Вопрос священнику проблемы на работе в коллективе. Что делать, если на работе конфликт с начальством? В церковь - на работу

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

Выберите ответ:
Все ответы священников Иосиф (Королев), иеромонах Лазарь (Антипенко), иеромонах Роман (Кропотов), иеромонах Фотий (Мочалов), иеромонах

Вопрос (Елена) 20 февраля 2016г. Батюшка,добрый день! как пережить нападки от завистливых людей на работе,в своем коллективе,постоянно кости перемывают за спиной,я за них молюсь,но сдержаться сложно,подставить пытаются по работе. Спаси Господи!

Делай, что должен и пусть будет, что будет. Молитесь.

Вопрос (АЛЕКСЕЙ) 20 февраля 2016г. Здравствуйте, отец Роман! Недавно мой сотрудник-смежник сделал ошибку в работе и передал её мне, для того, чтобы я выполнил свою часть работы. Тонкостей его специальности я не знаю, и потому, ошибки не увидел. Однако, начальница наорала на меня, оскорбив при этом. Я начал оправдываться, она ещё больше возмутилась, из-за того, что я не признаю её обвинений (несправедливых в данной ситуации) в свой адрес. Прав ли был я, когда оправдывался, или нужно было стерпеть? Она вообще при любом случае отыгрывается на мне из-за своего предвзятого отношения ко мне, это я заметил с первых дней своего появления в этой организации, к другим сотрудникам она относится куда лучше. Её нападки я считаю несправедливыми, потому что я один, не имея помощника, веду 5-6 направлений в своей работе. Она при всём при этом ставит неоправданно жёсткие сроки выполнения, лишая меня выходных и отпусков. Сменить работу не имею возможности, да и работу свою люблю, стаж у меня большой. Однако я не железный, устаю, срываюсь на домашних.Недавно к нам устроился её заместитель, которого она настрополяет против меня. Он стал покрикивать на меня, задевая при этом. Он говорит её фразами, копирует её манеру общения, хотя раньше относился ко мне иначе. Посоветуйте, как мне быть в данной ситуации, как правильно вести себя? Спаси Господи!

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Оправдываться можно, но разумно, то есть не переходя на ругань и ор. Если не услышали, значит молиться и оставить ситуацию Богу. Как говорил старец Паисий, Божия правда рано или поздно восторжествует. Может немного замедлит, но не бывает, чтобы не восторжествовала.

Вопрос (Людмила) 16 февраля 2016г. Отец Роман, здравствуйте. К вопросу о несправедливости: работаю в МАУ, учредитель администрация района. Администрация договорилась с банком о продвижении услуг, и теперь обязывает не только своих сотрудников, но и все муниципальные учреждения перейти на получение зарплаты в этот банк. Мой банк меня вполне устраивает и переходить не хочу, тем более трудовой и гражданский кодексы это позволяют, но глава собирает списки тех, кто не подал заявления на переход, со словами, что эти люди могут искать новое место работы. Сопротивление чревато. А переходить на таких условиях противно. Да и в деньгах потеряю на комиссиях банка. Что делать в таком случае - сопротивляться до последнего или перейти и терпеть связанные с этим неудобства?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Не могу ничего сказать. Решайте.

Вопрос (Наталия) 6 февраля 2016г. Здравствуйте, отец Роман! Благословите! У нас на работе есть одна сотрудница, небольшой начальник, которая несправедливо всех "достала" рабочими моментами её не касающимися, очень многих доводила до слез. Многие сослуживцы согласны пожаловаться начальству. Последнее приедет на днях с главного корпуса для разговора с каждым сотрудником инкогнито, и каждый сможет высказать свои жалобы, пожелания. Стоит ли не молчать и " заложить" сотрудницу, или это, с православной точки зрения,не хорошо. И как поступить в такой ситуации? Спаси Вас Господи. Спасибо Вам за ваши ответы и советы.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) По-вашему это называется "заложить"? А согласно ТК РФ это называется - жалоба, которую подчиненный может подать даже на своего работодателя. С Православием это не нужно смешивать. Православному запрещается действовать противозаконно, но если все по закону, то все нормально.

Вопрос (Елена) 29 января 2016г. Здравствуйте Батюшка. Храни Вас Бог. Подскажите такой вопрос. У меня есть основная специальность по которой я работаю. Это хорошая стабильная работа, но я не раскрываюсь в ней так, как бы мне хотелось. наверное не совсем талант у меня к этому есть. С недавнего времени я начала прислушиваться к себе и задумываться, что мне еще интересно и, что получается у меня наиболее хорошо. Я заметила, что у меня получается одевать других людей (подбирать одежду), удается дизайн одежды, и т.д. Я думаю я могла бы преуспеть в этом, но с недавнего времени мне кажется, что такая профессия развивает в человеке сребролюбие, а я и так этим грешна сверх меры. Человек в сфере моды наверное сильно зациклен на внешней оболочке. Подскажите может ли быть такая профессия угодной Богу? И еще подскажите пожалуйста такой вопрос, может ли молодая незамужняя девушка красиво одеваться? Или это желание выделиться, а значит гордыня?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

С выбором профессии нужно определяться заранее, а не после того, как уже всё окончено, макулатура получена и теперь мы думаем, а угодно ли это Богу? Я думаю, любую профессию можно обратить на служение Богу. Но если у человека это не получается, если оболочка действительно берет верх над содержанием, а увлечение внешностью формирует эго и прочие страсти, то стоит задуматься - а оно мне надо?

Все хорошо в меру. Опрятность в одежде обязательно должна быть. Поэтому не только незамужним девушкам, но и всем христианам можно одеваться прилично. Вы говорите "красиво", но что значит "красиво"? У каждого свое представление о красоте, которое, в том числе, опирается на его достаток. Для жены генерального директора какого-ниб. предприятия понятие "одеться красиво" уместится в несколько десятков тысяч долларов. Для жены заводского рабочего "одеться красиво" обойдется значительно дешевле. Все познаётся в сравнении и в необходимости. Есть ли необходимость одеваться дорого? Как правило нет. Люди практичные находят компромисс между красотой и долговечностью одежды. Я тоже ценю в одежде не столько красоту, сколько ее долговечность и практичность. Не одежда определяет наши желания, а наши желания и самоцен одежду. Вполне можно носить красивую одежду и не думать об этом. Но тому, кто только об этом и думает, лучше одеваться попроще.

Вопрос (Роман) 25 января 2016г. Здравствуйте, мне предложили людям рекомендовать ночной клуб для отдыха. За каждого кто придет через мою рекомендацию готовы платить наличными. Мне кажеться я буду способствовать разложению людей хотя если человек захочет он все равно пойдет? Аморален ли такой заработок?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) А вы-то сами как думаете? Уже тот факт, что вы решили спросить об этом у священника должен навести вас на мысль о сомнительности данного предприятия. Пойти-то они пойдут, но ваша душа не должна участвовать в чужих грехах. Отвечайте за себя, а остальные будут отвечать за себя.

Вопрос (Вера) 13 января 2016г. Добрый день,Батюшка. Подскажите, грешно ли работать торговым представителем в табачной компании? Хочу устроиться в крупную фирму... Условия хорошие,зарплата..Все как я хотела. Хороший шанс пройти по "карьерной лестнице". По идее я же не производитель данной продукции? Все равно продавать то кто то будет... Или все же это - грех?..

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если ваша совесть и ваш духовник вам разрешают, то можно.

Вопрос (Сергей) 11 января 2016г. Здравствуйте, Отец Роман. Помогите пожалуйста понять. Я одолжил денег одному человеку, но он не вернул их в срок, возможно, и не вернёт вовсе. В молитве "Отче наш" есть слова "прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим". Как быть в данной ситуации - если я прощу ему долг, с одной стороны я сделаю добро по отношению к должнику, но, с другой стороны лишусь денег, в которых нуждается моя семья...не сделаю ли я им (моим близким) данным поступком вреда? Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Как удобно получается, да? Можно постоянно тыкать христианам молитвой "Отче наш" и использовать их послушных и наивных. Но долг платежом красен, и требовать возврата долга не запрещается. Другое дело, что устраивать 90-е своим должникам мы не можем. А потому напомнив какое-то количество раз и не увидев понимания, остается предоставить должников суду Божию.

Вопрос (Ирина) 4 января 2016г. Благословите, отец Роман.Получается так что 6 и 7 января я работаю с 8 до 21 часа на работе.Я воцерковилась год назад, стараюсь жить духовной жизнью, меняюсь, работаю над собой.Соблюдаю посты и очень расстроена тем что не могу пойти на ночную службу и утреннюю.Подскажите как мне быть в этой ситуации.Спаси Вас Господи

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Как можете, так и будьте. Можете подмениться, подменитесь, не сможете, значит служите Богу на том месте, куда призваны.

Вопрос (Георгий) 7 декабря 2015г. Р. Роман. На работе, в коммерческой организации, приходится общаться в основном с невоцерковленными и не православными людьми. Для них главное в жизни - это деньги, их накапливание. Как быть и жить православному христианину среди неверующих? В чем смысл общения с ними? (кроме необходимости ходить на работу для выживания)..если бы не необходимость зарабатывать, то мы с этими людьми не общались бы, у нас нет общих интересов и т.д. мы объективно духовно чуждые друг ко другу...выполнять какую-то миссионерскую миссию кажется совсем невозможным а возможно и не нужным. Возникает ощущение, что теряем время вместе, по крайней мере, я теряю время с ними. Зачем это нужно?.. у меня возникает раздражение. Как с этим бороться? Спаси Бог

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Православному среди неверующих нужно оставаться самим собой, постоянно имея в памяти слова апостола - худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15:33). Скрыть свое благочестие (веру) у такого вряд ли получится, а потому не нужно пугаться вопросов, но быть "всегда готовому всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3:15). Никто не заставляет вас лезть к ним в души со своей верой. Более того, этого и не нужно делать. Но если спросят, ответить с простотой. Также быть готовому к провокациям и троллингу, уметь отличать искренно интересующихся от тех, кому с вас "поржать охота". Бисер перед такими сыпать нечего. Не забывайте - это школа для вас, где вам предстоит научиться блюсти свою совесть, побеждать гнев, терпеть невежество, быть духовным адамантом, который не могут поколебать никакие греховные волны. Если же эти волны вас колеблют, тогда решайте что для вас важнее - ваша душа или работа.

Рабо́та - 1) ; 2) вид трудовой деятельности; 3) деятельность как источник доходов; 4) продукт труда.

Любовь к Богу достигается через любовь к ближнему. Это касается не только родственников, а всех, с кем мы соприкасаемся, в т. ч. на работе. Как известно, христиане не работают, христиане служат. Работа — это одна из форм служения Богу.

Что значит совершать любое дело ради Христа?

  1. Воспринимать любое дело, как порученное Самим Богом.
  2. Избегать греховных дел и занятий вне зависимости от их мирской выгоды.
  3. Молиться перед началом дела, в процессе его выполнения и после.

Может ли «светская» работа быть формой служения Богу?

Не исключает такого рода работу из области тех направлений трудовой деятельности, которые могут быть богоугодными и полезными для нравственного преуспеяния , на том только основании, что его работа, формально, носит светский характер.

Известно, что свёл основные Божьи заповеди к двум: о к и любви к (как к самому себе) (). Проявлять же любовь к Богу и ближнему можно не только служа в или при храме, но и работая, исполняя, казалось бы, сугубо светские обязанности. Разве, к примеру, верующий врач, писатель, поэт, историк, художник, защитник отечества, эколог не может прославлять Бога, проявлять любовь к ближнему, работая на своём месте, работая так, чтобы это бы угодно Богу? Очевидно, что может. Это можно назвать формой служения Богу. Вообще же говоря, таких видов «светской» работы - много.

Работа в Церкви

Многие люди, обратившиеся к Православию, начинают тяготиться «светской» работой. Это неудивительно, ведь устремления нецерковного общества все дальше от того, что приемлемо и ценно для христиан. К поиску работы «при храме» подталкивает и желание послужить Церкви. как работодатель - тема разговора, который мы начинаем в этом номере. Тут есть много вопросов. Например, распространено мнение, что в православных организациях эффективность работы ниже, чем в светских. Так ли это, а если так, то почему? Нужны ли и возможны ли «параллельные» светским православные структуры - больницы, школы, мастерские и пр.? Чем вообще работа в Церкви отличается от «светской»?

Мнения об этом настоятелей нескольких московских храмов узнал корреспондент «НС» Владимир Тоцкий. «Я бы на месте директоров давал объявления: ищу верующих сотрудников» Протоиерей - магистр богословия, доцент Московской духовной академии и профессор Свято-Тихоновского Богословского института, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Храм занимается издательской деятельностью. Выпускается приходской журнал «Киприановский источник», книги и брошюры богослужебного, житейского, научного содержания. При храме работает библиотека. Действует воскресная школа, где кроме Закона Божия преподается иконопись, пение, рукоделие, а подросткам - иконография, церковное зодчество, начала журналистики, выпускается детская приходская газета. Каждое воскресенье собирается родительский клуб.

Особенностью приходской жизни стали крестные ходы к местным святыням, установление памятных крестов и молебны у них. - Отец Сергий, какие трудности у православного в светском обществе? - То, что неверующая среда нас окружает - это наша действительность. И не надо этого бояться. В раннем христианстве в Римской империи христиан окружали язычники. Верующие собирались ночью в катакомбах для богослужения, а днем работали. Надо уметь преодолевать эти трудности спокойно. Если над тобой смеются, ругают, плюют в спину - и такое было, - надо потерпеть. Трудности эти вполне переносимые. Это ведь не арестовывают, не сажают, как раньше. - Есть ли среди церковных организаций крупные работодатели? - Церковных организаций-работодателей у нас, видимо, очень мало. У нас нет и политических движений, связанных с Православием. Если есть патриоты, то они не всегда православные. Никто из правительства и Думы не сказал: «Я православный, верующий человек».

Может, только один Подберезкин. А между тем, будь я работодатель, то сделал бы то же самое, что сделал один немецкий юноша много лет назад. Он в одной газете дал объявление: «Ищу девушку христианского мировоззрения для создания семьи». И я бы на месте директора давал подобные объявления, мол, ищу верующих сотрудников… Я бы знал, что верующий человек меня не обманет, не украдет - он Бога боится. Мне известно от моего отца, что владыка занимал в Соловецком лагере должность казначея, т.е. выдавал зарплату офицерам НКВД, т.к. они сами себе не доверяли. Но они знали, что русский архиерей не украдет. Какие проблемы на церковной работе? Мало денег? Да. Искушения? Да, так как у нас бушуют страсти, здесь передовая, фронт, где постоянно нападают бесовские силы, и нам не всегда удается от них отбиваться. И в тоже время происходит какое-то чудо: денег нет, а храм восстанавливается. Жертвуют доски, кирпич, бетон. В храме свой особый курс валюты. Если мастер говорит, я в миру сделаю эту работу за столько-то, то для вас в три раза дешевле.

Потому что для Бога. Ведь даже стройматериал, простой кирпич ведет себя по-особенному в храме, в жилом доме, торговом заведении или, еще хуже, в увеселительном. Музейные работники, например, удивляются: старинные облачения, шитые золотом, хуже сохраняются, если висят на стенде, чем те, которые находятся в употреблении, в которых служат. - Ваше мнение о совмещении светской работы и работы в храме? - Таких прихожан мало. Сейчас человек, имеющий работу, так загружен, что сил идти еще куда-то просто нет. Сейчас в коммерческих структурах от работника требуют в десять раз больше, чем в советское время. Люди нам нужны, но мы еле сводим концы с концами. - Кто конкретно? - Делопроизводитель, человек по связям с общественными организациями, сторож, уборщицы… - А какие трудности испытывает настоятель храма, духовник, просто священник? - Я преподаю в Духовной академии и Свято-Тихоновском институте. Работаю в комиссии по канонизации Рязанской епархии, в Православной энциклопедии. О том, чтобы пойти в гости или просто погулять по улице, нет и речи. Современный батюшка похож на солдата, который сидит в разветвленном окопе и бегает от одного орудия к другому, заменяя собой целый взвод. А надо причащать, исповедовать больных, встретиться со школьниками, реставраторами, строителями, художниками… Раньше в таком режиме работал святой праведный Иоанн Кронштадский - теперь все наши батюшки. Но если вспомнить диалектику преподобного , мы живем в самое благоприятное время. Дивеевские монахини в жуткой нищете жили и однажды пожаловались батюшке Серафиму. Что он им ответил? Я, говорит, могу всю эту глину в золото превратить, но вам это будет не полезно. Вот вам и полезно концы с концами сводить. И буду молиться Богу, чтобы так оно и было. И у нас то же самое. Мы два года служили без отопления. Вода текла по стенам. А когда у человека много чего-то, он невольно развращается духовно. «В православной среде труд воспринимается как благословение Божие» Иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Храм занимается издательской деятельностью. При храме работает большой книжный магазин и иконная лавка. Неимущим выдаются книги для чтения. В магазине существует небольшой отдел постных продовольственных товаров. При храме создана иконописная мастерская. Действует воскресная школа для детей с библиотекой.

Недавно Святейший Патриарх Алексий II благословил иером. Сергия на строительство нового храма в Бибиреве. - С какими проблемами сталкивается пришедший работать в храм? - Мало денег - раз. Есть храмы и не бедные, но и в них, бывает, платят мало. В этом уже вина настоятеля. Нельзя держать работника в черном теле, у него тоже семья, дети есть. Вообще, люди должны жить достойно. Я не считаю, что Богу угодно, когда люди, строящие или восстанавливающие , живут в нищете. А кто платит достойно, я знаю, у того и работники есть, и средства Господь посылает. «Всякий трудящийся достоин пропитания» - говорит Священное Писание. Если платить достаточно, твой сотрудник не будет искать работы на стороне, а весь свой профессионализм и силы посвятит храму. Бывают случаи, когда человек не хочет брать зарплату. Я его просто заставляю, потому что бесплатно он будет работать до поры до времени. А деньги, которые ты человеку платишь, он же тебе их и заработает. И никогда не будет проблемы, где взять работника. - Какие профессии востребованы в храме? - Многие. Издательские работники, программисты, бухгалтера, экономисты. Экономика храма должна быть современной. Я считаю, что мы сами должны зарабатывать деньги. Это более правильно, чем ходить с протянутой рукой к людям нецерковным. Кто хочет помочь, сам принесет, чего у него просить. - Преимущества работы в церковной общине? - Круг единомышленников. Человек работает для Бога, для ближнего, для спасения своей души. Это все дает большое утешение. Потом возможность постоянно бывать на богослужении. Нужно выбирать для работы такой храм, где настоятель не посылает сотрудника во время богослужения бегать туда-сюда. У нас, к примеру, трапеза готовится с вечера. Потом, постоянное окормление и общение с духовником, возможность в праздник причаститься, что на светской работе бывает не всегда. - Батюшка, мне один считающий себя православным руководитель заявил, что в коммерческой организации верующий сотрудник - большая роскошь. То у него Пасха, то преполовение… Да и сослуживцев он «развращает» своим нежеланием заработать денег себе, а значит, и фирме. - Человек, работающий в храме, менее зависим от мира и его соблазнов. В общине всегда можно найти помощь, сочувствие. В храме ты служишь Богу, и это главное, так как человек для этого и рожден. Говорят, что в храме больше искушений? Просто в миру что-то за искушение не считается, а считается за обычную жизнь. А приходит человек из мира в храм и думает, что там ангелы…

Бывают, конечно, проблемы и со старостой, и с настоятелем. Надо потерпеть. Ведь не без промысла Божьего эти люди в храме оказались. - Нужны ли, как вам кажется, параллельные светским православные структуры и организации? - Думаю, нужны. Особенно школы и детские сады. В православных гимназиях тоже есть свои проблемы, но там хоть голову не оторвут и матом не ругаются открыто. В современной школе нормальный человек ни учить, ни учиться не может. Мне кажется, воскресные школы должны перерастать в православные гимназии. В больницах другое. Попадает верующий человек в светскую среду, на нем начинают «ездить»: поручают самое тяжелое, а платят меньше, пользуясь его безответностью. А он и за больным по-другому ухаживает, не просто как медик. Потому что спасение его души, а это для него главное, зависит от его отношения к больному. Преподобный сказал, что болящий и ухаживающий за ним получают одну награду. В православной среде труд воспринимается как благословение Божие, как радость, а не как необходимость зарабатывать деньги. Люди, которые понимают хотя бы немножко, что такое Православие, ценят верующих людей, стараются взять к себе на работу, назначить начальниками: на них положиться можно, они не станут обманывать, воровать, тянуть на себя одеяло. А когда целая фирма таких работников, то совсем замечательно - одна большая семья, некий монастырь в миру получается. Я знаю таких предпринимателей, которые берут к себе на работу только верующих людей. И я приветствую создание православных структур в любой области. Еще в 1989 году мне рассказал один офицер об эксперименте в армии. Собрали православных военнослужащих в один взвод. Тут же он стал самым первым по всем показателям.

Не было дедовщины - этого проклятия современной армии. Первые и в учебе, и в стрельбе, и в работе. Более сильные слабых подтягивали, учили, заботились. Любой православный человек, наверно, хочет или в монастырь уйти, или при храме работать. Но не всегда есть такая возможность. Надо развивать производство. Раньше монастыри России давали 20 процентов валового продукта сельского хозяйства. Думаю, и сейчас это возможно. «В большом приходе нужны люди и технических, и гуманитарных профессий» Протоиерей , настоятель храма Благовещения в Петровском парке, и.о. председателя отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. При храме Благовещения уже более десяти лет действует сестричество во имя св. прпмц. Елисаветы, три года - православный детский дом «Павлин». Есть своя гимназия, книжное издательство, выпускающее духовную и церковно-историческую литературу. Ежемесячно выходит приходская газета «Календарь». - Нужны ли и возможны ли, на ваш взгляд, параллельные светским православные структуры? - Безусловно. А что в этом плохого? Прихожанину легче и удобнее пойти к православному врачу, практикующему на территории храма. Я знаю, что уже есть при храмах даже зубоврачебные кабинеты. Я и сам не раз пользовался. Когда я плачу врачу, я знаю, что деньги пойдут его семье, его детям, но небольшая часть достанется храму, на ремонт крыши, ограды, а не будет переведена в какую-нибудь офшорную зону. Православные детские дома уже существуют. Роддом необходим, так как нельзя под одной крышей рожать и одновременно убивать неродившихся детей, как это бывает в госучреждении. - А в чем разница работы в миру и в храме? - Я буду говорить только о своем приходе. На мой взгляд, работа в миру отличается меньшей социальной защищенностью. Работник там зависит от каприза работодателя. Хозяин может разориться, предприятие закрыться. Но все эти негативные аспекты работы в миру компенсируются возможностью заработать больше. В храме работают в основном единомышленники, душевная атмосфера более благоприятная. Да и режим работы щадящий.

Плюс питание, фактически домашнее. Зарплата выплачивается без задержек. - Но при храме не все могут найти работу по специальности… - Мало кто из родителей готовит и воспитывает своих детей для работы в храме. Но в большом приходе, каким является наш, нужны люди и технических, и гуманитарных профессий, и даже военные. В воскресной школе нужны опытные педагоги. Издательские работники, журналисты, продавцы всегда найдут работу, т.к. сейчас почти каждый храм что-нибудь да издает. У нас ежемесячно выходит газета в 50 полос. Издаем книги: жития, молитвословы, просто редкие книги… Хорошие художники, иконописцы, реставраторы всегда желанны. Нужны в храме строители, маляры, штукатуры, сантехники, повара, водители (у нас есть свой гараж). Нужны музыканты, певчие. - Бытует мнение, что у работающих в храме много искушений. - Везде искушений достаточно. Разве в армии меньше искушений? А в милиции, а у водителя? Может быть, в храме каждая спичка видится бревном. По контрасту, так сказать. - Обычно в церковной структуре не просто проявлять инициативу, т.к. многие вопросы упираются в благословение настоятеля либо в отсутствие средств в казне храма. - В миру точно так же. И президенты зависят от принятого бюджета.

А возможности проявить инициативу предостаточно: вопросы катехизации, воскресная школа, восстановление храма… У нас создана в интернете крупнейшая в мире русская православная библиотека. Открывай, читай кто хочет. Правда, многие инициативы нуждаются в энтузиастах и не всегда могут вознаграждаться материально. - Но самая большая ценность, наверное, - это хороший работник, добросовестный, способный принимать решения, обязательный. Деньги на ремонт найти можно, а вот специалиста… - Дефицит кадров существует везде. Даже в правительстве. Но специалисту и платить нужно много. Команда у меня хорошая, но, будь у прихода средств побольше, я бы собрал более сильную команду. Не все прихожане способны пожертвовать своим благополучием и перейти на работу в храм.

Источник: Журнал «Нескучный сад»

В церковь - на работу?

Чтобы иметь возможность бывать в церкви не раз в неделю, а каждый день, постно питаться, беседовать с единоверцами «о духовном», некоторые новообращенные православные готовы даже оставить высокооплачиваемую работу и стать церковным певчим, чтецом, сторожем, уборщицей… Но принесет ли работа при храме пользу душе? Ведь в церкви - свои «искушения».

В одной из своих книг рассказывал о крестьянине, который любил приходить в храм и проводить в нем долгие часы. На расспросы, чем же он занимается все это время, крестьянин отвечал: я смотрю на Бога, Бог смотрит на меня, и нам обоим хорошо. Для людей, с детства воспитанных в вере, пребывание в храме - на церковной службе или просто для молитвы - органичная часть жизни, но, пожалуй, только новоначальные испытывают от этого восторг, граничащий с евангельским «хорошо нам зде быти». С момента моего воцерковления прошло больше десяти лет, но я до сих пор помню, как не хотелось уходить из храма после службы, как тянуло зайти туда всякий раз, когда оказывалась рядом. Помню зависть - в хорошем смысле, если, конечно, зависть может быть в хорошем смысле, - ко всем «труждающимся»: певчим, свечницам, просфорницам, даже к церковному сторожу. Им-то уходить не надо, они «свои» в этом дивном мире, пахнущем воском и ладаном, в самой его сердцевине.

Наверняка у каждого неофита, пусть даже только в теории, возникала эта мысль: и я тоже хочу. Хочу работать для Бога - и для вот этого конкретного храма в том числе. Кстати, служащие в церкви стараются не называть свою работу работой. «Мы трудимся для Господа» - словно подчеркивая, что светская работа - это исключительно на благо своего кармана. Понятное дело, церковная зарплата (если она, конечно, есть) - это всего лишь скромное материальное приложение к духовной радости, но подход все равно странный. Практически любая работа делается для других людей, а все, что мы делаем для других добросовестно и с любовью, мы делаем для Господа. Так что я все-таки рискну назвать церковный труд работой. «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом» - эти слова псалма не только о духовном труде, но и о самом простом физическом. Как говорится, будьте осторожны в своих желаниях - они могут исполниться. Два года я преподавала в воскресной школе и семь лет пою на клиросе, так что приходскую жизнь знаю изнутри. И смело могу сказать: труд в храме, за исключением некоторых нюансов, практически ничем не отличается от любой другой работы. Более того, если брать в расчет духовную специфику этого труда, есть в нем нечто такое, что делает его не слишком полезным для незрелых и слабых душ.

И это не только мое мнение. Хорошо известен тот факт, что архимандрит не слишком охотно благословлял своих мирских духовных чад на приходское служение. Как представляет себе «внутренность» церковного мира человек, который только-только к нему прикоснулся? Примерно как некий филиал Царства Божия на земле. И это не совсем иллюзия, скорее, дело в так называемой призывающей благодати, знакомой каждому новоначальному. В это удивительное время мы без какого-либо усилия замечаем все хорошее и в упор не видим негатива - душа просто отталкивает его от себя. И нет бы продлить этот период - но так хочется углубиться в церковную среду, и мы даже не даем себе труда задуматься, что ближе к храму не обязательно означает быть ближе к Богу. Когда действительность не соответствует ожидаемому, это всегда неприятно и обидно. От обычной мирской работы никто не ждет неземных радостей. Она дает средства к существованию, позволяет общаться с людьми, а если к тому же доставляет удовольствие - чего еще желать. И даже если с работой что-то не так, ее всегда можно сменить, мир от этого не рухнет. Иное дело - церковь. Используя известное в православном рунете анонимное высказывание, «главная задача человека, увидевшего церковную жизнь изнутри, - сделать так, чтобы о ее содержании не узнали люди с деликатной душевной организацией». Неужели все так ужасно? Разумеется, нет.

Просто каждый желающий трудиться в храме должен отдавать себе отчет, насколько он способен бороться с тем, что церковные тетеньки, поджав губы, называют «искушением». Как это ни грустно, та часть Тела Христова, которую представляют собой живые люди, больна - потому что больны все мы, физически, душевно и духовно. Даже прославленные в лике святых при жизни были обычными людьми со своими недостатками, грехами, пороками, с которыми они более или менее успешно боролись. Вот и в церковь мы приносим свои мирские нестроения. Сможет ли новичок, окунувшийся в приходскую глубину, понять это, отбросить наносное, несвойственное настоящей духовной жизни - как мы принимаем любимого человека со всеми его недостатками? Или скажет, став в позу: «Нет, такая церковь мне не нужна, лучше уж «Бог-в-душе»? Первое, с чем сталкиваешься, придя трудиться в храм, - это то, что приход напоминает гигантскую коммунальную квартиру (особенно если это небольшой приход). В нем все обо всех всё знают. А что не знают - домыслят. Поначалу это даже радует, поскольку процесс превращения в «своего» невозможен без накопления внутренней информации. Знакомства, установление отношений, разговоры, все более откровенные… И в какой-то момент понимаешь, что лучше бы тебе всего этого не знать.

Даже если трапезной в храме нет, от разговоров этих все равно никуда не денешься - догонят и в притворе, и на лавочке. Многие верующие, часто посещающие храм, со временем замечают, что благоговение куда-то потихоньку уходит. Не то чтобы совсем равнодушие или какие-то кощунственно-циничные мысли (хотя бывает и такое), но нет уже того душевного жара и трепета, которые когда-то охватывали при первом же возгласе: «Благословенно Царство…». Рутинная молитвенная работа, которую лишь изредка взрывают настоящие живые чувства. А что тогда говорить о тех, кто в храме каждый или почти каждый день и во время службы действительно работает - чтобы служба могла совершаться? Ну, священника не будем трогать, а остальные? Певчие поют, чтецы читают, свечницы за подсвечниками следят, работницы свечной лавки записки принимают. Когда им молиться? Особенно певчие часто жалуются: какая молитва, попасть бы в ноты, вот пойду в другой храм, там и помолюсь. Хорошо, если батюшка объяснит, что молитва бывает не только словесная, но и делом. Помогаешь другим молиться, - значит, и сам молишься. А бывает и обратный вариант. Я тут пою (читаю, подсвечник чищу), мне законы не писаны. И уже можно во время службы посидеть, поболтать, журнальчик полистать, выйти покурить на Шестопсалмии. В певческих группах и сообществах очень популярен список из множества пунктов «Как развлечь себя во время службы» - эдакие вредные советы в духе Остера. Это, говорят, наш здоровый профессиональный цинизм, забывая, что профессиональный цинизм в принципе не бывает здоровым - это просто психологическая защита от перегрузок.

Интересно, от чего надо защищаться на клиросе? Из «мне законы не писаны» логично вытекает пренебрежительное отношение храмовых служащих к «простым» прихожанам. Или, как их зачастую называют, к «народу». На вас никогда не орали церковные уборщицы за плохо вытертые ноги? Вас не выгоняли из храма за нарушенный дресс-код? Это еще что, вы бы послушали, как отзываются о вашем пении «мимо кассы» на клиросе, когда вы старательно выводите: «…И жизни будущаго века, аминь». А еще - хихикают над вашими вербочками и березками, над обмотанными поверх брюк платками, над любым вашим промахом. «Ох, тут одна меня сегодня спросила… просто умора!» И когда певчие цепочкой выбегают на помазание, далеко не все из них сознают, что без очереди их пропускают вовсе не потому, что они высшая каста, а лишь потому, что им сейчас надо петь следующий ирмос. Нельзя не сказать и о еще одном моменте, мистическом. Особенно это касается все того же клироса, который не зря называют церковным передним краем борьбы. Случается такое, что умный, милый, спокойный человек вдруг ни с того ни с сего ведет себя так, словно его муха укусила, а потом и сам не может понять, что на него нашло, почему сорвался, нагрубил, обиделся на невинное замечание. Да-да, именно оно - то самое пресловутое «искушение», с которым зачастую не удается справиться. И сам грешишь, и других вводишь в соблазн осуждения: так вот ты какой, цветочек аленький! Рано или поздно проблемы отношений возникают на любом, даже очень дружном клиросе, да и не только на клиросе.

Ну и под конец на «неприличную» тему - денежную. В плане разрушения иллюзий она, пожалуй, самая действенная. Воистину, блажен тот, кто не получает в храме зарплату и вообще никак не сталкивается с этой стороной церковного бытия. Но это практически невозможно. Даже в самом бедном или, напротив, благополучном с точки зрения перераспределения денежных потоков храме всегда найдутся недовольные и завистливые, да еще и с длинными языками. «То ли он украл, то ли у него украли…» Одни жалуются, что зарплата маленькая, другие с подозрением смотрят на батюшкину новую машину или матушкино новое пальто. «Я на ремонт жертвовал, ремонта как не было, так и нет, а обновки - вот они». Ну, а где же плюсы работы в храме, почему о них ни слова? Да потому что это очевидно и можно описать кратко. Еще раз вернусь к истории, рассказанной владыкой Антонием. Храм - дом Божий. Я смотрю на Бога, Бог смотрит на меня, и нам обоим хорошо. А решать, трудиться в храме или нет, - вам и вашему духовнику. Бог в помощь. Комментирует протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татианы при Московском университете: - Сразу по двум соображениям я не рекомендовал бы этого делать новообращенному христианину (устраиваться на работу в храм - прим. ред.) Во-первых, потому что немногие из нас приходят в Церковь с такой мерой покаяния, изменения своей личной жизни, какая, например, была у преподобной Марии Египетской и других великих святых. Мы от каких-то грубых грехов пытаемся отстать, но еще почти ничего в Церкви не умеем.

А главное в Церкви - это молитва и Богообщение. Человеку же, в этом пока не укорененному, опыта молитвы и Богообщения не имеющему, очень легко подменить главное чем-то земным, что у него неплохо может получаться. Он может быть неплохим профессионалом по компьютерам, это пригодится в храме. Он может быть хорошим организатором по характеру и стать помощником при походах и паломнических поездках. Он может быть хорошим хозяйственником, его привлекут в помощники старосты. И это второстепенное человек может начать воспринимать свою деятельность как церковную жизнь, как-то, чем прежде всего нужно заниматься. И произойдет такая аберрация, искажение духовного зрения. Это первая причина, по которой нужно посоветовать полгода, год, полтора года просто ходить в храм, молиться, привыкать к ритму богослужения, поста, личного молитвенного правила. Покаянию учиться.

А потом уже потихонечку, шаг за шагом, начинать прилепляться к каким-то внешним видам церковной активности. Второе. Церковь в некотором смысле сообщество святых, но в некотором, как говорил преподобный , толпа кающихся грешников. И если новоначальный церковный человек слишком рано, не будучи в главном в церковной жизни укоренен, увидит немощи воцерковленных людей, о которых он часто со стороны думает как о том самом сообществе святых, включая и священнослужителей, которые могут оказаться вовсе не идеальными, то для него это может оказаться непросто переносимым соблазном. Когда-то, несколько лет спустя, когда все по-другому уже будет восприниматься, это и проблемой-то может не стать. А тут чуть ли не до ухода из Церкви можно дойти. Поэтому я бы не советовал слишком рано включаться в церковную работу и внешнюю церковную активность. Пусть человек сначала почувствует себя в Церкви дома, а потом уже займется внешними трудами.

В поте лица твоего будешь есть хлеб , - сказал Бог Адаму (Быт. 3 , 19). Закрылись врата рая, и с той минуты падший человек должен трудиться, чтобы жить. Работа, то есть трудовая деятельность ради куска хлеба, а также ради реализации личных способностей, наконец, ради блага общества и страны, - огромная и практически неотъемлемая часть жизни большинства наших православных прихожан. Но какой же она бывает разной!

Далеко не каждый из нас может сказать, что работа, которой он занят, ему по душе, что он нашел в ней себя и не хотел бы для себя никакого иного места под солнцем. Не всякая работа интересна, не от каждой можно получить то, что принято называть моральным удовлетворением. Но можно ли считать часы, проведенные на работе, временем мертвым, вычеркнутым из настоящей, живой жизни? Пожалуй, их для этого слишком много - рабочих часов; слишком большую долю отпущенного нам на земле срока они составляют. Они тоже наша жизнь - часы, проведенные на «неинтересной», скучной, нерадостной работе; значит, они должны служить нашему духовному обучению, росту и спасению души. Но как этого достичь?

Предположим, чего-то достичь удается: рабочий день, казавшийся духовно бессмысленным, обретает смысл. Однако если человек не лишен способностей - а способностей, тех или иных, на самом деле никто из нас не лишен, - перед ним с неизбежностью встает проблема их реализации, иначе говоря, востребованности его талантов и знаний обществом. Иногда эта проблема становится трагедией: человек либо винит в своей нереализованности других - близких, окружающих, сослуживцев, начальников, «эту страну», - либо впадает в бесплодное самобичевание: я плохой, я слабый, я никуда не гожусь. Другая, «позитивная» крайность - человек трудится и растет, он достаточно уверен в себе и хочет состояться; но забывает, что успех - в искусстве ли, в науке, на государственной службе - он все же не самоцель, он хорош только тогда, когда служит чему-то высшему и непреходящему; а эгоистический карьеризм - тоже дорога в тупик, хотя это и не сразу и не всеми осознается.

Бывает и так: человек не эгоистичен, он хочет и может творить добро и у него есть возможность работать - много, интересно, творчески, помогая людям, даже спасая их. Есть при этом и проблемы, и огорчения, конечно, - без них на этом свете не бывает, - но кислорода, по крайней мере, никто не перекрыл: трудись, приноси плоды. А человек вдруг понимает, что трудиться ему не хочется; что интерес к делу он утратил; что людей, нуждающихся в нем, ему уже не жалко и никакие плоды его не радуют. Почему? Переутомился? Он берет отпуск, отдыхает, но, вернувшись на работу, убеждается: это никуда не ушло… В чем причина? Кстати, об усталости, утомлении: что с ним делать? Это только психологическая проблема или и духовная тоже?

Едва ли не самая больная из проблем, которые мы намерены обсудить, - соответствие всего того, что приходится делать на работе, христианским убеждениям. Мы не говорим сейчас о преступных «профессиях», разумеется, о заведомо незаконной деятельности; но в том-то и беда нашей жизни, что размыты границы, сбиты колышки, само понятие честности унижено, осмеяно, воспринимается как некое юродство. Что делать преподавателю вуза, которого принуждают ставить зачет за зачетом юноше, не знакомому даже с азами преподаваемого предмета, только потому, что он сын главного спонсора показушных вузовских мероприятий? А журналисту, от которого требуют - срочно в номер! - интервью родителей только что убитой маньяком девушки? Как быть следователю, которому велено сочинить абсолютно незаконное постановление о прекращении уголовного дела?.. Не всякий человек найдет в себе силы сказать «нет», рискнув (а то и прямо пожертвовав) рабочим местом, карьерой, профессиональным будущим… возможностью кормить своих детей, в конце концов. Да и просто моральную ответственность за эти действия возьмет на себя далеко не всякий, многие успокоят себя формулой: «А я что, я человек подневольный». Но вряд ли это можно будет повторить на Страшном Суде…

Еще одна ситуация: человек зарабатывает себе на хлеб, не принося при этом вроде бы никому никакого зла. Он просто развлекает людей, желающих развлечься, занимает тех, кому нечем, оказывается, занять ум. Он делает это неплохо, с выдумкой, или, как принято нынче говорить, креативно. Ну что тут такого, казалось бы? Спрос породил предложение, только и всего. Но откуда в человеке - не во всяком, конечно, а в том, кто обратился-таки душою к Богу, ощутил в себе христианскую совесть и то, что называется духом, - постоянная боль, дискомфорт, чувство стыда, раздвоенности, а иногда просто духовной разоренности, разрушенности? Впрочем, это со многими видами деятельности может быть связано… В каких случаях священник советует прихожанину сменить работу? Какую работу можно назвать душевредной?

Есть профессии, к которым легко применимо высокое слово «служение». Профессия врача, скажем, учителя, воина, который по определению не работает, а служит; в идеале - полицейского, прокурора, судьи; и священника, конечно, если мы не побоимся применить слово «профессия» и к священнику тоже. Ну а если человек работает каким-нибудь бухгалтером в частной фирме, кассиром в магазине, официантом в кафе - какое тут служение… Или для христианина служением становится любая работа? Если да, то каким образом?

Обо всем этом мы и постараемся поговорить.

Не за страх, а за совесть

О проблемах, которые могут возникнуть у прихожанина, у православного христианина в связи с его работой, о том, как сочетается трудовая деятельность с духовной жизнью, мы беседуем с протоиереем Сергием Ксенофонтовым - клириком Духосошественского кафедрального собора в Саратове.

Отец Сергий, а приходится Вам сталкиваться с такими ситуациями, когда работа составляет для прихожанина духовную проблему?

Проблемы в связи с работой у прихожан возникают, это неизбежно. Наша трудовая деятельность приходится именно на тот возраст, на ту жизненную пору, когда мы максимально готовы к духовному развитию. Мы вышли из детства и юности, вступили в эпоху зрелости. А окончание нашей трудовой деятельности предваряет старость, завершение жизненного пути. Старость - это итог жизни, ее оценка, время мудрости… или время разочарования. Старость проверит, что мы сумели наработать, скопить для себя за нашу жизнь и какую «пенсию» (в духовном смысле) мы будем теперь от этого получать.

Таким образом, трудоспособный возраст - это то самое время, которое господин дал своим рабам на приумножение талантов (см.: Мф. 25 , 14–30), а значит - оно должно стать временем напряженной духовной жизни. Но именно в это время от нас требуется напряжение и в труде. И эти два требования к нам, эти два напряжения часто вступают в противоречие - вот здесь-то и начинаются у нас проблемы. Нам тяжело, мы устаем. Создавая материальную основу своей жизни, мы не успеваем осмыслить ее духовно, задуматься о том, что в нашей трудовой деятельности правильно, а что нет. Когда останавливаемся, вырываемся на минуту из рабочей суеты - пытаемся осмыслить: вот, я работаю, я делаю то, что необходимо, для моих близких, для семьи, а где же моя духовная жизнь? Ее как бы и нет. Нам приходится признать, что большую часть своей жизни мы отдаем гонке и суете. В лучшем случае - пытаемся какую-то часть от этой жизни отчленить и отдать ее исключительно духовному развитию. Но тогда возникает вопрос: а что же остальное наше время, оно бездуховно? Оно духовно мертво?

- Невозможно ведь верить в Бога с семи вечера до восьми утра, а остальное время жить так, как будто Его нет…

Невозможно, но иной человек бессознательно пытается сделать именно это. Он пытается жить жизнью духовной, молится, ходит в храм, но, не любя свою работу, воспринимает ее как чуждую часть своей жизни, как время духовно мертвое. Он только и ждет, когда рабочий день окончится и можно будет опять обратиться к предметам духовным. Когда мы пытаемся так жить, сатана смеется над нами. Он ворует наше время - часы, проведенные на работе. Даже не ворует - мы сами их ему отдаем, ведь ничего он у нас не может взять, если мы не отдаем ему сами.

Что происходит? Время жизни человека, время, данное ему Богом, не одухотворяется, и человек в этом времени задыхается. А та часть жизни, которую он пытается посвятить духовным вещам, не становится полноценной, потому что это - цепь с отсутствующими звеньями. Мы, может быть, и работали над собой духовно, соединяли звено за звеном, но вот пришло время идти на работу - и мы вольно или невольно размыкаем цепь. На работе мы позволяем себе внутренне вести себя так, как не позволили бы в иное время. Мы раздваиваемся: я на работе - это одно, я в храме - совсем другое. Раздвоение приводит к лицемерию, которое, по сути, есть лжезвено той самой разомкнутой цепи нашей духовной жизни. Человек как бы говорит себе: ну что ж, я могу быть и таким, и эдаким. А там, где раздвоенность, - там сатана, безусловно, будет раздражать ту сторону, ту половинку человека, которая доступна ему. И эта половинка будет поглощать, съедать другую, ту, которую мы пытаемся оставить, сохранить духовной. И рано или поздно наша слабость истощит ту силу, которую мы успели накопить. Потому что нельзя служить двум господам (см.: Мф. 6 , 24).

Боюсь, что в моей жизни был период такой раздвоенности - хотя и не в худшем на фоне иных варианте: как журналист, я, по крайней мере, никогда не продавалась, не писала лжи за деньги, это уже хорошо. Но я помню, какие это были трудные минуты - когда после рабочего дня ты оказываешься перед своими домашними иконами… И понимаешь, что там, на работе - одно, здесь, перед взорами Спаса и Богоматери - другое, а где же я сама? Где я живу - и там, и там? Это постоянное смущение, доходящее до чувства какой-то абсурдности, нелепости собственной жизни.

Это постоянный стыд. Вы знаете, почему иногда люди, которые каждый день встречаются на работе, стараются не встречаться в храме? Даже меняют приход - только потому, что в этот храм ходит кто-то еще с их работы. Потому что там, на работе, они другие! И то, что они ходят в церковь, на работе ими подсознательно воспринимается как некое постыдное действие. А здесь, в церкви, стыдно, потому что пришел человек, который знает тебя другим. Тому, кто пытается служить двум господам, стыдно перед обоими!

- Что же нужно сделать, чтобы рабочее время не было мертвым и чтобы не было раздвоенности, лицемерия?

Здесь важно осознать, что главное, а что неглавное, расставить приоритеты. Как сказал Господь: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6 , 21). Где же наше сокровище, что есть цель всей нашей жизни? Если человек видит свою цель в Царстве Божием - тогда он знает, куда идти. И начинает потихоньку, как скульптор, отсекать лишнее. Лишнюю суету, лишнюю озабоченность, напряжение, страх не успеть и не справиться и т. д. Это совсем не значит, что не нужно быть усердным на работе, напротив. Усердие в повседневных делах, даже маленьких, может и должно быть замешано на духовном понимании пользы. А польза для души может быть только тогда, когда ты жертвенно служишь ближнему и через него - Богу. Наше рабочее время может быть одухотворено, в первую очередь - жертвенностью.

- Усталость, вымотанность работой - она ведь еще о жертвенности не говорит?

Иногда бывает так, что человек не может осознать, жертвенно он действует или нет, настолько измучила его суета. Тогда работа превращается в сплошную тяготу. И он уже не видит в ней никакого смысла. Но когда человек является верным, верующим, воцерковленным, когда у него есть какой-то духовный опыт, какая-то молитвенная практика - тогда вопроса о смысле работы, о том, есть ли в ней жертвенность, являет ли она собою служение ближним, - не возникает. А если возникает, верующий всегда может найти ответ в своей личной духовной жизни. И в жизни других, уже прошедших по этому пути. И у святых, опыт которых отразится, найдет какой-то отклик в его личном опыте, и он поймет: мысли о бессмысленности - искушение; работа - не бессмысленное изматывание, а подвиг, к которому его Бог призвал.

- Но на любой ли работе «есть место подвигу»?

Место жертвенности, место служению Богу есть везде, где бы человек ни работал, даже если он сидит в закрытом кабинете и вообще людей не видит, только документы - на получение кредитов, например. Четкое понимание того, что от этих кредитов зависят судьбы людей, осознание своей ответственности - это и есть подвиг и жертвенное служение.

Полагаю, что христианин на любой работе должен быть добросовестным, ответственным, честным, соблюдать договоренности между ним и работодателем. Это должно быть нравственной, духовной необходимостью. Так?

Есть такая поговорка: не за страх, а за совесть. В России отношения между хозяином и работником издавна строились не только на договорных началах, но и на началах совести. Один из признаков того, что ты служишь жертвенно, с прощением и совестью, осознанием долга, даже если работа у тебя нудная, тяжелая, нетворческая, - то, что у тебя возникают с твоим хозяином-работодателем и с твоими товарищами по работе личные отношения. Мы видим это в житиях русских святых: святой праведный Иоанн Русский, находясь в рабстве, в жестоком плену, своим добросовестным и усердным трудом заставляет хозяина переменить к нему отношение, увидеть в нем человека, а не просто раба, проникнуться ко вчерашнему рабу уважением.

На Руси было принято, чтоб хозяин или, скажем, начальник день своих именин посвящал подчиненным: накрывал для них стол, дарил им подарки - не они ему, заметьте, а он им. Это была своего рода семейственность, традиционная, свойственная русскому сознанию, выходящая за стены дома и распространяющаяся на все государство: царь - отец, мы все - его дети, день его именин (тезоименитство) - всенародный праздник. А семейственность есть одно из высших проявлений той жертвенности, о которой мы с вами говорим: в семье человек не может жить лишь ради себя. Семья по определению - сообщество людей, живущих друг для друга.

Достаточно вспомнить такого известного мецената и благотворителя, как Савва Морозов: его отношение к рабочим было истинно христианским и отеческим. Он ведь организовал для них и систему страховки, и льготное кредитование, и все то, что мы теперь называем социальными гарантиями. Он не получал с этого прибыли. Но, как ни странно, такое вот христианское ведение дел - оно выгодно в конечном итоге.

Сегодня это пытаются заменить суррогатами - корпоративными вечеринками, насаждением так называемого корпоративного духа, привлечением к созданию этого духа всевозможных психологов с тренингами и ролевыми играми… Но за всем этим не стоит жертвенности, служения. Все это строится не на любви, а на искусственном перенапряжении определенных качеств и способностей человека: например, способности к доброжелательному общению. И не с духовными целями строится, а с материальными: доход каждого зависит от дохода фирмы, доход фирмы от дохода каждого, поэтому давайте будем друг друга поддерживать.

Но человек не так прост, как хотелось бы сегодняшнему бизнесу. Он не машина. Он духовное существо, которое призвано на самом деле к великому делу: приближению к Богу, обожению, спасению для жизни вечной. Находясь в условиях коммерциализации, человек все равно остается существом духовным. Рано или поздно это противоречие обострится и проявится. Насилие над ним как над духовным существом принесет горькие, а когда-то и страшные плоды. Почему самые жестокие преступления сегодня люди зачастую совершают именно в коллективах, там, где работали или учились? Почему они убивают тех, кто трудился с ними рядом, тех, с кем они сдвигали бокалы на корпоративах, с кем здоровались по утрам подчеркнуто приветливо? Сначала это было на Западе, потом пришло к нам. Причем, заметьте, пока наши служебные отношения не строились на выгоде, на коммерции, этого не было. Как только мы стали переходить на худший вариант капиталистических отношений, это началось. Значит, есть система, и результат этой системы - бездуховное перенапряжение, которое приводит к срывам. Бездуховное перенапряжение означает деятельность, совершенно оторванную от жизни духа. Наш труд должен быть духовным.

Я подумала сейчас почему-то о кассире в магазине самообслуживания. С мирской точки зрения - не самая интересная и престижная работа. А с духовной - какие возможности! Каждый день тысячи людей, и с каждым ты можешь быть - либо искренне приветливым и теплым, либо таким, какова кассирша в одном известном мне магазине: ее обязали говорить каждому покупателю «Спасибо за покупку», но она это произносит - сквозь стиснутые зубы, так, что покупатели пугаются.

Эмоциональность человека не может быть оторвана от духовной составляющей его жизни. Если кассир, продавец, парикмахер, банковский служащий приветливы поневоле, только потому, что начальство обязало их произносить вежливые слова, - это явственно отличается от искренней приветливости и доброжелательности к людям. Когда у человека в душе пусто, а от него требуют, чтобы он оттуда изымал нечто теплое и сердечное… как говорят мои любимые семинаристы, нельзя взять там, где не положили.

Итак, работа - это наш христианский подвиг, продолжение нашей духовной жизни. А бывает она душевредной, даже разрушительной для внутреннего человека? Бывает, что священник советует прихожанину работу сменить?

Бывает. Как это определить? Для человека вредно то, что вредно для его души, что противодействует ее спасению. Обратимся к опыту христианских государств, в том числе и дореволюционной России: законы, пусть несовершенные, должны учитывать христианские заповеди. Хотя все понимают, что земными средствами передать небесный закон невозможно, можно лишь как-то приближаться к нему. Но тем не менее законы действовали, и это означало, что служение государству позволяет человеку оставаться христианином. Государство как бы гарантировало, что ему не придется действовать не по-христиански, что от него этого не потребуют. А на сегодняшний момент многие законы противоречат заповедям. А от законов идут и социальные нормы, и социальные обычаи, и межличностные отношения. Поэтому сложившийся в коллективе корпоративный дух может оказаться совсем не христианским. И тогда надо вспомнить слова Спасителя: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16 , 26).

Но и здесь нас подстерегает ошибка: мы принимаемся объяснять и оправдывать работой собственные слабости. И не видим, что нам не работу нужно менять, а попытаться изменить себя. К примеру, человек говорит: «Работа у меня душевредная, потому что я все время нахожусь в унынии». Но причина унынию не работа, а мы сами. Или: «Не могу там работать, потому что поститься не дают, под Новый год непременно корпоратив, в Великий пост у начальника день рождения. Стало быть, это нехристианская работа». Но это не работа нехристианская, а у самого человека с христианством не очень хорошо, если он не в силах отказаться от корпоратива в пост; если человекоугодие, а может быть, малодушие не дает ему спокойно объяснить начальнику свой отказ от застолья.

И совершенно другое дело, если от работника требуется снять крест - из каких-то «норм толерантности». Вот здесь мы просто не имеем права подчиниться и остаться на работе таким образом.

Если человек ведет внимательную и постоянную духовную жизнь, для него нет проблемы определить: где христианские нормы, а где нехристианские и требует ли его работа на самом деле, чтобы он преступал евангельские заповеди. Подчеркну, эта жизнь должна быть именно постоянной, стабильной. Эта стабильность начинается с ежедневной утренней и вечерней молитвы, с регулярного посещения храма, участия в Таинствах. Все это рождает постоянство наших отношений с Богом.

Что касается советов поменять работу - я только один раз посоветовал (именно посоветовал, потому что свобода выбора должна оставаться за человеком) это одной прихожанке. Я видел, как в ней нарастает напряжение в связи с работой. А работала она уборщицей в сауне. Все знают, что сауны у нас служат - отнюдь не здоровью… Пока она просто убиралась там, это было еще ничего, но потом от нее стали требовать, по сути, соучастия во всех творившихся там беззакониях: она должна была что-то подавать, подносить… и она сразу почувствовала несовместимость этой работы с духовной жизнью. Как человек честный, она не могла лицемерить. Попыталась, но даже толика этого яда лицемерия привела ее в отчаяние. Это была настоящая духовная болезнь. Но, когда она сменила работу, все наладилось.

Отец Сергий, а как быть, если работника принуждают к мелкой или крупной нечестности, обману, лжи? Примеров очень много можно привести - из школьной, из вузовской жизни, из жизни различных властных структур и т. д. Что делать, если начальство в очередной раз требует написать красивый отчет, обеспечить высокий показатель, сделать так, чтоб вон та девочка непременно получила медаль, а вон тот мальчик непременно в вуз поступил, даже если он в слове «мама» две ошибки делает? Отдать кесарю кесарево, то есть выполнить указание и не брать на себя ответственности, или все же попробовать отказаться?

Единого категорического ответа здесь дать нельзя. У каждого человека своя жизненная ситуация, своя способность переносить испытания, словом, своя мера. Начнем с того, что об участии в нечестных делах, во лжи, хотя бы даже и мелкой и, казалось бы, простительной, нужно говорить на исповеди. Почему? Потому что ложь в любом случае - это инфекция, наподобие гриппа: если она поселилась в человеке, он заболеет. Если пустить болезнь на самотек, она будет прогрессировать. Что дает исповедь? В свете благодати Божией высвечивается грех. Мы его видим. Мы приобретаем духовный опыт, в том числе и горький - опыт жизни с грехом. Прощать грех самому себе («Ну что я могу сделать, если начальство требует?») - значит лишать себя прощения Божия. И тогда свою долю в нас получит сатана. Это его область - «темной яти», то есть та область, где он берет. Если мы исповедали свой собственный - собственный, а не начальника! - грех, значит мы видим проблему и можем ее решать. Первый шаг в разрешении проблемы - не воспринимать ситуацию собственного греха как норму, что нам очень свойственно: «Да какой тут мой грех, сейчас везде так делают, это сейчас нормально». Многочисленные беседы с людьми, оказывающимися в таких ситуациях, показывают: выход из них находят те люди, которые не ищут себе оправданий, не принимают свое участие в грехе как норму, исповедуют это именно как свой личный грех. Таким Сам Бог помогает, подсказывая решение, а когда-то и изводя человека «из работы египетския», предоставляя ему другое поле деятельности.

Работа в идеале - это еще и реализация творческих способностей человека. Как жить, если работа не соответствует творческому потенциалу? Если образование, знания, талант остаются невостребованными? В поздние советские времена немало талантливых людей подметали дворы, копали могилы на кладбищах, трудились в кочегарках и т. д. Кто-то это выдержал и стал потом большим человеком. А кто-то выбросился с балкона или захлебнулся водкой там, на этих кладбищах, потому что это на самом деле трагедия. Сейчас ситуация иная, но проблема не ушла никуда, оказывается.

Талант как способность творить дан человеку Творцом, и это действительно беда - если человек со своими талантами невостребован и ему остается только закопать их в землю. Вся история человечества показывает, что эта проблема была всегда. Человек осознает, что способен на большее, но, по объективным причинам, вынужден «знать свой шесток». Однако и здесь очень много подводных камней. Это наше «я способен на большее» может быть правдой, а может быть и соблазном. Например, человек по тщеславию своему и гордыне может преувеличивать свои способности. Ему кажется, что в нем умирает гениальный писатель, а на самом деле этот писатель никогда в нем не жил. Или - человек просто не отдает себе отчета в своей неготовности к «ведущим партиям», не понимает, что ему нужно еще потерпеть, посидеть там, где он сидит, подрасти.

Ничего в нашей жизни не происходит без воли Божией. И если мы вдруг оказались лишены возможности творить - нужно вспомнить историю Иоанна Дамаскина, который был замечательным духовным поэтом - плодами его вдохновения Церковь пользуется и поныне - и которому его духовник в Лавре Саввы Освященного на Святой Земле запретил писать стихи. Но потом этот запрет был снят и его талант засиял еще ярче - после того, как Иоанн, во-первых, со смирением принял весьма болезненное для него лишение, а во-вторых, когда, нарушив запрет единственно ради ближнего, с тем же смирением понес и наказание за это. Лишение возможности творить иногда бывает острым резцом смирения, отрезающим лишнюю гордыню, прилипшую к нашему таланту.

Но главное - вовремя задать себе вопрос: чего именно я хочу? И постараться честно на него ответить. Если во главе угла тщеславие или сребролюбие, то человек явно ошибается. Сколько бы он ни менял свои «шестки», ему всегда будет чего-то недоставать. Потому что тщеславие и алчность - это пропасти, которые никогда не наполнятся. И совсем другое дело - если человек ищет лучшего способа послужить Богу и ближним. Тогда Сам Господь со временем выведет его на простор, даст ему все необходимые возможности.

Журнал «Православие и современность» № 30 (46)

Вопрос читателя:

Добрый день! Работаю в коллективе и не могу найти общий язык с людьми. Уже приходит мысль, что, наверное, я что-то сама делаю неправильно. Новый руководитель обвинила меня в том, что я специально ухожу на больничный с ребёнком и отлыниваю от работы. Я стараюсь работать так, как считаю правильным и справедливым. Конечно, маленький ребенок болеет и мне необходимо ухаживать за ним. Попыталась объяснить ситуацию, но получила в ответ ещё кучу обвинений. Теперь не здоровается со мной.
Если мне что-то не нравится и возникают вопросы, стараюсь об этом сказать и все решить. Конечно же, не ругаясь, но почему-то мою точку зрения не всегда принимают позитивно, и это приносит отчуждение, хотя я стараюсь никого не обижать. А самое страшное, что мне абсолютно не хочется налаживать отношения с коллективом, где я работаю. Мне кажется, что эти люди мне чужды. Как же мне быть? Хотя я стараюсь себя успокаивать, но в душе переживаю, что люди обо мне плохого мнения.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая читательница, Ваша ситуация - одна из тех, которую невозможно решить по интернету, тут Вам нужно приходить и лично разговаривать со священником и с психологом, потому что одного только письма недостаточно, требуется серьезный разговор и серьезная работа над собой. Не в смысле, что Вы хуже кого-то, а в том плане, что, поскольку Вам плохо и неуютно, значит, нужно что-то менять в себе или в отношении к происходящему. А это лучше делать под руководством священника и психолога. Я бы сейчас обратил внимание на то, что Вас чересчур заботит мнение окружающих. Не надо. Разберитесь, почему оно для Вас так важно, чего Вы ждете от коллектива, помимо эффективного профессионального взаимодействия и почему Вы ждете этого в коллективе, хотя, в принципе, этого следовало бы искать в семье, у родственников, друзей и так далее.

Так что приходите в храм и обращайтесь к специалисту, это должно очень помочь.

В качестве рекомендации могу вам посоветовать обратиться за помощью в Центр кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва), он находится рядом с метро «Семеновская». Здесь служат высокопрофессиональные православные психологи, которые помогли уже тысячам людей.

Помощь оказывается взрослым и детям, членам любых религиозных конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам.

Если у Вас тяжелое материальное положение, то это ни в коем случае не должно Вас останавливать в получении психологической помощи в Центре. Пожертвования центру определяются только вашими возможностями и благодарностью. Оказание помощи в Центре никак не связано с суммой пожертвования (или его полного отсутствия) .

Дорогие братья и сестры!

Мы начинаем новую рубрику, условное название которой можно сформулировать «православные в миру».

Главная задача рубрики – рассказать, как верующие люди живут в современном мире. Для многих наших читателей очень актуален вопрос: что делать вне храма? Как сочетать веру, православные традиции и современную жизнь? Как жить православным в миру? Где и как можно работать? Как сочетать работу и духовную жизнь? Может ли православный христианин «делать карьеру»?

Если о том, как вести себя в храме, литература существует уже в достаточном количестве, то о том, как вести себя, например, на работе, какую работу выбрать, как относиться к карьере, прочитать практически негде. В нашей рубрике мы познакомим вас с ответами священников на вопросы о работе, рассказами о том, как относились к работе наши деды, и о том, как живут наши современники – врачи, педагоги, инженеры, математики – словом, люди самых разных специальностей.

Конечно, все проблемы охватить невозможно, наша задача – осветить православный взгляд на основополагающие моменты отношения к работе. Мы постараемся найти ответы на самые актуальные и злободневные вопросы. Вы можете задавать свои вопросы, а также прислать нам рассказ о своей работе. Надеемся, что материалы новой рубрики будут Вам интересны и полезны!

Здраствуйте! Я санитарный врач, и по долгу службы мне приходится выдавать «разрешительную» документацию на деятельность залов игровых автоматов и казино, получается я совершаю грех?? Как мне быть в этом случае, если я не могу отказаться от этой работы.

Даже библиотекарю, как «работнику бюджетной сферы», приходится выдавать те книги, которые не всегда соответствуют его мировоззрению, так что «убежать» от этого соблазна не получится. Старайтесь приносить больше пользы в остальных областях и не давайте разрешений там, где не следует – честно выполняйте свой долг и милость Божия с Вами да пребудет!

Скажите, является ли грехом получать и тратить заработную плату из так называемой «черной кассы». Сейчас по России распространена ситуация, когда крупные и мелкие фирмы уклоняются от всевозможных налогов и как бы обманывают государство. Не будут ли это неправедно заработанные деньги? Я понимаю что основной грех на главных руководителях и организаторах этого предприятия. Грех ли, если я у них работаю?

Здравствуйте, Максим! Если Вы получили деньги за свой добросовестный труд – они заработаны праведно. Но получение их из «черной кассы» есть соучастие в казнокрадстве. В этом необходимо каяться на исповеди, и, по возможности, изменить такую ситуацию. Во многих госучреждениях, например, зарплата «белая».

Можно ли православному христианину иметь какие-то цели в жизни, кроме цели духовного возрастания в Православной вере (пусть даже это будут второстепенные цели)? Например, интересная работа с нормальным заработком, совершенствование профессиональных навыков, спорт. Если Бог дал мне способности в области финансов, торговли, то наверно грех их не использовать?

Человек не может не иметь целей и планов на жизнь. Главное, чтобы они действительно оставались второстепенными по отношению к спасению собственной души. И использовать свои способности в экономике не грешно в той степени, в которой они не связаны с обманом ближних и другими нарушениями заповедей Божиих. Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Михаил Самохин.

Можно ли православному человеку сочетать смирение, кротость, терпение и уверенность себе, твердость характера, целеустремленность. Подскажите, пожалуйста, как найти «золотую середину», скажем, на работе в общении с коллегами, чтобы (будучи кротким) люди не «садились на шею» и не издевались. Заранее благодарю вас за ответ и искренне надеюсь на ваш совет, уповая на помощь Господа.

К сожалению, в наше время принято отождествлять смирение и кротость с мягкотелостью и бесхребетностью. Видимо, из-за того, что мы разучились отстаивать свои интересы иначе, чем с помощью морального или физического насилия над ближними. А потому человек кроткий и смиренный воспринимается именно как безответный член общества. Но кротость и смирение это не постоянное избегание конфликтов, а умение решать их без насилия над собой и окружающими. А на определенной стадии конфликты в жизни такого человека вовсе прекращаются.

Наверное, все вышеизложенное несколько трудно для понимания. В этом случае лучше обратиться к примерам из житий преподобных, святых в монашеском чине. Удивительная незлобивость сочеталась в них со смелостью, а кротость с духовной твердостью. Кроткие в отношении личных обидчиков, они были способны на гнев в отношении врагов веры и собственного спасения.

Так и Вам стоит определить те рубежи, за которыми оканчивается нормальное общение и начинается манипуляция и издевательство. И эти рубежи отстаивать. Но здесь нужно помнить, что такие рубежи не могут пролегать по линии мелких бытовых проблем. Отстаивать надо то, что действительно важно.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Я учусь в университете, профессионально занимаюсь шахматами, хожу на курсы по вождению… Имею веру и много работаю над собой, но не могу отстраниться от мира, достижений… В жизни мне нравиться выигрывать — оценки, турниры, хорошие отношения с начальством и т.д. Я хочу благосостояния, но заработать его честным трудом. Моя проблема в том, что, когда я задумываюсь о Боге, молюсь, пощусь, то не вижу смысла во всем, что делаю — выходит надо зарабатывать только на то, чтобы по минимуму хватало семье и себе. Но на полпути все бросить я не могу, и начинаю опять стараться и добиваться… Мечусь меж двух огней и в результате — ни рыба ни мясо. Понимаю, что служить двум господам нельзя, но как быть?

И не надо служить двум Господам – надо служить Господу в тех жизненных реалиях, какие есть, и стараться всё, что ни делаем, делать во имя Его, совершать как послушание Богу. Кроме того, в мирском успехе нет ничего предосудительного до тех пор, пока он не становится самоцелью – даже и мирскими нашими делами можно свидетельствовать Божью милость: главное, избегать тщеславия, зависти, осуждения, всякого зложелательства, лицемерия, угодничества и жадности. Помните: живя в миру, мы можем стремиться к достатку теми способами и путями, которые дозволены Законом Божиим – результат же трудов наших в руках Господа. Это нужно помнить каждому, чья жизненная стезя проходит через мир.

С уважением, священник Алексий Колосов

Я боюсь не распознать в себе талант от Бога быть предпринимателем, зарабатывать не 1500$ в месяц, а, скажем, 20000$ в месяц. Ведь при большом доходе будет возможность и в храм чаще ходить, и жертвовать больше денег. Также боюсь вопроса на Страшном Суде, почему я не зарабатывал 20000$ в месяц (при условии, что у меня есть этот талант)? Считаю уместным расширить вопрос: Почему бы всем православным мирянам не стать предпринимателями? Прошу не путать этот вопрос с вопросом «Как всем мирянам стать предпринимателями?» — это хороший вопрос, но сейчас я его не поднимаю. Да спасет всех Господь!

Из текста Евангелия мы имеем представление о том по каким критериям будет совершаться Страшный Суд. (Мф.25, 31-46) Заработок не входит в их число. Относительно чрезмерного увлечения богатством Господь Иисус Христос предостерегает нас: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Мф.19,23-24). Причина предостережения в человеческой привычке надеяться на богатство. Ничто не препятствует православным людям быть предпринимателями, если главной целью своей жизни они продолжают видеть спасение собственной души, а надежду возлагать на Господа.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Мне очень нужен совет от Вас. Я скоро оканчиваю школу и раньше я думал пойти на адвоката, но я очень колеблюсь. Мне кажется, что эта профессия не подходит для христианина. Хотя на Руси были адвокаты! В целом мне нравится эта профессия, но не хочу расплачиватся вечными муками после смерти! Ведь я буду защищать и людей виновных, которые сделали зло для других людей! Не будет ли грехом с моей стороны, что я защищаю преступника? скажите, что мне делать!?

Во-первых, адвокат далеко не всегда защищает виновных. Во-вторых, работа адвоката даёт даже и виновному некий шанс к исправлению – воспользуется он им или нет уже вторично. В остальном же, адвокат (впрочем, как и каждый из нас) должен поступать по совести и заповедям, а там будь что будет.

С уважением, священник Алексий Колосов

На работе часто сталкиваюсь с агрессивным поведением людей. Есть люди, которые грязно ругаются. В душе все восстает против этого, а скажешь — получишь больше агрессии в ответ. Как быть?

Да, сквернословие — один из распространенных пороков нашего времени, который многие и за порок не считают. Как быть Вам? Прежде всего не раздражаться, а помолиться. Разговаривайте со всеми спокойно и доброжелательно — это иногда помогает снять агрессию. Делать ли замечания — зависит от ситуации. Иногда можно и нужно сразу попросить человека не употреблять при Вас нецензурные выражения, иногда лучше подождать пока уйдет агрессивность.

Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, как Церковь относится к проверке на детекторе лжи при приеме на работу в обычную коммерческую фирму? Спасибо.

Официального мнения Церкви по вопросу о применении детектора лжи не существует, поскольку такие проверки не касаются вопросов веры. Вы можете услышать только частные мнения различных священников. На мой взгляд, это некоторый перебор, однако, ничего плохого для христианина здесь нет: если совесть Ваша чиста, то чем Вам повредит такая проверка? Другое дело, что на этой фирме, возможно, настолько высокая секретность, что такие проверкам могут регулярно подвергаться и сотрудники, а, возможно, там в принципе не очень здоровая атмосфера.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я работаю в табачной компании (реклама сигарет). Раскаиваюсь и xочу найти другую работу. Сейчас я в декрете. Когда выxодишь из декрета — новую работу сразу искать сложно — никто не xочет брать с маленьким ребенком. Можно ли выйти на старую работу (табак) — работать и искать новую работу? Или надо срочно увольняться, чтобы не заниматься грешным делом ни дня? (здесь у меня просто страx, что новую работу буду искать долго, что уже не будет такой высокой зарплаты, на старой работе свободный график — смогу больше времени уделят ребенку…) Как вы рассудите?

Работу нужно пытаться найти уже сейчас, находясь в отпуске, но если найти ее не удастся можно выйти и на старую работу, с непременным намерением ее сменить. Не смущайтесь возможными проблемами. Господь, видя Ваше желание отойти от греховного дела, подаст Вам необходимое благосостояние.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.