Движение скопцов. Секретные ритуалы скопцов и хлыстов

Скопцы Якутии. Начало XX века

История этой жестокой и необычной религиозной секты и по сей день бередит умы человечества. Скопцы – люди, добровольно уродовавшие себя. История секты – это века существования и масса вопросов, один из которых – «Во имя чего?». Так кто же они, скопцы России?

«Царь над царями»

Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору находился центр секты хлыстов, во главе которой стояла самозваная «Богородица» Акулина Ивановна. Однажды к секте прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу изображал немого, а затем неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова «царем над царями» и сделала его вторым человеком в общине. Нравы у хлыстов были довольно свободными, и однажды Селиванов выступил против свального греха и предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений – «раскаленным железом отжечь свои детородные уды». Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и ушел из общины.

Селиванов сделал себе самокастрацию.

Сокрушение змия

Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, захотевших по его примеру «сокрушить душепагубного змия» путем оскопления. Возможно, секрет успеха нового учения заключался в желании некоторых стать побогаче. Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому добро одного скопца наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть.

Вскоре среди членов секты было уже немало обеспеченных людей.

Лишние части

Первоначально оскопление совершалось раскаленным ножом или топором, однако довольно скоро этот обычай прекратил существование. От него сохранилась лишь традиция сожжения ампутированных органов.

Мужское оскопление устойчиво разделялось на два вида. Первый и наиболее распространенный сводился, по формулировке судмедэксперта, к «отсечению яичек». Второй – полное оскопление. После операции скопцы вставляли в отверстие мочеиспускательного канала особые оловянные или свинцовые затычки для воспрепятствования, по их словам, «самопроизвольному истечению мочи».




Что касается оскопления женского, то оно подразумевало большее хирургическое «разнообразие»: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков», «отнятие (ампутация) одной или обеих грудей», «вырезание малых губ» или «вырезание больших губ вместе с малыми»…

При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.

Инструменты для оскопления.

Под судом

Первый «скопческий процесс» состоялся в 1772 году. Перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней. Его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец и тоже пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, однако дело его не было забыто. Скопчество было поставлено вне закона, но число его последователей продолжало расти.

Государь Петр III

Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III.

Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина за это супруга невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой.

В сумасшедшем доме

И вот в 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был гоним при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре был вызван к самому императору.

– Ты мой отец? – якобы спросил Павел у новоявленного Петра III.

– Греху я не отец, – ответил Селиванов. – Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном.

Однако оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.

«Золотой век»

И все-таки скопцы дождались своего часа. Александр I, который относился к деяниям отца так же плохо, как Павел I относился к деяниям своей матери, выпустил Селиванова из лечебницы и, подержав в богадельне, отдал на поруки бывшему камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам вскоре принял скопчество. С этих пор и начался «золотой век» кастрированных сектантов. Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана.

Селиванов обрел небывалые привилегии. Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения.

Даешь оскопление!

Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами. Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.

Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства.

Хранитель общака

В XIX веке одним из лидеров российского скопчества был купец первой гильдии Максим Плотицын, живущий в Моршанске (Тамбовская губерния). В его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью. Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого общака. По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 миллионов рублей золотом. Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.

Последняя точка

Однако окончательно своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у менял сестер Смирновых было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева – 4 миллиона, у братьев Никифоровых – 1 миллион. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса по делу сектантов, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, стали влачить жалкое существование.

Оскопленные мужчина и женщина.

«Новый Селиванов»

И все же история скопчества и поныне не оставляет многих в покое. В качестве любопытного курьеза можно привести такой случай. Он был описан в 1983 году британскими медиками. Речь идет о 37-летнем безработном, «который был помещен в больницу из-за потери крови, последовавшей за попыткой самокастрации». Пациент утверждал, что «в своем предыдущем воплощении он возглавлял религиозное движение в России XVIII века, подвергался преследованиям и поэтому кастрировал себя раскаленной кочергой».





Метки:

Тематика занятий

– Путешествие по страницам истории «Сердцу милый уголок»
– Беседа-викторина «России славные сыны в Олекминском краю»
– Час истории «Казацкому роду – нет переводу»
– Урок мужества «Нас сводила молодость в сабельный поход»
– Час истории «Огненные версты Победы»
– Игра-путешествие «Их именами названы улицы»
– Экскурсия «Олекма – житница Якутии»
– Литературный час «Поэзия судьбы (Олекма литературная)»
– Беседа «Берег поперечный – уголок Заречный»
– Заключительное занятие «Олекминск – частица России»
– проектная деятельность Шаг за шагом: по следам Олекминских скопцов

«Шаг за шагом: по следам Олекминских скопцов»

Гипотеза: согласившись на добровольную ссылку в Якутию, пройдя дорогой страданий и потерь, представители самой фанатичной секты России нашли на Олекминской земле вечный покой и оставили добрый след.

Цель: изучить малоизвестные страницы истории родного края.

Задачи:

– знакомство и изучение литературных источников о сектантах – скопцах;
– обработка старинных документов, найденных на месте разборки скопческого дома;
– запись воспоминаний старожилов с. Троицк и п. Заречный.

Введение

Судьба заброшенных царским правительством в неведомый суровый край, «тюрьму без решеток» скопцов представляет интерес, так как их вклад в развитие земледелия на вечной мерзлоте, высокие достижения в выращивании зерновых культур и овощей, превратившие Олекминский край в житницу Якутии, внедрение первых рыночных отношений, храмы и часовни, построенные каменных дел мастерами, украсивших облик города и деревень, достойны уважения и памяти.

Из истории секты скопцов

Движение скопцов зародилось в середине ХVIII века в Орловской губернии, где в ту пору существовал хлыстовская община. Кондратий Селиванов – основатель скопчества был крепостным крестьянином села Сосновка, отделившись от хлыстов он основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей. Селиванову удалось привлечь на свою сторону богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. Поскольку у кастрата не было наследников, в общине утвердился порядок, согласно которому одному скопцу наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников. Первый процесс над скопцами состоялся 1772 году. Кондратий Селиванов был бит кнутом и сослан в Сибирь. В 1795 году, вернувшийся из ссылки Селиванов, был объявлен вторым Христом и Императором Петром III. Его доставляли для беседы Павлу I, после чего посадили в психлечебницу. Александр I выпустил Селиванова и отдал на поруки камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам принял скопчество. С этого времени начинается золотой век сектантов. Селиванов установил контакты с представителями Петербургской аристократии, которые увлекались мистическими учениями и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. Петербургский «корабль» Селиванова обрел небывалые привилегии. Полицейские не имели права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и куда был вхож князь Голицын, тогдашний министр просвещения. Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались, А. Елянский подал государю проект государственного переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. Последней каплей стал случай, когда в 1819 году два племянника генерал-губернатора Петербурга Петра Михайловича Милорадовича обратились в скопчество. Селиванов был арестован и сослан в один из Суздальских монастырей, где и умер в возрасте 100 лет.

Из истории известно, что на Руси XII – XIII веках были скопцы. Общиной скопцов считали, что единственным путем спасения души является борьба с плотью путем оскопления. Скопцы имели свой взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, которой перемешались суеверия, вера в доброго царя и надежда занять однажды высокое положение возле трона. Себя скопцы гордо называли «белыми голубями» так как кастрация у скопцов называлась «убелением». Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка была крепкой. На рубежу XVIII – XIX веков лучшими Российскими менялами были они. У скопцов были и иные методы приумножить богатство, скопчество распространилось по многим городам России. Скопцы торговцы имели своих агентов всюду и они от своих братьев по вере раньше узнавали о колебаниях цен и устраняли своих конкурентов. О богатстве скопцов было хорошо известно, и желающих купить благосостояние ценой кастрации было не мало. У сектантов было несколько видов вовлечения в секту новичков:

  1. Оскопление малолетних родственников
  2. Экономическое закабаление
  3. Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
  4. Соблазнение деньгами
  5. Пропаганда «чистоты» перед богом

В Москве в доме богача Пашкова организовывали угощения с раздачей пособий с условием, слушания душеспасительных лекций в цели вовлечения людей в секту. В первый год своей деятельности Пашков растратил сто тысяч рублей, за тем он был выслан из страны и поселился в Лондоне, но многие слушатели пополнили ряды сектантов. Обычно люди уходят в секту для того, чтобы начать новую жизнь – более правильную, более осмысленную и спокойную. Однако далеко не всеми сектантами движет религиозное чувство. Довольно часто люди выбирают для себя новую религию только для того, чтоб улучшить свое материальное положение.

Октябрь скопцы, в общем, приняли. Во первых, поначалу тоже считались «жертвами царизма». Да и соратник Ленина Владимир Бонч-Бруевич до революции был ученым-религоведом, скопцов изучал, со многими переписывался – на его защиту рассчитывали. При НЭПе многие «белые голуби» со своей торговой сметкой и трудолюбием смогли подняться, но дальше – 1929 год. В Ленинграде состоялся большой процесс над сектантами. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, влачили жалкое существование. Богатства скопцов были экспроприированы так, у сестер Смирновых 500 тыс. рублей, у П. Бурцева – 4 млн., у братьев Никифоровых – 1 млн. Русские – сектанты скопцы умели не только кружиться в экстазе во время радений, но и крутить большие деньги. Во время гонений на скопцов во второй половине 19 века у тамбовского купца Плотицына, соратника Кондратия Селиванова было изъято 30 млн. рублей золотом. Олекминские скопцы тоже имели немалые состояния. До 1986 года в г. Олекминске находили скопческие клады. Но спрятанные скопцами богатства даже спустя годы, оправдывая свое название «презренного металла», возбуждали в людях самые низменные качества и доводили их до совершения преступления. И неизвестно сколько еще такого «зла» хранится в старых скопческих домах.

Наследие Олекминских скопцов

До приезда в Якутскую область скопцы жили в Туруханском крае. Водворенные туда, они с первых лет своего пребывания заметили всю безысходность своего положения, ибо не имели возможности заниматься торговлей, рыбными промыслами, а все попытки заняться сельским хозяйством терпели фиаско из-за неблагоприятного климата и болотистости почвы. Разоренные, голодные, они направили ряд ходатайств в высочайшие инстанции о переселении их в местности с благоприятными почвенными условиями. В 1856 году, по Высочайшему повелению от 21 февраля скопцам было предоставлено право переселяться в Якутскую область, по собственному их желанию и за их счет. Летом 1860 года стали прибывать первые партии добровольно следующих скопцов:

Данные из «Памятной книги Якутской области 1896 г»

Селения Население душ Надел, десятин
Всего муж жен Всего десятин На душу муж
с. Спасское 249 162 87 562 3,4
с. Троицкое 56 35 21 633 18
с. Усть-Чаринское 40 18 22 2203 122
с. Иллюнское 28 23 5 125 5,4

Скопческие селения

Обыкновенно, скопческое селение состояло из одной длинной улицы, образуемой проезжей дорогой. В некоторых из них имелась и боковая улица, параллельная первой. Фасад улицы образовывался непрерывной цепью плетней и заборов, за которыми тянулись огородные грядки, парники и были посажены деревья. За огородами высились дома с отдельными дворами и запертыми воротами. Дома были построены из отборных брёвен, на хороших пазах, с большими окнами, с крашенными ставнями, и резными украшениями, а некоторые даже двухэтажные. Скопцы жили двумя типичными хозяйствами. Скопцы-одиночки жили в небольших домиках из трех комнат. Обычно скопцы жили по три, четыре и больше людей в одном доме, который состоял из передней, горницы «братцев» и отделения для «сестриц». «Братец» занимался ремеслом, торговлей, а «сестрица» стряпала, смотрела за домашним хозяйством и скотом, занималась огородничеством. Среди скопцов было много грамотных, они получали по почте всевозможные газеты и иллюстрированные издания, живо интересовались политикой, выписывали технические новинки.
По месту происхождения олекминские скопцы относились к следующим губерниям: Петербугская – 14 %, Таврическая – 12,3%, Орловская и Сибирская– по 9,4%, Рязанская – 8%, Семиреченская – 5%.
Интересны данные национальной принадлежности Спасского села из 210 скопцов: 193 русских, 1 поляк, 1 швед, 15 финнов. По прежним религиям: 185 – православных, 16 – лютеранцев, 6 – молокан, и 1 – католик. По сословиям, которым они принадлежали до суда, т.е. до ссылки: крестьян – 258, мещан – 28, солдат – 28, казаков – 19, купцов – 2, бродяг – 6, поселенцев – 3. Как видно из данных, скопцами были в основном темные крестьяне, которые по заблуждению приняли эту веру. Не имея кровных наследников, презирая родство и проповедуя братство по духу и равенство во Христе, скопцы в своих селениях организовывали «семьи» с совместным хозяйством. В 1883 году по милости высочайших манифестов скопцов перевели из разряда поселенцев – в крестьян и селения с 1889 года стали именоваться крестьянскими.

Земледелие и хлебопашество

Прибывшие в Олекминск скопцы поселились по речке Алалайка (80 человек), а (180 человек) на устье реки Олекмы в 15 верстах от города (ныне село Троицкое). Перекинув добротный деревянный мост через Алалайку, скопцы наладили тесную связь с городом путем торговли продуктами сельского хозяйства. Получив в начале сто, а через пять лет триста десятин пахотной земли, они стали выращивать богатые урожаи хлеба, благодаря своему умению и трудолюбию. По первой нарезке скопцам была уступлена казенная земля, но в августе 1861 года Олекминский исправник Жуковский получил от скопцов взятку в 40 тысяч рублей и убедил, якутов Мальжегарского наслега уступить 50 десятин пахотной земли. Так появилось Усть-Чаринское поселение. С появлением скопцов земледелие постепенно превратилось в ремесло, а затем и в широко распространенный промысел, явившийся подспорьем начавшем оскудевать якутском хозяйстве. На хлебном рынке наступает период скопческого владычества. Кроме хлебопашества скопцы занимались и огородничеством, и вскоре их урожаи намного опережали урожаи местных крестьян. Многие крестьяне в 60-70 –е годы XIX столетия уходили на заработки, на золотые прииски, запустив свои хозяйства. По приисковой праздности и разгулу крестьяне воспользовались возможностью приобретать овощи за деньги, без труда и забот огородника, а скопцы со своим смиренным видом и обычным умением воспользовались господством и на овощном рынке. В Олекминской селекционной станции на основе скопческих сортов были выведены такие сорта пшеницы, как «Якутянка», «Теремок», которые впоследствии были утеряны. При всей своей выносливости, трудолюбии и терпеливости скопцы были слабосильными и поэтому часто нанимали работников. Наша односельчанка Винокурова (Оболкина) Лидия Вавиловна вспоминает, что её родители Вавил Федорович и Зинаида Константиновна в послевоенные годы работали у скопца Федора Киреевича Половинкина.

Ремесленных дел мастера

Сохранившиеся до наших дней каменные культовые сооружения Олекминского района были построены скопческими мастерами. Каменное здание Спасского собора, построенное на средства прихожан и частных жертвователей в1870 году, было воздвигнуто скопческими мастеровыми. Ими же была построена Александро – Невская часовня в 1891 году, в память мученической кончины царя Александра II, убитого – революционерами народниками. На средства почетного инородца Степана Ивановича Идельгина был выстроен I Нерюктяинский Иоанно – Предтеченский храм, мастера – скопцы трудились 4 года, вся постройка стоила более 50 тысяч рублей. Храм освятил по приглашению Идельгина сам епископ Мелентий. Кроме культовых сооружений, скопцами были построены конные, паровые и водяные мельницы в разных местах округа. Среди скопцов было много искусных резчиков по дереву. Они вырезали из дерева различные предметы домашнего пользования и резную мебель, делали гнутую мебель из тальника. До сих пор в домах олекминчан можно встретить изделия выполненные скопцами резчиками. Среди скопцов были много умельцев – самоучек, технически грамотных людей, шагавших в ногу со временем. В Спасском селении было два кожевенных завода, где в год выделывали 600 кож. Среди скупцов особо выделяется фигура Ересько Ерофея Петровича, который в конце 90 – х годов XIX столетия выписал из Германии фотоаппарат и открыл собственное фотоателье. Благодаря его интересу к фотографии, наш краеведческий музей является обладателем уникальной коллекции фотографий, отражающих быт и характер олекминчан конца XIX – начала XX веков. В советское время Е.П.Ересько закрыл фотоателье (сейчас там находится магазин «Заря»), завел кузницу и выполнял заказы олекминчан.

Судьбы бывших скопческих селений

К середине XX века, сосланные по царскому указу в неведомый Олекминский край скопцы, освоив и прижившись в нем, остались лежать здесь, навсегда исчезнув из истории. Таков закон жизни. На земле не должно быть изуверских, бесчеловечных вер. Интересна судьба бывших скопческих селений. В конце XIX века крестьянская община станции Точильная вернула себе незаконно отведенные скопцам в 1870 году земли, и перестало существовать Иллюнское поселение. Селение Спасское стало исторической частью Олекминска и в 1990 году решением Международной академии архитектуры наш город вошел в программу «Возрождение малых и средних исторических городов России». В 1907 году лоцман Косыгин И.А. пра-пра-дедушка Кости Чупрова посетил селение Троицкое и узнал, что скопцы выезжают и продают свои дома. И он убедил своих земляков, из маленькой деревушки под Киренском переехать в Олекминский округ. Из селения Троицкое, оставшиеся в живых скопцы выехали в 1908 году, продав свои дома, приехавшим из под Киренска семьям Оболкиных, Корзиниковых, Чупровых, Пшенниковых, Косыгиных. Во время разбора скопческого дома в с. Троицкое в 2007 году были найдены документы, предметы быта и в 2009 году, они были переданы в Заречную школу. Изучив их, мы выявили, что есть документ, имеющий отношение к нашему знаменитому земляку – меценату С.И. Идельгину. Школьные тетради, документация колхоза, частные письма описывают жизни жителей села с 1930 по 1945 годы. В память об основателях, жителями у въезда в село воздвигнут поклонный крест. Белым «пятном» является история Усть-Чаринского селения. Со слов старожилов мы узнали, что 1938 году на месте бывшего скопческого поселения была колония строгого режима для «врагов народа». В лагере находились люди разных национальностей, было много финнов, литовцев, немцев были якуты и русские, все они работали на лесозаготовке.
Мы предполагаем, что на лесозаготовках Усть-Чаринского лагеря работали спецпереселенцы, ингерманландские финны, литовцы, немцы, которых выселили из родных мест. «Дорога жизни» в начале пути неожиданно обернулась для них «поездом смерти» в Якутию. Переселение было организовано НКВД во главе с Берием, и жизнь и смерть спецпереселенцев находилась полностью во власти карающего меча сотрудников НКВД.
Местным жителям было запрещено появляться на территории лагеря и общаться с заключенными. Заключенные работали от зари до зари, голодали, мерзли, были попытки побега, но их ловили, наказывали и расстреливали. Особой жестокостью отличался комендант Оглоблин. Пожилые свидетели тех лет не могут вспомнить его имя, отчество, но они сами видели как он со специально обученной собакой разыскивал беглых, избивал и расстреливал. Дурной славой пользовалась местность Медвежья Падь, где погибло много заключенных. Из воспоминаний самой пожилой односельчанки Пуляевой А.И. мы узнали, что в этом лагере были и местные жители, сосланные за те или иные провинности. Так нам стала известна, трагическая судьба нашего земляка Оболкина Михаила Ивановича – 1922 года рождения. Он был финансовым инспектором, вернувшись с курсов из г. Якутска, он вовремя не встал на военный учет, был осуден, и отправлен в эту колонию. Когда началась Великая Отечественная война, он был отправлен в штрафбат, где пропал без вести.
А сколько еще тайн, хранит Медвежья Падь, никаких письменных сведений об этом лагере нам найти не удалось, но мы продолжим поиски.

Выводы:

  1. Оторванные от своих родным мест скопцы, после установления Советской власти не уехали обратно, а остались на Олекминской земле и продолжали заниматься любимым делом земледелием и хлебопашеством. Выкорчевывая вечномерзлую и скудную якутскую землю, они расширили посевные площади и вывели такие сорта пшеницы, ячменя, которые даже в короткое якутское лето давали стабильно высокие урожаи. К сожалению, олекминчанам не удалось сохранить наследие скопцов-хлеборобов.
  2. Кроме зерновых, скопцы получали высокий урожай овощных культур, первыми на якутской земле выращивали бахчевые культуры (арбузы, тыквы, дыни). Торгуя с местным населением, выращенной продукцией, скопцы первыми ввели рыночные отношения.
  3. Как хорошие ремесленники они сами заготавливали строительный материал, изготавливали кирпичи из местной глины и построили первые каменные здания в Олекминском округе.
  4. Благодаря фотографу Е.П. Ересько краеведческий музей обладает уникальной коллекцией стеклянных негативов, что является ценнейшим историческим материалом.
  5. Являясь религиозными фанатиками, Олекминские скопцы даже в дореволюционное время не пытались распространять свое учение среди местного населения, а наоборот учили их земледелию, овощеводству, торговали с ними.
  6. Как бы хорошо скопцы ни жили, полагаясь только на свое трудолюбие и терпение, они на всю жизнь оставались душевными и физическими калеками, жалеющими о совершенной однажды в своей жизни роковой ошибке.
  7. В наши дни сохранились в районах Северного Кавказа «духовные» скопцы, но это уже не те смиренные, трудолюбивые люди прошлого столетия, а агрессивные, умеющие убивать и грабить религиозные фанатики, «воины Аллаха» мечтающие захватить весь мир и обратить в свою веру. Скопцы прошлого века во имя веры уничтожали только себя, лишив возможности продолжения рода человеческого, а сегодняшние «духовные» скопцы уничтожают других во имя веры.

Список использованной литературы:

  1. Т. Емельянова . Откровение.– Новосибирск.– ОАО «Новосибирский полиграфкомбинат». 2004, 212 с.
  2. В. I – нв. Олекминские скопцы// Живая старина.– 1894 г. –вып.3-4.
  3. К. Новиков Наследие скопцов// – Деньги, 2007.– №49
  4. С. Неханкин .Членовредители.80 лет назад в СССР прошли судебные процессы над сектой скопцов// – Аргументы недели.– 2009. – март.
  5. Е. Розенков Скопцы – ошибка трактовки. – Деньги, 2007. №49
  6. А. Юдин. Русская народная культура. Русское разномыслие: духовное искание простого народа. – Библиотека русской культуры Гумер – культурология.– 2007.
  7. Н.И. Яковлев. Олекминские скопцы. – Хабаровск, АСТ ДВ, 2005, 75 с

Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной ре-лигиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.

«Я давно побуждал… сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что толь-ко для чину и обряду сделано и что непременное… <…> понеже Понеже — потому что. всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод. Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писа-ния над церковной традицией, а догматов — над обрядом.

Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно».

Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий меж-ду библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европей-ской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почи-тания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традици-онных религиозных институтах.

Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье. Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией. Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие.

Хлысты

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века University of Alberta Libraries

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко-стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек-тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По-следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри-кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска-лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо-бых пору-чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли Кораблями назывались хлыстовские общины. , рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео-типам Подобные обвинения довольно распростра-нены: в первые века нашей эры им подверга-лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот-ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се-строй; нежени-мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы-сты приписы-вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб-лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).


Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче-ской ереси». 1844 год Wikimedia Commons

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита-нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода-ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы-стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го-лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева.

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50-60-х годах ХХ века.

Скопцы


Община скопцов в Якутии. Начало XX века yakutskhistory.net

Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи-ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру-шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро-странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен-но-му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско-плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп-ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом-ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

Кондратий Селиванов.

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра-вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За-кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо-зяйствовали, всячески процветая.

Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940-50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными.

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер-нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои-ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра-шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб-лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон-ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

Молокане на Кавказе. 1870-е годы New York Public Library

Молоканская деревня. 1870-е годы New York Public Library

Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 год New York Public Library

Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX века Library of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза-ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви-нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по-добает, а есть свинину нелепо и нечисто» «Дух и жизнь», 1975 год. .

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю-чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе-сен. Молокан-ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов-ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже-ния (пророчество, глоссолалия Глоссолалия (с греч. «говорение на язы-ках») — практика говорения на несуществую-щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий. , прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно-го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми-гри-ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали-форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови-вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер-байджане и Тур-ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Духоборы

Духоборы на крыльце дома. Начало XX века

Три девушки-духоборки. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы. Начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 год British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Мужчина и мальчик - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Муж и жена - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 год British Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons

Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы-тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са-ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста-ли охотно употреблять.

Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от-личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по-селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при-бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави-тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев-ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно-рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо-боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор.

Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

Субботники

Субботник. Начало XX века Альманах «Еврейская старина», 1913 год

Члены еще одного религиозного дви-жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб-лию, что отвергли не только православ-ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы-вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель-ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас-пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред-писывалось высылать из регионов рас-пространения секты всех евреев без ис-ключения, возлагая на последних от-ветственность за «совращение» православных в иудаизм Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди-новерцами. Бывали и случаи, когда столкно-вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. .

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи-тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име-на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри-ровали в Израиль. .

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи-зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот-ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру-гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

  • Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению.
  • Листая старые страницы, я снова наткнулась на рассказ о сектантстве и сектах. Предлагаю вам для ознакомления перепечатку исследования 19 века о том, как изощренно верили в бога (пишу специально с маленькой буквы, потому что там верили явно не в Христа). А после перепечатки озвучиваю свой вопрос, вынесенный в заглавие, и поясняю, почему я засомневалась в том, что скопчество ушло в прошлое.

    P.S. Картинки не из статьи - мои, а сам текст передан с исключительно орфографическим редактированием и более никаким.

    В истории русской культуры одним из крупных событий является образование различных религиозных сект; в средние века русской образованности - только возникновением сект и ересей можем мы измерить и определить известное умственное движение посреди почти двухвекового застоя. Однако вопрос о происхождении некоторых сект, несмотря на усилия многочисленных исследователей, остается нерешенным, хотя нельзя сказать, чтобы исследования были поверхностными и опирались на скудный материал. Что касается например христовщины или хлыстовщины и скопчества, то уже значительное количество материалов, коими располагали, например, г. Добротворский, г. Реутский, показывает, насколько ценны эти исследования уже в силу своей строго документальной обоснованности. Но если мы попробуем поискать, где и когда в точности зародились эти религиозные секты, то натолкнемся на ряд противоположных друг другу мнений.
    Первое мнение, которое было высказано Добротворским, Мельниковым, Рудаковым, к которому присоединяется и Реутский, относит возникновение хлыстовщины к сравнительно недавнему прошлому - к XVII веку, и объясняет появление ее влиянием западно-европейских мистических сект, преимущественно квакеров.
    Второе мнение принадлежит Н.Барсову и разделяется Рождественским, оно заключается в утверждении, что секты хлыстовщина и скопчесво суть самобытные явления русской жизни.
    Щапов выводит хлыстовщину из языческих воззрений древности, сохранившихся под внешним видом христианства.

    Как бы то ни было - вопрос о происхождении хлыстовщины потребует пересмотра с появлением новых материалов. Полагаем, что едва ли справедливо пренебрегать указаниями на сходство хлыстовщины с богомильством, но нельзя всецело возводить ее в такую седую древность, когда некоторые документальные данные, как кажется, могут пролить свет на этот темный вопрос и склонить нас в пользу первого взгляда, имеющего за собою, если не ошибаемся, большинство мнений исследователей.
    Вспомним некоторые подробности о возникновении хлыстовщины. Хотя по указанию г.Барсова легенда хлыстов возводит образование секты ко времени Дмитрия Донского, однако более достоверными являются данные уже XVII века. По ним в 1645 году во Владимирской губернии Муромского уезда, в Стародубской волости, на гору Городину сошел с неба на огненной колеснице, окруженный ангелами, "Бог Саваоф" Данила Филипыч - основатель секты.

    "Сын" его - "Христос" родился по преданию от 100-летней старухи в 1616 году; в 1649 году он получил "божество" от Данилы Филипыча и стал его помощником. Несколько раз он подвергался задержанию со стороны властей и пытке, но благополучно избавлялся.

    Основными признаками секты являются безбрачие, пляска и пророчествование, а засим - в противоречие с первым - свальный грех. Добротворский, ссылаясь на сочинение Haxthausen, рассказывает следующее, сообщенное скопцами (разграничение хлыстов и скопцов, даваемое свящ. Рождественским, не мешает в данном случае).
    "Во время моления Люди Божии сажают в чан, наполненный теплой водой, 15-ти или 16-ти летнюю девицу, которую успели склонить к оскоплению разными обещаниями. Когда девица усядется в чане, подходят к ней старухи, делают глубокий надрез на ее груди, потом отрезывается один из сосков (левый) и с удивительной ловкостью останавливают течение крови. Во время этой страшной операции дают ей икону св. Духа, чтобы она, углубившись на благоговейное созерцание, легче переносила страшную муку. Потом отрезанный член тела кладут на блюдо, разрезывают на мелкие куски и раздают присутствующим еретикам, которые едят их. Когда кончится это гнусное людоедство, девицу сажают на возвышенное место, для нее особо устроенное, и все собрание пускается плясать около нее, припевая: "поплясохом, погорохом на Сионскую гору". Пляска делается все живее и живее и скоро переходит в истое бешенство; безумие достигает высшей степени; вдруг свечи гаснут, и тогда начинается сцена, для которой напрасно будем искать примеров в язычестве"... Дитя, родившееся от такого общего, свального греха, считается родившимся от бога.

    Таково свидетельство, сообщенное Haxthausen, подтверждаемое и другими документальными данными, хотя о. Рождественский и отрицает свальный грех у скопцов, указывая на их воззрения на чистоту, в противоположность хлыстам.
    Мы напомнили об этом с той целью, чтобы при дальнейшем читатель имел в виду три главные пункта хлыстовско-скопческого радения: пророчества в пляске, свальный грех и обоготворение плодов его.

    Окончательное мнение Добротворского, указавшего на возможный путь переноса учения - сношения юго-западной Руси с Европой, таково: ..."если фактически нельзя указать определенного места и времени, где и когда заимствованы главные основы ереси людей божиих от западных мистиков, то по крайней мере больше чем с вероятностью... можно утверждать, что ересь людей божиих проникла в Россию через юго-западные страны от западных мистиков, что их учение с развитием западного мистицизма дополнилось и у нас, не изменяя своего основного характера и принимая только местные черты по соображениям пророков людей божиих."
    Мнение Добротворского теперь должно получить еще большую ценность: факты, какие мы имеем, и известия о протестантской и вообще иноземной пропаганде в Москве пополняются новым материалом, извлеченном нами из рукописи начала XVII века, находящейся в архиве Св.Синода в г. СПБ. Рукопись эта № 326 в 4-ку написана мелким красивым полууставом и содержит в себе "Просветитель" Иосифа Волоцкого, Зерцало богословия, книги мудреца Маркуса о десяти сивиллах и ряд мелких статей, между которыми на л. 326 об. читаем статью о еретиках - без особого заглавия.
    В виду представляемого ею интереса приводим ее целиком, не сохраняя во всей точности, вследствие типографских затруднений, ее палеографических особенностей, не имеющих в данном случае для нас особенного значения.

    Во граде Медиоламе безумнии людие печитающе Моисеовы книги перваго закона и нашедше слово еже бе раститеся, плодитеся и наполните землю, и един безумник замыслил, а к его мысли многия же человецы мужи и жены и дети их пристали, и начаша сходитися и молитися бесосоставною молитвою в ночи, и поп их облечется в скверную свою одежду и повелит свещи вжечь, и моляся погасить свечи и завопить: роститеся, плодитеся и наполните землю, так вам Бог приказал.
    Мужи ж и отроки, возбесневши и рассвирепевше, и поимеше кто ж по прилучаю жену или девицу, блуд творяху безстудно. И с того падения зачнется детище у жены или у девицы, и они поведают попу своему, поп же пишет число дни (л.327), и имена их, и егда родится отроча, и принесут его на тож место, где сходится на скверную молитву свою и на смешение, и там попы их, огнь складше, сожгут детище тот, и пепел его згребут, и носят вместо мощей. И как новой поп в их вере станет, и дают ему того пепела пити в вине, и прочих безумников приобщают к своей скверности тем же пепелом, благочестивии ж, видевше злую их скверну, развратиша веру их, и сонмища их сожегоша, и их в заточение разослаша"

    Весьма вероятным представляется нам, что эта или подобные ей статьи. являвшиеся уже в начале XVII века, предупредили ту пропаганду сектантских мистических идей, о которых говорят исследователи. Правда, в статье мы не находим полного совпадения с тем, что читали в свидетельствах новейших очевидцев хлыстовских радений. Но в произведении противника и обличителя все-таки сохранились основные черты секты, к которым надо еще причислить кощунственное причащение, совершаемое по образцу христиан, католиков и православных. У нас хлыстовщина могла принять иную, местную окраску, но общего сходства с тем, что знаем мы и знали наши предки о Миланских еретиках, отрицать нельзя.

    В.Перетц, "Этнографическое обозрение". 1898 год. № 2.



    дополнительно
    Официальная версия гласит, что годы шли, власти боролись, а скопцы шифровались и плодились. К концу XIX века их было примерно около 110 тысяч. А потом случилась революция, протест против власти стало можно выражать иным, не религиозным путем. И многие бывшие сектанты одели кожанки. Со скопцами в этом смысле было сложнее. К 30-м годам скопчество как относительно массовое явление сошло на нет.
    Однако не все так просто... Этнографы говорят, что лет десять назад в одной из наших бывших республик была случайно выявлена какая-то странная секта, ритуалы которой поразительно напоминают обряды скопцов.
    В самом деле, было бы наивно предполагать, что четырехсоттысячная армия скопцов растворится в воздухе, не оставив последователей и растеряв свои миллиарды. Более того, очевидно, что современный уровень медицины позволяет вполне безболезненно делать из обыкновенных людей сексуальных гигантов, награждая их все той же "малой печатью".
    Есть ли скопцы среди нас?
    Безусловно, есть! И в Москве, и в Питере, и в Суздале, и в других городах и деревнях России.
    Между прочим, Кирилл Набутов в одной из своих осенних программ на РТВ обмолвился. что существовала-де в прошлом некая загадочная скопческая община.
    Случилось так, что несколько дней спустя я встретилась с одним из видных ученых-религиоведов, который помогал Набутову собирать материалы о скопчестве. Он был чрезвычайно удивлен, почему г-н Набутов, кропотливо разрабатывающий скандальную тему в течение полугода, не дал в эфир весь отснятый материал, а смонтировал лишь полутораминутный сюжет. На полке остались уникальные кадры - оргии современных скопцов , интервью с богатой скопчихой, которое дает представление о масштабах скопчества здесь и сейчас.
    Любой первокурсник журфака понимает: такой материал - настоящая сенсация, за которую можно получить огромные деньги. Набутов положил сенсацию на полку, отделавшись тридцатью секундами общих фраз.
    Так секта скопчества - это наше прошлое или настоящее?
    Скопцы Якутии. Начало XX века.

    История этой жестокой и необычной религиозной секты и по сей день бередит умы человечества. Скопцы – люди, добровольно уродовавшие себя. История секты – это века существования и масса вопросов, один из которых – «Во имя чего?». Так кто же они, скопцы России?

    «Царь над царями»

    Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору находился центр секты хлыстов, во главе которой стояла самозваная «Богородица» Акулина Ивановна. Однажды к секте прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу изображал немого, а затем неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова «царем над царями» и сделала его вторым человеком в общине. Нравы у хлыстов были довольно свободными, и однажды Селиванов выступил против свального греха и предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений – «раскаленным железом отжечь свои детородные уды». Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и ушел из общины.

    Селиванов сделал себе самокастрацию.

    Сокрушение змия

    Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, захотевших по его примеру «сокрушить душепагубного змия» путем оскопления. Возможно, секрет успеха нового учения заключался в желании некоторых стать побогаче. Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому добро одного скопца наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть.

    Вскоре среди членов секты было уже немало обеспеченных людей.

    Лишние части

    Первоначально оскопление совершалось раскаленным ножом или топором, однако довольно скоро этот обычай прекратил существование. От него сохранилась лишь традиция сожжения ампутированных органов.

    Мужское оскопление устойчиво разделялось на два вида. Первый и наиболее распространенный сводился, по формулировке судмедэксперта, к «отсечению яичек». Второй – полное оскопление. После операции скопцы вставляли в отверстие мочеиспускательного канала особые оловянные или свинцовые затычки для воспрепятствования, по их словам, «самопроизвольному истечению мочи».

    Что касается оскопления женского, то оно подразумевало большее хирургическое «разнообразие»: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков», «отнятие (ампутация) одной или обеих грудей», «вырезание малых губ» или «вырезание больших губ вместе с малыми»…

    При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.

    Инструменты для оскопления.

    Под судом

    Первый «скопческий процесс» состоялся в 1772 году. Перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней. Его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец и тоже пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, однако дело его не было забыто. Скопчество было поставлено вне закона, но число его последователей продолжало расти.

    Государь Петр III

    Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III.

    Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина за это супруга невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой.

    В сумасшедшем доме

    И вот в 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был гоним при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре был вызван к самому императору.

    – Ты мой отец? – якобы спросил Павел у новоявленного Петра III.

    – Греху я не отец, – ответил Селиванов. – Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном.

    Однако оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.

    «Золотой век»

    И все-таки скопцы дождались своего часа. Александр I, который относился к деяниям отца так же плохо, как Павел I относился к деяниям своей матери, выпустил Селиванова из лечебницы и, подержав в богадельне, отдал на поруки бывшему камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам вскоре принял скопчество. С этих пор и начался «золотой век» кастрированных сектантов. Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана.

    Селиванов обрел небывалые привилегии. Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения.

    Даешь оскопление!

    Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами. Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.

    Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства.

    Хранитель общака

    В XIX веке одним из лидеров российского скопчества был купец первой гильдии Максим Плотицын, живущий в Моршанске (Тамбовская губерния). В его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью. Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого общака. По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 миллионов рублей золотом. Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.

    Последняя точка

    Однако окончательно своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у менял сестер Смирновых было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева – 4 миллиона, у братьев Никифоровых – 1 миллион. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса по делу сектантов, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, стали влачить жалкое существование.

    Оскопленные мужчина и женщина.

    «Новый Селиванов»

    И все же история скопчества и поныне не оставляет многих в покое. В качестве любопытного курьеза можно привести такой случай. Он был описан в 1983 году британскими медиками. Речь идет о 37-летнем безработном, «который был помещен в больницу из-за потери крови, последовавшей за попыткой самокастрации». Пациент утверждал, что «в своем предыдущем воплощении он возглавлял религиозное движение в России XVIII века, подвергался преследованиям и поэтому кастрировал себя раскаленной кочергой».

    Похожие статьи

    © 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.