Корнилий, епископ Волгодонский и Сальский (Синяев Владимир Александрович). Архиепископ Свердловский и Ирбитский Корнилий (Соболев Гавриил Гавриилович)

Корнилий (Соболев), епископ Вязниковский

Епископ Корнилий (в миру – Гавриил Гавриилович Соболев) родился в ноябре 1880 года под Выборгом (по другим данным – в самом городе Выборге, который тогда находился в составе Великого княжества Финляндского).
Образование получил в Санкт-Петербургской семинарии, которую окончил в 1900 году, и Санкт-Петербургской духовной академии.
28 сентября 1902 года, когда ещё обучался на III курсе академии, Г. Г. Соболев принял монашеский постриг с именем Корнилия. Пострижение в мантию совершил ректор академии епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии Сергий (Страгородский). Вместе с Соболевым иночество принял его сокурсник Киприан (Шнитников). Обращаясь к новопостриженным инокам, Преосвященный Сергий произнёс пророческие слова: «Послушание имей во всем. Конечно, не без боли, не без тяготы совершен вами этот бесповоротный шаг. Многое вам пришлось оставить за собой, от многого отказаться навсегда. Перенесли вы и мучительный вопрос, отовсюду направлявшийся к вам: «Зачем вы делаете этот шаг, зачем не довольствуетесь обычной жизнью мирской, в которой ведь тоже можно спастись?» Да, зачем? Но зачем Петру было бросаться в озеро, когда он увидел, что Господь его стоит на берегу? Зачем было христианским мученикам добровольно проситься на костры, когда можно было и без этого спастись, когда и без этого Господь, быть может, их услышал бы и даровал бы им Царство Небесное? Ведь чтобы «войти в жизнь вечную» по слову Самого Господа, необходимо только «соблюдать заповеди», самые обыкновенные и для всех обязательные. Но разве любовь когда-нибудь спрашивает, когда-нибудь высчитывает, сколько нужно пожертвовать для любимого предмета? Разве дело любви – размерять величину своего подвига, как бы боясь передать лишнее? Любовь поэтому и любовь, что она себя не щадит, что она всегда на всё готова, – готова принести жертву даже тогда, когда этой жертвы от неё и не требуют. Та же любовь ко Христу, блеснув пред вашим духовным взором, увлекла и вас за собой, и вся привела к решимости оставить мир похотения, служение своим страстям, оставить жизнь по своим планам и желаниям и предать себя Христу в жертву чисту, благоугодну…
Решительный шаг совершён. Прошлого уже нет. Теперь начинается для вас новая жизнь. Может быть, она предносится вашему воображению в особенном свете, в виде славного поприща, исполненного небывалых, особенных подвигов. Предносится, может быть, одному из вас тихая подвижническая келья где-нибудь в пустынном скиту, где кроме Бога и Богом сотворённой природы, являющей каждому истинному подвижнику Божие величие и красоту, нет ничего, где он один в тиши и безмолвии может беседовать с Богом, молиться день и ночь. Другому, может быть, предносится поприще миссионерское, где он, оставив всё: свою родину, свой язык, идёт в неведомые страны, несёт язычникам свет Христов. Но, юные мои братья, слишком немудрена была бы монашеская жизнь и легко было бы спастись, если бы для этого нужно было только быть каким-нибудь героем, т. е. задумать какой-нибудь подвиг и раз навсегда совершить его, прославившись и здесь, и там. Не тот настоящий воин, который только в минуту особенного подъёма духа может блеснуть самопожертвованием. Жизнь созидается не минутным решением и состоит не в одном столь же поспешном исполнении этого решения. Жизнь, настоящая жизнь, состоит из постепенного упорного труда и незаметного делания».
Тогда же инок Корнилий был рукоположен в иеродиакона, а в 1903 году – во иеромонаха.
После окончания духовной академии в 1904 году иеромонах Корнилий 28 июля того же года был назначен членом Урмийской духовной миссии в северной Персии – в городе Урмия, столице Западного Азербайджана близ одноимённого озера Урмия. История миссии началась в 1898 году, когда девять тысяч сиро халдеев подали прошение о соединении с Русской Православной Церковью. В 1901 году в Северной Персии был построен первый православный храм, а с 1905 года при миссии на русском и сирском языках стал издаваться журнал «Православная Урмия».
Начальником миссии с 1904 года был кандидат Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Сергий (Лавров), под началом которого и служил иеромонах Корнилий. Персия в то время находилась в политической и финансовой зависимости от Российской империи. В её городах, в том числе и в столице, размещались русские казачьи части, персидские шахи являлись должниками Русского учётно-ссудного банка. Десятки тысяч персиян, жителей пограничных территорий, в том числе Западного Азербайджана, уходили на заработки в Закавказье и Закаспийскую область Российской империи. Поэтому Русская Православная Церковь стремилась как можно эффективнее воздействовать на население этой провинции. Когда о. Корнилий служил в Урмии, в Персии были сильны революционные настроения. В середине декабря 1905 года началась Персидская революция. Антишахское движение испытывало влияние революции в России. Весь 1906 год прошёл в демонстрациях, столкновениях митингующих с солдатами правительственных войск. Одним из центров революции стал Тебриз, расположенный в непосредственной близости от Урмии и южных границ Российской империи. В 1907 году при активном участии русских и английских войск революция в Персии была подавлена, а страна фактически разделена на русскую и английскую зоны влияния. Таким образом, служение иеромонаха Корнилия пришлось на бурные и опасные годы, хотя в Урмии было сравнительно спокойно.
14 августа 1907 года был назначен преподавателем, но уже 21 августа того же года перемещён на такую же должность в Александро-Невское духовное училище в Петербурге. Там в 1908 году он был награждён орденом Св. Анны III ст. 20 августа 1909 года его назначили преподавателем Санкт Петербургской духовной семинарии, а 25 января 1910 года – там же инспектором.
1 сентября 1911 года о. Корнилий был назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита .
17 (30) сентября 1917 года архимандрит Корнилий был хиротонисан в Туле во епископа Каширского, викария Тульской епархии. 2 февраля 1918 года в Туле состоялся не разрешённый властями крестный ход. Шествие с иконами и хоругвиями, которое двинулось из кремля, было встречено пулемётным огнём красноармейцев. Десятки верующих были ранены, 13 человек убиты. Среди раненых был и епископ Каширский Корнилий (Соболев). Запись об этом событии оставил в своём «Дневнике» профессор Московской духовной академии А.Д. Беляев: «В Сретенье в Туле был крестный ход, которого не желали и требовали отменить большевики, но Дума и всё население требовали… Большевики стреляли в идущую толпу богомольцев из пулемётов, есть убитые и раненые. В викарного епископа Корнилия попали 2 пули в ноги, навылет. А Тульского епископа Ювеналия после хода богомольцы одели в соборе в тулуп, и он пешком был проведён домой для безопасности».
С 22 января 1920 года владыка Корнилий – епископ Новосильский, викарий Тульской епархии.

Епископ Вязниковский 1921–1926 гг.
В 1921 году Преосвященный Корнилий был перемещён на Вязниковскую кафедру. Однако управлял епископ Корнилий недолго. Уже 27 марта 1921 года он был арестован в Вязниках, но затем отпущен под подписку о невыезде. Владыка обвинялся в антисоветской агитации. Решением коллегии Владгубчека от 7 июня 1921 года «…хотя юридически виновность Корнилия не доказана, ему было предложено в течение 2 недельного срока выехать в распоряжение Московской епархии».

Отец Корнилий (Соболев)

В январе 1922 года Преосвященному Корнилию разрешили вернуться в Вязники.
Повторно епископ Корнилий был арестован 1 декабря 1922 года. На этот раз его обвиняли «…в будировании народных масс на религиозной почве». Интересный случай из вязниковского периода владыки Корнилия вспоминал позднее в одном из писем святитель Афанасий (Сахаров). Этот эпизод произошёл летом 1922 года, когда отмечалось нашествие различных насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур. В целях прекращения этого бедствия епископом Корнилием по просьбе крестьян на полях был прочитан «Чин, бываемый на нивах… аще случится вредитися от гадов…», который принёс желанные плоды. Ковровский епископ писал: «Покойный преосвященный Корнилий, архиепископ Свердловский (Соболев) рассказывал мне, что, когда однажды, в бытность его Вязниковским, путешествовал по своему уделу, он сам видел на нивах, на которых накануне был совершён означенный чин, целые кучи мёртвых вредителей, именно тех, которые были закляты с призыванием мучеников Трифона, Евстафия и Иулиана». Эта история, по видимому, также стала одной из причин последующего в том же году ареста владыки. Решением комиссии НКВД по административным высылкам от 30 марта 1923 года епископ Корнилий был приговорён к высылке сроком на три года под гласный надзор ГО ОГПУ в Нарымский край Енисейской губернии.
После освобождения он в январе 1926 года был временно управляющим Владимирской епархией .
16 июля 1926 года Преосвященный Корнилий был арестован во Владимире без предъявления ему обвинения, а 18 августа освобождён под подписку о невыезде из Москвы.
В августе 1926 года он был определён архиепископом Свердловским и Ирбитским. Осенью 1926 года среди архиереев стала обсуждаться необходимость тайного избрания Патриарха, который смог бы положить конец церковным нестроениям. Инициатива тайного избрания принадлежала епископу Павлину (Крошечкину) и архиепископу Корнилию (Соболеву). Кандидатом в Патриархи стал первый из архиереев, назначенный в Местоблюстители по «Завещанию» святого Тихона, митрополит Казанский Кирилл, срок ссылки которого к тому времени заканчивался. В условиях постоянных гонений на Русскую Православную Церковь созыв Поместного Собора был невозможен. Поэтому каждого архиерея навещали лично и собирали их подписи за кандидатов. Владыка Корнилий одним из первых подписал акт об избрании митрополита Казанского Кирилла (Смирнова) Патриархом. К ноябрю 1926 года было собрано всего 72 подписи об избрании Всероссийским Патриархом митрополита Кирилла. За ходом выборов с самого начала следило ГПУ. Вскоре были арестованы почти все архиереи, поставившие свои подписи под избирательными бюллетенями. В тюрьмы, лагеря, ссылки было отправлено 40 архипастырей, в том числе и архиепископ Корнилий. Отбывавшего ссылку кандидата в Патриархи митрополита Кирилла вновь арестовали и бросили в тюрьму.


Заключённый Гавриил Гавриилович Соболев

Тогда в управление Русской Православной Церковью вступил митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых). Владыка Иосиф не исключал и своего скорого ареста. 25 ноября 1926 года он составил завещательное распоряжение о преемстве высшей церковной власти, в котором назвал своих преемников – Корнилия (Соболева), архиепископа Свердловского и Ирбитского, Фаддея (Успенского), архиепископа Астраханского и Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского. 17 декабря 1926 года архиепископ Корнилий вместе с группой архиереев был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним по одному делу проходили митрополит Сергий Страгородский (с 10 августа 1917 г. по 16 июня 1922 г. носил титул Владимирский и Шуйский), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), викарий Нижегородский Григорий (Козлов) и викарий Курский Павлин (Крошечкин). Преосвященный Корнилий был обвинён за принадлежность к антисоветской группе архиереев. 29 апреля 1927 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58–6 УК РСФСР «Соболев Г. Г.» был приговорён к трём годам концлагерей и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Следующий месяц владыка Корнилий провёл на этапе вместе со своими «однодельцами» – епископом Афанасием (Сахаровым) и епископом Григорием (Козловым). Через ленинградскую пересыльную тюрьму они прибыли на Соловки. От того времени известно письмо архиепископа Корнилия к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) по поводу текущих событий церковной жизни, написанное 7 мая 1928 года. 23 ноября 1929 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ дело было пересмотрено, и епископа Корнилия выслали в Сибирь сроком на три года. Таким образом, он сначала находился в заключении на Соловках, а затем на поселении в Казанской области. Кафедру владыка Корнилий возглавлял до 1933 года. Всё это время он управлял епархией в большей степени номинально. Практически Преосвященный Корнилий с 1923 года не покидал тюрьмы и концлагеря.
Скончался владыка Корнилий 16 апреля (по данным архива Владимирского УФСБ – 17 апреля) 1933 года. По слухам, он был убит татарином, доставлявшим ему рыбу. Оставшись ночевать, он ночью зарезал архиепископа с целью ограбления. После этого владыка провёл в сильных мучениях 13 дней и умер в первый день св. Пасхи.
15 апреля 1993 года прокуратура Владимирской области реабилитировала епископа Корнилия за отсутствием в его деле состава преступления.

Митрополит Корнилий (Константин Иванович Титов, родился 1 августа 1947 г.)

Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви (с 2005 г.) с титулом — митрополит Московский и всея Руси .

Будущий предстоятель РПсЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий родился в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье с именем в честь равноапостольного Константина Великого (именины 3 июня). До революции Орехово-Зуево был одним из городов Богородского уезда и находился на территории известного района расселения старообрядцев, известного как Гуслицы .

В городе находилось несколько церквей и домашних молелен, принадлежащих старообрядцам. В одной из них и молились предки будущего митрополита. Дом Титовых, что по улице Володарско-го, в котором Константин появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозо-вых и Зиминых. С Зимиными Титовы дружили семьями. С раннего дет-ства бабушка, Мария Никола-евна , водила внука в церковь Рожества Богородицы, кото-рая располагалась на улице Куз-нецкой. В народе этот храм был известен как «черная мо-ленная», поскольку ее клир в свое время составляли старообрядческие иноки. К сожале-нию, эта моленная в 1973 году была сожжена, когда городские власти начали реконструкцию города. Тем не менее даже в эти суровые годы жители города продолжали хранить веру предков. В доме Титовых всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во время атеистических гонений их хранить было небезопасно.

Окончив 8 классов средней школы, из-за материальных трудностей Константин сразу устроился на работу. Стал учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината — предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми. На Литейно-механическом заводе будущий митрополит проработал 35 лет , совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, а затем в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году. Трудовая деятельность Константина Титова продолжалась до 1997 года. Последние годы он работал начальником ОТК — отдела технического контроля завода. Так сложились обстоятельства жизни будущего владыки, что ухаживая за боль-ной матерью (он был единствен-ный сын), он не женился. А потом, когда её не стало, он обратил все свои устремления к Церкви Христовой. Тут на практике пригоди-лись его знания и труды для возрождения орехово-зуевского храма по улице Куз-нецкая. Здесь он познакомился с настоя-телем — отцом , который и по сей день вот уже почти 30 лет окормляет Орехов-скую общину. Знакомство с отцом Леонтием помогло Константину встать на путь церковного служения.

В 1991 году Константина Ивановича избрали председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма . В мае 1997 года, оставив светскую работу, он дал обет безбрачия и был поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил митрополит (Гусев). 7 марта 2004 года в Москве, в , митрополит (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.

21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий . 7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе митрополит Андриан в сослужении епископов Новосибирского, Евмения Кишиневского и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 года Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового Предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия митрополитом Московским и всея Руси. Голосование пришлось проводить трижды. Другими кандидатами были архиепископ Костромской и Ярославский (Витушкин) и епископ Донской и Кавказский . Лишь с третьего раза 58-летний епископ Корнилий набрал более двух третей голосов, необходимых для избрания.

Владыка позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана (Четвергова). Вскоре после избрания митрополитом заявил:

Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ.

За годы предстоятельства владыки Корнилия были упрочнены положительные тенденции в жизни Церкви. Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Церкви с совершением архиерейских богослужений, возведение в священные степени епископов, иереев, диаконов, чтецов, свещеносцев. Так, митрополит рукоположил на Дальневосточную епархию епископа (Артемихина), на Казанско-Вятскую епархию — епископа (Дубинова), на вновь образованную Томскую — епископа Григория (Коробейникова). В 2016 году митрополит рукоположил епископа Саву (Чаловского) на новообразованную Казахстанскую епархию. За прошедшие годы со своего посвящения в сан митрополита владыка Корнилий возвел в священные степени более 50 священников, диаконов, более ста чтецов и свещеносцев.

Одной из ярких примет этого времени стало значительное число новоосвященных храмов.

Так, 3 февраля 2007 года митрополит Корнилий возглавил освящение нового , построенного по проекту и благословению митрополита Андриана. Престол храма был освящен во имя образа Богородицы «Всем Скорбящим Радость ».

4 мая 2007 года владыка Корнилий совершил освящение утвержденного престола и .

22 августа 2008 года митрополит Корнилий возглавил праздничное богослужение в Введенском храме Николо-Улейминского монастыря. После чтения часов был совершен чин освящения храма, а затем отслужена Архиерейская Литургия.

27 декабря 2009 года, в Неделю святых праотец, митрополит Корнилий освятил в селе Афанасьево Кировской области .

6 июня 2010 года во время визита митрополита Московского и всея Руси по Уральской епархии состоялось освящение Больше-Сосновского района Уральской епархии.

6 сентября 2010 года в с. Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области митрополит Корнилий совершил освящение .

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей. 25 сентября состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, как и до революции был освящен .

8 июня 2011 года совершен чин освящения храма в селе Безводном. Как и до революции, его престол был освящен .

6 июня 2013 года, на праздник преподобного Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил Воскресенского района Московской области.

15 июня 2013 года преосвященный митрополит освятил Донской и Кавказской епархии (Волгоградской области).

4 августа 2013 года митрополит Корнилий освятил придел и второй алтарь Казанского храма во имя святителя Арсения Уральского села Безводное Нижегородской и Владимирской епархии.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) состоялось освящение нового храма Русской Православной старообрядческой Церкви. Митрополит Московский и всея Руси Корнилий и архиепископ Киевский и всея Украины освятили новопостроенный .

24 октября 2014 года в селе Егоровке Фалештского района (Молдавия) освящен новый старообрядческий .

11 мая 2014 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил освящение престола и . Эта церковь, получившая освящение во имя святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца, перенесения честных его мощей, была построена в начале XX века и совсем недавно передана Русской Православной старообрядческой Церкви.

5 июля 2015 г. митрополит Корнилий освятил храм в районном центре Владимирской области . Новый храм освящен во имя Воздвижения Честного Креста Христова.

13 декабря 2015 года владыка совершил освящение во имя святых чудотворцев и безсребреников Козьмы и Дамиана.

Главным событием архипастырского визита в Крым стало освящение , которое раньше носило название Русская Мама. Это событие состоялось 27 мая 2016 года.

28 июня 2016 года в городе Малая Вишера Новгородской области митрополит Корнилий освятил новый .

В ходе архипастырских поездок митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы жизни старообрядческой Церкви: предоставление земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращения церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами.

Большое внимание в последнее десятилетие митрополит уделял вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода ». При содействии и финансовой помощи московских властей здесь проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и храмах, доме Причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы. 1 февраля 2015 года в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском, состоялось знаковое событие: освящение в Москве. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено первоначальное историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя этого величайшего события в истории человечества, и возвращение храму его исторического наименования было инициативой самого митрополита Корнилия.

За годы предстоятельства митрополита Корнилия Московское старообрядческое Духовное Училище подготовило одиннадцать выпусков. Юноши и девушки, закончившие МсДУ, теперь трудятся на церковном и церковно-общественном поприще.

Под председательством митрополита Корнилия ежегодно созываются Освященные Соборы и Советы Митрополии, на которых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам церковной жизни.

В годы предстоятельства митрополита Корнилия активно развивается издательская деятельность. За эти годы издано 50 номеров журнала «Вестник Митрополии ». Кроме собственно «Вестника», неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как, например, поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и другим. Созданный во время предстоятельства митрополита Корнилия музейно-архивно-библиотечный отдел митрополии ведет широкую научную и издательскую деятельность. Изданы многие тома трудов таких известных старообрядческих авторов, как архиепископ Иоанн (Картушин), еп. Аресений (Швецов), еп. Михаил (Семенов). Одной из добрых традиций, установившихся во время предстоятельства митрополита Корнилия, стала церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. За эти годы в число награжденных вошло около 100 ученых, писателей и работников кино.

В последние годы предстоятельства митрополита Корнилия взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому стало посещение делегациями Белокриницкой митрополии праздника св. жен-мироносиц в Москве, неоднократные встречи митрополитов в Белой Кринице и визит в 2013 году митрополита в Казань для участия в торжествах, посвященных Казанскому образу Пресвятой Богородицы.

Владыка Корнилий активно поддерживает межстарообрядческое сотрудничество, выступает за добрососедские отношения и взаимодействие с другими старообрядческими согласиями. Так, 23-24 июня 2016 года в Московском Доме Национальностей прошла международная «Старообрядчество, государство и общество в современном мире ». В мероприятиях конференции приняли участие официальные делегации основных старообрядческих согласий — Русской Православной старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви, представители старообрядческих общественных движений и СМИ.

В президиуме конференции присутствовали предстоятели Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси . Древлеправославную Поморскую Церковь представлял председатель Центрального совета ДПЦ Латвии отец Алексей Николаевич Жилко .

Митрополит Корнилий и государство

Динамично развиваются отношения между Русской Православной старообрядческой Церковью и государством. Митрополит Корнилий является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации . 22 февраля 2013 года в Екатерининском зале Кремля Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил Митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой — орденом Дружбы . Эта высокая государственная награда вручается гражданам Российской Федерации, а также гражданам иностранных государств за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

26 февраля 2013 года в своей резиденции в Ново-Огарево Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с Митрополитом Корнилием, Московским и всея Руси. В начале беседы владыка Корнилий поблагодарил Президента России за предоставленную возможность личной встречи и обратил внимание на ее важность и историческую уникальность для всего старообрядческого мира. В ходе встречи митрополит Корнилий познакомил В.В. Путина с современным положением РПсЦ и с признательностью отметил, что Старообрядческая Церковь сегодня имеет возможность для свободного развития, и государство оказывает поддержку во многих вопросах.

16 марта 2017 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В приветственном слове митрополит Корнилий выразил благодарность президенту Российской Федерации за внимание к нуждам Церкви и помощь в проведении в 2016 году в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира.

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении Русской Православной старообрядческой Церкви здания старообрядческого .

31 мая 2017 года, накануне 70-летия Владыки, духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу, Владимир Владимирович Путин . Цель этого визита — ознакомление со старообрядческим духовным центром РПСЦ, осмотр его храмов и территории. В ходе встречи глава государства побывал на выставке «Сила духа и верность традиции », которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия. На выставке представлены уникальные памятники XVI-XX веков , хранящиеся в митрополии старообрядческой церкви и Покровском кафедральном соборе.

Митрополит Корнилий на протяжении нескольких лет постепенно строит свои взаимоотношения с государственной властью. На разном уровне, небольшими шагами митрополит утверждает свой авторитет в обществе, а соответственно и авторитет всего старообрядчества. Это особенно важно, потому что до митрополита Корнилия в РПсЦ был некоторый период, когда отношения с властями и обществом не были для старообрядцев приоритетными. Однако служение митрополита Корнилия совпало с готовностью старообрядцев строить новые отношения с государством, по-новому заявить о себе в обществе. Кроме этого, митрополит Корнилий оказался единственным представителем старообрядцев, который смог общаться с властями.

Митрополит Корнилий ревностно исполняет свой архипастырский долг, регулярно совершает архиерейские богослужения в Кафедральном Покровском Соборе г. Москвы. Он часто посещает общины Московской епархии, а также нередко бывает во всех епархиях Русской Православной старообрядческой Церкви. Внимательно относится к проблемам церковной жизни, ответственно подготавливает и рукополагает кандидатов во священные степени, возглавляет освящение многих построенных храмов. Будучи сам талантливым проповедником, архипастырь целенаправленно развивает и поддерживает в Церкви проповедническую, просветительскую и издательскую деятельность, духовное образование. Владыка очень радеет о том, чтобы результат этих трудов был направлен как внутрь Церкви, на оживление духовной жизни христиан, так и во вне, в мир, для проповеди всему человечеству истин Богом данной правой веры.

За время первосвятительского служения владыки Корнилия в Церкви особенно проявилась соборность. Это выражается не только в том, что регулярно проводимые Освященные Соборы стали реальным органом управления Церкви, но и в том, что Церковь открыто и свободно обсуждает вопросы своей внутренней жизни и каждый её член получил право соборного голоса. Владыка Корнилий известен своей открытостью и отзывчивостью. Он уважителен и смирен со своими собратьями-архиереями, по-отечески относится к подчиненным ему священнослужителям — священникам, диаконам и чтецам. Готов для общения со всяким христианином, внимателен к людям разного ранга и положения, национальности и вероисповедания. Владыка образован и начитан, открыт ко всему новому. При огромных моральных и физических нагрузках, владыка Корнилий ведет скромный и строгий образ иноческой жизни, энергичен и жизнерадостен, непритязателен в бытовых вопросах.

Из утренней почты:

"Обращение к Святейшему Патриарху Кириллу от верных чад Волгодонской и Сальской епархии.

Ваше Святейшество!

Обращаются к вам верующие люди, представители казачества, Волгодонской и Сальской
епархии. 7 лет назад Вашим указом, к нам прислали епископа Корнилия (Синяева). Мы
много раз писали Вам, докладывали о положении дел в нашей епархии, но на все просьбы
получали только отписки Ваших секретарей что все хорошо, а мы якобы вводим Вас в
заблуждение. Видимо епископ Корнилий имеет больших покровителей, которым возит
ежеквартально чемоданы денег и которые не доносят до Вас правдивую информацию о его
делах и положении в епархии. Многим известно что он мечтает о белой шапке митрополита
и хочет поскорее уехать. Сделайте ему такой подарок, Ваше Святейшество, пусть он
поскорее покинет наши чужие для него края, все верующие люди вздохнут с облегчением.

Сей нечестивый епископ поставил во главу угла своей деятельности езду по приходам и
грабеж церквей. Его не интересует общественная деятельность, встречи с молодежью,
студенчеством, с главами муниципальных районов, он их попросту избегает. Жадный,
наглый и просто хам, всем рассказывает о своем раннем подстриге, а на самом деле ни дня
не был нигде в монастыре, не имеет никакого опыта управления.
Достаточно просто посмотреть епархиальный сайт там сплошная показуха и имитация
деятельности. За время своего пребывания он ни разу не встретился с молодежными
сообществами города, не ответил на их вопросы. Неудивительно что в нашем молодежном
городе нет в храмах молодежи, они все у сектантов и баптистов, которые не боятся выходить
в народ со своими лжеучениями. Недавно был праздник 9 мая, ему даже не дали слова на
митинге, стоял просто на трибуне и все. Из за него в городе все отворачиваются от церкви.
Ни бизнес сообщество, ни власти не хотят с ним общения, он не смог ни с кем наладить
диалог из за его тупости, наглости и психического поведения. Всего его 7 лет нахождения
тут это деградация и разложение церкви.
Приезжая на какой либо приход, он не хочет встречаться с главами поселений, депутатами,
чиновниками. Для него проще приехать получить свой гонорар, рассказать одну и ту же
проповедь однообразную и уехать на другой приход. Совершенно безграмотный, психически
и телесно больной человек, который непонятно каким образом получил такой высокий сан.
С такими епископами вся концепция чтобы епископ был «ближе к народу» терпит крах. На
самом деле, на примере епископа Корнилия можно утверждать, что он стал ближе не к
народу а к деньгам! Народ он боится, избегает, на прием простому человеку к нему
невозможно попасть.
Вся его деятельность, фальшивка и показуха для Вас и это не трудно понять если
разобраться что конкретно он сделал за все время своего нахождения тут. Результаты этой
«деятельности» крайне удручающие.
Начнем с самого простого, это туалета. Его просто нет на территории кафедрального собора.
Люди которые приходят на богослужения с детьми, им просто некуда сходить в туалет и это
факт. Кафедральный собор среди недели постоянно закрыт, открывают его только в
воскресенье и в большие праздники и то, только тогда когда служит епископ Корнилий.
Мы готовы это подтвердить фотографиями что среди недели собор закрыт, что нет туалета.
В будние дни открыт нижний храм, который находится в подвале. Почему горожане не
имеют право среди недели прийти в собор поставить свечи, помолиться?

Почему они должны идти куда то в подвал? Собор Рождества Христова это подарок
Ростовской РОАЭС городу Волгодонску, и это достояние всего города и жителей а никак не епископа Корнилия.
Там в верхнем храме все в золоте и он просто боится что что то там могут украсть,
а посадить охранника и свечницу он не хочет, потому что им нужно платить.
Пару лет назал на местном новостном портале люди писали и возмущались о том что в
праздник Крещения Господня, сразу после литургии, когда вышел епископ Корнилий, всех
людей попросту выгнали и закрыли на ключ верхний храм. Отправили в нижний храм, опять
в подвал. Такой наглости, хамства, жадности местные жители не видели никогда. Понятное
дело что после таких поступков люди отворачиваются от церкви и уходят к сектантам,
которые отворяют двери для каждого человека и встречают всех чуть ли не с гитарами.
Моральный и психический облик епископа Корнилия вызывает так же очень большие
вопросы. Он ведет себя на богослужениях как истеричная, беременная баба, может орать на
своих подчиненных, психовать и все это видим мы, прихожане храмов. Все его
приближенные которые приехали с ним из Самары разбежались, постоянно меняются
иподиаконы, сотрудники, никто не выдерживает его отвратительное поведение. Зачем
рукополагать таких больных психически людей нам непонятно.
Как только Владыка прибыл к нам на кафедру, Его везде сопровождает как «супруга»
местный священник Антоний Савенков. Данный священник является ключарем собора
Рождества Христова и благочинным. Он имеет жену, и троих несовершеннолетних детей.
Владыка Корнилий в добровольно-принудительном порядке приблизил его к себе, начал
заставлять его сопровождать везде. Его постоянно не было дома, матушка одна с детьми
находилась, терпела все это долго время. Сейчас он отправил ее и детей в область, подальше,
чтобы не мешалась что называется и таскается с епископом Корнилием везде, живет с ним в
одном доме. Бросил семью и сопровождает его везде и всюду. Среди верущих людей
поползли слухи, что епископ Корнилий женился и все в таком духе, но понятно что речь
идет о нездоровой связи монаха епископа и женатого молодого священника, который бросил
семью, детей, променял их на жизнь рядом с Корнилием. У Владыки Корнилия были монахи
келейники, но он их всех повыгонял, а этого Антония пригрел. Таким образом Владыка
разрушил семью священника и не считает это чем то плохим, с амвонов храмов продолжая
учить людей. Стыдно и обидно все это наблюдать, что такие нечестивцы, скрытые
гомосексуалисты, проникают в нашу церковь и своим поведением разрушают ее,
отворачивая множество людей.

Ваше Святейшество!
Слезно молим, избавьте нас, нашу епархию, от этого нечестивца епископа Корнилия.
Пришлите независимую комиссию чтобы она проинспектировала, пообщалась с людьми
верующими в том числе и с матушкой Антония Савенкова, которая была брошена с детьми,
и вы увидите что все о чем мы Вам сообщаем это правда.
Пусть он получит сан митрополита и уедет подальше от нас вместе со своим любовником
Антонием. Он замучал грабить все приходы и возить чемоданами деньги в Москву.
С любовью и почтением, к Вам, казаки, прихожане храмов Волгодонской и Сальской
епархии.
М.Петренко, А.Матвеев, И.Прокофьев и многие другие.

P.S. Ваши обращения, жалобы, письма,
обращенные к ушам Его Святейшества,
присылайте на [email protected]

Глава Волгодонской епархии

епископ Волгодонский и Сальский

КОРНИЛИЙ

(Синяев Владимир Александрович)

Страна: Россия

Биография: Родился 22 декабря 1976 г. в Куйбышеве (Самаре), воспитывался в верующей православной семье. С трехлетнего возраста посещал Петропавловскую церковь, в 14 лет в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева стал иподиаконом у архиепископа Евсевия (ныне митрополит Псковский и Великолукский). Вскоре стал также исполнять послушания алтарника и келейника владыки Евсевия. Продолжал нести эти послушания до окончания средней школы.

По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия 3 июля 1993 г. в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре пострижен архиепископом Евсевием в малую схиму с именем Корнилий. Затем еще год оставался алтарником и иподиаконом архиепископа Самарского Сергия.

31 июля 1995 г. в Покровском кафедральном соборе рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма села Ореховка Алексеевского района Самарской области.

В 1997 г. переведен в клир церкви во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Самары и получил послушание строить в рабочих кварталах Безымянки первый на то время православный храм. 22 июня 1999 г. назначен настоятелем строящейся церкви во имя святого равноапостольного князя Владимира г. Самары.

В 2000 г. возведен в сан игумена.

В 2003 г. по благословению председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) был назначен временным членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

С 1 июня 2007 г. исполнял послушание благочинного Самарского городского Приволжского округа Самарской епархии, курировал работы по возведению нескольких храмов благочиния, завершил строительство второго храма на территории своего прихода.

15 сентября 2009 г. назначен настоятелем прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Самары.

3 марта 2010 г. назначен благочинным Самарского городского Центрального округа Самарской епархии.

Окончил Самарскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В 2009 г. окончил Самарскую гуманитарную академию.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Волгодонским и Сальским.

9 сентября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского.

11 сентября 2011 г., в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щелково Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского.

Образование:

Самарская духовная семинария.

Киевская духовная академия.

2009 г. - Самарская гуманитарная академия.

Глава Волгодонской епархии (Правящий архиерей)

Архиепископ Свердловский и Ирбитский Корнилий (Соболев Гавриил Гавриилович) родился в 1880 году под городом Выборгом в семье священника. Он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и Санкт-Пертербургскую Духовную Академию. В 1902 году он принял монашеский постриг с наречением имени Корнилий, через год стал иеромонахом. Иеромонах Корнилий подвизался в Урмийской духовной миссии в Персии, был преподавателем Тифлисской духовной семинарии, инспектором Санкт- Петербургской духовной семинарии, ректором Тульской духовной семинарии. В 1911 году его возвели в сан архимандрита. 17(30) сентября 1917 года в Туле состоялось рукоположение архимандрита Корнилия во епископа Каширского.

2 февраля 1918 г. состоялся не разрешенный властями крестный ход в Туле. Шествие двинулось из кремля, впереди несли икону Казанской Божией Матери, а перед иконой шел старик-рабочий с крестом в руках. Красногвардейцы стреляли из пулеметов, на мостовой остались десятки раненых и 13 человек убитых. Среди раненых был и епископ Каширский Корнилий (Соболев)|1|.

В 1920 году он епископ Новосильский, викарий Тульской епархии,

в 1921-1926 годы - епископ Вязниковский. В 1923 году владыка Корнилий был арестован и сослан на три года в Зырянский край.

После окончания срока этой ссылки, в 1926-1933 годы - владыка именуется епископом Свердловским и Ирбитским. В это время правящим епископом он был только номинально, т.к. практически все время провел в ссылке и концлагере. Владыка Корнилий был опять арестован, заключен на Соловках, затем отправлен на поселение в Казанскую область. 16 апреля 1933 года владыка скончался. По слухам он был убит человеком, доставлявшим ему рыбу. Оставшись ночевать, этот человек ночью зарезал (тяжело ранил) архиепископа в целях ограбления. После этого архиепископ провел в мучениях еще несколько дней и умер в первый день св. Пасхи.

Вот как описывает кончину архиепископа Корнилия в своих докладных записках владыка Иоанн, епископ Рыбинский:

Р А П О Р Т

Настоящим почтительнейше имею долг сообщить Вашему Высокопреосвященству, что Архиепископ Свердловский Корнилий (Соболев) сего года 16 апреля, в первый день Святой Пасхи, волею Божию, как истинный христианин и архипастырь, скончался. Отпетие, по чину пасхальному, было мною совершено с 6 протоиереями и иереями в доме, в его квартире, погребен на общественном кладбище, в ряду преждепочивших: одного протоиерея, 2-х иереев и 1 иеромонаха, проживавших в селении Тымском Каргосокского района Нарымского округа Западно-Сибирского края в качестве высланных из Российских пределов.

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Митрополиту Сергию, Нижегородскому

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

Смерть архиепископа Свердловского Корнилия произвела удручающее впечатление не только на лиц духовного звания, обитающих в селе Тымске в качестве ссыльных в большом количестве (нас духовных, как ныне называют "культслужителей", свыше 100 человек), но и на все население, которых насчитывается около 90 хозяйств, или домов, потому что причина смерти было "мученичество".

Владыка Корнилий, стоявший строго на канонических правилах святоотеческих, был истый архиепископ как сам к себе лично, так и по отношению других протоиереев и иереев. Был прост, доступен для всех, грядущих к нему за советами не отвергал, а всегда и во всех недоумениях был советник благий, руководитель и неусыпный молитвенник. Будучи сам хорошо осведомленный в законодательных правилах, в учении святоотеческих руководствах к пониманию священного писания и всего, что ведет ко спасению, он был незаменимый собеседник со всеми к нему обращающимися. Он не брал на себя роль правящего, но как руководитель указывал пути, какими должны воссоединяться отпавшие и заблудившиеся по тем или иным причинам от истинной православной церкви.

Были у него и особоприближенные - это его духовник, простой, многоученый и великий, можно назвать подвижник, а другой - кафедральный протоиерей г. Златоуста о. Гавриил Серженко, начитанный и довольно развитый труженик на ниве Христовой. Но как часто бывает, где развивается добродетель, там и не дремлет злоба. Были и враги у архиепископа Корнилия и упрекали его, что де он, будто бы, берет роль правящего над духовенством села Тымского: одних запрещает в священнослужении, а других прощает, принесших покаяние духовнику, по его, архиепископа Корнилия, указанию, что будто бы один смельчак запрашивал канцелярию Священного Синода, что при Вашем Высокопреосвященстве.

Владыка Корнилий знал, что делал, он был только советчик, но в административную роль правящего не вторгался. Словом был мудр, строг к себе, что требовал и от лиц, обращавшихся к нему и желавших быть с ним в молитвенном общении. Но не это сократило жизнь Владыки и причинило ему мученическую кончину. Как я сказал выше, что Владыка не уклонялся от грядущих к нему, а шли к нему не только за советами, но шли и за получением милостыни. Архиепископ был щедродатель, вследствие чего прослыл за богатого. Это щедродательность и погубила его.

Под видом просителя милостыни к Владыке вечерней порой пробрался "злодей", очевидно, раньше пользовавшийся подачками милостивца, но это все казалось ему, очевидно, мало, а захотел разбогатеть разом и, как видно, войдя в квартиру Владыки, накинулся на него с ножем и нанес ему более 8 ран в лицо и голову. Две раны, как оказалось потом, были с проломом черепа. Владыка упал без чувств, "злодей", очевидно, предполагал, что окончательно покончил с ним, обшарил карманы, захватил один чемодан с ценными вещами и скрылся.

Стук падения тела произвел смущение в отделении хозяев, они поторопились выйти из своего помещения, увидели непорядок и темноту в квартире, наружная дверь была отворена, побежали известить приближенного Владыке протоиерея Серженко, который имел свою квартиру недалеко от квартиры Владыки. В это время Владыка, очевидно, пришел в сознание и запер квартиру, так что когда о. Серженко пришел, то стучал в квартиру. Это передавал протоиерей о. Гавриил, но Владыка, окликнув: "кто это", - не хотел принимать его, ответил, что он споткнулся в потемках и ничего более. Но о. Серженко, предчувствуя неладное, не ушел, а остался на половине хозяйки.

Владыка последнее время, около месяца, или более, жил в квартире один, а днем к нему приходили помогать готовить пищу, топить печку и носить воду и дрова. Так вот, через полчаса, или менее, Владыка через стену попросил позвать о. Серженко, который незамедлил явиться, а за это время был и другой помощник приглашен. По их рассказам, лицо Владыки было все залито кровью, на полу была лужа крови. О. Серженко пришел в ужас и спросил: «Вы, Владыко, видите-ли? Ведь Ваши глаза-то залиты кровью?!» Тотчас послали за фельдшером - врача в Тымске нет, а есть в Каргоске, в районе, более 60 верстах расстоянии. Была сделана перевязка, промывка, все это наскоро, вот и не могли досмотреть проломы черепной кости, очевидно, через них проникла кровь на мозговую оболочку и она-то и причинила смерть Владыке. Сам Владыка переносил страдания терпеливо, ни единого стона, когда зашивали раны, осматривали и промывали их, разве едва-едва жаловался на боль в голове. Температура все время была повышенной.

Во все время болезни до смерти почти, сам Владыка ходил, конечно при провожатом, на перевязку, сам на Вербное и первые дни Страстной седьмицы совершал на дому богослужение, а в Великий Четверток Литургию и вечером Стояние, читал 12 Евангелий и канон трипеснца. Можно предполагать, какие страдания переносил, бодрился и говорил, что-де он боли не ощущает, а у самого голова была залита кровью. И только в Великий Пяток температура повысилась так сильно, и к вечеру лишился сознания и перестал говорить, и уже не говорил до смерти. Таким образом почти месяц страдал и за это время несколько раз исповедовался. Духовник часто просиживал у его постели, и они вели душеспасительную беседу.

Преступник был схвачен наутро после злодейства. На допросе Владыка отказался обвинять его в чем бы то ни было, и следователь только потому вел следствие, что у злодея были отобраны вещи Владыки, и тогда только Владыка отчасти рассказал, как было дело. Преступник, как передавали, приговорен к высшей мере наказания, так как уже не первое подобное злодеяние им совершено в короткое время.

На всю жизнь останется памятным мученическая кончина Владыки, его твердость и терпеливое перенесение страданий. Все не только духовные, но и граждане удивляются великой духовной мощности и силе духовной Владыки. Память ему вечная и да упокоит душу его Господь Бог в селении праведных.

Источники

1.Владислав Цыпин ИСТОРИЯ РУССКИЙ ЦЕРКВИ 917-1997- М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997 - 831 с.

2.pstgu.ru

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.