Впервые стал употреблять термин диалектика. Диалектика и законы диалектики

Слово "диалектика" было заимствовано из греческого языка "dialektike" и означает искусство правильно вести беседу или спор, нахождение истины с помощью обсуждения разнонаправленных мнений и совместного преодоления данных противоречий. В философском смысле, более обще: диалектика - это наука о всеобщих законах развития и движения человеческого мышления и природы, научный метод познания постоянно изменяющихся и движущихся явлений общества и природы с помощью борьбы противоположностей и открытия внутренних противоречий переходящих к рзкому переходу из одного состояния в другое.

Термин "диалектика " стал популярен благодаря философу из древней Греции Платону, который не единожды применял этот метод в своих книгах, например в "Диалогах":
- "Сократ: я не уже не говорю о себе и своем ремесле повивальщика, но на нашу долю выпало множество насмешек, - впрочем я имею ввиду общее понятие занятие диалектикой "

Законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей:

у каждой вещи имеется две стороны, тенденции, свойства, которые взаимно отрицая и дополняя друг друга, образуют противоречие, которое способствует развитию объекта

Закон перехода количества в качество:

качественные изменения объекта проявляются в том случае, когда перемены в его количественных характеристиках переходят определённую границу

Закон отрицания отрицания:

единство преемственности и новизны, определённое повторения пройденного, но уже на новом уровне
Поговорка: "Новое - это хорошо забытое старое"
значение слова поговорка

Именно Сократом было положено начало диалектического познания мира и впоследствии стало развиваться с помощью софистов, например Гераклиту и его выражению "Всё течёт, всё меняется ", а гораздо позже его идею продолжили Зенон и Кант (см. значение выражения Всё проходит)


Читайте ещё: значение выражения время собирать камни

Принципы диалектики

  • принцип единства исторического и логического. Изучение объёктов действительности предпологает познание развития и становления объекта, т.е. его истории. Это можно сделать двумя способами: историческим, который воспроизводит все моменты настоящего исторического развития, и логический, точно также воспроизводящий историю. но в её существенных, главных чертах;
  • принцип восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;
  • принцип историзма, который основывается на причинности, взаимосвязи количества и качества, представлениях о прогрессе;
  • принцип системности, который направляет разум к познанию целостности системы и взаимосвязей рассматриваемого объекта;
  • принцип объективности, который рассматривает реальность такой, какой она является на самом деле.
Назначение принципов диалектики - желание понять противоречия между человеческим обществом и природой

Метод диалектики

Историзм - это исследование реального состояния объекта и восстановление главных вех развития этого объекта

Конкретность - это рассмотрение сущности в явлениях, общего в единичном, закона в его модификациях.

Всесторонност ь - это признание общей взаимосвязи явлений действительности.

Объективность напрямую идёт от практики.

Диалектический метод познания старается рассмотреть все процессы и явления во взаимообусловленности и развитии, во взаимосвязи. Немецкий философ Гегель стал развивать диалектический метод, который впоследствии получил название гегелевская диалектика.


Примеры диалектики видео

. Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учений универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики :

а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);

б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;

в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

В центре внимания диалектики всегда была проблема развития. В материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем - материальных (прежде всего) и духовных. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. И сама она является лишь отражением этого процесса в мыслящем мозгу.

В историческом развитии складывается основная проблема соотношения диалектики ; объективной и диалектики субъективной. Объективная диалектика - это диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективная диалектика - это диалектика процесса познания и мышления людей. При этом субъективна она лишь по форме. Возникает вопрос, какая диалектика первична: диалектика субъективная или диалектика объективная.

Зачастую, когда говорят о диалектике, без особых оговорок рассуждают об объективной и субъективной диалектике как об одном и том же, что в какой-то мере оправданно.

2). Основные законы диалектики. Рассматривая вопрос о происхождении законов диалектики, Энгельс отмечал, что эти законы абстрагируются из истории природы и общества, ибо сами эти законы суть не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также законы мышления. Эти законы, говорил Энгельс, по сути дела, сводятся к трем законам:


  • закон перехода количества в качество и обратно;

  • закон единства и взаимного проникновения противоположностей;

  • закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает суть процесса развития. Его источником является противоречие (единство противоположностей). Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

а) неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и водном и том же отношении;

в) взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга (положительное - отрицательное, ассимиляция - диссимиляция, теория - практика, материальное - идеальное и др.).

Единство (тождество) конкретных противоположностей образует противоречие (диалектическое). Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в , движущей силы их развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок.

Качество - философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Это такая внутренняя определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойства.

Свойство - сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным образом взаимодействовать с другими предметами.

Количество - философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой. К количественной определенности предмета относятся: величина составляющих его элементов, объем, размеры, степень выраженности и интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов и другие числовые характеристики.

Мера - философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определенностей предмета. Это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений. Данный интервал может быть сравнительно широк или очень узок, превращаясь порой в точку. Значение границ этого интервала изменяется с изменением условий, положение границ может быть нечетким и трудноопределимым - особенно это относится ко многим социальным и духовным явлениям.

а) перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще, которые никогда не прекращаются;

б) быстроту изменений: «скорость» скачка, темпы его протекания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры;

4. Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и др., рассматриваемые в рамках так называемых общенаучных подходов и формулируемые в виде соответствующих закономерностей.

5. Взаимоотношения между определенными «парными» или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме, разумеется, категорий причины и следствия.

а) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия:

в) необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;

г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

д) повторяющейся, устойчивой, так как закон есть прочное (остающееся) в явлении, закон - идентичное в явлении, закон - «спокойное отражение явлений. И потому всякий закон узок, неполон, приблизителен» Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях .

В методологии научного исследования, особенно при изучении причинных явлений, играют главенствующую роль две особых группы законов – динамические и статистические.

Динамические закономерности - объективные, необходимые существенные связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов (состоящих из небольшого числа элементов), при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей (в отличие от статистических) имеют точно определенный, однозначный характер.

Динамическая закономерность обычно понимается как форма причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы. Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависимых от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов. Она определяет, например, характер движения планет в Солнечной системе.

Статистические закономерности - форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь С определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения. Подобный (вероятностный) характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах , возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей. Данные закономерности взаимосвязаны с динамическими, но не сводятся к ним.

Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и поэтому характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколько коллектива в целом. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайных факторов.

Диалектика - это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно - его познания и преобразования.

Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.

Субъективная диалектика - это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.

И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.

Выделяют три исторические формы диалектики:

1. стихийная диалектика древних

2. идеалистическая диалектика немецкой классической философии

3. материалистическая диалектика современности.

1.Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме выражена в философии Древней Греции. Она строилась на здравом смысле, обычном наблюдении, сопоставлении разных взглядов. Диалектика этого периода выявила сложность, противоречивость отражения бытия мира в логике понятий, что заводило иногда философскую мысль в тупик (антиполии, дилеммы). Выявление и анализ подобного рода затруднений мысли получили названия «отрицательной диалектики», преодоление которой способствовало развитию позитивной диалектики

Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, -- это, прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем - вот что спрессовано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: «Все течет, все изменяется"

Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита -- основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает - таков гераклитовский парадокс.

2.Вершиной в развитии домарксистской диалектика была идеалистическая диалектика Гегеля, который «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е, в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». В отличие от абстрактных определений рассудка диалектика, по Гегелю, есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...» . Результат диалектики Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого передовые мыслители (русские и некоторые другие революционные демократы) видели в диалектике Гегеля «алгебру революции» (Герцен).

3. Материалистическая диалектика составляет ядро диалектико-материалистического мировоззрения, метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденции развития и преобразования действительности. Диалектика одновременно является и теорией и методом.

I. Закон единства и борьбы противоположностей - составляет ядро диалектики, так как раскрывает источник диалектического изменения, развития. Основные понятия закона: основным является понятие противоположности. Противоположности - это стороны, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которые есть только там, где есть развитие и самодвижение.

В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы: тождественность, отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий.

Тождественность означает относительную устойчивость вещи. Ее противоположность, отличие – означает изменение вещи. Таким образом, отличие - это более высокая степень развития противоречия. В ходе развития противоречия усиливаются, становятся хорошо видимыми – это можно назвать этапом выявленных противоречий, которые при дальнейшем развитии ведут к конфликту.

Конфликт - есть наибольшее обострение отношений противоположностей, за которыми наступает этап разрешения противоречий. То есть противоречие - есть процесс. Таким образом, развитие - представляет собой процесс возникновения и разрешения противоречий. Основные виды противоречий: внутренние и внешние противоречия; основные и неосновные, главные и не главные противоречия; антагонистические и неантагонистические противоречия.

Итак, борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменения. Закон раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.

II. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Этот закон показывает, каким путем возникает новое. Основные понятия:

Единство, взаимосвязь качества и количества измеряется мерой. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Их единство – это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием «скачок» - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Скачок – является всеобщей формой развития. Это приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие – с переходом всей системы в новое качественное состояние.

В общественном развитии выделяют такие виды скачков как эволюция и революция. Они взаимосвязаны, образуют противоречивое единство.

III. Закон отрицания отрицания. Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. Основные понятия закона: Старое и новое. Понятие отрицания.

Говоря об определенных фрагментах действительности (природной или социальной) нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектическое единство. Новое – это преобразованное старое. Старое – для нового является основой развития. Замена старого новым обозначается понятием «отрицания» , которое выражает определенный тип отношений между стадиями развивающегося объекта.

Диалектическое отрицание содержит в себе 2 момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) – негативный аспект и сохранение отдельных элементов, свойств, развитие их на новой основе – позитивный аспект. Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество всегда только новым. В этой связи возникает идея беспрерывности развития, что находит отражение в отрицании отрицания. Новое качество в ходе развития отрицается более новым качеством. Таким образом, развитие как отрицание – это последовательность циклов, беспрерывность развития.

Гераклит из Эфеса (2-я пол. VI – 1-я пол. V вв. до н. э.) – один из самых значительных античных философов-материалистов, основатель диалектики как учения о постоянной и принципиальной изменчивости и подвижности мира.

Он происходил из царско-жреческого рода, но сознательно отказался от власти ради созерцательного образа жизни, жил бедно и одиноко. Имел прозвище «Темный» (т.к. его идеи были малопонятны) и «Плачущий» (т.к. часто сокрушался по поводу несовершенства человеческой природы). Единственный известный нам труд Гераклита называется «О природе» (сохранилось около 130 фрагментов).

Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь, который, по его убеждению, является вечным, материальным, живым и разумным, т.е. ему присущ Логос. Он Гераклитом понимается двояко:

1) как Мировой закон, Космический разум или Вселенский порядок. Огонь никем не сотворен, но подчиняется Логосу, «мерой вспыхивая и мерой потухая»;

2) как Слово Истины, которое открывается человеку, достойному этого, и существует независимо от человека.

Философ считал, что:

1) весь мир, не созданный никем из богов и никем из людей, находится в постоянном движении и изменении («Все течет, все меняется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды») и был, есть и будет вечно живым огнем. Он был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории.

2) окружающий мир относителен («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим»).

3) человеческая душа материальна (материальность душа есть сочетание огня и влаги);

4) движущей силой мира является борьба : «война (борьба) есть отец всего и мать всему». Гераклит вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (это, пожалуй, является наиболее важным философским открытием Гераклита): переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл всеобщим Логосом, т.е. Мировым законом, единым для всего сущего («Не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все едино»).

Идеи Гераклита оказали большое влияние на древнеримских философов (стоиков), философов эпохи Возрождения, но особое развитие и применение они нашли в философии Гегеля и в марксизме. При жизни же у Гераклита было больше критиков, чем сторонников. Его теория не встретила поддержки у современников. Гераклита не понимала не только толпа, но и сами философы. А наиболее авторитетными его оппонентами были философы из Элеи.

Кем и почему в элейской школе была сформулирована

Проблема бытия?

Элеаты – представители элейской философской школы, которая существовала в VI– V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. К числу наиболее известных философов данной школы причисляют: Ксенофана, Парменида и Зенона.

Ксенофан (ок. 565 – 473 до н.э.) был родом из г. Колофона в Ионии, но после захвата его родины персами скитался, затем осел в г. Элея, где и стал основателем Элейской школы . Прожил почти сто лет, был очень бедным, но находил в самом себе неистощимые сокровища, поглощенный в созерцание великих идей и окрылённый рвением к знаниям и мудрости. Своё философское учение изложил стихами. Сохранилось несколько стихотворение из его сборника «Силлы» («Сатиры»).

Ксенофан считал, что:

1) первоосновой всего сущего является Земля, которая появилась из моря (воды) , что доказывается тем, что в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений;

2) не боги творят людей, а люди – богов, причем по своему образу и подобию, что доказывается тем, что у эфиопов бори черные и плосконосые, у фракийцев – голубоглазые и рыжие, у Гомера и Гесиода – безнравственные и аморальные;

3) истинный бог не подобен смертным ни телом, ни мыслью, является всевидящим, всеслышащим и всемыслящим;

4) бог и космос (бытие) едины ;

5) мир является неизменным ;

6) ощущения, чувства часто обманывают, постичь мир можно только с помощью разума , который иногда нас тоже подводит, но постепенно люди могут приблизиться к познанию истины.

Вклад Ксенофана в мировую философию состоит в том, что его идеи о единении бога с космосом стали предтечей пантеизма , его утверждения о неизменности мира легли в основу метафизики , его идеи относительно ограниченности познания стали предтечей скептицизма , а его идеи об антропомофности греческих богов стали предтечей христианского монотеизма.

Парменид (ок. 540 до н. э. или 515 до н. э. – ок. 470 до н. э.) центральная фигура Элейской школы. Родился и жил в г. Элея. Родился в знатной семье, провел молодость в забавах и роскоши. Но пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, и он стал созерцать ясный лик истины. Учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия. Принимал активное участие в политических делах города и впоследствии был признан согражданами мудрейшим политическим деятелем Элеи. Плутарх отмечал, что Парменид привел свое отечество в порядок отличнейшими законами, отчего власти ежегодно заставляли граждан давать клятву на верность его законам. Сохранилась значительная часть его поэмы «О природе». Парменид утверждал, что:

1) сторонники Гераклита – «пустоголовые о двух головах», поскольку противоречие – это не одна из движущих сил, а ошибка в логике, ибо в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего;

2) невозможно единовременное существование противоположных начал;

3) реально существует лишь то, что умопостигаемо, что может мыслиться, поэтому бытие и мышление тождественны («одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли»»);

4) есть лишь бытие (существование), небытия нет потому, что его невозможно «ни познать, ни в слове выразить», как только мы пытаемся о нем мыслить, небытие становится бытием;

5) бытие представляет собой сплошной неподвижный шар (Единое), которые не имеет никаких пустот и в котором отсутствует всякое движение и изменение: единое потому, что бытие могло бы разделить только небытие (а его нет), а неподвижное потому, что всякое движение предполагает изменение, появление и исчезновение чего-либо, но появиться нечто может из небытия, а его нет;

6) изменчивость, движение и множественность – характеристики неистинного, чувственного мира.

Парменид впервые в истории философии четко сформулировал проблему бытия и стал основоположником ключевого философского раздела – отологии . Он выступил как первый теоретик важнейшего философского методаметафизики (в противоположность диалектике Гераклита) и стал первым, кто перенес логические законы из области математики в область философии применительно к обоснованию бытия.

Зенон (ок. 490 – 430 до н.э) – древнегреческий философ, любимый ученик и последователь Парменида. Сам пользовался славой талантливого учителя и оратора. Молодость провел в тихом уединенном учении. Ценил ум, презирал роскошь. Всю жизнь боролся за истину и справедливость. Трагически погиб в результате неудавшегося заговора против тирана Неарха. Сохранилось несколько фрагментов его трудов: «Споры», «Против философов» и «О природе». Он полагал, что:

1) большинство идей Парменида являются истинными: учение о Едином и особенно идею о невозможности движения;

2) доказательством невозможности движения могут служить так называемые апории (противоречия).

3) среди них особенно знаменита апория «Ахиллес и черепаха» : для того чтобы догнать черепаху, быстроногий Ахиллес должен преодолеть сначала половину пути до нее, потом поло­вину половины пути и т.д. до бесконечности. Следовательно, Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху (Зенону не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе бы он понял, что бесконечное число слагаемых дает все же конечный путь, которые Ахиллес, двигаясь с постоянно скоростью, без сомнения преодолеет за определенное время).

Заслуга Зенона в истории философии заключается в том, что он сформулировал 45 апорий (из которых до нас дошло только девять), при помощи которых проиллюстрировал представления элеатов о бытии. И, несмотря на ошибочность апорий, в своих размышлениях поднялся на высокий уровень философского поиска тайны движения.

Таким образом, заслуга элеатов в истории философии велика: они не только сделали серьезный шаг в изучении проблем познания, жестко разделив познание на чувственное и идеалистическое, но и внесли большой вклад в становление понятия бытия. Именно в данной философской школе впервые прозвучала идея о том, что бытие есть полнота всего сущего, а небытие не может существовать. И поскольку элеаты выводили все многообразие явлений действительности из единого первоначала, считая все сущее материальным выражением идей, их можно считать предвестниками идеализма.

В истории философии основные мыслители определяли диалектику как:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Что такое диалектика?

    ✪ Диалектика на простых примерах

    ✪ Диалектика Гегеля и марксизм (Полная версия)

    ✪ (ÜberMarginal) Диалектика для самых маленьких

    ✪ Разведопрос: Михаил Васильевич Попов - введение в науку логики

    Субтитры

История развития понятия

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика. В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах. Хотя для европейца их экзотическая форма не совсем привычна, но она - форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознание всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них - противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в смыслочувственно-телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов переживания и действия.

Диалектика в античности

Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Гераклит и другие греческие философы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского , который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов , которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма , не исключая и морали .

Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики » как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Аристотель в учении о четырёх причинах - материальной, формальной, движущей и целевой - утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью.

В диалоге «Софист» Платон излагает учение о родах сущего. Анализируя соотношение понятий бытия , движения и покоя , Платон говорит о несовместимости покоя с движением; поскольку же и движение, и покой существуют, то, значит, бытие совместимо и с тем, и с другим. Таким образом, имеется три рода: бытие, покой, движение.

Каждый из этих трёх родов есть иное по отношению к остальным двум родам и тождественное по отношению к самому себе. В связи с этим возникает вопрос о соотношении родов тождественного и иного с родами покоя и движения: совпадают ли они между собой или различаются?

Поскольку и покой, и движение как тождественные каждый себе причастны тождественному , и при этом они различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с тождественным . Поскольку и покой, и движение как иные по отношению к другим родам причастны иному и при этом различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с иным . Таким образом, покой и движение отличны от тождественного и иного.

Поскольку из существующего одно существует само по себе, а другое лишь по отношению к чему-то, и при этом иное существует лишь по отношению к чему-то, то иное не совпадает с бытием , которое охватывает как безусловное (то, что существует само по себе), так и относительное (то, что существует по отношению к чему-то).

Платон делает вывод о пяти несводимых друг к другу родах сущего - бытии, покое, движении, тождественном и ином.

Диалектика в традиционной китайской философии

В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями инь и ян , восходящими к древним представлениям о взаимодействии пассивной женской силы - инь и активной мужской - ян . С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, «Ян» - светлое, «Инь» - темное; «Ян» переходит в «Инь» - жесткое размягчается [ ] ; «Инь» переходит в «Ян» - темное светлеет и т. д.

Наполняющие Вселенную и порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы Ян и Инь, о которых говорится в книге «Ицзин», обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности.

Диалектика в Средние века

Господство монотеистических религий в средние века перенесло диалектику в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте. У неоплатоников (Плотин , Прокл) словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться. У Николая Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом и так далее .

В немецкой классической философии

Диалектика в марксизме

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс , которые перевели её в материалистическую плоскость. Маркс материалистически понимает диалектическое развития истории, как оно описано у Гегеля. С его точки зрения все это - наука история, которую он пытается построить по научному методу.

Сознание понимается Марксом как свойство материи отражать саму себя, а не как отдельная, самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается самостоятельно. Диалектика же выступает в качестве отражения законов развития этой материи. Поэтому отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову, Следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма. Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля:

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Последователями Маркса, главным образом, советскими , была создана особая философская школа - диалектический материализм . Существо этого философского подхода заключалось в том, что философия в старом смысле упразднялась, уступая место научному методу. Таким образом, задача марксиста-философа заключалась в материалистической систематизации гегелевской диалектики .

Из всей прежней философии само­стоятельное значение сохраняет… учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории.

Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 25.

В диалектическом материализме в 1960-1980-е гг. некоторые из ведущих идей Гегеля именовались «принципами», другие - «законами». Эта систематизация включала следующие положения:

В советское время единственной допустимой формой диалектики считалась материалистическая диалектика , и к попыткам неортодоксального её развития относились с подозрением [ ] . После распада СССР материалистическая диалектика в значительной степени потеряла своё распространение, хотя ряд авторов продолжает оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев , А. Ф. Лосев , З. М. Оруджев , Э. В. Ильенков , В. А. Вазюлин и другие.

Диалектика сегодня

В XX веке исследованием диалектики как в историческом плане (диалектика в античности и в немецкой классической философии), так и в теоретическом занимался Николай Гартман .

Некоторые современные философы, такие как Люсьен Сев и Жан-Мари Бром вновь обращаются к диалектике, рассматривая исключительно по отношению к человеческому действию, деятельности. Они отрицают диалектику природы и существование научных законов, существующих вне человеческого действия. Однако, после Второй мировой войны, ряд философов (Ричард Левонтин , Стивен Гулд , Александр Зиновьев , Патрик Торт) широко используют диалектику в своих работах, рассматривая её и как предмет изучения. В XXI веке имеются работы Бертелла Олмана, Паскаля Шарбонна и Эвариста Санчес-Паленсиа, в которых диалектика вводится в науку, наряду с диалектическим материализмом Маркса и Энгельса.

Таким образом, диалектика позволяет делать внятными и доступными противоречия в науке (антагонистические тенденции), так сказать, необычные и парадоксальные ситуации, которые встречаются в наблюдениях и научных экспериментах.

Строго говоря, содержание диалектики меняется с прогрессом науки, ибо, в некотором смысле, это содержание есть сама наука, основанная на принципах абстракций. Вот изложение диалектических принципов, первоначально сформулированных Энгельсом (1878), в интерпретации Ж. М. Брома: (Принципы диалектики, 2003): 1. Движение и изменение. 2. Взаимодействие (или взаимозависимость) 3. Противоречие как сила созидания 4. Переход от количества к качеству (цепи и разрывы). 5. Отрицание отрицания: тезис, антитезис и синтез (принцип развития по спирали). Заметим, что Жорж Политцер (1936) совмещает принципы 3 и 5. Это не вызывает неудобства, так как содержание принципов ещё не было определено… Изменение наших научных знаний ведет к постоянному пересмотру содержания этих принципов.

Материалистическая диалектика нашла ряд подтверждений в биологии (Ричард Левонтин, Стивен Гулд). Живые организмы своим физико-химически детерминированным развитием (см. Пригожин) и определенным содержанием информации, подчинены бесконечным изменениям в своем метаболизме и эволюции. В этом смысле, концепция диалектики природы, предложенная Энгельсом, может быть использована.

Согласно Эваристу Санчес-Паленсиа, диалектика позволяет разрешать противоречия в науке, необычные и парадоксальные, во всех видах знаний, включая прикладную математику, однако в первую очередь социологию и психологию. Фактически, по его мнению, диалектика не является логикой со своими точными законами, а более общим каркасом, в который вписываются эволюционные явления.

Критика и оценки диалектики

Николай Гартман

…в диалектике есть что-то тёмное, непрояснённое, загадочное. Тех, кто были в ней сильны, во все времена было совсем немного, это были единицы. В древности - три или четыре головы, способных к умозрению. В Новое время во всяком случае не больше - по крайней мере таких, которые создали что-нибудь заметное… Определённо существует нечто вроде диалектического дара, который можно развить, но которому нельзя научиться. Примечательно, что и сами диалектически одарённые головы не раскрывают тайну диалектики. Они владеют и пользуются методом, но передать то, как они это делают, они не могут. Наверняка они сами этого не знают. Это - как творчество художника. Сам творящий не ведает закона, по которому творит; но он творит по нему… Гениальные и конгениальные следуют этому закону слепо и безошибочно, как лунатики. :652

В области философских систем Гегель явил нам поучительный феномен высокого штиля. Многократно оспоренная диалектика - внутренняя форма его мышления - выходит к нам из его творений и захватывает пронизывающей предмет силой. При этом знание о её сущности всегда было и осталось ограниченным. Он воспринимал её как высший модус «опыта», но эти скупые указания не открывают нам тайны этого опыта. Мы должны искать её в его предметных исследованиях, то есть в целостности его жизненной работы. :636-637

Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок». :636-637

Карл Поппер

См. также

Примечания

  1. Диалектика / Михайлов, Ф. Т. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мысль , 2010. - 2816 с.
  2. Диалектика - БСЭ - Яндекс.Словари (неопр.) . Дата обращения 28 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  3. Диалектика // Современная энциклопедия. 2000. (неопр.) . Дата обращения 19 декабря 2014.
  4. Сократ // : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров
  5. Джохадзе Д. В.  Античный диалог и диалектика // Философия и общество. 2012. № 2. С. 23-45.
  6. Философия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  7. Энциклопедия (неопр.) Архивировано 10 мая 2013 года.
  8. Платон . Софист
  9. Диалектика Платона // Асмус В. Ф. Античная философия
  10. Китай - БСЭ - Яндекс.Словари (неопр.) . Дата обращения 30 апреля 2013.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.