Специфика философской мысли эпохи возрождения и реформации. Контрольная работа: Философия эпохи возрождения и Реформация

Лекция 3. Философия эпохи Возрождения и Реформации

Отечественная философия.

Век просвещения в России (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).

Прежде чем говорить о веке просвещения в России, вспомним основные этапы становления отечественной философской мысли.

Философия Древней Руси базируется на традициях античности и народной (национальной) культуре. Развитие философской мысли идет в русле религиозных институтов в частности, именно православие является ее основой и фундаментом.

Философские идеи реализовывались собственно в богословии, в литературе того времени – летописях, словах, молитвах, поучениях, пословицах и поговорках в произведениях живописи, скульптуре, фресках, архитектуре. Строго отработанного логического понятийного аппарат древняя русская философия еще не имела.

Периоды становления русской философии:

1) IX – XII вв. – времена предыстории философии;

2) XIV – XVII вв. – время ее становления, возникновения теоретического мышления, начало формирования категориального аппарата;

3) XVIII в. – процессы обоснования философии от религии и утверждение ее как теоретической науки;

4) XIX в. и начало XX в. – фундаментальная разработка проблем методологии науки, социального преобразования, диалектики, классификации наук.

Важными элементами ранней философской и общественно политической мысли были: взаимоотношения личности и государственных органов власти, патриотизм, сравнение Ветхого и Нового Заветов как основ функционирования различных государств, нравственные заветы потомкам, вопросы познания как богопознания, но формирование подходов к познанию с позиции рационализма, размышления о душе и теле, о жизни и смерти и душе. Среди мыслителей: Илларион Киевский (XI в.).

Эпоха Возрождения для большинства стран Европы – это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с национальной реакцией, глубоких социальных конфликтов. Одновременно это эпоха развития естествознания, эпоха великих географических открытий. В это время человечество расширило свои познания об окружающей среде, о живом мире, о космосе. Были сделаны первые шаги в систематизации растений, возникла научная анатомия, положив начало современной медицине, открыто кровообращение. Значительные открытия сделаны в астрономии, математике, механике.

Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры, в том числе и в философии, в которой на смену средневековой схоластике и патристике пришли новые идеи. Среди философов эпохи Возрождения можно назвать: Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Никколо Макиавелли, Джордано Бруно и др.



Философская мысль эпохи Возрождения охватывает два с половиной столетия с 14 до 17 века. В ней можно выделить три периода:

1. Гуманистический или антропоцентрический (серед. 14 в – серед. 15 в.);

2. Неоплатонический (серед. 15 – перв. треть 16 в.);

3. Натурфилософский (втор. пол. 16 – нач. 17 в.).

Для первого периода характерно противопоставление человека, его внутреннего мира, духовных ценностей средневековому теоцентризму, когда в основе философских построений было понятие Бога и его сущности.

Второй период был связан с формированием гносеологических представлений.

Третий период был связан с созданием целостной картины бытия.

Философская мысль эпохи Возрождения создает новую картину мира. В своей главной тенденции она пантеистическая, т.е. Бог перестает быть главной творческой силой, как это было в ортодоксальной религии (т.е. изначальной) в схоластическом и догматическом теоретизировании. В философии эпохи Возрождения Бог растворяется в природе, отождествляется с природой. Философия перестает быть служанкой богословия, а становится выражением знания и мудрости.

Другой важной особенностью философии этого периода является ее антропоцентризм. Согласно этому подходу, именно человек становится основным объектом философского рассмотрения. Одновременно человек становится центром мироздания. Он уже не тварь при Творце, а цель природы, творящее, одухотворенное начало.

В рамках эпохи Возрождения выделяют такое историческое явление как Реформация, наиболее ярко выявившее себя в 15 и 16 в. Как и Ренессанс, Реформация была направлена на преодоление отживших форм общественных отношений, свойственных средневековью, называемых феодальными. Но если Ренессанс выдвигает требо-вания преобразования общества путем расширения светского образования, что в первую очередь касалось верхних слоев общества, то Реформация, оставаясь в рамках средневекового религиозного понимания мира, предлагала новый упрощенный путь к богу через изменение церкви и ее учения и могла, в первую очередь найти отклик в средних и низших слоях общества, в силу их больших привязанностей к религиозным представлениям, обусловленным условиями существования.

Суть движения Реформации заключалась в критике и попытке изменить монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе европейского общества.

В 16 в. реформаторское движение достигло апогея своего развития. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой протестантской церкви. Кое-где прошла только реформация католической церкви. 17 век уже не знает Реформации.

Для первых шагов европейского реформаторского движения большое значение имело учение английского реформатора Виклифа и его последователя мастера Яна Гуса , в которых выражалась социальная и гуманистическая направленность.

Важнейшая роль в реформаторском движении принадлежит Мартину Лютеру (1483-1546) – выдающемуся представителю реформации, основателю немецкого протестантизма. Он не был философом и мыслителем, но испытав на себе влияние мистики (И. Таулер ) и учения Гуса, вдохновляется на такие серьезные поступки.

Лютер выступал против церкви как единственного посредника между богом и человеком, против права церкви давать отпущения грехов, способствовал обличению моральной нечистоплотности римской церкви и выступал против католического духовенства вообще. Лютер становится во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.

Лютер выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая позиция перекликается с идеалом освобождения индивида в Ренессансе. Но возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть в Евангелии, поэтому его учение часто называют евангелическим .

В первой половине 16 в. лютеранство распространяется в другие страны (Австрию, частично Польшу, Венгрию и Францию). Особенно сильно движение Реформации охватило Швейцарию. Здесь возникают новые направления Реформации – цвинглианство , в том числе кальвинизм , связанное с именем Жана Кальвина (1500-1594) – французского теолога, который большую часть жизни провел в Швейцарии, где написал главный трактат - «Наставления в христианской вере». Его основные идеи совпадают с идеями Лютера: земная жизнь – это путь к спасению, в этой жизни нужно терпеть и т.д. Он считал - необходимо умеренное пользование богатством в согласии с Божьей волей. Кальвин, как и Лютер, придерживался учения о предопределении , согласно которому Бог предопределяет людей к вечному спасению, т.к. знает, что они уверуют в течение своей жизни.

Центральным явлением, свойственным эпохе Возрождения, стал гуманизм - воззрение, признававшее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие. Гуманизм имел длительную предысторию античности и средневековья, но как широкое общественное явление он стал складываться именно в эпоху Возрождения. Гуманизм зарождался на кафедрах университетов, его представляли дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы, организовывались сообщества единомышленников, озабоченные возрождением античной культуры.

Принцип гуманизма знаменовал собой переворот в культуре и мировоззрении человечества. Одним из его проявлений было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию, а также формирование нового нравственного идеала и путей его воплощения в жизнь.

Если согласно традиционной христианской этике вершиной нравственного совершенства считалось сопричастность Богу, аскетический образ жизни, подавление каких-то чувственных желаний, то гуманизм утверждает радость земного существования, воспевает красоту человеческого тела, культ наслаждения и пользы. И в этом они созвучали с идеалами античных эпикурейцев.

Ярким представителем гуманизма является Франческо Петрарка (1304-1374). Его называют отцом гуманизма. Он утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок, их преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она снискала в эпоху «отцов церкви». В своем трактате «О собственном незнании и незнании других» подчеркиванием собственного незнания, он выражает идею независимости своего мышления от схоластической университетской учености. Христианство он принимает, но не в схоластической интерпретации. Петрарка склонен к идее активной самореализации человека, его воззрения антропоцентричны . Отличительным признаком Ренессанса был индивидуализм , свойственный и Петрарке. Его интересовали, прежде всего, внутренние этические проблемы человека. В философском диалоге «Моя тайна» он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Творчество Птрарки отличается земным характером, полным пониманием радостей и страстей человека.

К выдающимся гуманистам 15 в. принадлежит Лоренцо Вала (1407-1457) - мыслитель, филолог, один из основателей метода сравнительного анализа, который он применял не только к философским работам (например, Тита Ливия), но и к Новому Завету, намереваясь вернуть его тексту первоначальную чистоту и ясность. Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона как способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать.

В этике Вала близок к эпикуреизму и предпочитает его стоицизму. Он считает, что в человеке является добродетельным все, что имеет отношение к жизненно важному инстинкту самосохранения, поэтому никакое наслаждение не является безнравственным. Этика Валы, как и Петрарки, является индивидуалистической.

Многие гуманисты отстаивают идеи умеренного утилитаризма, т.е. учения согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. Они ищут пути согласования личного интереса с интересами других. Гуманисты считают, что люди должны быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба.

Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и, соответственно, справедливое устроение общественно-государственной жизни, достижимое на основах демократии, в рамках республиканского строя.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории культуры и философии, характеризующаяся восстановлением интереса к античной культуре и философии. В эпоху Средних веков античность оценивалась в целом негативно, несмотря на заимствования некоторых философских идей. Л.Валла назвал средневековье «темными веками», т.е. временем религиозного фанатизма, догматизма и мракобесия. Возрождение географически и хронологически подразделяется на южное (прежде всего, Италия 14-16 в.) и северное (Франция, Германия, Нидерланды, 15-16 в.).

Особенности философии Возрождения:

- антропоцентризм – представление об особом «достоинстве» (месте) человека в мире;

- гуманизм – в широком смысле: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих способностей;

- секуляризация – культура и философия приобретают светский характер, освобождаются от влияния богословия, однако этот процесс не дошел до возникновения атеизма;

- рационализм – возрастает убежденность в могуществе разума как средства познания и «законодателя» человеческих поступков;

- антисхоластическая направленность – изучать нужно не слова, а явления природы;

- пантеизм философское учение, отождествляющее Бога и мир;

- взаимодействие с наукой ;

- взаимодействие с художественной культурой .

Гуманизм как культурное движение эпохи Возрождения, прежде всего в Италии, Флоренции, подразделяется на «ранний» («гражданский») гуманизм , 14 – 1-я пол. 15 в. (К.Салутати, Л.Валла, Л.Б.Альберти, Д.Манетти, П.делла Мирандола) и «поздний» , 2-я пол. 15 – 16 в. (неоплатонизм М.Фичино, неоаристотелизм П.Помпонацци). С конца 15 в. гуманистическое движение перешло в Нидерланды (Э.Роттердамский), Германию (И.Рейхлин), Францию (М.Монтень), Англию (Т.Мор). Гуманизм подразделялся на «светский», дистанцировавшийся от религии, и «христианский» (Э.Роттердамский); в его этике синтезировалось гуманистическое понимание человека с идеалами раннего христианства. Натурфилософы эпохи Возрождения :Н.Кузанский, Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей. Социальные мыслители :Н.Макиавелли, Т.Кампанелла, Т.Мор.

Космология и онтология:

- гелиоцентризм – учение, что не Земля, а Солнце является центром мира;

- пантеизм ;

- идея единства мироздания и его законов ;

- идея бесконечность Вселенной и множественности миров .

Гносеология:

- укрепление позиций разума, развитие научных методов познания природы;

- скептицизм – в философии М.Монтеня: критическое рассмотрение на основе разума, сомнения относительно любых идей, какими бы истинными они не казались;

- эксперимент – у Г.Галилея: главный метод познания законов природы;


- математике принадлежит особая роль в познании природы (Н.Кузанский, Г.Галилей).

Философская антропология:

- принципы гуманизма ;

- реабилитация телесного начала в человеке ;

- подобие микрокосмоса макрокосмосу – принцип, указывающий на особый статус человека в мире, его возможность познать Бога и созданный им мир (Н.Кузанский, Мирандола);

- культ творческой, всесторонне развитой личности.

Этика:

- секуляризация морали – освобождение ее от религиозной санкции;

- гражданский гуманизм – доктрина, согласно которой участие в общественных и государственных делах – это обязанность каждого гражданина;

- гражданские добродетели, обеспечивающие разумное подчинение личных интересов общественным интересам в интересах общего блага;

- труд – главный фактор развития человека, способ реализации творческих способностей;

- гедонизм – получение удовольствий как главная цель жизни человека;

- благородство – понятие, характеризующее достоинство человека не по происхождению, а по личным качествам и заслугам;

- идея Фортуны – удача приходит только к деятельному, трудолюбивому человеку.

Социальная философия:

- макиавеллизм – понятие, характеризующее социально-политическую доктрину Н.Макиавелли, изложенную в трактате «Государь», что политика и мораль несовместимы и для достижения политических целей возможно применение любых средств;

- утопия – в широком смысле: неосуществимый проект идеального общества; в узком смысле: название труда Т.Мора, в котором предлагался такой проект, наряду с работой «Город Солнца» Т.Кампанеллы.

Философия истории:

- идея законов исторического развития , которые вырабатываются в ходе коллективной исторической деятельности людей, неучастия Бога в историческом процессе;

- теория исторического круговорота – учение, согласно которому все народы проходят примерно одинаковые, повторяющиеся стадии развития;

- концепция роли выдающейся личности в истории в ее связи с идеей Фортуны .

Реформация – в широком смысле : социально-политическое, религиозное и идеологическое движение в странах Центральной и Западной Европы, направленное против католической церкви как политической и духовной силы, против ее «обмирщения», злоупотреблений католического духовенства; в узком смысле : пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению новой ветви в христианстве – протестантизма . Реформация подразделялась на бюргерско-буржуазную , обоснованную в учениях М.Лютера (Германия), У.Цвингли (Швейцария), Ж.Каль-вина (Франция – Швейцария), и народную, обоснованную Т.Мюнцером (Германия).

Идеологи Реформации выступили против «порчи церкви», за возврат к «истинному христианству апостольских времен», «очистку» веры от исторических наслоений. Чтобы добиться этого, необходимо проверить Священное Предание авторитетом Священного Писания (Библии), противопоставить авторитет Библии католической церкви, сохранить таинства, догматы и обряды, которые основаны на Библии. Протестантизм признал два церковных таинства из семи, отменил поклонение святым, обязательные посты и большинство церковных праздников. Принципы:

- «оправдание верой» - принцип учения М.Лютера: искренняя вера – единственное условие спасения души, а «добрые дела» - лишь проявление веры, а не самодостаточный путь к спасению;

- «всеобщее священство» - принцип учения М.Лютера: для спасения не нужны духовенство и церковь, любой мирянин – сам себе священник, а мирская жизнь - священнослужение;

- «свобода убеждения» (совести) - принцип учения М.Лютера: верующий имеет внутреннюю свободу, право самостоятельного толкования Библии, а не только Папа Римский;

- предопределение - принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Бога предопределяет жизнь каждого человека;

- «абсолютное предопределение» - принцип учения Ж.Кальвина: Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, а других – к гибели, и никакие усилия человека не смогут изменить этого, но каждый должен быть уверен, что именно он – «божий избранник»;

- профессиональная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – признак богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Богу, профессиональный успех самоценен, а не является средством достижения мирских благ;

- мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной жизни должен довольствоваться только необходимым для жизни.

Цель лекции: изучить основные причины становления и развития философии эпохи Возрождения (Ренессанс), особо обратив внимание на такие факторы, как достижения в области естествознания, меры по возрождению античного философского наследия и утверждению гуманистической культуры. Понять объективный характер изменений, произошедших в предметной сфере философии эпохи Возрождения, трансформировавшегося от схоластической теологии к пантеизму, антропоцентризму и опытно-экспериментальной науке. Рассмотреть особенности натурфилософского истолкования мира и характерные особенности социально-политических учений эпохи Возрождения. Изучить факторы, ставшие причиной возникновения Реформации и роль ее в историческом прогрессе. Познать философские воззрения лидеров Реформации.

Основные вопросы

1. Основные особенности и характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения.

2. Особенности генезиса философии эпохи Возрождения, причины трансформации ее предметной сферы от теологии к естественнонаучным проблемам.

  1. Натурфилософские концепции эпохи Возрождения (Бруно, Николай Кузанский, Кардано, Телезио, Парацельс и др.).
  2. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).
  3. Социально-политические и духовные основы Реформации, и ее роль в историческом прогрессе.
  4. Философия Реформации и ее основные мыслители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин.

Ключевые слова и понятия: возрождение (ренесанс), гуманизм, разум, творчество, красота, свобода, опыт, эксперимент, антропоцентризм, пантеизм, секуляризация, натурфилософия, утопия, реформация, протестантизм,

1. Основные особенности и характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это время зарождения капиталистических отношений, возникновения европейских наций и национальных государств. Тенденция к разнообразию форм социальной жизни приводит к развитию культуры и естествонаучных дисциплин, усилению международных торгово-экономических отношений и великим географическим открытиям. Название Ренессанс говорит о возрождении интереса к философии и культуре Античной Греции, в которых начинают видеть образец для современности. Но процесс обновления культуры и философии происходит в тесной связи и на основе античной и средневековой традиции, и только после 17-го века он выходит за ее рамки. Метафизика веры раздваивается: сверхчувственное предоставляется религиозной догме, за философией же утверждается опытный мир вещей. Философия утрачивает свой цеховой характер и все более становится продуктом свободного от влияния религии творчества, несущего на себе черты конкретной национальной культуры, где отражаются усилившиеся к тому времени глубокие социальные и религиозные конфликты. И хотя философы причудливо сочетали элементы различных концепций прошлого, натурфилософия и гуманистический индивидуализм оставались важнейшими чертами их учений. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе . Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви , проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия , в том числе место и положение человека в мире. В средневековье философская мысльбыла направлена исключительно в область трансцендентного, божественного бытия и проблемы человеческой личности, ее ценности и свободы решались ею в мистическом плане, в сфере потусторонней жизни, священной истории. Человек рассматривается, прежде всего, с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на нем). В эпоху Возрождения делается акцент на посюстороннюю реальную жизнь человека, свобода и достоинство человеческой личности утверждается на основе его земного бытия. Религиозной идее извечной греховности человека, аскетизма средневековья – противопоставляется доказательство врожденного стремления человека к добру, к счастью и всестороннему совершенству, целостности человеческой природы, неразрушимого единства духовного и телесного. В этике – получает свое развитие и распространение эпикуреизм, что соответствовало господствовавшим тогда идеалам гуманизма и жажде земного счастья. Разум, творчество, красота, свобода – эти черты в эпоху Возрождения уже приписываются непосредственно человеку. Они прорываются наружу, считавшиеся в средневековье отражением бога в нем. Главная черта философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, которая, как продолжатель тысячелетней эволюции религиозной философии человека, в значительной мере продолжает все находиться под влиянием схоластической философии. Но человек уже восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляют первейший долг человека. Именно здесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие антропологии Возрождения от средневековой антропологии. Меняется и понимание бога. На смену дуалистической, противопоставляющей бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «совечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ). Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа , а не бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» - освобождение общества от церковного влияния, которая начала проявлять себя еще в средневековом номинализме. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками. В этот период поворота к природе возникают и развиваются естественные науки , дающие истинное знание о природе. В эпоху Возрождения выдвигались теории, как религиозных преобразований, так и социального переустройства (Коперник, Галилей, Кеплер) . Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум , а не на интуицию и откровение

Философия эпохи Возрождения – это философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе (прежде всего и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества (14-начало 17 в. н. эр.). Официальной философией в эту эпоху ещё оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма на основе латинской и греческой, возрождение античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания привели к тому, что передовая философия Возрождения перестает играть роль служанки богословия, в ней развиваются антисхоластические направления. Ранее всего они появились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма (Ф. Петрарка) и эпикуреизма (Л. Валла), направленных против господствующей христианской морали. Философия эпохи Возрождения была представлена следующими направлениями : гуманистическое (Петрарка, Лоренцо Вала, Эразм Ротердамский), натурфилософское (Бруно, Николай Кузанский, Телезио, Парацельс и др.), социально-политическое (Макиавелли, Томас Мор, Кампанелла и др.).

В творчестве поэта Данте Алигьери (родился во Флоренции, 1265-1321 гг.) – «Божественная комедия», «Пир», «О монархии » - впервые появляются элементы, отличные от средневекового мировоззрения. Не отрицая схоластическую догматику, Данте, пытается по-новому, переосмыслить характер отношений бога и человека. Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека. Данте подчеркивает, что человек – продукт реализации собственного разума, которые осуществляются в его практической деятельности. Все человеческое существование должно быть подчинено человеческому разуму. Отсюда и следует новая идея – о двоякой роли человека. Родоначальник гуманистического движения в Италии, поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374 гг.). Главной задачей философии он считал разработку «искусства жизни» (восхищение природой, воспевание земной любви ). Петрарка считал, что теология и богопознание – вообще не дело людей. Схоластическую ученость считал «болтовней диалектиков» и совершенно бесполезной для людей. С его точки зрения, человек имеет право на счастье в реальной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Петрарка подчеркивает достоинство человеческой личности , уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами. Вместе с тем в творчестве Петрарки находят место индивидуалистические тенденции, которые также характерны для философии эпохи Возрождения. Он полагает, что совершенствование личности возможно лишь при условии ее обособления от «невежественной черни». Лишь в этом случае, при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром, творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя (близкие идеи высказывал его последователь, итальянский гуманист Джованни Бокаччо ). Лоренцо Вала (1407-1472) – один из основоположников научной критики текстов священных книг, посредством филологического метода . Создал этическое учение , одним из источников которого явилась этика Эпикура. Он пытается обосновать полноценность жизни человека , духовное содержание которой, по его убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонних проявлений человеческих чувств. В основе его этики находится принцип наслаждения , который Валла сводит к удовольствиям души и тела. Жизнь есть высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. В книге «О наслаждении» он провозглашает: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!». Валла верил в силу человеческого разума, выдвигая идею активности человека и призывая к воспитанию воли к действию.

К концу 15 в. гуманистическое движение стало общеевропейским . Во всей Европе был широко известен голландец Дезидерий – Эразм Ротердамский (1469-1536 гг.), ставший лидером гуманизма 16 в. и идейным предшественником Реформации. Свое учение он называл «философией Христа», где призывал вернуться к истокам Христианства, забытого и вытесненного католической церковью. Для этого нужно возродить античные науки и искусство, а каждый христианин должен полностью прочитать библию и понять его смысл, и потому перевел ее на латынь. Особой популярностью пользовалась его книга «Похвала глупости» , где он высмеивал фанатизм и насилие, национальную ограниченность и религиозную рознь, лицемерие и невежество феодалов и духовенства. Книга оказала большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе. Приверженцами гуманистических идей были также Франсуа Рабле во Франции, Сервантес в Испании, Шекспир в Англии.

2.Особенности генезиса философии эпохи Возрождения, причины трансформации ее предметной сферы от теологии кестественнонаучным проблемам

Философия эпохи Возрождения возникает и развивается параллельно с закатом схоластки, и не зависимо от ее традиций. И хотя нет полного разрыва с ней, ориентир уже нацелен к классической античной философии, к ее возрождению. Важнейшими отличительными чертами мировоззрения эпохи Ренессанса также являются:

1) Его ориентация на искусство : если средневековье было эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой преимущественно художественно-эстетической;

2) Антропоцентризм. Если в центре внимания античности были отношения природа-космос (природно-космическая жизнь), средневековья – человек изучается только в отношениях с богом, то для эпохи Возрождения характерно изучение человека в его земном образе жизни. И хотя в центре внимания формально находиться бог, но фактическое внимание уже уделяется человеку, его личность рассматривается как творческая – будь, то в искусстве, политике, технике и т. д. И потому философское мышление этого периода называют антропоцентрическим и гуманистическим . В центре внимания оказывается свободный, сильный человек, который утверждает свою индивидуальность и независимость, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире;

3) Типичным выражением философии Ренессанса была философия природы (натурфилософия). Природа же трактуется пантеистический, т.е. философия отождествляла бога с природой, не отрицая его существования;

4) Параллельно с натурфилософией развивается новое естествознание (происходят крупные научные открытия, научно-технический прогресс).

Пантеизм был формой перехода от догматического, религиозного мировоззрения к научному пониманию природы. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, экспериментальный метод исследования .

Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения:

1) реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени (XIV-XV вв.) – Данте Алигьери, Лоренцо Вала, Франческа Петрарка и др.;

2) возникновение собственной философии, основным течением которой была натурфилософия (XVI в.).

В клерикальной публицистике эпохи Возрождения мы не найдем никаких восторгов по поводу возрождения (духовного подъема и оздоровления). Честные и мыслящие ее представители исполнены глубокой тревоги; они говорят о развращенности священного сословия, повсеместном упадке нравов, бедственном состоянии церкви и веры. Из этой тревоги, находившей отзвук в широкой массе мирян, рождается страдательно-творческое движение за обновление веры, обратившееся против папства и уже в первой трети XVI столетия получившее подлинно демократический размах. Движение это - религиозная реформация. Она начинается энергичной проповедью Лютера и проходит через такие драматические события, как формирование лютеранской церкви в германских княжествах, подъем анабаптизма и крестьянская война 1524-1525 гг.; утверждение кальвинизма в Швейцарии; распространение протестантства в Нидерландах, Скандинавии, Англии и Франции; борьба Нидерландов за независимость (1568-1572); чудовищные религиозные войны первой половины XVII в., приведшие к утверждению идей веротерпимости и отделения церкви от государства; появление «второго поколения» протестантских конфессий (социнианe, пиетисты, гернгутеры, квакеры, мормоны и т.д.); английская революция 1645-1648 гг. Признанными лидерами Реформации были Мартин Лютер (1483-1546), Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1564).

Несомненно, что ранняя Реформация наследовала основному почину Возрождения - его персоналистскому духу. Реформация наследовала основному почину Возрождения - его персоналистскому духу. Продолжая основное - персоналистское - усилие гуманистов XIV-XV вв., первые реформаторы сделали попытку «создать новое учение о Боге, мире и человеке […] на основании свободной познавательной очевидности». Гуманистов Возрождения и представителей раннереформационной мысли роднила патетика свободной совести, идея возврата к истокам (в одном случае - к античным и евангельским, в другом - к евангельским и святоотеческим); стремление к нравственному толкованию Писания; глубокая неприязнь к схоластике, догматике и застывшим формулам церковного предания. Совпадения эти столь очевидны, что не раз рождали соблазн сочленить Ренессанс и Реформацию в одну социокультурную и духовную эпоху. Но не менее существенна и другая сторона проблемы. Реформация - не только продолжение Ренессанса, но и протест против него - протест решительный, страстный, порой отливающийся в фанатические формулы антигуманизма и даже мизантропии. Брать эти формулы под защиту значило бы отказываться от цивилизованного, человеколюбивого образа мысли. И вместе с тем нельзя не видеть, что несогласие Реформации с Ренессансом было достаточно обоснованным и что сам цивилизованный образ мысли многим обязан этому несогласию. Солидаризируясь с возрожденческим признанием индивидуального человеческого Я, ранние реформаторы категорически отвергали, однако, ренессансное родовое возвышение человека, возвеличение его как категории, как особого вида сущего (или - на теологическом языке - как особого вида твари). В возрожденческих дифирамбах по адресу человеческого совершенства (особенно выразительных, например, у Марсилио Фичино) они сумели расслышать тенденцию к обожествлению человека.

  • Предмет и задачи философии права
    • Предмет философии права. Философско-правовая рефлексия
      • Обоснование необходимости философии права
      • Сущность и особенности философского подхода к праву
    • Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции
      • Структура философии права
      • Основные вопросы философии права
  • Методология философии права
    • Сущность методологии права и ее уровни
    • Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно-правовое мышление
      • Естественно-правовое мышление
    • Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность
      • Правовой субъективизм
      • Интерсубъективность
  • Философско-правовая мысль Древнего Востока
    • Общая характеристика условий зарождения и развития философско-правовых идей Древнего Востока
    • Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей
      • Буддизм, джайнизм
    • Философско-правовые идеи в Древнем Китае
      • Моизм
      • Легизм
  • Философия права античности и средневековья
    • Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период
      • Философия права эпохи высокой классики
      • Философское обоснование права Платоном
      • Особенности взглядов на право Аристотеля
      • Философия права эпохи поздней классики
    • Особенности философско-правовой мысли в эпоху Средневековья
    • Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
    • Философия права Нового времени и эпохи Просвещения
      • Локк, Спиноза, Лейбниц
      • Французское Просвещение
  • Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII - середины XIX столетия
    • Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта
    • Философия права Георга Гегеля
    • Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма
  • Философия права xx столетия
    • Основные черты философии права XX столетия
    • Современная трансформация позитивизма
      • Неопозитивизм
    • Концепции возрожденного естественного права XX столетия
      • Неокантианское правопонимание
      • «Возрождение гегельянства»
      • Джон Роулз
    • Современные концепции естественного права интерсубъективного направления
  • Философско-правовая мысль в России
    • Зарождение отечественной философии права и ее мировоззренческо-методолгические основания
    • Основные идеи русских философов права
      • Философско-правовые взгляды представителей русского зарубежья
  • Правовая онтология: природа и структура права
    • Онтологическая природа права. Правовая реальность
    • Естественное и позитивное право как основные структурные элементы правовой реальности, их смысл и соотношение
    • Формы бытия права: идея права, закон, правовая жизнь
  • Правовая антропология: гуманистическая природа права
    • Природа человека и право. Антропологические основы права
    • Философский смысл и обоснование прав человека
    • Личность и право. Гуманистическая природа права
  • Правовая аксиология: ценностные основы права ценностные основы права
    • Ценности в праве и право как ценность
      • Три основные формы бытия ценностей
    • Свобода как ценность. Право как форма свободы
    • Справедливость как основная правовая ценность
  • Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права
    • Правосознание как проблема философии права
    • Право и мораль
    • Универсально-цивилизационное специфично-культурное в правосознании
  • Институциональное измерение права. Философские проблемы права и власти в посттоталитарном обществе
    • Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права
      • Государство и право
      • Понятие легитимности и легитимации
    • Философские проблемы права и власти в трансформирующемся обществе
      • Понятие правового общества и перспективы его формирования в России

Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации

На смену эпохе Средневековья пришла эпоха Возрождения, или Ренессанса (XIV-XVI вв.), характеризуемая, прежде всего, началом революционной переоценки религиозно-политических ценностей. Новые концепции государства и права исходили из иных предпосылок, чем это было в Средние века. Вместо одностороннего и однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.

Возрождение и Реформация по своим социально-политическим последствиям были настолько масштабными, что многие исследователи относят их к революционным. В учениях мыслителей этой эпохи все более утверждается мысль о том, что только сильное централизованное государство может преодолеть внутреннюю разобщенность общества, а также защитить требования национальной суверенности против католического универсализма.

В эпоху Нового времени произошла радикальная смена приоритетов в философско-правовой проблематике. Соотношение религии и права, церковной и светской власти отодвинулось на периферию научных исследований западноевропейских мыслителей. На передний план выдвинулись собственно проблемы общества, государства и права. Фактически именно в Новое время и сложилось подлинное правосознание, отличающееся от нравственного и религиозного сознания.

Характеристика философско-правовой мысли эпохи Возрождения, периода Реформации, Нового времени и Просвещения в данной теме будет осуществлена через наиболее характерные для этих периодов персоналии:

  • эпоха Возрождения - Н. Макиавелли;
  • Реформация - М. Лютер, Ж. Воден;
  • Новое время - Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г. Лейбниц;
  • Просвещение - Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеции, П. А. Гольбах.

Оживление философской и научной мысли, которое пришло с началом эпохи Возрождения, сказалось и на правоведении. Признание человека как индивидуальности обусловило новые поиски обоснований сущности общества и государства. В эту эпоху возникает так называемое гуманистическое направление в юриспруденции, представители которого сосредоточивают внимание на изучении источников действующего (особенно римского) права, усилившийся процесс рецепции которого требовал согласования его положений с новыми условиями общественно-политической жизни и с нормами местного национального права. Начинают развиваться зачатки исторического понимания и толкования права.

Для мыслителей гуманистического направления право - это, прежде всего, законодательство. Звучат идеи, направленные против феодальной раздробленности, в поддержку централизации государственной власти, единого законодательства, равенства всех перед законом.

Вместе с тем сосредоточение внимания гуманистов рассматриваемой исторической эпохи на позитивном праве не сопровождалось полным отрицанием естественно-правовых идей и представлений, поскольку в действующее позитивное право входило и римское право, включающее в себя данные идеи и представления.

Популярность римского права остается довольно высокой, его продолжают воспринимать как «лучшую объективную норму естественной справедливости», а также и как особый фактор общественной жизни. Но гуманизм осуществил размежевание теории и догмы только в приемах изучения, то есть предметом изучения как юриста-догматика, так и юриста-гуманиста оставалось римское и только римское право. Последующая деятельность философов расширила предмет изучения права.

Одним из первых выдающихся гуманистов эпохи Возрождения, внесших существенный вклад в теорию права, можно считать Лоренцо Валла (1405 или 1407-1457), который, опираясь на всесторонний анализ античного римского права, создал фундамент для дальнейших научных разработок в области юриспруденции.

Положив в основу правовой этики личностный интерес и сделав его моральным критерием, Валла призывает руководствоваться в оценках человеческих поступков не абстрактными моральными или правовыми принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор между хорошим и плохим, между полезным и вредным. Такой моральный индивидуализм оказал существенное влияние на дальнейшее развитие европейского правоведения, подвел новую идеологическую почву под нравственно-правовые ценности будущего буржуа Нового времени.

Современная наука о государстве и праве начинается с прославленного флорентийца Пикколо Макиавелли (1469-1527), ставившего перед собой цель создать стабильное государство в условиях нестабильной общественно-политической ситуации того времени в Европе.

Макиавелли выделяет три формы государственного правления - монархию, аристократию и демократию. По его мнению, все они нестойки и только смешанная форма правления дает государству самую большую устойчивость. Примером для него служит Рим эпохи республики, где консулы были элементом монархическим, сенат - аристократическим, а народные трибуны - демократическим. В своих трудах «Государь» и «Суждение о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли рассматривает причины успехов и поражений в политике, трактуемой им как способ удержания власти.

В произведении «Государь» он выступает защитником абсолютной монархии, а в «Суждениях о первой декаде Тита Ливия» - республиканской формы государственного правления. Однако эти произведения выражают одну и ту же реально-политическую точку зрения на формы государственного правления: важны только политические результаты. Цель - приход к власти, а потом ее удержание. Все иное является лишь способом, включая мораль и религию.

Макиавелли исходит из предпосылки об эгоистичности человека. Согласно ей, не существует границ для человеческого стремления к материальным благам и власти. Но в силу ограниченности ресурсов возникают конфликты. Государство же базируется на потребностях индивида в защите от агрессивности со стороны других. При отсутствии силы, которая стоит за законом, возникает анархия, поэтому необходим сильный правитель для обеспечения безопасности людей. Не вдаваясь в философский анализ сущности человека, Макиавелли рассматривает эти положения как очевидные.

Основываясь на том, что, хотя люди всегда эгоистичны, существуют различные степени их испорченности, в своей аргументации Макиавелли использует понятие доброго и плохого государства, а также хороших и плохих граждан. Он интересуется как раз условиями, которые сделали бы возможными хорошее государство и хороших граждан.

Государство, по Макиавелли, будет хорошим, если оно поддерживает баланс между различными эгоистическими интересами и, таким образом, является стабильным. В плохом государстве открыто конфликтуют разнообразные эгоистические интересы, а хороший гражданин является патриотическим и воинствующим субъектом. Иными словами, хорошее государство стабильно. Целью политики является не хорошая жизнь, как это считалось в античной Греции и в эпоху Средневековья, а просто содержание властей (и, таким образом, поддержание стабильности).

Макиавелли понимает значение сильной государственной власти, но прежде всего его интересует чистая политическая игра. Он проявляет относительно слабое понимание экономических условий реализации власти.

В целом вклад Макиавелли в развитие философско-правовой теории состоит в том, что он:

  • отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом; - заложил основы философско-правовой науки;
  • продемонстрировал связь политики и форм государства с социальной борьбой, ввел понятия «государство» и «республика» в современном значении;
  • создал предпосылки для построения модели государства, основанной на материальном интересе человека.

Оценивая учение Никколо Макиавелли, нельзя не согласиться с теми исследователями, которые считают, что его политические взгляды не сформировались в целостную и законченную теорию и даже в самой ее основе заметно некоторое несогласование. Но главное состоит в том, что, начиная с Макиавелли, в качестве правовой основы властных структур и лиц все чаще считается политическая сила, а не моральные установки, и политика трактуется как самостоятельное, отделенное от морали понятие.

Кроме Никколо Макиавелли в эпоху Возрождения существенный вклад в развитие философско-правовой мысли внесли Марсилио Фичино (1433-1499), Дезидерий Эразм Роттердамский (ок. 1469-1536), Томас Мор (1478-1535).

На уровне философского осмысления права в период Реформации происходит процесс преодоления средневековой схоластики, осуществляемый, с одной стороны, через Ренессанс, с другой - путем европейской реформации. Эти течения отличаются друг от друга способом критики средневековой схоластики, однако в них уже остро ощутим кризис средневековой философии, идеологии, политических теорий, они становятся как бы фундаментом создания основ философии права Нового времени.

Одним из ярчайших представителей реформаторского движения является Мартин Лютер (1483-1546). Этот немецкий реформатор, основоположник немецкого протестантизма, не был философом и мыслителем. Несмотря на это, импульсивная религиозность его теологии включала в себя философские элементы и идеи.

Права и обязанности человека как члена общества Лютер обосновывает с религиозно-моральной точки зрения и усматривает смысл своего учения в спасении силой только одной веры. В личной вере он видит нечто абсолютно противоположное вере в авторитеты.

Жизнедеятельность человека, согласно Лютеру, есть исполнение обязанности перед Богом, которая реализуется в обществе, но не обществом определяется. Общество и государство должно предоставить правовой простор для реализации такой обязанности. Человек должен добиваться от властей священного и непререкаемого права на действия, предпринимаемые во имя искупления вины перед Богом. Исходя из этого, лютеранское представление о свободе совести можно определить так: право верить по совести - это право на весь образ жизни, который диктуется верой и выбирается в соответствии с ней.

Философско-правовая концепция Лютера в целом может быть охарактеризована следующими положениями:

  • свобода веры по совести является универсальным и равным правом всех;
  • правовой защиты заслуживает не только вера, но и ее предпосылки;
  • свобода совести предполагает свободу слова, печати и собраний;
  • право должно реализовываться в неповиновении государственной власти касательно ущемлений свободы совести;
  • правового обеспечения заслуживает лишь духовное, плотское же оставляется на милостивое усмотрение власти.

В требовании того, что не нужно ничего другого, кроме слова Божиего, выражена антипатия к рациональному. Отсюда и отношение Лютера к философии: слово и ум, теология и философия должны не смешиваться, а четко различаться. В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации» он отвергает учение Аристотеля, поскольку оно отвращает от истинной христианской веры, без которой невозможна счастливая общественная жизнь, нормальное функционирование государства и его законов.

Для более полного представления о философско-юридической парадигме эпохи Возрождения и Реформации следует подчеркнуть, что на политической карте Европы в XVI веке целиком сформировались такие мощные государства, как Франция, Англия, Испания с сильными центральными властями. Укрепляется вера в возможность отказа от авторитета католической церкви, а это предусматривает безусловное подчинение светским государственным властям. В свете событий, которые происходили в XVI веке и оказали существенное влияние на разработку новых идеологических и политических доктрин, не случайно появление абсолютно нового учения о государстве, автором которого стал французский юрист и публицист Жан Воден (1530-1596).

Ему принадлежит обоснование государственного приоритета над всеми иными социальными институтами, включая и церковь. Он впервые ввел понятие суверенитета как отличительного признака государства. В своей книге «Шесть книг о республике» (1576) Боден проводит идею о суверенном государстве, имеющем возможности защищать права автономного лица и решительно утверждать принципы мирного сосуществования различных социально-политических сил внутри страны.

Разрабатывая свою философско-правовую концепцию государства, политической власти, Жан Боден, как и Аристотель, считает основой государства семью (государство Боден определял как правовое управление многими хозяйствами или семействами), признает имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое. Политическим идеалом Бодена было светское государство, имеющее возможности обеспечить право и свободу для всех. Наилучшим способом для поддержания правопорядка он считал сильную монархию, ибо монарх - единственный источник права и суверенности.

Под суверенным государством Боден понимал верховную и неограниченную государственную власть, противопоставляя такое государство средневековому феодальному государству с его раздробленностью, социальной неравноправностью и ограниченной властью королей.

Боден считал, что основными признаками суверенного государства должны быть: постоянство верховной власти, ее неограниченность и абсолютность, единство и неделимость. Только так власть может обеспечить единое и равное для всех право. Суверенитет для Бодена не означает суверенитета самого государства. Для него субъектом суверенитета является не государство, а конкретные властители (монарх, народ в демократических республиках), то есть государственные органы. В зависимости от того, кто является носителем суверенитета, Боден выделяет и формы государства: монархия, аристократия, демократия.

В творчестве Жана Бодена намечается «географическая типизация государств», то есть зависимость типа государства от климатических условий. Так, согласно его представлениям, для умеренного пояса характерно государство разума, потому что живущие здесь народы имеют чувство справедливости, человеколюбия. Южные народы равнодушны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве. Живущие же в суровых условиях народы севера можно заставить подчиняться лишь сильному государству.

Таким образом, философия права эпохи Возрождения и Реформации сделала попытку «очистить» античную философию от схоластических деформаций, сделала более доступным ее истинное содержание, а также в соответствии с потребностями жизни - нового уровня общественного и научного развития - вышла за ее границы, подготовила почву для философии права Нового времени и эпохи Просвещения.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.