Общество как социокультурная система структура общества. Общество как социокультурная система

Общество как социокультурная система

При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

1) групповой характер общественной жизни;

2)поведение людей в группах, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ регулируется, направляется и упорядочивается определœенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).

Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, данный вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. Но затем складывающаяся плодотворная тенденция обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».

1)социум и культура являются двумя взаимосвязанными подсистемами общественной жизни;

2)особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами.

Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д.

Сходное толкование взаимоотношений понятий "общество" и "культура" имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделœения понятий "обществ" и "культура", при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном - в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры состоит по сути в том, что культура рассматривается как механизм регуляции

поведения человека, социальных групп, функционирования и "развития общества в целом.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности;

3)культура - это всœе то, что транслируется от поколения к поколению. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно дать следующее определœение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта͵ следует различать два уровня в системе культурных ценностей:

1) фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом;

2) уровень локальных ценностей (в западной социологии обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.

5.2. Культура и нормативная регуляция поведения

Нормативный уровень культуры находится в центре внимания социологов, так как именно он обеспечивает регуляцию и управление поведением человека и социальной группы.

В самом общем виде данный уровень представлен двумя основными формами регулирования социальных действий людей:

институциональный;

неинституциональный.

К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Эти нормы имеют важное значение для общества, и их выполнение строго контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают как положительными, так и отрицательными, позднее в том случае, если человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения.

Каждое общество стремится воспитать в людях и поощряет в первую очередь поведение, соответствующее принятым нормам и правилам. Такой тип поведения принято называть конформистским.

К неинституциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки.

Понятие "социальная норма" включает в себя три базовых признака:

1) набор правил поведения в данной ситуации;

2) эталонный образец поведения, предписываемый индивиду или группе применительно к данной ситуации;

3) экспектации - основу механизма действия норм образуют, ᴛ.ᴇ. ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека.

Сферы действия неинституциональных норм поведения в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они бывают сведены к двум областям:

1) обычаям и привычкам, включая такую важную их разновидность, как мода;

2) общественным нравам или, «общественной морали».

Особо следует остановиться на нормативных функциях современной моды. Мода выступает как норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодически заменяется новым. Ее влияние в современном мире не ограничивается стилем одежды, прически, домашнего убранства, а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие области жизни - искусство, литературу, техническое производство и т.д.

Сам термин «модный стиль» является одним из симптомов -современного динамично меняющегося общества. В моде отмечаются прежде всœего ее культурные и нормативные аспекты: она является способом идентификации личности с определœенной социальной группой. Для многих людей, особенно тех, кто идет впереди моды, она служит важным способом повышения социального статуса и престижа.

Еще в начале XX века известный американский социолог Т. Веблен описал феномен «престижного потребления», присущий представителям богатых слоев общества, многие из которых приобретали дорогие вещи не по причинœе их полезности, утилитарности, а с целью демонстрации своего высокого положения.

Социальные нормы могут варьироваться как по масштабу их применимости, так и по характеру воздействия на личность. Различают нормы универсальные, применимые ко всœем членам общества без ограничения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельных групп.

Универсальные нормы опираются на предписания и требования, непосредственно связанные с общеразделяемой системой ценностей, и часто имеют правовою, законодательную базу.

К специальным нормам относятся нормы поведения определœенных социальных и профессиональных групп (молодежи, врачей, учителœей и т.д.).

Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе в значительной мере определяется наличием альтернативных норм, позволяющих индивиду выбирать определœенное поведение.

Тот факт, что человек рождается в определœенной группе, обладающей специфической культурой, является основой этноцентризма. В своей известной работе «Народные обычаи» У.Г. Самнер пытался выяснить роль народных обычаев, нравов и социальных институтов в интеграции общества. Он обратил внимание на то, что члены группы относятся уважительно и стремятся приспособиться к ценностям и нормам своего общества, относясь в то же время с большим недоверием и даже враждебно к культурным ценностям других народов.

Понятие "социокультурной системы "

Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Система - это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Таким образом, социальная система - это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество - это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё.

Таким образом, общество - это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

Признаки общества как социальной системы таковы:

Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.



Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

У него есть собственное название и своя история.

Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия - страна, государство, общество.

Страна - это часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство - политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура

Структура общества

Огромное значение в определении специфики того или иного целого, его

особенностей, свойств плюет структура-внутренняя организация целостной

системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи,

взаимодействия образующих его компонентов.

Понятие структуры употребляется и в ином, более широком смысле как



совокупность элементов и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры,

по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например,

«элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления,

будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.

Структура - это упорядоченность, организованность системы. Естественно

поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера

упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле,

выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамического

равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень упорядоченности,

собственного функционирования и развития.

Приведенное понятие структуры разделяется многими исследователями.

При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль

структуры в формировании целостных свойств системы. Так, отмечая, что

система являет собой множество взаимосвязанных элементов, выступающих как

определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства

объекта как целого определяются по только и не столько свойствами его

отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми

интегративными связями рассматриваемого объекта».

Для понятия структуры,- пишет В. С. Тюхтин,- специфичен особый и в то

же время универсальный тип отношений-отношения «порядка, композиции

элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую

упорядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуре

три уровня: зависимости между свойствами компонентов системы, между

свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных,

интегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность,

проявляется в совокупности законов данной области явлений».

«Структура, объединяющая элементы и свойства объекта,- отмечает М. И.

Сетров,- выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этот

закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому,

как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов,

вещь будет оставаться такой, как она есть».

В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя

организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества - это

совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и

любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система

в рамках «глобального» целого - общества - обладает своей специфической

структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей

структуры, структуры, господствующей в обществе.

Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются

люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее

центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные

отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни -

экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда

наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества -

экономической структуры, социально-политической структуры, структуры

духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает

своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и

определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.

Структура общественной системы выступает но только как отношения

людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни -

экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения

других общественных сфер - это тоже элементы структуры.

Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя

забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,

такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,

порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических

процессов и т. д.

Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к

средствам, производства, то ость в формах собственности, которые

представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может

выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия,

распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют

место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К

примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными

формами, они, эти формы,- наука, политические идеи, искусство и др.-

находятся в определенной связи, отношениях.

Структура есть и отношение людей к процессам-экономическим,

политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем

революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.

Говоря о том, что структура общественной системы многообразна,

проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать

из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и

каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете

проявляется через людей.

Социокультурная система - это социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми и культурная, включающая в себя вещи, фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Включение человека в обще6ство осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицируется, через социальные институты, социальные организации и комплексы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру.

Термин «социокультурная» призван подчеркнуть единство и взаимопересечение этих двух сфер общества, и определенный примат «социального», выражающего сущность исторически определенного взаимодействия людей (общностей, объединений, групп, институтов).

Общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий, отношений и институтов, а целостная социокультурная система, социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Итак, общество - это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

При социокультурном анализе общественной жизни обычно обращают внимание два важнейших результата этого взаимодействия.


Первое — групповой характер общественной жизни и второе — поведение людей в группах, которое регулируется и направляется определенной системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Оба аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные две стороны общественной жизни в социологии принято обозначать, как говорилось выше, двумя популярными терминами — общество (социальная система) и культура (система культуры). Они отражают предельно широкие понятия — две наиболее существенные стороны общественной жизни, в реальности тесно взаимосвязанные, но специально разделяемые в научном социологическом познании.

Выделение этих двух ключевых понятий имеет огромное познавательное значение для социологического познания и во многом предопределяет специфику социологического видения общественных явлений.

В социологии расчленение понятий «общество » (в узком смысле слова) и «культура» имеет большое практическое и познавательное значение, ибо позволяет лучше уяснить сущность общественной жизни, ее отличие от природы в целом и коллективных форм поведения в животном мире.

Во-первых , обращается внимание на то, что «социум» и «культура» являются двумя взаимосвязанными подсистемами единой общественной жизни.

Во-вторых , особенность социальной системы заключается в том, что это понятие отражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой понимаются содержательные аспекты человеческой жизнедеятельности, определяемые ценностями, значениями, идеалами, нормами и др.

Термин «социальная система » обозначает отношения между индивидами и коллективами, тогда как культура определяет их ценностно-смысловое значение. Именно культура как система ценностей , норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение.

ВВЕДЕНИЕ

Социология есть теория общества. Ошибочным было бы рассматривать общество как простую совокупность людей, индивидов с их некими изначальными качествами, которые проявляются лишь в социуме, или как абстрактную, безликую целостность, в которой не учитывается своеобразие индивидов и их связей.

История социологии необходимо подвела к идее системного общества – исходного методологического принципа его дальнейшего исследования.

Мы придерживаемся концепции общества как особого вида социальной системы, поэтому важно выяснить, что представляет собой социальная система, система вообще и социокультурная система.

Целью курсовой работы и является рассмотрение общества как социокультурной системы.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

· выявить подходы к определению общества;

· сравнить понятия общества и системы;

· найти характеристики общества как системы;

· показать развитие общества как социальной системы;

· рассмотреть культуру как систему ценностей, норм, образцов поведения;

· сформулировать роль социальных групп и общностей в развитии общества.

Объектом исследования курсовой работы является человеческое общество и его структурные компоненты.

Работа написана с опорой на несколько учебников по социологии таких авторов, как Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов, курс лекции по социологии А.А. и К.А. Радугиных, на интернет – ресурсы, а также на труды таких авторов, как Ю.Г. Волков, Б.А. Исаев, Г.В. Осипов и др.

Курсовая работа содержит в себе анализ общества как социокультурной системы. Первая глава отводится характеристике общества, рассмотрено с точки зрения системы. Во второй главе рассматриваются структурные компоненты системы, создающей человеческое общество как сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему.


1. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

1.1. Подходы к определению общества

Общество…Что это такое? Мы произносим это слово не задумываясь. Социология же дает ему четкое исчерпывающее определение, ибо общество является объектом её исследования.

Сразу следует отметить, что в социологии термин «общество» обычно используется в двух смыслах. В первом – это понимание общества как исторически, географически, экономически и политически конкретного социального образования.

По каким критериям можно утверждать, что данная конкретная общность людей – это общество? Согласно даже простым бытовым представлениям, общество – нечто большее, чем просто общность или группа. В быту, пользуясь понятием «общество», мы имеем в виду обычно либо исторически конкретный тип общества (первобытное общество, феодальное, современное общество и т.п.), либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством (например, современное российское общество), либо целую совокупность таких общностей, объединенных сходным уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (например, современное западное общество). Все эти варианты определений характеризуются тем, что под обществом понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах.

Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество. С точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества. Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность. Люди являются главным элементом общества, а источником их объединения и последующего формирования в общности выступает социальное взаимодействие. «Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей» - пишет К.Маркс. В том же смысле высказывается по этому поводу и П.Сорокин: «Общество существует «не вне» и независимо от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов».

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов? Такая постановка вопроса ставит под сомнение даже существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д. Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление. Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей. Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на той или иной общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

Э.Дюркгейм видел первооснову устойчивого единства общества в «коллективном сознании». По М.Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. Т.Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются ценности и нормы. С точки зрения К.Маркса, общество – это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Очевидно, что при всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

1.2. Общество и система

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить базовые понятия – общество и система. Система – это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов. Это значит, что социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи возникают не по прихоти людей, а в силу объективных обстоятельств. Становление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

С точки зрения сторонников системного подхода, общество - это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество. Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

Общественные взаимодействия и отношения проявляются в надиндивидуальном, надличностном формате, т.к. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, вписывается в определённую структуру связей и отношений и постепенно адаптируется к ней.

Итак, общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом? Каковы основания этого объединения?

Их основной перечень исчерпывается следующим списком:

1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

2. Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него есть собственное название и своя история.

6. Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему высшего «органического» типа, суперсистему, или социальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией .

Существенными чертами любой системы являются целостность и интеграция. Первое понятие (целостность) фиксирует объективную форму существования явления, т. е. его существование как целого, а второе (интеграция) - процесс и механизм объединения его частей. Целое больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживает некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные или интегральные качества.

Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация и т. д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные (верования, представления и т. д.) и случайные элементы .

В основе социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы. Для поддержания устойчивости социальных систем в меняющихся условиях внешней среды необходимо внутреннее регулирование самых различных процессов, которое приводит к взаимной подстройке этих процессов и их подчинению единому порядку. Все социальные системы способны к саморегуляции и являются самоорганизующимися системами высокой функциональной сложности .

1.3. Системные характеристики общества

Одним из эффективных способов социологического анализа общества как социальной системы является макросоциологический подход, предложенный американским социологом Эдуардом Шилзом. Он позволяет представить общество как определенную макроструктуру, элементами (компонентами) которой являются социальная общность, социальная организация и культура. При таком подходе социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

1) как взаимодействие индивидов;

2) как групповое взаимодействие;

3) как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);

4) как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов и их деятельность.

Социальные общности как элементы социальной системы – это реально существующие совокупности индивидов, образующие определенную целостность и обладающие самостоятельностью в социальных действиях. Они возникают в процессе исторического развития человечества и характеризуются многообразием видов и форм. Наиболее значимыми общностями являются: социально-территориальные (город, деревня, регион т.д.), социально-демографические (семья, возрастные группы и т.д.), социально-этнические (нации, народности, этнические группы), социально-трудовые (различные типы трудовых коллективов).

В социальных общностях осуществляется взаимодействие между людьми, формы которого также различны: индивид – индивид; индивид – социальная группа; индивид – общество. Они формируются в процессе практической деятельности людей и представляют собой поведение индивида и группы индивидов, значимое для развития социальной общности в целом. Такое социальное взаимодействие субъектов определяет социальные связи между людьми, между людьми и внешним миром.

Совокупность подобных социальных связей составляет основу социальных отношений в обществе: политических, экономических, духовных. В свою очередь, они служат фундаментом для функционирования экономической, политической, духовной и социальной сфер (подсистем) жизнедеятельности общества. Любая социальная общность, все сферы жизни общества не могут функционировать и тем более развиваться без регулировании, упорядочения отношений между людьми в процессе их практической деятельности и поведения. Поэтому общество выработало своеобразную систему, инструмент такого регулирования и организации общественной жизни – социальные институты.

Как уже отмечалось, социальные институты – это определенная совокупность учреждений. В условиях стабильного развития общества социальные институты выполняют роль механизмов согласования общих интересов различных групп населения и индивидов. Наличие конфликтной ситуации говорит о том, что социальные институты не выполняют своих функций, работают неэффективно и, следовательно, необходимы или изменения в их работе, или их полня смена.

Социальная организация является второй важнейшей стороной общества как социальной системы. В широком смысле слова понятие «социальная организация» означает ряд способов регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп для достижения определенных целей общественного развития. Другими словами, социальная организация – это механизм интеграции действий индивидов и социальных общностей (социальных групп, слоев и т.д.) в рамках той или иной социальной системы. Элементами социальной структуры общества выступают социальные роли, социальные статусы индивидов, социальные нормы и социальные (общественные) ценности. Важнейшей особенностью социальной организации является наличие иерархических связей между её элементами. Т.е. они представляют собой пирамидообразные социальные системы целевого назначения, в которых основание – это социальные цели, а вертикали – это статусы и социальные роли в виде руководства и подчинения. В подобных социальных организациях отдельные их элементы (индивиды) работают на организацию в целом, как винтики или агрегаты – на всю машину. Такая организация позволяет достигать значительно эффекта в реализации отдельных целей путем синхронизации, спецификации и однонаправленности действий отдельных индивидов, включенных в систему.

Распределение социальных статусов и социальных ролей, совместная деятельность индивидов невозможны без определенного управляющего органа в рамках социальной организации. Для этой цели формируется управленческое звено в лице менеджеров и специалистов – руководителей, а также организационно-властные структуры в лице администрации. Возникает формальная структура социальной организации с различными социальными статусами, с административным разделение труда по линии «руководители – подчиненные». Но даже в условиях жестких организованных отношений всегда существуют межличностные и межгрупповые отношения, основу которых составляют социально – психологические факторы.

Так, в коллективах образуются неформальные организации и группы, появляются неформальные лидеры, возникает своеобразная субкультура. И если все эти явления не совпадают или противоречат формально – организационным факторам, то сама социальная организация становится нестабильной и способной к распаду и кризисам.

Культура является третьей стороной общества как социальной системы. В социологии культура определяется как система социальных норм и ценностей, закрепленных в практической деятельности людей, а также как сама эта деятельность. Ценности являются главным связующим звеном социальной и культурной систем. Их задача – служить поддержанию образца функционирования социальной системы.

Нормы являются преимущественно социальным феноменом. Они осуществляют функцию интеграции, регулируя огромное количество процессов, и содействуют внедрению нормативных ценностных обязательств. В развитых обществах структурным фокусом норм является правовая система.

В обществе культура представлена материальными предметами и духовными ценностями, выражающими потребности людей, их нравственные и эстетические устремления. В центре внимания социологии стоит вопрос о социальной роли культуры в обществе, способствующий гуманизации общественных отношений, формированию многосторонне развитой личности. Культура всегда несет в себе элементы, как традиции, так и новаторства.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень – это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся.

Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

1.4. Развитие общества как социальной системы. Эволюционизм и теория социальных изменений.

В обществе как в социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде. Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и тенденции к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными обстоятельствами, что утрачивают способность к эволюции и с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться. В социологии имеются различные интерпретации изменения и развития обществ, причин и основных этапов этих процессов.

Наиболее влиятельные позиции в решении этой проблемы занимает эволюционизм как система взглядов, признающая объективный характер социального развития, берущая начало в исследованиях Ч.Дарвина. Основной проблемой в эволюционизме как подходе к познанию явления развития общества стало выявление определяющего фактора, модификации которого ведет к изменению всего облика общества.

О.Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной форме обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляемый благодаря человеческому разуму. Это – переход на качественно иной уровень производства и удовлетворения потребностей.

Г.Спенсер усматривает сущность эволюции общества в его убеждении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, росту свободы индивидов, более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал эволюцию как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества.

К.Маркс в качестве определяющего фактора социального развития считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, которая в свою очередь является основой изменения всего общества и обеспечивает смену общественно-экономической формации. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появляться лишь в результате социальной революции. Поэтому социальные революции – это «локомотивы истории», обеспечивающие обновление и ускорение развития общества.

Концепция эволюционизма сыграла положительную роль в понимании причин и хода развития общества, прежде всего благодаря признанию объективного характера общественного развития. Однако эволюционизм не смог объяснить причины кризисов, попятных движений, распада некоторых обществ и гибель цивилизаций. Была поставлена под сомнение сама идея объективности социального процесса из-за того, что его основные параметры (знания, свобода личности, солидарность, технический прогресс, производительные силы) могут служить источником и негативных тенденций. Оказалось, что эти параметры прогресса могут привести к созданию оружия, способного уничтожить весь мир, служить источником социальных конфликтов, привести к экологической катастрофе.

Указанные проявления ограниченности эволюционизма преодолевались путем создания новых подходов к созданию общества, среди которых выделялись теория циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения (Т. Парсонс).

В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, рассвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривали его изменение по аналогии с маяком, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, «застывая» посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.

Теория социальных изменений Т. Парсонса строится на основе теории системы и кибернетики. В основе мыслительной модели (концепции) структур и её изменения лежит идея «кибернетической иерархии» различных систем: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Действительно, глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему, которую Парсонс называет «системой доверия». Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и само общество в его основе.

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности её основных структурных элементов (адаптаций). Если соотношение сил. Элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, то общественная система в целом, её основные структурные элементы остаются неизменными и утраченное равновесие быстро восстанавливается. Изменения остаются внутренними, а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной. Этот вид социального изменения называется «изменение равновесия».

Второй вид социального изменения – это «изменение структуры», когда система не способна восстановить равновесие из-за сильно давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Парсонс более обобщенно развитие общества сводит к четырем «механизмам эволюции»:

1) дифференциация, связанная с усложнением строения общества;

2) адаптация («адаптивное возвышение»), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации);

3) увеличение объема членства в обществе («инклюзия»). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе.

4) обобщение ценностей.

Системный подход Т.Парсонса к эволюции общества как социальной системе позволяет указать на те явления и процессы в нем, которые ведут к его структурной перестройке, и на те, которые являются второстепенными.

В заключении можно отметить, что общество как социальная система всегда было есть и остается наиболее сложным и привлекающим внимание социологов объектом изучения. По степени сложности оно может сравниться только с человеческой личностью, индивидом. Социум и индивид неразрывно связаны и взаимоопределяются друг через друга. В этом методологический ключ к их исследованию, как и к исследованию других социальных систем.

2. Социокультурная система

2.1. Социокультурный подходк анализу общества

При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

1) групповой характер общественной жизни;

2)поведение людей в группах, которое регулируется, направляется

и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).

Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. Но затем складывающаяся плодотворная тенденция обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».

1)социум и культура являются двумя взаимосвязанными

подсистемами общественной жизни;

2)особенность социальной системы выражает форму социальных

отношений между людьми, которая представлена различными социальными

группами и отношениями внутри и между группами.

Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д.

Сходное толкование взаимоотношений понятий «общество» и «культура» имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий «обществ» и «культура», при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном - в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и "развития общества в целом.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему

ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей

жизнедеятельности;

3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.

Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей:

1) фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей,

принимаемых обществом в целом;

2) уровень локальных ценностей (в западной социологии

обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или

идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп

и общностей, образующих субкультуры данного общества.

2.2. Культура как система ценностей, норм, образцов поведения

Термин культура происходит от латинского colere, что означает «возделывать почву» (отсюда – «культивация»). В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т. д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т. д.).

В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.

Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих).

Культура, понимаемая как предыдущий опыт и современные знания, оказывает большое влияние на общественную жизнь. Учитывая это влияние на все социальные процессы, следует говорить не о социальной, а социокультурной жизни.

Итак, под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей.

Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и т. д.

Итак, под ценностями мы понимаем идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них важное значение и определяющие их социальное поведение.

Вторым элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам. Социальные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.

Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы; часть из них, неадекватно отражающая реальность, отживает, умирает, появляются новые нормы и ценности, более соответствующие представлениям и потребностям общества.

Нормы и ценности, связанные между собой, образуют социокультурную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Отдельные компоненты этой системы выявляются социологами при помощи социологических опросов. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры – образцы поведения, которые представляют собой готовые алгоритмы действий (на основе социальных ценностей и норм) в той или иной ситуации, действий, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной или, как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в процессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом.

Итак, культура включает в себя:

· вещи, предметный мир (материальная культура). Предметный мир связан с природой, из нее он черпает «строительные материалы»;

· символические объекты, в первую очередь ценности и нормы, т. е. идеальные представления людей о значениях вещей и понятий, о границах дозволенного обществом;

· образцы человеческих отношений, социальных связей, т. е. относительно устойчивые способы восприятия, мышления, поведения людей.

Таковы структурные компоненты культуры.

Различия в культуре проявляются не только в манере поведения, но и в одежде, речи, жестах и мимике, нравах, обычаях, обрядах, в отношении к властям, к деньгам, к религии, к спорту и т. д. Такие широко распространенные, устойчивые, часто повторяющиеся формы социальных связей получили название «культурные универсалии».

Культурные универсалии – это как бы совмещенные, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения. Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий (спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык, шутки, религиозные обряды и т. д.). Именно на основании этих культурных универсалий каждое общество определенным образом (т. е. как определяет культура) способствует удовлетворению физиологических, психологических и социальных потребностей людей. Культурные универсалии вместе с другими элементами образуют культурную структуру общества.

На основе универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.

Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии этноцентризмом (в политике – национализмом).

Этноцентризм, национализм связан с ксенофобией – страхом и неприятием чужых взглядов, обычаев.

Любую культуру можно понять только на основе ее исторического, географического, этнокультурного анализа. Только так становятся видны закономерности формирования ценностей и норм, образа жизни. Такая точка зрения противостоит этноцентризму и называется культурным релятивизмом.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество. В этом проявляется одна из функций культурной динамики. Другими функциями культуры являются:

· социализация, т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;

· социальные контроль, т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;

· культурный отбор, т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.

2.3. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества

Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.

Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.

По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель.

Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. Например, группы бомжей, наркоманов, других маргиналов, больные в больницах, отдыхающие в санаториях.

По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные.

Первичная группа, как правило, небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс.

Вторичная группа более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных. Она менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше. [ 4; 381]

Кроме понятие «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Квазигруппы можно подразделить на следующие виды:

· аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). 3десь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

· фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

· толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основными свойствами квазигруппы являются:

· анонимность. «Индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один». Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

· внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;

· социальная заражаемость квазигруппы. Она заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;

· бессознательность квазигруппы. Индивиды как бы «растворяются» в толпе и «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят иррациональный и непредсказуемый характер.

По принадлежности к социальным группам определенных индивидов социологи подразделяют группы на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппы – это группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши», к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья». Сюда же относятся группы этнических меньшинств, религиозные общины, родственные кланы, преступные группировки и т. д.

Аутгруппы – это группы, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, не своим, порой даже как к враждебным. Например, другие семьи, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос. У каждого индивида ингруппы существует своя система оценок аутгруппы: от нейтральной до агрессивно-враждебной. Социологи измеряют эти отношения по так называемой «шкале социальных дистанций» Богардуса.

Американский социолог Мустафа Шариф ввел понятие «референтная группа», которое означает реальное или абстрактное объединение людей, с которым индивид идентифицирует себя, принимая его ценности и нормы. Например, многие студенты ориентируются на мировоззрение и образ жизни своих родителей, преподавателей, выдающихся деятелей культуры или представителей той профессиональной деятельности, которую выбрали студенты. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать. Особенно часто это происходит у подростков, молодых людей, которые нередко копируют поведение друг друга и стремятся подражать зрелым людям, выбранным как образец.

Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности. Концепция социальной общности предложена немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855–1936).

Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

Факторами, объединяющими отдельные социальные группы, служат, например, совместная территория проживания, необходимость ее охраны, развитие общей государственности, вооруженных сил, совместное использование природных ресурсов, решение экологических проблем и т. д.

В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное общество (колхоз), включающее население нескольких деревень, население микрорайона, вооруженные силы.

Социальные общности могут возникать не на основе единой территории, а на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров. Существуют и другие критерии классификации социальных общностей. Сербский социолог Данило Маркович выделяет глобальные и парциальные социальные группы.

Глобальные группы самодостаточны: в них люди удовлетворяют все свои социальные потребности. В истории человеческого общества поступательно существовали такие глобальные группы, как род, племя, народность, нация. Глобальные группы состоят из парциальных. Причем когда человечество переходит от родовой организации к племенной (когда племя состоит из нескольких родов), род становится парциальной группой. В этом случае народность состоит из племен как парциальных групп, а нация – из этносов.

В современном обществе тоже существуют несамодостаточные парциальные группы, в которых люди удовлетворяют только некоторые свои социальные потребности. К ним относятся: семья, производственные или трудовые коллективы, классы, политические партии и общественные объединения, приверженцы конфессий и т. д.

Борьба между парциальными группами является движущей силой развития глобальных групп. В качестве социального фактора развития в этом случае выступают противоречия отдельных обществ (стран), классов, других парциальных групп.

В современном обществе важное место занимают и такие общности, как социальные движения. Это менее формализованная и централизованная форма общественных организаций, чем политическая партия, но в то же время достаточно интегрированная и сплоченная (хотя и без фиксированного членства). Социальные движения, движение за мир (50-е гг. XX в.), движение за права человека, экологическое движение («зеленые» в 90-е гг. XX в.), национальные движения, движения за независимость в колониальных странах, движения за автономию и самоопределение) оказали и оказывают значительное влияние на мировое развитие и приводят к значимым изменениям и сдвигам.

Конкурентная борьба между социальными группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-техническими изменениями является одним из факторов общественного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Во всех этих определениях, так или иначе, выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи.

В самом начале курсовой работы мы ставили целью рассмотрение общества как социокультурной системы.

Для осуществления этой цели были сформулированы задачи в процессе решения, которых было необходимо:

1) выявить подходы к определению общества;

2) сравнить такие понятия как «общество» и «система»;

3) определить системные характеристики общества;

4) рассмотреть культуру как систему ценностей, норм, образцов поведения;

5) сформулировать роль социальных групп и общностей в развитии общества.

Изложенное подтверждает вывод о том, что человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура.

Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных философами, культурологами, историками, экономистами.

Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.

Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присуще всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придают любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему – человеческое общество.

список используемой литературы

1. Ю.Г. Волков. Социология; под общей ред. доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. А.И. Кравченко. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000.

4. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

5. Волков Ю.Г., Ничипуренко Р.Н. Социология: курс лекций. – Ростов–н/Дону; 2000.

6. Социология. Основы общей теории / Ответст. редактор Г.В. Осипов. – М.; 2003.

7. Исаев Б.А. Социокультурный анализ общества. – СПб; 1997.

8. Сорокин П.А… Общество как социальная система - М.: 1992.

9. Гуров НС. Общество как социальная система// Соц. полит. журнал. 1994 № 7-8.

10. Интернет-ресурс.

Общество как социокультурная система.

«Общество» является исходной категорией социологии. В научной литературе это предельно широкая общность людей, и форма наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры. О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. (по конту согласие, связанность элементов). Таким образом, в широком смысле слова общество - это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Данную исторически развивающуюся совокупность вполне естественно считать социальной системой, при этом самой большой системой. Социальной системе присущ специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей. Сложность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объектами, более сложное как по многообразию связей, отношений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности. Индивид не может не подчиняться законам той социальной среды, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности, социализируется. Общество отсюда рассматривается как социокультурная система, в которой вычленяются две основные подсистемы – социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей. Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям. Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие. Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему – человеческое общество.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.