Где находится синагога. Описание синагоги

Иудаизм считается одной из самых древних религий на земном шаре. Однако несмотря на это, он хранит в себе множество секретов, так как во многих моментах кардинально отличается от других религиозных культов. Именно эта непохожесть и противопоставляет иудаизм остальным культам. Стоит отметить, что еврейская религия имеет не только глубокие корни, но и служит объединению людей между собой. Если учесть, что долгое время евреи не имели своей страны, тем более удивительным представляется тот факт, что народу удалось сохранить свою самобытность и традиции. И не последнюю роль в этом сыграл именно иудаизм, изучением основ которого занимались все члены общины с самого раннего возраста. Уже многие тысячелетия этот процесс происходит в синагоге. По поводу данного комплекса непосвященные люди часто ведут споры, сравнивая его с храмами и мечетями. Но провести параллель между этими сооружениями достаточно сложно, ведь они не имеют практически ничего общего. Если вы хотите узнать, что такое синагога, то мы с удовольствием расскажем вам об этом, рассмотрев данную тему со всех сторон.

Синагога: характеристика

Что такое синагога? Если вы спросите об этом любого еврея, то он вряд ли сможет ответить вам однозначно. В этом и заключается главная разница между церковью и синагогой, которую практически невозможно охарактеризовать одним словом.

Сам термин «синагога» имеет греческие корни и в точном переводе означает «собрание». На иврите существует схожее по смыслу слово, которое можно перевести как «дом собраний».

Исходя из перечисленных определений можно более точно охарактеризовать, что такое синагога. В общем смысле данное сооружение является центром еврейской культуры и религии, куда люди приходят не только для богослужений, но и для общения с членами общины и решения спорных частных вопросов.

Если вам удастся поговорить на тему синагоги с самими евреями, то они обязательно уточнят, что это - вовсе не храм, к походу в который необходимо особенно готовиться. Еврейская религия рассматривает синагогу как дом, где можно встретить молящихся, спорящих, учащихся и просто отдыхающих людей. Под одной крышей находится настоящий культурный центр, объединяющий всех представителей одного народа, живущих поблизости.

Подобное отношение к синагоге сформировалось еще в глубокой древности и сохранялось на протяжении веков.

История возникновения

Ученые с легкостью могут рассказать о том, что такое синагога, но теряются в определении даты ее возникновения. Согласно общепризнанной теории, первые подобные строения евреи начали возводить только тогда, когда их изгнали из Вавилона. Однако документальных подтверждений этих данных до сих пор не найдено.

Многие историки утверждают, что именно разрушение Первого Иерусалимского храма и потеря своей родины сподвигли этот народ на строительство мест для коллективной молитвы.

Обыватели часто называют синагогу «еврейской церковью», не понимая, что даже само первоначальное назначение данного сооружения было далеко от церковных канонов, принятых в христианстве и иных культах.

Примечательно, что иудаизм не предполагает и не регламентирует возведение особых зданий для молитвы. Единственным местом, имеющим для евреев религиозное значение, был Иерусалимский храм. Здесь совершалось множество обрядов и проводились богослужения. Согласно правилам, нигде больше не могло быть сооружения, совмещающего в себе подобные функции.

Но потеря своей страны и страх растерять на чужбине традиции и обычаи предков вынудили евреев собираться для совместных молитв, чтений Торы и решения важных вопросов общины. Первоначально это делалось в домах, где жили сами евреи. Впоследствии для этого было решено строить специальные здания. Именно они и стали первыми синагогами, где положено было собираться всем евреям по священным праздникам, записанным в Торе.

Особенности синагог

Еще одной причиной возникновения подобных мест для общения была привязанность евреев к коллективным молитвам. Каждый из них свято придерживался традиций предков, по которым считалось, что молитва нескольких людей всегда будет сильнее и быстрее достигнет ушей Бога. Поэтому и наблюдалась такая сильная потребность в совместных сборах.

Коллективной молитва может считаться только тогда, когда на нее собирается не менее десяти мужчин. Это количество называется «миньян» и собирать его можно где угодно. Однако именно в синагоге сделать это гораздо проще, ведь сюда приходит вся община.

Примечательно, что согласно нормативной части иудаизма, в синагогу изначально было запрещено пускать женщин. Им предполагалось молиться в стенах своего дома вместе с детьми. Со временем для них стали сооружать навесы во дворе синагоги, а спустя столетия и отдельные залы. Поэтому сегодня мужчины и женщины молятся отдельно, также распространено и раздельное обучение мальчиков и девочек. Правда, проходят уроки в одном помещении, но рассажены дети по разным партам.

Требования к строительству синагоги

«Еврейская церковь» может быть устроена абсолютно в любом доме. Это не возбраняется правилами. Тем более, что ни в одном из документов не существует регламента, определяющего архитектурный стиль синагоги. При строительстве евреи должны соблюсти всего лишь несколько простых требований, о которых мы сейчас и расскажем.

Согласно правилам, у синагоги одна стена в обязательном порядке должна быть обращена к Иерусалиму. Здание обычно имеет простую прямоугольную форму без куполов и башней. Издревле синагогу было принято возводить на самом высоком месте в населенном пункте. Однако это условие выполнить на чужбине было крайне сложно, поэтому евреям приходилось применять различные хитрости. К примеру, синагоги строились на холмах, а при отсутствии оных строители закрепляли на крыше тонкий шест. Таким образом они выполняли предписание и не раздражали местных жителей.

В здании должны присутствовать окна. Очень важным для евреев считается видеть небо во время молитвы или изучения Торы.

Также к требованиям можно отнести и обязательное наличие вестибюля. Он мог иметь любые размеры, но его главная функция заключалась в своеобразной фильтрации мыслей. В этом месте человек оставлял все суетное и заходил в главный зал уже, наполненный божественной благодатью.

Устройство синагоги

Большая часть пространства в еврейской синагоге отдавалась пришедшим. Для них устанавливались стулья, на которых можно было свободно садиться в зависимости от желания.

При входе в здание располагался обязательный умывальник, в нем евреи обмывали руки и ноги. Эта традиция пришла с самых древних времен и сохранилась до наших дней. Имейте в виду, что перед тем как взять в руки Тору, необходимо тоже вымыть руки.

Главным местом в любой синагоге считается арон акодеш. Этим словом принято называть шкаф, в котором хранится самое драгоценное для любого еврея - свитки Торы. Его всегда держат закрытым и только в особые праздники во время молитвы дверцы могут приоткрыть.

Над арон акодешем горит светильник, символизирующий свет Иерусалимского храма. В центре зала для молитвы сооружено возвышение, на котором располагается свиток во время богослужения.

Несколько слов о священстве в иудаизме

Удивительным является тот факт, что у евреев вовсе отсутствует такое понятие, как «священство». Богослужения ведут люди, которые не имеют специального образования, и выбираются на свои посты из наиболее почитаемых и уважаемых членов общины.

Самым главным человеком считался начальник синагоги, он же управлял советом старейшин и принимал решения по важным для всей общины вопросам. Также существовала должность смотрителя. Он следил за порядком, отвечал за уборку помещения и сохранность, хранящихся в нем ценностей.

Основные функции синагоги

Значение этого сооружения в жизни простого еврея сложно переоценить, так как оно имеет очень широкий функционал. Изначально синагоги были призваны объединять народ и сохранять в нем общий дух.

Естественно, что собравшиеся не просто общались, а еще и молились. Таким образом они придерживались правил и поддерживали связь со своими предками, традициями и разрушенным когда-то Храмом.

Со временем при синагогах стали открывать школы для детей. Обычно образование делилось на две ступени:

  • начальное;
  • среднее.

Очень важной частью синагоги является библиотека. Книгами из нее может пользоваться каждый, а приобрести их - это огромная честь для каждого члена общины.

При необходимости именно в синагоге проводятся судебные слушания. Чаще всего они носят религиозный характер, но таким же образом могут решаться и мирские вопросы.

Все праздники общины проводятся в здании синагоги. Сюда приходят, чтобы отметить свадьбу, совершеннолетие и иные важные для евреев даты. Их принято праздновать не только в кругу семьи, но и с друзьями, старейшинами и другими членами общины. Таким образом все ощущают себя единым целым, а синагогу воспринимают как родной дом, куда всегда хочется заглянуть на огонек.

Служба в синагоге: особенности

Многие обряды, принятые в синагоге, перешли из тех форм, которые были приняты в Иерусалимском храме. Поэтому во время богослужения в особом порядке читается Тора, изучаются ее законы и разбираются различные тексты, признанные каноническими.

Стоит отметить, что на заре появления синагог, здесь проводились жертвоприношения. Среди евреев считалось правильным приносить в жертву животных и это являлось частью служения Богу. Но со временем эта традиция исчезла и сейчас в синагоге даже не предусмотрены алтари.

Примечательно, что абсолютно любая община имеет право построить свою синагогу. При этом служба в ней может регулироваться не общими, а своими правилами.

Московская хоральная синагога: описание

Здания для проведения молебна и сборов евреев существовали по всему миру. В каждом городе они имели свои особенности и архитектуру, но до наших дней многие из них не сохранились. Чего нельзя сказать о Большой хоральной синагоге. Конечно, она не единожды перестраивалась и закрывалась, но все же выстояла и пережила царские времена, революцию, советскую власть и новые смутные годы. Поэтому данное сооружение по праву называют старейшей синагогой в Москве.

Сегодня здесь собираются все евреи столицы и близлежащих районов, а службу ведет главный раввин России. Само здание со стройными колоннами и куполом настолько выделяется на фоне окружающих строений, что не может не вызывать любопытство, интерес и восхищение. Однако когда-то это сослужило синагоге в Москве плохую службу, ведь ее нередко путали с православным храмом. Это и привело в свое время к ее закрытию.

Интересно, что Большая хоральная синагога получила свое название благодаря тому, что во время богослужения здесь пел целый хор. Это было огромной редкостью не только на территории Российской империи, но и для мировой практики. Дело в том, что по еврейским традициям службу обычно сопровождал единственный главный певец. В синагоге его называли «кантор» и очень ценили.

Краткая история старейшей московской синагоги

То, что евреи всегда находились в авангарде истории, известно давно. В лучшие времена они оказывались на гребне, а вот в худшие - в полной мере ощущали на себе весь гнев социума, в котором существовали.

Можно сказать, что история Хоральной синагоги служит ярким подтверждением сказанного выше. Своим появлением она обязана Александру II, который постепенно впустил в город евреев из предназначенного для них гетто.

Первыми в Москву попали потомственные купцы, снабжавшие столицу деньгами. А за ними потянулись ученые, профессора университетов и другие таланты, которые могли оказаться полезными империи.

В итоге в столице оказалось большое количество евреев, не имеющих места для сбора. Поэтому самые влиятельные члены общины обратились с просьбами о возможном строительства синагоги. После долгих раздумий им было разрешено выкупить по завышенной цене проблемный кусок земли в Спасоглинищевском переулке.

Первый проект синагоги был заказан молодому австрийскому архитектору, который придумал крайне простое здание, напоминающее по многим параметрам больницу или социальный приют. Однако проект так и не удалось реализовать. Его приостановила смерть императора и волнения в стране.

Второй проект синагоги оказался более претензионным. Он предполагал массу барельефов, колонн и даже купола. Этот вариант был принят членами общины с огромным восторгом и первый камень в основание сооружения был заложен в восемьдесят седьмом году девятнадцатого века. Через четыре года синагога открыла свои двери всем желающим.

Однако в этот же год в Москве начались гонения на евреев. Часть из них была выслана за пределы города без права возвращения, а другая - отправилась вслед за своими родными и близкими добровольно. Все это существенно уменьшило еврейскую общину, а чуть позже правительством города было вынесено предписание о реконструкции синагоги. На ней разобрали купол и сняли несколько барельефов. Но это было всего лишь началом трагических событий в истории этого красивого сооружения.

Через год евреям повелели закрыть синагогу или переквалифицировать ее в любое благотворительное заведение. В случае непослушания здание должно было быть конфисковано в пользу города. Общине пришлось разместить в стенах синагоги ремесленное училище, которое просуществовало всего лишь три года. Его тоже приказали закрыть, а в здании обосновался еврейский приют. Его судьба также оказалась печальной - через два года пришло распоряжение о закрытии благотворительного учреждения.

В последующие годы синагогу практически разрушили, а тысячи евреев покинули Москву из-за погромов и угроз. После революции здание передавали от одного ведомства к другому и лишь в начале двухтысячных годов евреям удалось вернуть себе свою собственность. Строение прошло несколько этапов реконструкции пока не приобрело прежний вид. Его украсило несколько новых скульптурных композиций и барельефов. На сегодняшний день синагога признана не только объектом исторической ценности, но и одним из красивейших зданий, украшающих облик столицы.

Каждая вера и религия имеет свои особые термины, понятия, обряды. И человеку незнающему во всем этом порой бывает тяжело разобраться. В данной статье хочется остановиться именно на иудаизме и попробовать разъяснить, что такое синагога.

В первую очередь нужно разобраться в самом понятии. В переводе с греческого языка синагога — это собрание. Однако на иврите данное слово звучит как «бейт-кнесет», что буквально переводится как «дом собрания». Интересным окажется тот факт, что в Талмуде (священном писании иудеев) всего лишь один раз встречается название синагоги как «бейт тфила», что означает «дом молитвы». Это говорит о том, что для иудеев синагога — это нечто большее, нежели молитвенный дом.


Немного истории

Итак, разобравшись и поняв, что синагога — это церковь иудеев, стоит немножко заглянуть в историю ее возникновения. Что касается временного периода, точно сказать, когда же они начали появляться, никто не сможет, данных об этом не сохранилось. Однако есть мнение, что первые синагоги начали появляться в то время, когда был разрушен Первый храм и иудеев угнали в плен в Вавилон (6 век до нашей эры). Они поначалу собирались в домах для совместного изучения Торы и несколько позже стали строить отдельные здания для молитв и собраний. После возвращения на Родину был возведен Второй храм, но в это время верующие также начали строить синагоги по всей территории своей страны. После того как римлянами был разгромен и Второй храм, синагоги сделались для евреев настоящим убежищем — часто не только в психологическом значении слова, но и в буквально. Это были места, где люди могли спрятаться от опасности.

Основное значение

Итак, синагога — это место, где иудеи могут собираться для того, чтобы помолиться, изучать Тору, общаться. Стоит сказать о том, что она имеет также и особые функции.

  1. Место молитвы. Конечно же, синагога — это первое место, где верующие могут обратиться к Богу с молитвой. Интересным окажется тот факт, что для иудеев огромное значение имеет не одиночная, а общественная молитва, для чего прекрасно подходит данное здание.
  2. Изучение Священного Писания. В синагогах также принято изучать Тору. Для этого существуют специальные школы, которые могут находиться либо рядом, либо в этом же здании. Не удивительно, что при этом бейт-мидраш (дом учения) тесно связывают с бейт-кнесет (синагогой). В данных школах ежедневно дети и подростки изучают Тору, по выходным дням тут могут проводиться различные лекции и учения для взрослых.
  3. Библиотека. Также в синагогах обязательно есть зал, где собраны различные книги религиозной направленности. Их можно читать как в самом храме, так и брать на дом (предупреждая об этом шамеса — служку синагоги).
  4. Общественная жизнь. Помимо всего, синагога — это место, где для различных торжеств и гуляний могут собираться члены общины. Так, в стенах данного храма могут проводиться как коллективные, так и личные гулянья. Могут праздновать обрезание, выкуп младенца, бар-мицву и т. д. Нередко в синагогах заседает раввинский суд, бейт-дина. Раньше при храмах также были комнаты для гостей, где могли без проблем остановиться путешествующие евреи, также могли быть небольшие конюшни для пары-тройки лошадей.

Архитектура

Стоит сказать о том, что нет никаких особых правил для того, как должна выглядеть еврейская синагога. Она может быть пышно отстроенной, а может быть всего лишь комнатой. Однако обязательно в ней должны быть окна. В Талмуде сказано, что нельзя молиться в помещении, из которого не видно небо. Также желательно, чтобы при входе был вестибюль, где человек может оставить все свои мирские помыслы и терзания. Интересным окажется тот факт, что все синагоги обращены к Иерусалиму, в самом же Иерусалиме — к Храмовой горе. Возводить здания по возможности должны на самой высокой горе в городе, чтобы они могли возвышаться над иными строениями. А так как это было не всегда возможно, на крыше дома молитвы устанавливали шест со звездой, чтобы синагога казалась выше остальных зданий.

Синагога изнутри

Как выглядит изнутри синагога? Фото подсказывают, что тут есть отдельные места для женщин и мужчин (эзрат-нашим — отдельно отведенное место для женщин). Часто представительниц прекрасного пола помещали на балкон, если же такое было невозможно, молитвенную комнату разделяли на две части шторкой или перегородкой, которая называлась «мехица». Это нужно было для того, чтобы мужчин никто и ничто не отвлекало от общения с Богом.

Важнейшим местом в синагоге является Арон а-Кодеш — это особая ниша или шкафчик, прикрытый шторой, где собраны свитки Торы. Туда же обращены лица людей во время молитвы. Стоит сказать и о том, что с одной стороны Арон а-Кодеша находится место раввина, с другой — место для лектора. Также в синагогах обязательно будет нер тамид, светильник или свеча, и бима — место, откуда будет читаться священное писание. Вот, пожалуй, и все нюансы, которые важны для синагоги. В остальном же дома молитвы могут отличаться друг от друга и быть по-своему уникальными.

Должности

Поняв, каково значение слова «синагога» имеет, стоит немного уделить внимание и тем должностям, которые есть при данных домах молитвы. Так, важным окажется тот факт, что каждая община самостоятельно выбирает свое руководство и должностных лиц.

  1. Раввин (рав) — духовный руководитель. Это человек, который отлично знает Тору и перед тем, как занять свой пост, сдает сложнейший экзамен. Сегодня же на раввина налагаются еще и административные обязанности, которые он должен исполнять.
  2. Хазан (или шлиах-цибур — посланник общины) — человек, который ведет общественную молитву и таким образом представляет людей перед Богом. Этот человек также должен быть весьма образован, знать иврит, параллельно он может выполнять и иные функции.
  3. Шамаш — служка, который выполняет множество обязанностей: следит за порядком в доме молитвы, заботится о сохранности имущества, следит за расписанием. Иногда может заменять хазана.
  4. Габай (парнас) — так называемый административный директор общины. Часто их бывает несколько. В основном они занимаются финансовыми вопросами и решают административные проблемы.


Виды синагог

Стоит сказать и о том, что веками сложились две социально-культурные общины, которые ведут несколько различную жизнь — ашкеназы и сефарды. Отличия тут заключаются в особом порядке проведения молитв и устройстве синагог. Большинство современных евреев являются ашкеназами (центральная и северная Европа, южная Африка, Австралия, Америка и т.д.), их дома обустроены больше в европейском стиле, сефарды же любят украшать свои синагоги коврами и иной восточной атрибутикой. Большинство же известных домов молитвы являются ашкеназскими, в том числе и синагога в Санкт-Петербурге.


Ведение службы

Важным является и тот момент, что различия есть и в порядке ведения службы в синагоге. Так, различают ашкеназов хасидов и нехасидов. Интересно то, что хасиды позаимствовали стиль ведения молитвы у сефардов. В остальном же различия практически незаметны и несущественны. Ведь для того, чтобы переделать синагогу из одной в другую, достаточно просто поменять молитвенники. Сами же свитки Торы при этом для всех остаются одними и теми же. К тому же для людей незнающих проведения обрядов и различных торжеств «разными» иудеями покажутся практически идентичными, так как отличия заключатся в самых малых деталях, которые порой бывают просто незаметны.

Что такое синагога?

  1. Синаго#769;га (от греч. #963;#965;#957;#945;#947;#969;#947;#942;, собрание; ивр. #1489;#1461;#1468;#1497;#1514; #1499;#1456;#1468;#1504;#1462;#1505;#1462;#1514;#8206;, бейт кнессет дом собрания) , после разрушения Иерусалимского храма основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения.
  2. СИНАГОГА, еврейский дом молитвы. Название происходит от греческого слова synagoge ("собрание") и соответствует еврейском слову "кнесет". Еврейское название синагоги "бет ха-кнесет" ("дом собрания") или "бет ха-тефилла" ("дом молитвы"). Еврейский дом молитвы называют еще на идиш словом "шул" (от нем. Schule "школа").

    Время возникновения синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения Первого храма (586 до н. э.) . Известно, что многочисленные синагоги существовали в период Второго храма (516 до н. э. 70 н. э.) . Синагога играла важную роль в еврейской жизни. С ранних времен она была как местом собрания и учения, так и молитвы. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей.

    Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть скромное здание или даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное здание в любом архитектурном стиле. Непременные детали интерьера: помост ("альмемар" или "бима") и ковчег со свитками Торы. Другими традиционными деталями интерьера являются вечный огонь, изображение скрижалей завета (оба элемента располагаются над ковчегом) и два светильника. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины молятся отдельно; в некоторых синагогах для женщин предусмотрены отдельные галереи.

    Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает своих должностных лиц: раввина, духовного главу общины, законоучителя и проповедника; хаззана, или кантора, руководящего молитвой; чтеца, читающего свитки библейских книг; и шаммаса, или служку, который присматривает за зданием и выполняет другую разнообразную работу. Должность хаззана первоначально совмещала в себе многие обязанности, но с течением времени они перешли к шаммасу и другому синагогальному персоналу, а за хаззаном осталась только обязанность ежедневного руководства молитвой. По праздникам пение хаззана может сопровождаться мужским хором. Смешанные хоры встречаются только в реформистских или прогрессивных консервативных синагогах. В этих синагогах во время службы используется также орган и другие музыкальные инструменты. См. также ХРАМ; КОВЧЕГ.

    Великое собрание (древнеевр. "ха-Кнесет ха-Гедола"), законодательный орган, существовавший, согласно еврейской традиции в 5-3 вв. до н. э. , в Палестине. Исторические сведения на этот счет весьма скудны, точно неизвестно, как долго функционировал этот орган, а некоторые ученые даже сомневаются в самом его существовании. В Книге Неемии указывается, что он заключил соглашение со старейшинами общины, которые, по-видимому, и вошли в Великое собрание.

    Согласно традиции, члены Великого собрания (в которое входили и многие книжники) считались духовными наследниками пророков. Они часто упоминаются в Талмуде и других еврейских сочинениях, а их имена связаны с установлением некоторых религиозных институтов.

Кому молятся иудеи

Про синагоги

Сегодня мы приглашаем наших читателей на виртуальную экскурсию по синагоге.

СИНАГОГА - НЕ ХРАМ, А ДОМ СОБРАНИЯ

Синагога в переводе с греческого означает «собрание» (на иврите это слово звучит как «бейт кнесет» - «дом собрания»). В отличие от православной церкви и мусульманской мечети, синагога - это не храм, а только помещение для общественной молитвы. В иудаизме Храм - уникальное сооружение на конкретном месте (на Храмовой горе в Иерусалиме), где, согласно вере, с особой силой ощущается Божественное Присутствие. В истории иудаизма Храм заново отстраивали два раза. Первый был разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э., Второй - римлянами в 70 г. н.э., от него до настоящего времени сохранилась Западная стена, или Стена Плача. (Третий Храм, верят иудеи, будет построен, когда придет Мессия.)

Большинство историков придерживаются точки зрения, что первые синагоги возникли после разрушения Первого иудейского Храма. Когда евреев угнали в плен из Иудеи в Вавилонию, задачей иудейских мудрецов было сохранить народ и веру, и потому общественную молитву разрешалось проводить в любом месте, где собирались не менее десяти верующих мужского пола старше 13 лет (миньян). Сначала иудеи молились в жилых домах, потом стали строить специальные здания для молитвы. И по сей день синагогой считается не только отдельное строение, но и даже комната в светском здании, где собирается миньян для молитвы.

Время службы в синагогах совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в древнем иудейском Храме. Богослужения в ортодоксальных синагогах проводятся три раза в день, в праздничные дни читаются дополнительные молитвы. Жертвоприношения в Храме также сопровождались молитвами и благословениями, многие из которых были включены в синагогальную службу.

ИЗ ДОСЬЕ

Общепринятых требований к архитектуре синагог нет. Синагогальное строительство шло в ногу с развитием искусства (в зависимости от страны, где молельный дом сооружали) и испытывало влияние различных стилей - готики, ренессансной и барочной архитектуры, классицизма, постмодернизма. Часто встречалось сочетание нескольких различных стилей.

Синагога в Вормсе (построенная в 1034 году) - одна из старейших средневековых синагог Центральной Европы - прекрасный образец немецко-романского стиля. Ее план стал прототипом всех средневековых синагог Центральной Европы. Романский стиль преобладал в искусстве Западной Европы в X-XII веках. Он содержал различные элементы позднеантичного искусства, искусства Византии. Компактные формы и силуэты гармонировали с окружением. Тяжеловесность и толщина высоких башен и массивных стен подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Поверхности расчленялись фризами и галереями, которые придавали ритм массиву стены, но не нарушали его целостности.

Уникальным архитектурным явлением были польские деревянные синагоги, получившие распространение с середины XVII века. В деревянном синагогальном зодчестве проявились фольклорные мотивы и творческая фантазия строителей. Характерным для этих синагог было добавление «зимней комнаты», которая, как правило, была оштукатурена, чтобы сохранялось тепло. Наиболее старая из известных деревянных синагог - в Ходорове близ Львова (1651).

Здания синагог в разных странах нередко строили в мавританском стиле. Ярким примером этого стиля служат, в частности, синагоги Испании. Важную роль в оформлении таких синагог играют цветок ириса - символ чести - и звезда Давида (шестиугольная).

Синагоги скромно выглядели снаружи и отличались великолепием интерьера. Стены украшались стилизованными надписями - стихами из Торы, которые чередовались с декоративными виньетками. Капители колонн украшались богатой резьбой. В мавританском стиле также построены одна из крупнейших в Европе синагог в Будапеште - с башенками, черными куполами, золотым декором и богатым орнаментом, Новая синагога в Берлине, синагога в Ужгороде, киевская синагога Розенберга и Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1893).

Среди синагог, построенных в стиле постмодернизма, выделяют филадельфийскую «Бет-Шалом» (ее архитектурный объем образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник), синагогу в Страсбурге, Большую синагогу в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, напоминающие внешне звезду Давида, скрижали Завета) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е годы.

Большая синагога в центре Иерусалима построена в 1982 году Александром Фридманом. Она является крупнейшей в Иерусалиме, отличается пышностью интерьера и великолепными цветными витражами. Ее называют «роскошной», «местом для восхищенных туристов».

Центральной синагоге России - Московской Хоральной - в июне этого года исполнилось ровно сто лет.

СВЯЩЕННАЯ АТРИБУТИКА

Генеральный директор Большой (главной) Иерусалимской синагоги, рав Джордж Финкельштейн рассказал в эксклюзивном интервью еженедельнику «Интерфакс ВРЕМЯ», что во внутреннем устройстве любой синагоги вне зависимости от стиля или течения в иудаизме неизменны несколько атрибутов. Один из основных - арон hа-кодеш, или ковчег Завета, - шкаф с рукописными свитками Торы, занавешенный покрывалом. Арон hа-кодеш, подчеркнул раввин, помещают у восточной стены, по направлению к Иерусалиму, туда, где раньше был Храм (и молиться у иудеев принято, обратившись лицом к Иерусалиму). Если же синагога находится в Иерусалиме, шкаф со свитками Торы ориентирован в сторону Храмовой горы. Арон hа-кодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или во время определенных молитв. Перед арон hа-кодеш (или выше него) постоянно горит свет - нер-тамид, символически напоминая светильник в Храме.

Свитки Торы, хранящиеся в ковчеге Завета, - самые священные предметы в синагоге. Пятикнижие Моисеево записывается вертикальными колонками на пергаменте. В каждом свитке Торы - 250 колонок. Длина среднего свитка - примерно 60 метров. Концы свитка прикреплены к деревянным планкам, необходимым, чтобы сворачивать свиток до того места, где следует читать. Написание и починка свитков осуществляются квалифицированным писцом. Написание одного свитка требует примерно 1 тыс. часов работы.

Еще один обязательный атрибут всех синагог - бима - стол (или тумба), на котором разворачивают при чтении свиток Торы. Бима в большинстве синагог располагается в центре зала и на возвышении (в некоторых синагогах до него нужно подниматься по ступенькам). Также в любой синагоге есть стулья или скамьи для молящихся и шкафы для молитвенников и священных книг. В средневековых синагогах Восточной Европы столы и скамьи для молящихся, как правило, располагались вокруг бимы. Наиболее почетными считались места возле восточной стены. В XIX-XX вв. под влиянием просвещения биму и арон hа-кодеш строили близко друг от друга, образуя нечто вроде алтарного пространства в церкви, а скамьи выстраивали в одном направлении, превращая зал для молитвы в подобие театра.

Во многих синагогах в Западной Европе между арон hа-кодеш и бимой ставят пюпитр - амуд, около которого проводит общественную молитву хазан (ведущий) или читаются проповеди.

Стены синагог в зависимости от вкуса и возможностей общины украшают витражами, фресками, резьбой по дереву. По словам директора Большой Иерусалимской синагоги, ограничения касаются только изображений людей - на стенах синагог нельзя вешать портреты и фотографии, даже если на них запечатлены люди великие и достойные. Запрет этот идет из Торы.

Существует также старинный обычай по возможности строить синагоги выше всех строений в городе. Чтобы выполнить это предписание и одновременно не вступать в противоречие с властями или Церковью, зачастую шли на хитрость: располагали синагоги в подвальных помещениях или устанавливали на крыше длинный шест, и здание формально оказывалось самым высоким. В современном Израиле, отметил рав Джордж Финкельштейн, другая проблема: «синагоги строят там, где есть место».

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

По словам рава Джорджа Финкельштейна, любой человек, пусть даже и неиудейского вероисповедания, может зайти в синагогу. Конечно, для экскурсий в большинстве синагог отведены специальные часы, и фотографировать молящихся вам не позволят, но прийти посмотреть, как проходит молитва, вы можете.

Есть несколько требований, которые желательно соблюсти, если вы хотите посетить синагогу.

Перед тем как войти внутрь, необходимо вытереть ноги и следить, чтобы ни на вас, ни на вашей одежде не было грязи.

Ваша одежда также должна быть простой и скромной. В православную церковь или в буддистский храм неприлично заходить в шортах или спортивном костюме - то же правило касается и синагоги. По традиции, не принято, чтобы женщина приходила в синагогу в брюках. При этом к платьям или юбкам тоже особые требования. По законам еврейской скромности, щиколотки и локти у женщины должны быть закрыты. Поэтому, подчеркивают во многих религиозных общинах, уж лучше прийти в синагогу в брюках, нежели в мини-юбке или платье с декольте. По иудейской традиции, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор.

Мужчинам (старше 13 лет) находиться в синагоге можно только с покрытой головой. По традиции, это кипа - маленькая шапочка, но подойдет и любой другой головной убор. В большинстве синагог кипу во временное пользование выдают на входе.

В синагоге запрещено громко разговаривать, входить с едой, заключать денежные сделки (за исключением благотворительности), сплетничать. Кроме того, запрещено превращать синагогу в церковь, мечеть или храм другой конфессии или молиться там в соответствии с канонами другой религии. Если вы - человек иного вероисповедания, то вправе лишь посмотреть, как молятся иудеи, а не молиться самому. (Исключение делается лишь для тех, кто хочет принять иудейскую веру.)

По иудейской ортодоксальной традиции, мужчины и женщины молятся отдельно, поскольку молитва, пояснил рав Джордж Финкельштейн, должна происходить не в семье, а наедине с Всевышним. Женское отделение (эзрат нашим) в ортодоксальных синагогах чаще всего располагается на втором этаже, на галерее, либо женщины молятся в одном зале с мужчинами, но за перегородкой. В консервативных и реформистских синагогах перегородки нет, мужчины и женщины сидят вместе или по разные стороны прохода. (Консерватизм и реформизм - течения в иудаизме, возникшие в XIX веке на фоне просвещения и эмансипации. В основе их идеологий - религиозные постулаты могут меняться в соответствии с окружающим миром, и потому женщинам разрешают молиться вместе с мужчинами и даже становиться раввинами.)

КСТАТИ

С древности функции синагоги не ограничивались только молитвой. Как и в других конфессиях, раньше иудеи получали только религиозное образование, и первые школы открывались при синагогах. Одна из основных заповедей иудаизма - учить Тору, поэтому школы посещали даже дети из самых бедных семей, и, кроме того, синагоги были центром религиозного образования для юношей и взрослых мужчин. (Подобные образовательные центры для детей и взрослых существуют и сегодня при многих синагогах.)

Кроме того, в синагогах отмечали различные религиозные праздники и обряды, например обрезание, бар-мицва (совершеннолетие мальчиков), хупа (свадебный обряд). Даже во времена советской власти, когда посещение синагоги грозило большими неприятностями, евреи все равно туда ходили - покупали мацу на Пасху, собирались на праздники, знакомились, справляли свадьбы, делали обрезание новорожденным.

Также синагоги были для древних иудеев центром не только религиозной, но и светской жизни. Там заседал местный раввинский суд (бейт-дин), который разбирал тяжбы, там совершались коммерческие сделки. Правление синагоги ведало благотворительными фондами, давало ссуды, устраивало на ночлег приезжих. И, несмотря на то, что сегодня светская и религиозная жизнь верующих разделена, ортодоксальные иудеи нередко (с семейными, деловыми, финансовыми проблемами) обращаются за советом и помощью в синагогу. В современных синагогах есть обычно помещения для учебных занятий, клубы «по интересам» для людей различных возрастов (молодежные, для пенсионеров).

    Источник http://www.ifvremya.ru/cgi-bin/res.pl?FIL=work/arc/2006/1206/3_20061206.txt&query=иудаизм&stype=AND

СИНАГО́ГА (по-гречески синагоге́ - `собрание`; на иврите בֵּית כְּנֶסֶת , бет-кнесет , `дом собрания`), после разрушения Храма - основной институт религии еврейской (см. также Иудаизм), помещение, служащее местом общественного отправления культа и центром религиозной жизни общины.

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма как организованной религии, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного отправления культа.

Хотя синагога не обладает такой же степенью святости, как Храм, законоучители приписывают ей святость по образцу Храма. В соответствии с этим Шулхан арух (ОХ. 151) возбраняет определенные поступки в синагоге - фривольное поведение, еду, питье, сплетни, сон, денежные сделки (за исключением благотворительности и выкупа пленных), восхваление какого-либо человека (за исключением выдающихся членов общины) и т. п.; возбраняется укрываться в синагоге от дурной погоды; в синагогу можно вбежать, однако покидать ее следует так, чтобы не создалось впечатление, что человек торопится уйти (Бр. 6б); в синагогу следует приходить в чистой одежде. Верхние этажи синагоги должны использоваться таким образом, чтобы не нарушать святости здания. Даже когда здание синагоги превратилось в развалины, место нельзя использовать для низменных целей, например, для коммерческих сделок.

Нет упоминания о синагогах и их разрушении во время Антиоха Эпифана , что, возможно, объясняется тем, что внимание книг Маккавеев сконцентрировано на Иерусалимском храме. Тем не менее, упоминаются публичные чтения свитка Торы (I Макк. 3:48) и пение псалмов (там же, 4:24). В ходе раскопок были обнаружены руины синагог в двух крепостях царя Ирода Великого - в Масаде и в Геродионе .

Естественно, что в диаспоре существовала необходимость в местных учреждениях для отправления культа. В 1902 г. в Египте археологи обнаружили в Шедии, примерно в 25 км от Александрии , плиту синагоги с надписью, гласящей, что эта синагога посвящена Птолемею III Эвергету (246–221 гг. до н. э.) и его супруге Беренике. Очевидно, синагога уже была традиционным институтом. К этому же периоду относится постановление, дарующее египетской синагоге право предоставления убежища. В III Макк. 7:2 уже упоминается об основании синагоги в Птолемаиде в правление Птолемея IV (221–204 гг. до н. э.).

В исторических материалах 1 в. н. э. синагога фигурирует как укоренившийся древний институт, стоящий в центре религиозной и общественной жизни еврейского народа, институт, который гармонически сосуществовал с Храмом в Эрец-Исраэль и был единственным культовым центром общин диаспоры. Филон Александрийский сообщает, что многочисленная еврейская община Александрии имела много синагог в разных кварталах города. Талмуд (Сук. 51б; ТИ., Сук.5:1, 55а; Тосеф., Сук. 4:6) сообщает, что Большая синагога Александрии, в которой вместе молились представители разных профессиональных гильдий, была столь велика, что голос хаззана не был слышен во всех концах помещения, так что приходилось символизировать поднятием особых вымпелов, когда прихожанам следовало вступать в молитву. Эта синагога была разрушена при императоре Траяне (правил в 98–117 гг.).

У Иосифа Флавия упоминаются синагоги в Тверии (Жизнь 280), в Доре (Древ. 19:305;) и Кесарии (Война 2:285–9); в Новом завете - в Кфар-Нахуме (Марк 1:21), а в Талмуде - синагоги выходцев из Александрии (Тосеф., Мег. 3:6; ТИ., Мег. 3:1,73г) и Тарса (Мег. 26а) в Иерусалиме. Синагоги тарсийцев существовали также в Лоде и Тверии. Согласно ТИ., Мег. 3:1, ко времени разрушения Второго храма в Иерусалиме насчитывалось 480 синагог (в Кт. 105а говорится, что было 394 синагоги). Существовала синагога на самой Храмовой горе (Сот. 7:7–8; Иома 7:1); в Мишне (Сот. 7:7) приведено детальное описание службы в этой синагоге в Иом-Киппур : «Хаззан синагоги поднимал свиток Торы и передавал его главе синагоги, который передавал его префекту, который передавал его первосвященнику ; первосвященник принимал свиток стоя и стоя читал его» и т. д.

За пределами Эрец-Исраэль, наряду с вышеупомянутыми «Шаф ве-Ятив» в Нех арде‘а и синагог в Египте, Филон Александрийский сообщает о синагогах в Риме . Обнаружены надписи, упоминающие более десятка синагог в этом городе; в 1961 г. в Остии были найдены остатки синагоги 3 в., построенной на развалинах более древней синагоги (1 в. н. э.). Новый завет свидетельствует, что во всех общинах диаспоры существовали синагоги. Павел из Тарса проповедовал во многих синагогах Дамаска (Деян. 9:20, 22) и упоминал о синагогах во всех городах, которые он посетил в Малой Азии (Деян. 13:5,14; 14:1; 15:21; 17:1,10; 18:4,7), в том числе несколько синагог в Саламине на Кипре . В синагогах Кипра проповедовали Варнава Кипрский и Иоанн. Существуют упоминания о древних синагогах на Балканах и островах Эгейского моря, в Сирии и Финикии, в Италии и Сицилии, в Испании, в Галлии, в Паннонии (современная Венгрия) и в Северной Африке. Синагога в Стоби (Югославия) датируется 65 г. н. э., на острове Делос (Греция) - 2 в. до н. э.

С разрушением Второго храма и прекращением культовых жертвоприношений синагога стала главным и единственным центром еврейской религиозной жизни. Многие обычаи и ритуалы, практиковавшиеся в Храме, были сознательно перенесены в синагогальную литургию , в то время как другие - запрещены в синагогах именно потому, что они принадлежали к храмовой службе. Молитва рассматривалась как своего рода замена жертвоприношения, и термин авода , относившийся к жертвенному культу, теперь был приложен к молитве. Синагогальная служба, функции синагог и синагогальные должности почти не претерпели изменений на протяжении 2500 лет существования этого института.

Порядок синагогальной литургии, установленный в первых главах трактата Брахот для ежедневного и субботнего отправления культа и в трактате Мегилла (3:4) для праздников, остался неизменным, и лишь небольшие добавления были сделаны на протяжении последующих веков. Функция синагоги как центра не только отправления культа и учения, но и общинного центра восходит к древности. К единственной в талмудический период постоянной должности в синагоге хаззан х а-кнесет (служитель при [доме] собрания) добавились: профессиональный хаззан (кантор, лицо, ведущее синагогальную службу); ба‘ал криа , читающий отрывок из Торы (см. Парашат х а-шавуа), который ранее читал вызывавшийся для этого член общины; проповедник и/или раввин синагоги в отличие от раввина общины (эта должность характерна, в первую очередь, для стран Запада).

В средние века синагога была центром богопочитания и местом, где раввин читал проповеди. Вместе с тем, роль синагоги как общинного центра значительно возросла: практически не существовало таких аспектов повседневной жизни евреев, которые бы не находили отражения в синагогальной жизни. Любой прихожанин, который хотел высказать жалобу, мог прервать синагогальную службу на время, пока не получал обещания, что его жалоба будет рассмотрена; результаты судебных разбирательств объявлялись в синагоге, равно как и сообщения о потерях и находках и о кражах; в некоторых синагогах объявлялось даже о состоянии рынка.

В Италии член общины, который намеревался оставить ее, был обязан публично заявить об этом в синагоге с тем, чтобы все, у кого есть претензии к нему, могли предъявить их (эта практика существовала уже в талмудический период - см. Лев. Р. 6:2). В синагоге делались объявления, преследовавшие цель заставить членов общины соблюдать моральные и супружеские добродетели; в синагоге официально и публично соболезновали скорбящим; приход жениха в субботу, предшествующую свадьбе, и в субботу после свадьбы сопровождался изъявлением радости всей общиной. Синагога была также местом, где приносилась судебная клятва на свитке Торы, который клявшийся держал в руках или касался. Наиболее сильной общественной санкцией был херем , который, среди прочего, отказывал наказанному в праве участия в синагогальной литургии.

При средневековой синагоге действовали бет-мидраши и микве . Существовали синагоги различных обществ (например, Биккур-холим), профессиональных гильдий (например, резчиков в Сарагосе). Некоторые синагоги назывались по своему местонахождению, другие - по фамилиям жертвователей (например, синагога семьи Толедано в Гвадалахаре). В испанских синагогах были постоянные семейные места, переходившие по наследству. Изгнанники зачастую называли свои синагоги по месту, где они жили раньше (римская синагога «Скуола Каталана», существующая и поныне). В Испании после изгнания евреев имущество синагог было конфисковано короной на покрытие налоговых задолженностей евреев, а синагогальные здания превращены в церкви.

Среди других наиболее значительных синагог города были каббалистические синагоги «Бет-Эль» (см. Каббала) и «Тиф’ерет Исраэль», называвшаяся также «Нисан Бек» по имени ее основателя. Древнейшая синагога караимов была построена в 10–11 вв. Во время Войны за независимость (1948) 55 синагог были разрушены арабами; часть из них была восстановлена после 1967 г. в ходе общей реставрации и модернизации Еврейского квартала Старого города.

Во время британского мандата строительство синагог велось лишь в крупных городах. В 1923–24 гг. были построены Большая синагога и сефардская синагога «Ох ел мо‘эд» в Тель-Авиве и «Иешурун» в Иерусалиме, а в 1930-х гг. - Центральная синагога Хайфы. К моменту создания государства в стране действовало около 800 синагог. Быстрый рост населения требовал увеличения числа синагог в стране, и к 1970 г. их число достигло шести тысяч. Строительство и оборудование новых синагог финансируется Министерством по делам религий совместно с Министерством строительства (зачастую при участии различных фондов и Еврейского агентства). В Израиль был доставлен полный интерьер девяти синагог из уничтоженных нацистами еврейских общин и 28 ковчегов из старинных итальянских синагог; их установили в новых синагогах.

Подавляющее большинство синагог в Израиле - ортодоксального толка; они входят в Объединение израильских синагог (учреждено в 1963 г.). В стране действует несколько консервативных и реформистских синагог, наиболее значительная из которых - при Хибру юнион колледже в Иерусалиме.

Наряду с решением интерьера итальянские синагоги характеризовались высоким уровнем декоративного оформления помещения и ритуальной утвари. Барочные ковчеги итальянских синагог экспонируются в ряде ведущих музеев мира. Некоторые из малых итальянских общин, прекративших свое существование, пожертвовали внутреннее убранство своих синагог Израилю с тем, чтобы оно было использовано в новых израильских синагогах. Так, в частности, оборудование синагоги «Корнельяно Венето» использовано в иерусалимской «Итальяна», а синагога «Витторио Венето» была полностью реконструирована в специальном зале в Израильском музее в Иерусалиме.

Многие старинные синагоги в арабских странах сохранились до наших дней. Большая синагога Багдада описана у Биньямина из Туделы : здание с внутренней колоннадой, с залом, выходящим во двор, что характерно для архитектуры арабских мечетей. Стены были великолепно украшены стилизованными надписями, подобно тому, как это было принято в испанских синагогах. Знаменитая синагога в Фостате (см. Каир) была коптской базиликой, построенной в 9 в. В Дамаске была сводчатая синагога, зал которой был разделен колоннадами на три пролета. Синагога в Халебе напоминала старинные мечети Каира - «Амр» и «Ибн-Тулун»: она имела внутренний двор, в котором находилась бима под собственной крышей, а прихожане сидели в крытых колоннадах по периметру двора; ковчег был помещен так же, как михраб в мечетях. Синагога в Халебе была наиболее выраженным примером исламского влияния на синагогальную архитектуру.

В 18 в. синагогальная архитектура претерпела ряд существенных изменений. В этот период правители некоторых германских земель были заинтересованы в привлечении еврейских торговцев и ремесленников для укрепления местной экономики и оказывали личное покровительство евреям, иногда содействовали строительству синагог. Примерами таких синагог служат синагога «Хайденройтергассе» в Берлине (1714) и синагога в Ансбахе (Бавария, 1746). В Вёрлице (Саксония) герцог Анхальт-Дессау построил синагогу в собственном парке (1790) против храмовой ротонды богини Весты. В Англии построенная в этот период Большая лондонская синагога (1790) спланирована английским архитектором Дж. Спиллером в стиле классицизма. В США было построено несколько синагог в григорианском стиле (например, синагога в Ньюпорте, штат Род-Айленд (1763) и синагога в Чарлстоне, штат Южная Каролина (1797).

Синагогальная архитектура в 19 в. переживала упадок. Еврейство Западной Европы и США после эмансипации стремилось к созданию монументальных синагогальных построек; результатом были большие и претенциозные здания, не отличавшиеся архитектурными достижениями. С 19 в. синагогальная архитектура не выработала единых и оригинальных стилей, которые отличали бы ее от архитектурных течений своего времени. Во второй половине 19 в. архитектурный эклектизм сказался в строительстве синагог в «египетском», греческом, римском, «мавританском», романском, готическом, ренессансном, барочном и других стилях, причем декоративная сторона не имела функциональной связи с назначением здания и структурой интерьера.

Среди синагогальных зданий в классицистическом стиле выделяются синагоги: на улице Нотр-Дам в Париже (1819–20), на Зайтенгассе в Вене (1824), в Мюнхене (1826), синагога «Обуда» в Будапеште (1820–21), Новая синагога в Лондоне (1838) и «Бет-Элох им» в Чарлстоне (1841). Поход Наполеона I в Египет (1798) вызвал моду на «египетский» стиль, иногда сочетавшийся с классицизмом, например, в синагоге Копенгагена (1833) и ряде синагог в США. Некоторые синагоги, преимущественно в Центральной Европе и США, испытали влияние готического стиля, вошедшего в моду в середине 19 в. Синагоги в псевдоготическом стиле были построены в Вене Максом Флейшером.

Однако христианские ассоциации готического стиля воспрепятствовали его широкому распространению в синагогальном строительстве, в котором в этот период распространился «мавританский» стиль - сначала в Германии (синагога в Кёльне , 1861; синагога на Ораниенбургштрассе, Берлин, 1856–66), а затем и в других странах (Центральная синагога в Лондоне, 1870; флорентийская синагога, 1880; Хоральная синагога в Петербурге, 1893). Этот стиль был импортирован в США через еврейские конгрегации выходцев из Германии («Темпл Эммануэль», Нью-Йорк, 1868; «Родеф шалом», Филадельфия, 1869–70; «Плумстрит темпл», Цинциннати, Огайо, 1866 и другие). К концу 19 в. стиль классицизма вновь вошел в моду.

В Эрец-Исраэль в середине 19 в. были построены две большие ашкеназские синагоги в Иерусалиме - «Хурват рабби Иех уда Хасид», хасидская синагога «Тиф’ерет Исраэль» (обе в Старом городе Иерусалима) и «Бет х а-мидраш х а-гадол» на улице Меа-Ше‘арим (построена в конце 19 в., в архитектуре очевидно влияние восточноевропейской традиции бет-мидрашей). Строительство первой из них длилось около 30 лет (с конца 1830-х гг. до конца 1860-х гг.). Автором проекта был турецкий архитектор Асад Эфенди, направленный султаном для ремонта строений на Храмовой горе . Возможно, что проект синагоги был также сделан Асадом Эфенди по распоряжению султана.

Синагога «Хурват рабби Иех уда Хасид» - характерная османская монументальная постройка: четыре арочных свода, в центре которых - барабан с окнами, на который опирается круглый купол; высота зала - 24 м. Синагога «Тиф’ерет Исраэль» (строительство завершено в 1870-х гг.) - кубическое здание (высота зала - 20 м) с куполом на высоком барабане; интерьер выполнен в стиле общественных и культовых зданий, построенных европейцами в этот же период в Иерусалиме, главным образом возле Яффских ворот. Вместе с тем, в архитектуре «Тиф’ерет Исраэль» чувствуется влияние стиля древних синагог, которые в этот период были обнаружены в Галилее.

В мошавот (см. Мошава), основанных бароном Э. де Ротшильдом, был построен ряд синагог, которые в уменьшенном виде воспроизводили монументальные синагогальные здания, возведенные в Европе в конце 19 в. Таковы синагоги в Зихрон-Я‘акове , Ришон-ле-Ционе , Мазкерет-Батье и других местах. С развитием религиозных мошавов там сложилась функциональная форма синагогальных зданий, в которых наряду с помещением для молитвы имеются помещения для других видов религиозной и общинной деятельности, в том числе для церемоний, для учебы, для библиотеки и т. п.

В конце 19 в. - начале 20 в. синагогальная архитектура начала испытывать влияние функционализма. Первым примером упрощенного дизайна служат синагога «Аншей-ма‘арив» в Чикаго (1890–91), синагоги в Эссене (1913) и Цюрихе (1923–24). Среди наиболее интересных образцов функционалистического стиля - синагога в Хитцинге, Вена (1924), «Либеральная синагога» в Гамбурге (1931), синагога «Иешурун» в Иерусалиме (1934–35) и синагога «Доллис хилл» в Лондоне (1937).

Из синагог, построенных во второй половине 20 в. в модернистском стиле, заслуживают упоминания пирамидальный «Бет-шалом» в Филадельфии (1954), синагога в Страсбуре (1958), синагога в общинном центре Бернарда Лайонса в Лидсе (1963), «Микве-Исраэль» в Филадельфии (1968) и Большая синагога в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, внешне напоминающие маген-Давид , Скрижали завета и т. п.) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е гг., в особенности, в новых поселениях в Иудее и Самарии.

КЕЭ, том: 7.
Кол.: 830–849.
Издано: 1994.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.