Духовная культура в философии. Духовная культура и философия xiх века Философия как отрасль духовной культуры

1.3 Философия - как часть духовной культуры

Философия - особая форма познания мира, специфическая форма духовной деятельности человека, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её проявлениях. В своих поисках философия отталкивается от литературы, искусства, художественной критики, политического и правового сознания, обыденного мышления, что и составляет духовную часть культуры и общества.

Являясь духовным выражением человеческой деятельности, философия пытается понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека. В философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир .

Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.

Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему. Возможно, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления философия обладала этим статусом, но затем утратила его, абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего времени - необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни .

духовный гуманистический общество личность

1.4 Религия - как часть духовной культуры

Религия возникла еще в древности и, претерпев различные изменения, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни. Связано это с тем, что в истории человечества не было ни одного народа, который не знал бы религии. В любом обществе религия, как часть культуры, является одним из основных социальных факторов.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения . В современных условиях роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя религия оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферы жизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций, санкционируя определенные взгляды. Религия влияет на общество сообразно своим специфическим чертам, отраженным в вероучении, культе, организации, этике, правилах отношения к миру .

И философия, и религия в соперничестве с искусством стремятся освоить и усвоить его формы, его технологию общения с самой широкой (так же как и с самой узкой, избранной) аудиторией. И если религиозно-церковные направления в ходе развития культуры общества ориентированы в воздействии на организацию и самоорганизацию общества на эталоны и образцы прошлого, то искусство и художественная культура в ее объективном значении, реальном смысле обслуживают именно в направлении преодолений прошлого, самообновлений, самоорганизации и саморазвития. То, что философия разрабатывает теоретически, как понимание мира, то искусство, религия стремятся практически освоить его. Но если религия осваивают традиционный, устойчивый мир, то искусство осваивает мир движения, развития, самообновления, самоорганизации, мир противоречий, мир прогнозов и предвидений, интуитивного ощущения будущего и меткого высвечивания его мельчайших ростков и признаков в современном .

Анализ инновационного опыта организации театрализованных массовых праздников (на примере Тюменской области)

Духовная культура

Понятие духовной культуры: · содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), · показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления...

Духовная культура

Наука и право являются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры...

Духовная культура

Роль религии в истории человечества, в целом весьма значи-тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век-тора влияния религии на общественное развитие: религия в каче-стве стабилизирующего фактора и религия как фактор перемен...

Духовная культура

Духовная культура не изолирована от иных сфер культуры и общества, она проникает во все сферы человеческой деятельности, в том числе материально-практические, задавая им ценностные ориентиры и стимулируя их...

Духовная культура в контексте историзма

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры. 1. В отличие от технологической и социальной культуры духовная культура неутилитарна. Это наиболее отдаленный от практики лик культуры (хотя...

В духовной культуре общества особое, важное место занимает искусство - сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; один из способов эстетического освоения мира...

Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества

Мораль - особая область культуры и она отличается от других форм. Мораль - это система норм поведения людей, принятых в обществе. Мораль - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений...

Духовная культура личности

Всестороннее развитие личности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников - одна из задач профориентационной работы в школе...

Культура и религия Индии - история и современность

Индийские памятники мысли и мировоззрения отличаются богатством и разнообразием, гаммой красок, изобилием форм, которые могли сложиться лишь в этом мире причудливой природы. Как и во многих других культурах...

Материальная и духовная культура

материальная духовная культура художественная Приоритетным в демократически ориентированной культуре является вершинный идеал гуманизма...

Особенности духовной культуры европейского Средневековья

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме...

Особенности формирования русской культуры

Для русской культуры, как и для европейской культуры в Целом, христианство стало одним из главных ориентиров. Оно обеспечивало преемственность русской истории, духовной жизни Русского общества...

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения...

Роль духовной культуры в развитии личности

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление...

1 Философское осмысление бытия

Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры.

Необходимость философского осмысления бытия человека обусловлена множеством фактических обстоятельств:

1. Это факт, что доминирующее положение среди мировых цивилизаций занимает западная цивилизация. Основным ориентиром развития человечества принято считать именно эту цивилизацию и в этот марафон включено и наше, грузинское общество.

Современная западная цивилизация, по своей сущности, основывается на рациональном упорядочении земной жизни. Земная жизнь подразумевает природную и социальную среду. Объектом удовлетворения потребностей являются вещи, то их производство и потребление приобретают универсальный характер. Основные средства производства и потребления вещей - это, с одной стороны, развитие производства (индустрии), научно-технический прогресс, с другой стороны - крайняя рационализация социальной среды. Первое - порождает культ науки и техники, а вторая - абсолютную социологизацию социальной жизни.

Мировоззренческой основой западной цивилизации является сциентизм, сущностью которого является абсолютная универсализация науки и техники. Как результат имеем товарный фетишизм, вещь должна превратиться в товар, а товар основывается на конъюнктуре рынка. Рынок и торговля все превращают в меновую ценность, рынок формирует человека «рыночного типа» и взаимоотношения людей принимают мещанскую, основанную на выгоде денежную форму бездушных товарных отношений. Истинные человеческие духовные, душевные сущностные силы (добро, прекрасное, истина и т. п.) подавляются и дают возможность безусловной реализации витально-физиологических сущностных сил.

Смысл бытия человека западной цивилизации состоит в комфортном обустройстве жизни, в максимальном удовлетворении материальных потребностей. «Я должен иметь безгранично больше того, что мне необходимо», - такова сущность нравственного императива человека западной цивилизации. Очевидно, что человек оторвался от своего истинного бытия. Его заменило псевдобытие.

2. То, что мы живем в эпоху глобализации - факт. В содержании понятия «глобализация» в общем осмысливаются новые взаимоотношения людей, народов стран и регионов (Э. Гидденс). Эти новые взаимоотношения действительно подразумевают утверждение взаимоотношений, характерных для западной цивилизации, точнее их «американизацию», которая имеет целью универсализацию образа жизни. Это означает, что образование, вера, деятельность, мода, отдых, времяпрепровождение и т. д. будут основаны на стандартах и образцах западной цивилизации, означает утверждение общего образа жизни.

Очевидно, что в условиях утверждения единой, общей западной цивилизации человеческие отношения упрощаются, снимаются существующие барьеры. Уже не будет места различным традициям, привычкам, правилам, различающимся ценностным ориентациям вообще, и, в результате этого, облегчатся организация и управление экономикой, возрастет темп производства и производительность труда, уровень экономического развития, расширится пространственно-временной ареал человеческих контактов, станет возможным максимальное удовлетворение материальных потребностей и т.д. Современная глобализация требует утверждения в мире «порядка нового типа». Этот «новый тип» порядка является порядком американского типа, который требует уничтожения всех, кто не вписывается в систему этого порядка. В то время, как Гегель считал, что «достойно уничтожения все то, что неистинно и недуховно», идеология «нового порядка», основанная на постмодернистском мировоззрении, считает: должно быть уничтожено и все истинное и духовное, если они не соответствуют стандартам западной цивилизации. Глобализация ставит альтернативу «чужим»: или выродиться и быть уничтоженными, или подчиниться переменам и преобразиться. Глобализация как «американизация» создает опасность функционированию национальных языков. Английский язык обретает всеобщую, универсальную функцию. Он формируется как всеобщий язык права человека на труд, занятости, коммуникации, взаимоотношений и т. д. Национальные языки как главнейшее средство распространения и выражения национального бытия, теряют ценность и значение. Это, фактически, указывает на опасность гибели национальной культуры. Сегодня национальным культурам грозит опасность превращения в музейные экспонаты.

Постмодернистское мировоззрение характеризуется онтологическим нигилизмом, выражающимся в пренебрежении «всесилием разума ». «Новый» интерпретаторский разум ищет основы истины не в метафизике, а здесь, во взаимоотношениях, диалоге, коммуникациях изменчивых индивидов, существующих сейчас. Постмодернистское сознание отрицает всеобщие ценности - истину, добро, прекрасное. Обесцениваются традиционные ценности, утверждается крайний релятивизм и неразборчивость. Доброта как забота о других, в пренебрежении, и нравственным императивом человеческого поведения объявляется забота о себе. «Этика всеобщего» (Кант) - этика долга - уступает место «малой этике» - этике цели. Индивидуализм принимает крайнюю форму. Преимущественное значение приобретает защита прав индивида. Допускаются однополые браки, и эти права обеспечиваются законом.

В сфере искусства отрицаются традиционные формы и критерии. Постмодернистская эстетика акцентирует дисконтинуальность, однозначный смысл произведения искусства отрицается. Такой методологический подход вызвал коренную модификацию основных эстетических категорий - прекрасного, возвышенного, трагического, комического. Классическое понимание прекрасного, носившее в себе моменты истины и добра, в постмодернистской эстетике объявляются лишенными основания. В ней внимание переносится на «прекрасность» асимметрии и ассонансов, на дисгармоническую целостность. Поэтому музыку Моцарта вытесняет рэп.

Очевидно, что человек, этнос, нация, включенные в процесс глобализации, с его ожидаемыми результатами, оторванные от собственного бытия, требуют обязательного освещения проблемы смысла бытия и учета этих факторов.

3. Современную эпоху можно назвать эпохой философского нигилизма и социологического оптимизма. Сегодня философия и философствование объявляется бесполезным, пустым делом. В античности она была в привилегированном состоянии, выполняя функцию как мудрости, так и науки. В Средние века она лишается статуса мудрости и выполняет функцию служанки теологии. В Новое время она освобождается от этой функции и у нее появляется претензия на абсолютное, истинное знания, она обретает функцию судьи науки. В эпоху же технического прогресса частные науки достигли полной монополизации знаний. Метафизические проблемы объявлены лишенными смысла. Необходимость в философии сведена до минимума. Она потеряла свою функцию критического разума и самосознания культуры. Любовь к мудрости была заменена любовью к вещам.

Частные естественные науки и социология, фундаментом которых служила вера в формальный рационализм, заняли место мировоззрения. Современная социология опирается на ту систему ценностей западной цивилизации, которая установлена позитивистской философией, опирающейся, в свою очередь, на рациональное мировоззрение.

Сегодня «философия превратилась в пенсионера» (А. Швейцер), занятого лишь классификацией достижения наук. Философия, лишившись творческого духа, превратилась в историю философии и оформилась как философия, лишенная критического мышления. Культура, оставшаяся без мировоззренческого ориентира, без самосознания, утонула в полном бескультурье.

Тенденция нигилистического отношения к философии была осмысленна еще в начале ХХ века. Философия жизни и экзистенциализм, фактически, являлись попыткой осознания и преодоления этой тенденции. Особенно остро эта проблема рассматривалась в немецком экзистенциализме. Именно представители немецкого экзистенциализма увидели, что решить проблему можно лишь посредством анализа бытия.

Сегодня основной задачей философии вообще является утверждение новой метафизики, освобождение философии из пут науки, ее реабилитация как метафизики.

2 Понятие духовной культуры. Критерии духовности

Понятие духовной культуры:

· содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

· теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

· этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру – она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – она вторична.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечто священное (религиозное);

· как нечто положительное, которое не требует пояснения;

· как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация.

Истинная духовность есть «триединство истины, добра и красоты» и основными критериями такой духовности являются:

· интенциональность, то есть «направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность».

· рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество.

· свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств.

· творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть, которая согласует «вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида», ибо сознанию открыто сущее;

· ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

Таковы основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

3 Право и наука в системе духовной культуры

Наука и право являются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества.

Культура – это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества и их взаимодействий с природой и между собой.

Материальная культура – это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника, физическая Культура, благосостояние людей.

Духовная культура – это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальным знаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, как мораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Гуманитарные науки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы или человечества каких-либо предметных действий.

Антропологические науки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств.

Технические науки – это система знаний и деятельности по практическому использованию законов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание – это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей.

Анализ приведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи между элементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Культура представляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремлений членов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяют характерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.

Философские вопросы в жизни современного человека.

Вопросы те же, что и сотни лет назад: Почему Мир устроен именно так? В чем смысл жизни? Что такое Хорошо и то такое Плохо, и почему так Можно, а так Нельзя? Неужели со смертью Всё заканчивается, или есть что-то после? Есть ли закономерность в этом бардаке и хаосе вокруг, и если есть - кому всё это нужно?... Философия - не в вопросах, а в той глубине, до которой способен дотянуться человек в поисках ответов.

Предмет философии.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Предмет философии развивался и менялся каждую историческую эпоху вследствие различного уровня развития культуры и общества. Изначально он включал в себя знания о природе, человеке и космосе. Впервые как отдельную область теоретического знания философию выделил Аристотель. Он определял ее как знание, которое лишено чувственной конкретики, знание о причинах, о сущности, о сути.

В период научной революции (конец XVI - начало XVII в.) от философии начинают отделяться конкретные науки: механика земных и небесных тел, астрономия и математика, позже физика, химия, биология и т. д. В это время предметом философии является изучение об­щих законов развития природы и общества, человеческо­го мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.

Объектом изучения современной философии является окружающий мир, который представляется как многоуровневая система.

Выделяют четыре предмета осмысления окружающей действительности: Природу (окружающий мир), Бога , Человека и Общество. Данные понятия отличаются друг от друга специфическим способом существования в мире.

Природа представляет собой все, что существует само по себе, стихийно, спонтанно, . Природе свойственен естественный способ существования, она просто есть, была и будет.

Бог соединяет в себе представления о потустороннем мире, о мистических и волшебных существах. Сам Бог представляется вечным, всемогущим, вездесущим, всеведущим. Способ существования Бога –сверхъестественный .

Общество представляет собой социальную систему, состоящую из людей, вещей, знаков, институтов, которые не могут возникнуть сами по себе. Все это создано людьми в процессе их деятельности. Социальной действительности присущ искусственный способ существования.

Человек - это живое существо, однако его нельзя целиком и полностью отнести ни к природному, ни ко социальному, ни к божественному. В человеке есть и качества, которые заложены генетически, и те, которые формируются только в социальной среде, а также божественные - способность творить и создавать. Таким образом, человеку присущ синтетический (комбинированный) способ существования. Человек в некотором смысле является пересечением, фокусом, смысловым центром существования.

Философию можно разделить на три части в соответствие со специфическими ее «предметами»:объектом деятельности, субъектом деятельности и непосредственно самой деятельностью , ее методами и средствами осуществления. В соответствие с данной классификацией предмет философии также делится на три части:

1. Природа , сущностьмира в целом (объективная реальность).

2. Сущность и назначение человека и общества (субъективная реальность).

3. Деятельность - систему «человек-мир» , взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, а так же направления, способы и характер деятельности.

1. При исследовании природы и сущности мира в целом внимание уделяется объективной реальности, общему представлению о мире, его категориальной структуре, принципах его существования и развития. Однако мир может восприниматься человеком по-разному: как существующий вечно, сам по себе, не зависимо от человека и общества, или как действительность, которая возникла в результате реализации некой идеи. На основании различных подходов к пониманию мира формируется основной вопрос философии: об отношении мышления к бытию (или духа к материи), который ставит своей задачей определить, что же первично: материя или создание. В зависимости от ответа на данный вопрос различают два основных философских направлениематериализм и идеализм .

2. Исследуя сущность и назначение человека , философия рассматривает человека всесторонне, анализирует его возможности, ощущения, духовный мир, социальный аспект в человеке, направляет его на путь самопознания, самосовершенствования и самореализации, определяя направления деятельности человека и общества.

3. Рассматривая систему «человек-мир» , философия исследует взаимодействие человека с окружающим миром, их взаимное восприятие друг друга и влияние друг на друга. При этом основное внимание уделяется формам и методам деятельности человека, его способам познания и преобразования мира.

В целом, мы видим, что каждый из предметов философии исследует свою определенную область, в связи с чем выделается ряд специфических особенностей исследования того или иного направления, особый категориальный аппарат. Значительно отличаются взгляды философов по каждой исследуемой проблеме. В следствие возникает дифференциация философии, определяются отдельные течения и направления философской мысли.Таким образом, философия представляет собой теоретически разработанное мировоззрение, систему общих категорий и теоретических взглядов на мир, место человека в мире, определение различных форм отношения человека к миру.

Философия как форма духовной культуры.

Что такое духовная культура?

Новиков: Духовная культура человечества включает в себя массив опыта

человечества, отношение людей и общества к природе и жизни. Многообразие

форм жизнепроявления определяет многообразие форм сознания.

Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез"

духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни

общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей

научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную,

художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает

религия. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения

ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых

духовных ценностей. Духовная культура общества находит свое выражение в

различных формах и уровнях общественного сознания.

Рассмотрим, каим образом происходило становление философии в системе

духовной культуры.

1) Ф. как теоретический уровень мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок,

определяющих отношение человекак к миру ивыступающих в качестве ориентиров

и регуляторов его поведения. Исторически первой формой мировоззрения

является мифология – образное синкретическое представление о явлениях

природы и коллективной жизни. Другая мировоззренческая форма,

существовавшая уже на ранних стадиях человеческой истории – религия. Эти

формы мировоззрения носили духовно-практический характер и были связаны с

низким уровнем освоения человеком действительности, а также с недостаточным

развитием его познавательного аппарата. По мере развития человеческого

общества, совершенствования познавательного аппарата стала возмодной новая

форма освоения мировоззренческих проблем, носящая не только духовно-

практический, но и теоретический характер. Философия зарождается как

попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума.

Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской

мудрости. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических

знаний, накопленных человечеством. Философия – это теоретический уровень

мировоззрения.

2) Ф. как универсальное теоретическое познание.

По мере накопления эмпирического материала и совершенствования методов

научного исследования происходила дифференциация форм теоретического

освоения действительности, становление конкретных наук и вместе с тем

обретение философией нового облика, изменение предмета, метода и функций.

Философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения

действительности. В этих условиях четко обнаружилась функция философии как

формы универсального теоретического познания. Ф. – это форма познания

наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Другая важная

особенность философии – субстанциализм – стремление философов объяснить

происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через

единое, устойчивое начало. Основная проблема, с которой так или иначе

связаны различные проблемы философского мировоззрения – отношение мира и

человека.

3) Маркс: Ф. как форма социально-исторического знания.

В историко-философской традиции до Маркса прочно закрепилось

представление о философском разуме как носителе “высшей мудрости”, как

верховной интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно понять все

существующие, некие вечные его принципы. В свете новых материалистических

взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представление об особом,

сверхисторической позиции философского разума стали принципиально

невозможны. В традиционном образе философии Маркса не удовлетворял

значительный отрыв от действительной жизни, от проблем современности.

Философия должна учитывать формы исторического развития и указывать пути,

идеалы, цели на основе анализа этого опыта. Философия в новой ее

интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в

целом и различных ее подсистем – практики, познания, политики, права,

морали, искусства, науки. Историко-материалистическое понимание общества

позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры,

понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей,

осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского

мироуяснения.

Философия в системе культуры: Философские интересы обращены ко всему

многообразию общественно-исторического опыта. Так, система, Гегеля

включала:

Философию природы

Философию истории

Философию политики

Философию права

Философию искусства

Философию религии

Философию морали

Отражая открытый характер философского постижения мира культуры, этот

перечень может бесконечно расширяться, добавляя новые разделы философского

миропонимания.

При этом нельзя рассматривать какой-либо аспект философского исследования в

отвлечении от всего остального комплекса вопросов.

1 Философское осмысление бытия

Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры.

Необходимость философского осмысления бытия человека обусловлена множеством фактических обстоятельств:

1. Это факт, что доминирующее положение среди мировых цивилизаций занимает западная цивилизация. Основным ориентиром развития человечества принято считать именно эту цивилизацию и в этот марафон включено и наше, грузинское общество.

Современная западная цивилизация, по своей сущности, основывается на рациональном упорядочении земной жизни. Земная жизнь подразумевает природную и социальную среду. Объектом удовлетворения потребностей являются вещи, то их производство и потребление приобретают универсальный характер. Основные средства производства и потребления вещей - это, с одной стороны, развитие производства (индустрии), научно-технический прогресс, с другой стороны - крайняя рационализация социальной среды. Первое - порождает культ науки и техники, а вторая - абсолютную социологизацию социальной жизни.

Мировоззренческой основой западной цивилизации является сциентизм, сущностью которого является абсолютная универсализация науки и техники. Как результат имеем товарный фетишизм, вещь должна превратиться в товар, а товар основывается на конъюнктуре рынка. Рынок и торговля все превращают в меновую ценность, рынок формирует человека «рыночного типа» и взаимоотношения людей принимают мещанскую, основанную на выгоде денежную форму бездушных товарных отношений. Истинные человеческие духовные, душевные сущностные силы (добро, прекрасное, истина и т. п.) подавляются и дают возможность безусловной реализации витально-физиологических сущностных сил.

Смысл бытия человека западной цивилизации состоит в комфортном обустройстве жизни, в максимальном удовлетворении материальных потребностей. «Я должен иметь безгранично больше того, что мне необходимо», - такова сущность нравственного императива человека западной цивилизации. Очевидно, что человек оторвался от своего истинного бытия. Его заменило псевдобытие.

2. То, что мы живем в эпоху глобализации - факт. В содержании понятия «глобализация» в общем осмысливаются новые взаимоотношения людей, народов стран и регионов (Э. Гидденс). Эти новые взаимоотношения действительно подразумевают утверждение взаимоотношений, характерных для западной цивилизации, точнее их «американизацию», которая имеет целью универсализацию образа жизни. Это означает, что образование, вера, деятельность, мода, отдых, времяпрепровождение и т. д. будут основаны на стандартах и образцах западной цивилизации, означает утверждение общего образа жизни.

Очевидно, что в условиях утверждения единой, общей западной цивилизации человеческие отношения упрощаются, снимаются существующие барьеры. Уже не будет места различным традициям, привычкам, правилам, различающимся ценностным ориентациям вообще, и, в результате этого, облегчатся организация и управление экономикой, возрастет темп производства и производительность труда, уровень экономического развития, расширится пространственно-временной ареал человеческих контактов, станет возможным максимальное удовлетворение материальных потребностей и т.д. Современная глобализация требует утверждения в мире «порядка нового типа». Этот «новый тип» порядка является порядком американского типа, который требует уничтожения всех, кто не вписывается в систему этого порядка. В то время, как Гегель считал, что «достойно уничтожения все то, что неистинно и недуховно», идеология «нового порядка», основанная на постмодернистском мировоззрении, считает: должно быть уничтожено и все истинное и духовное, если они не соответствуют стандартам западной цивилизации. Глобализация ставит альтернативу «чужим»: или выродиться и быть уничтоженными, или подчиниться переменам и преобразиться. Глобализация как «американизация» создает опасность функционированию национальных языков. Английский язык обретает всеобщую, универсальную функцию. Он формируется как всеобщий язык права человека на труд, занятости, коммуникации, взаимоотношений и т. д. Национальные языки как главнейшее средство распространения и выражения национального бытия, теряют ценность и значение. Это, фактически, указывает на опасность гибели национальной культуры. Сегодня национальным культурам грозит опасность превращения в музейные экспонаты.

Постмодернистское мировоззрение характеризуется онтологическим нигилизмом, выражающимся в пренебрежении «всесилием разума ». «Новый» интерпретаторский разум ищет основы истины не в метафизике, а здесь, во взаимоотношениях, диалоге, коммуникациях изменчивых индивидов, существующих сейчас. Постмодернистское сознание отрицает всеобщие ценности - истину, добро, прекрасное. Обесцениваются традиционные ценности, утверждается крайний релятивизм и неразборчивость. Доброта как забота о других, в пренебрежении, и нравственным императивом человеческого поведения объявляется забота о себе. «Этика всеобщего» (Кант) - этика долга - уступает место «малой этике» - этике цели. Индивидуализм принимает крайнюю форму. Преимущественное значение приобретает защита прав индивида. Допускаются однополые браки, и эти права обеспечиваются законом.

В сфере искусства отрицаются традиционные формы и критерии. Постмодернистская эстетика акцентирует дисконтинуальность, однозначный смысл произведения искусства отрицается. Такой методологический подход вызвал коренную модификацию основных эстетических категорий - прекрасного, возвышенного, трагического, комического. Классическое понимание прекрасного, носившее в себе моменты истины и добра, в постмодернистской эстетике объявляются лишенными основания. В ней внимание переносится на «прекрасность» асимметрии и ассонансов, на дисгармоническую целостность. Поэтому музыку Моцарта вытесняет рэп.

Очевидно, что человек, этнос, нация, включенные в процесс глобализации, с его ожидаемыми результатами, оторванные от собственного бытия, требуют обязательного освещения проблемы смысла бытия и учета этих факторов.

3. Современную эпоху можно назвать эпохой философского нигилизма и социологического оптимизма. Сегодня философия и философствование объявляется бесполезным, пустым делом. В античности она была в привилегированном состоянии, выполняя функцию как мудрости, так и науки. В Средние века она лишается статуса мудрости и выполняет функцию служанки теологии. В Новое время она освобождается от этой функции и у нее появляется претензия на абсолютное, истинное знания, она обретает функцию судьи науки. В эпоху же технического прогресса частные науки достигли полной монополизации знаний. Метафизические проблемы объявлены лишенными смысла. Необходимость в философии сведена до минимума. Она потеряла свою функцию критического разума и самосознания культуры. Любовь к мудрости была заменена любовью к вещам.

Частные естественные науки и социология, фундаментом которых служила вера в формальный рационализм, заняли место мировоззрения. Современная социология опирается на ту систему ценностей западной цивилизации, которая установлена позитивистской философией, опирающейся, в свою очередь, на рациональное мировоззрение.

Сегодня «философия превратилась в пенсионера» (А. Швейцер), занятого лишь классификацией достижения наук. Философия, лишившись творческого духа, превратилась в историю философии и оформилась как философия, лишенная критического мышления. Культура, оставшаяся без мировоззренческого ориентира, без самосознания, утонула в полном бескультурье.

Тенденция нигилистического отношения к философии была осмысленна еще в начале ХХ века. Философия жизни и экзистенциализм, фактически, являлись попыткой осознания и преодоления этой тенденции. Особенно остро эта проблема рассматривалась в немецком экзистенциализме. Именно представители немецкого экзистенциализма увидели, что решить проблему можно лишь посредством анализа бытия.

Сегодня основной задачей философии вообще является утверждение новой метафизики, освобождение философии из пут науки, ее реабилитация как метафизики.

2 Понятие духовной культуры. Критерии духовности

Понятие духовной культуры:

· содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

· теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

· этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру – она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – она вторична.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечто священное (религиозное);

· как нечто положительное, которое не требует пояснения;

· как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация.

Истинная духовность есть "триединство истины, добра и красоты" и основными критериями такой духовности являются:

· интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность".

· рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество.

· свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств.

· творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида", ибо сознанию открыто сущее;

· ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

Таковы основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

3 Право и наука в системе духовной культуры

Наука и право являются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества.

Культура – это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества и их взаимодействий с природой и между собой.

Материальная культура – это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника, физическая Культура, благосостояние людей.

Духовная культура – это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальным знаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, как мораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Гуманитарные науки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы или человечества каких-либо предметных действий.

Антропологические науки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств.

Технические науки – это система знаний и деятельности по практическому использованию законов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание – это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей.

Анализ приведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи между элементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Культура представляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремлений членов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяют характерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.

1 Философское осмысление бытия Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры. Необходимость фи
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.