Чем христианство отличается от других религий. Православие - это направление в христианстве

Христианство относится к одной из мировых религий наравне с буддизмом и иудаизмом. За тысячелетнюю историю оно претерпевало изменения, которые привели к ответвлениям от единого вероисповедания. Основные из них - православие, протестантизм и католицизм. Также христианство имеет и другие течения, но обычно они относятся к сектантским и осуждаются представителями общепризнанных направлений.

Отличия православия и христианства

В чём разница между этими двумя понятиями? Всё очень просто. Все православные - христиане, но не все христиане - православные. Последователи, объединённые исповеданием этой мировой религии, разделяются принадлежностью к отдельному её направлению, одним из которых является православие. Чтобы понять, чем отличается православие от христианства, нужно обратиться к истории возникновения мировой религии.

Истоки религий

Считается, что христианство возникло в I в. от рождества Христова в Палестине, хотя некоторые источники утверждают, что оно стало известно за два века до этого. Люди, проповедовавшие верование, находились в ожидании прихода Бога на землю. Учение впитало в себя основы иудаизма и философские направления того времени, на него сильно повлияла политическая обстановка.

Распространению этой религии очень способствовали проповеди апостолов , особенно Павла. Множество язычников было обращено в новую веру, и этот процесс продолжался долгое время. В настоящий момент христианство насчитывает самое большое количество последователей по сравнению с другими мировыми религиями.

Православное христианство стало выделяться только в Риме X в. нашей эры, а официально было утверждено в 1054 г. Хотя его зарождение можно отнести уже к I в. от рождества Христова. Православные считают, что история их религии началась сразу после распятия и воскресения Иисуса, когда апостолы проповедовали новое вероучение и привлекали к религии всё большее количество людей.

Ко II-III вв. православие противостояло гностицизму, отвергавшему подлинность истории Ветхого Завета и трактующему Новый Завет на другой лад, не отвечающий общепринятому. Также противостояние наблюдалось в отношениях с последователями пресвитера Ария, образовавшими новое течение - арианство. По их представлениям, Христос не обладал божественной природой и был лишь посредником между Богом и людьми.

На вероучение зарождающегося православия большое влияние оказали Вселенские соборы , поддерживаемые рядом византийских императоров. Семь Соборов, созванные в течение пяти веков, установили основные аксиомы, принятые впоследствии в современном православии, в частности, подтвердили божественное происхождение Иисуса, оспариваемое в ряде учений. Это укрепило православное вероисповедание и позволило присоединять к нему всё большее количество людей.

Помимо православия и небольших еретических учений, быстро затухающих в процессе развития более сильных направлений, из христианства выделился католицизм. Этому способствовал раскол Римской Империи на Западную и Восточную. Огромные различия в социальных, политических и религиозных взглядах привели к распаду единой религии на Римско-католическую и православную, которая первое время носила название Восточно-католической. Главой первой церкви являлся Папа Римский, второй - патриарх. Их взаимное отлучение друг друга от единой веры привело к расколу христианства. Процесс начался в 1054 году и завершился в 1204 при падении Константинополя.

Хотя христианство на Руси было принято ещё в 988 году, его не коснулся процесс раскола. Официальное разделение церкви произошло только спустя несколько десятков лет, но при крещении Руси сразу вводились православные обычаи , сформированные в Византии и заимствованные оттуда.

Строго говоря, в древних источниках практически не встречался термин православие, вместо него употреблялось слово правоверие. Как утверждает ряд исследователей, раньше этим понятиям придавалось разное значение (правоверие означало одно из христианских направлений, а православие едва ли не языческую веру). Впоследствии им стали придавать аналогичное значение, сделали синонимами и заменили одно другим.

Основы православия

Вера в православии является сутью всего божественного учения. Никео-цареградский Символ Веры, составленный во время созыва Второго Вселенского собора, является основой вероучения. Запрет на изменение каких-либо положений в этой системе догматов действует со времён четвёртого Собора.

Исходя из Символа Веры, православие основывается на следующих догмах:

Стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти является основной целью исповедующих рассматриваемую религию. Истинный православный христианин должен всю жизнь следовать заповедям, переданным Моисею и подтверждённым Христом. Согласно им нужно быть добрым и милосердным, любить Бога и ближних. В заповедях указано, что все тяготы и лишения должны переноситься безропотно и даже радостно, уныние - один из смертных грехов.

Отличия от других христианских направлений

Сравнить православие с христианством можно путём сопоставления его главных направлений. Они тесно связаны между собой, поскольку объединены в одной мировой религии. Тем не менее между ними существуют огромные различия по ряду вопросов:

Таким образом, различия между направлениями не всегда носят противоречивый характер. Сходств между католичеством и протестантством больше, поскольку последнее появилось в результате раскола Римско-католической церкви в XVI веке. При желании течения могли бы примириться. Но этого не происходит уже в течение множества лет и не предвидится в будущем.

Отношение к другим религиям

Православие терпимо относится к исповедникам иных религий . Однако, не осуждая и мирно сосуществуя с ними, это течение признаёт их еретическими. Считается, что из всех религий только одна верная, её исповедование ведёт к унаследованию Царствия Божьего. Эта догма заключена в самом названии направления, указывающем, что это вероисповедание правильное, противоположное другим течениям. Тем не менее православие признаёт, что католики и протестанты тоже не лишены благодати Бога, поскольку, хоть и славят Его иначе, суть веры у них едина.

Для сравнения католики считают единственной возможностью спасения исповедание их религии, в то время как другие, в том числе православие, являются ложными. Задача этой церкви - переубедить всех инакомыслящих. Папа Римский является главой христианской церкви, хотя в православии этот тезис опровергается.

Поддержка православной церкви светской властью и их тесное сотрудничество привели к росту числа последователей религии и её развитию. В ряде стран православие исповедует большая часть населения. К ним относятся:

В этих странах строится большое количество храмов, воскресных школ, в светских общеобразовательных учреждениях вводятся предметы, посвящённые изучению православия. Популяризация имеет и обратную сторону: зачастую люди, считающие себя православными, поверхностно относятся к совершению обрядов и не соблюдают предписанные нравственные устои.

Можно по-разному совершать обряды и относиться к святыням, иметь различные взгляды на цель собственного пребывания на земле, но в конечном счёте все, кто исповедует христианство, объединены верой в одного Бога . Понятие христианство не тождественно православию, но включает его. Хранить нравственные устои и быть искренним в своих отношениях с Высшими Силами - основа любой религии.

Само христианское вероучение представляет собой огромный и чрезвычайно разнообразный комплекс представлений, образов, символов, сложившийся в результате взаимодействия фольклорных и литературных традиций большого числа народов на протяжении длительного времени. Оно имеет много общего с другими религиями, основанными на вере в единого бога, - исламом и буддизмом.

Однако между христианским учением и даже близкими к нему по происхождению иудаизму и исламу существуют глубокие различия. Внешне они выражены в двух центральных догматах - представлениях о Троице (триединстве главного бога) и о двойной природе Иисуса Христа: его обычно рассматривают как человека и бога одновременно.

В отличие от буддизма, где также присутствуют персонажи подобного рода, христианское учение не допускает никаких перевоплощений после смерти и многократных возвращений бога в мир людей.

Христианство отразило прежде всего представление о живом боге или конкретном человеке. Иисус Христос,…

Различия лишь в словах и терминологии.Я изучал суффизм,буддизм,даосизм,тенгрианство,индуизм и понял что конечная цель у всех одня-познание истины и воссоединение с неким Абсолютом.
Просто все религии были посланы определённым культурам и народам на их «яз

Буддизм - основал человек, Будда, настоящее имя Сиддхартха Гаутама
спасение в буддизме - собственными усилиями
основатель буддизма - умер
Ислам - основал человек, Мухаммад, настоящее имя Убу-иль-Кассим
спасение в исламе - собственными усилиями
основатель ислама - умер
Христианство - учение Иисуса Христа, Сына Божьего
спасение даровано Богом через смерть Иисуса Христа по вере
Иисус умер, но ВОСКРЕС

По сути в этих трех религиях сильно отличается только Буддизм. Его основал человек, которого называют «просветленным», Буддой. Как ни странно Бога в Буддизме есть. Как говорят буддисты, в мире есть только страдания, порожденные…

Опять говорил Иисус к народу и сказал им:Я свет миру; кто последует за Мною,
тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин. 8:12

Нам часто приходится встречаться с приверженцами странных, чуждых нам вероучений. Во что верят эти люди? И как. относиться к ним?
Каждая религия, каждый культ имеют свои особые отличительные черты. Но существуют общие, основные библейские принципы подхода к чужой религии, которыми следует пользоваться любому христианину.

Сегодня в нашем делающемся всё более и более тесном мире, с небывалой интенсивностью, происходят встречи культур, наций, рас и религий. В этот век сверхзвуковых самолетов от любой точки земного шара нас отделяет не больше, чем 24 часа. Телевизор приносит к нам в гостиную коронацию Римского Папы, самосожжение буддийского монаха и мусульманскую религиозную церемонию, совершаемую политическим лидером.
Почти 100000 студентов из полутора с лишнем сотен стран приезжают ежегодно учиться в более чем две…

Надежда Мишукова Просветленный (25704) 8 лет назад

Ненавистью к женскому началу, все грехи на женщину свесили, в результате в обществе женщина — не равный мужчине человек и ее вечное место на вторых ролях, в подчинении у мужчины.
Я прочла одну фразу, которая меня поразила:»Путь души состоит в раскрытии потенциала, который несет в себе каждый из нас. Как говорил мой наставник-шаман, «мы приходим в мир не только для того, чтобы выращивать кукурузу, но и для того, чтобы взращивать в себе богов». И подумала, если древние индейцы считают, что могут быть РАВНЫМИ БОГАМ почему бы и нам не попробывать ВЗРАСТИТЬ В СЕБЕ БОГА? используя их технологию возделывания и выращивания своей Души до божественного состояния?

Lar_kaИскусственный Интеллект (197456) 8 лет назад

Хто вам сказал такую чушь?

Надежда Мишукова Просветленный (25704) Книги по историирелигий читать надо! в них можно узнать про то счастливое…

Отличий, разумеется, множество, здесь приведено одно из существенных.

Религия(лат. religare - воссоединять) — это восстановление связи, соединения с БОГОМ через молитвы, ритуалы, приношение жертв и т.д.
Когда человек вместо БОГА устанавливает связь с псевдобожеством или не может установить надёжную и устойчивую связь с БОГОМ, то религия или не состоится или слабеет и умирает, либо перерождается в культ.

В случае с Христианством связь восстанавливает Сам БОГ. Ради этого ОН Сам приносит Себя в Жертву и восстанавливает Устойчивую и надёжную связь, соединение с Человечеством через Богочеловека ХРИСТА и БОГОчеловеческий организм — Церковь. «Подключиться» к этой связи может каждый через Святые Таинства Крещения и Причащения, в сочетании с глубокой верой.

Начинается новый этап, когда Христианство уже не только религия (восстановление связи, соединения) для каждого невоцерковлённого человека, но для членов Церкви — реальная Жизнь в БОГЕ и БОГА – в них.

Академии.

Данная тема включает в себя ряд лекций, посвящённых главному для христианина вопросу: 1) в чём состоит сущность Православной Христианской веры?; 2) отношение веры к практической духовной жизни христианина, т.е. в чём заключается жизнь по вере?; 3) в чём усматривается принципиальное различие Православного Христианства от всех других религий, движений, направлений, сект?

Для раскрытия темы использованы лекции профессора Московской духовной Академии А.И. Осипова прочитанные им в разное время, как в М.Д.А., так и на различных встречах с общественностью, а именно:

v Отличие Православного Христианства от других религий (Буддизма, Магометанства, Индуизма)

v Духовность и псевдодуховность.

v Что такое грех?

v Почему Христос не родился императором?

v Что такое…

Материал взят из статьи Irina Ball.

Вопрос из почты: «Я родился в мультирелигиозной семье отец был мусульманином, а мать христианкой, но тем не менее о религии я узнавал сам уже в более зрелом возрасте и у меня не было мыслей что одна религия превосходит другую или что одна из них ложна, а наоборот я пытался найти что-то общее… Что вы думаете о религии Ислам? Из исторических сведений и не беря во внимание все это насилие, которое внушается невежественным людям. Ведь в Коране говорится, что Иисус — пророк, а не сын Бога. И если Мухаммед последний посланник Бога, то почему это не совпадение? И знаете ли, говорил ли Иисус что-либо о Мухаммеде, и если нет, то почему? Почему мусульман настраивают против христиан?

Давайте попробуем разобраться с вашими вопросами без предрассудков. Достаточно поверхностного взгляда на религии мира, чтобы понять, что истории мира по ним не выстроишь. Ведь в каждой религии есть свой бог создатель со своими, только ему…

Прежде чем приступать к изучению нехристианских религий стоит рассмотреть вопрос о том, что же вообще находится вне Христианства. Тем более что вопрос вне христианской оценки вне христианского религиозного сознания представляет из себя очень большую значимость для нашего времени.

Сейчас с запада и востока на нас нахлынули разного рода мистические проповедники, секты, движения, направления, и под флагом так называемой религиозной свободы, которая на самом деле превращается в религиозный произвол, происходит смешение всего и вся. И поэтому нужно сейчас чётко представлять тот внутренний смысл отличия Православного Христианства от всех других религий и христианских конфессий.

Говоря о Христианстве здесь понимается только Православие.

К сожалению, сказать сейчас христианство это слишком мало. В наше время его уже сумели превратить в такой хаос, что подчас и не знаешь, что назвать христианским, а что нет.

Чем же всё-таки отличается Православие от других религий? Какие…

Сегодня в нашем делающемся всё более и более тесном мире, с небывалой интенсивностью, происходят встречи культур, наций, рас и религий. В этот век сверхзвуковых самолетов от любой точки земного шара нас отделяет не больше, чем 24 часа. Телевизор приносит к нам в гостиную коронацию Римского Папы, самосожжение буддийского монаха и мусульманскую религиозную церемонию, совершаемую политическим лидером. Почти 100000 студентов из полутора с лишнем сотен стран приезжают ежегодно учиться в более чем две тысячи колледжей и университетов США. Яркие сари грациозных индийских женщин и замысловатые тюрбаны стройных сикхов стали знакомой картиной и в наших крупных населенных центрах, и в маленьких университетских городках. И вдобавок — много тысяч дипломатов, бизнесменов и туристов, приезжающих с ежегодными визитами. Многие из этих посетителей попадают на родительские собрания, на собрания благотворительных клубов, в церкви, где они выступают перед собравшимися, знакомя их со своей…

Сам Будда, ничего не писал. Монах по имени Упали пересказал все, что он слышал о дисциплине: правилах приема в сангху (монашеская община) и исключения из нее, нормах, регулирующих образ жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Все это было объединено в свод текстов, получивших название Палийский канон (Типитака)

Типитака состоит из тpех частей:

Сутта питака - это сборник сутр, приписываемых Будде и нескольким его ближайшим ученикам, содержащий все основные учения буддизма Тхеpавады.

Виная-питака - это сборник текстов, касающихся правил поведения в повседневной жизни Сангхи - общины бхиккху (получивших посвящение монахов) и бхиккхуни (получивших посвящение монахинь). Виная-питака далеко не ограничивается перечислением правил, в нее также входят истории происхождения каждого правила, подpобное описание того, как Будда решал вопрос сохранения общей гармонии в большой и pазноpодной духовной общине.

Абхидхамма питака – это сборник текстов, в…

Все религии – это попытки человека познать истину Бога. А христианство не является религией – оно есть ответ Бога на наш вопрос.

Подлинное и полное приобщение к Богу может быть только через Его непосредственное явление. Конечно, древние мистики и пророки, суфии, дервиши, индийские брахманы - все они через свой мистический опыт в какой-то мере приближаются к Богу. Но все это идет через человеческие усилия, через человеческую устремленность вверх. И только в одном случае, в случае Христа, Бог является непосредственно. Это единственное и самое прямое откровение, поэтому спасение во Христе есть уникальное, единственное в своем роде, то есть самое глубочайшее приближение к Богу… прот. А. Мень

Не правда ли, ужасная несправедливость, что этой новой жизнью наделяются только те, которые имели возможность услышать о Христе и поверить в Него? Однако Бог не сказал нам, как Он собирается поступить с остальными людьми. Мы знаем, что ни один человек не может спастись иначе как…

Православие и его отличие от других религий мира

Для православных воскресных школ и изучающих предмет «Религиоведение».

Труд протоиерея Георгия Вольховского представляет собой своеобразный курс лекций, но в книге полностью отсутствует педантичная ученость. В простоте и эмоциональности изложения сложнейшего материала чувствуется желание автора помочь читателям познать глубину Православия. Книга обращена к широкой читательской аудитории разного возраста, начиная от учащихся старших классов, и может быть использована как для самостоятельного чтения, так и для изучения в православной воскресной школе и в студенческой аудитории.

Автор данной работы придерживается убеждения, что любая духовная литература, как непосредственно влияющая на человеческую душу, должна обязательно прохолдить Церковную цензуру. Но поскольку ни Церковной цензуры, ни Духовно-цензурного комитета в настоящее время фактически не существует, работа была передана на резензионную…

Слово «христианство» имеет в своем корне слово «Христос». Но что это значит? Это значит, что центром христианства является Бог - Господь наш Иисус Христос, Второе Лицо Святой Троицы. Пресвятая Троица - это один и единый Бог, а не три Бога, без каких-либо «сотоварищей». Сам Бог проявил (пришел) Себя на земле, дабы воспринять на себя все естество человеческое, все наше повреждение, все искажение, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в силу отпадения от Бога. Поэтому Иисус Христос реально соединил в Себе истинного Бога и истинного человека. А это исключительно важно для нашего подлинного спасения.

Первоначально христианство не было разделено на конфессии. Но с самого начала оно решительно и бескомпромиссно стало освобождаться от любых искажений веры и духа, появлявшихся в виде расколов и ересей. Поэтому от него всегда быстро отпадали возникавшие различные ложные течения (засохшие ветви). В 1054 году произошло отделение Римо-католической церкви от Вселенской Церкви….

Главная » Полезные статьи » Отличия мировых религий Отличия мировых религий

Часто приходится слышать из уст различного рода политиков, чиновников, простых обывателей фразу: Бог один и не важно как в Него верить. Попробуем поразмышлять над этим утверждением. Во-первых, я действительно соглашусь с утверждением, что кроме Бога нет иных богов. Т.е. Бог является Творцом и Промыслителем для всех людей. Бог заботится не только о людях, но и о животных и о всей Вселенной. Однако при всем том, что такие монотеистические религии, как ислам, иудаизм и христианство постулируют веру в единого Бога, само учение о Боге, о человеке, о пути к Богу, о загробной участи не дает возможности объединить их в одно целое и поставить знак равенства. Это известно всякому, кто читал хотя бы краткий курс религиоведения. Когда человек заявляет, что все религии - это одно и тоже, то такой человек сразу выдает свою некомпетентность или же имеет свои личные цели. Такой уравниловкой существующие проблемы не решатся.

Безусловно, отличие в понимании учения о Боге не должно быть причиной вражды, войн, жестокости, принудительного обращения. Цивилизованным и очень действенным средством, на мой взгляд, должен являться мирный и честный диалог, исполненный любви и уважения. Почему важен диалог? Потому что он способен избавиться от существующих мифов, предрассудков, которые очень часто являются красной тряпкой для тех, кто проявляет ревность не по разуму в деле защиты своей веры. Незнание своей религиозной традиции также, на мой взгляд, является возможной причиной религиозных конфликтов.

Приведу некоторые существенные, на мой взгляд, отличия между различными религиями и православием.

1. Православие, как и многие другие религии, действительно постулирует веру в Единого Бога. Однако веры Церкви есть вера в Святую Троицу. Это существенное отличие, которое часто приводит к обвинениям в адрес православных в многобожии.

2. Отношение к личности Господа Иисуса Христа. Для Православия Христо - Сын Божий, Бог ставший человеков. Отношение к личности Господа Иисуса Христа со стороны ислама и иудаизма иное. Там он воспринимается как пророк или как простой человек и даже самозванец.

3. Учение о загробной участи. Православие говорит о существовании рая и ада. Но рай - это не место для чувственных удовольствий, как об этом говорят представители иных религий.

4. Православие говорит о невозможности спасения вне Церкви, без веры в Иисуса Христа. Иные религии предлагают свой путь к Богу.

Этот список можно продолжить, но и этого достаточно для того, чтобы увидеть наличие не второстепенных, а существенных отличий. На мой взгляд, знание различных религиозных традиций и существующих различий только поможет человеку в его осознанном выборе веры и предохранит от ухода в различного рода секты и экстремистские сообщества.

Христианство (от греч. christos - "помазанник", "Мессия") является второй по времени возникновения из мировых религий. Зародилось оно как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Новый Завет состоит из: четырех Евангелий (от греч. - «благовестие» ) - «Евангелия от Марка», «Евангелия от Луки», «Евангелия от Иоанна», «Евангелия от Матфея», Посланий апостолов (писем к различным христианским общинам) - 14 из этих Посланий приписываются апостолу Павлу, 7 - другим апостолам, и Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова Библия. - М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.. Церковь считает все эти учения боговдохновенными, то есть написанными людьми по внушению Святого Духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину.

Основу христианства составляет тезис о том, что после грехопадения люди сами не могли вернуться к общению с Богом. Теперь только сам Бог мог выйти им навстречу. Господь выходит на поиски человека, чтобы вернуть нам себя. Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. - Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г. С. 398 Христос, сын Божий, рожденный посредством Святого Духа от земной девушки Марии (Богородицы) Богочеловек, взял на себя не только все тяготы человеческой жизни, прожив среди людей 33 года. Чтобы искупить человеческие грехи, Иисус Христос добровольно принял смерть на кресте, был погребен и воскрес на третий день, предвозвестив будущее воскресение всех христиан. Христос принял на Себя последствия человеческих грехов; ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

В христианстве важно не столько то, что Бог умер за людей, сколько то, что Он вырвался из смерти. Воскресение Христа подтвердило, что бытие любви сильнее наличия смерти.

Кардинальное отличие христианства от других религий в том, что основоположники последних выступали не как предмет веры, а как ее посредники. Не личности Будды, Магомета или Моисея были настоящим содержанием новой веры, а их учение. Евангелие Христа раскрывает себя как Евангелие о Христе, оно несет весть о Личности, а не о концепции. Христос не только средство Откровения, через которое Бог говорит к людям. Поскольку Он - Богочеловек, он оказывается и субъектом и содержанием этого Откровения. Христос есть Тот, кто вступил в общение с человеком, и Тот, о Ком это сообщение говорит.

Еще одно отличие христианства состоит в том, что любая этическая и религиозная система представляет собой путь, следуя которым люди приходят к определенной цели. А Христос начинает именно с этой цели. Он говорит о жизни, истекающей от Бога к людям, а не о людских усилиях, которые могут вознести их до Бога.

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевало приверженцев и среди других народов. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не эллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Хочу отметить, что с момента зарождения этой религии ее приверженцы подвергались жестоким гонениям (например, во времена Нерона), однако в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а к концу века, при императоре Константине, господствующей религией, поддерживаемой государством. К X веку почти вся Европа стала христианской. Из Византии христианство было воспринято в 988 г. Киевской Русью, где стало официальной религией.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Христианство - это религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству.

Как я уже отмечал, в христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека -- «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для прорыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации.

Христианство - самая распространенная религия на земном шаре (как я уже отмечал, около 1 400 млн. человек в современном мире - христиане). В ней выделяются три основных течения: католичество, православие и протестантизм.

Для православных воскресных школ и изучающих предмет «Религиоведение».

Труд протоиерея Георгия Вольховского представляет собой своеобразный курс лекций, но в книге полностью отсутствует педантичная ученость. В простоте и эмоциональности изложения сложнейшего материала чувствуется желание автора помочь читателям познать глубину Православия. Книга обращена к широкой читательской аудитории разного возраста, начиная от учащихся старших классов, и может быть использована как для самостоятельного чтения, так и для изучения в православной воскресной школе и в студенческой аудитории.

Автор данной работы придерживается убеждения, что любая духовная литература, как непосредственно влияющая на человеческую душу, должна обязательно прохолдить Церковную цензуру. Но поскольку ни Церковной цензуры, ни Духовно-цензурного комитета в настоящее время фактически не существует, работа была передана на резензионную проверку.

Днепропетровск, март 2009 года

Издание второе, дополненное.

Проверил кандидат богословия диакон Георгий Скубак

После рецензионной проверки печатается по благословению Высокопреосвященнейшего Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского.

От рецензента

С искренней радостью представляю второе издание книги «Православие и его отличие от других религий мира» ревностного священнослужителя и старательного педагога. Труд отца Георгия –очень ценный и своевременный вклад в педагогическую литературу. Об этом говорит и то, что первое издание очень быстро нашло читателей – книга разошлась очень быстро. По просьбам многих православных не только Днепропетровской епархии увидит свет это второе издание, переработанное и дополненное тремя главами.

Главное достоинство книги в том, что живым простым языком автор вводит богословски неискушенного читателя в тайники Православия, затрагивая главные области догматического вероучения: путь к Богу, встреча и беседа с Ним, мир и человек, Христос Спаситель, Таинства Церкви. В новых главах отец Георгий рассказывает о Пресвятой Богородице, называя ее Живым Ковчегом Завета.

Книга содержит множество цитат из Священного Писания, святоотеческой и современной православной литературы, ибо Священное Предание не замыкается в средневековье и дуновение Духа продолжается и в наше время. Поражает, что каждая глава заканчивается точно подобранными по теме цитатами из писаний Отцов Церкви.

Книга побуждает читателей задуматься над своим призванием в современном мире, ищущему помогает преодолеть укоренявшиеся в умах десятилетиями атеистические стереотипы и увидеть подлинный – Вселенский, милосердный и исповеднический облик Церкви.

Никакой внешний, даже самый справедливый, порядок не сделает нас счастливыми, пока не будет порядка в нас самих, в нашем отношении к Богу и ближним. Именно эту мысль и раскрывает в книге протоиерей Георгий Вольховский.

Эта работа уже принесла пользу тем, кто профессионально занимается предметом «Религиоведение», – преподавателям и студентам. Ее можно смело использовать при подготовке лекций по философии и религиоведению. Уверен, что книга будет полезна преподавателям и слушателям Православных воскресных школ. Об этом говорит опыт ее не однократного использования.

Христианство – не философия, не теория, не идеология, это – сама жизнь, истинная жизнь и полнота жизни. И христианское богословие должно быть достаточно всеобъемлющим, чтобы, если не вместить эту жизнь (ибо это практически невозможно), то, по крайней мере, показать ее величие. Реальность Слова Божия, ставшего плотью, никогда не может быть адекватно выражена посредством человеческих слов. И тем не менее мы должны пытаться делать это, если нам надлежит быть готовыми «дать ответ всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании» (1Пет.3,15).

Искренне верю, что достоверное и проникновенное слово отца Георгия будет услышано и послужит духовной пользе читателей и благу Церкви.

Диакон Георгий Скубак, кандидат богословия

Предисловие

Жизнь каждого из нас являет собой наше личное отношение к Богу. Даже неверующий своим неверием показывает свое личное отношение – неприятие Бога.

В настоящее время многие принадлежат к Православию только потому, что никогда не задавали себе вопрос о том, во что они верят. Православие является для них всего лишь наследством от предков, может быть дорогим, но дорогим только потому, что оно наследство предков.

В сознании таких людей между богословием, вероучением, догматами Церкви и жизнью прямой связи нет. А понятие «верующий» обычно сводится к банальной фразе – крещеный в детстве. Этим тоже выказывается отношение к Богу, которое, по существу, немногим отличается от отношения к Нему неверующих.

В сознании таковых людей обычно присутствует понимание того, что Бог (или высшая сила, или что-то…) все-таки есть. Однако, знание Бога, понимание Божьего промысла и смысла жизни, спасения, вечной жизни, знание путей, ведущих к вечности и любви, обычно полностью отсутствуют. Личное взаимоотношение с Богом, в лучшем случае, сводится к формально прочитанной молитве «Отче наш» да ложному самоубеждению, что Бог в моей душе.

Жизненные ценности таковых тоже немногим отличаются от жизненных ценностей неверующих. Так жизнь, например, ценна, пока она в теле здесь на земле. За гробом она ценности не представляет, потому что не мыслится. И то, какая она там должна быть, никого не заботит. Или же жизнь после смерти представляется потусторонней мздой, которую естественно заслуживаем.

Блаженства в потусторонней жизни если и представляются, то представляются более плотскими, отделенными от их истинного содержания – святости. Да и вообще, дай Бог здесь прожить.

Зато ценностью почитается здоровье телесное, и, как следствие, злом можно считать болезни, неприятности и скорби. Причины же, приводящие к болезням, неприятностям и скорбям, такие, как грехи, страсти и душевные пороки, могут признаваться. Но, коль скоро, они никакой боли не доставляют, а порой даже доставляют усладу телесную, то и злом, как таковым, не почитаются.

Конечно, когда что-то болит, возникает вопрос: чем же я Богу не угодил? Вроде не грешу. Не убил, не украл… За что Он меня наказывает. Надо покаяться? Приду на исповедь. Исповедуюсь… Ты же, Господи, мне здоровье за это. Я Тебе — Ты мне. Так и строятся взаимоотношения с Богом.

Жизнь такого человека определяется не тем, что необходимо для спасения, а тем, что ему нужно, потому что хочется. И желания поэтому определяются тоже не потребностями души, а потребностями тела. Поэтому ценностью считается все, что нас окружает и нам принадлежит. Все, что близко телу: еда, дом, машина, дача, работа, зарплата, отдых и прочее. В общем, все, что связано с телом, с плотью. Ну, а все, что препятствует, мешает или идет вразрез с таким понятием ценностей, вызывает протест, неприятие и гнев.

Богу в разряде ценностей отводится место подчиненное, последнее. Он должен помогать их приобретать. Отсюда и исполнение Его заповедей тоже на последнем месте, если вообще их знаем.

Любовь, добродетели, нравственность и святость к ценностям жизни не относятся. Это скорее отвлеченные понятия, которым свойственно меняться в зависимости от вкусов, желания, моды, настроения и прочего.

Подобные описания можно продолжать и продолжать. Однако, как вывод, можно констатировать: правоверие для таких людей оказывается недостаточным для спасения.

Святой Кирилл Александрийский назвал такую веру «холодной верой», считая «внешне неосновательным называться христианами» таким «исповедникам» христианской веры.

Некоторые, чувствуя духовную ущербность, пытаются найти обоснование своему жизненному укладу и пристрастиям. И, потакая своим желаниям, уходят в другие религии и секты. Уходят как в клубы по интересам. Но чувствуя, что отход от религии предков отдает изменой, убеждают себя, что все религии говорят об одном, а к Богу ведут разные дороги, и они выбрали одну из них.

Так, обычно, рассуждает абсолютное незнание христианства. С другими религиями у нас разнится все: знание, отношение и почитание Бога, понятие спасения, искупления, усыновления, обожения, стяжание любви и вечности… Разнится и отношение Бога к человеку, Его любовь к нам. Разнится понимание самого человека и его Божественного предназначения. И пути у нас разные и к разному ведут. Разнится все…

Апостол Павел, проповедник христианства, для «христиан», о которых говорилось выше, в послании к Галатам, написал замечательные слова: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4.19). Вот оно, фактическое существо нашей веры: в нас должен изобразится Христос! Как Отец в своих детях, в нас должен изобразиться Бог! Бог должен в нас воплотиться и в нас жить, давая жизнь, Вечную Жизнь нам. Бог должен нас обожить, сделать «богами по благодати»!

И, совершенно ясно, что еда, дом, работа, машина…и прочие необходимые атрибуты этой жизни в том, чтобы Христос в нас изобразился, вряд ли могут помочь. Наверное, это самая страшная трагедия нашего посмертного будущего, что еще при жизни, за суетой и плотскими делами мы это не знали или не хотели знать.

Поэтому написанное здесь – это попытка. Попытка в более или менее популярной форме рассказать о христианстве, которое состоит из целого ряда личных опытов: личного опыта встречи с Богом, личного опыта беседы с Ним, личного опыта любви и личного опыта жизни, личного опыта веры, а также – пути ко спасению, который тоже нужно пройти лично самому. Личного опыта, в центре которого только Христос.

Настоящая работа предназначена и тем, кто в рамках учебных программ высших учебных заведений, изучает предмет «Религиоведение». Работа имеет целью раскрыть христианскую веру с той стороны, которая в учебниках по религиоведению преподнесена, большей частью, внешне.

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: внешней, так как она представляется постороннему исследователю, и с внутренней, которая открывается лишь человеку, живущему религиозно.

Внешнее описание и поверхностный взгляд на вероучение, конечно, имеют свое объяснение. Оно в том, что учебники по религиоведению, как и сам этот предмет, не являются вероучительными, но призваны дать лишь ознакомительное описание той или иной веры. Это действительно так.

Однако это является и несколько однобоким, а порой и искаженным, подходом к пониманию вопросов о религии, о Боге, о мире и об общих отношениях между ними.

Когда описана только внешняя форма или только внешнее соотношение понятий, изучающий предмет «Религиоведение» не только не раскроет сути и истинного, объективного понимания самого преподаваемого предмета, в нашем случае христианства, но может сложить в себе неправильное, ложное понимание как самого предмета, так и самой веры.

Ведь если рассудить непредвзято, то, например, о медицине лучше рассуждать и судить тому, кто ею занимается. Скажем, врачу или излеченному больному, чем стороннему, ничего в медицине не понимающему наблюдателю. Да и за консультациями по медицинским вопросам тот же сторонний наблюдатель отправится к врачу-профессионалу, а не к такому же, как сам, стороннему наблюдателю. Хотя бывает и такое…

Но почему-то о вопросах религии, и о предмете «Религиоведение», в частности, рассуждают и пишут учебники как раз сторонние наблюдатели.

К этому следует добавить, что учебники по предмету «Религиоведение» довольно часто погрешают, подавая изучающим искаженные данные, что выдает некомпетентность авторов. В качестве примера можно привести учебник «Религиоведение», изданный в Киеве центром «Академия» в 2000 году.

Так, на 220 странице, в разделе «Христианское вероучение», II Вселенский Собор 381 года вместо Цареградского назван Антиохийским. И если это можно назвать опечаткой, то утверждение на стр.225, что «раннее христианство не знало обряда крещения» и только с IV века «крещение было провозглашено обязательным», выдает элементарную некомпетентность писавшего.

А ведь некомпетентность и непонимание довольно часто приводят и к непризнанию или отрицанию того, что на деле могло бы сформировать правильный жизненный уклад. А для нашей Украины, как независимого государства, это разрушение жизненного уклада, является разрушением формировавшегося тысячелетиями национального самосознания.

Можно добавить, что почти все, написанное в учебниках по предмету «Религиоведение», несет в себе совсем неприкрытое основание безверия. Вместо объективного рассказа о той или иной вере или исповедании учебники содержат критику или попытку объяснения тех или иных положений веры в лучших традициях «научного» атеизма.

Так, отбрасывая основное понятие, выражающее сущность христианства, догмат «Искупления», тот же учебник на стр.211 пишет: «Главной социально-политической причиной его (христианства – авт.) возникновения было бессилие обездоленных, которые безуспешно боролись за свое освобождение. Жестокие расправы над ними усиливали апатию и отчаяние. Чтобы жить в таких условиях, необходимо было иметь хоть какую-то надежду. И часть рабов, и угнетенных, которые отказались от борьбы, нашла успокоение в религии».

Вот так, ни Бог, ни необходимость спасения души… но «бессилие обездоленных» дали основу христианству. А если бы не было бессилия или обездоленных, то, стало быть, Христос и не нужен!

Исходя из написанного, автор считает, что, ради объективности и непредвзятости, предмет «Религиоведение» должны освещать не сторонние субъективные наблюдатели, а те, кто непосредственно имеет личный религиозный опыт той или иной веры, того или иного исповедания.

Отсюда и цель написания данной работы – раскрытие с внутренней стороны понимания Православного христианства, основу и центр которого составляет Христос, а также соотнесение внутреннего описания христианства с его внешней, обрядовой стороной.

Для лучшего усвоения материала в конце каждой рассматриваемой темы включены цитаты святоотеческих творений по рассматриваемому вопросу, обобщенные выводы из прочитанного, описание основных отличий Православия от других религий мира, словарь христианских терминов.

Описание отличий от других религий мира не содержит споров, полемики или опровержения чего-либо в этих религиях. Отличия указывают лишь на то, что есть в христианстве и наоборот, чего нет в других религиях или исповеданиях.

Работа содержит вопросы, призванные акцентировать внимание читающего на главном в прочитанных темах.

Объективная сложность написания такой работы, как жанра научно-популярной литературы, заключается прежде всего в том, что она рассчитан на адресата и адресата вполне определенного, который далеко не всегда владеет знаниями духовными, религиозными, библейской, богословской и вероучительной терминологией и понятиями.

Без этих знаний читать соответствующую литературу довольно тяжело. Многое по незнанию может показаться непонятным и тяжело читаемым. Однако и рассказать что-либо о вере, совсем опуская при этом соответствующие термины, тоже не представляется возможным. Ведь как нельзя преподать математику без цифр, уравнений и расчетов, как нельзя преподать химию без химических формул…, так нельзя рассказать о Православной вере без Слова Божия, на котором она зиждется, и цитат Библейских.

Учитывая это, автор, хотя и пользовался, в основном, святоотеческой и богословской литературой, однако ссылки на нее не приводит. Это сделано, во-первых, для облегчения чтения и придания написанному вида более популярной литературы, что должно упростить процесс чтения и познания. Во-вторых, чтобы читатель, решивший проверить точность и подлинность цитаты, коснулся всего святоотеческого творения, что автор считает весьма душеполезным.

Автор старался избегать своего толкования или понимания разных вопросов веры, и поэтому читатель найдет в написанном мысли и целые фрагменты из разных богословских, философских и литературных православных источников.

Ссылки же на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, приведены в скобках, где буквы отображают сокращенное название той или иной книги. Первая после букв цифра указывает на соответствующую главу, а последующие – на номера стихов. Например, (Мф.10.1) означает: Евангелие от Матфея, 10 глава, первый стих. Ссылки и цитаты священных текстов приведены курсивом .

Курсив и ссылки в цитатах священных текстов оставлены для того, чтобы, во-первых, показать, что основанием святоотеческой, богословской и вероучительной христианской литературы служит исключительно Священное Писание, а, во-вторых, чтобы дать читателю минимальные навыки работы со священными текстами и, пусть в весьма малой степени, дать возможность коснуться основного содержания их.

В изложении материала для облегчения понимания автор допускает некоторые упрощения в понятиях и формулировках. Однако они никоим образом не искажают существо раскрываемого вопроса.

Некоторые раскрытые положения, мысли и формулировки в разных разделах могут повторяться. Это сделано для того, чтобы читающий смог увидеть цельность и единство в рассуждениях, не утратил логическую взаимосвязь разных аспектов христианской веры, раскрываемых в изложенном материале.

И еще. Некоторые приведенные цитаты содержат слова и выражения, которые хотя и понятны, но вышли из употребления в наше время. Автор сознательно не употребил современную транскрипцию этих слов и выражений, поскольку она далеко не всегда передает дух, глубину и правильный смысл, заложенный в них.

Пособие не следует рассматривать как вероучительную или богословскую литературу. Это и не исследование. Это , скорее, научно-популярная литература – компилятивный труд , цель которого – хотя бы частично удовлетворить запросы читателей, интересующихся предметом «Религиоведение».

Вместо пролога

Кто Он, бесконечно любящий человека, но ненавидящий грех; ревнующий о Боге, но в ревности не имеющий страсти; образец кротости, но в кротости не проявляющий слабости; исполненный смирения, но в смирении явивший неодолимую силу Духа; говоривший о страдании, но вселявший надежду; терпеливо переносивший мучения, но в мучении прощающий своих мучителей; познавший смерть, но дарующий нам Жизнь…

– Кто Ты, Господи?…

Этот вопрос, заданный упавшим на землю гонителем первых христиан юношей Савлом, будущим апостолом Павлом, в той или иной форме звучит уже две тысячи лет. Звучит с тех пор, как имя Этого Человека изменило ход истории. Не только изменило. Стало центральным событием истории мировой. И не просто событием. Вся история до Его появления говорила о Нем и готовила встречу с Ним. А с Его пришествием стала развиваться, имея Его точкой и центром отсчета.

Его пришествие изменило течение времени, как бы разделив его надвое – до Рождества и после. А пройденные человечеством века и тысячелетия стали эрами – до нашей эры и наша эра. Наша эра. Что это? И почему это? Почему каждая проставленная нами дата, каждое событие, каждый листок нашего календаря, любой титульный лист в книге, где стоит год издания, напоминают нам о Нем? Почему с Его приходом время начало новый отсчет? Кто Он, хозяин времени, пришедший из вечности и занявший самое великое место в истории человечества?…

Уходят правители, руководители, вожди, президенты… Общественные формации сменяют одна другую… Появляются и исчезают учения, течения, идеологии…, а Он и Его Церковь стоит, живет, спасает, благовествует. Ее не поколебали века, не расстреляли пули, не закололи штыки… Ее не сломили концлагеря, пытки, ссылки… Церковь жива потому, что Он – в ней, а Он – Жизнь.

Он именуется по-разному: Слово, Слово Жизни, Хлеб Жизни, Жизнь, Путь, Истина, Свет … Спаситель, Мессия, Божия Сила, Божия Премудрость, Сын Божий…

Но сколько бы именований ни было, все они говорят об одном, о Котором Сам Бог сказал «гласом с небес глаголющим: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3.17).

Имя Ему Иисус. Бог, ставший человеком, чтобы человека сделать богом! Обожить! И это событие, Боговоплощение, однажды свершившееся, совершается и доныне. Совершается в том, кто хочет стать причастником Вечности и Любви. Кто, соединившись со Христом, соединившись реально, хочет «изобразить» (Гал.4.19) в себе Бога Живого и иметь во Христе Жизнь Вечную..

К сожалению, мы так мало знаем об этом. Почти никогда не задумываемся о Нем. Часто обманываем себя, что имеем Бога в душе…Пытаемся искать Бога там, где Его никогда не было…Пытаемся узнать о Боге из литературы, которая от Него далека.

А ведь между нами и Богом должно быть единение. Должен быть Завет, союз. Союз основанный не на каких-либо договорах, не на каких-то взаимных условиях… Этот союз не сделка.

Основой этого союза является Любовь. И только Любовь! И скреплен он Любовью. И живет он Любовью. Любовью высочайшей. Высочайшей Любовью Отца и детей. Любовью Вечной, потому что этот союз вечен.

Чтобы возник этот союз между Богом и человеком, необходимо, чтобы, с одной стороны, Сам Бог открыл Себя человеку, явил ему Свои свойства, действия и Свою волю и предложил ему Свою Любовь. С другой стороны, человек должен встретить Бога, воспринять Его Откровение и, на Любовь Божию отвечая любовью, любовью же поставить себя в должное соответствие с волей Божией, отдаться премудрому и всеблагому водительству руки Господней.

Результатом же этого союза должна быть для человека Вечная Жизнь в Любви, Блаженстве и Святости. Все то, что мы называем спасением…

Послесловие

В начале книги, в главе «Важное», было сказано, как важно человеку из всех вопросов, которые нам жизнь преподносит, выбрать наиболее важные. А наиболее важными вопросами есть те, от которых зависит сама наша жизнь и жизни других людей.

Было сказано и о том, как важно получить на эти вопросы правильный ответ. А его можно получить только тогда, когда правильно поставишь вопрос. Правильно поставленный вопрос и правильный на него ответ, говорят еще и о том, что человек правильно мыслит. Говоря о правильном мышлении, применительно к религиозным вопросам, мы часто не подозреваем, что говорим о мышлении ортодоксальном.

Ортодоксальность часто путают с ярым консерватизмом. Однако, ортодоксальность и консерватизм – это совсем не одно и то же.

Так, консервативный – это враждебный всяким нововведениям, отстаивающий неизменность чего-то. А ортодоксальный – это неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения или мировоззрения.

Само слово «Православие» является точным переводом греческого слова «ортодоксия», первая часть которого «орто» означает «правильное», а вторая – «доксия» имеет два значения: «суждение» и «слава». Поэтому слово «ортодоксия» можно перевести как «правомыслие», то есть правильно мыслить, и как «православие», то есть правильно славить Бога. Восточная Христианская Церковь предпочла для своего наименования второй перевод – Православие.

Первый же перевод Церковь присваивает людям, кто свои размышления о смысле жизни, о Боге и спасении соотносит с Тем, Кто имеет всю полноту бытия и является источником Истины – то есть соотносит с Богом и Его Святым Словом Жизни. Поэтому эти люди и называются Православными христианами.

Сама Церковь, состоящая из живых камней – Православных христиан, неуклонно придерживается учения Откровения, учения Истины, данного Самим Богом, Который Сам ортодоксален, потому что в Нем «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1. 17).

И, действительно, какая может быть перемена у Того, Кто имеет всю полноту бытия? Никакой.

Ортодоксальна Церковь, «которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 22, 23 ) и в любви, поскольку «Бог есть Любовь» (1Ин. 4. 16). Да и Любовь в веках остается той же (1Кор. 13. 8). Любовь, сама по себе, тоже ортодоксальна.

Слово «ортодоксия» встречалось у христианских писателей еще во II веке, в самом начале становления христианской Церкви. Называя себя православными, ортодоксальными, христиане подчеркивали правильность и неизменность своей спасительной веры, точное соблюдение учения Христа и апостольских традиций, единства верующих.

Восточная (Византийская, греческая) Церковь даже после нарушения этого церковного единства продолжает следовать первоначальной, раннехристианской, пришедшей от святых Апостолов традиции, прочно закрепив за собой название «ортодоксия» или «Православие».

В задачу настоящей работы и входило то, чтобы показать неизменность следования Православной Церкви Христу и тому Божественному Откровению, которое Он принес в мир. Хотя написанное выше является лишь мельчайшей каплей в безбрежном океане того, что создало Православие. Создало, практически, во всех отраслях человеческой деятельности. И не только деятельности.

Ведь через призму Божественного Откровения Истины и Любви, Церковь, состоящая из живых камней, дает духовную оценку всему происходящему в мире. Потому что «духовный судит о всем… ибо кто познал ум Господень, чтобы судить Его? А мы имеем ум Христов» (1Кор. 2. 15, 16). Церковь дает духовную оценку всему…

Можно много писать и говорить о Христе и о том, как Им живет Православие. Но, как писал Апостол Иоанн Богослов, «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21. 25).

Однако, говоря о Православии нужно сказать, очевидно, об исторической роли Православия на нашей земле. А на нашей земле Православие сформировало целый народ, наш народ, сделав его народом Богоносцем, для которого целое тысячелетие вера была не просто словом или убеждением, вера осмысливалась как жизнь (!), Жизнь с Богом и жизнь в Боге. Церковь же была составной частью, стержнем, той жизни, которой человек принадлежал.

Православие является культурообразующей религией на нашей Русской земле с 988 года. Это означает, что Православие есть духовно-нравственный стержень общества, сформировавший мировоззрение, характер, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы.

Сформированный Церковью, живущий верой, имея Бога в своем сердце, наш народ, народ Богоносец, воспринимал свою жизнь как религиозный долг, как всеобщее совместное, Литургическое, служение евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.

Свидетельством этому является целый сонм святых в земле Русской просиявших. Это те люди, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа создавалось все, чем мы теперь живем, чьими молитвами и теперь дает Господь Свою милость и благословение всем с верою и любовью притекающим к их небесному предстательству.

Православная христианская вера питала образами, идеалами, идеями и творческую сферу: искусство, литературу, философию, используя религиозные понятия и символы и опираясь на православные ценности.

Православная Церковь объединяла народ в будни и праздники, в годы испытаний, лишений, скорби, в годы великих созиданий и духовного возрождения.

Имея в течение тысячи лет основанием и корнем Православие, наш народ сумел выстоять и выжить в тяжелейших испытаниях. Мы, живущие сейчас, даже не задумываемся, что живем благодаря самоотверженному духовному подвигу наших Православных предков, для нас сберегавших духовное наследие Православия.

Знание Бога всегда предполагает и историческую преемственную связь. Без корня не бывает ствола, без ствола – веток, без веток – листьев. Без этой преемственной связи многое в нашей истории теряет смысл. Например, какой смысл, какую цену, будут иметь жертвы и страдания, самоотверженный подвиг отцов, дедов и прадедов, которые тысячелетие, начиная от великого князя Владимира, создавали и отстаивали духовную самобытность нашего народа? Самобытность, основанную на Православии! Самобытность, политую их кровью. Не нашей, а их кровью. Кровью наших православных отцов, дедов и прадедов…

Это Православная Церковь, а не католические прелаты, ни мусульманские муллы, ни иудейские раввины, ни кришнаиты, ни буддисты… тысячелетие формировала несгибаемый дух нашего народа, который позволил выстоять и выжить в тяжелейших испытаниях.

Наша история просто не знает примеров, когда бы протестантский пастор, или иудейский раввин, или мусульманский мулла, или кришнаит… отстаивали бы духовно-нравственные идеалы нашего народа. Но наша Православная история изобилует другими примерами, когда православные русские люди, вдохновленные Православной Церковью, спасали народы разных национальностей, христианские и нехристианские, от их полного уничтожения. Сказанное не в обиду другим религиям или исповеданиям. Сказанное есть исторический факт.

Это раскрывает Православие еще с одной стороны. Православие всегда патриотично. Причем православный патриотизм связан вовсе не с национальностью или территорией. Православный патриотизм связан, прежде всего, с мессианским предназначением нашего народа, где под мессианством подразумевается следующее.

Древняя Русь до принятия христианства князем Владимиром, фактически, не имела ни развитого религиозного опыта, ни основанного на нем богословия, ни порожденной им философии. То есть, Русь не имела своего богословского и философского «Я». Она представляла чистый лист бумаги, на котором было написано утвержденное Соборами и святоотеческой традицией истинное христианское учение. Эта чистота и привела к тому, что наше православное государство долгое время смогло развиваться без религиозных потрясений. Этот фундамент позволил сохранить Православное учение в чистоте и до наших дней.

Отсюда и патриотизм нашего народа обусловлен не национальной принадлежностью, а мессианским значением по сохранению в полноте и чистоте Православной веры ради всех, кто имеет наследовать спасение. Это патриотизм веры и спасительного Христова учения. Как пример, русско-турецкая война, которая воспринималась как патриотический долг по освобождению братских православных народов Болгарии и Сербии от турецкого ига. Можно указать также, что в борьбе греков за независимость участвовало много русских добровольцев, воспринимавших эту борьбу как исполнение патриотического долга.

И слово «русский» всегда употреблялось и понималось не как указание на национальную принадлежность, но соответствовало слову и понятию «православный». Так и патриотичность следует понимать не в национальном ракурсе, но как любовь к Отечеству, дающему, охраняющему и возгревающему спасительную Православную веру, где Закон Божий положен в основу человеческого общежития.

Православный патриотизм не имеет ничего общего с национализмом. Православный патриот любит свою Родину, а националист ненавидит тех, кто не его нации. В этом большая, принципиальная, разница. И Православная Церковь всегда стоит в основании патриотизма.

Историческая преемственная связь неразрывно связана еще с одной преемственностью, с преемственностью Апостольской , с преемственной передачей Святого Божьего Духа. Этим-то Духом и живет Православная Церковь целое тысячелетие. Этим-то Духом и сохраняются в Церкви Святые Дары Плоти и Крови Иисуса Христа. Этим-то Духом и были исполнены те, кто жил до нас, передав и нам духовную благодать в неоценимое наследие. Этой благодатью и сейчас стоит Церковь, оставаясь такой же ортодоксальной, как и вначале.

Каждая религия считает тех, кто отошел от ее исповедания, предателями своей веры. Православие же не так. Ведь в Православии реально Плотью и Кровью присутствует Сам Христос. Поэтому любой отход от Православия воспринимается евангельски. А Евангелие нам повествует: «Встав от молитвы, Он (Иисус) пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22. 45-48). Отошедший от Православия не веру предает, а Христа.

В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остается культурообразующей и традиционной для нашего народа, так как традиции православной религии сохранялись на протяжении всей ее истории и отразились на всех сферах нашего бытия. И то, что несмотря на жесточайшие гонения и трудности, многоразличные беды и скорби, Православная Церковь живет и благовествует – это истинное Торжество Православия, потому что истинная вера и Дух Христов уничтожены быть не могут! Это Торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает миру жизнь и чего не могут отнять никакие внешние беды и никакие враги – это Торжество Божественной Любви к миру и вечная жизнь мира в этой Любви и этой Любовью, которая есть Господь наш Иисус Христос!

Вывод из прочитанного

Православная Церковь, подчеркивая правильность и неизменность спасительной веры полученной от Христа, точного соблюдения учения Христа и апостольских традиций, названа ортодоксальной. Православие на нашей земле сохранено неповрежденным в своей первоначальной апостольской чистоте. Православие на протяжении тысячелетия было основным духовным стержнем нашего народа. Православие есть источник и основание всей многовековой культуры нашего народа, являясь религией культурообразующей. Православие сохраняет историческую преемственную связь поколений, основанием которой есть Апостольская преемственность передачи Святого Божьего Духа. Православие всегда патриотично. Православный патриотизм связан не с национальностью и не с территорией, но с мессианским предназначением нашего народа, сохраняющего неповрежденной Православную веру. Отошедший от Православия предает не веру, а Христа. Православие вечно, потому что истинная вера и Дух Христов уничтожены быть не могут!

Словарь христианских терминов

Мессианизм – отпечатленное в национальном самосознании убеждение в особом преимуществе данного народа, как избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества, избранного для общего блага других народов. Мессианизм выражается в учении, предполагающем понятие истории, как целесообразного процесса, осуществляющего некую общую задачу, в исполнении которой должен первенствовать данный народ.

Иуда Предатель – он же Иуда Искариот, т. е. муж из города Кариота, находящегося в Иудее в Иудовом колене (развалины его к югу от Хеврона). Иуда единственный из Двенадцати Апостолов не из Галилеи, а из Иудеи. Он носил также название «Симонов», обозначающее, что он сын Симона. Иуда был избран, как и прочие Апостолы, Самим Господом и, подобно им, проповедовал, исцелял болезни, изгонял бесов, был казначеем Христовой общины, имея ковчежец и собирая в него добровольные пожертвования. Предал Господа Иисуса Христа за тридцать серебряных монет. Закончил жизнь самоубийством из-за нестерпимых мучений совести.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.