Соборная мечеть история. Московская историческая мечеть: история возведения, интересные факты

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

#6 Почему российские имамы такие богатые? (рассказывает Юрий Михайлов)

Сегодня у нас в гостях у программы “Современный Восток” издатель Юрий Анатольевич Михайлов. Его издательство «Ладомир» выпустило несколько лет назад превосходное двух-томное издание жизнеописания Пророка Мухаммада, мир ему. Биографию самого…

#5 Как пришли к нам православие и ислам? (рассказывает Игорь Алексеев)

«И христианство, и ислам не были введены одномоментно. Если мы берем, например, Волжскую Булгарию, то ислам туда проникал через торговые, а, следовательно, культурные связи. И только после того, как уже…

Тарик Рамадан выступит с лекцией в Москве

Влиятельный исламский мыслитель, профессор Оксфордского университета Тарик Рамадан выступит в Москве с лекцией: «Важность критического мышления для мусульманской уммы на Западе и Востоке». Тарик Рамадан – это имя известно во всем мире. Он не просто философ, публицист, мыслитель. Он – очевидный гений.

Арабский язык для всех

Эффективное изучение арабского языка невозможно без качественного учебного пособия. Слушателям курсов арабского языка образовательного центра «Медина» в этом смысле очень повезло. Специально для наших студентов педагог с многолетним стажем преподавания в ведущих вузах страны Александра Вадимовна Симонова разработала уникальный учебник «Арабский язык для всех».

14 самых древних мечетей Мира

Эти мусульманские храмы были построены в течение первых 150 лет становления ислама, после переселения Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) в Медину.

1. Мечеть Омейядов в Дамаске, Сирия: 96 год после Хиджры

Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов, расположена в старой части столицы Сирии, одном из древнейших городов мира. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого как христианами, так и мусульманам. Это самое большое строение старого Дамаска. В римскую эпоху на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь. После мусульманского завоевания Сирии, церковь была превращена в мечеть. Халиф Валид I, который курировал его преобразование, коренным образом изменил планировку здания, и проект был завершен в 715 году. Части наружной стены сохранились от римского храма Юпитера. Для строительства мечети были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел из Афин, Рима, Константинополя, стран Арабского Востока. Всего на строительстве мусульманского храма трудились более 12 тыс. рабочих.

2. Мечеть аль-Куба, Медина, Саудовская Аравия, 1 г.х.

Мечеть аль-Куба находится за пределами Медины. Она считается первой когда-либо построенной мечетью и четвертой по святости в исламе после Запретной мечети в Мекке, мечети Пророка в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме.

Легенда гласит, что первый камень в ее основание заложил сам пророк Мухаммед после переселения из Мекки в Медину, а завершили строительство его спутники.

Мусульмане верят, что две утренние молитвы в этой мечети приравниваются к малому паломничеству. От древнего здания мечети сохранилось немногое, так как с течением времени она неоднократно перестраивалась; нынешняя белокаменная мечеть была построена в 1986 г.

3. Мечеть Чераман Джума, Керала, Индия. Прибл. 8 г.х.

Мечеть Чераман Джума – самая первая мечеть, построенная на территории Индии. Мечеть была построена Чераман Пеумалом (правителем небольшого государства) еще во времена жизни Пророка Мухаммада. По преданию, Чераман наблюдал расколотую луну – чудо, явленное Пророком. А после этого встретился с Мухаммадом и принял Ислам. Мечеть была построена в 629 году. Она много раз претерпевала реконструкцию и ремонт, но тем не менее, часть ее сохранилась нетронутой с тех давних времен, утверждают местные жители.

4. Мечеть Аль Акса, Иерусалим, Палестина. Нынешнее здание прибл. В 86 г.х.

В Иерусалиме есть две красивейшие мечети: одна с золотым, другая с серым куполом. Первую называют «Купол Скалы», вторая же – мечеть аль-Акса, или мечеть Омара – третья по значимости мусульманская святыня. Ее купол выглядит поскромнее, но сама мечеть огромная и может вместить на пятничную молитву до 5000 прихожан. Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж). Сначала это был простой молитвенный дом, сооруженный халифом Омаром в VII веке, а полвека спустя здание стали перестраивать, достраивать, восстанавливать после землетрясений, и наконец, оно приобрело тот масштаб и вид, который сохранился по сей день. Конечно, за прошедшие века мечеть претерпела и разрушения, и глумления крестоносцев-тамплиеров, которые использовали здание под свое общежитие, склад оружия и конюшни. Но захвативший Иерусалим турецкий султан Салах ад-Дин вернул здание мусульманам. С тех пор здесь действующая мечеть.

5. Масджид ан-Набави, Медина, Саудовская Аравия: 1 г.х.

Мечеть Пророка‎ является второй святыней в исламе после Запретной мечети в Мекке и местом погребения Мухаммада. За всю историю ислама мечеть расширялась девять раз. Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммада, последующие исламские правители расширили и украсили святыню. Под Зелёным куполом (Куполом Пророка) расположена могила Мухаммада. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аиши, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. После того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью. Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка находится внутри мечети. Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.

6. Мечеть аз-Зайтуна, Тунис: 113 г.х.

Мечеть является самой старой в столице Туниса, занимает площадь в 5000 м². и имеет девять входов. Материалом для строительства мечети послужили развалины Карфагена. Мечеть также известна как один из первых и самых больших исламских университетов. На протяжении веков Аль-Кайраван оставался образовательным и научным центром Туниса и Северной Африки. В XIII веке Тунис стал столицей государства Альмохадов и Хафсидов. Благодаря этому Университет аз-Зайтуна стал одним из главных центров исламского образования. Выпускником университета был первый в мире социальный историк Ибн Хальдун. В университете обучались студенты со всех уголков исламского мира. Библиотека аз-Зайтуны была самой большой в Северной Африке и включала десятки тысяч рукописей. Большое количество редких рукописей, охватывали знания по всем научным дисциплинам, в том числе по грамматике, логике, этикету, космологии, арифметике, геометрии, минералогии.

7. Великая мечеть в Сиань, Китай: 124 г.х.

В эпоху правления династии Тан (618 – 907) ислам получил широкое распространение на территории Китая благодаря арабским торговцам. Многие мусульмане обосновались в то время в Китае. Многие из них женились на представительницах главной этнической группы Китая – хань. Великая мечеть была построена в то время, для того чтобы отметить вклад тех людей в распространение ислама в Китае. Мечеть находится в город-герое Сиань – стартовой точке Великого шелкового пути и городе с большим мусульманским населением. Архитектурный стиль мусульманского храма представляет собой смешение традиционной китайской архитектуры и исламского искусства. Многочисленные павильоны и расположенные между ними четыре внутренних двора – это типичные черты китайского стиля. Стены мечети украшены росписью, в которой ясно видны традиционные мусульманские мотивы/

8. Великая мечеть в Кайруане: 50 г.х.

Великая мечеть Кайруана восходит к 670 году. Она была построена по повелению Укбы ибн Нафи. Хотя мечеть была пару раз разрушена, а затем восстановлена, сегодняшняя структура стоит на месте оригинальной мечети. Являясь своего рода символическим зданием города, Великая мечеть считается старейшей святыней и самой важной мечетью мусульманского Запада.

9. Великая мечеть Алеппо, Сирия: прибл. 90 г.х.

Младший брат величественной мечети Омейядов в Дамаске, как его называют местные жители, храм воздвигнут на этом месте в XIII веке. По легенде здесь находится могила пророка Закарии. Этот памятник культуры является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то эта мечеть была местом отдыха и общения с Богом, а сегодня это развалины. В ходе гражданской войны были нанесены серьезные повреждения: в 2012 году в мечети разразился большой пожар, в следующем году была взорвана южная стена, а в довершение всего – уничтожен единственный минарет.

10. Мечеть аль-Харам, Мекка, Саудовская Аравия: до ислама.

Заповедная мечеть – самая большая мечеть в мире, окружающая главную святыню ислама – Каабу. Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа. Современная мечеть после множества реконструкций представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. Всего в мечети 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Существующая мечеть известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось.

11. Джума мечеть в Шамахы Азербайджана: 125 г.х.

Шамахинская Джума мечеть, являющаяся одним из самых древних мусульманских храмов на территории Азербайджана, на Южном Кавказе и Ближнем Востоке в целом, была построена во времена халифы Халида ибн Валиядина, в 743 году в честь прибытия его брата – Муслима ибн Валиядина в Азербайджан. По некоторым источникам, побежденный армиями Халифата Хазарский каган принял ислам именно в этой мечети.

12. Мечеть двух Кибл, Медина, Саудовская Аравия: 2 г.х.

Московская историческая мечеть - один из мусульманских храмов, расположенных в столице России. Ее непростой истории, интересным фактам, с ней связанным, будет посвящена статья.

Этапы строительства

Когда именно появилась мечеть в Замоскворечье, сейчас точно неизвестно. Известно лишь, что с начала XIX века мусульмане Москвы добивались разрешения на возведение мечети. В это время они занимали здание Магометанского молитвенного дома.

Интересно, когда построена Московская историческая мечеть?

В 1823 году столичный генерал-губернатор дал разрешение на сооружение храма из камня. Однако долгожданному согласию сопутствовал ряд строгих требований:

  • не допускалось наличие азана - приглашения к молитве;
  • архитектурная форма здания не должна была напоминать мечеть;
  • построенное здание не могло именоваться мечетью.

Для строительства власти выделили участок во владениях купца Хошалова. Ныне это улица Большая Татарская в Москве. 1823 год и стал датой основания мечети.

Архитектура

Сначала архитектура постройки ничем не напоминала мечеть, а скорее походила на множество других особняков. Позднее здание отремонтировали (в 1858 году). А в 1882 году здание было реконструировано. Проект подготовил архитектор Г. Ивницкий. Причиной тому была просьба старосты Салиха Ерзина, который говорил о том, что численность московских приверженцев ислама выросла, и прежняя мечеть не вмещает всех желающих.

В результате прежнее здание было увеличено по фасаду, также были сооружены минареты. Теперь мечеть могла вмещать 1500 человек (вместо 300, как ранее).

Что означает название?

Московская историческая мечеть в XIX веке обладала статусом Соборной. Но позже этот статус перешел к другой мечети - в Выползовом переулке. С 90-х годов XX века описываемая нами мечеть приобрела наименование Исторической, что подчеркивает ее старейшее происхождение. Считается, что эта мечеть - наследница замоскворецкого храма мусульман XVII-XVIII веков.

Функционирование заведения производилось по законам 1857 года, согласно которым вести богослужение могли только представители высшего духовенства в мечетях, имеющих статус соборных. Поэтому мечеть и стала считаться соборной.

В 1915 году рядом с мечетью возвели каменное здание медресе. Финансированием строительства занимался Садек Ерзин. Сегодня это административное здание.

Имамы

Имамами московской исторической мечети были:

  • С. М. Асханов - в 1826 году.
  • Р. Агеев - с 1833 по 1868 гг.
  • Х. Агеев - до 1913 года.
  • А. Шамсутдинов - с 1913 по 1936 гг.

В 1923-1925 годах М. Биги (общественный деятель и исламский богослов) в мечети преподавал первоосновы исламского учения.

В 1936 году произошло закрытие Московской исторической мечети. Имам был обвинен в антисоветской деятельности, арестован и расстрелян.

В годы советской власти в здании работали:

  • типографский цех;
  • пункт гражданской обороны;
  • ДОСААФ (общественно-государственная организация, цель которой - оборона страны);
  • военкомат.

В 40-х годах XX века мусульмане стремились вернуть здание мечети, но безуспешно. А в 1967 году у здания по распоряжению властей снесли минареты (башни, с которых всех верующих призывают на молитву).

Передача здания мусульманам

В конце 80-х годов лидеры татарской общины снова предприняли попытки вернуть комплекс Московской исторической мечети (фото ее представлено в статье). В 1990 году здание было отдано религиозному обществу мусульман. Его руководителем в то время был М. Велитов.

Но печатный цех, располагавшийся в здании мечети, а также жители близлежащих домов выразили протест, поэтому с процессом передачи пришлось повременить.

Окончательная передача храма мусульманам произошла лишь в 1991 году. В том же году, 17 октября, там провели первый намаз (каноническую молитву ислама).

В 1992 году здание было подвергнуто реконструкции. Финансирование этого процесса принадлежало московскому посольству Королевства Саудовской Аравии.

Когда открылась Московская историческая мечеть снова? Это произошло в 1993 году. А в 1998 году она пережила очередную перестройку.

Храм сегодня

Имамами мечети в наше время являются:

  • Х. Ф. Фехретдинов.
  • Р. Садеков.
  • Салех Сейфетдинов.
  • Ахметжанов.

Муэдзином (служителем, призывающим на намаз) является Раис Ханевеев. Он родился в 1959 году в селе Андреевка Нижегородской области.

С 2000 года при мечети действует благотворительная организация «Историческая мечеть». Направлениями ее деятельности являются:


Фонд также шефствует над молельной комнатой в наркологической больнице №17.

При мечети действует медресе, где исследуют исламские азы и арабский. Руководит медресе Х. Ф. Фехретдинов. Учеба осуществляется по-русски и по-татарски.

Где находится Московская историческая мечеть?

Как уже было сказано, мечеть находится в Москве на Б. Татарской улице, д. 28, стр. 1, 2. Это самое сердце татарской общины Замоскворечья.

Добраться до нее можно на метро, ближайшие станции - «Третьяковская», «Новокузнецкая». Если ехать на автомобиле, то нужно доехать до района Замоскворечье, до улицы Большая Татарская.

Имамы мечети ожидают верующих ежедневно с 10.30 до 19.00. Предварительной записи при этом не требуется. Пятничная молитва совершается каждую пятницу в 12.40. Любые изменения в расписании выкладываются на сайте мечети.

  • Мусульманская община Москвы насчитывает около двух миллионов человек .
  • В Москве существует 6 крупных мечетей и более 100 мусульманских молельных домов.
  • В XV-XVI веках в Замоскворечье образовалось первое поселение татар и представителей других восточных народов – Татарская слобода (Б. Татарская ул.).
  • В 1773 г. Екатерина II издала указ «О терпимости всех вероисповеданий» и ислам был признан законной религией татар и башкир.
  • Центральной мечетью Москвы считается Соборная мечеть на проспекте Мира. Это одна из крупнейших мечетей в Европе, вмещает 10 000 человек.
  • включена в состав большого комплекса парка Победы.

Мусульманская община является одной из самых многочисленных в Москве и насчитывает около двух миллионов человек. В Москве существует 6 крупных мечетей и более 100 мусульманских молельных домов. Главным мусульманским объектом столицы является Соборная мечеть на Проспекте Мира. Историческим мусульманским районом считается бывшая Татарская слобода в Замоскворечье. Сейчас здесь находятся Историческая мечеть и Татарский культурный центр, а происхождение названий многих улиц имеет татарские и восточные корни.

У истоков московской мусульманской общины

История московской мусульманской общины уходит корнями во времена Золотой Орды, которая в 1312 г. признала ислам государственной религией. Долгие годы Московское княжество существовало под гнетом ханства, и это не могло не отразиться на русской культуре.

Еще раз мечеть перестраивали в 1914 г. В итоге она превратилась в каменное здание из двух этажей. При мечети были открыты сиротский дом и медресе. В 30-е годы XX в. во время борьбы советской власти с религиями начались репрессии и против мусульманского духовенства. В 1936 г. был арестован мулла А. Шамсутдинов, и мечеть на Большой Татарской была закрыта. Долгие десятилетия в ней располагался военкомат.

Вновь открылась Историческая мечеть в 1993 г. Рядом с мечетью установлен памятник выдающемуся татарскому поэту Мусе Джалилю.

Дом Асадуллаева

В начале XX ве ка в Москве поселились известные предприниматели-мусульмане, в том числе нефтепромышленник Шамси Асадуллаев родом из Баку. В 1913 г. он подарил свой особняк в Замоскворечье московской мусульманской общине (Татарский пер, д. 8). В этом здании разместился центр духовной жизни мусульманской общины Москвы. В 30-е годы он был закрыт и возродился вновь в 1990-е годы. Сейчас в нем располагается Татарский культурный центр.

Центральной мечетью Москвы считается Соборная мечеть на проспекте Мира (Выползов пер., д.7). Изначально м ечеть на этом месте была построена на средства татарского купца Салиха Ерзина в 1904 г. по проекту архитектора Н. Жукова, а участок земли под застройку был приобретен на средства С. Бакирова и Х. Акбулатова. Первые богослужения прошли в Соборной мечети в 1904 г. Это единственная мечеть Москвы (и европейской России), которая не закрывалась во все годы существования советской власти. Среди ее имамов можно назвать Б. Алимова, А. Фаттахетдинова, Р. Гайнутдина, И. Аляутдинова и др. .
В январе 1994 г. в Москве был проведен меджлис мусульман центральных районов России. По его решению на базе Соборной мечети создали исламский центр Москвы и Московской области. Он включает медресе «Исмаилия», высший исламский колледж, курсы по изучению Корана. Также было создано Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона и избран муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Соборная мечеть с лужит резиденцией Совета муфтиев России.

Сейчас Соборная мечеть — одна из крупнейших мечетей в Европе. После грандиозной перестройки, закончившейся в 2015 гг. она вмещает около 10 000 человек. Высота ее минаретов — более 70 метров. Историческое здание, правда, в ходе работ пришлось практически полностью перестроить. 23 сентября 2015 г. на открытии обновленной Соборной мечети присутствовали президенты России и Турции, делегации Саудовской Аравии, Палестины, Азербайджана и других стран. Службы в Соборной мечети привлекают гораздо больше верующих, чем она может вместить. Во время крупных праздников мусульмане совершают намаз на открытом воздухе возле мечети.

Мемориальная мечеть

Мемориальная мечеть на Поклонной горе (Минская ул., д. 2Б, 1995–97 гг.) включена в состав большого комплекса на Поклонной горе, посвященного победе над фашистами в Великой Отечественной войне. Помимо мемориальной мечети, в него входят музей Великой Отечественной войны, мемориальная синагога, православный храм св. Георгия и многочисленные скульптурные композиции.

Строительство этой мечети – дань уважения мусульманам – участникам войны. Средства на ее возведение выделил московский меценат Фаиз Гильманов. Мечеть построена по проекту архитектора Ильяса Тажиева в смешанном кавказско-татарском стиле, имеет один минарет высотой 60 м. и относится к типу Джума-мечетей.

Даниловское мусульманское кладбище

На 2-ом Рощин ском проезде (д.10) расположено , сохраняющее статус главного мусульманского кладбища столицы. Как и соседнее христианское, оно было основано в конце XVII в. До 1956 г. мусульман, проживающих в Москве, с соблюдением религиозных обрядов было разрешено хоронить только здесь. Позднее стали выделяться специальные участки и на других погостах. Здесь похоронены многие мусульмане, оставившие заметный след в истории России и жизни Москвы, — имам-хатыб мечети на Большой Татарской Х. Агеев, меценат С. Ерзин, купцы Вергазовы, Ширинские, Девишевы, олимпийский чемпион Ш. Сафин, танцовщик М. Эсамбаев, писатель М. Максуд.

Апрельским утром я шагал по Замоскворечью, время от времени смотря по карте-схеме центра Москвы, куда же меня занесло. Увидев, что нахожусь рядом с Исторической мечетью, решил свернуть и заглянуть туда. Идя по переулку - увидел впереди автобус, возле которого толпились вооруженные омоновцы. "Неужели что-то произошло, пока я на поезде ехал?" - возникла неожиданно мысль. Милиционеры перегородили улицу металлическими решетками, сбоку находилась рамка металлоискателя, такой же какие устанавливаются в аэропортах. Меня заставили снять рюкзак и показать его содержимое. "А где здесь мечеть? Из-за чего ограждения установлены?" Милиционер, проверявший мои вещи, посмотрел на меня как на инопланетянина: "Пятничная молитва. А мечеть вот там", - и махнул в сторону двора. Видимо опять меня за турка приняли, как это частенько бывало на Кипре.

Историческая мечеть находилась во дворе. Стоящие у входа во внутренний дворик мечети меня за мусульманина не приняли и подумав, что я просто хочу пройти через двор - показали мне дорогу. Решив, что на самом деле выбрал для посещения не самое удачное время- обошел мечеть и пошел дальше по своим делам. На обратном пути навстречу мне шли люди, бледнолицые и африканцы, с бородами и без, этот поток желающих помолиться постепенно увеличивался.

Когда читаешь исторические книги, то невольно обращаешь внимание на веротерпимость владетелей Золотой Орды. В 1261 году в столице Золотой Орде Сарае митрополитом Киевским Кириллом III была учреждена новая кафедра. Так появились епископы Сарайские. После политических перемен в результате распада Золотой Орды около 1450-х годов Сарайские владыки переехали в Москву на Крутицы на постоянное пребывание. Сарайская епархия была переименована в Крутицкую (ныне Крутицкое и Коломенское наместничество), с правом именоваться архиереем в форме "Сарский и Подонский".

Поэтому я долгое время считал, что мечети в Москве появились в ту же далёкую пору. Но это не так, историки спорят, когда же это произошло. Как всегда не хватает письменных источников. Первым о московских мечетях написал, как это ни странно, итальянский путешественник из Болоньи Зани Ерколе (Ercole Zani, 1634 - 1684), который много путешествовал по Европе и в 1672 году побывавший в составе посольства в Московии. В своей книге "Relazione e viaggio della Moscovia", изданной в Болонье в 1690 году, путешественник написал: "Вне города, в кибитках, живут подданные татары, коим позволено иметь мечеть". В те времена Замоскворечье находилось за городом и представляло из себя большую деревню. Многие считают, что самая первая мечеть была примерно на том же месте в Татарской слободе, где находится нынешняя Историческая мечеть, ставшая первой в Москве, дожившей до нашего времени. Разрешение на её строительство было получено в 1823 году, затем она неоднократно перестраивалась и реставрировалась.

До 1904 года мечеть была Соборной, а термин "Историческая" появился уже в постсоветское время, в последнее десятилетие прошлого века.

В советское время здание мечети постигла участь всех культовых сооружений Вот, что об этом говорится на сайте мечети: " В 1937 году мечеть была закрыта. В советское время ее здание передавалось под нужды типографии и штаба гражданской обороны, военкомата и ДОСААФ. В 1967 году были снесены минареты.В ноябре 1990 года было принято решение Моссовета о передаче здания религиозному обществу мусульман. Однако в связи с протестами печатного цеха объединения «Художественная гравюра», который располагался в здании мечети с начала 1980-х годов, процесс передачи был отложен. Окончательно здание Исторической мечети было передано мусульманской общине в январе 1991 года."

Большую помощь в реставрации мечети приняло посольство Саудовской Аравии. Об этом свидетельствует мемориальная доска, расположенная на противоположной от входа стене.

На проспекте Мира запомнилась жителям города ее невероятной популярностью в дни главных мусульманских торжеств — Курбан-байрама и Ураза-байрама. В эти дни прилегающие кварталы перекрывались, и их заполняли тысячи молящихся.

И это неудивительно. Прежнее здание храма значительно уступало своими размерами нынешнему. Сегодня мечеть Московская Соборная - один из интереснейших архитектурных объектов столицы. Ее высокие минареты видны далеко за Олимпийским проспектом.

Первая мечеть

Более ста лет назад на месте нынешнего роскошного сооружения находилась мечеть. Московская Соборная церковь была возведена в 1904 году. Здание будет построено по проекту московского архитектора Николая Жукова, в основном на средства известного мецената, купца Салиха Ерзина. Эта мечеть стала вторым мусульманским храмом в столице, но после того, как была закрыта мечеть в Замоскворечье (в 1937 году), адрес переулок Выползов, дом 7, стал символом советского ислама.

Храм получил от самого Сталина, которая представляла собой благодарственную телеграмму за помощь фронту в годы ВОВ. Кроме того, визиты известных лидеров мусульманских государств в послевоенные годы в Выползов переулок надежно защищали религиозную жизнь храма.

Сукарно, и другие известные политики, искавшие благосклонности руководства Советского Союза, во время своих визитов в столицу посещали не только Кремль, но и заезжали на какое-либо передовое предприятие, и в обязательном порядке в мечеть.

Визиты высоких гостей в мечеть проходили довольно сложно и нередко не по сценарию. Например, в 1981 году лидер ливийской Джамахирии, посетивший мечеть, не стал следовать дипломатическому протоколу. Каддафи интересовался у имамов, почему в храме отсутствует молодежь в молельном зале, где в Москве можно купить религиозную литературу, предлагал мечети денежную помощь.

Иранцы оставляли в мечети на подоконниках портреты аятоллы Хомейни, приглашали имама Московской мечети А. Мустафина приехать в Тегеран, хотя ни в Советском Союзе вообще, ни мусульманские религиозные лидеры в частности, к тому времени еще не определились в отношении к произошедшей Исламской революции.

Тем не менее именно благодаря международному статусу мечети она сохранилась. Это позволило в советской столице проводить открытые молитвы. Имамы Московской Соборной мечети становились частыми гостями на правительственных приемах.

Имамы мечети

Среди имамов, служивших в разные годы в мечети, следует выделить таких: Бедретдина Алимова (первого имама), Сафу Алимовова, Абдулвадуда Фаттахетдинова, Исмаила Муштария, Ахметзяна Мустафина Ризаутдина Басырова, Раиса Билялова, Ильдара Аляутдинова.

Сегодня в храме служат шесть имамов. Ильдар Аляутдинов - главный имам Московской Соборной мечети. Ему помогают Мустафа Кютюкчю, Раис Билялов, Анас Садретдинов, Ислам Зарипов и Ваис Билялетдинов - старейший имам (30 лет службы). В советские времена это была единственная мечеть в городе, которая не прекращала своей работы и регулярно проводила богослужения.

Строительство нового храма

К концу ХХ века мечеть все чаще стали называть ветхой и нуждающейся в обновлении либо реконструкции. Под этим предлогом здание пытались снести накануне Олимпиады-80, его спасло лишь вмешательство мусульманской общественности Москвы и послов некоторых арабских стран.

В начале XXI века мечеть получила статус памятника культурного наследия, но ненадолго. Вскоре статус отменили, признав сооружение ветхим и подлежащим сносу. К тому же к этому времени мечеть уже не вмещала всех верующих даже в пятничные молитвы.

В 2011 году старое здание полностью разобрали. На протяжении нескольких лет молитвы проводились во временном помещении. Строительство сопровождалось судебными многочисленными разбирательствами между авторами проекта Алексеем Колентеевым и Ильясом Тажиевым с заказчиком, в лице Духовного управления мусульман. Тем не менее в 2005 году было решено проводить масштабную реконструкцию. А в 2011-м началось строительство здания новой мечети по проекту Алексея Колентеева и Ильяса Тажиева.

Московская Соборная мечеть: открытие

23 сентября 2015 года состоялось долгожданное для всего мусульманского мира России событие. Распахнула свои двери великолепная Московская Соборная мечеть. Адрес храма - Выползов переулок, дом 7. Этот праздник собрал многочисленных гостей. В торжественной и очень запоминающейся церемонии приняли участие президент Путин, политические деятели, известные представители науки и культуры. Надо отметить, что известные и почетные гости в мечети не редкость — как до, так и после реконструкции она остается центром ислама России, ее посещают многие политики, представители культуры со всего мира.

Стоимость строительства

Совет муфтиев сообщил, что мечеть Московская Соборная была построена за 170 миллионов долларов. В эту огромную сумму входят пожертвования рядовых верующих, а также средства крупных предпринимателей. В их честь была выпущена книга, все благотворители указаны поименно.

Нынешнюю мечеть сложно назвать реконструированным сооружением. Ведь от старого здания остались лишь крошечные фрагменты стен.

Архитектура

Мечеть Московская Соборная занимает огромную площадь - 18 900 метров квадратных (до реконструкции она была 964 кв. м). Чтобы укрепить конструкцию, в ее основание была вбита 131 свая, так как рядом проложена линия метро, и несет свои воды Неглинка.

В архитектурном комплексе новой мечети просматриваются несколько культурно-исторических отсылок. К примеру, главные минареты, высота которых более 70 метров, напоминают своей формой Спасскую башню Московского кремля в столице и падающую башню Сююмбике Казанского кремля. Это не случайно. Архитекторы прибегли к такому решению, как к символу единения и дружбы между татарским и русским народами.

Огромный 46-метровый купол мечети, покрытый двенадцатью тоннами сусального золота, удивительно гармонично сочетается с общим обликом «златоглавой» Москвы. Учли архитекторы и первозданный вид мечети. Были собраны заново фрагменты старых стен, и они удачно вписались в новый интерьер, при этом сохранив свой прежний облик. Вершину одного минарета венчает полумесяц, который в свое время украшал старое здание.

Мечеть Московская Соборная имеет определенные черты византийского стиля. Великолепное шестиэтажное здание венчают различные по размерам минареты, купола и башни. Площадь нового строения в 20 раз превысила первоначальный вариант. Сегодня молельные залы для женщин и мужчин вмещают около десяти тысяч верующих. Есть здесь и специальные помещения для проведения ритуала омовения, большой и уютный зал для конференций и организации встреч.

В новой мечети проводят богослужения ведущие мусульманские имамы, они же совершают традиционные обряды.

Внутреннее убранство

Московская Соборная мечеть внутри поражает гостей роскошью и великолепием убранства. Изысканные узоры на стенах храма, продуманные до мелочей элементы декора полностью соответствуют традициям мусульманской архитектуры. В интерьере используются классические цвета для ислама - зеленый, изумрудный, белый, голубой.

Внутреннюю часть купола, как и стены и потолок мечети, украшают росписи. Это священные которые выполнили турецкие мастера. Турецкое правительство подарило соборной мечети великолепные парадные двери, необыкновенные ковры (ручной работы) для залов и роскошные хрустальные люстры.

Мечеть освещают более трехсот двадцати светильников, которые размещаются на потолке и стенах. Основная их часть повторяет форму купола храма. Главная (центральная) люстра - это гигантский светильник. Его высота - около восьми метров, а весит эта конструкция полторы тонны. Ее создавали пятьдесят мастеров из Турции на протяжении трех месяцев.

Необходимо отметить, что совсем не обязательно быть мусульманином, чтобы увидеть мечеть. Здесь, как в мечетях Стамбула и других крупных мегаполисов, двери открыты для представителей разных религий. Но необходимо соблюдать определенные правила.

Женщины должны закрыть волосы, и их одежда должна быть строгой и закрытой. Перед входом следует снять обувь, и постараться не мешать молящимся.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.