Африканские религии. Традиционные религии африки

Африка, подобно другим частям света, является «глубоко верующим» континентом. Но в отличие от Азии, Европы, Северной и Южной Америки и Австралии, где преобладают мировые религии (в Азии - ислам, буддизм, а на остальных континентах - христианство), в Африке, особенно в её тропическом и южном регионах, господствуют так называемые традиционные африканские религии.

Что же представляют собой традиционные африканские религии? В широком смысле так принято именовать религиозные представления, верования и культы африканских народов, формировавшиеся на протяжении долгого времени. Они продолжают существовать и сегодня, меняясь вместе с африканским обществом.

Традиционные африканские религии распространены преимущественно южнее Сахары. Хотя точных статистических данных нет, можно утверждать, что их приверженцами является свыше половины населения этого огромного региона, т. е. десятки миллионов человек. Надо также учесть, что и среди тех, кто официально причисляет себя к последователям других верований, немало «скрытых» последователей традиционных африканских религий. Сторонний наблюдатель чаще всего воспринимает традиционные африканские религии через колоритную, далеко не каждому понятную, а иногда и устрашающую религиозную символику: ритуальные маски и ваяния, обряды жертвоприношений, пляски колдунов в причудливых одеяниях и головных уборах, впадающих в транс мужчин и женщин… Между тем всё это хотя и имеет экзотическую, самобытную форму, по сути своей не является чем-то исклюй тельным, выходящим из общего религиозного развития народов. Огромный фактический материал, собранный исследователями разных стран, говорит о том, что начиная с древнейших времён религиозная жизнь африканцев проходила этапы, общие для всего человечества.

В наше время в Африке многие лю сохраняют глубоко религиозное восприятие окружающего мира, унаследованное от предков. И оно при ближайшем рассмотрении далеко не примитивно, в нём присутствуют же образы и понятия, что и у других народов мира.

Одним из ключевых положений религиозного мировоззрения африканцев является вера в то, что в земной и неземной жизни всё взаимосвязано, что после смерти тела продолжается «неземная» жизнь и душа человека даже способна вернуться обратно в земной мир, но уже в ином виде, в ином качестве.

В 1946 г. деревенские старейшины догонов - небольшого народа, живущего в излучине реки Нигер территории современного государства Мали, - решили открыть французскому этнографу Марселю Гриолю, которого они уважали как серьёзного искателя истины, тайные аспекты спвоей религии. Один из старейшин провёл с Гриолем 33 дня, воссоздав, для него космологию догонов - представления о происхождении и развитии вселенной, о богах, о месте человека в земной и потусторонней жизни.

Гриоль и ранее знал, что у догонов существует сложная иерархия божеств и духов, что они чтут бога-первосоздателя Амма и других богов. его поразило, что религиозные обряды догонов обнаруживают очень тонкое и глубокое содержание. Даже незначительный предмет повседневной жизни может выражать самые сложные космологические представления. Космология догонов символически отображается и в деревенской архитектуре, и в методах ведения хозяйства. Например, зернохранилища, построенные в форме ящиков с острым шпилем наверху, «изображают мировую систему и её устройство». Главные части зернохранилища соответствуют главным органам Нуммо, той «жизненной силы», которая некогда заключалась в Воде и Слове и затем стала источником всего живого и неживого на земле, в том числе и первых людей. Зернохранилища в сознании догонов ассоциировались также с лежащей на спине женщиной - она лицетворяет солнце; её поднятые п ги и руки - это четыре стойки, опирающие крышу, которая символизирует небо.

Вселенная, космос представлялись догонам «в форме остроконечной корзины с квадратным основанием», на каждой стороне которой. расположено по десять ступенек, ведущих к вершине. На этих ступеньках помещались символы всех живых су-ществ и растений.

Из подобных представлений, более или менее сложных, тысячелетиями складывались образы вселенной и у других африканских народов. Происхождение неба, солнца, луны, звезд, суши, воды, наконец, растений, кивотных и человека отразилось в шогочисленных мифах, легендах, греданиях.

Мировые религии также представлены в Африке, но утвердились они там, если сравнивать с традиционными религиями, недавно. На северо-востоке континента (главным образом на территории современной Эфиопии с VI в. получило распространение монофизитство - одно из еретических направлений в раннем христианстве. В Северной Африке, Египте, Судане, на Восточно-Африканском побережье и частично в Западной Африке с VII-VIII вв. активно утверждался ислам. И наконец, в XV-XVI вв. с началом европейских колониальных завоеваний вместе с христианскими церковными миссиями стали активно развиваться различные направления христианства. Хотя первые ростки христианства появились в Африке значительно раньше: уже в I-II вв. н. э.

Страница 1 из 9

Африка – второй по величине континент после Евразии. Это относительно мало заселенный материк (примерно 13% населения Земли при 20% всей поверхности суши). На огромных африканских просторах возникло множество разных народностей. На севере живут арабы, а также древние кочевые племена – берберы, тауреги. Население так называемой Черной Африки делится на многочисленные этносы, классификация которых постоянно пересматривается. В Южной и Восточной Африке проживает множество переселенцев из Европы и Азии, в частности, из Индии.

Коренное население Африки можно условно разделить по уровню социально-экономического развития на три большие группы. Первую составляют кочевые охотничьи племена бушменов и пигмеев, не знающие земледелия и скотоводства. Ко второй, самой многочисленной группе, можно отнести большинство земледельческих и скотоводческих народов Тропической и Южной Африки. Третья группа объединяет народы Северной и Северо-Восточной Африки, которые еще с древних времен жили общей жизнью с передовыми народами Средиземноморья, утратив элементы своего патриархального уклада. Эти народы развивались по собственному пути, отличавшемуся от пути развития племен Тропической и Южной Африки. Здесь издавна существовали цивилизации, основанные на земледелии и скотоводстве, самой известной из которых была цивилизация Древнего Египта. К западу от нее располагались могущественные рабовладельческие государства: Карфаген и Нумидия. Поэтому религиозные системы народов Северной Африки были более развиты, а племенные культы стали весьма редким явлением. Уже в начале нашей эры Древний Египет стал одним из центров зарождения христианства, вскоре распространившегося по всей Северной Африке.

Экономические и политические условия жизни, повлиявшие на формирование религиозных верований народов Северной Африки, создавали финикийцы. Свои колонии на побережье Северной Африки они основывали с начала I тысячелетия до н.э., самым могущественным из которых стал Карфаген; к VI в. до н.э. все побережье подпало под его власть. Затем Северная Африка более четырех веков являлась частью Римской империи. Она была христианизирована примерно в то же время, что и северное побережье Средиземноморья. В V в. н.э. побережье Северной Африки оккупировали племена вандалов. Начиная с VIII в., с ростом влияния ислама, история Северной Африки отделяется от истории Европы. Ислам вытеснил христианство практически из всех африканских стран; исключение составили большая часть Эфиопии и области Египта, где сохранились приверженцы христианства – копты . В XI–XII вв. Альморавиды объединяют Магриб (страны Северной Африки) и Андалусию в одну обширную империю, которая затем переходит в руки Альмохадов. Через этот регион проходят торговые пути между Черной Африкой и Европой; наступает расцвет арабо-андалузской цивилизации. Следует подчеркнуть, что в африканских странах ислам сильно видоизменился под влиянием местных условий. В некоторых областях он сохраняет лишь внешние формы. Тем не менее, мусульманскими считаются Алжир, Тунис, Марокко, Судан, Сенегал, Мавритания, Сомали, Ливия, Центрально-Африканская республика и некоторые другие государства.

На территории Южной, Восточной и Центральной Африки существовали многочисленные царства, которые тесно контактировали с мусульманским миром. В конце XV в. на западных и восточных побережьях Африки появляются первые европейские колонии. С колониальными захватами связана новая эпоха распространения в Африке христианства. В целом, однако, успехи христианизации оказались достаточно скромными; местное население часто сохраняло верность традиционным культам. Отношение к ним со стороны христианских миссионеров стало более толерантным, когда среди церковных иерархов появились выходцы из Африки. Показательно, что христианство оказалось в большей степени, чем другие мировые религии, способно к взаимодействию с первобытными верованиями.

«АФРИКА».

    Культы и религии Африки.

    Раздел Африки.

    Либерия.

    Эфиопия.

    Южная Африка.

    Европейская колонизация.

1. Африку населяют народы с разным уровнем развития – от первобытного строя до феодальных монархий (Эфиопия, Египет, Тунис, Марокко, Судан, Мадагаскар). У многих народов развита культура земледелия (кофе, арахис, какао-бобы). Многие знали письменность, имели свою литера­туру.

В Африке множество религий - тотемизма, анимизма, культа предков, культа природы и стихий, колдовство, магия, обожествление правителей, жрецов.

2. В конце XV века начались колониальные захваты – разрушены торговые связи, уничтожено местное производство, работорговля, гибель государств.

Крупнейшие базы работорговли колонии Португалии - Ангола и Мозамбик.

К 1900 году вся Африка поделена между государствами Европы на колонии. Независимость сохранили Либерия и Эфио­пия, НО!!! входили в сферу влияния.

3. ЛИБЕРИЯ («свободный») – государство, созданное рабами-переселенцами из США. Государство построено на передовых принципах Европы и Америки. По конституции в стране провозглашено равенство всех людей и их права - право на жизнь и свободу, безопасность и счастье. Устанавливались принципы верховной власти народа, свободы вероисповедания, собраний, суда присяжных, свободы печати и т. п. Либерия отстояла суверенитет, используя противоречия между Англией и Францией. Политически свободная, экономически – зависимая.

4. Эфиопия XIX веке состоит из нескольких провинций (феодальные княжества). Феодальной раздробленностью пытались воспользоваться Англия и Франция.

В 50-х годах XIX века в Эфиопии появился Касса, который смог объединить страну и объявил себя императором. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: создал многочисленную и дисциплини­рованную армию; реорганизована налоговая система: уменьшены поборы с крестьян, объединил доходы в своих руках; запретил работорговлю; ослабил могущество церкви; развивал торговлю; пригашал в страну иностранных специалистов. Эфиопию пытались покорить Англия, потом Италия, НО!!! ей удалось отстоять независимость.

5. XVII век - начало колонизации Южной Африки. Колония расширяется через захват земель у местных племен - готтентоты и бушмены. Переселенцы называли себя бурами (крестьянин, мужик). Буры создали две республики – НАТАЛЬ и ТРАНСВААЛЬ. Англия сначала признала республики. НО!!! на их территории нашли алмазы и золото. В 1899-1902 годах Англия победила республики, а потом объединила все земли Южной Африки в самоуправляющуюся колонию (доминион) - Южно-Афри­канский Союз (ЮАС).

6. В начале XX века усилился приток капиталов в колонии. ЦЕЛЬ – хищническая эксплуатация природных и людских ресурсов континента (ограбление). В начале XX века бельгийцы и французы создали систему принудительного труда в бассейне Конго. Колониальный гнет вызывал сопротивление афри­канцев.

В 1904-07 годах началось восстание ГЕРЕРО и ГОТТЕНТОТОВ.

После разгрома восстания колониаль­ные власти конфисковали много земель и продали их немецким поселенцам, согнав коренных жителей в резервации. Земли гереро и готтентотов объявлены собственностью Германии, а вся территория Юго-Западной Африки стала немецкой колонией.

§ 32. Народы и религии Тропической Африки

Что называют Тропической Африкой?

Легко определить границы материка Африка, довольно просто проследить пределы Африкано-Аравийской платформы, но с позиций географии населения рубежи Африки не столь однозначны. Как вы уже знаете, Северная Африка населена арабами, здесь утвердилась исламская культура, поэтому с точки зрения этнокультурного районирования это пространство входит в состав арабо-мусульманского этнокультурного региона. А что же остальная Африка? Здесь местные культурные традиции причудливым образом перемешаны с заимствованиями из Европы, исламского мира и даже Южной Азии. Граница между арабо-мусульманским и африканским этнокультурными регионами проходит по пустыне Сахара, поэтому в принятом ООН районировании мира ареал собственно африканской культуры объединяется в регион «Африка южнее Сахары». Однако чаще это географическое пространство называют Тропической Африкой, поскольку Северный тропик проходит близко от той границы, что разделяет Африку на два культурных мира. Этот же термин будем использовать и мы. Еще Тропическую Африку называют Черной Африкой. Как могло появиться такое название? Разве существует нечерная Африка? Да, существует, ведь арабское население Северной Африки относится к южным европеоидам, то есть является белым населением. А вот во всех других частях континента действительно преобладают негроиды.

Большая негроидная раса подразделяется на негрскую, негрилльскую и бушменскую (или капоидную) малые расы. К первой принадлежит подавляющее большинство африканских этносов. К негрилльской расе относятся пигмеи – низкорослые (в среднем всего около 140 см) обитатели влажных экваториальных лесов. Бушменская раса представлена двумя этносами Южной Африки – бушменами и готтентотами. Их отличительные признаки: более светлая кожа, более тонкие губы, морщинистая кожа. В зонах контактов с европеоидами Северной Африки сформировались эфиопская и западно-суданская переходные расы, представители которых проживают на Эфиопском нагорье, полуострове Сомали и в восточных частях Сахары и Сахеля. Эти расы сочетают негроидные признаки с европеоидными. Еще одна переходная раса – малагасийская – сформировалась на острове Мадагаскар. Она образовалась в результате смешения монголоидов, прибывших в доисторические времена с островов Индонезии, с негроидами.

Этнокультурное районирование Африки

В культурно-этнографическом отношении территорию Африки подразделяют на шесть историко-этнографических областей.

Западная Африка – самая крупная и сложная по этническому составу историко-этнографическая область. Она протянулась вдоль побережья Атлантического океана от Сенегала до Нигерии включительно. Здесь распространены атлантические, нигеро-конголезские, бенуэ-конголезские и афразийские языки. Наиболее извес тные народы: хауса, йоруба, фульбе, догоны, ашанти, эве, фон, моси. Западная Африка не случайно была главным центром развития древних африканских культур: природные условия здесь наиболее пригодны для земледелия. В присахарской части возделываются зерновые («пояс просо»: просо, сорго, рис), в зоне тропических лесов Гвинейского побережья – корне– и клубнеплоды («пояс ямса»: ямс, кассава и др.). На севере, вблизи Сахары, развито скотоводство. В Западной Африке сохранились древнейшие города Тропической Африки: Томбукту, Дженне, Кано, Гао, Ифе. Основные строительные материалы в пустынных северных районах – глина и камень; в саванне – дерево, ветки, солома; в лесах – пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых.

Северо-Восточная Африка захватывает пространство Африканского Рога, сильно вдающегося в Индийский океан. Население здесь говорит в основном на семитских, кушитских и нилотских языках. На этой территории существовала древнейшая цивилизация Аксума. С тех времен в Эфиопии распространилось плужное террасное земледелие, сочетающееся с пастбищным скотоводством. На Эфиопском нагорье впервые стали выращивать кофе и некоторые сорта пшеницы. В этническом отношении население Эфиопии состоит из многочисленных народов. Самые многочисленные – это земледельцы-амхара и скотоводческие племена тиграи и гала. В стране получила развитие коптская религия – одно из направлений христианства. Народы полупустынь (оромо, сомалийцы, афар) занимаются кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды, лошади, мелкий рогатый скот).

Экваториальная Африка занимает территории Камеруна, Центральноафриканской Республики, Габона, Экваториальной Гвинеи, Республики Конго, Демократической Республики Конго, Замбии, северной части Анголы и южной части Чада. Эта область заселена в основном народами банту: конго, луба, фанг, а также многими другими. Уникальна культура пигмеев, сохраняющих первобытный образ жизни, основанный на охоте и собирательстве.

Восточная Африка располагается на побережье Индийского океана от Кении до севера Мозамбика и Коморских островов. В нее входит и район Межозерья, лежащий в окрестностях Великих Африканских озер. Эту территорию в основном населяют народы банту (кикуйю, ганда, лухья, бемба, руанда, рунди, малави, макуа и др.), а также нилотские народы (масаи, туркана и др.). Основные занятия населения – ручное подсечно-огневое земледелие (бантуязычные народы) или отгонное скотоводство (нилотские народы).

Самобытная культура восточноафриканского побережья и близлежащих островов сформировалась в результате контактов носителей мусульманской культуры – выходцев из Азии (Хиджаз, Йемен, Оман, Персия, Индия) с бантуязычными аборигенами. Возникшая в период VII–X вв. на основе посреднической торговли с Ближним Востоком культура суахили достигла наивысшего расцвета в XIV в. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и языка суахили, который стал основным средством межэтнического общения в регионе. В настоящее время суахили – государственный язык Танзании, официальный язык Кении, Уганды, Демократической Республики Конго, Мозамбика, а также рабочий язык Африканского Союза.

Самобытная культура в условиях относительной изоляции сформировалась в Межозерье, она до середины XIX в. не испытывала серьезных воздействий со стороны развитых культур. Этносы Межозерья состоят из трех общностей, объединенных языком, но отличающихся друг от друга антропологическим обликом, занятиями и социальным статусом. Самый высокий статус имеют тутси – аристократы-скотоводы, владеющие большими стадами и лучшими землями. Тутси, имеющие антропологические признаки эфиопской расы, – самые высокорослые и самые худые люди на Земле. На более низкой ступени стоят земледельцы хуту – типичные негроиды, находящиеся в зависимости от тутси и арендующие у них землю. Численность хуту намного больше, чем тутси, ведь земледелие более трудоемкое и интенсивное занятие, чем скотоводство. На нижнем уровне иерархии находятся пигмеи тва – охотники, гончары, а также слуги (и у тутси, и у хуту). Из глубины веков продолжается острое соперничество тутси и хуту за землю. Для первых земля имеет ценность как пастбища для скота, для вторых служит объектом распашки. Из-за высокой плотности населения свободных земель в Межозерье не стало уже к середине прошлого века. Отсюда понятны корни острейшего этнополитического конфликта между тутси и хуту, затронувшего в самом конце ХХ в. Руанду и в меньшей степени – Бурунди и Демократическую Республику Конго. Хуту восстали против многовековой гегемонии тутси и пытались сосредоточить власть в своих руках. Итогом стали кровавые столкновения, жертвами которых оказались сотни тысяч человек, миллионы африканцев стали беженцами. При этом и хуту, и тутси формально продолжают входить в состав единых этносов руанда (в Руанде) и рунди (в Бурунди).

Преобладание в экономике Межозерья многолетней и высокоурожайной культуры банана, не требовавшей утомительной расчистки земель, способствовало сравнительно легкому получению избыточного продукта и приводило к оседлости населения, а также сводило к минимуму участие мужчин в земледельческих работах. Поэтому земледелие стало женским занятием, а мужчины занимались охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде всего – войной и посреднической торговлей.

Южная Африка занимает Намибию, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвану, Зимбабве, южную Анголу, южный и центральный Мозамбик. Здесь проживают главным образом народы банту (шона, коса, зулу, свази, ндебеле, суто, тсвана, гереро, овамбо и др.), а также койсанские народы (бушмены и готтентоты). В этом регионе довольно много выходцев с других континентов. Это потомки переселенцев из Европы: африканеры (буры) и англоафриканцы – в ЮАР, немцы – в Намибии. Этнический ландшафт разнообразят выходцы из Южной Азии (хиндустанцы, гуджаратцы, тамилы, телугу и др.).

Традиционные занятия народов банту – ручное земледелие подсечно-огневого типа (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство. Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот). Традиционное поселение готтентотов и народов банту – крааль (кольцо полусферических хижин, внутри – площадь, служащая загоном для скота).

Бушмены («люди кустарника») проживают в основном на территории Ботсваны. Значительная часть из 50 тыс. представителей этого народа по-прежнему сохраняют традиции своей древней культуры, занимаются охотой и собирательством. В качестве жилища они используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Одежда минимальна – всего лишь набедренная повязка и плащ.

Мадагаскарская островная область охватывает островные страны, расположенные в Индийском океане у берегов Африки. Это Мадагаскар, Республика Сейшельские Острова, Маврикий и Реюньон. Крупнейший народ – малагасийцы, проживающие на Мадагаскаре, гораздо малочисленнее маврикийцы, реюньонцы и сейшельцы. На островах есть небольшие общины выходцев из Индии, Китая, арабских стран. Малагасийцы говорят на языке, относящемся к австронезийской семье, то есть родственном языкам Индонезии, Малайзии, Филиппин. Материальная культура малагасийцев сохранила множество элементов южноазиатского происхождения, например технологии рисосеяния и шелководства. Преобладает пашенное (плужное) земледелие в сочетании с пастбищным и отгонным скотоводством.

Источники информации

1. Африка. Энциклопедия // БРЭ. Т. 1, 2. М., 2010.

2. Африка и прошедший век: Материалы VIII конф. африканистов / отв. ред. В.А. Субботин. М., 2000.

3. Африка: экологический кризис и проблемы выживания / отв. ред. Ю.В. Потемкин, Н.А. Ксенофонтова. М., 2001.

4. Кайсарова Л.И. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М., 2009.

5. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе / отв. ред. Р.Н. Исмагилова. М., 1996.

6. Львова Э.С. Этнография Африки. М., 1984.

7. Попов В.А. Этнография Африки (Цивилизации и протоцивилизации Тропической Африки). СПб., 2001.

8. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее / отв. ред. Р.Н. Исмагилова. М., 2000.

Вопросы и задания

1. Почему Северная Африка не входит в Африканский этнокультурный регион?

2. Какие части Тропической Африки подверглись наибольшему влиянию со стороны исламской цивилизации?

3. В каких районах Африки и почему сформировались переходные расы?

4. На контурной карте Африки отметьте границы историко-этнографических областей. Какие крупные города континента располагаются в пределах каждой области?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

М. Штаерман Глава вторая ОТ РЕЛИГИИ ОБЩИНЫ К МИРОВОЙ

Из книги Абиссинцы [Потомки царя Соломона (litres)] автора Бакстон Дэвид

Из книги Загробный мир. Мифы разных народов автора

Аканы: культ предков в тропической Африке

Из книги История Африки с древнейших времен автора Бюттнер Теа

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Аканы: культ предков в тропической Африке У народов акан (ашанти, аньи, ачем и др.) существовали представления о целой иерархии сверхъестественных существ, которую возглавляли боги. Хотя творец Вселенной Ньяме, создав мир, отдалился от повседневной жизни, она целиком

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Выход современных людей из Африки и расселение по планете Итак, чтобы объяснить логику распространения разносюжетных мифов по миру, необходимо пояснить, как выглядит отдаленное прошлое человечества в свете недавних исследований.Вплоть до середины XX века наше видение

Восточно-африканский регион насчитывает 100 000 жителей, принадлежащих к четырем большим вышеназванным (см. 5.0) языковым семьям и образующих более двухсот различных объединений. Языком посредником в регионе выступает упрощенный вариант суахили, однако большинство населения говорит на языках банту: ганда, ньоро, нкоре, сога и джизу в Уганде, кикуйю и камба в Кении, и кагуру и гого в Танзании. Верования народов банту имеют много общего, например, наличие демиурга (деус оциозус ), который всеми, кроме народов кикуйю, воспринимается как некое существо, пребывающее где-то далеко и не вмешивающееся в повседневную жизнь. Поэтому в ритуалах оно также присутствует опосредованно. Активные божества - это герои и предки, чьи души пребывают в святилищах; там к ним взывают медиумы, которые в состоянии транса вступают с ними в прямое общение. Души умерших также могут переселиться в медиума. Вот почему духов надо ублажать и периодически приносить им жертвы. Множество ритуалов имеет целью избавить общество от нечистоты, случившейся из-за вольного или невольного нарушения порядка.

Упрощенное гадание геомантического типа встречается у большинства народов Восточной Африки. Гадают, когда необходимо принять полярное решение - «да» или «нет», отыскать виновного или предсказать будущее. Т.к. причиной смерти, болезни или неудачи может быть порча, с помощью гадания возможно выявить повинного в колдовстве и покарать его. В исследовании Э.Э.Эванс-Притчард о народе азанде объясняется разница между колдовством и гаданием.

У всех народов Восточной Африки имеется обряд инициации, связанный с наступлением половой зрелости; у юношей этот обряд более сложный, нежели у девушек. У большинства народов банту практикуется обрезание, а также эксцизия клитора и половых губ. Инициационные обряды, связанные с превращением юноши в воина, более сложные, они направлены на укрепление единства членов тайных союзов, таких как May May у народа кикуйю в Кении; этот союз сыграл значительную роль в освобождении страны.

Группа народов Восточной Африки, именуемая нилотами, включает в себя народы шиллук, нуэр и динка, проживающие в Судане, ачоли в Уганде и ино в Кении. Верования нуэр и динка благодаря прекрасным работам Э.Э.Эванс-Притчарда и Годфри Линхардта известны достаточно хорошо. Как и многие другие жители региона Великих Озер (например, масаи), нуэр и динка - кочевники-скотоводы. Это занятие отражается в их верованиях. Первые человеческие существа и первые животные были созданы одновременно. Бог-творец больше не участвует в жизнедеятельности людей, и те взывают к различным духам и душам предков. Духи сочувствуют людям.

У обоих народов имеются специалисты по сакральным ритуалам, вступающие в контакт с невидимыми силами: жрецы-леопарды у нуэр и Повелители гарпуна у динка; они совершают обряд заклания быка, дабы избавить племя от нечистоты или человека от поразившей его болезни. Прорицатели нуэр и динка - это лица, приобщенные к религиозным культам, в них вселяются духи.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.