Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена. Петр и Павел – апостолы Христа Разногласия между Петром и Павлом

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове.

- Первый вопрос: в чем различие судеб и характеров апостолов Петра и Павла?

Как сказать… Разная судьба, разное социальное происхождение. Апостол Петр был из рыбаков, из простого народа, а Павел был богатого сословия. Апостола Петра Господь призвал к апостольскому служению при жизни, до Своего воскресения, Петр слышал слова Господа, которые Он проповедовал, был свидетелем чудес, которые Он совершал. В какой-то момент, во время суда, он устрашился, отрекся от Христа, потом всю жизнь каялся в содеянном.

Апостол Павел же имел несколько другую судьбу. Он не был свидетелем проповеди, сподвижником Христа Спасителя - наоборот, он был гонителем Христа. Из жизнеописания апостола Павла мы знаем, что по пути в Дамаск, куда он направлялся, чтобы разгромить первую христианскую общину, которая там была создана, Павел был ослеплен и услышал голос Божий: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» В дальнейшем их судьба, наверное, очень сильно перекликается: и Петр, и Павел проповедовали слово Божие в одних и тех же местах; в одном и том же городе - Риме - приняли свою мученическую кончину. Вот вкратце ответ на Ваш вопрос. Оба призваны Богом, но каждый шел своим путем.

- Почему их называют первоверховными апостолами?

Наверное, это немного аллегорическое наименование - по совокупности тех трудов, что они понесли, тех плодов, что были по этим трудам. Ведь апостолы - это практически первые епископы, которые стояли у основания Церкви, созданной Христом Спасителем. По благодати все они равны, нет ни первого, ни последнего, они равны перед Богом, перед Церковью, в равном достоинстве. Так же как и епископы Православной Церкви все равны по благодати как преемники апостолов, наследники той благодати, которая непрерывно передается от одного епископа к другому.

Наверное, это связано еще и с тем, что их кончина произошла в Риме, Рим тогда был столицей империи. Наверное, они оставили немножко больше дошедших до нас письменных трудов в истории христианства. По совокупности трудов, которые они понесли, и плодов этих трудов Церковь их как-то выделяет из числа остальных апостолов. Но еще раз говорю, что по благодати они абсолютно одинаковы, все остальные апостолы тоже по мере своих сил трудились в тех местах, куда Господь их послал, просвещали народы, неся им слово Божие. Апостолы Петр и Павел, как мы знаем, проповедовали практически на территории современной Европы, которая в то время уже становилась христианской, принимала слово Божие гораздо ближе, чем другие места, в которых проповедовалось Евангелие. Еще раз повторю: первоверховные по совокупности тех трудов, которые они совершили в своей жизни, и по результату, который эти труды принесли.

Допустим, мы называем Вселенского Патриарха вселенским не потому, что он возглавляет всю Православную Церковь, а только потому, что он занимает кафедру, которая в свое время была столичной кафедрой, была столицей Византийской империи. Этим он был возвышен над остальными, но в православии все патриархи равны между собой по достоинству. Да, есть диптих по кафедрам, по истории тех кафедр, что мы имеем, но как апостолы Петр и Павел первоверховные только потому, что они так потрудились, так и Патриарх - Вселенский, потому что Константинопольская кафедра была столичной кафедрой, высшей, а не по благодати.

- Различались ли апостолы Петр и Павел характерами, личными качествами, повлияло ли это на слово Божие?

Наверное, отличались. Не было двух одинаковых людей, как их нет и сейчас. Но все-таки, наверное, у них была общая любовь к Богу, то горение, с которым они проповедовали слово Божие. Я бы ответил на этот вопрос так.

- Почему апостолов называют богоглаголивыми?

Потому что апостолы несут слово Божие в мир: «Идите, научите… » То есть что видите, слышите, знаете, что получили - идите и проповедуйте это слово. Наверное, еще и потому, что в день Святой Пятидесятницы Господь послал Духа Святого на апостолов, и они начали говорить на разных языках, которые раньше не знали, не учили, о многих, наверное, даже не слышали. Это благословение Божие - глаголание на разных языках - и есть богоглаголание. Тем самым они несут слово Божие во все концы.

- То есть апостолы говорят не от своего имени, не от себя, являются просто проводниками?

Апостолы говорят о том, что они видели, о том, что Господь им открыл. Свидетельствуют о том, чему они сами были свидетелями. Конечно, они говорят не от себя, а от того духовного опыта, который имели, будучи свидетелями земной проповеди Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

- Ваш храм освящен в честь апостолов Петра и Павла. Расскажите немного об истории этого храма.

Вообще с храмами апостолов Петра и Павла тесно связана моя жизнь. Первый храм, который мне довелось готовить к освящению (тогда я был только что пострижен в монашество иеродиаконом и направлен на послушание к митрополиту Питириму в Иосифо-Волоцкий монастырь), - надвратный храм Петра и Павла. Через месяц после рукоположения я получил назначение настоятелем Петропавловского храма в город Лыткарино. Перейдя служить в Москву, я попал в Петропавловское благочиние, стал петропавловски м благочинным и указом Святейшего Патриарха назначен в храм Петра и Павла. Так что моя жизнь непосредственно связана с этими двумя апостолами, которые действительно ведут меня по этой жизни примером своего жертвенного служения.

Наш храм замечательный. Не только потому, что он носит название Петра и Павла, не только потому, что у него замечательная архитектура, внутреннее убранство, но и потому, что это храм, который никогда не закрывался. Даже в годы лихолетья, богоборчества продолжал нести слово Божие, не был поруган, сохранил свое внутреннее убранство, там совершенно чудесный, замечательный иконостас в центральном приделе. Храм вбирал в себя те святыни, которые приходили сюда из разрушенных, закрывающихся храмов в округе.

- Какие святыни есть в вашем храме?

У нас есть Казанская икона Божией Матери, очень чтимая всеми. Есть мощи святого благоверного князя Михаила Тверского, причем эта часть мощей, пришедшая к нам в 90-х годах, на сегодняшний день, наверное, самая большая из известных частей мощей Михаила Тверского, находящихся в Русской Церкви. Сами мощи бесследно исчезли, но нам была передана часть на хранение. Есть два мощевика с мощами разных святых. Очень почитаем нашими прихожанами образ Почаевской иконы Божией Матери, перед которым на протяжении многих десятилетий по пятницам совершается молебное пение с акафистом. Есть совершенно потрясающий образ «Нерушимая Стена» - наверное, единственный таких размеров образ в нашем храме, который тоже пришел к нам из закрытого храма. По преданию, он из часовни, которая когда-то была на Казанском вокзале. Но насколько это достоверно, мы не знаем.

О многих святынях неизвестно, откуда они пришли, например об иконе Божией Матери «Знамение», которая тоже считается у нас чудотворной. Есть свидетельства людей, которые молились перед ней и получали исцеление. Примером является ныне покойная очень известная в церковных кругах врач-гомеопат Мария Ефимовна, она молилась перед этой иконой и получила исцеление, очень почитала этот образ. Есть много святых. Наверное, любая икона, с которой соприкасаешься, является святыней. Это и образ Божией Матери «Утоли моя печали», оклад на которую своими руками вышивала княгиня Шеховская, руководительница обители милосердия, находящейся рядом с нашим храмом, где сегодня 29-я городская больница, у нас там приписной больничный храм. Так что святынь очень много, это такой особый внутренний молитвенный дух, совершенно потрясающий. Переступая порог храма, ты будто попадаешь в совершенно другое место…

Конечно, удивительна и история храма. Впервые о нем упоминается в 1613 году. К 1711 году он уже складывается в том архитектурном облике, в котором мы его сегодня видим. С тех пор, за исключением непродолжительного времени наполеоновской оккупации Москвы в 1812 году, в нем никогда не прекращались богослужения.

Вопрос от телезрителя: «В Великий пост я поссорился со своим дядей. Он развелся с супругой, супруге досталась квартира. Ему некуда было прописаться, и он попросил меня его прописать, чтобы он мог зарегистрировать бизнес. Мы прописали его на небольшой срок, а через некоторое время он упрекнул меня, что я зарегистрировал его только на полгода, обвинил, что я его подвел. Хотя разговор изначально шел только о таком сроке, на другой я не мог его прописать. Дядя сделал для меня много добра, был почти за отца. Мне очень неприятно, что отношения у нас испортились, мы не общаемся. Как наладить отношения? Помогите разобраться».

Разобраться по-простому. Надо просто постараться попросить прощения, сказать, что бес попутал, друг друга где-то не так поняли, но вы самые близкие, дорогие люди, и я считаю, что нужно примириться.

Сразу вспоминается Булгаков, не к месту будь помянуто: «Москвичей испортил квартирный вопрос». Подвиг должен заключаться не в том, что мы делаем что можем, а в том, что мы делаем порой невозможное для нас… Не знаю, может быть, в каких-то особых моментах прописка имеет значение, но если это частная собственность, она не дает человеку возможности претендовать на эту собственность или долю в ней; в любое время человека можно выписать. Конечно, отношения с родственниками надо решать. С дядей надо примириться, это будет самое правильное решение, нужно самому сделать первый шаг навстречу и попросить прощения. Мудрый человек поступает именно так.

Телезритель: «Я пытался, батюшка. Правда, я сделал это через SMS, потому что меня он слушать не хочет. Дело все в том, что он утверждает, будто бы я ему обещал определенный срок прописки, а я такого не помню».

Надо забыть про этот срок, забыть про все, помнить о том, что он дядя. Не поняли друг друга - к сожалению, из-за таких недомолвок рушатся семьи, отношения, взаимоотношения между людьми. Конечно, лучше бы такого не делать, но если сделали ошибку, постарайтесь ее исправить. Не ищите оправданий, принесите покаяние. Не надо оправдываться перед ним, говорить, что не помните такого разговора. Так получилось, принесите свое покаяние, а дальше его воля - сочтет ли он нужным выслушать и понять. Может быть, ему нужно время, чтобы успокоиться, но дайте ему понять своим поведением, своими поступками, что это близкий для Вас человек, о разрыве с которым Вы очень переживаете. Причем дать это понять нужно не SMS, не словами, а своим внутренним отношением. Если это искренне, если дядя человек умный, думаю, он поймет и простит. Но для всего нужно время.

- Скажите, как быть в ситуации, когда работодатель отказывается платить зарплату и просто исчезает?

Здесь два варианта. Если вы устроились на работу, заключили с работодателем договор или работаете по трудовой книжке, то есть у вас есть официально оформленные отношения, то в таком случае есть трудовая инспекция, в конце концов, какие-то государственные органы, которые разрешают данные конфликты. Если же вы устроились по договоренности, никак это не оформляя, то и исправить, наверное, уже ничего нельзя, надо молиться и уповать на волю Божью. Пусть это будет на совести тех, кто не заплатил.

Священное Писание и апостолы учат нас, что человек потрудившийся должен получить за свою работу вознаграждение. Горе тому человеку, который, нанимая работника, не платит ему. Так что если это была устная договоренность - пусть будет на совести тех, кто такое совершил, а Господь Сам все управит. Ну а для того, кто обжегся, пусть эта ситуация будет уроком, как вести себя в дальнейшем, - осторожнее относиться к тем, к кому идешь на работу, не соблазняться легкими заработками и всегда помнить слова царя Давида: «Всяк человек ложь». Обмануть нас могут в любой момент. Да и мы иногда обманываем, когда незаконно устраиваемся на работу, получая «черную» зарплату, обманываем государство. Плохо это или хорошо? Порой бывает сложно выживать в наших условиях. Но мы же не платим с этой зарплаты налоги. Господь где-то начинает нас смирять, говорит, что раз мы поступаем так, то и с нами могут поступить так же.

- Стоит ли человеку добиваться этих денег или лучше простить?

А как их можно добиваться? Если был трудовой договор, тогда можно. Но из нашей недавней истории мы знаем случаи, когда добивались денег, вывозя людей в лес, приходя с утюгами. Мы же верующие христиане, понимаем, что таким путем мы идти не можем. Еще раз говорю: положиться на волю Божью и, наверное, принять это и забыть. В конце концов, не жить постоянным состоянием обиженности. Да, это негативный урок, но это наш опыт, через который мы прошли и в дальнейшем не будем совершать подобных ошибок.

Несколько вопросов от наших телезрителей: «У меня сильное желание поисповедоваться, но я стесняюсь прийти на исповедь. Как быть?»

Исповедоваться. Надо стесняться грешить, но не стесняться каяться. Переступите через себя, свои сомнения, ложный стыд, который всевает нам враг рода человеческого. Через покаяние мы обретаем некогда потерянное нами общение с Богом. Конечно, враг не хочет, чтобы мы воссоединялись с Богом, поэтому и появляется этот ложный стыд. Нужно его преодолеть и идти на исповедь, очищать свою душу.

Следующий вопрос: «Часто слышу, как люди начинают говорить о ком-то, и все превращается в осуждение. Вроде бы все говорится правильно, а после таких разговоров на душе остается осадок. Думал о человеке хорошо, а тебе как бы глаза открыли на него. Всем ли доверять?»

Еще раз повторю: «Всяк человек ложь». Это сказал не я, а человек, который мудрее меня, - царь Давид. Никогда не стоит судить о человеке по мнению другого человека. Для кого-то один человек плохой, а для другого может быть самым лучшим. Вот пример. В многоштатном приходе у каждого священника есть своя паства. Для каждого из этой паствы его батюшка самый лучший, лучше, чем все остальные, и обязательно кого-то считают самым худшим. К сожалению, это жизнь, от этого никуда не уйдешь. Так и в миру. Люди высказали свое мнение, но христиане и святые отцы учат заглядывать чаще внутрь себя, меньше осуждать других, меньше смотреть на неблаговидные поступки окружающих.

Наш путь - путь нашего спасения, а осуждая другого, видя грех в другом человеке, мы абсолютно не приближаемся к Богу, а чаще всего Господь через это нам показывает, что то же самое присутствует и в нас. Если мы начинаем об этом сильно задумываться и осуждать кого-то, в этот момент лучше заглянуть внутрь своего сердца - наверное, росточек обсуждаемого греха уже где-то пробивается. Мы осуждаем людей за богатство, но сами стремимся к нему; считаем, что будь у нас много денег, мы бы поступили с ними по-другому, совершали бы дела милосердия, занимались благотворительностью. Но как только мы достигаем какого-то благополучия, сразу же забываем о делах милосердия, о благотворительности, которую должны совершать. Поэтому не надо осуждать. Как та вдовица, которая принесла две лепты - совсем мало, но она несла их искренне и чисто, и они были приняты Богом. Так и с нашими делами и поступками. Не судите, да не судимы будете. Самая большая добродетель, как я прочитал недавно в православной книге, - прощать обиды и не осуждать грешника.

Следующий вопрос: «Моя бабушка - хороший, добрый человек, но в храм не ходит. Говорит, что в советское время учили в Бога не верить. Как помочь родному человеку?»

К сожалению, таких людей достаточно много. Помочь можно только примером своей жизни, если бабушка будет видеть позитив, исходящий от Вас, от того, что Вы ходите в храм. Иногда ведь бывает противоположное: человек ходит в храм, а дома от него ничего нет, кроме негатива. Приходит из храма раздраженный, всем недовольный, порой является в семье деспотом. Окружающие видят это и думают, зачем им тогда идти туда, столько лет жили без этого - наверное, и дальше проживем. Надо помнить, что это несчастные люди, которые не познали Бога, молиться за них, просить, чтобы Господь, пока есть еще такая возможность, открыл их сердце. Но это абсолютно не значит, что нужно постоянно на них давить, говорить, что они должны ходить в храм. Нет, нужно показывать своим примером, своей жизнью, ненавязчиво, с любовью. От нас прежде всего должна исходить любовь. Как у апостолов Петра и Павла. Даже та строгость, которую они проявляли, была с любовью к тем, к кому они обращались.

- Вы сказали, может быть так, что человек ходит в храм, но в семье оказывается деспотом. Почему так происходит?

Потому что человек вообще не задумывается о сути христианства, для чего оно вообще, что в себе несет. Ему нравится круг общения, обстановка в храме, кто-то там вообще встречается со своими друзьями. Заметьте, как бывает: служба закончилась, и как будто ты уже не в храме, а на Лефортовском рынке - шум, гам, все разговаривают, обмениваются новостями, забывая о том, что они находятся в доме Божием, только что причастились, рядом стоит человек, который тоже, может быть, приступал к Святым Христовым Таинам. Утрачивается благоговение к святыне, к дому Божьему. Так что приходят разные люди, каждый ищет чего-то своего, но искать надо прежде всего Бога. Если человек начинает искать Бога, он понимает, что должно быть у него, что Бог есть любовь. А если мы любви не имеем, как говорит нам Священное Писание, то мы медь звенящая и кимвал бряцающий.

Следующий вопрос: «Как совместить жизнь в миру с необходимой непрестанной молитвой, о которой так много говорится?»

Понимаете, можно ведь и в монастыре не совместить свою жизнь с непрестанной молитвой. Это внутреннее состояние человека. От себя, от своих страстей не спрячешься ни в пустыне, ни за монастырскими стенами. Если хочешь стяжать молитвенное делание, то будешь трудиться. Молитва - это самый тяжелый труд. Но это труд, от которого со временем начинаешь получать огромную радость. Однако чтобы ее получить, надо потрудиться, надо себя понуждать, заставлять. Не всегда все получается. Бывает, мы начинаем какое-то дело и оно получается у нас не сразу. Бывает, человек занимается научными трудами, у него тоже идет не все сразу, нужно время, пока все сложится, решится уравнение или еще что-то. Ничего не бывает без труда, так и здесь. Просите у Бога, чтобы Он дал дар молитвы, но не просто просите и требуйте, а сами прилагайте усилия.

Для начала хотя бы старайтесь исполнять повседневные правила - утренние и вечерние молитвы. Когда готовитесь к Святому Причастию, старайтесь вычитывать те молитвы, которые положены. А то ведь знаете, как бывает - не выучивши азбуку, пытаемся читать романы, поэтому и не понимаем ничего. Так и здесь получается. То, что необходимо на потребу повседневно, не совершаем, а пытаемся сделать большее. Кто-то берет благословение на Псалтирь и не вычитывает утренних и вечерних молитв, кто-то хочет взять еще какой-то молитвенный подвиг…

Начните с малого. Научитесь хотя бы молиться до еды, после еды, о чем мы тоже очень часто забываем, поскольку всю жизнь живем в суете. Уберите из своей жизни суету, привнесите в нее размеренность - тогда, может быть, получится этот молитвенный настрой. Учитесь любить молитву и искать радость в ней. Очень сложно, очень тяжело, потому что мир отвлекает, мирские заботы бывают радостнее и веселее, а сосредоточиться на молитве не всегда получается. Но стремитесь к этому.

А допустимо ли утренние молитвы читать не сразу же после пробуждения, а вечерние читать не перед самым отходом ко сну? Из-за современного ритма жизни приходится молиться и в транспорте, и в течение дня. Еще один вопрос: можно ли разделить утреннее молитвенное правило - часть прочитать утром сколько успел, а другую днем?

Под молитвенным правилом можно понимать разные вещи. У монахов оно одно, у мирян другое; у каждого человека оно может быть свое, определяемое духовником. Мы говорим об утренних и вечерних молитвах. Чаще всего вся проблема заключается не в том безумном ритме, в котором мы живем, а в том, что мы совершенно неправильно планируем свое свободное время. Вечерние молитвы занимают двадцать минут, утренние - пятнадцать. Поэтому, конечно, это делается чаще всего не перед самым отходом ко сну, а заранее.

Вспоминаю практику Московской духовной семинарии, когда после ужина все шли на общую вечернюю молитву, а потом у всех было свободное время для подготовки себя ко сну. Молитва вечерняя и отход ко сну - это немного разные вещи. Для утренних же молитв надо просто встать на десять минут пораньше, а для этого, может быть, на пятнадцать минут раньше лечь. А мы вечером очень тяжело ложимся, потому что надо в компьютере что-то посмотреть, что не успели днем… Надо днем планировать свое время так, чтобы вечером находилось время на вечернюю молитву, а утром на утреннюю.

Однажды мы с одним человеком начали разговаривать о здоровье, о том, что не хватает времени на себя, на то, чтобы заняться лечебной физкультурой или еще чем-то. Человек этот занимается бизнесом. Он сказал: «Я выстроил свое время так, что три раза в неделю в определенное время у меня спортзал. Как бы ни складывались обстоятельства, я планирую свое время так, чтобы время спортзала было не занято, не назначаю переговоров и встреч». Если мы можем найти время для спорта, то уж для молитвы тоже сможем. Надо планировать свое время, свою жизнь, расставлять приоритеты.

Насчет того, чтобы разбивать - можно, конечно. Но вот знаете, есть раздельное питание. Сейчас съел второе, через три часа - первое, или наоборот, а компот попью когда-нибудь. Получается ни то ни се, духовного насыщения нет, когда разбили молитву в суете. Молитва требует сосредоточенности. Поэтому пусть она лучше будет усеченная, краткая, но искренняя и восходящая к Богу, когда вы будете разговаривать с Ним, чем она будет в суете, в транспорте. Я тоже пытался так. Иногда бывает, едешь в машине, включаешь запись, но невозможно сосредоточиться. Ты просто ее выслушиваешь. Если сосредоточиваешься на молитве, то отвлекаешься от окружающей обстановки. Если едешь за рулем, то отвлекаться от дороги совершенно невозможно. А если сосредоточен на дороге, то уже не сосредоточен на молитве. Не каждый из нас Юлий Цезарь, который мог делать сразу несколько дел одновременно. Богу Богово, кесарю кесарево. Есть время для молитвы, есть для всего остального.

Звонок от телезрителя: «Бывает, когда помогаешь человеку, ты подсознательно ждешь от него чего-то в ответ, хотя разумом понимаешь, что ждать ничего не нужно. Где взять смирение, чтобы не ждать ничего в ответ, помогать бескорыстно? Иначе что это за добрый поступок?»

Спасибо за вопрос. Нужно себя воспитывать. Как мы воспитываем ребенка, объясняя ему, что нужно делать, а что не нужно, показываем своим примером, как надо делать, как поступать, так и здесь: делая доброе дело, мы должны его делать ради Бога, а не ради тщеславия, гордыни. В нас как раз говорит гордыня, тщеславие, когда мы делаем доброе дело, ожидая воздаяния. За каждый добрый поступок во имя Господа мы получим воздаяние в Царствии Божием. Это будет самое лучшее воздаяние, которое мы можем получить. А если задумываемся, что сделали доброе дело, восхищаемся этим, да еще, не дай Бог, нас поблагодарили, то мы уже за это доброе дело получили свою награду здесь, на земле.

Следующий вопрос: «Почему все, что приносило раньше удовольствие и радость, теперь безразлично? Делаешь все, чтобы было хорошо, и все равно радости нет».

Здесь просто нужно поставить вопрос, что хорошо, а что плохо. Из этого вопроса непонятно, что понимается под «хорошо» и «плохо». Может быть, то, что Вы делаете, совсем нехорошо, не на пользу Вам? Конечно, хорошо иметь дома порядок, чтобы дом был полная чаша, но когда это идет в ущерб Вашему внутреннему духовному состоянию, хорошо ли это? Один в пустыне спасается, а другой во дворце гибнет.

Напрашивается вопрос: допустимо ли в пост развеселить себя мирскими вещами, например послушать веселую музыку, посмотреть комедию или съесть что-то вкусненькое?

Господь никому ничего не навязывает. Хотите веселья - получите веселье, хотите Царствия Божиего - наверное, надо идти путем тернистым. Ведь пост - это прежде всего время ограничения себя, в тех же увеселениях. Но это не значит, что это время скорби. Безусловно, у человека должно присутствовать и чувство юмора, и радость от окружающего мира, он не должен комплексовать, замыкаться. Наоборот, во время поста человек должен раскрываться для Бога. К сожалению, мирские увеселения чаще отвлекают человека от Бога. Ищите радость от общения с Богом, а не радости от какой-то музыки. Всему свое время. Время собирать камни, время разбрасывать камни. Какова польза от веселой прослушанной музыки? Временная. Сегодня вы получили удовольствие, но сколько потеряли в своем духовном благополучии? А по поводу скушать… Да скушайте, только Бога поблагодарите за то, что вы едите, и за то, что съели. Самое главное, людей не «ешьте».

- Если человек чувствует уныние во время поста, значит ли это, что он неправильно постится?

Наверное, это признак того, что человек неправильно верует. Верующий человек не унывает. Верующий человек живет в единении с Богом. Уныние присуще человеку маловерующему или совершенно неверующему, потому что когда он унывает, то понимает, что это какой-то тупик, безвыходная ситуация. Когда же человек живет с Богом, он понимает, что с Ним безвыходных ситуаций не бывает. Рано или поздно Господь покажет тот или иной выход.

Следующий вопрос: «Мой гражданский муж по рождению мусульманин, но хочет стать христианином. Можно ли ему креститься и как это сделать?»

Можно, никаких препятствий для этого нет, надо просто обратиться к священнику, у которого Вы окормляетесь, в тот храм, куда ходите.

Такой вопрос: «Сегодня позвонила свекрови и попросила помочь посидеть с детьми, так как мою маму забрали на «скорой» прямо с работы, надо было отвезти необходимые вещи и узнать диагноз. Свекровь отказала мне, сказав, что хочет причаститься и пойти в храм. Правильно ли так поступать?»

Опять: не судите, да не судимы будете. Вам надо простить свекровь и не осуждать ее за то, что она так поступила, а свекровь, наверное, должна задуматься о том, какова ее христианская любовь к людям… Да, это самопожертвование, надо уметь жертвовать собой, своими желаниями. Бывают ситуации, когда надо от чего-то отказаться. Может быть, в этот момент можно было и с детьми посидеть, и молитву почитать, приготовиться к Святому Причастию. Можно было перенести Причастие на другой день. Ведь первая заповедь - возлюби Бога, а вторая - возлюби ближнего своего, как самого себя. Как же мы можем любить ближнего, когда даже в таких ситуациях себя любим больше?

Следующий вопрос: «У меня и бывшего мужа четверо детей. Мы развелись три года назад, муж изменил с женщиной, на которой сейчас женится. Детей суд присудил ему, так как я живу в сельской местности и дать им ничего не могу, как сказал судья. Муж живет в Москве. Для того чтобы ему вступить в новый брак, с его слов, он поехал на развенчание в храм. Там его безо всяких объяснений при предъявлении свидетельства о разводе развенчали: в связи с распадом семьи и утратой гражданского брака церковный брак утрачивает свою каноническую силу (так написано в той бумаге, в которой нет даже печати).

При этом не попросили предъявить свидетельство о венчании и отправили с благословением жениться повторно и возможностью повенчаться снова. Повторюсь, все это со слов моего бывшего мужа. Наш батюшка по местности, в которой я живу, сказал, что многодетные семьи развенчивают исключительно только после рассмотрения епархией всей ситуации. Правильно ли все это? Покоя нет душе, лично у меня не было желания развенчиваться. С уважением, раба Божья Анна».

Во-первых, надо ходить в храм, учить Закон Божий, и тогда у Вас будет понятие, существует развенчание или не существует. Мне приходится нести послушание как члену Канонической комиссии города Москвы, мы занимаемся как раз этими вопросами, вопросами брака, утраты им канонической силы. Это ложь, что человек пришел в храм и там его развенчали. Во-первых, нет такого понятия в Церкви, как развенчание. Церковь ничего не разрушает, разрушают сами люди. Церковь только созидает. Церковь Божия в Таинстве венчания молится о том, чтобы благодать Духа Святого снизошла на тех людей, которые добровольно пришли и просят этой благодати. Если люди отказались от нее, Церковь может только засвидетельствовать это. Поэтому когда человек приходит - не в храм, а в синодальное учреждение - в данном случае в дом 5 в Чистом переулке, где заседает Каноническая комиссия, у него принимают документы, подтверждающие, что гражданского брака уже не существует. Церковь просто выдает справку, которая свидетельствует: в связи с тем, что брака нет, церковный брак не имеет под собой никаких оснований. А за то, что вы его разрушили, вы будете отвечать перед Богом.

Да, иногда выдается разрешение на вступление во второй церковный брак, но оно дается или не дается при рассмотрении правящего епископа, рассматриваются разные ситуации. Поэтому внимательнее выбирайте себе мужей, которые не будут отнимать у вас детей. Почему он женился на Вас, на женщине из деревни? Женщина из деревни иногда может дать больше, чем мужчина из города. Внимательнее ищите себе спутников жизни. Не пытайтесь устроить брак по расчету, старайтесь устроить по любви, а любовь есть жертва. Научитесь жертвовать, проявите любовь к своим детям, которые сегодня, может быть, оторваны от Вас. Постарайтесь выстроить свои отношения с ними так, чтобы они понимали, что Вы их мать, что Вы их любите, что боретесь и живете ради них, а не ради каких-то материальных благ, что очень часто, к сожалению, встречается.

Следующий вопрос: «Объясните, пожалуйста, смысл слов „работать во славу Божию“. Почему так важно работать в храме, да еще и бесплатно?»

А что ж тут объяснять? Во славу Божию - это значит во славу Божию, то есть мы потрудились не за вознаграждение, а ради Бога. Почему это нужно? Да в общем-то, это нужно конкретному человеку, абсолютно не нужно никому другому. Если Вам это не нужно, то и не делайте этого.

- Расскажите, пожалуйста, как будет праздноваться день святых апостолов Петра и Павла в вашем храме?

Хочу и Вас, и телезрителей поздравить с наступающим (вернее, наступившим, церковный день начинается вечером) праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В Москве четыре таких храма, где будут проходить торжества. Люди придут для молитвы, для прославления великих подвижников и угодников Церкви Божией, которые в свое время потрудились для того, чтобы сегодня мы имели возможность знать о Церкви, знать о Христе, о том учении, которое Христос принес в мир. В нашем храме будут совершены две Божественные литургии - ранняя и поздняя (в 10 часов утра), после них праздничный крестный ход. Если позволит погода - может быть, будет какой-то концерт на прихрамовой территории. Надеюсь, мы проведем этот замечательный день в молитвенном настроении, в радости. Хочу всех поздравить с наступившим праздником; тем, кто провел Петров пост в посте и молитве - сугубой радости всем, радости от общения с Богом, от посещения храма Божиего как дома Божиего. Ну и приглашаю всех к нам на праздник.

Ведущий Денис Береснев
Записала Маргарита Попова

Две-на-дца-то-го июля Цер-ковь чтит па-мять свя-тых апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла, этот празд-ник пред-ва-рял пер-вый из двух лет-них по-стов Пет-ров, по-чти ме-сяц ве-ру-ю-щие го-то-ви-лись к этой да-те, как к боль-шо-му празд-ни-ку. По-че-му? За что мы по-чи-та-ем апо-сто-лов, в чем за-клю-ча-лась мис-сия Пет-ра и Пав-ла? Об этом рас-суж-да-ет кан-ди-дат физи-ко-ма-те-ма-ти-че-ских на-ук и диа-кон Ни-ко-лай Со-ло-дов.

Ред-ко кто вспом-нит те-перь, что ко-гда-то Пет-ра и Пав-ла зва-ли по-дру-го-му. Петр «по пас-пор-ту» был Си-мо-ном, бо-лее точ-но Ши-мо-ном, как Ши-мон Пе-рес, а Па-вел — Сав-лом, или Са-у-лом (Ша-у-лом), как пер-вый царь Из-ра-и-ля. Их ев-рей-ские име-на за-сло-ни-ли име-на ин-тер-на-цио-наль-ные: Петр, по-гре-че-ски ка-мень, и Па-вел, от ла-тин-ско-го ма-лень-кий. Во Хри-сте нет ни гре-ка, ни ев-рея, ни рус-ско-го, ни та-джи-ка, ни та-та-ри-на. Но пре-одо-ле-ние на-цио-наль-ных гра-ниц да-лось пер-вым хри-сти-а-нам иуде-ям не лег-ко. Для это-го бы-ла необ-хо-ди-ма глу-бо-кая пе-ре-строй-ка со-зна-ния — про-цесс, ко-то-рый от-ра-зил-ся да-же на име-нах.

Пе-ре-ве-сти ве-ру на язык дру-го-го на-ро-да — де-ло чрез-вы-чай-но слож-ное. Да-же в хри-сти-ан-ской Ев-ро-пе пра-во-сла-вие до-ступ-но лишь очень немно-гим — до се-го дня оно су-ще-ству-ет толь-ко на рус-ском, серб-ском, гре-че-ском... На немец-ком язы-ке пра-во-сла-вия прак-ти-че-ски нет. Пе-ре-во-ды бо-го-слу-жеб-ных книг — есть, а пе-ре-во-да ве-ры на язык куль-ту-ры, так чтобы оно пе-ре-ста-ло быть чем-то чу-же-род-но-эк-зо-ти-че-ским, — нет. И пра-во-слав-ные церк-ви рас-смат-ри-ва-ют-ся в Гер-ма-нии лишь как осо-бая фор-ма са-мо-вы-ра-же-ния на-цио-наль-ных мень-шинств. Еще ху-же де-ло об-сто-ит в Ки-тае или Та-и-лан-де: ес-ли куль-ту-ра «не зна-ет» Еван-ге-лия, то про-по-ве-ди не на что опе-реть-ся. При-хо-дит-ся на-чи-нать с чи-сто-го ли-ста. Пред-ставь-те се-бе, что вам на-до рас-ска-зать ки-тай-цам о пра-во-сла-вии. С че-го бы вы на-ча-ли?

Од-на-ко про-бле-мы совре-мен-ных мис-си-о-не-ров все же не слиш-ком ве-ли-ки в срав-не-нии с вы-пав-ши-ми на до-лю пер-вых апо-сто-лов. Ве-ра Хри-сто-ва за несколь-ко де-ся-ти-ле-тий рас-про-стра-ни-лась по всей Рим-ской им-пе-рии. Ма-лень-кая иудей-ская сек-та пре-вра-ти-лась в первую (и по су-ще-ству един-ствен-ную) ми-ро-вую ре-ли-гию. Горст-ка уче-ни-ков пре-об-ра-зи-лась во Все-лен-скую цер-ковь. Это бы-ло чу-до. Но чу-до это бы-ло со-вер-ше-но ру-ка-ми лю-дей — апо-сто-лов, по боль-шей ча-сти про-стых ры-ба-ков. Они по-лу-чи-ли осо-бый дар и при-зва-ние — со-зи-дать Цер-ковь — свя-тую, со-бор-ную, апо-столь-скую. Пер-вы-ми сре-ди апо-сто-лов мы на-зы-ва-ем Пет-ра и Пав-ла, пер-во-вер-хов-ных апо-сто-лов.

Чем же вы-де-ля-ет-ся их роль в рас-про-стра-не-нии хри-сти-ан-ства? Ведь не на-зы-ва-ют пер-во-вер-хов-ны-ми ни Иоан-на Бо-го-сло-ва, ни еван-ге-ли-ста Мат-фея, ни Иа-ко-ва, пер-во-го епи-ско-па Иеру-са-ли-ма. Все апо-сто-лы тру-ди-лись над од-ним де-лом, все они сви-де-тель-ство-ва-ли о Хри-сте, но слу-же-ние апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла бы-ло осо-бен-ным уже по то-му, что им бы-ло суж-де-но пе-рей-ти чрез-вы-чай-но важ-ные гра-ни-цы. Апо-столь-ство и все-гда есть пе-ре-хож-де-ние гра-ниц: по-слан-ный от Бо-га об-ра-ща-ет-ся к «внеш-ним», к тем, кто еще за гра-ни-цей Церк-ви; он вы-хо-дит за уста-нов-лен-ные ру-бе-жи об-щи-ны, чтобы про-све-тить и спа-сти тех, ко-то-рые еще во тьме. Очень ча-сто гра-ни-цы эти бы-ли гео-гра-фи-че-ски-ми: апо-стол Фо-ма про-по-ве-до-вал в Ин-дии, рав-ноап-о-столь-ная Ни-на в Гру-зии, рав-ноап-о-столь-ный Ни-ко-лай (1836-1912) в Япо-нии, рав-ноап-о-столь-ный князь Вла-ди-мир кре-стил Русь. Но от-нюдь не все-гда пу-ти про-по-ве-ди озна-ча-ли про-стран-ствен-ное пе-ре-ме-ще-ние: апо-сто-лу Пет-ру вы-па-ло пер-во-му об-ра-тить-ся к языч-ни-кам, а не к иуде-ям, и это был важ-ней-ший ру-беж, хо-тя он и не был со-пря-жен с даль-ни-ми пу-те-ше-стви-я-ми. Иуде-ев, из-бран-ный на-род от-де-ля-ли от невер-ных мно-го-ве-ко-вые уста-нов-ле-ния — пе-рей-ти их бы-ло слож-нее, чем уехать на край све-та. Не слу-чай-но, чтобы ре-шить-ся на про-по-ведь языч-ни-кам Пет-ру по-на-до-бил-ся осо-бый знак — ви-де-ние, в ко-то-ром Гос-подь три-жды по-вто-рил, об-ра-ща-ясь к Пет-ру, не гну-шать-ся ни-чем из то-го, что Он очи-стил. Петр про-по-ве-до-вал Кор-ни-лию сот-ни-ку, и, укреп-ляя ре-ши-мость апо-сто-ла, Дух Свя-той со-шел на сот-ни-ка и быв-ших с ним, ко-гда они еще не бы-ли кре-ще-ны во-дой. Петр сде-лал пер-вый шаг, не все хри-сти-ане (то-гда по-го-лов-но иудеи) одоб-ри-ли его на-чи-на-ние. Про-дол-жил же де-ло про-све-ще-ния на-ро-дов «апо-стол языч-ни-ков» Па-вел.

Пер-во-вер-хов-ный апо-стол Па-вел не был в от-ли-чие от Пет-ра спут-ни-ком Спа-си-те-ля в Его зем-ной жиз-ни. Не был он сви-де-те-лем чу-дес и ис-це-ле-ний, не по-лу-чал от Иису-са Хри-ста обе-то-ва-ний, по-доб-но стар-ше-му из две-на-дца-ти: «Ты еси Петр, и на сем камне со-зи-жду Цер-ковь Мою, и вра-та ада не одо-ле-ют ее, и дам те-бе клю-чи Цар-ства Небес-но-го, и что свя-жешь на зем-ле, бу-дет свя-за-но на небе-сех...» () — по-чти невме-сти-мые сло-ва! Рим-ские пер-во-свя-щен-ни-ки не вы-дер-жа-ли их вы-со-ты. По тра-ди-ции они счи-та-ли се-бя на-след-ни-ка-ми Пет-ра, и, от-но-ся сло-ва Гос-по-да к се-бе, со вре-ме-нем на-ча-ли по-чи-тать се-бя без-греш-ны-ми на-мест-ни-ка-ми Хри-ста на зем-ле.

Апо-стол Па-вел, на-про-тив, по-на-ча-лу был го-ни-те-лем хри-сти-ан и рев-ни-те-лем фа-ри-сей-ства. Не уве-ро-вал он и по-сле рас-пя-тия и вос-кре-се-ния Спа-си-те-ля. И толь-ко осо-бое по-се-ще-ние Бо-жие, ко-то-ро-го Савл спо-до-бил-ся на пу-ти в Да-маск, ку-да он шел пре-сле-до-вать уче-ни-ков Хри-сто-вых, по-вер-ну-ло его вспять. И вот он уже рев-ност-ный про-по-вед-ник Еван-ге-лия, про-све-ти-тель языч-ни-ков, на-став-ник об-ра-щен-ных.

По-сла-ния апо-сто-ла Пав-ла в раз-ные го-ро-да со-став-ля-ют зна-чи-тель-ную часть книг Но-во-го За-ве-та, его по-уче-ния це-ни-ли во все вре-ме-на, их по-сред-ством про-дол-жа-ет бе-се-до-вать с на-ми апо-стол, жив-ший по-чти два ты-ся-че-ле-тия на-зад. Пись-ма эти чрез-вы-чай-но бо-га-ты со-дер-жа-ни-ем, хо-тя и тре-бу-ют боль-ше-го тру-да для уяс-не-ния, чем дру-гие но-во-за-вет-ные кни-ги. Через них при-шел ко Хри-сту бла-жен-ный Ав-гу-стин, не жа-ле-ет хва-леб-ных слов об апо-сто-ле Пав-ле Иоанн Зла-то-уст. Но и глу-би-на пав-ло-ва бо-го-сло-вия та-ит не мень-шие опас-но-сти, чем вы-со-та вла-сти Пет-ра. Од-но-бо-кое тол-ко-ва-ние по-сла-ний апо-сто-ла при-ве-ло Лю-те-ра к укло-не-ни-ям от пра-вой ве-ры, и до се-го дня про-те-стан-ты ни на что дру-гое так охот-но не ссы-ла-ют-ся, как на по-сла-ние Пав-ла к Рим-ля-нам, ухит-ря-ясь про-ти-во-по-став-лять его все-му осталь-но-му Пи-са-нию.

Тру-да-ми апо-сто-лов Бог при-зы-ва-ет все на-ро-ды в Свое Цар-ство. На-чи-на-ли свой жиз-нен-ный путь пер-воап-о-сто-лы со-всем по-раз-но-му: хо-ро-шо об-ра-зо-ван-ный иудей из ма-ло-азий-ско-го го-ро-да Тар-са Па-вел и га-ли-лей-ский ры-бак Петр, с раз-ных сто-рон по-до-шли они к об-ще-му де-лу, но скон-ча-ли зем-ную жизнь они оба в Ри-ме, уби-тые во вре-мя пре-сле-до-ва-ния хри-сти-ан при Нероне — го-ни-те-ли не до-стиг-ли сво-ей це-ли, спа-си-тель-ное уче-ние быст-ро рас-про-стра-ня-лось по всей все-лен-ной. Через две-ри, от-кры-тые пер-во-вер-хов-ны-ми апо-сто-ла-ми вхо-ди-ли в Цер-ковь на-ро-ды се-ве-ра и юга, за-па-да и во-сто-ка.

Диа-кон Ни-ко-лай Со-ло-дов

12 июля Православная Церковь молитвенно почитает святых апостолов Петра и Павла – двух удивительных проповедников Евангелия, ставших символами первого века христианской Церкви, двух людей, чьими сочинениями Церковь до сих пор руководствуется в разрешении различных вопросов в области веры и нравственности, двух людей, слишком разных по своему происхождению и характеру, но объединенных единой верой во Христа и любовью к Нему.

Апостолы Петр и Павел. Икона кисти архимандрита Зинона (Теодора)

Святой апостол Петр был родом из небольшой иудейской провинции Галилея и вместе со своим отцом Ионой и братом Андреем зарабатывал на жизнь рыбной ловлей. Именно во время своей обычной работы на берегах солнечного Тивериадского озера он впервые услышал тот призыв, который отозвался в его сердце и, ворвавшись в его жизнь, полностью изменил ее. К нему обратился Христос Спаситель, призывая его вместе с братом на подвиг служения Богу и людям. Отныне он стал апостолом – то есть посланником, провозвестником воли Спасителя и сменил свое родовое имя Симон на Петр, которое означает «скала» и символизирует твердость его веры.

Апостол Петр. Фрагмент иконы. Византия. VI век

С этой поры он неотлучно следует за Спасителем мира, слушает Его наставления, поучения, исполняет Его поручения, вместе с другими учениками Христа отправляясь в города и села, проповедуя о Христе, исцеляя болящих и помогая всем ищущим найти свой путь, свою дорогую к вечной Истине. Ему вместе с Иаковом и Иоанном было дано пережить явление великой славы Божией на горе Фавор, когда лик его Учителя и наставника осиял нетварный Божественный свет, когда Господь показал своим ученикам свою Божественнную славу настолько, насколько они смогли ее воспринять. Святой Петр видел не только славу, но и уничижение своего Господа. Он становиться свидетелем позорного предательского поцелуя Иуды и надругательства над Христом. И в этот скорбный миг он трижды отрекается от Христа, совершая грех предательства. Но Петр, в отличие от предателя Иуды, сумел найти в себе силы покаяться – и воскресший Господь принял его покаяние, как и ныне принимает покаяние каждого, желающего исправить свою жизнь и отвернуться от греха.

После преславного вознесения Господня святой апостол Петр отправляется на проповедь о Христе, несмотря на всевозможные скорби и трудности, которые он претерпевал в миссионерских трудах. Его письма и послания в первенствующей Церкви в первые годы развития христианства обладали непререкаемым авторитетом. Он завершил свою проповедь мученической смертью – во время правления императора Нерона был распят на кресте, причем его последней волей было весьма необычная просьба. Не считая себя достойным умереть так же, как и Его учитель, апостол попросил палачей распять его вниз головой и так завершил свой подвиг, предав душу в руки своего Бога и Учителя.

Апостол Павел. Мозаика. Италия. XII век

Святой апостол Павел родился в богатом и знаменитом городе Тарсе и хоть и происходил из иудейской семьи, но уже при рождении получил права римского гражданства, которое в то время давало обладателю огромные привилегии. Воспитанный в строгости следования ветхозаветному обрядовому закону, он получил блестящее образование в столице Иудеи – Иерусалиме в школе знаменитого мудреца и книжника Гамалиила. Во время земной жизни Христа Спасителя Савл, как тогда звали Павла, был еще очень мал и, конечно, не мог видеть Господа. Воспитанный в духе преданности традициям иудейства, он враждебно отнесся к христианству. Савл одобрил убиение первого мученика за Христа – архидиакона Стефана. Но Господь через чудесное видение призвал бывшего гонителя к проповеди. С момента призвания Савл, в чудесном свете увидевший Христа и услышавший его Божественный голос, становится ревностным проповедником христианства. Он неоднократно предпринимает миссионерские путешествия, возвещая истину о Христе воскресшем, оставляет в наследство Церкви четырнадцать Посланий, в которых содержатся как высокие вероучительные истины, так и ответы на практические вопросы. Свою проповедь апостол Павел закончил мученическим подвигом – он был усечен мечом в Риме во времена правления Нерона.

Апостолы Петр и Павел. Мозаика. Италия. V век

А на следующий день после праздника первоверховных апостолов мы будем вспоминать всех двенадцать учеников Христовых. Для многих людей, живущих в современном, далеком от христианских идеалов мире, может показаться непонятным, почему так много внимания Церковь уделяет прославлению апостолов, почему так значим для каждого живущего в XX веке подвиг нескольких неученых людей рубежа I века, почему мы должны их прославлять и молиться.

Но если мы более внимательно рассмотрим суть их подвига, то осознаем, насколько велик и важен плод, возросший из малого семени такой, казалось бы, слабой, тихой, но могущественной и властной апостольской проповеди. Давайте, дорогие друзья, задумаемся, что стало причиной такого неподражаемого успеха проповеди горстки учеников странствующего палестинского Проповедника? Что заставило содрогающийся в судорогах самовлюбленного эгоистичного умирания античный мир поверить тем, кто проповедовал о распятом и страдавшем Праведнике? Почему римские патриции, блиставшие изяществом и роскошью, и нищие и презираемые всеми рабы, богатые матроны и жестокие легионеры, утонченные греческие философы и полудикие варварские племена, повинуясь власти Слова, принимали учение, до этого казавшееся таким непонятным и абсурдным, и начинали именоваться дотоле неведомым именем – христиане.

Во-первых, тут сыграла роль их бесконечная уверенность в проповедуемых и возвещаемых истинах. Они действительно видели воплощенную Божию Любовь, они вправду стали свидетелями Воскресения из мертвых и не могли не возвещать эту радостную и благую весть, весть об избавлении всех людей через Воскресение Христово от власти греха, проклятия и смерти.

Во-вторых, слова их проповеди никогда не расходились с делами. Они стремились не только в учении, но и в повседневной жизни быть образцом для всех. И античная среда не устояла, созерцая среди разврата, обмана, лжи и ненависти их чистую, нравственную жизнь. Задыхающийся от смрада греха языческий мир искал святости и нашел ее, обрел эту святость в христианстве, видя чистое и безгрешное житие его проповедников.


Апостолы Петр и Павел. Донце ритуального сосуда. Стекло, золото. Римская империя. IV век

В-третьих, и этот пункт, наверное, самый главный, святым апостолам в их миссионерских трудах всегда незримо, но действенно сопутствовала благодатная помощь Божия. Господь Иисус Христос, возносящийся на небеса, к пренебесному Престолу Божией славы, оставил Своим ученикам и апостолом обещания пребывать с ними «во все дни до скончания века», то есть всегда, до последнего дня человеческой истории, когда завершится этот век и все вступят в жизнь будущего века. И это неложное Божественное обещание исполнилось на апостолах. Сила их проповеди заключалась не в убедительности риторики, не в софистических философских изысках, а в откровении Божественной силы, в наполняющем их проповедь дыхании Благого Утешителя Святого Духа. Устами Своих апостолов говорил Сам Бог. И сердца людей, сотворенных по образу и подобию Божию, слышали это божественное веяние, которым дышали богодухновенные слова апостольской проповеди, и отзывались на него. Отблеск небесного света, горевший в глазах апостолов, зажигал человеческие души – и многие, оставляя безрассудную привязанность ко греху, стремились к святости, к осуществлению в своей собственной жизни христианских идеалов, пытались исполнять заповеди Божии, приближались ко Христу.

Если бы не эта благодатная помощь, то не смогли бы несколько необразованных галилейских бедняков завоевать для своего Распятого Учителя весь мир, не смогли бы некогда прятавшиеся от страха перед злобой и завистью иудейской старшины апостолы с таким бесстрашием обличать могущественных вельмож и всесильных правителей, призывать к покаянию грешников, исцелять немощных и дарить здоровье больным, наставлять и утешать свою многочисленную паству. Господь всегда помогал апостолам, и мы надеемся, что Он по Своей великой милости поможет и каждому из нас.

Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу посвящены тысячи храмов и монастырей во всем православном мире. В их числе - московская Петропавловская церковь в Лефортове , один из старейших русских храмов в честь этих величайших святых. Церковь, основанная в начале XVII века как Никольская, а при Петре I перестроенная и переосвященная в честь Небесных покровителей первого российского императора.

Как рассказал +Царьграду+ архимандрит Алексий (Вылажанин) , настоятель храма Петра и Павла в Лефортове:

"Этот храм в числе немногих храмов города Москвы, который не закрывался никогда. Здесь не прекращались богослужения в богоборческие времена. Единственное время, когда здесь не было служб, это было время наполеоновского нашествия на Москву, когда Москва была пуста, все храмы были закрыты. Эта участь постигла и наш храм... Самая большая гордость нашего храма - это наш иконостас, который сохранился в своем первоначальном виде. Иконы, написанные кремлевскими мастерами, до сих пор поражают своей красотой, своим мастерством…"


Петропавловская церковь в Лефортове

С особой радостью и благоговением в этих святых стенах празднуется летний престольный праздник - день первоверховных апостолов Петра и Павла , завершающий относительно недолгий апостольский пост, часто именуемый также Петровым .

Из истории дня первоверховных апостолов Петра и Павла

"Согласно церковному преданию, святые первоверховные апостолы Пётр и Павел приняли святое мученичество в один день - 29 июня по юлианскому календарю. Апостол Пётр был распят головой вниз, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнён на кресте, и ему отсекли голову..."

Судьбы первоверховных апостолов были разными: святой Петр был призван Христом одним из первых. Павел же, напротив, был чудесным образом раскаявшимся гонителем христиан Савлом и вошел в число апостолов уже после Распятия, Воскресения и Вознесения Спасителя. Но обоих апостолов объединяет особо ревностное служение Господу и неутомимые труды по распространению христианства.

Обращение Савла ко Господу

Из проповедей митрополита Николая (Ярушевича) (1891-1961)

"Во имя чего святые апостолы Петр и Павел несли свой тяжелый апостольский подвиг? Во имя любви ко Господу Спасителю и во имя любви к людям, ибо они проповедовали слово Божие, чтобы спасать людей, чтобы не погибли для вечности бессмертные души, но, пробужденные словами их проповеди, готовили себя для вечного блаженного Царства. Такова сила их любви к людям!.."

И в московском храме, посвященном апостолам Петру и Павлу, подобные слова звучали не раз, ведь здесь служили и духовно возрастали многие выдающиеся церковные деятели последних столетий. Отец Алексий (Вылажанин) особо отмечает их духовную преемственность:

"В связи с тем, что этот храм не закрывался, он впитывал в себя не только те святыни, которые приходили сюда из храмов разоренных, находящихся вокруг, но и сосредотачивал в себе духовную жизнь многих районов Москвы. В этом храме в последний путь провожали митрополита Трифона (Туркестанова), старца Зосиму, одного из последних духовников Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием, и многих-многих других. В этом храме начинали свой путь в Церкви такие священники, как протоиерей Владимир Диваков, который крестился в этом храме, был его прихожанином и свое первое пастырское служение начинал тоже здесь. Это и отец Мафтей Стаднюк, который, придя сюда молодым священником, возрастал здесь и отсюда пошел на послушание к Святейшему Патриарху Пимену..."

И сегодня каждый может посетить этот уникальный храм и, помолившись в нем, прикоснуться к непрерывной церковной истории города Москвы последних столетий, и получить помощь и заступничество его Небесных покровителей - славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Такие разные, они остались в истории величайшими подвижниками общего дела. Петр, простой рыбак - один из первых, кто последовал за Христом. И Павел, иудейский книжник и противник христианства, в итоге сделавший для его распространения больше, чем кто-либо другой.

12 июля православная церковь великим праздником чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Возвращение в Рим

«Принять смерть ту же, какую принял Христос, я недостоин», - вот о чём, по преданию, думал апостол Пётр в последние часы своей жизни.

В империи его приговорили к смерти через распятие. Приговорил Нерон, император, обвинивший христиан в большом пожаре Рима 64 года. Вот как об этом пишет историк Тацит: «Вот Нерон, чтобы побороть слухи [о том, что он сам может быть причастен к пожару] , приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Подавленное на время христианство стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее… но и в Риме. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте [Тацит был язычником]. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или, обреченных на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».

«Как могу я - трижды отрекшийся - уподобиться Ему в образе распятия? - думал Пётр и вновь приходил к мысли - Недостоин!» Он встал, встречая римских воинов, пришедших вести его на казнь. «Под ноги Его желаю преклонить голову свою! - сказал он. - Когда всё случится, переверните крест мой!»

Так Пётр и принял смерть: вися вниз головой на перевернутом кресте.

Он был сыном рыбака - простым, неучёным, далёким от книжной премудрости. Его вместе с братом Андреем первым призвал Христос. «Идите за мной, - сказал Он братьям, которые ловили рыбу. - И я сделаю вас ловцами человеков». Оставив сети, они пошли.

Его Христос назвал камнем, на котором будет строиться церковь, и в его руки отдал ключи Царствия Небесного, сказав: «И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Это он пошёл по воде вслед за Христом по морю, но, сделав несколько шагов, усомнился и начал тонуть. Он признал Христа Господом, увидев, как по слову Его наполнились рыбой сети. И вскричал, объятый ужасом: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный!» Наконец, это он, и это, видимо, мучило Петра все оставшиеся годы, трижды отрёкся от Христа в ночь его ареста, спасая свою жизнь.

Проповедническая сила, появившаяся в этом простом человеке, творила чудеса. Уже после первой проповеди в день Пятидесятницы крещение приняли до трёх тысяч человек - фактически этот день стал днём основания Церкви. Он обладал даром оживлять мертвых и излечивать больных. Под тень Петра, сообщают «Деяния Святых Апостолов», подкладывали немощных, потому что верили, что, даже осененные его тенью, они получат излечение и силу чресл.

Оказавшись с проповедью в Риме, схваченный и приговоренный к казни, Пётр имел возможность бежать. Однако уходя ночью из города, он встретил Христа и вернулся - так сообщает предание.

Писатель Генрих Сенкевич в романе «Камо грядеши» так описывает этот момент: «…из уст его вырвался возглас: «Христос! Христос!»

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался его прерываемый рыданьями голос:

Куда идёшь, Господи?

До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий, его ученик, испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Пётр встал… поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.

Видя это, юноша повторил, как эхо:

Куда идёшь, Господи?

В Рим, - тихо отвечал апостол».

Гражданин империи

Господь явился ему по пути в Дамаск, куда Павел шёл для того, чтобы найти и пленёнными привести в Иерусалим христиан.

Иудей из знатной семьи, римский гражданин, он готовился стать раввином и ненавидел последователей Христа: впервые имя Павла упоминается в «Деяниях» в сцене убийства первомученика Стефана. Он, Павел (или Савл), еще несовершеннолетний, стоит и сторожит одежды тех, кто побивает камнями первомученика. Далее сказано: «Савл же одобрял убиение его».

И вот он, 30-летний, идёт в Дамаск и вдруг слышит голос. «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».

Этот явление изменило всё. Павла, на три дня ослепшего от происшедшего, под руки привели в Дамаск. Когда слепота прошла, миру предстал уже другой Павел, и он начал с того, что пошёл в синагоги, где прежде знали его как гонителя христиан, проповедовать о Христе.

С Дамасской проповеди началась его миссионерская карьера. Согласно «Деяниям», за свою жизнь Павел совершил три путешествия, проповедуя самым разным народам, за что был прозван «апостолом язычников». Его перу принадлежат четырнадцать посланий, часть из них писалась в римском заключении и уходила в мир через его учеников.

Как и для апостола Петра, Рим стал последним городом, который он видел в своей земной жизни. Он принял смерть почти одновременно с Петром: при Нероне его подвергли пыткам и затем обезглавили мечом: будучи римским гражданином, он избежал распятия, которое у римлян было казнью для инородцев.

Почему именно Павел, половину жизни проведший в гонениях на христиан, стал одним из первоверховных апостолов? На этот вопрос отвечает проповедь святителя XX века Луки (Войно-Ясенецкого): потому что «простил Господь Иисус тяжкий грех гонения на Него и на христиан. Простил, потому что… знал, чем будет Павел, что Павел скажет: "Уже не я живу, но живёт во мне Христос" ».

То же касается и апостола Петра, говорит святитель Лука: «Господь Сердцеведец знал, каким безмерным покаянием, какими кровавыми слезами будет до конца жизни заглаживать св. Петр своё троекратное отречение. Знал, что внезапно будет он вскакивать с постели каждую ночь, когда пропоёт петух, будет распростираться на земле, будет часами молить о прощении».

То же касается и всех нас: «Да будут же святые… апостолы Пётр и Павел для нас всегдашними напоминателями о том, что Христос - Бог Сердцеведец и знает не только то, что в сердцах наших, но и то, что может быть и будет в них» .

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.