Учение Ф. Аквинского о сущности и существовании

ФОМА АКВИНСКИЙ (ок. 1224, Рокка Секка, Италия – 1274, Фоссанова, Италия) – средневековый теолог и философ, монах-доминиканец (с 1244). Учился в Неапольском университете, в Париже, с 1248 у Альберта Великого в Кельне. В 1252–59 преподавал в Париже. Остальную часть жизни провел в Италии, только в 1268–72 был в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного ума-интеллекта (нуса ). Труды Фомы Аквинского включают «Сумму теологии» и «Сумму против язычников» («Сумму философии»), дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского , на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия Ареопагита, анонимную «Книгу о причинах» и др. «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов. Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере им переосмысленный.

Система Фомы Аквинского базируется на идее принципиального согласия двух истин – основанных на Откровении и выводимых человеческим разумом. Теология исходит из истин, данных в Откровении, и использует философские средства для их раскрытия; философия движется от рационального осмысления данного в чувственном опыте к обоснованию сверхчувственного, напр. бытия Бога, Его единства и т.д. (In Boethium De Trinitate, II 3).

Фома выделяет несколько типов познания: 1) абсолютное знание всех вещей (в т.ч. индивидуальных, материальных, случайных), осуществляемое в едином акте наивысшим умом-интеллектом; 2) знание без обращения к материальному миру, осуществляемое тварными нематериальными интеллигенциями и 3) дискурсивное познание, осуществляемое человеческим интеллектом. Теория «человеческого» познания (S. th. I, 79–85; De Ver. I, 11) формируется в полемике с платоническим учением об идеях как объектах познания: Фома отвергает как самостоятельное существование идей (они могут существовать только в божественном интеллекте как прообразы вещей, в единичных вещах и в человеческом интеллекте как результат познания вещей – «до вещи, в вещи, после вещи»), так и наличие «врожденных идей» в человеческом интеллекте. Чувственное познание материального мира – единственный источник интеллектуального познания, пользующегося «самоочевидными основаниями» (главное из них – закон тождества), которые также не существуют в интеллекте до познания, а проявляются в его процессе. Результатом деятельности пяти внешних чувств и внутренних чувств («общего чувства», синтезирующего данные внешних чувств, воображения, сохраняющего образы-фантазмы, чувственной оценки – присущей не только человеку, но и животным способности составлять конкретные суждения, и памяти, сохраняющей оценку образа) являются «чувственные виды», от которых, под воздействием активного интеллекта (являющегося частью человека, а не самостоятельной «активной интеллигенцией», как то полагали аверроисты), абстрагируются полностью очищенные от материальных элементов «интеллигибельные виды», воспринимаемые «возможностным интеллектом» (intellectus possibilis). Заключительной фазой познания конкретной вещи является возвращение к чувственным образам материальных вещей, сохраненным в фантазии.

Познание нематериальных объектов (истины, ангелов, Бога и т.п.) возможно лишь на основе познания материального мира: так, мы можем вывести существование Бога, исходя из анализа определенных аспектов материальных вещей (движения, восходящего к неподвижному перводвигателю; причинно-следственной связи, восходящей к первопричине; различных степеней совершенства, восходящих к абсолютному совершенству; случайности бытия природных вещей, требующей существования безусловно необходимого сущего; наличия целесообразности в природном мире, указующей на разумное управление им (S. с. G. I, 13; S. th. I, 2, 3; «Компендиум теологии» I, 3; «О божественном могуществе» III, 5). Такое движение мысли от известного в опыте к его причине и в конечном счете к первопричине дает нам знание не о том, какова эта первопричина, но только о том, что она есть. Знание о Боге носит прежде всего негативный характер, однако Фома стремится преодолеть ограниченность апофатической теологии : «быть сущим» в отношении Бога – это определение не только акта существования, но и сущности, поскольку в Боге сущность и существование совпадают (различаясь во всех тварных вещах): Бог есть само бытие и источник бытия для всего сущего. Богу как сущему могут также предицироваться трансценденталии – такие, как «единое», «истинное» (сущее в отношении к интеллекту), «благое» (сущее в отношении к желанию) и т.д. Оппозиция «существование-сущность», активно используемая Фомой, охватывает собой традиционные оппозиции акта и потенции и формы и материи : форма, дающая материи как чистой потенции бытие и являющаяся источником деятельности, становится потенцией по отношению к чистому акту – Богу, дающему форме существование. Опираясь на концепцию различия сущности и существования во всех тварных вещах, Фома полемизирует с распространенной концепцией тотального гилеморфизма Ибн Гебироля, отрицая, что высшие интеллигенции (ангелы) состоят из формы и материи (De ente et essentia, 4).

Бог создает многочисленные роды и виды вещей, требуемых для полноты универсума (который имеет иерархическую структуру) и наделенных различной степенью совершенства. Особое место в творении занимает человек, являющийся единством материального тела и души как формы тела (в противовес августиновскому пониманию человека как «души, использующей тело» Фома подчеркивает психофизическую целостность человека). Хотя душа не подвержена разрушению при разрушении тела в силу того, что она проста и может существовать отдельно от тела, свое совершенное существование она обретает только в соединении с телом: в этом Фома видит довод в пользу догмата о воскрешении во плоти («О душе», 14).

Человек отличается от животного мира способностью познавать и совершать в силу этого свободный осознанный выбор, лежащий в основе подлинно человеческих – этических – действий. Во взаимоотношении интеллекта и воли преимущество принадлежит интеллекту (положение, вызвавшее полемику томистов и скотистов), поскольку именно он представляет для воли то или иное сущее как благое; однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый план выходит волевое усилие (De malo, 6). Для совершения благих действий наряду с собственными усилиями человека требуется также божественная благодать, не устраняющая своеобразия человеческой природы, но совершенствующая ее. Божественное управление миром и предвидение всех (в т.ч. случайных) событий не исключают свободы выбора: Бог допускает самостоятельные действия вторичных причин, в т.ч. и влекущие за собой негативные нравственные последствия, поскольку Бог в состоянии обращать ко благу зло, сотворенное самостоятельными агентами.

Будучи первопричиной всех вещей, Бог вместе с тем является конечной целью их устремлений; конечной целью человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога (невозможного, согласно Фоме, в пределах настоящей жизни), все остальные цели оцениваются в зависимости от их направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло (De malo, 1). Вместе с тем Фома отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных форм блаженства.

Началами собственно нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней – законы и благодать. Фома анализирует добродетели (навыки, позволяющие людям устойчиво использовать свои способности во благо – S. th. I–II, 59–67) и противостоящие им пороки (S. th. I–II, 71–89), следуя аристотелевской традиции, однако он полагает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей существует необходимость в дарах, блаженствах и плодах Св. Духа (S. th. I–II, 68–70). Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей – веры, надежды и любви (S. th. II–II, 1–45). Вслед за теологическими идут четыре «кардинальные» (основополагающие) добродетели – благоразумие и справедливость (S. th. II–II, 47–80), мужество и умеренность (S. th. II–II, 123–170), с которыми связаны остальные добродетели.

Закон (S. th. I–II, 90–108) определяется как «любое повеление разума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печется об общественности» (S. th. I–II, 90, 4). Вечный закон (S. th. I–II, 93), посредством которого божественное провидение управляет миром, не делает излишними другие виды закона, проистекающие от него: естественный закон (S. th. I–II, 94), принципом которого является основной постулат томистской этики – «надлежит стремиться к благу и совершать благое, зла же надлежит избегать»; человеческий закон (S. th. I–II, 95), который конкретизирует постулаты естественного закона (определяя, напр., конкретную форму наказания за совершенное зло) и силу которого Фома ограничивает совестью, противящейся несправедливому закону. Исторически сложившееся позитивное законодательство – продукт человеческих установлений – может быть изменено. Благо отдельного человека, общества и универсума определяется божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов является действием, направленным против его собственного блага (S. с. G. III, 121).

Вслед за Аристотелем Фома считал естественной для человека общественную жизнь и выделял шесть форм правления: справедливые – монархию, аристократию и «политию» и несправедливые – тиранию, олигархию и демократию. Наилучшая форма правления – монархия, наихудшая – тирания, борьбу с которой Фома оправдывал, особенно если установления тирана явно противоречат божественным установлениям (напр., принуждая к идолопоклонству). Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и политии. Церковную власть Фома ставил выше светской.

Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 и признание его наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeterni patris папы Льва XIII (1879). См. Томизм , Неотомизм .

Сочинения:

1. Полн. собр. соч. – «Пиана» в 16 т. Рим, 1570;

2. Пармское издание в 25 т., 1852–1873, переизд. в Нью-Йорке, 1948–50;

3. Opera Omnia Vives, в 34 т. Париж, 1871–82;

4. «Леонина». Рим, с 1882 (с 1987 – републикация предыдущих томов); издание Мариетти, Турин;

5. издание Р.Буса Thomae Aquinatis Opera omnia, ut sunt in indice thomistico, Stuttg. – Bad Cannstatt, 1980;

6. в рус. пер.: Дискуссионные вопросы об истине (вопрос 1, гл. 4–9), О единстве интеллекта против аверроистов. – В кн.: Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998;

7. Комментарий к «Физике» Аристотеля (кн. I. Вступление, Sent. 7–11). – В кн.: Философия природы в Античности и в Средние века, ч. 1. М., 1998;

8. О смешении элементов. – Там же, ч. 2. М., 1999;

9. О нападении демонов. – «Человек», 1999, № 5;

10. О сущем и сущности. – В кн.: Историко-философский ежегодник – 88. М., 1988;

11. О правлении государей. – В кн.: Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе 6 – 17вв. Л., 1990;

12. О началах природы. – В кн.: Время, истина, субстанция. М., 1991;

13. Сумма теологии (ч. I, вопр. 76, ст. 4). – «Логос» (М.), 1991, №2;

14. Сумма теологии I–II (вопр. 18). – «ВФ», 1997, № 9;

15. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии». М., 2000.

Литература:

1. Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1884;

2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966, 2-е изд. М., 1975;

3. Дзикевич Е.А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. М., 1986;

4. Грецкий С.В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. Душанбе, 1990;

5. Честертон Г. Святой Фома Аквинский. – В кн.: Он же. Вечный человек. М., 1991;

6. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского. – «ВФ», 1994, № 1;

7. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994;

8. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995;

9. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново. – «Символ» (Париж) 1995, № 33;

10. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999;

11. Gilson Ε. Saint Thomas dʼAquin. Ρ., 1925;

12. Idem. Moral Values and Moral Life. St. Louis – L., 1931;

13. Grabmann M. Thomas von Aquin. Münch., 1949;

14. Sertillanger A.D. Der heilige Thomas von Aquin. Köln – Olten, 1954;

15. Aquinas: A collection of Critical Essays. L. – Melbourne, 1970;

16. Thomas von Aquin. Interpretation und Rezeption: Studien und Texte, hrsg. von W.P.Eckert. Mainz, 1974;

17. Aquinas and Problems of his Time, ed. by G.Verbeke. Leuven – The Hague, 1976;

18. Weisheipl J. Friar Thomas Aquinas. His Life, Thought, and Works. Wash., 1983;

19. Copleston F.C. Aquinas. L., 1988;

20. The Cambridge Companion to Aquinas, ed. by N.Kretzmann and E.Stump. Cambr., 1993.

К.В.Бандуровский

1) совпадают в человеке; 2) совпадают в творении Божьем в мире; 3) совпадают в Боге;

4) никогда не совпадают

8. Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: …

1) диалектиков и метафизиков 2) реалистов и номиналистов;

3)монистов и дуалистов; 4) эмпириков и рационалистов.

9. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа

1) «не следует умножать сущности сверх необходимости»; 2) «нет ничего, помимо Бога, и Бог есть бытие»; 3) все сущее – благо; 4) « возлюби ближнего своего, как самого себя»

Века в средневековой европейской философии называются этапом

1) схоластики; 2) софистики; 3) апологетики; 4) патристики

11. Средневековая схоластика ориентирована на учение…

1) Аристотеля; 2) Сократа; 3) Протагора; 4) Платона

Выдающимся представителем эпохи патристики является

1) У. Оккам, Ф. Аквинский, Августин Аврелий; Р. Бэкон

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

1. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе считается …

1) Средние века; 2) Новое время; 3) Ренессанс; 4) Реформация

2. Умонастроение, преобладавшее в эпоху Возрождения, - …

1) интуитивизм; 2) космизм; 3) теизм; 4) гуманизм;

3. Для эпохи Возрождения характерен ….

1) природоцентризм; 2) теоцентризм; 3) культуроцентризм; 4)антропоцентризм

4.Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на …

1)Бога; 2) Космос; 3)человека; 4) язык.

5. Доминирующая тема философии Ренессанса …

1)знание; 2) мораль; 3) Бог; 4) творчество человека

6. Земля и Солнце – рядовые небесные тела в бесконечной, одушевленной, деятельной, наполненной разумной жизнью Вселенной, - утверждал титан Ренессанса …

1) Мишель Монтень; 2) Джордано Бруно; 3) Франческо Петрарка; 4) Данте Алигьери

7. Пантеизм, основы которого были заложены философом-кардиналом Н.Кузанским, объединяет и отождествляет ….

1) человека и природу; 2) Бога и человека; 3) Бога и природу; 4) конечное и бесконечное

8.Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались …

1) Галилео Галилием; 2) Леонардо да Винчи; 3) Никколо Макиавелли; 4) Николаем Коперником

9. В философии позднего Возрождения наблюдается разочарование в принципах …

1) космоцентризма; 2)антропоцентризма; 3) антропоморфизма; 4) теоцентризма

10. Родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель раннего Возрождения …

1) Лоренцо Вала; 2) Джованни Боккаччо; 3) Данте Алигьери; 4) Франческа Петрарка.

Создатель первой литературной утопии, написанной по – латыни, нарисовавший картину идеального общества без частной собственности – это

1) Аврелий Августин; 2) Платон; 3) Томазо Компанелла;4) Томас Мор

1) Т. Мор; 2) Н. Макиавелли; 3) Л. Вала; 4) Т. Кампанелла

Главной целью Реформации XVI в. являлось

1) преображение католической церкви; 2) реформация церковной православной власти; 3) распространение идеологии католической церкви; 4) сближение католической и православной церкви

1) Данте; 2) Н. Макиавелли; М. Монтень; Э. Роттердамский

В основе философии Дж.Бруно лежит

1) пантеизм; б) натурализм; 3) деизм; 4) гедонизм

Немецкий кардинал, учение которого совпадение противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира

1) Дж.Бруно; 2) Г.Галилей; 3) Н.Кузанский; 4) Н.Коперник

17. Выдающийся деятель Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости»

1) Т. Мор; 2) Н. Кузанский; 3) Э. Роттердамский; 4) М. Монтень

В основе натурфилософии Возрождения лежит

1) деизм; 2) эстетизм; 3) пантеизм; 4) гуманизм

Эпоха Возрождения стала отрицанием средневековой

1) экзегетики; 2) патристики; 3) схоластики; 4) догматики

Возрождение как движение в европейской культуре возникло в (во)

1) Франции; 2) Германии; 3) Италии; 4) Англии

21. Тезис Джордано Бруно «…Природа есть …не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию

1) пантеизма; 2) панлогизма; 3) деизма; 4) атеизма

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Родоначальником эмпиризма как философского направления эпохи Нового времени явился...

2. Проблемы теории познания, поиска научного метода, противостояния эмпиризма и рационализма становятся центральными в европейской философии...

1) XIX в.; 2) XVIII в.; 3) XVI в.; 4) XVII в.

Главной познавательной способностью человека и его судьей является разум

- утверждали представители рационализма XVII века...

4. Bce из опыта, - доказывали сторонники эмпиризма XVII века...

1) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш; 2) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц; 3) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк; 4) Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах

5. Критическое отношение философии к церкви и религии является отличительной чертой эпохи...

1) Ренессанса; 2) Античности; 3) Средневековья; 4) Просвещения

6. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной в...

1) Германии; 2) Франции; 3) Италии; 4) Англии

Философская позиция Дж. Беркли и Д. Юма характеризуется как

1) абсолютный идеализм; 2) объективный идеализм; 3) субъективный идеализм; 4) материализм

8. Родоначальником немецкой классической считают...

1) Л. Фейербаха; 2) И. Канта; 3) И. Фихте; 4) Г. Гегеля

Центральное понятие философии Гегеля

1) Бог; 2) Всеединство; 3) Абсолютная идея; 4) Мировая воля

Учение Л.Фейербаха характеризуется как..

1) антропологический материализм; 2) механический материализм; 3) стихийный материализм; 4) наивный материализм

Переход от классической к неклассической, иррационалистической философии связан с именами

1) А. Шопенгауэра и Ф. Ницше; 2) Ч. Пирса и У. Джемса; 3) К. Маркса и Ф. Энгельса

4) О. Конта и Г. Спенсера

Учение К.Маркса и Ф. Энгельса характеризуется как

1) субъективный идеализм; 2) наивный и стихийный материализм; 3) вульгарный материализм; 4) диалектический и исторический материализм

1) Г. Лейбниц; 2) Г. В. Гегель; 3) Б. Спиноза; 4) Дж. Бруно

14. Центральная проблема философии Канта – это …

1) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей; 2) исследование движущихся сил развития истории; 3) исследование предельных основ бытия; 4) анализ саморазвития абсолютной идеи.

Современная философия

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА

1. Влиятельное направление в современной философии, связанное с именем Эдмунда Гуссерля, ...

1) постмодернизм; 2) феноменология; 3) герменевтика; 4) неотомизм

2. Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для...

1) позитивизма; 2) марксизма; 3) структурализма; 4) экзистенциализма

3. Экстравагантная, по мнению многих, философия, «современный вариант релятивизма и скептицизма» ...

1) экзистенциализм; 2) постмодернизм; 3) интуитивизм; 4) неопозитивизм

По мнению теоретиков, популярного в США течения, философия призвана спуститься с «небес на землю» для решения жизненных проблем человека

1) консерватизма; 2) прагматизма; 3)персонализма; 4) марксизма

5. Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в...

1) прагматизме; 2) фрейдизме; 3) аналитической философии; 4) экзистенциализме

Способом существования человека в мире объявляет понимание, связанное с языком, текстом, диалогом

1) структурализм; 2) герменевтика; 3)номинализм; 4) персонализм

7. Характерной чертой философии постмодернизма является…

1) исторический оптимизм; 2) замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира; 3) исследование предельных основ бытия; 4) рационализм

Исчезновение Я как результат коммуникативных взаимодействий провозглашается в

1) неофрейдизме; 2) феноменологии; 3) позитивизме; 4) постмодернизме

Возникновение психоанализа связано с именем

1) А. Шопенгауэра; 2) Ф. Ницше; 3) Э. Гуссерля; 4) З. Фрейда

Направление современной западной философии, обосновывавшее понимание как метод познания называется

1) номинализмом; 2) структурализмом; 3) герменевтикой; 4) персонализмом

Отечественная философия

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Ключевой проблемой в русской философии является...

1) пути достижения научного знания; 2) смысл жизни и призвание человека;

3) происхождение и сущность сознания; 4) защита собственности и свободы

2. Идеализация русских самобытных начал, проповедь национальной исключительности России принадлежит...

1) народникам; 2) марксистам; 3) славянофилам; 4) западникам

3. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был...

1) Герцен А.И.; 2) Чернышевский Н.Г.; 3)Бакунин М.А.; 4) Соловьев B.C.

Средневековье, как говорилось выше, было пронизано христианским мировоззрением на жизнь, общество и процессы, проходящие в нём (экономические, политические, социальные). Определённо, Папский Престол сыграл значительную роль (воздействие) в политической жизни Средневековой Европы. Пик этого воздействия был достигнут в XIII веке, когда завершилось формирование особой системы учения – схоластики (теологического учения, которое было ориентировано на оправдание принципов веры средствами человеческого разума. Именно с позиции схоластического учения стоит рассматривать раннею политическую мысль Средневековой Европы, так как богословие постепенно вытеснило философию, но особо не утратило её черт и знаний, тем самым продолжив развивать политическую мысль, которая к тому времени уже обогатилась воззрениями античных мыслителей.

В развитии политической мысли Средневековья большую роль сыграл Томас Аквинат, иначе Фома Аквинский (1225-1274 гг.) богослов, монах, представитель схоластического течения, который на ряду с религиозными вопросами, в своих трудах поднимал политические и правовые вопросы. Его идеи о государстве, законах, праве прочесть в таких трудах как: «О правлении государей» (1265-1266 гг.), а также «Сумма теологии» (1266-1274 гг.) и много других.

Во многом, Фома Аквинский перенял Аристотелевские идеи о политике, так как был знаком с его политическими трудами. В последствии эти идеи он воплотил в новой, до сего невиданной, христианской доктрине государственного устройства. Так, Аквинский был солидарен с Аристотелем в том, что человек есть «существо общественное и политическое»: в человеке с рождения заложено понимание и стремление объединиться в некую общественную форму, выражением которой будет государство. На фоне социальных и биологических потребностей и возникает политическое объединение. Социальная структура государства у Фомы Аквинского складывается из ремесленников, солдат, земледельцев, политиков, землевладельцев, священнослужителей и других. Государство, по мнению Аквинского, функционирует только тогда, когда природа произведет такую массу людей, среди которых одни являются физически крепкими, другие – мужественными, третьи – проницательными в умственном отношении. В этом разделении Фома Аквинский также идет вслед за Аристотелем и утверждает, что эти различные категории работников необходимы для государства в силу его «природы».

Как и у мыслителей Античности, у Фомы Аквинского целью государственности является достижение «общего блага», которое выражается в том, чтобы обеспечить достойные и разумные условия жизни подданным (гражданам). Именно в сохранении феодально-сословного строя, в котором отдельные лица и богачи будут иметь привилегированное положение, а из политики будут отчуждены торговцы, ремесленники, земледельцы, Фома Аквинский видит достижение «общего блага».



В своём трактате «О правлении государей» он размышляет о наиболее лучшей форме государственного правления. Так, сначала он рассуждает о том, что делает правителя тираном: В частности, властитель, который правит наперекор законам бога и морали, который распространяет свою компетенцию выше положенного, вторгаясь тем самым в духовную жизнь подданных или облагая их чересчур высокими налогами, - именно этот правитель обращается в тирана. Фома Аквинский призывает бороться с такими правителями и отвергает тиранию как форму правления, но вопросы о методах борьбы с тиранией должна решать церковь.

В частности, Тиранию Аквинский отчуждал от монархии, в которой и видел наиболее лучшую форму правления, исходя из нескольких факторов: Во-первых, она сходна с мирозданием, которое устроено и руководимо одним Богом (в государстве монархом), она подобна человеческому организму, части которого направляются и объединяются одним и единственным разумом (монархом). «Один правит лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым… Среди множества частей тела существует одна, которая движет всем - сердце, а среди частей души по преимуществу главенствует одна сила – разум… Так, у пчел один царь, а во всей вселенной один Бог, творец всего и правитель. Это разумно. Поистине, всякое множество происходит от одного, а потому наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое управляет одним». Во-вторых, исторических опыт продемонстрировал и показал, что устойчивы и богаты были те государства, где царствовал один, а не множество людей.



Как говорилось выше, на Фому Аквинского оказали существенное влияние воззрения Аристотеля, поэтому он имел особое представление и о других формах государственного правления: олигархии, аристократии,демократии, политии. Но среди этого множества наиболее лучшей им выделялась монархия. При этом он выделял две формы монархического правления – абсолютную монархию и монархию политическую. Вторая, по мнению Аквинского, обладает рядом преимуществ и отличается от первой тем, в ней существенной силой выступают крупные феодалы (духовные и светские). Так, во второй форме монархии: «Власть монархов стоит в зависимости от закона и не выходит за его рамки». В свою очередь в первой: «Власть монархов не стоит в зависимости от закона, и монарх в праве поступать как хочет, так как в его руках состоят все ветви власти».

Таким образом, можно сказать, что наилучшей формой правления у Фомы Аквинского является монархия, причём в ней уже прослеживаются некоторые элементы конституционной монархии, где правитель правит в соответствии с законом и не выходит за его рамки, где народ не угнетается правителем, где сам монарх заинтересован в том, чтобы его подданные благоденствовали и ни в чём не нуждались.

1. совпадают в природных явлениях

2. совпадают в человеке

3. никогда не совпадают

4. совпадают в Боге

Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является...

2. пантеизм

3. космоцентризм

4. теоцентризм

Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется...

1. креационизмом

2. томизмом

3. провиденциализмом

4. индетерминизмом

4. «Всё в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает...

1. волюнтаризм

2. нигилизм

3. фатализм

4. провиденциализм

5. Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря...

1. реалистов и номиналистов

2. эмпириков и рационалистов

3. монистов и дуалистов

4. диалектиков и метафизиков

Выдающимся представителем этапа патристики является...

1. Ф. Аквинский

2. У. Оккам

3. Р. Бэкон

7. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о…

1. познании мира

2. соотношении бытия и небытия

3. свободе воли человека

4. возможности построения идеального государства

8. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа...

1. «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»

2. «возлюби ближнего своего, как самого себя»

3. «не следует умножать сущности сверх необходимого»

4. «все сущее есть благо»

9. Особенностью средневекового стиля мышления является…

1. антропоцентризм

3. теоцентризм

4. космизм

Средние века охватывают период

1. VI-I вв. до н.э.

4. XVII-XIX вв.

Задание №2

Маркс К. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил (т.е. применяемых ими орудий труда, навыков и умений их производственной деятельности и т.д.). Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производительными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». (К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.13,стр.6-7)

1.Какое понимание развития общества и в целом исторического процесса (материалистическое или идеалистическое) выражено в приведенных выше высказываниях Маркса.

2. Какова, по Марксу, материальная основа функционирования и развития общества.

3. Раскройте характер взаимодействия производительных сил общества и возникающих между людьми производственных отношений, исходя из учений Маркса.

Задание №3

Написать философское эссе раскрывая смысл высказывания

«Самое прекрасное в природе - отсутствие человека» (Б. Карман)

Вариант 7

Задание №1

Тема: Философия Ренессанса

1. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является...

2. Н. Кузанский

3. П. Абеляр

4. Н. Макиавелли

Для эпохи Возрождения характерен...

1. антропоцентризм

2. природоцентризм

3. культуроцентризм

4. теоцентризм

Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались...

1. Николаем Коперником

2. Леонардо да Винчи

3. Галилео Галилеем

4. Николо Макиавелли

4. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…

1. Франции

4. Германии

5. Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в…

1. утопии «Город Солнца»

2. диалоге «Государство»

3. трактате «Государь»

4. трактате «Левиафан»

6. Главной целью Реформации XVI в. являлось(-ась)…

1. реформация православной церковной власти

2. распространение идеологии католической церкви

3. преобразование католической церкви

4. сближение католической и православной церкви

7. В основе натурфилософии Возрождения лежит…

1. пантеизм

3. солипсизм

8. Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию...

2. атеизма

3. пантеизма

4. панлогизма

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.