Специфика социального познания и методы социального познания. Философское понимание специфики социального познания Специфика социального знания

Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.

Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.

Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой -- это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.

Необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.

Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).

1. Онтологическая (от греч. on (ontos) -- сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.

Из ответа на него вытекает и ответ о возможности самой социальной науки. Если объективные законы социальной жизни существуют, то, следовательно, возможна и социальная наука. Если же таких законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, ибо наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос сегодня не существует.

2. Гносеологическая (от греч. gnosis -- знание) сторона социального познания связана с

особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.

К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:

  • -каким образом осуществляется познание общественных явлений;
  • -каковы возможности их познания и каковы границы познания;
  • -роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта;
  • -роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.

Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная -- аксиологическая его сторона (от греч. axios -- ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания -- с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.

То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.

Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.

Общество -- 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании -- исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)[источник не указан 115 дней].

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функции. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть временные сообщества, стаи, стада, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Существуют сообщества называемые популяцией. Как правило, формируются на ограниченной территории. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Общество -- это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному и временному, по способу производства и т. д.В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;

Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);

Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;

Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми -- осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;

Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.

Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейного государственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определённой структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.

Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.

Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.

Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой -- это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.

К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.

Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.

Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).

1. Онтологическая (от греч. on (ontos) -- сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.2. Гносеологическая (от греч. gnosis -- знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная -- аксиологическая его сторона (от греч. axios -- ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания -- с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.

То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.

Познание закономерностей общества имеет определенную специфику по сравнению с познанием явлений природы. В обществе действуют люди наделенные сознанием и волей, здесь невозможно полное повторение событий. На результаты познания влияют действия политический партий, всевозможных экономических, политических и военных блоков и союзов. Социальные эксперименты имеют колоссальные последствия для судеб людей, человеческих сообществ и государств, а при определенных условиях и всего человечества.

Одной из особенностей социального развития является его многовариантность. На течение социальных процессов оказывают влияние различные природные и особенно социальные факторы, сознательная деятельность людей.

Очень кратко специфика социального познания может быть определена следующим образом:

В социальном познании недопустима абсолютизация природного или социального, сведение социального к природному и обратно. В тоже время всегда следует помнить, что общество это составная часть природы и нельзя их противопоставлять.

Социальное познание, имея дело не с вещами, а с отношениями, неразрывно связано с ценностями, установками, интересами и потребностями людей.

Социальное развитие имеет альтернативы, различные варианты своего развертывания. Одновременно существует множество мировоззренческих подходов к их анализу.

В социальном познании возрастает роль методов и приемов исследования социальных процессов и явлений. Характерная их особенность - высокий уровень абстракции.

Основная цель социального познания выявление закономерностей общественного развития и на их основе прогнозирование путей дальнейшего развития общества. Действующие в социальной жизни общественные законы, собственно как и в природе, представляют собой повторяющуюся связь явлений и процессов объективной реальности.

Законы общества, как и законы природы, объективны по своему характеру. Законы общества, прежде всего, различаются по степени охвата сфер общественной жизни (социальное пространство) и степени продолжительности функционирования. Выделяют три основных группы законов. Это наиболее общие законы, общие законы и специфические (частные законы) . Наиболее общие законы охватывают все основные сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой истории (например, закон взаимодействия экономического базиса и надстройки). Общие законы функционируют в одной или нескольких сферах и на протяжении ряда исторических этапов (закон стоимости). Специфические или частные законы проявляются в отдельных сферах жизни общества и действуют в рамках исторически определенной ступени развития общества (закон прибавочной стоимости).

Природу и общество можно определить следующим образом: природа - это материя, не осознающая своего бытия; общество - это материя, развивающаяся до осознания своего бытия. Эта обособившаяся от природы часть материального мира есть результат взаимодействия людей. Неразрывная, естественная связь общества с природой обусловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заключается в том, что они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью; изменение условий изменяет действие как природных, так и общественных законов. Законы природы и общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законов природы, ни законов развития общества.

Существует и известное различие между законами общественного развития и законами природы. Природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон тяготения), и долговременные (законы развития растительного и животного мира). Законы же общества не вечны: они возникли с образованием общества, и прекратят свое действие с его исчезновением.

Законы природы проявляются в действии стихийных, бессознательных сил, природа не знает, что она творит. Общественные законы осуществляются через сознательную деятельность людей. Законы общества не могут функционировать «сами по себе», без участия человека.

Законы развития общества отличаются от законов природы и по своей сложности. Это законы более высокой формы движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общества, но не они определяют сущность общественных явлений; человек подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и законам биологии, но не они определяют сущность человека как общественного существа. Человек не только природное, но и социальное существо. Сущность его развития - изменение не биологического вида, а его общественной природы, которое может отставать, а может опережать ход истории.

Отличие законов общества от законов природы состоит в том, что социальные законы не имеют жесткой направленности. Они, определяя основную линию развития общества (социальных процессов), проявляются в виде тенденции. Общественные законы являются убедительной иллюстрацией того, как необходимость проявляет себя через массу случайностей.

Познание законов общественного развития открывает широкие возможности их использования в социальной практике. Непознанные социальные законы как объективные феномены – действуют и оказывают свое воздействие на судьбы людей. Чем глубже и полнее они будут познаны, тем свободнее будет деятельность людей, тем значительнее возрастет возможность их использования в управлении социальными процессами в интересах всего человечества.

Науки, изучающие социальные явления подразделяют на две группы: социальные науки и гуманитарные науки. К социальным наукам относятся: история, политология, экономика, социология и др. науки. К гуманитарным наукам относятся: филология, искусствоведение, этнография, психология и др. Философию в равной мере можно отнести и к социальным, и к гуманитарным наукам.

В социальных науках преобладает социологический подход, ориентированный на анализ общества, в рамках которого изучаются социальные связи и отношения.

В гуманитарных науках преобладает гуманитарный подход, который сосредоточивается на исследовании человека, его индивидуального своеобразия, духовного и эмоционального мира, смысла и значения жизни, личностных устремлений.

Общественная жизнь – это специфическая часть природы. Человек является не только природным, но и социальным существом. Социальные закономерности, в отличие от законов природного мира, недолговечны и проявляются через деятельность людей. Этим определяется специфика социального познания.

Предметом социального познания являются, во-первых, деятельность людей и отношения, складывающиеся между людьми в процессе деятельности, во-вторых, результаты деятельности людей, то есть культура.

Субъектом социального познания является человек или социальная группа, общество в целом.

Специфика познания социальной действительности связана с тем, что история общества не только познается, но и создается людьми. Из этой главной характеристики социального познания вытекают все остальные его особенности:

1) реальные явления социальной жизни включены в контекст той или иной эпохи, страны, нации;

2) события, происходящие в той или иной стране, никогда и нигде в точности не повторяются;

3) в силу того, что социальные события обладают большой сложностью и изменчивостью, в социальных явлениях невозможно выявление констант, подобных скорости света;

4) общественные и духовные процессы невозможно изучать в лабораторных условиях;

5) общественные явления являются объектом изучения социально заинтересованного субъекта, что обусловливает субъективность результатов познавательной деятельности;

6) познаваемые социальные явления могут быть недостаточно зрелыми, что препятствует выявлению тенденций социально-экономического и духовного развития общества;

7) размышления над формами человеческого бытия осуществляется

post factum, т.е. исходит из готовых результатов общественного развития;

8) результаты исторического развития приобретают в глазах многих людей единственно возможную форму человеческой жизни, вследствие чего научный анализ этих форм человеческой жизни избирает путь противоположный их развитию;

9) анализируемые процессы весьма скоро становятся истории, а изучение истории находится под воздействием настоящего;

10) значительные сдвиги в развитии человеческой мысли приходятся на те периоды, когда назревает кризис существующих отношений.

Важной отличительной особенностью социального познания является то, что для него не имеет существенного значения непосредственная наблюдаемость изучаемых событий и фактов. Поэтому объектом исследования в процессе социального познания могут быть документы, мемуары, другая информация. Важными источниками для социальных и гуманитарных наук являются результаты вненаучного освоения действительности (произведения искусства, политические настроения, ценностные ориентации, религиозные верования и т.п.).

Многие произведения художественной культуры в силу своей интегральности содержат более ценную информацию, чем научная литература. Гуманитарное познание требует от познающего субъекта умения стать на позицию наблюдателя по отношению к самому себе, к своим чувствам, мотивам и действиям. Результатом гуманитарного познания является мир исследуемого, в котором отражен сам исследователь. Изучая других, человек изучает и себя самого. Познавая себя, человек смотрит на себя глазами других людей.

Исследование общества с точки зрения социологического подхода и изучение внутреннего мира личности с позиции гуманитарного подхода не исключают друг друга. Напротив, они глубоко взаимосвязаны. Это связано с тем, что в современных условиях, когда человечество столкнулось с множеством глобальных проблем, возрастает роль как общественных, так и гуманитарных наук.

Познание социальных явлений имеет свою специфику, которая обусловливает необходимость применения социогуманитарных методов исследования.

Ближе всего к естественно научным методам находятся методы экономического исследования. В сфере экономики используется общий для всех наук метод абстрагирования. В экономических исследованиях абстрагируются от некоторых свойств и отношений с

целью упрощения ситуации.

Как и любая наука, экономика исходит из фактов, но эти факты настолько многочисленны, что без их обобщения невозможно не только предсказать новые экономические явления и предвидеть тенденции их развития, но и разобраться в них.

Первым шагом в изучении экономических фактов должно быть их точное описание. Затем необходимо выявить связи между этими фактами. А для этого следует их распределить по группам, то есть классифицировать и систематизировать. Чем больше имеется фактов, подтверждающих обобщение, тем надежнее и достовернее оно будет.

Полнота и точность используемых фактов обеспечивает возможность выдвижения проверяемых гипотез.

Проверка гипотез позволяет разрабатывать различные экономические теории. Наиболее важными экономическими теориями являются: трудовая теория (теория стоимости), монетаристская теория.

Наряду с этими фундаментальными экономическими теориями существует множество частных теорий, которые рассматривают проблемы развития отдельных секторов экономики: производства и обмена, потребления и распределения. В этих секторах, в свою очередь, существуют свои особые теории, например, теория ценообразования на факторы производства в рамках теории распределения или теория потребительского спроса в рамках теории потребления.

Важными средствами получения информации о социальных процессах являются социологические методы, которые можно подразделить на две группы: теоретические и эмпирические. Эмпирические методы социологии отличаются большим разнообразием, поскольку социология изучает самые различные стороны жизнедеятельности людей.

Наиболее популярным методом социологического исследования является опрос, репрезентативность (достоверность результатов) которого зависит от репрезентативности выборки, которая должна обеспечивать адекватное представление обо всей генеральной совокупности.

Важным для получения надежной социологической информации

является включенное наблюдение, когда исследователь непосредственно участвует в работе определенного коллектива и качестве его члена, выполняет возложенные на него обязанности и одновременно проводит заранее запланированные наблюдения. Такие наблюдения дают более надежную информацию, чем извне, особенно, если исследователь внедряется в коллектив анонимно, и потому окружающие его люди не меняют своего поведения, как это часто бывает при внешнем наблюдении.

Для получения информации социологи нередко прибегают к социальному эксперименту. Проведение социальных экспериментов связано с рядом трудностей, к которым следует отнести:

Они осуществляются с социальными коллективами, которые в ходе наблюдения над ними могут изменить свое поведение и тем самым повлиять на чистоту эксперимента;

Такие эксперименты трудно поддаются воспроизведению и тем самым проверке другими исследователями;

Сами измерения социальных переменных трудно выразить количественно, так как при этом трудно отвлечься от субъективных факторов;

Сами переменные могут изменяться независимо друг от друга и поэтому между ними можно установить лишь корреляционные, а не причинные связи.

Все перечисленные сложности представляют препятствия для широкого использования экспериментального метода в социологии.

К гуманитарным методам исследования относят методы изучения духовной деятельности человека. Исходной базой гуманитарных методов познания являются принципы интерпретации и понимания явлений и процессов культурно-исторической деятельности.

К сфере гуманитарных исследований относятся такие отрасли гуманитарного знания, как литературоведение, искусствознание, литературная и художественная критика, теория и практика перевода.

Основные понятия: отражение, сознание, идеальное, общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, теоретическое сознание, познание, научное познание, методы познания, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, идеализация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция, гипотеза, понятие, социальное познание.

Социальное познание это одна из форм познавательной деятельности – познание общества, т.е. социальных процессов и явлений. Любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами. В зависимости от основания (критерия) внутри социального познания различают познания: социально-философское, экономическое, историческое, социологическое и т.д.

Действительно, как еще в первой половине XIX века отмечал французский мыслитель О. Конт, социум является наиболее сложным из объектов познания. У него социология – самая сложная наука. Получается, в области общественного развития значительно труднее обнаружить закономерности, чем в природном мире.

Особенности:

1) В социальном познании мы имеем дело не только с исследованием материальных, но и идеальных отношений.

2) В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, они же ее познают и изучают. Возникает как бы тождество объекта и субъекта. Субъект познания представляет разные интересы и цели. Субъект социального познания – человек, который целенаправленно отображает в своем сознании объективно существующую реальность общественного бытия.

3) Социально-историческая обусловленность социального познания, в том числе уровни развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами. Социальное познание практически всегда ценностно окрашено. Оно относится к полученному знанию, поскольку затрагивает интересы и потребности людей, которые руководствуются разными установками и ценностными ориентациями в организации и осуществлении своих действий.

4) Многообразие различных ситуаций общественной жизни людей. Вот почему социальное познание в значительной мере представляет собой вероятностное знание, где, как правило, нет места жестким и безоговорочным утверждениям.

Все эти особенности социального познания свидетельствуют о том, что получаемые в процессе социального познания выводы могут иметь как научный, так и ненаучный характер. Сложности социального познания часто приводят к попыткам перенести в социальное познание естественнонаучный подход. Это связано, прежде всего, с растущим авторитетом физики, кибернетики, биологии и т.д. Так, в XIX в. Г. Спенсер переносил законы эволюции в область социального познания. Нельзя недооценивать и полностью отрицать значимость для социального познания естественнонаучной методологии. Социальная философия не может не учитывать данные психологии и биологии.

В социальной науке имеются следующие основные компоненты : знание и средства его получения. Первый компонент – социальное знание – включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент – это и отдельные методы, и социальные исследования.

Характерные черты:

Это описание и обобщение фактов (эмпирический, теоретический, логический анализы с выявлением законов и причин исследуемых явлений), построение идеализированных моделей («идеальных типов» по М.Веберу), адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т.д. Единство всех форм и видов познания предполагает определенные внутренние различия между ними, выражающиеся в специфике каждой из них.

Методы:

Методы в социальной науке – это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности; регулятивные нормы или правила; совокупность приемов и способов действия; порядок, схему или план действий.

В социальном познании применяются общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия) и частнонаучные методы (например, опрос, социологическое исследование). Методика – это реализация метода в целом, а, следовательно, и его процедуры.

В социальном познании можно выделить следующие стороны: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).

Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций функционирования и развития. Она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек. Особенно в том аспекте, где он включен в систему общественных отношений.

Вопрос о сущности бытия людей рассматривался в истории философии с различных точек зрения. Различные авторы за основу бытия общества и человеческой деятельности принимали такие факторы, как идею справедливости (Платон), божественный промысел (Аврелий Августин), абсолютный разум (Г. Гегель), экономический фактор (К. Маркс), борьбу «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти» (Эроса и Танатоса) (З. Фрейд), «социальный характер» (Э. Фромм), географическую среду (Ш. Монтескье, П. Чаадаев) и т.п.

Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории, имеет ли оно их вообще? Другими словами, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки?

Ответ на этот вопрос зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, от того, признает ли он объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, и в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.

К гносеологической стороне социального познания относится решение следующих проблем:- каким образом осуществляется познание общественных явлений; - каковы возможности их познания и каковы границы познания; - какова роль общественной практики в социальном познании и каково значение в этом личного опыта познающего субъекта; - какова роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов.

Аксиологическая сторона познания играет важную роль, поскольку социальное познание, как никакое другое, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами субъектов. Ценностный подход проявляется уже в выборе объекта исследования. Разделение научной теории и аксиологии, истины и ценности привело к тому, что проблема истины, связанная с вопросом «почему», оказалась отделенной от проблемы ценностей, связанной с вопросом «зачем», «с какой целью». Следствием этого и явилось абсолютное противопоставление естественнонаучного и гуманитарного знаний. Следует признать, что в социальном познании ценностные ориентации действуют более сложно, чем в естественнонаучном познании.

В своем ценностном способе анализа действительности философская мысль стремится выстроить систему идеальных интенций (предпочтений, установок) для предписания должного развития общества. Используя различные социально значимые оценки: истинного и ложного, справедливого и несправедливого, добра и зла, прекрасного и безобразного, гуманного и негуманного, рационального и иррационального и т.п., философия пытается выдвинуть и обосновать определенные идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития, выстроить смыслы деятельности людей.

Билет № 16

Вопросы – тесты

1)«Добродетель есть знание. Дурные поступки порождаются незнанием», - считал:

а) Платон

б) Сенека

в) Эпикур

г) Сократ

2)Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и:

а) разума

б) чувства

в) интуиции

3)Основные понятия в философии Канта: категорический императив и чистый разум.

4)Философ, в онтологии которого ключевую роль играют понятия «воля к жизни» и «воля к власти»:

а) Поппер,

б) Ницше,

5) Неопозитивизм – это философия в20 в., соединяющая основные установки позитивистской философии с использованием математической логики.

а)гностицизм-агностизимз

б) причина и следствие

в)детерминизм-индетерминизм

г) необходимость и случайность

7) Высшей формой организации научного знания является:

а) догадка

б)научная теория

в) гипотеза

г)научная программа

8) Формы рациональной ступени познания:

а) суждение

б) понятие

в) представление

г) умозаключение

9) Основные координаты жизненного мира человека(выбрать неправильное)

а) смысл жизни

б) смерть

в) профессия

г) счастье

10) Философское учение о морали:

б) этикет

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.