Храмы крыма. Малоизвестный древний храм в крыму Храм императора александра 2 в крыму

Золотые купола главного православного собора Ялты невозможно не заметить, прогуливаясь по одной из самых живописных улиц города - Садовой. Собор Святого благоверного князя Александра Невского - не только один из красивейших храмов в Крыму, это еще и памятник отечественной истории, связанный с именами трех русских императоров.

Всем миром

Возведение златоглавого собора Александра Невского в Ялте связано с трагической смертью российского императора Александра-Освободителя, погибшего от рук народовольцев. В честь десятилетия со дня смерти Александра II ялтинской народной громадой было решено увековечить память о нем, построив новый собор. В это время по всей России строились храмы в честь Святого князя Александра Невского, являющегося небесным покровителем Дома Романовых. Эту идею поддержал император Александр III. С его благословения 1 марта 1890-го года был учрежден строительный комитет, который возглавил известный инженер и ученый А.Л. Бертье-Делагард. В состав также вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер. Средства на строительство собирали всем миром. Значительные суммы были пожертвованы знатными горожанами Б.В. Хвощинским и И.Ф. Токмаковым, а участок земли под строительство подарил барон А. Л. Врангель. Отлив колоколов для храма, который происходил в Москве, оплатил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев. В итоге, звонницу украсило 11 колоколов, один из которых весил 428 пудов, это более 6-ти тонн.

Первоначальный проект разработал архитектор К. И. Эшлиман. Однако этот вариант не был утвержден. Государь отметил, что в нем «было мало русского элемента». Напротив, проект известного в Крыму зодчего П. К. Теребенева пришелся всем по вкусу. Двухъярусное, пятикупольное здание, оснащенное трехъярусной колокольней, щедро украшенное открытыми наружными галереями и обилием колоритного русского узорочья в виде пилястров, крылец, сердечек и киотцев - таким предстал в последнем варианте будущий храм. Было решено возвести нечто сказочно красивое в древнерусском стиле.

Реализацию выполнения задуманного и общее руководство сооружением безвозмездно принял на себя военный инженер, строитель ялтинского мола А.Л. Бертье-Делагард. Строительный надзор был поручен известному архитектору Н.П. Краснову.

Более 10 лет ушло на строительство. За это время было построено два этажа, имеющие в своем составе две церкви: нижнюю во имя Св. Великомученика Артемия, и верхнюю, главную, во имя Великого князя Александра Невского.

Необыкновенной красоте внешнего облика храма не уступало его внутреннее убранство. Для осуществления росписей и мозаичных работ были приглашены лучшие мастера. В 1901-м году прошел всероссийский конкурс, победителю которого было доверено оформление святая святых Александро-Невский собор. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. Иконостас изготавливался по проектам Н.П. Краснова, роспись купола и стен в византийском стиле выполнил киевский художник И. Мурашко. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Эту филигранную работу выполнили ученики венецианского мастера Антонио Сальвиати.

И вот, после долгой и кропотливой работы чудо-церковь была готова. В декабре 1902-го года на ее освещение прибыл сам император Николай II вместе со свитой. Это было знаменательное событие для Крыма, которое собрало огромное количество народу. Обряд освещения проводил архиепископ Николай, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов.

«Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение приемной комиссии и всех присутствующих и впервые увидевших новую Ялтинскую святыню. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, однако она прислала телеграмму, которая гласила: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Позже в газетах напишут: «Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Затем был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе…».

Позже рядом с храмом был построен двухэтажный дом-причта, напоминавший русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908-м годах на церковной территории построили еще один трехэтажный дом, здесь находился актовый зал для Александро-Невского братства. Здесь же разместилась церковноприходская школа, названная в честь цесаревича Алексея и приют для людей, страдающих легочными заболеваниями. Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, который до этого служил в храме Иоанна Златоуста.

Собор Александра Невского стал любимым местом крымчан. В одном из писем А.П. Чехов так охарактеризовал собор: «Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию». И в праздники, и в горестные минуты двери церкви были открыты для людей. Здесь крестились, венчались, проводили заупокойные службы.

Смутные времена

Храм разделил страдания и горести своих прихожан в лихие времена революции и гражданской войны. Словно остров, окруженный бушующим океаном, он стал прибежищем и утешением для страждущих. Собор охранял, поддерживал веру, оберегал жизни людей. В 1918-м году во время обстрела Ялты в его стенах укрывались жители города.

Во время революции здание уцелело, но не все богатое убранство. Под крики: «религия - опиум для народа!», колокола бесцеремонно сбросили и отправили в переплавку. В 1938-м году собор закрыли, а в его здании организовали спортивный клуб. До сих пор неизвестно, где находится иконостас. Позже, его реконструкция проводилась по фотографиям из личного архива архитектора Н.П. Краснова.

Богослужения были возобновлены в 1942-м году. В послевоенные годы в соборе служил выдающийся врач, философ и богослов ныне известный как святитель Лука, исповедник, архиепископ Крымский (В. Ф. Войно-Ясенецкий), а настоятелем, с начала 50-х годов, был его сподвижник и друг, митрофорный протоиерей Михаил Семенюк.

В 2002-м году крымчане отметили 100-летие со дня освящения Александра Невского собора. К этой знаменательной дате по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, при участии городской мэрии, а также руководителей всех здравниц и предприятий Большой Ялты, предпринимателей и простых людей, прошли работы по золочению куполов храма и проведена реставрация росписи иконостаса. В 2005-2006-м годах при непосредственном участии прихожан и городских властей был отреставрирован фасад собора. В настоящее время в соборе, как и в старые добрые времена, совершаются богослужения. С 1995-го года при храме действует общеобразовательная школа, в которой обучаются около 100 детей.

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.

Здание Александро-Невского собора связано с историей рождения губернского центра начала его застройки и являлось одним из первых монументальных сооружений города Симферополя.

Храм был любимым местом посещения горожан - здесь располагалась кафедра архиепископа. Современники отмечали, что Александро-Невский собор отличался святителями, восседавшими на кафедре, их причисляли к лицам первой величины в Российской церковной иерархии. Проповеди архипастырей Иннокентия, Алексия, Гурия, Гермогена, Пуки и др. известных епископов воодушевляли прихожан на добрые дела и были образцом духовного ораторского искусства.

Идея возведения в Симферополе соборного храма восходит к 1787 году - времени посещения Екатериной II губернского города. Бедность и теснота приспособленного под храм татарского домика поразили императрицу, и она изволила выразить князю Потемкину свою волю о построении в Ак-Мечети соборного храма для постоянных жителей и приезжих греков. Однако смерть Потемкина (1791 г.), затем Екатерины (1796 г.), отложили строительство собора надолго. Дело сдвинулось с мертвой точки в августе 1804 года. Протопоп Никита Петровский, известный своей храбростью во время взятия Измаила, обратился к Таврическому губернатору Мертваго с просьбой о постройке храма. Аналогичное прошение Мертваго к императору Александру I было удовлетворено, и губернским архитектором Карасевым был разработан проект будущего собора, сметная стоимость которого определялась в 81 тыс. 529 руб.


Предполагалось построить храм «во имя Св. Благоверного великого князя Александра Невского на новом месте близ присутственных мест». По преданию, это место определил Петр Симон Паллас. Однако проект Карасева признан министром внутренних дел Кочубеем посредственным, и в основу сооружения храма лег проект петербургского архитектора П.И. Руска, разработанный зодчим в классических формах. Простота композиции, главенствующая роль ордера, торжественность, изысканность пропорций характерны были для этого церковного здания, оформленного с четырех фасадов шестиколонным портиком. В начале мая 1810 года при многочисленном стечении народа состоялись освящение места и закладка храма. Его возводили на берегу Салгира, в Александровском редуте, укрепленном крепостными стенами лагере, «сооруженном во время военных действий генералиссимусом князем Италийским графом Суворовым-Рымникским, бывшим тогда командующим в Крыму генералом». Как впоследствии оказалось, месторасположение храма выбрано не совсем удачно - на косогоре, окруженном рвами, с обрывами в южной своей части.

Строить собор подрядились иностранные мастера - французы П. Николаи, И. Ферри, Б. Латти, оказавшиеся самыми заурядными «шабашниками». По контракту подрядчики обязались построить храм, изготовить иконостас, алтарное устройство и одновременно провести ремонтные работы по укреплению Суворовского редута (вала, рвов, каменных мостов с воротами). За постройкой храма надзор осуществлял губернский архитектор Мартьянов, а городничий Касанчич информировал МВД Санкт-Петербурга о ходе строительства. Одновременно В Петербургский иконописный цех К. Венедиктова был направлен заказ на написание икон Христа Спасителя, Богоматери, св. Апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова; на северные и южные дверные полотна - св. Архангела Гавриила и св. Архангела Михаила. Всего за 2 месяца работы К. Венедиктов выполнил 30 икон стоимостью 2100 руб, они были признаны отличного качества и отправлены в Симферополь.

Строительство собора продвигалось крайне медленно - не хватало средств. За 1811 год стены были возведены вчерне только до капителей. В 1812 году из-за начавшейся Отечественной войны постройка храма была законсервирована. Через год здание имело крайне неприглядный вид: сильная буря снесла всю кровлю, стройматериалы расхищены, песок и известь развеяны ветром. В таком состоянии храм простоял еще 4 года. В 1816 году Высочайше созданная комиссия сделала заключение - храм необходимо разобрать до основания «в виду глубоких трещин и ослабленных конструкций». В Симферополь был командирован губернский архитектор города Полтавы М. Парадисов, который подтвердил выводы комиссии о сносе храма и переносе строения на удобное и отдаленное от Салгира место. Карательные меры последовали незамедлительно. Все члены Симферопольской строительной экспедиции отданы под суд, дело же передано в Сенат для взыскания с виновных всех казенных убытков. На имения губернатора А.М. Бороздина наложен арест.


В 1817-1819 годах храм дал новую трещину, а южная стена здания на обрыве к реке Салгир угрожала скорым падением. Первый этап сооружения собора закончился. Впереди были новые предложения.

Нужно отметить, что Симферополь, заложенный на свободных землях в 1784 году как административный центр

Таврической губернии, должен был развиваться по «регулярному» плану и своим архитектурным обликом отражать соответствующий уровень русской градостроительной культуры конца XVIII - начала XIX века. Утвержденный план города являл собой пример логически разумной, парадной и торжественной архитектурно-пространственной организации. Роль композиционного акцента отводилась полуциркульной площади, в центре которой намечалось место собора. Условия вновь строящегося города с просторными участками предполагали проект нового здания церкви со свободной посадкой. Проект соборной церкви был разработан в строительном комитете МВД Санкт-Петербурга после долгих раздумий о судьбе первого храма в Александровском редуте. Строительный комитет полагал, что возвести церковь необходимо на обширной площади перед редутом, между зданиями присутственных мест и полицейским управлением. Задача строителей Александро-Невского храма была такова - воздвигнуть в центральной точке нового города Симферополя мощный архитектурный объем, который служил бы главной объемной осью по отношению ко всей застройке.


В разработке проекта участвовали два талантливых архитектора - член строительного комитета МВД, титулярный советник И. Шарлеман и известный зодчий, титулярный советник И.Ф. Колодин. По смете первого проекта на постройку требовалось 237 185 руб. 95 коп., второго - 198 2 10 руб. 10 коп. Проект Шарлемана отвечал всем требованиям архитектуры зрелого классицизма, к первой половине XIX века достигнувшего своего наивысшего расцвета. Торжественностью, изысканностью пропорций, главенствующей ролью ордера отличался проект И. Шарлемана, утвержденный государем в 1821 году. Император Александр I пожертвовал на строительство храма большую сумму, да и место будущей постройки, по преданию, тоже указано им.

Уточнения и корректировка проекта Шарлемана на месте предполагались министерским архитектором МВД в лице И.Ф. Колодина, направленного в Симферополь для архитектурного надзора. Еще два года потребовались для разрешения всех задач сооружения собора в Симферополе, и уже в 1822 году граф Кочубей сообщал Таврическому губернатору Н.И. Перовскому о высочайше утвержденном проекте, составленной смете (с употреблением старого материала из разобранной церкви) на сумму 2 18 тыс. 965 руб. и о выборе архитектора И.Ф. Колодина для архитектурного надзора за строительством Александро-Невского собора, присутственных мест и других построек Симферополя. И.Ф. Колодин вместе с помощником Я. Колодиным, техником Абрамовым прибыли в Симферополь. В присутствии Таврического губернатора А.Н. Баранова, всех членов строительной экспедиции, губернского архитектора Лиммермана и понятых граждан был составлен акт о несостоятельности прежней постройки - непрочности стен храма, колонн, отсутствии «железных связей» и необходимости разборки сооружения. Участок первого храма был приобретен предводителем дворянства С.Е. Нотарой и протоиереем Василием Чернявским (впоследствии их дома принадлежали духовному ведомству, в первом - помещалось архиерейское подворье, во втором - духовная консистория; ныне на этом месте располагается гостиничный комплекс «Украина»).

В Симферополе архитектору Колодину предстояло строить Александро-Невский собор (1829), губернские присутственные места, заканчивать возведение странноприимного дома Таранова-Белозерова (1827), перестроить Свято-Троицкую церковь (1865), проектировать и возводить дом гражданского губернатора (1835).


Члены строительного комитета в составе архитектора И.Ф. Колодина, губернского архитектора Лиммермана обследовали новое место посадки собора. В результате осмотра оказалось, что здесь остались следы Суворовского редута, тайные подземные ходы, потому пришлось закладывать фундаменты гораздо глубже положенного по смете. Колодин на месте разработал план фундаментов и привлек для работы рядовых Таврического гарнизонного батальона. Первоочередной своей задачей Колодин считал набор опытных рабочих - специалистов разных профессий. С этой целью приглашали мастеровых людей из различных губерний России: 10 каменщиков прибыли из Санкт-Петербурга, плотники - от петербургского купца Терехова. Из Курской губернии также привлекли каменщиков и плотников. Сняли 10 лучших каменщиков-реставраторов из Бахчисарайского Ханского дворца. В строительстве участвовали и рядовые Таврического гарнизонного батальона. История сохранила имена квалифицированных плотников Курской губернии Степана Никифорова, Корнея Сомова, Ивана Анохина и других.

И.Ф. Колодин вел дневник строительных работ и постоянно информировал гражданского губернатора о ходе сооружения храма (дневник работ сохранился в госархиве АРК). Так, в декабре 1822 года Колодин сделал следующую запись в журнале за два месяца (с 1/XI по 1/I 1823 года) выполненных подрядных работ:

1. Поставлены наружные леса для сломки старой церкви.

2. С 3-х порталов храма сняты каменные колонны с базами.

3. Вчерне закончена квартира для рабочих и построен сарай для складирования материалов.

12 марта 1823 года, в годовщину восшествия на престол императора Александра I, после совершения Божественной Литургии в Петропавловской церкви процессия с крестным ходом прибыла на место закладки храма, и преосвященный Иов освятил место. Губернатор Перовский пополнил выгравированную медаль с планом и фасадом церкви в специально подготовленный камень, затем принял от архитектора инструменты, раствор и собственноручно исполнил ритуал закладки кирпича, после чего мастера приступили к работе.

Александро-Невский собор строили всем миром. Татары деревень Карагач, Мангуш, Чокурча и Балточекрак возили бутовый камень. П. Михайлов и турецкоподданные греки Константин Сава, Георгий Сава, Ени Тодора-Салюс и Ени Апостол заключили контракт по доставке камня для капителей, колонн, пилястр, архитрава, фриза, карнизов и др. деталей, которые Колодин предложил выполнить в технике тески, без оштукатуривания, как предполагал проект Шарлемана. В 1825 году на контрактной основе договорились с искусным кровельщиком из Карасубазара - мещанином Петром Бобровским и Карлом Ритером - о покрытии крыши храма листовым железом с последующей окраской кровли в зеленый цвет. Эти мастера обязались изготовить 5 металлических крестов из железа и 5 подкрестовых яблок, покрыть их медью и вызолотить червонным золотом. На 4-х малых куполах были сделаны тумбы - подставки под кресты. В течение 1824, 1825 и 1826 годов строительство собора шло успешно. Возведение монументального здания требовало большого количества опытных рабочих, которых продолжали брать «по найму и подрядом с выгодными ценами». В конце 1826 года архитектор Колодин сделал письменное заявление о дополнительном финансировании, и министр Панской исходатайствовал у императора на окончание храма еще 40 697 рублей 12 коп. Передержки сметы, естественно, были. Колодин мотивировал это следующими причинами: при разборке старой церкви из-за ветхости использовано меньше стройматериалов, чем предполагалось, фундаменты требовали больших затрат, все декоративные детали (карнизы, пояски, дентикулы и др.) выполнялись из тесаного камня, в конструкции корпуса храма Колодин ввел «железные связи», кирпич и штучный камень. Колонны с базами и капителями вытесаны из камня. Барабан основного купола стянут железными кольцами со скобами, для малых 4-х куполов использованы железные кольца на продольные связи, на фронтоны - под перемычки.


Колодин ввел железо в колонны, арки, применил пироны на всю высоту антаблемента. Модули, кронштейны тоже были сделаны из листового железа. На аттике фасадов церкви Колодин предложил сделать сечение не из камня, а из листового железа. Все это оправдало себя в будущем (так, в 1927 году во время сильного землетрясения здание собора не пострадало).

Нужно было позаботиться об оснащении храма колоколами и церковной утварью. Екатеринославская Духовная Консистория решила упразднить Петропавловский собор с тем, чтобы ризницу, утварь, колокола перенести в новый храм. В 1829 году из старого Петропавловского городского собора перенесены 7 колоколов, весом 193 пуда, оцененных в 9625 руб. Больший из колоколов имел 104 п., самый малый - 20 ф. В 1886 году на пожертвования Таврического духовенства приобретен новый колокол весом в 470 пудов. Вместе с этим колоколом московский фабрикант П.Н. Финляндский пожертвовал от себя еще два малых колокола весом по 10 пудов. Эти 3 колокола стоимостью до 90 тысяч рублей серебром были подняты на колокольню 17 августа 1886 года.

3 июня 1829 года в день Сошествия св. Духа при многочисленном стечении народа соборный однопрестольный храм во имя Благоверного князя Александра Невского был освящен преосвященным Гавриилом. Протоиерей Василий Чернявский ходатайствовал у генерала Канцевича о предоставлении военной стражи или караульных часовых для охраны собора от грабителей - близ храма еще не было никакой застройки. Таким образом, соборный храм возводился с большими трудностями и непредвиденными препятствиями, строительство было начато в 1810 году, закончено в июне 1829 года, строительная эпопея длилась 20 лет.

Духовная консистория заказала Колодину проект благоустройства территории храма. В 1831 году Колодин представил консистории три варианта каменной ограды - «круглой, овальной и четырехугольной». Выбор пал на проект с квадратной планировкой. Это был хорошо организованный комплекс, с глубоко продуманными всеми сторонами композиционного решения.

Планировка территории, на спокойном рельефе, преимущественно пейзажная, была подчинена главной архитектурной доминанте - храму. Перед тремя фасадами сформирован парадный партер, в композицию которого включены аллеи со стрижеными кустарниками, деревьями, газонами с цветами. По всему периметру квадратного в плане участка на каменном цоколе покоилась оградная решетка, в угловых звеньях которой размещалась архитектура малых форм в виде павильонов - караульни, помещения для причта, комнаты для изготовления свеч. С восточной стороны автор предусмотрел часовню и свечную лавку. Предполагалось возвести ограду на средства Синода (3 тыс.), кружного сбора (2 тыс.). Екатеринославский епископ Гавриил в письме к Новороссийскому генерал-губернатору просил о выделении средств, необходимых для последнего этапа планировки территории, разбивки аллей (всего 5901 руб.). И.Ф. Колодин так оценил свою работу: «Я с радостью усматриваю красу будущую окрест храма». И уже в 1891 году главный собор имел хорошо организованную планировочную структуру.

Александро-Невский кафедральный собор имел высокую художественную ценность, в его сооружении использованы традиции русской классической школы периода ее расцвета. В проектировании и строительстве принимали участие видные петербургские архитекторы: И.И. Шарлеман, известный как создатель дворцов петербургской знати по перестройке Введенского монастыря и др. памятников архитектуры, и ученик А.Н. Воронихина, бывший крепостной, И.Ф. Колодин, автор многих загородных ансамблей Петербурга, в том числе дворцового комплекса президента Академии Художеств в Марьино, на берегу реки Тосно.

Место посадки Александро-Невского собора на обширной площади к востоку от редута, между будущими улицами Полицейской, Серова, Долгоруковской и Александро-Невской, определило изначально его доминирующее положение над окружающей застройкой. Пятиглавый храм имел охристую окраску фасадов («кирпичную») с тонировкой деталей в цвет беж. Северную, южную, западную ветви креста замыкали шестиколонные портики ионического ордера с треугольными профилированными фронтонами, тимпан которых не имел заполнений. Собор венчал центральный полусферический купол с главкой наверху, на которой был водружен православный крест. Купол покоился на световом круглом в плане барабане, прорезанном десятью стройными полуциркульными световыми проемами с выразительными наличниками. Многопрофильный карниз с мелкодробленными сухариками дополнял художественный образ здания. В угловых звеньях храма с 4-х сторон располагались купола луковичной формы с крестами наверху, покоившиеся на стройном восьмигранном световом барабане, с идентичными полуциркульной формы окнами. Изящный поясок «сухариков» и мотив треугольных фронтонов повторялись в художественном облике главок. Трехярусная колокольня имела в нижней части массивный объем, увенчанный четвериком с арками звона. Верхний ярус колокольни прорезан высокими арками, его срезанные углы подчеркнуты пилястрами. Здание выделялось отточенностью ордерных форм, гармоничностью и пропорциональностью.

Неотъемлемой частью внутреннего пространства храма и его лучшим украшением являлся иконостас, созданный по проекту архитектора Шарлемана. Первый иконостас Александро-Невской церкви, исполненный талантливыми петербургскими мастерами, представлял своего рода образец декоративного искусства 20-х годов XIX в. Он вошел в альбом иконостасов как одно из лучших произведений классического направления. Общий замысел первого иконостаса не сложен. Композиция одноярусная, строго симметричная. Несмотря на камерность, смотрелась монументально, благодаря своеобразным пропорциональным соотношениям и укрупненным формам деталей и элементов. Характерно также гармоничное сочетание прямоугольных очертаний крупного иконного ряда («местный ряд») по обе стороны царских врат и округленность полуциркулярных линий навершия иконостаса, куда вписывался сюжет «Тайной вечери». Художники В.И. Грязнов и А.П. Никитин выполняли этот заказ. Главный алтарь был расписан С. Лапиным, классным художником, имевшим в Симферополе иконописную мастерскую. Строительный комитет предложил известным живописцам профессорам Академии Художеств Шебуеву, Егорову и академику Антонелли участвовать в росписи храма. Антонелли назвал сумму в 4650 руб., и ее приняли за основу.

В апреле 1828 года начались отделочные работы интерьера храма. Был оформлен контракт с талантливым крепостным художником Н.Ф. Нарышкиной Федором Яковлевым (не он ли расписывал гостиную в доме Воронцова?). В его задачу входило выполнение живописи в алтарной апсиде (изображение Господа Саваофа), в подкупольных парусах (четыре евангелиста) и стеновая роспись храма. Интерьер храма украшали следующие образа: Арх. Михаила и Арх. Гавриила, Тайной вечери, Плащаницы, 4 евангелистов на царских вратах, Богоматери, Успения Пресвятые Богородицы и Благовещание Господне, 2 хоругви с изображением образов Богоматери Казанской Божьей матери, Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. Этот иконостас просуществовал до 1845 года. В 1845 году на средства прихожан - коллежского советника Матвея Ивановича Кашкадамова и полковника Дмитрия Федоровича Касинского, Александры Андреевны Бражниковой - устроены два новых иконостаса с престолом во имя Покрова Богоматери и во имя Успения св. Праведныя Анны.

В 1846 г. настоятель доложил архиепископу Гавриилу, что старый иконостас от времени потемнел, позолота сошла, что явно не соответствовало общему благолепию храма, и просил: «Для единообразия и изящества соответственно двум иконостасам, устроить третий новый иконостас, оставить только иконы Санкт-Петербургской живописи». На рапорте архиепископа сохранилась резолюция: «Рисунок смотрен и дав дозволение строить новый иконостас в Симферопольском соборе, рисунок возвратить при указе с тем, чтобы строители не подверглись ошибке относительно тех мастеров, коим дело препоручено будет». Третий иконостас мастера Пантелеймона Ивановича Бочерова устроен 30 августа 1847 года и освящен.

Этот иконостас в 1864 году при расширении алтаря в соборе снят и передан в Симферопольский тюремный замок в церковь св. Петра, а на место отданного выписан из Москвы новый, сообразный размерам нового алтаря. Его выполнял иконостасный мастер московский 2-й гильдии купец Никифор Сафронов. Иконостас сделан из соснового дерева, а резьбу и доски для икон выполнили из липового сухого дерева. Проект иконостаса разработал петербургский архитектор IV округа путей сообщения и публичных зданий Козловский. В его план входило «весь иконостас вызолотить сплошь червонным полузолотниковым золотом, на полименте резьбу, а столярство на мардане». 25 икон на досках украшали иконостас и одна большая, квадратная в шесть аршин икона «Тайной вечери» на полотне,» писаны мастерами Семена Борисова. Высокохудожественные иконы получили хорошую оценку - Сафронов отмечен похвальным листом. В августе 1864 года Преосвященный Алексий освятил иконостас. На иконостасе размещены следующие иконы: Арх. Гавриила Благославляющего, Пресвятой Девы, Евангелистов Иоанна, Марка, Матвея, Пуки, Арона, Мелхисидек с хлебом, Преображения, Вознесения, Введения, Исцеления слепорожденного, Сретения, Успения Богоматери, Голубя парящего, Святителей Василия, Владимира, Папы Климента, Стефана Сурожского, св. Великомученика Георгия, Дмитрия, Иоанна Крестителя, Богоматери Предстоящей, Спасителя на престоле.

Как и наружный фасад, окраска интерьера первоначально имела охристый цвет. Охристая окраска интерьера и экстерьера храма создавали цветовую гамму, мягкую, мерцающе-глуховатую. Общий фон молельного зала собора - золотистый в сочетании с позолотой риз, иконостаса, кессонированных потолков, паркетного пола из дубовых квадр в «елочку» оставлял впечатление роскошное, потрясающее благолепием и красотой, что позволило горожанам называть собор любовно своим «Исаакиевским».

За 100-летие своего существования собор претерпел значительные изменения, объемно-пространственная композиция усложнилась в связи с его расширением и возведением колокольни.

В 1842 году западный фасад храма обогатился часами, устроенными справа от входа на одном из четырех малых куполов. Эти часы - реликвия города со времени основания губернского центра - находились на каланче полицейского дома. В 1842 году по причине ее ветхости, грозившей падением, часы вместе с двумя колоколами перенесены на купол собора.

В 1844 году произведена капитальная перестройка храма. На западном фасаде были построены трапезная и притвор с колокольней, с правой стороны притвора устроено помещение для сторожа, с левой - вход в ризницу и на колокольню. Средства на капитальную перестройку храма отпущены из сумм Синода.

Первоначально собору был определен статус городского, и только в 1860 году в связи с увеличением численности населения он был переименован в кафедральный.

В 1869 году одноапсидный, однопрестольный храм перестраивается - он расширяется пристройкой трех алтарей. Устроена галерея на западном фасаде. Вместимость собора увеличилась на 500 человек.

В 1881 году по ходатайству Таврического архиепископа Гурия Карпова (1867-1882) отпущено из сумм Синода 37 727 рублей для удлинения собора и постройки колокольни. Строительные работы велись 3 года. В 1884 году собор предстал во всем своем величии и красоте, казалось, надолго. Но во второй половине 1890 года была проведена замена четырех башенок новыми, с арочными проемами, красивыми куполами луковичной формы, завершенными позолоченными крестами и установленными на восьмигранном барабане. Из-за отсутствия средств сначала заменили две башенки на восточном фасаде, а в октябре 1890 года реконструкции подверглись башенки западного фасада, Инженер Славинский разработал проект установки часов на правом от главного входа куполе западного фасада, как было предусмотрено раньше. О восстановлении часов писали в газетах в начале XX века, горожане требовали их реставрации. Но установка не состоялась к большому огорчению горожан, привыкших к бою часов в интервале получаса, из-за отсутствия входа на купола. В это же время установлена железная ограда, выполненная по контракту на чугунно-литейном заводе Я.М. Тосунова в Симферополе.

Значительные изменения произошли в интерьере храма. Первоначально собор был вымощен каменными квадратными плитами. В 1842 году по настоянию священника и церковного старосты Санютина устроен деревянный пол, в 1862 году при расширении алтарей паркетный пол вновь перестлан и исправлен во всем интерьере церкви, кроме притвора, где пол оставался каменным.


После всех перестроек храм имел следующую внутреннюю организацию (по архивному документу 1927 года): притвор, прямоугольный в плане, трапезная, квадратное в плане помещение, в ней находились свечные кассы, молитвенный зал, средний храм длиной 26 м 40 см, шириной 20 м 40 см, имел левый придел, за ним располагалась пономарня, и правый придел с ризницей, главный придел располагался в полукруглой апсиде с 4 оконными проемами. Высота собора главного купола составляла 24 м. Освещение электрическое.

В ризнице, иконостасе и киотах было немало священных и исторических реликвий, связанных с историей полуострова. В главном алтаре находился крест 1782 года, присланный, по преданию, Екатериной II. На святом престоле хранились икона-копия чудотворного образа Божьей матери Каспировской, подаренная архиепископом Иннокентием в 1857 году во время последнего посещения Крыма. К особо ценным предметам из золота относились дары Екатерины II, присланные в 1794 году (потир, дароносица, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца и звездница).

Важным документом, сохранившимся в соборе, была грамота, подписанная императором Александром II после окончания Крымской войны 1853-1856 гг. - благодарность «за оказание Таврической губернией Отечеству услуг». Грамота была на пергаменте, с печатью и подписью императора Александра II. Современники отмечали необыкновенное оформление грамоты - «края пергамента украшены государственными и губернскими гербами, символическом изображении в виде ветвей оливкового дерева и обвиты дубовой гирляндой, среди которой виднеются на золотом фоне имена 16 городов».


В соборе хранилась бронзовая вызолоченная доска, присланная в 1842 году из Санкт-Петербурга от шталмейстера Императорского Двора В.В. Долгорукова, внука генерал-аншефа В.М. Долгорукова. На доске вырезана надпись: «Надпись, снятая с артиллерийских орудий, пожалованных императрицей Екатериной II-ю генерал-аншефу князю Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому за знаменитую победу, одержанную им в 1771 году при городу Кефе в Крыму».

Собор сохранял в склепе (за правым клиросом) останки святителя Гурия.

К Александро-Невскому собору приписаны были следующие храмы: церковь во имя Успения св. Праведной Анны на новом городском кладбище (освящена 14 июня 1864 года, устроена на средства купца В.Б. Масленникова); часовня во имя св. Александра Невского (устроена в 1866 г. над могилами воинов, погибших во время Крымской войны); часовня во имя св. Благоверного князя Александра Невского на площади возле фонтана; часовня во имя св. Николая в соборной ограде (построена в 1892 году по проекту архитектора Беккера в честь помолвки будущего императора Николая II с Александрой Федоровной); греческая церковь во славу Пресвятыя Троицы (1865 г.); церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла (1870 г.).


Сословный состав прихожан Александро-Невского собора на 1909-1910 гг. был следующим: духовных лиц - 36 человек, военных - 586, статских - 176, купцов, мещан, обывателей - 416, государственных крестьян - 6 1, общественных крестьян - 92.

Жизнь Симферополя была тесно связана с Александро-Невским собором. Здесь проходили торжественные встречи царственных особ, отсюда отправляли воинов на защиту Отечества, здесь проводили церковные праздники.

В годы антирелигиозного террора Александро-Невский собор разделил участь многих христианских святынь России, Крыма. В ночь с 4 на 5 октября 1917 года произошло кощунственное ограбление собора. Воры, взломав решетку, влезли в храм, убили сторожа, похитили деньги сбросили на пол церковные сосуды. В декабре 1922 года Александро-Невский собор был закрыт. Позже его превратили в склад имущества, изъятого властями из закрытых крымских храмов. С начала 1929 года развернулась настоящая война против его существования: были сняты колокола и переданы Симферопольскому отделению Рудметаллоторга. 30 мая 1930 года Крымский ЦИК принял решение - снести храм и передать земельный участок для сооружения музея-панорамы «Взятие Перекопа». Перед сносом удалось перенести из собора на новое кладбище прах архиепископа Гурия (Карпова) и 4-х священников. Могилы их находятся у Всесвятской церкви на городском кладбище. В сентябре 1930 года под храм был заложен динамит. В ночь с 26 на 27 сентября 1930 года в результате варварского взрыва собор прекратил существование. Впоследствии камень бывшего здания собора использовали для строительства так называемого «Дома 1905 года» на улице Павленко, предназначенного для проживания ветеранов и активистов революционного движения. Часть красивой металлической ограды бывшего собора ныне ограждает Детский парк со стороны улицы Шмидта. Соборный сквер именовался сначала Комсомольским, затем Пионерским, а со второй половины 60-х годов он называется сквером Победы.

Весной 1944 года в сквере, в братской могиле, были похоронены советские воины, погибшие при освобождении Симферополя. Тогда же на месте соборного храма установлен танк Т-34. Позже останки героев-освободителей перенесены на воинское кладбище, а постамент под танком реконструирован. Надпись на его лицевой стороне сообщает, что: «Этот танк, входивший в состав 19-го танкового корпуса, один из первых ворвался в город». Далее идут наименования частей и соединений, которые освобождали Симферополь.

Так тесно переплелись судьбы защитников Родины на разных этапах истории Симферополя.

В настоящее время, через 70 лет после уничтожения симферопольской святыни, появилась возможность и желание горожан возродить храм. Возрождение Александро-Невского собора в Симферополе будет покаянием поколений за содеянное. Его величественная архитектура станет образцом культовой постройки эпохи классицизма. А звон колоколов восстановленного собора будет призывать новые поколения горожан к духовному возрождению.

Золотые купола главного православного собора Ялты невозможно не заметить, прогуливаясь по одной из самых живописных улиц города - Садовой. Собор Святого благоверного князя Александра Невского - не только один из красивейших храмов в Крыму, это еще и памятник отечественной истории, связанный с именами трех русских императоров.

Всем миром

Возведение златоглавого собора Александра Невского в Ялте связано с трагической смертью российского императора Александра-Освободителя, погибшего от рук народовольцев. В честь десятилетия со дня смерти Александра II ялтинской народной громадой было решено увековечить память о нем, построив новый собор. В это время по всей России строились храмы в честь Святого князя Александра Невского, являющегося небесным покровителем Дома Романовых. Эту идею поддержал император Александр III. С его благословения 1 марта 1890-го года был учрежден строительный комитет, который возглавил известный инженер и ученый А.Л. Бертье-Делагард. В состав также вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер. Средства на строительство собирали всем миром. Значительные суммы были пожертвованы знатными горожанами Б.В. Хвощинским и И.Ф. Токмаковым, а участок земли под строительство подарил барон А. Л. Врангель. Отлив колоколов для храма, который происходил в Москве, оплатил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев. В итоге, звонницу украсило 11 колоколов, один из которых весил 428 пудов, это более 6-ти тонн.

Первоначальный проект разработал архитектор К. И. Эшлиман. Однако этот вариант не был утвержден. Государь отметил, что в нем «было мало русского элемента». Напротив, проект известного в Крыму зодчего П. К. Теребенева пришелся всем по вкусу. Двухъярусное, пятикупольное здание, оснащенное трехъярусной колокольней, щедро украшенное открытыми наружными галереями и обилием колоритного русского узорочья в виде пилястров, крылец, сердечек и киотцев - таким предстал в последнем варианте будущий храм. Было решено возвести нечто сказочно красивое в древнерусском стиле.

Реализацию выполнения задуманного и общее руководство сооружением безвозмездно принял на себя военный инженер, строитель ялтинского мола А.Л. Бертье-Делагард. Строительный надзор был поручен известному архитектору Н.П. Краснову.

Более 10 лет ушло на строительство. За это время было построено два этажа, имеющие в своем составе две церкви: нижнюю во имя Св. Великомученика Артемия, и верхнюю, главную, во имя Великого князя Александра Невского.

Необыкновенной красоте внешнего облика храма не уступало его внутреннее убранство. Для осуществления росписей и мозаичных работ были приглашены лучшие мастера. В 1901-м году прошел всероссийский конкурс, победителю которого было доверено оформление святая святых Александро-Невский собор. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. Иконостас изготавливался по проектам Н.П. Краснова, роспись купола и стен в византийском стиле выполнил киевский художник И. Мурашко. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Эту филигранную работу выполнили ученики венецианского мастера Антонио Сальвиати.

И вот, после долгой и кропотливой работы чудо-церковь была готова. В декабре 1902-го года на ее освещение прибыл сам император Николай II вместе со свитой. Это было знаменательное событие для Крыма, которое собрало огромное количество народу. Обряд освещения проводил архиепископ Николай, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов.

«Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение приемной комиссии и всех присутствующих и впервые увидевших новую Ялтинскую святыню. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, однако она прислала телеграмму, которая гласила: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Позже в газетах напишут: «Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Затем был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе…».

Позже рядом с храмом был построен двухэтажный дом-причта, напоминавший русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908-м годах на церковной территории построили еще один трехэтажный дом, здесь находился актовый зал для Александро-Невского братства. Здесь же разместилась церковноприходская школа, названная в честь цесаревича Алексея и приют для людей, страдающих легочными заболеваниями. Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, который до этого служил в храме Иоанна Златоуста.

Собор Александра Невского стал любимым местом крымчан. В одном из писем А.П. Чехов так охарактеризовал собор: «Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию». И в праздники, и в горестные минуты двери церкви были открыты для людей. Здесь крестились, венчались, проводили заупокойные службы.

Смутные времена

Храм разделил страдания и горести своих прихожан в лихие времена революции и гражданской войны. Словно остров, окруженный бушующим океаном, он стал прибежищем и утешением для страждущих. Собор охранял, поддерживал веру, оберегал жизни людей. В 1918-м году во время обстрела Ялты в его стенах укрывались жители города.

Во время революции здание уцелело, но не все богатое убранство. Под крики: «религия - опиум для народа!», колокола бесцеремонно сбросили и отправили в переплавку. В 1938-м году собор закрыли, а в его здании организовали спортивный клуб. До сих пор неизвестно, где находится иконостас. Позже, его реконструкция проводилась по фотографиям из личного архива архитектора Н.П. Краснова.

Богослужения были возобновлены в 1942-м году. В послевоенные годы в соборе служил выдающийся врач, философ и богослов ныне известный как святитель Лука, исповедник, архиепископ Крымский (В. Ф. Войно-Ясенецкий), а настоятелем, с начала 50-х годов, был его сподвижник и друг, митрофорный протоиерей Михаил Семенюк.

В 2002-м году крымчане отметили 100-летие со дня освящения Александра Невского собора. К этой знаменательной дате по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, при участии городской мэрии, а также руководителей всех здравниц и предприятий Большой Ялты, предпринимателей и простых людей, прошли работы по золочению куполов храма и проведена реставрация росписи иконостаса. В 2005-2006-м годах при непосредственном участии прихожан и городских властей был отреставрирован фасад собора. В настоящее время в соборе, как и в старые добрые времена, совершаются богослужения. С 1995-го года при храме действует общеобразовательная школа, в которой обучаются около 100 детей.

Руины древних храмов, пещерные монастыри в долинах рек и на обрывах скал, старейшие действующие церкви, мощи великих святых притягивают сюда паломников со всего света. Полуостров Крым - хранитель уникальных христианских святынь разных эпох. «Фома» выбрал несколько самых интересных мест Крыма.

Древнейший храм Крыма

Фото Vahe Martirosyan/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0

Один из древнейших городов мира - Керчь: известно, что его территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных достопримечательностей Керчи - многочисленные раскопки античных городов и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.

Храм святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых, между VIII и XI веками, - единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на крыше.

В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только в 1990 году храм был передан Православной Церкви.

Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи - действующий храм, состоящий из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.

Храм в 400-х метрах над уровнем моря

Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению - он возведен на отвес­ной скале и обращен алтарем не на восток, а в сторону моря - особенность, присущая только южнобережным храмам. Со стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для морских путешественников.

Удивительна и история храма. Он был построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17 октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.

В 30-е годы XX века церковь была разграб­лена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С. Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения.

Место почитания самого известного крымского святого

Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

История собора Святой Троицы в Симферо­поле уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому).

Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых.

В 70-летнем возрасте архиепископ Лука - великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, - стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику.

Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки.

Крымское чудо света

Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.

Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.

Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем - скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.

В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.

В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.

Любимые места царской семьи

Фото Кирилла Новотарского

Имение в Ливадии - Ливадийский дворец, большой живописный парк - более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.

Принятие присяги происходило в храме Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще при Александре II и существует до сих пор. В этом храме совершал панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла православную веру. Поэтому небесными покровителями этого храма считаются девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

При Николае II на месте старого дворца был возведен новый - больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый «Праздник Белого цветка».

Царская семья в Ливадии. 1911

Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира

Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0

На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.

Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения. В начале IV века для утверждения христианства сюда были направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь воздвигнут храм.

Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма, и вскоре входит в состав Византийской империи. И именно здесь в 988 году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий в истории - князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный собор.

На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда богатого и славного гречес­кого города оставались лишь развалины.

Сегодня Херсонес - это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины антич­ного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.