступила против. Ими были Косьма Полоцкий, Нифонт Новгородский и Мануил Смоленский. Грек по национальности, Мануил не мог допустить избрания митрополита, независимого от патриарха Константинопольского. Оставшись в меньшинстве, опасаясь преследований со стороны Изяслава и Климента, Мануил вскоре бежал из Киева. Как сообщает Ипатьевская летопись, «... и Мануил Смоленский епископ, иже бе бегал перед Климом» . По-видимому, и сам князь Смоленский Ростислав Мстиславич был недоволен избранием Климента, что нашло некоторое отражение в письме Климента Смолятича смоленскому пресвитеру Фоме.

Во многом благодаря покровительству князя Ростислава Смоленская епархия в смутную эпоху середины XII в. значительно укрепляет свои позиции. Ростислав Мстиславич выделяет значительные средства на ремонт старых и строительство новых церквей и монастырей в своей земле. В частности, в его княжение был достроен (или реконструирован) главный Смоленский храм — Успенский собор. Согласно «Похвале князю Ростиславу Мстиславичу» в августе 1150 года (по мнению некоторых исследователей — 1147 года) состоялось освящение Собора епископом Мануилом . Примерно в это же время в Смоленске широко разворачивается каменное церковное строительство. Новгородская первая летопись под 1145 год сообщает о князе Ростиславе: «В то же лето заложиша церковь камяну на Смядыне, Борис и Глеб, Смоленьске» . Строительство храма на месте убиения одного из первых русских святых в значительной степени способствовало пропаганде этой общерусской святыни и служило подъему значения Смоленской епархии и княжества. Вновь возведенный Борисоглебский собор отличался значительными размерами. Он был 6-столпным, внутренние стены украшали замечательные фрески, пол покрывали разноцветные поливные плитки. Через четыре десятилетия после своей постройки храм Бориса и Глеба был расширен сыном князя Ростислава — князем Давидом, пристроившим к нему галерею и превратившим храм в княжескую усыпальницу . Несколько позже в Смоленске возводится еще один каменный храм — церковь Петра и Павла в загородной резиденции князя, на правом берегу Днепра. Выстроен он был в византийско-южнорусском стиле, как и все Смоленские храмы этой поры. Тогда церковное каменное строительство в Смоленске и его окрестностях вела, по-видимому, артель Черниговских или Киевских мастеров, осевших на землях княжества Ростислава Мстиславича. Церковь Петра и Павла была придворным храмом, соединявшимся в древности с княжеским дворцом. Пережив за восемь с половиной веков своего существования множество потрясений, разрушений и реконструкций, она сохранилась до нашего времени и является ярким памятником эпохи расцвета самостоятельного Смоленского княжества. Церковь эта в древние времена была не только богато украшена снаружи, но и отличалась красотой внутреннего убранства. До сих пор на некоторых ее стенах сохранились небольшие фрагменты фресок . Очень интересным памятником церковной истории является так называемая «княжеская молельня» — миниатюрная церковь-капелла на хорах в юго-западном углу храма, которая в древности напрямую была связана с княжеским теремом. Она была выстроена специально, чтобы князь или кто-либо из членов его семьи мог молиться здесь в любое время, даже если в этот момент в храме не было службы. Стены древней церкви сохранили также многочисленные надписи-граффити, процарапанные на кирпичах и штукатурке. Некоторые из них, вполне вероятно, могли быть сделаны самим князем Ростиславом или кем-то из его ближайшего окружения.

Свидетельством прочного союза между церковью и княжеской властью на Смоленской земле стала т. н. грамота «О холме». В 1150 году князь Ростислав Мстиславич передал Смоленской епископии в полное ведение Соборной холм. Этот акт был закреплен торжественной грамотой, которая пополнила собой корпус грамот Смоленской епископии .

Вскоре после этого на Соборном холме разворачивается активная строительная деятельность. В середине 1150-х — начале 1160-х годов к юго-западу от Успенского собора была воздвигнута небольшая плинфяная церковь. Характерной чертой этого храма было отсутствие каких-либо столпов-опор внутри (в историческую литературу эта церковь вошла под названием «бесстолпной»). Видимо, она являлась домашней церковью Смоленских епископов . В те же годы у северо-восточного склона холма была построена кирпичная башня, находившаяся у въезда на собственно территорию соборного двора, играя, таким образом, оборонительную роль .

Чуть позже у основания холма, на перекрестке двух улиц был воздвигнут небольшой храм, руины которого были обнаружены в 1989 году при прокладке теплотрассы по улице Соболева. Исследовавший остатки церкви Н. Сапожников отнес время ее строительства к началу 1180-х годов . Однако по нашему мнению, судя по размерам кирпичей-плинф, из которых выстроен был храм, постройка велась несколько раньше, в середине 1160-х годов . Возведение этого храма, вероятно, завершило формирование архитектурного ансамбля Соборного холма — постоянной резиденции Смоленских архиереев. Следует отметить, что Соборный холм всегда играл важную роль исторической топографии Смоленска, благодаря расположению в самом центре древнего города. У его подножия располагалась вечевая площадь, здесь же находилась и главная торговая площадь, по берегу Днепра проходила одна из главных городских магистралей — Большая Проезжая улица . В самом Успенском соборе хранился архив Смоленского княжества. Здесь же находился эталон веса — «копь» или «вощный пуд», игравший важную роль при заключении торговых сделок между Смоленском и иностранными купцами . В Соборе находилась и главная святыня Смоленской земли — икона Божией Матери — Одигитрия. Таким образом, Успенский собор являлся одним из духовных и политических центров княжества. Несомненно, что епископ принимал активное участие в государственной жизни Смоленска и его мнение имело немалый вес как на княжеском дворе, так и на вече.

Ярким литературным памятником, содержащим интересные сведения о жизни Смоленской епархии в середине XII века, является послание митрополита Климента Смолятича смоленскому пресвитеру Фоме. До нашего времени это сочинение дошло в толкованиях монаха Афанасия, известных по списку XV века . Предположительно, Фома был придворным священником Ростислава и по его просьбе написал письмо Клименту, обвиняя его в тщеславии и высокоумии, по его словам, тот «творит себя философом» . В своем ответном послании Климент Смолятич опровергает слухи о своем тщеславии и заносчивости. При этом Киевский митрополит демонстрирует прекрасное образование и широкую начитанность. Он упоминает античных авторов: Аристотеля, Платона, Гомера. Аллегорически толкует некоторые образы Ветхого Завета. При этом Климент отмечает, что сам Фома хорошо знает древнюю литературу и философию. Он упоминает некоего учителя Григория (скорее всего священника), который обучал Фому греческому языку. Возможно, уже тогда в Смоленске существовала школа для подготовки образованных священнослужителей.

В 1154 году скончался великий князь Изяслав Мстиславич, вновь развернулась жестокая борьба за Киевский престол. Велась она преимущественно между Ростиславом Смоленским и его дядей Юрием Долгоруким. В конечном итоге столицей овладел Юрий, ставший великим князем. Вскоре после этого Климент Смолятич, в прошлом союзник и помощник Изяслава, вынужден был удалиться из Киева. А через некоторое время на Русь прибыл новый митрополит, поставленный патриархом Константинопольским, грек Константин. Среди тех, кто встречал его в Киеве, был и епископ Смоленский Мануил , который впоследствии активно помогал Константину утвердиться на митрополичьей кафедре. Первым делом нового митрополита вместе с его ближайшими сотрудниками-епископами (среди них был и Смоленский архиерей) стало низложение и запрещение в служении всех ставленников Климента. Был предан проклятию умерший князь Изяслав. Однако, вскоре Константин разрешил священнодействовать священникам и дьяконам, поставленным своим предшественником, приняв от них «рукописание на Клима» , видимо, особое обязательство не повиноваться Клименту.

Но пребывание Константина в Киеве оказалось недолгим. В мае 1157 года скончался князь Юрий Долгорукий. Вслед за его кончиной вновь развернулась борьба за Киев среди русских князей. На этот раз победителем стал Смоленский князь Ростислав Мстиславич. Великокняжеского престола он добился благодаря поддержке своего племянника Мстислава Изяславича, с которым заключил военно-политическое соглашение. Следствием этого союза стало изгнание из Киева митрополита Константина. Князь Мстислав не мог забыть проклятия, которому Константин предал его отца. Ростислав Смоленский резко высказался против возвращения на Киевскую кафедру Климента Смолятича: «... не хочу Клима у митропольи видити — (не) взял благословения от святыя Софья и от патриарха» . В результате компромисса между дядей и племянником Константин вынужден был удалиться из Киева в Чернигов, а Климент терял последние надежды на возвращение. Но церковная смута, вызванная притязаниями различных сторон на митрополичью кафедру в Киеве, на этом не закончилась. Она разрешилась только в 1164 году (по другим данным в 1163 году) после поставления новым русским митрополитом грека Иоанна IV.

После переезда Ростислава Мстиславича в Киев Смоленским княжеством стал управлять его сын Роман (1160—1180 годы), стремившийся продолжать мудрую и взвешенную политику своего отца.

Что же касается последних лет жизни Ростислава, то они прошли в постоянных войнах с внешними врагами и в междоусобных столкновениях с соперниками-князьями. В то же время внук Мономаха никогда не оставлял усилий по примирению различных земель Руси. Он снискал себе авторитет миротворца и разумного посредника при решении территориальных, политических и иных споров. В начале 1167 года великий князь Киевский отправился в Новгород, где собирался уладить конфликт между местным населением и своим сыном Святославом. По пути Ростислав остановился в своем родном Смоленске. Администрация княжества и города, епархия, простые люди устроили ему торжественную встречу. В числе встречавших великого князя был и его верный соратник — престарелый епископ Мануил. Пробыв несколько дней в Смоленске, Ростислав двинулся далее на север, однако до Новгорода он так и не добрался. В дороге он почувствовал себя плохо и вынужден был остановиться. Новгородцы тем временем помирились со Святославом Ростиславичем, главной причины похода не стало. Великий князь повернул обратно, здоровье его ухудшалось и вскоре стало ясно, что он умирает. Его сестра Рогнеда уговорила его остаться в Смоленске, чтобы «лечи Смоленьска в своем зданьи» (вероятно, в одном из воздвигнутых им храмов). Ростислав торопился в Киев, своим приближенным он говорил, что если умрет, то желает быть похороненным рядом с отцом, если же выживет, то пострижется в монахи Печерского монастыря. Желание постричься великий князь высказывал и раньше в беседах с ближайшим окружением и духовными лицами, но всякий раз его отговаривали, указывая на то, что у князя в этом мире другие обязанности.

В марте 1167 года князь остановился на полпути к Киеву в имении своей сестры Рогнедине (ныне Рогнедино Брянской области). 14 марта он призвал своего духовника — священника Симеона, которому сообщил о приближении смерти. Умер великий князь Ростислав Мстиславич как истинный благочестивый христианин. До последней минуты своей жизни слабеющим голосом он читал отходные молитвы, глядя на икону Спасителя. Последними словами его были: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Через неделю тело князя было привезено в Киев и похоронено в Федоровском монастыре, рядом с могилой его отца. Очень яркий, прочувствованный рассказ обо всех этих событиях донесла до нас Ипатьевская летопись . Еще одним памятником древнерусской литературы о выдающемся внуке Владимира Мономаха является «Похвала князю Ростиславу Мстиславичу». В этом произведении описываются труды благоверного князя по учреждению в Смоленске самостоятельной епархии и по ее обеспечению. Созданием в Смоленском княжестве собственной епископской кафедры Ростислав Мстиславич, по словам автора «Похвалы...», «боле люди сия и землю просвети» . По мнению современных исследователей Т. А. Сумниковой и Я. Н. Щапова автор этого произведения был тесно связан со Смоленской церковью Богородицы и епископом. Я. Н. Щапов даже предполагает, что он был сотрудником епископской канцелярии и занимался составлением епархиальных документов .

Князь Роман Ростиславич, правивший в Смоленске после своего отца, был человеком кротким и богобоязненным. В делах внутреннего управления он никогда не применял силу, а старался действовать уговорами и убеждениями. «... николи же протву... злу никоторого зла въздающе (за зло не мстил), но на Бозе вся покладывая провожаще (прощал)» , — сообщает летопись об этом князе. Будучи человеком образованным, Роман Ростиславич заботился о просвещении своих подданных. В особенности высокие требования предъявлял князь к грамотности священников: «Вельми учен всяких наук и к ученью своих братьев, бояр и многих людей понужда, устрояя на то училища и учителей греческих и латинских своею казной и не хотел иметь священников неученых» , — отмечает летописец. Немалые средства тратил Роман на строительство и украшение храмов Божьих. При нем была построена церковь Иоанна Богослова. Она находилась в центре Смоленска, являясь, по мнению многих исследователей, частью нового княжеского дворцового комплекса. Ее архитектурный облик был схож с храмом Петра и Павла. С трех сторон церковь окружала галерея, предназначенная для захоронения членов княжеской семьи. Внутри храм был богато украшен фресками, иконами в драгоценных окладах, пол покрывали поливные плитки . Князь Роман вел благонравный и нестяжательный образ жизни. Все свои личные средства он истратил на богоугодные дела, и когда он скончался (1180 год), оказалось, что его не на что хоронить. Как гласит предание, благодарные смоляне собирали деньги на погребение любимого князя . Преемником Романа на смоленском престоле стал его брат Давид Ростиславич (1180—1197 годы). В отличие от своего предшественника он был правителем жестким и скорым на расправу. Он решительно боролся с внешними и внутренними врагами. В середине 1180-х годов князь Давид жестоко подавил бунт против него части городской верхушки. «... въстань бысть Смолене промежи князень Давыдом и смоляны и много голов паде луцыпих муж» , — сообщает Новгородская первая летопись. Одновременно был князь человеком благочестивым и богобоязненным. В его княжение в жизни Смоленской епархии происходят значительные изменения. В это время достигает своего наивысшего развития как духовный и культурный центр Смядынский монастырь святых Бориса и Глеба. В XII веке Смядынь несколько раз упоминается в русских летописях. Наиболее важные события происходят здесь в 1170-х —1180-х годах. В 1172 году, направляясь в южные земли, в Смоленск заехали внуки князя Юрия Долгорукого — Мстислав и Ярополк Ростиславичи, ослепленные своим политическим противником Ростово-Суздальским князем Всеволодом Большое Гнездо. 5 сентября в день убиения святого Глеба, придя в храм Борисоглебского монастыря, они стали молиться и вдруг чудесным образом прозрели. Это чудо произвело огромное впечатление на современников . Важное событие произошло в правление Давида Ростиславича. До своего вокняжения в Смоленске Давид был князем Вышгорода. Как известно, в Вышгороде покоились мощи святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1191 году Давид перенес из Вышгорода в Смоленск ветхие гробницы святых князей. В это же время в монастыре был возведен еще один каменный храм — малая церковь, посвященная святому Василию, по-видимому, в память Вышгородской малой церкви святого Василия, рядом с которой первоначально были погребены святые Борис и Глеб. Одновременно главный храм монастыря подвергся значительной перестройке. Он был обнесен с трех сторон широкой галереей, предназначавшейся для захоронения членов княжеской семьи. Как отмечает летопись, князь Давид стремился устроить на Смядыни «второй Вышегород», который стал бы известен во всем православном мире .

До настоящего времени не ясно, перенес ли Давид под Смоленск только старые гробницы святых братьев или и их мощи. В конце прошлого — начале нынешнего века диаметрально противоположные взгляды на эту проблему высказывали ведущие Смоленские краеведы — С. П. Писарев и И. И. Орловский. Писарев в своих работах на основании детального анализа исторических источников утверждал, что в Смоленск были перенесены именно мощи первых святых, канонизированных Русской Церковью . Младший современник и ученик Писарева И. И. Орловский в статье, посвященной Борисоглебскому монастырю, опровергал мнение своего старшего товарища и доказывал, что в Смоленск были перенесены лишь древние гробницы князей-страстотерпцев . Следует отметить, что на сегодняшний день вопрос о переносе мощей остается нерешенным.

Говоря о жизни Смоленской епархии во второй половине XII века, конечно, необходимо упомянуть о таком явлении, как формирование в Смоленске собственной архитектурной школы. Каменные храмы, которые строились в Смоленске в начале и середине XII века, возводились в соответствии с традициями, сложившимися в Византии и на юге русских земель. В 1180-х годах картина меняется. В 1186 году князь Давид Ростиславич во главе союзной рати нескольких русских княжеств отправился в поход на соседний Полоцк. Полочане, узнав о приближении крупной военной силы, решили не вступать в борьбу, а закончить все миром. Они выслали делегацию с богатыми дарами навстречу Давиду и его армии, которая и заключила со Смоленским князем мирный договор . На некоторое время Полоцк фактически оказывается в подчинении у Смоленска, вероятно, в этот период некоторые полочане перебираются в Смоленск. Возможно, среди них был и зодчий, приглашенный князем для строительства нового храма. В Полоцке к этому времени уже сложилась своя оригинальная традиция архитектурного оформления храмов, совершенно отличная от южнорусской. Вот эта традиция и была взята за основу неизвестным полоцким зодчим при строительстве церкви Михаила Архангела в Смоленске.

Храм возводился в 1180—90-х годах на западной окраине Смоленска, неподалеку от Смядыни. Заказчиком его выступал сам князь, выделявший немалые средства из собственной казны на это строительство. Видимо, церковь Михаила Архангела находилась непосредственно на княжеском дворе или в непосредственной близости от него. Летописец, характеризуя Давида Ростиславича, писал: «Сам бо сяков обычай имееть — по вся дни ходя ко церкви святого архистратига Божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем...» Далее автор летописи восхищается красотой и богатством убранства этого храма: «... такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена» . Внешний облик церкви значительно отличается от облика смоленских храмов предыдущего периода. Церковь Архангела Михаила представляет из себя первый на Смоленщине храм так называемого башнеобразного стиля. Барабан купола был как бы приподнят на специальном пьедестале. Благодаря этому, здание устремлялось ввысь. Это впечатление подчеркивалось пристройками-притворами, меньшими по высоте, чем основной объем. Центральная апсида алтарной части храма была сильно выдвинута вперед, боковые же апсиды имеют прямоугольные очертания и значительно понижены. Большим разнообразием отличался внешний декор храма. Острота силуэта церкви подчеркивалась сложнопрофилированными вертикальными тягами-пилястрами на углах внешних стен. Кирпичная кладка оживлялась аркатурными поясками, декоративными нишами с фресками, бровками над окнами. Пол храма был приподнят над землей, и поэтому перед входами находились небольшие лесенки, которые также подчеркивали вертикальную устремленность здания.

Церкви Михаила Архангела присущи основные черты, отличающие постройки полоцкой архитектурной школы. Но это было не простое воспроизведение полоцких традиций на смоленской почве, а их дальнейшее творческое развитие. Так в церкви Архангела Михаила боковые притворы полностью открываются внутрь храма и не отделяются от него перемычками-порталами, как в полоцких церквях. Большим разнообразием и сложностью отличается и оформление внешних стен. Это позволяет говорить о формировании в Смоленске на рубеже 1180—1190-х годов самостоятельного архитектурного направления, базирующегося на традициях полоцкого храмового зодчества .

Вскоре после возведения церкви Архангела Михаила в Смоленске начинается период интенсивного каменного строительства. Искусные зодчие в конце XII — первой четверти XIII веков возводят несколько десятков храмов. Этот факт свидетельствует о богатстве и процветании епархии, а также о личном благочестии смоленских князей, бояр и купцов, заказчиков этих церквей. Непосредственно в княжение Давида Ростиславича было построено, помимо упоминавшихся выше, еще два или три каменных храма. Это небольшие церкви, находящиеся в районе современной Большой Краснофлотской улицы и на реке Малая Рачевка . Возможно, в это время начал возводиться большой храм в устье реки Кловка . Во время княжения Давида Ростиславича произошла смена смоленских архиереев. В 1180 году при въезде нового правителя в Смоленск его встречал епископ Константин , являвшийся, видимо, преемником Мануила, которого летопись упоминает последний раз в 1167 году . Но уже в 1190-х годах епархию возглавляет епископ Симон. Он присутствует при князе в последние часы его жизни, постригает его в монахи и затем отпевает после смерти. По предположению Л. В. Алексеева, епископ Симон — бывший духовник князя Ростислава Мстиславича, сопровождавший его в последнем путешествии .

Смоленский князь Давид Ростиславич скончался 23 апреля 1197 года в день великомученика Георгия, в возрасте 57 лет. Умирал он как истинный благочестивый христианин. Перед смертью он пожелал постричься в монахи и умереть в монастыре святых Бориса и Глеба, для украшения которого он много потрудился. Его супруга, последовав примеру мужа, также приняла ангельский образ. В последний день жизни, чувствуя приближение смертного часа, князь усиленно молился в монастырском храме и после молитвы отошел ко Господу. Похоронен он был здесь же в храме при огромном стечении народа. Выразительный рассказ об этих событиях есть в Ипатьевской летописи .

С именем князя Давида связан любопытный памятник, обнаруженный в развалинах Смядынского монастыря в прошлом веке. В 1833 году Смоленский губернатор разрешил разбирать развалины древних монастырских построек на западной окраине города для добычи каменного бута, необходимого при строительстве шоссе Смоленск-Москва. При разрушении руин Борисоглебского собора была обнаружена гробница из белого известняка. Стараниями профессора Новороссийского университета, археолога Н. Н. Мурзакевича (сына известного смоленского историка священника Н. А. Мурзакевича) гробница была спасена от разрушения . Впоследствии ее перенесли в храм Архангела Михаила. Большинство ведущих смоленских исследователей-краеведов вполне обоснованно высказывали мнение о том, что в этой гробнице был захоронен князь Давид. Это мнение господствует и до сего дня

Замечание 1

Культура Смоленского княжества формировалась под воздействием различных народов и государств. Влияние различных культур обусловлено местоположением самого княжества. Княжество было своеобразным «узлом» на пути перемещения товаров и людей. На его территории сходились важнейшие торговые пути средневековой европейской торговли: Балтийско-Черноморский и Балтийско-Волжский. Через торговлю смоляне знакомились с остальной планетой и формировали собственный неповторимый мир.

Архитектура

Первоначально город Смоленск размещался в районе современного Гнездиловского могильника. Из-за постоянных угроз разлива Днепра в конце XI века город был перенесен на современное место. Как и положено на новом месте в первую очередь стали возводить крепостные стены и храмы.

Опираясь на работы современных археологов можно с полной уверенностью сказать, что на территории города к моменту прихода монгол существовало двадцать шесть каменных храмов, другие считают сорок шесть, и еще четыре вне его пределов. К сегодняшнему дню их осталось три.

Один из сохранившихся храмов – это Свято-Успенский кафедральный Собор (храм Успения Пресвятой Богородицы или Успенский Собор). Строительство собора была начато, по приказанию Владимира Мономаха, в 1101 г. во время его поездки в Суздаль. Этот храм был первым каменным культовым сооружением в княжестве. Храм был выстроен в подражание собору Киево-Печерского монастыря.

На берегу реки Сядынь погиб один из первых русских святых – князь Глеб. Смоленские князья, пользуясь эти фактом, хотели поднять значение своей столицы. Поэтому начиная с сороковых годов XII века в городе начинается массовое строительство. По свидетельствам летописцев, князья, обустраивая свою резиденцию хотели из нее сделать второй Вышгород (первый был в Киеве).

В 1145-1146 годах в Смоленске была выстроена «великая церковь» Бориса и Глеба – великолепный шестистолпный монастырский собор. В середине XII века Роман Ростиславович, князь Смоленский, строит церковь Петра и Павла. В 1173 году он же строит храм Иоанна Богослова. В 1191-1194 годах выстроен княжеский храм Михаила Архангела.

Для всех Смоленских церквей характерна крестово-купольная четырех-шестистолповая постройка. Архитектурные сооружения, выполненные в Смоленском княжестве, напоминают сооружения, сделанные в Киеве, но при детальном рассмотрении можно увидеть, что только в общих чертах. Смоленские архитекторы и зодчие, изучая киевскую архитектуру, перекладывали ее произведения с учетом местных особенностей.

Архитектуру этого региона отличает наличие романских элементов – пучковых пилястров, аркатурных поясов, перспективных порталов. Этот вид влияния обусловлен наличием западных мастеров, работавших в Смоленске на строительстве и украшении городских зданий и сооружений.

Живопись

К сожалению, аутентичных произведений смоленской живописной школы сохранилось очень мало. Этому в первую очередь способствовало местоположение региона. За последнюю тысячу лет через территорию, где располагалось княжество, не раз и не два проходили все войны, которые Россия вела в западном направлении.

Сохранились орнаментальные росписи оконных проемов в Петропавловском соборе. Перед началом Великой отечественной войны в этом храме существовала огромная композиция «Руно Гедеоново». Сейчас это произведение известно только по отдельным спискам и воспроизведениям.

В начале 60-х годов 20 века были проведены археологические раскопки монастырского храма на Протоке. В результате раскопок собора, в нижней части стен были открыты росписи декоративного характера. На этих росписях были представлены святитель Николай, святая Параскева и трое мучеников в белых одеждах. Живописные произведения датируются концом 12 – началом 13 веков.

Найденные произведения отличались свободой и живописностью выполнения. По своему стилю исполнения лики святых ближе к киевской школе, чем к новгородской. В росписях мало использованы белильные линии и блики и им присуща спокойная светотеневая лепка.

Смоленские росписи отличаются и по технике исполнения от киевских и новгородских произведений этого же времени. Подготовка пространства для росписи выполнена во фресковой технике, а вот собственно роспись осуществлена по сухой штукатурке при помощи связующего элемента.

Если же говорить о миниатюрных живописных произведениях, созданных в пределах Смоленского княжества, то здесь стоит остановиться на следующих сохранившихся произведениях:

  • Хутынский Служебник – в этой рукописи присутствуют миниатюры с изображениями отцов церкви – Иоанна Златоуста и Василия Великого, этим изображениям присущи правильные пропорции и хорошая техника выполнения рисунка. Изображения святых кажутся парящими в воздухе. Такое свойство достигнуто за счет абстрактности фона. Несмотря на то, что это произведение религиозного характера, обрамление рисунков и орнаментальная часть выполнена по мотивам народного искусства;
  • Смоленское Евангелие 13 века – по стилю художественного исполнения близко к предыдущему произведению;
  • изображение евангелиста Иоанна – несмотря на плохое качество сохранности, в этом произведении угадываются стиль исполнения близкий к «Хутынскому Служебнику».

Литература

Все ныне существующие литературные произведения Смоленского княжества по времени создания относятся к периоду наибольшего расцвета государства – 12-13 векам. К современному читателю пришло три основных смоленских произведения (не считаю отрывочных летописей):

«О великом князе Мстиславе смоленском и церкви» – создан приблизительно около 1167 года с целью прославления деяний князя Ростислава

«О перенесении мощей Бориса и Глеба на Смядынь» – в повести рассказывается о перенесении князем Давидом Смоленским гробниц первых русским святых Бориса и Глеба в Смедынский монастырь в Смоленске. Считается, что работа выполнена по заказу самого князя.

«Житие Авраамия Смоленского» – приводится жизнеописание местночтимого святого Авраамия.

Страница 12 из 12

Искусство Смоленского княжества

Смоленская земля имела свою длительную историю, определившую и границы княжества, и его раннее обособление, и круг его культурных и экономических связей. Здесь, где сходятся своими верховьями Днепр и Западная Двина, лежали важнейшие волоки, связывавшие Днепр с Волгой и реками Ильменского бассейна: Смоленская земля была узлом великого пути «из варяг в греки». Смоленск был известен уже византийскому императору Константину Багрянородному как важный городской центр. В это время Смоленск, как предполагают, лежал не на теперешнем месте, но в районе городищ, связанных с огромным некрополем – Гнездовским могильником. По-видимому, лишь в конце XI века Смоленск был перенесен на высокие холмы днепровского берега, где Владимир Мономах в 1101 г. возвел первый каменный храм – городской Успенский собор. Это был большой кирпичный храм, построенный, вероятно, в подражание собору Киево-Печерского монастыря, к которому восходили и другие городские соборы XII века. В 40-х годах XII века Смоленское княжество приобрело самостоятельность, и силу смоленских князей почувствовали Киев и Новгород. Крупный торговый и ремесленный центр, расположенный по обоим берегам Днепра, Смоленск был во многом похож по своей топографии на Новгород. На одной стороне реки, на высоком холме, находился детинец с городским собором Мономаха; на противоположном низменном берегу, хорошо защищенном болотами и речками, лежал торгово-ремесленный район города. Городское население оседало и у подножия детинца (как и в Киеве, этот участок города назывался Подолом); здесь, в левобережной части, было расположено подавляющее большинство каменных построек XII-XIII вв. Источники упоминают также о концах и сотнях, на которые делилась городская территория (известны Пятницкий и Крылошовский концы, а в заречной низменной части – «Петровское сто»). Вече было в Смоленске не менее действенной силой, чем в Новгороде; оно ограничивало власть князя, решительно вмешивалось в политические и церковные дела, утверждало или изгоняло князей, участвовало в замещении высших церковных должностей. Даже дела Церкви не раз подвергались нападкам горожан, так что смоленский епископ Лазарь должен был покинуть кафедру. Смоленский князь Давид Ростиславич «многие досады принял от Смольнян»; в 1186 году дело дошло до восстания, «и много голов пало лучших мужей...». Видимо в связи с этим княжеская резиденция оказалась вынесенной из детинца на окраину города, за речку Чурилку, подобно тому, как в Новгороде князь вынужден был покинуть детинец и обосноваться на Городище. Со всем этим были связаны быстрый рост городской культуры, развитие грамотности и общественной мысли. Известный смоленский проповедник Авраамий, живший на рубеже XII-XIII веков, своим вольномыслием привлекал к себе городские низы и подвергался гонениям со стороны князя и епископа.

Наряду с различными ремеслами в Смоленске XII века процветало и каменное строительство. Его сохранившиеся памятники составляют лишь незначительную долю того, что было создано смоленскими зодчими; многие здания (их насчитывается до двадцати) еще лежат в земле и ожидают археологического исследования.

С 40-х годов XII века начинается большое строительство смоленских князей, которые, по словам летописца, имели «любовь ненасытную о зданиях» и, обстраивая свою резиденцию, хотели сделать ее «вторым Вышгородом». В этом выражалась не только приверженность смоленских князей к киевской художественной традиции, но и желание поднять значение своей столицы ее связью с культом первых русских святых Бориса и Глеба. Смоленск был местом гибели одного из братьев – Глеба, и Смядынь, урочище на берегу речки Смядыни, стала местом княжеской резиденции и вновь выстроенного Борисоглебского княжеского монастыря.

Смядынь имела и определенное экономическое значение: она являлась «Торговой стороной» Смоленска; здесь был центр внешней и внутренней торговли княжества; по соседству находился поселок немецких купцов, в котором стояла их церковь Девы Марии.

Сохранившиеся в развалинах храмы Борисоглебского монастыря сооружены в 40-х годах
XII века согласно двум каноническим типам крестово-купольного здания. Малая церковь (Василия?) была небольшим четырехстолпным храмом; полуколонны средней пары лопаток выделяли центральное членение фасада, имевшего, судя по старым рисункам, трехлопастное завершение; эта форма, использованная полоцким зодчим Иоанном для обработки постамента под барабаном, здесь была перенесена на фасад самого здания.

В 1145-1146 годах был построен большой шестистолпный монастырский собор – «великая церковь» Бориса и Глеба. В западной части собора были хоры с лестницей, вероятно, внутри западной стены. Фасады членились плоскими лопатками с полуколоннами, а полукружия апсид были оживлены тонкими тягами. Обстроенный в 80-х годах XII века с трех сторон галереями, предназначавшимися под усыпальницу смоленских князей, Борисоглебский собор приобрел облик пятинефного храма. Он имел нарядные майоликовые полы и был украшен фресками.

Две другие церкви XII века – Петра и Павла середины XII в. и храм Иоанна Богослова, возведенный князем Романом Ростиславичем в 1173 году, – представляют собой варианты типа малого храма на Смядыни.

Церковь Петра и Павла – самое древнее из сохранившихся каменных сооружений Смоленска, датируется 40-50-ми годами XII в. К западу от храма стоял дворец князя, соединенный с ним деревянным переходом. Храм Петра и Павла – прекрасный образец крестово-купольной одноглавой четырехстолпной постройки. Фасады его членятся лопатками, полуциркульные проемы обрамлены строгой двухступенчатой нишей, храм имеет перспективные порталы и фасадные аркатуры, на промежуточных пилястрах – мощные полуколонны и двенадцатигранный барабан главы. На широких плоскостях угловых лопаток западного фасада проходит лента бегунка и выложены из плинфы рельефные кресты. Фасады церкви были обмазаны розовато-белым раствором с оставлением открытыми кирпичных деталей декора. Интерьер Петропавлов-ской церкви был роскошным, стены его покрывала фресковая роспись, полы выложены поливными керамическими плитками.

Церковь Иоанна Богослова располагалась при въезде в княжескую резиденцию – Смядынь. Храм имеет много общих черт с церковью Петра и Павла, интересно применение в убранстве фасадов, выложенных из кирпича, крестов и устройство наружных приделов-усыпальниц у восточных углов церкви.

Князья делали в эти храмы богатые вклады. Так, о Богословской церкви летопись говорит: князь Роман «создал церковь каменную святого Иоанна и украсил ее всяким строением церковным, и иконами золотом и финифтью украшенными, память создавая роду своему, также и душе своей оставление грехов прося».

Наиболее выдающимся произведением смоленских зодчих является построенный ими в
1191-1194 гг. в резиденции князя Давида придворный княжеский храм Михаила архангела (так называемая Свирская), в известной мере вторящий традиции полоцкого зодчего Иоанна. Центральная часть четырехстолпного храма значительно вытянута вверх, подобно мощной башне; ее динамику подчеркивает трехлопастное завершение фасадов и применение сложных пучковых пилястр, с их уходящими ввысь вертикалями. С трех сторон к храму примыкают высокие открытые внутрь притворы, образующие вместе со значительно выступающей вперед центральной апсидой как бы контрфорсы, усиливающие напряженность архитектурного образа. Особенность храма составляют его прямоугольные боковые апсиды. План церкви и композиция его объемов отличаются четко выраженной центричностью. Система завершения храма сближает его с передовым национальным течением в зодчестве XII века – Спасским собором в Полоцке и храмом Пятницы в Чернигове. Ниши фасадов были украшены росписями, часть наружных росписей Свирской церкви сохранились, внутри храм также имел стенопись, сохранившуюся фрагментарно. Михайло-Архангельский храм принадлежит к числу подлинных шедевров древнерусского искусства. Галицко-волынская летопись, внимательная к выдающимся памятникам архитектуры, в некрологе о строителе храма Давиде Ростиславиче пишет: князь «во все дни ходил к церкви святаго архистратига Божия Михаила, ее же сам создал во княжении своем, такой же нет в полунощной стране, и все приходящие к ней дивились изрядной красоте ее, иконами, золотом и серебром, и жемчугом, и каменьями дорогими украшенной, и всей благодатью исполненной».

Для большого строительства смоленских купцов и князей работали специальные корпорации кирпичников, знаки и клейма которых часто встречаются на кирпичах смоленских зданий. Кирпичная кладка скрывалась под побелкой или обмазкой, сообщавшей фасадам гладь и монолитность, напоминающую в известной мере памятники Новгорода. Общий облик храма был также прост и монументален. Полуколонны лопаток, глубокие теневые пятна порталов усиливали мощь и пластичность фасада, скромно украшенного строгим пояском аркатуры или выложенными из кирпича крестами.

Западноевропейские торговые связи смоленских купцов и большой приток иноземцев, для которых смоленские мастера возводили в городе храмы, помогают объяснить наличие в смолен-ских памятниках романских деталей, каковы отмечавшиеся выше аркатурные пояса, пучковые пилястры, лопатки с полуколоннами, перспективные порталы, которые прослежены также и в развалинах ряда храмов XII века, например, безымянной церкви, открытой раскопками на Воскресенском взгорке. Использование романских деталей обогащало художественный опыт смоленских зодчих. Венцом их творчества был храм Михаила Архангела, которому не было равного по «изрядной красоте» на всем русском Севере – «в полунощной стране». Напоминая здесь сказанное выше о поразительной по смелости и новизне композиции церкви Пятницы в Чернигове, связываемой с заказом князя смоленской династии Рюрика Ростиславича и его зодчим Петром Милонегом, можно оценить по достоинству вклад смоленского архитектурного искусства в сокровищницу русского зодчества. По-видимому, этим объясняются и широкая популярность смоленских зодчих, и влияние их приемов на архитектуру смежных областей.

Все древние храмы Смоленска были расписаны, к сожалению, от смоленской монументальной живописи осталось очень немного. В церквах Петра и Павла и Иоанна Богослова сохранились орнаментальные росписи в откосах окон, в Петропавловском храме в камере на хорах еще в
30-40-е гг. XX в. существовала большая композиция «Руно Гедеоново», в настоящее время практически утраченная и известная по воспроизведениям. Небольшие фрагменты росписи конца XII в. сохранились и церкви Михаила Архангела, часть их была недавно раскрыта при разборке поздних закладок в нишах и арках. Неоценимым для изучения домонгольской монументальной живописи открытием стало обнаружение при археологических раскопках большого монастыр-ского собора на Протоке фрагментов его росписи. При работах в 1962-1963 гг. был раскопан храм, стены которого местами сохранились на высоту до трех метров, но росписи сохранились в основном в нижних частях стен, это росписи декоративного характера – полилитии и полотенца , а также немногие лицевые изображения, располагавшиеся над декоративными панелями – фигуры трех мучеников в белых одеждах и св. Параскевы, изображение святителя Николая в жертвеннике, нижняя часть росписи центральной апсиды. Кроме того, существуют собранные из осколков части ликов. Работы по снятию со стен и монтировке на новую основу этих росписей выполняла реставрационная лаборатория Государственного Эрмитажа, сейчас они хранятся в Эрмитаже и в Смоленском музее. Росписи храма на Протоке датируются концом XII – началом XIII вв., они отличаются свободой и живописностью, в ликах мало использована моделировка при помощи белильных линий и бликов, как в новгородской стенописи этого времени, они отличаются более спокойной светотеневой лепкой. Стилистически они ближе киевским памятникам. Очень интересны смоленские росписи в технологическом отношении: в технике фресковой живописи выполнена только подготовка, доработка по уже сухой штукатурке красками на связующем играет гораздо большую роль при написании изображений, чем в монументальной живописи Киева, Новгорода или северо-восточной Руси.

При фрагментарности остатков монументальной живописи и отсутствии икон, связанных с полоцко-смоленским краем рассматриваемого времени, особого внимания заслуживают сохранив-шиеся миниатюры.

К полоцко-смоленской культуре принадлежит «Хутынский Служебник» (ныне в Государст-венном Историческом музее), датируемый XIII веком. Миниатюры этой рукописи представляют значительный интерес. Изображения Иоанна Златоуста и Василия Великого, отличающиеся точными пропорциями и хорошим рисунком, даны на Золотом фоне; они кажутся как бы парящими в воздухе, благодаря абстрактности фона. Орнаментика обрамлений во многом перекликается с мотивами народного искусства. К той же художественной традиции принадлежит «Евангелие» XIII века, хранящееся в Библиотеке Московского государственного университета. Плохо сохранившееся изображение евангелиста Иоанна близко по стилю к миниатюрам «Хутынского Служебника».

Подытоживая наблюдения над архитектурными памятниками XI-XIII веков в Галицко-Волынской земле, Полоцком и Смоленском княжествах, можно сделать следующие выводы.

Зодчество начального этапа периода феодальной раздробленности вступает в полосу быстрого подъема. Этот расцвет во многом обусловлен традициями и достижениями искусства Киевской Руси X-XI веков. Но традиции воспринимаются не механически, а глубоко творчески: архитектура XII-XIII веков разрабатывает новые темы и наполняет архитектурный образ новым содержанием. С неизбежной последовательностью и закономерностью рождается новый архитек-турный стиль, полностью отвечающий своему времени. Киев первоначально идет во главе художественного развития, поставляя первые образцы новых зданий, а затем уступает ведущую роль зодчеству других областей, которые, исходя из общего источника, создают местные варианты стиля. Теперь архитектурное творчество целиком сосредоточено в руках русских мастеров. Последние совершенствуют свое искусство, изучая древние и новые памятники Поднепровья и внимательно присматриваясь к работе своих русских и западноевропейских собратьев. Господ-ствующим типом культового здания остается крестово-купольный храм. Однако русские зодчие не оставляют неприкосновенной и эту основу византийского наследия: они подвергают ее коренной переработке, всячески подчеркивая пирамидальную, башнеобразную композицию храма. Эти смелые архитектурные искания увлекают зодчих многих областных школ и усиливают черты общности в их искусстве. В церкви Пятницы в Чернигове и в церкви Михаила Архангела в Смоленске дано наиболее острое и смелое решение этой задачи, как бы предвосхищающее позднейшие искания московских зодчих XIV-XV веков.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.